"Начальный этап обучения юных пианистов – сущность, задачи, педагогические решения"

Авторы: Безрукова Лариса Юрьевна, Полякова Ольга Владимировна
Должности: преподаватель по классу фортепиано, преподаватель по классу фортепиано
Учебное заведение: МБУДО "ДШИ № 2 им. В.П.Трифонова", МОУДОД "ДМШ № 4"
Населённый пункт: город Вологда, Вологодская область
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "Начальный этап обучения юных пианистов – сущность, задачи, педагогические решения"
Дата публикации: 05.02.2016







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации

Управление культуры и историко-культурного наследия Администрации города Вологды
Муниципальное образовательное учреждение дополнительного

образования детей «Детская музыкальная школа № 4» г. Вологды,

Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования

«Детская школа искусств № 2 им. В.П. Трифонова» г. Вологды

«Начальный этап обучения юных пианистов – сущность,

задачи, педагогические решения»
Методическая разработка Авторы - составители: Безрукова Лариса Юрьевна, Полякова Ольга Владимировна. г. Вологда 2015 г. 1
Рассмотрена на заседании методической комиссии фортепианного отделения ДМШ им. В.П.Трифонова (Протокол № 2 от 08.11.2015г.) и методической комиссии фортепианного отделения ДМШ № 4 (протокол № 3 от 15. 12.2015). Составители данной работы: Безрукова Лариса Юрьевна – преподаватель по классу фортепиано, директор МБУДО «Детская школа искусств № 2 им. В.П.Трифонова г. Вологды»; Тюсина Ольга Владимировна преподаватель по классу фортепиано МОУ ДОД «Детская музыкальная школа № 4 г. Вологды». Рецензенты: Андреева Людмила Станиславовна - проф. Кафедры музыкальных инструментов Вологодского Государственного Педагогического Университета, Лауреат Международных конкурсов; Соколова Ольга Владимировна – методист Учебно-методического центра по художественному образованию, преподаватель БОУ СПО ВО «Вологодский музыкальный колледж». 2
Данная работа является исследованием фортепианных школ и методик, направленных на работу с юными пианистами на начальном этапе обучения. Изучение инновационных педагогических находок и обобщение педагогического опыта, как известных и признанных педагогов - практиков, так и преподавателей без высоких «регалий» дали возможность систематизировать приёмы работы основных видов деятельности на уроке. Работа может быть адресована широкому кругу преподавателей-пианистов, работающих с детьми от 3-х до 7-ми лет.
Содержание:
3
1. Введение……………………………………………………… 5 2. Характеристика темы ………………………………………...7 3. Знакомство с клавиатурой ……………………… …………..9 4. Гимнастика и постановка рук ……………………………….23 5. Работа над ритмом …………………………………………..46 6. Основы нотной грамоты …………………………………….67 7. Заключение …………………………………………………..76 8. Список использованной литературы ……………………….77
1.

Введение
4
Одним из самых важных этапов в профессиональном обучении музыканта является начальный период, когда происходит первое знакомство ученика с инструментом, закладываются базовые слуховые и физические ощущения. От того, каким образом была проведена эта работа, зависит многое, и недостатки в ней могут сказаться даже через годы. Начальный этап обучения наиболее сложный и ответственный. Он - основа всего дальнейшего отношения ученика к музыке, инструменту, занятиям. Это база для всего последующего музыкального обучения. В работе с учениками младших классов, трудно претендовать на какую бы то ни было универсальность: к одной и той же цели можно прийти разными путями. В методической литературе много противоречивых высказываний, мнений. И очень важно, не меняя кардинально устоявшихся принципов, найти близкие по стилю, по "духу" способы достижения определенной цели. Можно выделить несколько общих характерных психофизических черт, которые нужно учитывать при работе с учениками младших классов. Во-первых, дети этого возраста не способны надолго сосредоточиться на какой-либо проблеме. Поэтому содержание урока должно быть составлено разнообразно и красочно, чтобы в течение всего времени интерес у ребенка не слабел. Во-вторых, малыши отличаются любознательностью, которая должна обязательно удовлетворяться. В-третьих, ребенок легко воспринимает новое, но также быстро забывает. С этой особенностью нужно обязательно считаться и взять за правило постоянно возвращаться к пройденному материалу. В-четвертых, мыслительный процесс детей не позволяет им воспринимать и усваивать большое количество информации, особенно при концентрированной ее подаче. Поэтому принуждение к спешке, быстрой 5
реакции приведет к отрицательным последствиям, так как несет беспокойство, страх, поспешность. В-пятых, дети младшего возраста имеют свойство мыслить в конкретных образах. Отсюда вытекает принцип: сначала рассказывать, а потом вводить какое-либо образное обозначение. Начиная занятия с маленькими детьми, прежде всего надо стараться не отпугнуть их чем-то слишком серьезным, что может показаться им утомительным или скучным. Интерес и желание в большей мере, чем все остальное, служат залогом успеха в обучении. Часто бывает, что с проснувшимся интересом к музыке, она сама помогает проявлению и развитию необходимых, специфических для музыканта данных: слуха, памяти, чувства ритма и т.д. Только сумев достигнуть заинтересованности на первых встречах с музыкой, можно постепенно вводить ребенка в более узкий круг профессиональных навыков. И переходя к профессиональному обучению, следует в первую очередь стараться как можно легче и понятнее преподносить ребенку необходимые знания. Вместе с их основами формируются музыкальное мышление, и воспитывается воля к труду. Знакомство детей с музыкой нужно начинать с доступного и понятного им музыкального материала. Метод и специфику занятий чаще всего может подсказать сам ребенок. Уроки должны быть построены на одновременном развитии всех важных для музыканта условий обучения. Каждый урок сочетает в себе: 1) знакомство с клавиатурой, 2) гимнастику и постановку рук, 3)развитие слуха, ритма, памяти, 4)основы нотной грамоты. Рассмотрим, как к решению этих четырёх составляющих урока подходят педагоги-пианисты, работающие с малышами. Также приведём примеры приёмов работы из собственной педагогической деятельности. 6

2.Характеристика темы
Кардинальные изменения во всех областях социальной жизни, прогресс в науке и культуре, новые потребности в сфере педагогической деятельности привели к необходимости модернизации системы дополнительного образования. В данной методической разработке представлено исследование и обобщение опыта и инноваций, используемых в педагогической практике на начальном этапе обучения детей, как выдающихся педагогов-пианистов, так и педагогов – практиков, не имеющих высоких регалий. При написании данной работы мы ставили перед собой следующие цели и задачи:
Цели:
1. Обобщить опыт работы авторов методических пособий и фортепианных школ, систематизировать традиционные и инновационные формы и приёмы работы над изучением нотной грамоты, постановкой пианистического аппарата, знакомства с клавиатурой, работы над развитием чувства ритма с начинающими пианистами в исследуемых методических пособиях и фортепианных школах. 2. Вызвать интерес преподавателей, работающих с юными пианистами, к знакомству с исследуемыми в методической разработке пособиями Привести к пониманию особой важности первоначального этапа обучения в системе воспитания пианиста. Заставить задуматься о множестве вариантов педагогических решений в ходе урока с начинающими пианистами посредством творческого подхода. 7

Задачи:
1. Продемонстрировать различные подходы в работе над основными видами деятельности на уроке, направленные на формирование знаний, умений и навыков обучающихся. 2. Наметить основные этапы работы с обучающимися на протяжении первого года обучения. 3. Ориентировать преподавателей на реализацию личных творческих способностей с целью повышения интереса обучающихся к специальности фортепиано. 4. Расширить и обобщить знания и опыт преподавателей для повышения качества обучения юных пианистов. Предлагаемый в данной методической разработке материал рассчитан на овладение им обучающимся в течение первого года обучения, согласно учебному плану образовательного учреждения. В нашем случае – это 68 учебных часов. В течение этого периода ученик должен овладеть начальными основами теории музыки (нотной грамотой), хорошо знать устройство инструмента (клавиатура, регистры), познакомиться с длительностями нот и понятиями метр и ритм, научиться ритмично исполнять несложные музыкальные произведения и читать ритмические партитуры, сформировать начальные пианистические навыки игры на фортепиано.
3.Знакомство с клавиатурой
8
Рассматривая строение инструмента, ученик впервые знакомится с клавиатурой, изучает регистры: нижний, верхний, сравнивая их с голосами животных, тембрами различных музыкальных инструментов. В «Фортепианной школе Фаины Брянской» предлагается начать изучение клавиатуры при помощи сравнительных образов, доступных возрасту малышей. Через игру ребёнок знакомится с чёрно-белым «ландшафтом» клавиатуры. По Ф. Брянской клавиатура - это музыкальный городок на Волшебном холме, и живут здесь пушистые котята. Одни — в маленьких домиках с двумя черными клавишами-диванчиками, а другие — в больших домиках с тремя черными клавишами-диванчиками. Изучение клавиатуры Фаина Брянская превращает в игру: «В центре маленького домика между двумя черными клавишами-диванчиками жи вет котенок РЕ. Дотронься до кончика своего носа подушечками указательных 9
пальцев, а потом потрогай ими же всех котят РЕ на клавиатуре, пусть они тихонько помяукают под пальцами левой и правой руки. Закрой глаза, найди на клавиатуре все РЕ, а затем так же погладь три черных ди ванчика в большом домике. Прикоснись к ним ласково, будто гладишь котят. От крой глаза и сосчитай, сколько всего больших и маленьких домиков в Кошачьем городке. Начни снизу-слева и поднимайся вверх-вправо. Давай познакомимся с котятами, которые живут в больших домиках. Котенок ФА сидит слева у входа в большой домик, а котенок СИ — у выхода справа. Погладь котят ФА и СИ во всех больших домиках. А теперь попробуй сделать это с закрытыми глазами.» На Волшебном холме, у входа в каждый маленький домик, живет очень важная семья ДО. Давай познакомимся со всеми ДО. Начнем слева-снизу, где живет самый старый и са мый мудрый Прадед ДО с самым низким голосом. Дедушка ДО живет на октаву выше, и голос у него не такой низкий. Папа ДО — на октаву выше Дедушки. У Папы, Деда и Прадеда низкие голоса, и они любят петь хором. В самом центре городка живет ДО-брый Волшебник ДО. Справа - сверху от него находится Дочка ДО, на октаву выше — Внучка ДО, а еще через октаву — Малютка ДО. Все они поют высокими голосами, один выше другого. Сыграй ОКТАВУ-радугу через все ДО. 10
Семья ДО очень дружная. Все ДО часто собираются вместе и поют свою любимую песенку. В рекомендациях преподавателям Фаина Брянская пишет: «Изучение черно-белого «ландшафта» клавиатуры помогает расположить пальцы ес - тественным образом — второй, третий и четвертый пальцы на черных клавишах, а первый и пятый на белых. Освоение клавиатуры с закрытыми глазами, на ощупь, создает мгновенную связь между слухом и пальцами. Это самое первое и оптимальное (с точки зрения результатов) упражнение для выработки навыка чтения с листа. Так воспитывается «доверие» к пальцам, а глаза освобождаются для чтения нот. Неудивительно, что великий И. С. Бах на первых же уроках учил своих детей играть с закрытыми глазами. 11
Не советую начинать знакомство ученика с клавиатурой с традиционного «до-ре-ми-фа-соль- ля-си». Этот метод топографически слепой, даже при игре с открытыми глазами: дети «не видят» черные клавиши. Пытаясь найти любую белую клавишу на клавиатуре, они, как правило, начи нают длинный путь от до. Кроме того, когда детские неуверенные руки попадают на плоский ланд шафт белых клавиш, черные неизбежно выпадают из поля их внимания и слуха. Такой способ порождает проблемы и в постановке руки (плоские пальцы, низкая кисть), а так же фобии при освоении теории и игре с листа (например, боязнь знаков альтерации и т. п.)». Для начинающих преподавателей по классу фортепиано можно рекомендовать пособие С.Альтермана «40 уроков начального обучения музыке детей 4-6 лет». Рассмотрим, как в этом пособии рекомендуется знакомить детей с клавиатурой: Автор предлагает поэтапное освоение клавиатуры, знакомство с группами из двух и трёх чёрных клавиш и введение нот в следующем порядке – «до, ми, ре» и «фа, си, соль, ля». 12
Также в этой главе хочется обратиться и к пособию «Секреты Дилидона» Ольги Геталовой - известного современного педагога, автора многих методических изданий и нотных сборников, пользующихся огромной популярностью у преподавателей ДМШ и ДШИ. Преимущество данного пособия в том, что это - рабочая тетрадь, в которой ученик сможет не только увидеть или прочитать что-то новое, но и выполнить творческое задание – раскрасить, нарисовать, дописать и т.д., что безусловно является дополнительным стимулом при самостоятельных занятиях. 13
О. Геталова «Секреты Дилидона» 14
Достижения в области информационных технологий дают огромные возможности для знакомства и изучения опыта коллег - преподавателей из разных городов нашей страны. При работе над темой этой главы большой интерес у нас вызвала статья «Первое знакомство с фортепиано» Ирины Владиславовны Шишкиной - преподавателя по классу фортепиано ДМШ им.В. А. Моцарта, ЦДТ ЮЗАО (г. Москва). Основным принципом знакомства с клавиатурой является лёгкость и доступность в её восприятии, понимании и запоминании. Знакомство происходит с радостью и улыбкой, в простой игровой форме. «Я показываю на клавиши и акцентирую внимание на том, что клавиши бывают
белые
и
чёрные
и что все они называются -
клавиатура
. Что чёрные клавиши группируются по
2
вместе и по
3
вместе. Первоначальное знакомство с клавиатурой и названиями клавиш мы начинаем не по звукоряду…Я совершенно убеждена, что изучение клавиатуры в разном порядке (по моей методике) более целесообразно, чем абстрактное “вызубривание” названия клавиш по звукоряду, приводящее к стойкой привычке пользоваться “порядковым” методом. Ведь это ужасно, когда в поисках нужной клавиши, малыш начинает каждый раз “от печки”, от 15
клавиши “до”. Чтобы ребёнок не стал “заложником отсчёта”, гораздо эффективнее развивать у ребёнка гибкое мышление в запоминании клавиатуры, используя предложенные мной картинки -“маночки”. Конечно, ребёнок обязательно должен знать и звукоряд, но эту работу я провожу несколько позже, когда он уже прекрасно знает все клавиши и хорошо ориентируется на клавиатуре. Начинаем изучение клавиатуры по группам нот, запоминание, которых проходит благодаря картинкам – образам, своеобразным “маночкам”. Каждый такой “маночек” дает возможность ребёнку включить в работу все виды мышления:  практически – действенное;  наглядно – образное;  совестно – логическое.
Схемы, дидактический материал для изучения клавиатуры
16
Там, где две чёрные клавиши мы строим
домик
. Он опирается на клавиши
до
и
ми
, поём для большего запоминания песенку “Домик”. Учимся играть её в разных октавах. Домик, домик, До – Ми Хорошо ты в нём живи, Домик, домик, До – Ми, До – Ми, До – Ми. Дальше мы должны построить
забор
, ведь у нас дачный домик, а у каждого дачного домика должен быть забор. Забор строим там, где
три

чёрных
клавиши, ведь они очень похожи на забор. У забора четыре дощечки. У первых двух, что ближе к домику, мы посадим
фасоль
. Я объясняю ребёнку, что на даче у забора обычно высаживают горох или фасоль, так вот мы посадили – фасоль и споём про неё песенку. Фасоль, фасоль, растёт фасоль, Это -
Фа
, а это –
Соль,
Фасоль, фасоль. 17
- Теперь ты “посади” фасоль, например, для мишки, или для киски, или для птички… Ребенок переносит песенку в разные регистры. - А кого мы разместим у двух других дощечек забора, посмотри, ведь там место ещё ни кем не занято? Спрашивая, я достаю маленькую лягушку. Если нет игрушки, её с успехом можно нарисовать прямо на заборе, как и фасоль, будет тоже весьма наглядно.- А туда мы посадим
лягушку.
У забора часто прыгают лягушки, ведь там довольно сыро, поэтому им там нравится. Смотри, как наш лягушонок удобно сидит на этих двух клавишах. Давай споём и сыграем про него песенку. Ля – Си лягушка сидит, На нас весело глядит. Ля – Си, Ля – Си, Улыбнись, меня спроси: “Где же
Ля
, а где же
Си
?” - У кого в гостях сидит наш лягушонок? (играю песенку в верхнем регистре). - Наверное, у мышки… - А теперь ты приглашай лягушонка в гости ещё к кому-нибудь. Ребёнок исполняет её в разных октавах и, в соответствии с октавой, придумывает, у кого же гостит лягушонок. Ну, а теперь надо посмотреть, какая же клавиша осталась неузнанной? Ребенок быстро находит её, эта клавиша “живёт в домике”. И поэтому я предлагаю посадить на неё собачку, пусть сидит в домике и охраняет его и рычит! Назовём его
Ре
кс, ведь это клавиша -
Ре
.
Ре
,
Ре
, Рекс в доме поживает,
Ре
,
Ре
, Рекс домик охраняет. Песенка исполняется на одной клавише – РЕ. 18
Все эти схемы сразу рекомендую искать и строить в разных октавах, чтобы ребёнок абсолютно свободно находил благодаря визуальным образам, любую клавишу, быстро узнавал её по “маночкам”. В процессе занятия ребёнок приобретает необходимые знания: развивается его музыкальный слух, формируются пространственно – зрительные навыки. Обучение превращается в увлекательную игру, сказку со своими образами и героями и поэтому является весьма эффективным: -Ребёнку
нравится
работать-играть с визуально-дидактическим материалом; - У ученика вырабатывается
быстрое
и
глубокое
запоминание названия всех клавиш. В домашних заданиях ставится в основном задача
закрепить ещё

раз
пройденный материал, причём весь дидактический материал я даю ребёнку домой, что, весьма радует малышей и стимулирует к домашнему повторению материала.» ( И. Шишкина) Очень много авторов различных методик и пособий предлагают нам свои находки, свои новации в сфере работы с малышами. Мы тоже хотим поделиться опытом и предлагаем игру для детей от 3-х до 6 лет. Для игры потребуется дидактический материал – фигурки зверей или карточки с их изображением. Мы используем игрушки из киндер-сюрпризов. Они подходят по размеру, устойчивые и красочные. Так же как и многие коллеги, считаем целесообразным проходить ноты не по порядку, а вразбивку. В зависимости от возраста, степени одарённости и развития ребёнка, знакомство с клавишами проходит в течение нескольких уроков. 19
20
21
22

4.Гимнастика и постановка рук
Занимаясь тем, что принято называть «постановка рук», мы должны научиться делать это незаметно, ненавязчиво, в большей степени при помощи своих рук. До первого прикосновения есть смысл уделить несколько минут гимнастике. Еще Г. Г. Нейгауз писал : «Владение своим телом для пианиста так же важно, как для балерины, и для этого нужно постоянно тренироваться». Очень важны эти тренировки для малышей. Именно физическая зарядка, а не только комплекс для освобождения рук. Многие дети страдают сейчас сколиозом. Поэтому первые уроки совершенно оправданно можно начинать с зарядки от плечевого пояса до ног. Ребенок совершенно преображается. Он весел, бодр и готов к работе. Если делать упражнения систематически, то вскоре спина ребёнка становится крепкой и ровной, повышается работоспособность. Надо обращать внимание родителей на осанку детей. Советовать делать массаж, заниматься плаванием. Физическая выносливость совершенно необходима для занятий фортепиано. Многие преподаватели в своей работе используют упражнения для пальчиков, что, безусловно, положительно сказывается на процесс постановки рук. Интерес в этой сфере деятельности вызывает пособие М. Ковалевской «Музыкальная гимнастика для пальчиков», где все упражнения носят игровой характер. Автор использует народные пальчиковые игры, потешки и песенки. Для маленьких детей 3- 5 лет эти упражнения незаменимы, интересны и очень доступны. Вот несколько примеров из данного пособия: 23
24
"Лепку" игрового аппарата ребенка необходимо начинать с первой минуты занятий. При этом следует добиться полной свободы тела и мягкости рук. Показывать приемы следует в живой и увлекательной форме и так, чтобы ученик сам убедился в их правильности и удобстве на собственных ощущениях. Например, для того, чтобы помочь ребенку избавиться от "зажатости", надо научить его, во-первых, воспринимать разницу в ощущении напряженной и свободной руки, а, во-вторых, услышать зависимость качества звука от изменения состояния руки. Для этого педагогу полезно сыграть простенькую мелодию тремя способами: а) напряженной рукой с жесткими пальцами; б) преувеличенно расслабленной рукой. в) свободной, но организованной рукой, и предложить ученику внимательно послушать, в каком случае мелодия звучит лучше. Обычно дети правильно выбирают (в данном случае) третий вариант. 25
При повторном проигрывании этими тремя способами, ученик может придерживать руку педагога, чтобы почувствовать, что перемена качества звучания зависит от изменения состояния руки. Первый двигательный навык, с которого обычно начинается обучение - поп legato. Этот прием связан с использованием свободного, пластичного движения всей руки. Мягкий подъем, начинающийся небольшим плавным движением локтя в сторону, чувство отдыха кисти при этом, затем плотное погружение руки в клавиатуру на кончик пальца без удара, чему способствует легкий прогиб кисти. Правильность движения проектируется полнотой и напевностью извлекаемого звука. Приступая к работе над упражнениями необходимо следить за качеством звучания. Нужно уметь направлять внимание ученика на то, чтобы каждый звук был ясным, округлым, достаточно насыщенным. Воспитание "слышащих" пальцев, способных предчувствовать соотношение между тонами - одна из главных задач фортепианного обучения на его начальной стадии. В целях улучшения слухового контроля нужно, чтобы ученик слышал три стадии звукоизвлечения: 1.Взятие. 2.Звучание. 3.Затухание. Даже в самых сухих упражнениях важно не забывать о специфике мышления детей младших классов, о том, что нужно постоянно поддерживать интерес к происходящему. Для того, чтобы малыш не заскучал, играя эти упражнения, можно создать какие-либо яркие образы. Например, назвать первое упражнение "кузнечики", а второе - "слоны" или "спуститься на глубину моря". Все упражнения должны иметь четкое ритмическое оформление, темп их медленный, но не слишком, чтобы не разрывалась их мелодическая линия. Каждому ребенку для налаживания первых игровых навыков нужны свои 26
слова и своя система образов. Мы приведём те слова и выражения, которыми пользуемся чаще всего. Если на уроке мальчик, то представляем, что его рука - это парашют, а палец - парашютист, который перелетает с места на место. Если на уроке девочка, то ее рука - птичка, которая перелетает с ветки на ветку. В любом случае играет вся рука от плеча, а кончик пальца ощущает вес всей руки. При переносе руки с клавиши на клавишу пальцы должны быть направлены все время вниз, как гроздь винограда. Кисть "дышит" - поднимается и опускается. Рука от плеча совершенно свободна (плечи не поднимать). Необходимо проверять свободу кисти (учитель вращает кисть ученика, когда его пальцы находятся на клавишах), а также свободу локтевого сустава (периодически поддерживать руку ребенка). Можно просить ребенка "отдать его руку на время". Ребенок доверчиво протягивает руку, и педагог может проверить свободу всех мышц руки. Налаживание первых игровых навыков требует от учителя постоянного внимания к ученику и помощи ему. Поддерживать его локоть, проверять свободу запястья, поправлять его руку нужно незаметно для ученика, до тех пор, пока его движения не приобретут естественность. Как только прием non legato будет хорошо освоен, нужно переходить к самому трудному и главному - игре legato, то есть связному исполнению нескольких звуков, пока только в одной позиции. legato должно возникать на основе спокойно и естественно переступающих пальцев. Во всех упражнениях на legato должна постоянно присутствовать хорошая артикуляция, которая предполагает не только достаточную активность пальцев, но и своевременный их подъем после звукоизвлечения. Очень важно, чтобы ученик не поднимал каждый следующий палец слишком рано. Заранее поднятый палец фиксирует кисть, мешает ощущению ее пластичности. Обучение игре legato следует начинать с упражнения на два связных звука, играемых всеми парами, начиная со второго и третьего пальцев, как 27
наиболее устойчивых. Первый звук следует играть глубоко с опорой (тем же движением, что и в non legato), в это время другие, не играющие пальцы, не лежат на клавиатуре, а слегка приподняты. Затем плавно переступаем на соседнюю клавишу так, чтобы второй звук был сыгран мягче, легче, при этом рука уже приподнимается. Кисть и запястье должны быть гибкими, дающими возможность хорошо ощущать перенос опоры с одного пальца на другой, а в дальнейшем (при игре более протяженных последований legato) общую направленность мелодических линий. Чтобы дети внимательнее и с большим интересом играли такое упражнение, можно исполнять его со словами, в которых ударный первый слог. Затем следует играть упражнения на три, четыре звука и, наконец, пятипальцевые. Для этого полезно использовать формулу Шопена Попутно ученик усваивает и объединяющие движения, при которых кисть слегка отводится к пятому пальцу. Эти движения кисти необходимы для плавного исполнения legato, для выразительности, а также ощущения "дыхания" руки. Трудность фортепианного legato состоит в том, что сам по себе затухающий звук фортепиано вовсе не певуч. Сыграть певуче, значит сохранить в инструментальном исполнении идею вокальности, то есть характер выразительности, присущий поющему голосу. Чтобы в legato был глубокий и певучий звук, нужно научить ученика переносить опору с одного пальца на другой. Если "палец продолжает держать клавишу, а рука уже не чувствует опору и при этом поднимается кисть, то новый звук повлечет за собой толчок. Особенное внимание следует уделить первому пальцу, так как от его подвижности и легкости будет зависеть качество звука в гаммах и пассажах. Первый палец должен опускаться на клавишу без толчка и без опоры на него всей руки. Очень интересен опыт работы преподавателей – авторов разных методик . 28
Сборник Ольги Геталовой и Ирины Визной «В музыку с радостью» давно уже снискал свою популярность. В нем, в строгой последовательности выстроен процесс овладения учениками первоначальными навыками. В этом пособии каждый новый двигательный прием вводится на доступном для ребенка, хорошо продуманном материале. И мы неоднократно обращаемся к упражнениям, которые предлагают эти замечательные педагоги. Эти упражнения не новы, но их проработка очень помогает. Примеры упражнений, мимо которых, на наш взгляд, нельзя пройти: Игра 3 пальцем. «Рука опускается плавно сверху с опорой на кончик пальца. Важно найти ощущение легкой, активной упругости всей руки. Возникают ассоциации с «пружинкой». Следует избегать как вялого, пассивного извлечения звука, так и резкого, грубого, фиксированного в запястье прикосновения к клавише». Два кота – в переложении О. Геталовой не просто стандартная песенка, здесь ребенок должен проявить реакцию и координацию, поскольку сразу же используется несколько октав. 29
Ехали медведи – просто всем знакомая и очень удобная пьеска, в которой кроме игры 3 пальцем из руки в руку ,ребенок уже должен услышать паузу! Скок-скок - прекрасное упражнение на координацию. 30
Также привлекают в сборнике « В музыку с радостью» и интервальные упражнения, которые мы постоянно используем в своей практике. «Одновременное нажатие одной рукой двух клавиш позволяет укрепить свод кисти руки у ребенка. Постепенное освоение интервалов от секунды до квинты, начиная с уже привычных 2-ого, 3-го и 4-ого пальцев, плавно подводит к удобной игре 1-м и 5-м пальцами. Использование 1-ого и 5-ого пальцев сначала только в двойных нотах помогает их естественно организовать, исходя из анатомо-физических особенностей руки каждого ученика» - пишет О. Геталова. Лягушки – мы работаем над этим упражнением и так, как предлагается автором, а также можно поиграть его и различными другими приемами. Все зависит от настроения ребенка и от характера лягушек. Возможен вариант игры стаккато. «Гном», « Эхо», « Едет паровоз» - также прекрасные упражнения, которые нравятся детям. Очень часто наши ученики придумывают свои слова и предлагают свои варианты игры. 31
32
В дальнейших разделах авторы последовательно вводят игру Легато и Стаккато. «Игра Легато из руки в руку, что для ребенка привычно и удобно. Это позволяет развить слуховое представление о связной игре, не отвлекаясь на дополнительные технические трудности». «Целесообразно начать освоение штриха стаккато при исполнении мотива из двух звуков под лигой с опорой на первый из них». (О.Геталова) Работая с учениками над постановкой пианистического аппарата, мы стараемся сделать процесс увлекательным и не скучным. Интересный подход к традиционным упражнениям предлагает С. Барсукова в сборнике «Веселая музыкальная гимнастика», который состоит из 67 мини-пьес. Эти упражнения способствуют развитию технических навыков: исполнению различных штрихов, двойных нот и аккордов, гаммообразного движения, игре двумя руками в зеркальном и параллельном движении, координации рук и т. д. Все упражнения легко ассоциируются с какими-либо гимнастическими упражнениями, все пьесы иллюстрируются картинками, которые способствуют усвоению материала и развивают образное мышление. Единственный минус на наш взгляд – это то, что весь музыкальный материал на белых клавишах, что не всегда удобно. Но каждый преподаватель может адаптировать эти упражнения под своих учеников. Упражнения С. Барсуковой чем-то перекликаются с подготовительными упражнениями Е. Гнесиной, но в «духе времени» представлены для современных детей. Вот несколько примеров упражнений С.Барсуковой. 33
34
35
36
37
Хочется познакомить всех с прекрасным педагогом - пианистом Валентиной Михайловной Золотницкой. Её авторская методика основана на принципе эмоционального и физического раскрепощения ребенка. С тех пор, как мы узнали про её пособие «Упражнения для начинающих пианистов» - постоянно его используем в своей практике. « На начальном этапе обучения многие педагоги сталкиваются с недостатком элементарных упражнений для развития технических навыков и постановки рук. Упражнения предполагают многократное повторение какого- либо оборота, однообразную аппликатуру. Это быстро утомляет детей, ослабевает внимание, а часто и интерес к занятиям. Надо найти, подобрать, написать упражнения для начинающих небольшие, но яркие». «Работа по подбору и написанию упражнений интересная, бесконечная и благодарная. Приятно видеть, как руки малышей становятся более гибкими и послушными, а звучание более осмысленным и музыкальным. Одни упражнения появляются прямо на уроке, другие подсказаны трудами Г.Г. Нейгауза» Поскольку первые упражнения для малышей построены на тесных интервалах, уделяем им особенное внимание. 38
Следующие упражнения способствуют более эффективной и быстрой постановке рук и основаны на предложенной Ф. Шопеном методике пяти «золотых нот». 39
40
41

Легато :
42
В.Золотницкая: «…Как бы хороши ни были те или иные методики, они имеют настоящую ценность прежде всего в руках своих создателей. Поэтому надо создавать и свою методику, изучая всё лучшее, вбирая приемлемое для себя и своих учеников, учитывая особенности своего характера; искать и создавать новое, интересное – пропущенное через свой ум и сердце» Очень советуем познакомиться всем педагогам – пианистам с этим сборником. Мы уже неоднократно обращались к фортепианной школе Фаины Брянской. Она также постепенно вводит упражнения на постановку рук сначала с игры 3 пальцем, как пример «Песенка До», « В небе звездочка горит», «Октавы», « Радуга», « У Макдональда» и т. д. (см. выше). Затем очень подробно вводится интервальная игра. Все это в очень легкой игровой форме, доступной для детей, со стихами, сказками и загадками. При этом совершенно точно решаются и профессиональные задачи. По методике Ф. Брянской к тому времени, как ребенок приступит к игре по нотам, он должен овладеть начальными пианистическими движениями и запасом простейших аппликатурных формул, а также приобрести тактильные ощущения 43
клавиатуры без дополнительного контроля зрением, что позволяет освободить внимание для чтения нот. Практически – это игра «вслепую» Воспитание этого умения целесообразно начинать заблаговременно, параллельно с формированием слуховых представлений. В ходе специальных упражнений у ребенка развивается осязательная ориентировка на клавиатуре. Неудивительно, что великий И.С. Бах на первых же уроках учил своих детей играть с закрытыми глазами. При игре различных интервалов акцентируется внимание на аппликатуре. Например - соседние нотки - соседние клавиши; через нотку - через пальчик. Все возможные технические упражнения в одной позиции. Ф.Брянская «Чемодан» 44
В дальнейшем, как мы считаем, формирование такой ориентировки начинается в процессе исполнения гамм и упражнений. Ребенок выучивает гамму и играет её разными штрихами, не глядя на руки, внимание направлено на звучание и артикуляцию. Для начала желательно выбирать гаммы, удобные в аппликатурном отношении и в то же время содержащие черные клавиши. Этим требованиям отвечают такие гаммы, как ми, си, ля и ре мажор. Очень удобно при изучении стандартной аппликатуры гамм использовать упражнение «Горошинка», с помощью которого, каждый ребенок с легкостью запоминает последовательность пальцев 1 2 3 1 2 3 4 1 2 3 1 2 3 4 5 4 3 2 1 3 2 1 4 3 2 1 3 2 1 По дорожке Петя шел и горошинку нашел, а горошинка упала, покатилась и пропала. Как вариант работы над гаммами от любого звука можно поиграть их двумя руками поочередно: четыре первых звука левой рукой, четыре следующих- правой. В первый же месяц занятий мы знакомим детей с упражнением « Змейка» от ноты «Ре»: Белая клавиша – 1 пальчик, черная клавиша – 3 пальчик, в промежутке – 2-ой. Практически это хроматическая гамма, но дети пока об этом не знают. Очень легко играют её зеркально, а затем и в 4 октавы. Очень хотелось бы рекомендовать всем педагогам – пианистам прекрасное пособие С. Бернстайна « 20 уроков клавиатурной хореографии». Это уникальная книга о самых тонких отношениях рук и клавиш. Она будет полезна всем: и начинающему маленькому пианисту, его родителям, учителям, так как поможет разобраться в том, как наиболее удобно и рационально использовать движения рук. Это сборник прекрасно иллюстрирован, его нельзя цитировать, его нужно читать! 45

5.Работа над ритмом
«Ритм в музыке - это пульсация, свидетельствующая о жизни…» А.Г. Рубинштейн. «Какое счастье обладать чувством темпа и ритма. Как важно смолоду позаботиться о его развитии…» К.С. Станиславский. Ритм - один из центральных, основополагающих элементов музыки, обусловливающий ту или иную закономерность в распределении звуков во времени. Чувство музыкального ритма - это комплексная способность, включающая в себя восприятие, понимание, исполнение, созидание ритмической стороны музыкальных образов. Чувство ритма - это такая музыкальная способность, без которой практически невозможна никакая музыкальная деятельность, будь это песня, игра на инструменте, восприятие или сочинение музыки. Формирование чувства ритма у учащегося - одна из наиболее важных задач музыкальной педагогики и в то же время - одна из наиболее сложных. Чувство равномерной пульсации и ритма дано детям от природы. Маршируя, хлопая в ладоши, танцуя и жестикулируя, трёх-четырёхлетки способны распознать ритм в знакомых песенках, записать ритмический рисунок палочками. А четырёх-, пятилетние дети легко улавливают сходство и различие в ритмических рисунках и всегда радуются этому. Рассмотрим какие варианты работы над развитием чувства ритма у детей предлагают авторы фортепианных школ и методических пособий. 46
Как правило первые занятия с малышами педагоги начинают с очень важного задания – научиться слышать в музыке шаги, пульс. Ребёнок радостно марширует, хлопает в такт музыке в ладоши, пытается дирижировать – учится слушать и сравнивать звуки по длительности, записывать палочками на бумаге пульс музыки. «Эме Пари — известный французский учитель музыки и пения середины XIX века, теоретик относительной системы воспитания слуха — привнес в систему обучения музыке ритмические слоги, создав «язык длительностей». Фаина Брянская в своей «фортепианной школе» предлагает с первых занятий ритмические упражнения. Детские считалочки дети не только учатся хлопать, но и записывать и читать при помощи ритмо - слогов. Ф.Брянская: « Помните, что наша главная цель – воспитать «слышащую руку» (по определению С. И. Савшинского), то есть развить музыкальный слух в кончиках пальцев. Первая задача – выработать в пальцах ребёнка двигательную реакцию на ритмические блоки, повторяющиеся в разных песенках. Для этого предложите ему на каждый слог слегка постучать кончиками пальцев обеих рук по столу или коленкам. Затем слова заменяются слогами «та» и «ти». А далее – разные ритмические блоки записываются палочками на отдельных карточках. Так постепенно в памяти и пальцах «собирается» ритмический музыкальный словарь. Счёт вслух и дирижирование помогают определить метр и темпо - ритм перед исполнением пьесы, а также расшифровать сложные ритмические фигуры.» Вот несколько примеров ритмических заданий из «Фортепианной школы Фаины Брянской»: 47
48
Как один из традиционных вариантов, приведём пример работы над ритмом в методическом пособии С.Альтерман «40 уроков начального обучения музыке детей 4-6 лет». По системе Альтерман короткие и длинные звуки записывают кружочками: короткие - , а длинные -
О.
Эти кружочки понадобятся ребёнку для записи ритмических диктантов и ритмических рисунков стишков и попевок. Одно из наиболее трудных заданий, которые предлагает учитель, - одновременное прохлопывание пульса попевки правой рукой, а ритма – левой. Например: «Я на горку шла, я ведро несла. Уронила, потеряла и опять 49
пошла». Ученик проговаривает этот текст, хлопая по столу правой рукой совершенно ровно, а левой рукой – в ритме. Для работы с малышами издаётся много пособий. И каждый педагог – музыкант старается внести в традиционные формы и методы работы над развитием чувства ритма что-то своё, новое, необычное и очень увлекательное для детей. В книге Е.А.Королёвой «Азбука музыки в сказках, стихах и картинках» материал подаётся в простой и доступной форме. Привлечь внимание ребёнка помогает прекрасное художественное оформление книги, где придуманные педагогом образы музыкальных героев оживают на страницах и помогают постичь азы музыкальной грамоты. Сказки и игры помогают малышам освоить длительности и усвоить метроритмичекую пульсацию: 50
51
52
Также для работы над развитием чувства ритма с малышами можно рекомендовать ритмические задания из книги Л. Баренбойма «Путь к музыке». Автор предлагает ученику сравнить два, на первый взгляд, совершенно одинаковые стихотворения, но в чем-то чуть-чуть разные. Был сапожник? Был! Был! Был сапожник? Был! Шил сапожки? Шил! Шил! Шил сапожки? Шил! Для кого сапожки? Для кого сапожки? Для соседской кошки! Для соседской кошки! 53
После того, как ученик определит, в чём разница, можно ему предложить прочитать эти же стихотворения по двум ритмическим записям, но с паузами. И посмотреть, как пауза меняет ритм стихотворения:
1 вариант:
54

2 вариант:
А сейчас обратимся к методике Татьяны Боровик. Важное место в работе с малышами уделяется ритмическим выражением. В своих работах Т. Боровик пишет: « Работа над воспитанием ощущения основных длительностей включает разные формы, в том числе и чтение слов. Следует отметить один важный момент: ритм слова дети должны воспринимать из естественного проговаривания, а не специального растягивания слогов. 55
Отношение к ритмическим слогам, несмотря на солидный (около двух столетий!) возраст пока еще не носит достаточного понимания. Часто ритмические слоги подменяют счетом — «раз-и-два-и», который никак не отражает ни эмоционального критерия музыкального ритма, ни ритмического рисунка по той, к примеру, простой причине, что счет непонятен детям («не видна» временная разница длительностей), тогда как при чтении слогами ритм становится «зримым». Сравните — «раз-и-два- и, раз-и-два-и» и «ти-ти-ТА, ТА-ТА». Разница очевидна! Ритмические слоги прошли проверку временем, и у основных слогов «та» и «ти-ти» есть варианты — «дон – ди-ли», «так – ти-ки», «шаг – бе-гать». Однако, не смотря на вариантность закрепления за четвертями и восьмыми тех или других слогов, у них есть одно бесспорное общее – это гласные «а» или «о», которые по своей семантике определяются как большие, радостные, тогда как «и, е» в своем значении несут малое, меньшее. Мы используем основные слоги (та, ти-ти), хотя в образных картинках даются и все остальные. Здесь выбор за педагогом и его предпочтением. Ценность ритмических слогов состоит в том, что: — любая из ритмических последовательностей разучивается достаточно быстро; — ритмические длительности и группы усваиваются успешнее и естественнее; — с помощью ритмических слогов быстрее и легче осуществляется перевод слов в ритм; — ритмическими слогами легче и свободнее импровизировать и сочинять; — ритм подразумевает движение и вызывает двигательные реакции — это всегда радость и удовольствие для детей. 56
Вот примеры ритмических упражнений из методики Татьяны Боровик: 57
А в этом задании нужно дописать ритм самостоятельно: 58
Вариант ритмической партитуры - игры про Красную Шапочку: 59
А этот ритмический рисунок мы придумали сами: Вновь обратим внимание к методическому пособию Ольги Геталовой «Секреты Дилидона». После того, как ребёнок познакомится с длительностями, ему предлагаются интересные и очень полезные задания : Определи размер и запиши его: 60
Реши ритмические кроссворды: Прохлопай со счётом вслух двумя руками или вместе с учителем: 61
Постепенно вводятся пунктирный ритм и синкопа: Прохлопай в следующих примерах 1. Верхнюю строчку правой рукой 2. Нижнюю строчку левой рукой 3. Всё вместе – двумя руками (или вместе с учителем) 62
63
В учебно-методическом пособии Ирины Корольковой «Крохе-музыканту» предлагается способ работы над ритмическими блоками в виде игры – путешествия на паровозике: 64
65
Периоду первоначального воспитания чувства ритма принадлежит весьма существенная роль. Именно в этот период определяются дальнейшие перспективы обучения музыке, оказывается подчас решающее влияние на всю «ритмическую будущность» ученика. Не освоив азов ритмической грамоты, не овладев необходимыми при этом умениями и навыками, учащийся-музыкант, не сможет в дальнейшем двигаться по восходящей линии. 66

6.Основы нотной грамоты
« Лучший способ научиться быстро читать – это как можно больше читать». И.Гофман Воспитание навыков чтения нот с листа начинается со знакомства с нотной грамотой. Это одна их первых сложных задач, встающая перед малышом. Бывают случаи, когда при формальном, не творческом подходе к решению этой задачи у ребенка пропадает желание заниматься музыкой. К изучению нотной грамоты можно подходить многими способами, главное не отпугнуть ребенка сложностью, чтобы он воспринял это как интересную игру, задачу. А. Артоболевская использовала в этих целях игру в лото, сравнение нотоносца с пятиэтажным домом. Современная методика рекомендует одновременное освоение скрипичного и басового ключей. Для этого используют игру "музыкальный лифт" (одиннадцатилинейная нотная система, где "до" первой октавы является переходом в басовый ключ). И вновь хочется обратиться к «Фортепианной школе Фаины Брянской». Брянская предлагает сказку про «Объединённое королевство» в котором встречаются Королева Скрипичного королевства «Соль» и король Басового королевства «Фа» : 67
Обратите внимание, что линейки в басовом ключе пронумерованы не традиционным способом, а сверху вниз. А если пофантазировать и покрутить следующую картинку, то можно увидеть, что королева «Соль» и король «Фа» внешне очень похожи друг на друга. Чуть раньше мы познакомились с семьёй «До». Давайте посмотрим какую интересную игру придумала Брянская – «Необыкновенная карусель» : 68
А ещё в этом королевстве живут и другие герои : В игровой форме ребёнок может в короткий промежуток времени познакомиться с нотами в скрипичном и басовом ключах, а также свободно ориентироваться на клавиатуре, не путая регистры и октавы. Интересный метод освоения нотной грамоты предлагает Т.И.Смирнова в пособии "Фортепиано - интенсивный курс". Она пишет, что если мы проанализируем свое восприятие нотного текста, то поймем, что воспринимаем его "графически", то есть, не высчитываем, на какой линейке находится нота, а видим всю гамму, интервалы, аккорды. Не всматриваясь в каждую ноту аккорда, мы видим расположение нот, и пальцы сами 69
выстраивают его. Такая легкость чтения с листа приходит с годами. Многие выпускники школ так и не овладевают ею. Чтобы научить ребенка видеть текст "графически", надо научить его видеть вперед и анализировать, при этом нужно добиться прямой связи: вижу ноту - беру клавишу, не вспоминая, как называется эта нота. Для многих учащихся музыкальных школ прочтение нотного текста является очень сложной задачей. Процесс занятия с такими учениками часто получает ложное направление, потому что вместо того, чтобы заниматься на уроке творчеством, педагог в течение долгого времени вынужден разбирать с учеником нотный текст. Чтобы избежать этого, необходимо с самого начала, когда ученик осваивает нотную грамоту, приучить его к систематическому чтению нот с листа, превратить это в потребность. При этом необходимо соблюдать последовательность и постепенность усложнения материала. Чтение с листа должно проходить в определенной метрической упорядоченности. Темп может быть разным, но не должна нарушаться метроритмика. Современная методика рекомендует использовать: 1 .Принцип расчленения задачи. Начинать с чтения одних ритмических структур. 2.Важно, чтобы ребенок почти не смотрел на руки, а ориентировался на клавиатуре вслепую. 3.Нужно приучить к предварительному прочтению нотного текста глазами. 4.Материал должен быть подобран так, чтобы ученик имел возможность постепенно освоить различные виды фактур. Чтение нот….Эта проблема наиболее актуальна для современных музыкальных школ. Затрудненное чтение с листа является очень серьезным препятствием. Некоторые считают, что это умение врожденное, но мы считаем, что этот навык легко приобретается, особенно на самом раннем 70
этапе обучения музыканта, то есть в период освоения нотной грамоты. Ребенок должен знакомиться с нотной грамотой легко, играючи, но во всем должна быть своя система. И снова хочется обратиться к пособию Ф. Брянской «Формирование и развитие навыка игры с листа в первые годы обучения пианиста». Она пишет: «И все же обращение к донотному методу мало сказывается на чтении нот. Развитие слуха и изучение нот зачастую выступают как два различных, изолированных друг от друга процесса. Накопленный запас слуховых впечатлений « не работает» на технику чтения». Первая особенность методики сводится к тому, что внимание ученика вначале фиксируется на ритмической структуре песенок, которые он слушает и поет. К концу довысотного периода ученик овладевает несколькими действиями, связанными с изучением нотного текста. Он умеет: записать ритм услышанной, сочиненной или исполненной им песенки, узнать « опознать» знакомую песню по её ритмической записи, прочесть запись несложных ритмических фигур. Ф. Брянская предлагает различные варианты очень полезных аппликатурных упражнений, цель которых – воспитание мгновенной реакции пальцев на краткую мелодическую ячейку: 71
Для закрепления аппликатурной реакции на различные интервалы можно прибегнуть к обобщающей таблице, которую ученик составляет вместе с педагогом на уроке : Точно такие таблицы можно составить и на аккорды. 72
Наиболее специфичным для чтения фортепианной музыки является навык восприятия вертикали. Учить ребёнка видеть вертикаль нужно с первых занятий, так как это является одной из составляющих грамотного подхода к изучению нотного текста и обретению навыка чтения нот с листа. Ф.Брянская посвятила этой проблеме свою работу «Формирование и развитие навыка игры с листа в первые годы обучения пианиста». Но наша задача – не пересказать всем пособие Ф. Брянской, а лишь познакомить с ним. В своей педагогической практике мы начинаем играть по нотам почти сразу, одновременно с различными ритмическими упражнениями, с упражнениями на постановку рук . Для этого на уроке выделяется около 10 минут. Не акцентируем внимание на детальной проработке песенок, задача в том, чтобы проиграть как можно больше этих пьесок. Для этого нужны яркие, красочные и доступные для детей сборники. Мы используем пособия И. Корольковой « Крохе- музыканту» 1 часть. 73
При хорошей работоспособности детей первая часть этого сборника проходится в течение одного - двух месяцев. Изначально мы знакомим детей с тремя нотами ( до, ре и ми), и к следующему уроку задаются все песенки на эти нотки. Еще раз напомним, что детально мы их не прорабатываем. Сначала хлопаем по коленкам, слушая ритм, второй раз хлопаем, называя ноты, третий раз играем без остановок. На каждом уроке вводится одна нота, соответственно и количество песенок увеличивается ровно на ту ноту. Важно довести умение читать эти ноты первой октавы до автоматизма. Если что-то не получается - повторяем. Для проработки выбираются отдельные песенки, которые особенно нравятся ребенку. Для расширения репертуара можно порекомендовать 4 части методического пособия И. Корольковой « Я буду пианистом». Также ярко оформленные, с игровыми заданиями, красочно, доступно и очень просто. «На протяжении первого года обучения пианиста нотный текст, на котором формируется навык чтения, одновременно служит для общего пианистического развития ученика. Пьесы, на которых он учится читать ноты, используются в дальнейшем и для выработки элементарных исполнительских навыков. Ведущим элементом, на который нанизываются различные фортепианные трудности, служит в начальные годы обучения фактура, тип фортепианного изложения
.
Преимущественное внимание уделяется линеарным приемам изложения. Такая установка отражает реальное соотношение в фортепианной литературе двух фактурных принципов – вертикального и горизонтального. 74
Ладовая основа материала для чтения должна отличаться значительной широтой. Многообразие ладов имеет конечной целью воспитать « живой», подвижный слух, свободный от какой-либо инерционности. Серьезного внимания требует к себе ритмическая сторона. В процессе чтения с листа ритму принадлежит важнейшая роль. , поэтому в курсе чтения должно быть предусмотрено прочное усвоение наиболее характерных «типовых» ритмических оборотов. В то же время чрезвычайно существенна установка на многообразие. Таким образом, подбор и расположение нотного материала подчиняются двусторонней задаче: обеспечить широкую «начитанность» музыканта в различных стилях, - и развить у него динамическое музыкальное мышление, воспитать установку на всевозможные повороты и сюрпризы музыкального текста, постоянную готовность к любым, самым неожиданным речевым ситуациям. Эти два условия и определяют в конечном счете мастерство чтения нот с листа». ( Ф. Брянская) 75
Заключение. В музыкальном воспитании детей исключительно важная роль принадлежит самому раннему периоду, когда закладывается фундамент для формирования как общемузыкальных, так и профессиональных наклонностей. Серьезные недостатки в начальном обучении детей связаны с отставанием их творческо-слухового развития от инструментально-технического. Вместе с тем, ярко эмоциональная восприимчивость детей младшего школьного возраста, гибкость их приспособления к двигательным навыкам позволяют гармонически целостно развивать музыкально-слуховую и техническую сферу в их единстве, начиная с первого года обучения. Развитие учащихся младших классов проходит тем успешнее, чем доступнее для них средства и методы педагогического развития. При отсутствии еще у ребенка минимальных музыкальных представлений основная роль должна отводиться систематической подготовке его к восприятию и пониманию новых музыкально-слуховых и музыкально-грамматических явлений. Столь же важна и последующая стадия - закрепление в процессе проведения урока формирующихся музыкальных представлений, двигательных приемов и навыков. Необходимость индивидуализации методов работы с детьми, отличающимися разным уровнем врожденных и развивающихся способностей, является одной из важнейших задач музыкальной педагогики. Принцип комплексного развития музыкальных и двигательных способностей - основа начального обучения пианиста. Вместе с тем уже первые этапы воспитания музыкального мышления ребенка связаны с необходимостью своевременного развития элементарных сторон мелодико-интонационного, полифонического, музыкально-ритмического и гармонического слышания. «Начало - дело такой огромной важности, что тут хорошо только самое лучшее». И. Гофман. 76
Список использованной литературы: 1. Альтерман С. «40 уроков начального обучения музыке детей 4-6 лет», издательство «Композитор», Санкт-Петербург, 2004 г. 2. Баренбойм Л., Ф.Брянская, Н. Перунова «Путь к музыке», издательство, «Советский композитор», Ленинград,1988. 3. Барсукова С. « Веселая музыкальная гимнастика», издательство «Феникс» 2008 г. Бернстайн С. « 20 уроков клавиатурной хореографии»,« Композитор» Санкт – Петербург 2006 г. 4. Брянская Ф. « Фортепианная школа Фаины Брянской для маленьких музыкантов с играми, сказками, путешествиями и загадками» - 3 тетради, издательство «Классика – XXI», 2008 г. 5. Брянская Ф. « Формирование и развитие навыка игры с листа в первые годы обучения пианиста», издательство «Классика - XXI», 2008г. 6. Бургин М.С. «Инновация и новизна в педагогике», Федеральное агенство по образованию ГОУ ВПО «Новосибирский Государственный Педагогический Университет», 2009 г. 7. Геталова О. « Секреты Дилидона», издательство «Композитор Санкт – Петербург» 2000 г. 8. Геталова О., Визная И. « В музыку с радостью», издательство 9. Золотницкая В.«Упражнения для начинающих пианистов», издательство «Союз художников» Санкт – Петербург 2004г. 10. И.В. Шишкина «Первое знакомство с фортепиано», сайт «Фестиваль педагогических идей», news.1september издательство « Композитор» ( Санкт – Петербург) 2001г. 11. Ковалевская М. «Музыкальная гимнастика для пальчиков», издательство «Союз художников» Санкт – Петербург 2006 г. 12. Королева Е. А. « Азбука музыки в сказках, стихах и картинках», издательство «Центр Владос», Москва 2001 13. Королькова И. « Я буду пианистом» - 4 тетради, издательство «Феникс» Ростов – на – Дону 2008 г. 77
14. Королькова И. « Крохе- музыканту». 1 и 2 части, издательство «Феникс» 2004 г. 15. Сайт Т. Боровик borovik.ucoz 78