Напоминание

"Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности".

Автор: Федотовская Галина Николаевна
Должность: педагог дополнительного образования
Учебное заведение: МБОУ "Тотемская СОШ№2"
Населённый пункт: город Тотьма, Вологодская область
Наименование материала: Учебная программа
Тема: "Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности".







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации


МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ

ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«ТОТЕМСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 2»
ПРИНЯТА педагогическим советом МБОУ «Тотемская СОШ № 2», протокол от 27.01.2015г. № 9 УТВЕРЖДЕНА приказом директора МБОУ «Тотемская СОШ №2» от 27.01.2015г. № 12 __________ Л. Н. Соболева

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА ХУДОЖЕСТВЕННОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ
«ПРИГЛАШЕНИЕ К ТАНЦУ»

ТОТЬМА

2015
1

ОГЛАВЛЕНИЕ
1. Пояснительная записка ……………………………………………………… 3 2. Общая характеристика программы ………………………………………… 4 3. Учебный план ……………………………………………………………….. 8 4. Требования к уровню подготовки учащихся ……………………………... 9 5. Рабочие программы учебных модулей …………… ………………………. 9 6. Календарный учебный график …………………………………………….. 17 7. Материально-техническое обеспечение программы ……………………. 18 8. Организационно-педагогические условия ………………………………… 18 9. Учебно-методическое обеспечение программы …………………………. 19 2

1.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
 «Танец – это искусство, которое средствами музыки, движениями и пантомимы передает настроение, чувства и позволяет рассказать целую историю. Искусство танца приносит радость, как исполнителю, так и зрителю. Танец выражает внутренний мир человека, его красота – это совершенство движений и линий человеческого тела, выразительность, легкость, сила, грация» (Т. А. Барышникова). Учитывая требования современного дополнительного образования, была создана образовательная программа по хореографии «Приглашение к танцу».
Направленность программы

«Приглашение к танцу»
- художественно- эстетическая.
Актуальность
данной программы заключается в предоставлении ребёнку и подростку спектра возможностей по реализации его интересов и способностей в сфере хореографии; в обеспечении потребностей школы в формировании общей культуры воспитанников, безопасной и продуктивной организации их свободного времени, создании самостоятельного творческого коллектива, презентации результатов его деятельности на различных уровнях (районном, городском, областном и др.).
Педагогическая целесообразность
программы объясняется основными принципами, на которых основывается вся программа, это – принцип взаимосвязи обучения и развития; принцип взаимосвязи эстетического воспитания с хореографической и физической подготовкой, что способствует развитию творческой активности детей, дает детям возможность участвовать в постановочной и концертной деятельности. Эстетическое воспитание помогает становлению основных качеств личности: терпению, активности, самостоятельности, трудолюбию. Программный материал нацелен на развитие ребенка, на приобщение его к здоровому образу жизни в результате разностороннего воспитания (развитие разнообразных движений, укрепление мышц; понимание детьми связи красоты движений с правильным выполнением физических упражнений и др.). Программа рассчитана на 4 года обучения учащихся в возрасте от 7 до 11 лет.
Цель и задачи программы

Цель:
Развитие творческих способностей детей и подростков средствами искусства хореографии.
Задачи:
 Знание о мно гообразии видов и жанров искусства хореографии, танцевальных жанрах (классический, народный, историко-бытовой, бальный и современный танцы).  Формирование базовых хореографических навыков для творческого выражения заданного образа.  Приобщение воспитанников к истории искусства танца, его традициям, пониманию значимости танца в жизни народа. 3
 Выявление и развитие заложенных в воспитаннике способностей: музыкального слуха, памяти, чувства ритма, формирование умений говорить на языке танца через эмоции, жесты, пластику, мимику, умение двигаться грациозно.  Формирование навыков коллективного творчества, сотрудничества.  Формирование таких качеств личности как терпение, целеустремленность, трудолюбие, умение доводить начатое дело до конца, выносливость, стремление к самосовершенствованию и творческому росту.  Формирования потребностей и навыков сохранения и укрепления здоровья.
Продолжительность занятий:
1-4 год обучения 2 раза в неделю по 1 учебному часу
Формами подведения итогов реализации
данной программы являются: - участие в школьных мероприятиях; - участие в городских и областных конкурсах; - отчетный концерт по окончании года.
Предполагаемые результаты реализации программы
По окончании курса обучения ребёнок:  освоит теоретический курс по хореографии;  овладеет техникой танцевальных элементов;  научится выражать мысли, чувства, различные эмоциональные состояния своего героя через жесты, мимику, пластику;  разовьет мышечную, зрительную и музыкальную память, а также координацию движений. Научится аккуратности и дисциплинированности;  овладеет основными знаниями и умениями по классической, народной, бальной и современной хореографии;  приобретёт опыт коллективного взаимодействия, выступлений на различных концертных площадках. Результатом обучения является формирование художественного вкуса, расширение и обогащение танцевального кругозора учащихся, что способствует повышению культурного уровня.
2.

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОГРАММЫ
При обучении и разучивании танцев важное место на занятиях отводится тренажу — это определённая система тренировочных упражнений, которые помогают ребёнку легче разучить и усвоить танцевальный репертуар. Построенные по степени усложнения, упражнения подготавливают к более сложным движениям, и физической нагрузке, укрепляют мышцы спины и ног, способствуют координации движений. Каждый элемент танца раскладывается на ряд более простых движений. По мере 4
усвоения схемы движения добавляются детали, постепенно доводящие данный элемент до его законченной формы. Обычно педагог показывает и объясняет движения, проделывает их совместно с детьми сначала в медленном темпе, со счётом вслух, без музыкального сопровождения; затем с музыкой — в спокойном темпе, пока они не будут усвоены обучающимися. На последнем занятии повторяются и закрепляются эти движения, постепенно совершенствуя их и сочетая с элементами танца. Параллельно с отрабатыванием движений ног, рук и корпуса, идет работа над выразительностью мимики лица, выражением глаз. Чувствуя и пропуская через себя образ, который дети воплощают в танце, они с большим удовольствием работают над артистичностью исполнения танца.
Теоретическая часть
даётся по ходу занятий в соответствии с содержанием нового материала (историческая справка, сведения о жизни и творчестве выдающихся танцоров, характере музыкальных произведений в сочетании с танцевальными движениями, этике поведения и сценической культуре).
Практическая часть
зависит от уровня навыков, желания ребёнка (особенно на начальном этапе), сложности отдельных элементов танца. Основная часть занятия — разучивание танца. Сначала даётся общее представление о цели — показ танца в законченной форме. Приступая к разбору и разучиванию танца, сначала прослушивается музыка к нему, определяется характер, стиль, разучиваются отдельные движения танца и лишь затем вся композиция.
Основные принципы построения содержания программы:
- «от простого к сложному» (от элементарных движений на начальном этапе обучения к законченным комбинациям в конце обучения); - «от медленного к быстрому» (разучивание танцевальных движений от медленного темпа на начальном этапе к быстрому в конце обучения); - «посмотри и повтори» (развитие зрительных и технических навыков); - «вместе с партнёром» (развитие танцевальных навыков в парном танце); - «от эмоции к логике» (опора на эмоции ребёнка в первый год обучения и развитие логического осмысления танцевальных навыков к заключительному году обучения).
Особенность программы
в том, что она разработана для обучающихся общеобразовательной школы, которые сами стремятся научиться красиво и технически грамотно танцевать. При этом дети не только разного возраста, но и имеют разные стартовые способности. Данная программа позволяет в условиях общеобразовательной школы через дополнительное образование расширить возможности образовательной области «Искусство».
Учебный план включает:
Программа дана по годам обучения. На каждый год обучения предлагается определенный минимум умений, навыков сведений по хореографии. На каждом этапе обучения дается материал по основным шести разделам хореографического искусства: 1. Музыкально-ритмическая, партерная гимнастика 5
2. Элементы классического танца 3. Элементы народно танца 4. Элементы историко-бытового и бального танца 5. Элементы современной хореографии 6. Постановочная и репетиционная, творческая работа. Хотя программа разделена на отдельные тематические части, но в связи со спецификой занятий в хореографическом объединении границы их несколько сглаживаются: на одном занятии могут изучаться элементы классического, историко- бытового и народного танца. Руководитель строит свою работу таким образом, чтобы не нарушать целостный педагогический процесс, учитывая тренировочные цели, задачи эстетического воспитания и конкретные перспективы коллектива. Программа даёт возможность руководителю использовать танцевальные движения при минимуме тренировочных упражнений.
В первый раздел
включаются коллективно-порядковые и ритмические упражнения, имеющие целью музыкально – ритмическое развитие обучающихся. На первом году обучения они строятся на шаге и беге в различных рисунках, ориентируя детей в пространстве и времени, развивая музыкальность. В дальнейшем ритмическое воспитание происходит непосредственно на элементах танцевальных движений и партерной гимнастике.
Во втором разделе
вводятся элементы классического танца. Построенные по степени усложнения, упражнения подготавливают к более сложным движениям и физической нагрузке, укрепляют мышцы спины, ног, способствуют развитию координации движений. Предлагаемый программой материал дает возможность осваивать затем сюжетно- тематические произведения и привлекать высокохудожественную музыку – классическую, современную, народную. В процессе постановочной работы, репетиций дети приучаются к сотворчеству, у них развиваются художественное воображение, ассоциативная память, творческие способности.
В третий раздел
– элементы народного танца – включены танцы разного характера. На этом материале необходимо дать обучающимся представление о диапазоне национальных плясок: от спокойных до темпераментных, от танцев, где ведущая роль принадлежит рукам и корпусу. Использование различных танцев позволяет равномерно развивать координацию ног, корпуса и рук. Народные танцы можно интерпретировать, приближая их к детской тематике, обогащая элементами танцев, заимствованными из сюжетов сказочного или бытового характера, из детских игр. Рекомендуется также воспроизводить по записи подлинный национальный танец, доступный для детей разного возраста.
Четвёртый раздел
– элементы историко-бытового и бального танца – представлен в программе в сжатом виде. Однако и этот танцевальный материал, в основном состоящий из элементов исторических танцев, способствует развитию танцевальности, музыкальности, чувства позы, знакомит обучающихся со стилями и манерами разных эпох. Благодаря тому, что в программу включены основные движения таких танцев, как 6
менуэт, полька, вальс, возможно использовать в танцевальной практике обучающихся музыку композиторов-классиков и современных композиторов.
Пятый раздел - элементы современной хореографии
. Современный танец расширяет поле для творческого самовыражения ребен ка, способствует более полному физическому и пластическому развитию мышечного аппара та детей, укреплению мышц, связок, суставов для исполнения разнообразных комбинаций современных танцевальных направлений, способствует гармонизации самооценки, успешной адаптации в среде сверстников.
Постановочная и репетиционная, концертно - исполнительская работа
пронизывает весь образовательный процесс и имеет целью эстетическое и патриотическое воспитание, развитие творческих и актерских способностей детей, углубление понимания содержательности танцевального образа. Задачи: наработка максимально возможного уровня исполнительской культуры; развитие артистичности; выявление творческой индивидуальности; ознакомление с хореографической культурой народов и времен. В ходе постановочной работы, на репетициях обучающиеся осваивают музыкально- танцевальную природу искусства. Развивается творческая инициатива детей, воображение, умение передать музыку и содержание образа движением. В процессе постоянной практики дети сами приходят к выводу, что хореография – это содержательное искусство, требующее умения, техники и выразительности. Темы сценических постановок должны соответствовать интересам детей, отражая в танцевальной форме круг жизненных явлений, включая мир природы, школы, героев литературы, популярных сказок и песен. Постановки могут быть поучительного содержания, развивающие любовь к природе, к растениям и животным, открывающие доброту, человечность, благородство и стойкость характера. Создаются и чисто танцевальные постановки, передающие характер музыки, её настроение. В процессе обучения следует учитывать физическую нагрузку детей, не допуская перенапряжения, а также учить их правильно дышать при исполнении упражнений и танцев. Педагог должен проявлять определенную гибкость в подходе к каждой отдельной группе учащихся, творчески решать вопросы, который ставит перед ним учебный процесс, учитывая при этом состав группы, физические данные и возможности обучающихся. Педагог может перенести обучение на следующий год обучения некоторые движения, прохождение которых покажется недоступным для данного объединения, в связи с ограниченностью возможностей обучающихся. С другой стороны, в зависимости от необходимости, педагог может расширить тот или иной раздел программы. При работе над танцевальным репертуаром важным моментом является развитие танцевальной выразительности. Однако необходимо отметить, что выразительность исполнения – результат не механического «натаскивания», а систематической работы, когда педагог от более простых заданий, связанных с передачей характера музыки в ритмических упражнениях и музыкальных играх, постепенно переходит к более сложным, связанным с передачей стиля, манеры, характера в народных и бальных 7
танцах. Это, в свою очередь, связано с выработкой чувства позы, ракурса, сценического пространства, ансамбля. Важно всю систему танцевального обучения строить так, чтобы к концу курса обучающийся не только грамотно владел определенными практическими навыками в области танцевального искусства, но, прежде всего, был развит эстетически.
Формы и методы обучения

Формы проведения занятий:
 учебное занятие;  беседа;  игра;  музыкальное соревнование;  занятие-праздник;  концерт;  конкурс.
Методы, используемые при работе:
- метод комбинированных движений, переходящих в небольшие учебные этюды; - метод расклада (проработка и закрепление пройденного программного материала, раскрытие индивидуальности кружковца через творческое самовыражение, воспитание художественного вкуса, создание хореографических композиций, выявление и развитие способностей среди участников самодеятельного ансамбля, развитие техничности). - метод повторения; - метод объяснения; - метод ускорения замедления; - метод заучивания; - метод многократного повторения всевозможных движений.
3.
УЧЕБНЫЙ ПЛАН
Модули

1 год

обучения

2 год

обучения

3 год

обучения

4 год

обучения

Всего

часов по

модулю
Модуль 1. Музыкально- ритмическая, партерная гимнастика
10

10

10

10

40
Модуль 2. Элементы классического танца
12

12

10

3

37
Модуль 3. Элементы народного танца
12

14

18

15

49
8
Модуль 4. Элементы историко-бытового, бального танца
8

6

10

24
Модуль 5. Элементы современной хореографии
12

12

15

16

55
Модуль 6.Постановочно- репетиционная, концертно- исполнительская работа
12

12

12

12

48
Итого
66

66

66

66

264

4.

ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ
К концу изучения программы дети ЗНАЮТ: - виды и направления танцевального искусства; - понимают профессиональный язык; - правила исполнения классического, народно, историко-бытового, бального , современного танца; - движения и характер исполнения освоенных танцев; - способы выражения эмоциональных состояний. Обучающиеся УМЕЮТ: - правильно выполнять движения классического, народно, историко-бытового , бального, современного танца в рамках данной программы; - владеть танцевальной терминологией; - исполнять разнохарактерные этюды; - придумывать свои танцевальные комбинации; - уверенно вести себя на сцене; - артистично, со сценическим апломбом исполнять освоенные танцы.
5.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНЫХ МОДУЛЕЙ

Модуль 1.Музыкально-ритмическая, партерная гимнастика- 40 часов.

Цель:
Научить детей двигаться под музыку и перестраиваться. Привить детям театральные навыки, в виде работы над образными упражнениями. Основные понятия: музыка, темп, такт.
Содержание материала:
Совершенствование ритмичности (умения создавать, выявлять и воспринимать ритм). Практическое освоение понятия «мелодия и движение». Темп (быстро, медленно, умеренно). Музыкальные размеры 4/4, 2/4,3/4. контрастная музыка: быстрая 9
- медленная, веселая - грустная. Правила и логика перестроений из одних рисунков в другие, логика по ворота вправо и влево.
Содержание модуля:

Первый год обучения-10 часов

Теория:
Дать детям общее представление о музыке, танце, ритме.
Практика:
Партерная гимнастика. Игровые упражнения, координация движений. Упражнение на выявление ритмического рисунка по средствам движения, сначала любого: простукивание, прихлопывание, притопывание и т.д., а второму полугодию танцевального. Упражнение на ориентацию в пространстве зала.
Второй год обучения- 10 часов

Теория:
Мелодия и движение. Темп. Контрастная музыка. Музыкальный размер. Правила и логика перестроений из одних рисунков в другие, логика поворота - вправо, влево.
Практика:
Музыкально – пространственные упражнения. Маршировка на месте, вокруг себя, вправо, влево. Фигурная маршировка с перестроениями из колонны в шеренгу и обратно, из одного круга в два. Ходьба: пружинящим шагом, на носочках, на пяточках. Танцевальные шаги в образах животных. Хлопки под ритм музыки. Комплекс упражнений на полу для растяжки мышц.
Третий год обучения-10 часов

Теория:
Понятие формы музыкального произведения. Музыкальный поворот, его роль и место в танцевальном искусстве.
Практика:
1. Упражнение на определение размера музыкального произведения и передачу его с помощью движений. 2. Упражнение на ритмическую координацию. 3. Упражнение на ориентировку в пространстве с использованием особенностей музыкального размера. 4. Комплекс упражнений направленный на улучшение эластичности мышц и связок, повышение гибкости суставов.
Четвертый год обучения-10 часов

Теория:
Закрепление знаний о размере и ритме через танцевальные движения.
Практика:
Закрепление комплексов упражнений на координацию движений рук, ног, корпуса, головы. Партерный экзерсис на гибкость суставов, улучшить эластичность мышц и связок, пластичность тела.
Модуль 2. Элементы классического танца – 37 часов
10

Цель:
развивать выворотность ног и силу ног, правильную постановку тела. Правильно поставить отдельные кости рук: кисти, пальцы, локти, плечи. Привить любовь к классическому танцу.
Содержание материала.
Специфика танцевального шага и бега. Начало тренировки суставно-мышечного аппарата ребенка. Выработка осанки, опоры, выворотности, эластичности и крепости голеностопного, коленного и тазобедренного суставов. Знакомство с классической хореографией.
Содержание модуля

Первый год обучения-12 часов

Теория
: Тренировка суставно-мышечного аппарата ребенка: осанка, опора, выворотность, эластичность и крепость голеностопного и тазобедренного суставов. Позиции рук и ног. Экзерсис. Поклон.
Практика:

Экзерсис у станка
/ лицом к станку / 1. Релеве 2. Деми плие 3. Гранд плие
Экзерсис на середине зала
1. Позиции ног /1, 2, 3,5/ 2. Позиции рук / подготовительная, 1, 2, 3./ 3. Крутки на месте 4. Пор де бра 5. Прыжки /соте по 1, 6 позиции/
Второй год обучения-12 часов
Программа второго года обучения включает в себя упражнения для закрепления в классическом танце постановки корпуса, ног, рук, головы. Развитие координации движений. Движения изучаются лицом к станку в сторону. Затем по мере усвоения движения исполняется вперед и назад.
Задачами
второго года обучения являются: 1. Работа над методикой изучения движений. 2. Работа над построением урока; экзерсис у станка.
Цели
: 1. Добиться правильной постановки корпуса, рук, ног, головы. 2. Добиться грамотного исполнения изучаемых движений.
Теория и практика

Экзерсис у станка за одну руку
увеличение темпа исполнения движений 1. Релеве 11
2. Деми плие 3. Гранд плие 4.Батман по 1 позиции 5. Перегибы корпуса
Экзерсис на середине зала
1. Позиции ног /1, 2, 3,5/ 2. Позиции рук / подготовительная, 1, 2, 3./ 3. Крутки на месте 4. Пор де бра 1,2 5. Прыжки /соте по 1, 6 позиции/
Третий год обучения-10 часов
Программа третьего года обучения включает в себя оттачивание изученный движений у станка и перенос их на середину зала. Работа над опломбом и постановкой рук.
Задачами
третьего года обучения являются: 3. Работа над методикой изучения движений. 4. Работа над построением урока; экзерсис у станка.
Цели
: 3. Добиться правильной постановки корпуса, рук, ног, головы. 4. Добиться грамотного исполнения изучаемых движений.
Теория и практика:

Экзерсис у станка за одну руку
1. Деми плие по 5ой позиции. 2. Гранд плие по 1ой и 2ой позициям. 3. Батман тандю: a. по 5ой позиции («крестом»); b. c деми плие по 1ой и 5ой позициям; c. cпассе пратер. 2. Батман тандю жете: a. по 5ой позиции («крестом»); b. c деми плие по 1ой и 5ой позициям; c. c релеве. 3. Ронд де жам партер андеор и андедан. 4. Релеве лендна 45 градусов из 5ой позиции по всем направлениям. 5. Ретитре спереди и сзади.
Экзерсис на середине зала
1. Деми гранд по 1ой и 2ой позициям: a. Деми плие по 5ой позиции. 2. Батман тандю по 5ой позиции («крестом»): a. c деми плие по 1ой и 5ой позициям. б. с релеве по 1 и 5 позициям. 3. позы классического танца: анфас, эфасе, круазе. 12

Четвертый год обучения-3 часов
Программа четвёртого года обучения включает в себя закрепление и оттачивание изученный движений за 1-3 год обучения.
Теория и практика
1. Деми плие по 5ой позиции. 2. Гранд плие по 1ой и 2ой позициям. 3.Батман тандю: a. по 5ой позиции («крестом»); b. c деми плие по 1ой и 5ой позициям; c. cпассе пратер. 4.Батман тандю жете: d. по 5ой позиции («крестом»); e. c деми плие по 1ой и 5ой позициям; f. c релеве. 5. Ронд де жам партер андеор и андедан. 6. Релеве лендна 45 градусов из 5ой позиции по всем направлениям. 7. Ретитре спереди и сзади.
Экзерсис на середине зала
1.Деми гранд по 1ой и 2ой позициям: 2. Деми плие по 5ой позиции. 3. Батман тандю по 5ой позиции («крестом»): a. c деми плие по 1ой и 5ой позициям. б. с релеве по 1 и 5 позициям. 4.Пор де бра 1,2,3, позы классического танца: анфас, эфассе, круазе.
Модуль 3. Элементы народного танца - 49часов

Содержание модуля

Цель:
научить элементам русского,украинского танца и характерным чертам исполнения. Прививать детям любовь к народным танцам.
Содержание материала:
Сюжеты и темы некоторых танцев. Особенности народных движений. Характерные положения рук в сольном, групповом танце, в хороводах, рисунки хороводов.
Первый год обучения- 12 часов

Теория:
Сюжеты и темы народных танцев. Особенности народных движений. Характерное положение рук в сольном и групповом танце-хороводе. Танцевальные шаги, позиции ног, прыжки.
Практика:
Русский танец: Позиции рук и ног. Танцевальные шаги: хороводный, дробный, приставной, притопы. Шаг польки. Подскоки, подготовка к присядке /мальчики/. 13
Припадания. Моталочка. Хлопки в ладоши. Прыжки. 1.Позиция рук – 1, 2, 3 на талии. 2.Присядка с вынесением ноги вперед накрест. 3.Притоп. 4.Бег. 5.Боковой шаг с вынесением ноги на каблук. 6.Гармошка. 7.Косичка. 8.Хлопушка (проходящая и фиксирующая). 9.Шаг правой ногой с притопом. 10. Елочка, гармошка, ковырялочка. 11.Этюды, основанные на вышеуказанных элементах (на усмотрение педагога)
Второй год обучения-14 часов

Теория
: Формы и виды хороводов, народных плясок, манера исполнения, история костюмов.
Практика:
1.Присядка по1,2 позиции.
2
. Хлопушки 3.Движения изученных в 1 год обучения с движением рук. 4.Притопы с движением корпуса. 5. Ритмические рисунки по 6 позиции ног. 6.Положения рук. 7. Выносы ног с движением корпуса. 8.Комбинации в паре. 9.Увеличение темпа исполнения . 10.Рисунки и перестроения в танцевальном номере.
Третий год обучения-18 часов

Теория и практика:
Основные положения рук, ног, характер выполнения движений в русском народном танце – хоровод, хороводные шаги - простой с носочка, переменный, шаг - молоточек, рисунки танца (круг, колонна, змейка, линия, ручеёк), рассказ о истории танца, иллюстрированный показ костюмов, присущих народному танцу. Движения мальчиков (присядка по 1 позиции ног с выносом ноги на каблук, хлопушка с ударами по внутренней стороне ноги), девочек (припадание по 3 позиции ног, повороты на каблучке), положения в паре, положения рук у партнёров и партнёрш, «ёлочка», «гармошка», «ковырялочка», притопы по 6 позиции ног, исполнение движений в быстром и медленном темпе, прослушивание музыки , определение характера и темпа исполнения отдельных элементов.
Четвертый год обучения-15 часов

Теория и практика:
14
Определение характера и темпа исполнения отдельных элементов народного танца, ритмические рисунки руками и ногами, соединение элементы русского, украинского, ч танцев с движением рук, движения мальчиков и девочек в русском, украинском танцах, умение перестроиться в различные рисунки, история танцев и костюмов, история разных русский народный танец, простейшие дроби с движением рук, увеличение темпа исполнения комбинаций, разучивание «трюков» в мужском этюде - присядка «мяч», «щучка», «разножка», «голубец»). Вращения в женской комбинации - «бегунок», «шеен», «пике». Русские народные шаги - «переменный» простой, с притопами, «припадание». Элементы матросского танца («верёвочка», «флики»). Развивается артистизм, эмоциональность в исполнении небольших этюдов, умение солировать. Закрепление всего курса обучения.
Модуль 4. Элементы историко-бытового, бального танца-24 часа

Содержание модуля
Программа первых лет обучения составлена с учетом изучения элементов историко-бытового танца, небольших комбинаций, объединяющих эти элементы, и наиболее простых бальных танцев. Знакомит с бальными танцами с 16 по19 век, их развитием, манерой исполнения. Учащиеся постигают навыки общения с партнёрами, постановку рук, положения корпуса. Разучивание бальных танцев - полька, менуэт, вальс. Педагогу нужно обучить детей этим элементам и танцам, развить у них хорошую координацию, музыкальность, выразительность и мягкость исполнения .
Первый год обучения-8 часов

Теория и практика
Основные элементы историко-бытового танца.  Реверанс девочек.  Поклон мальчиков.  Галоп.  Все формы па шассэ. Па балансэ:  на месте;  с продвижением вперед и назад;  с поворотом на 45º и 90º;  в комбинации с шагами поклоном. Па де баск. II. Основные элементы детского бального танца «Полечка»  Приставной шаг.  Шаг с подскоком.  Подскоки в повороте.  «Прыжки по 1, 3, 6 позиции ног: на двух ногах, на одной ноге, с ноги на ногу.  Бег, шаги, наклоны. 15

Второй год обучения-6 часов

Теория и практика
Фигурный вальс 1. Положения в паре, реверансы, боковые шаги и переходы в парах. 2. Музыкальный размер. 3. «Лодочка» 4. «Квадраты» в анфас, на круазе, в положении боком. 5. Манера исполнения.
Третий год обучения-10 часов

Теория и практика
Закрепление изученного материала, исполнение танцевальных номеров с увеличением темпа исполнения ,сохраняя манеру исполнения. «Медленный вальс»: 1.Работа по диагонали, по кругу, в колонне; 2. Движения в паре (балансе, поворот, переходы, квадрат) 3. Сольная работа; 4.Положение головы и корпуса . 5.Коодинированность с движениями 6.Артистизм, 7.Синхронность в исполнении.
Модуль 5. Элементы современного танца–55 часов

Цель:
Познакомить детей с современным танцем, его направлениями и стилями, манерой исполнения.
Содержание материала:
Координация движения рук, корпуса, ног и головы от простых к более сложным. Характерные черты пластики. «Рок-н-ролл»- характерные элементы. Правила выполнения и освоение техники движений танца. Простейшие детские танцы с использованием современной хореографии под современную детскую музыку. «Хип-хоп». Характерные элементы.
Практика:
Точно и правильно исполнять движения современного танца в комбинациях, импровизациях, содержащих различные элементы и приемы. Грамотно распределять усилия при исполнении танцевальных комбинаций, требующих перемещения в пространстве.
Модуль 6. Постановочно-репетиционная, концертно-исполнительская

работа-48 часов
16

Цель:
активное участие в концертной жизни класса, школы, города
Задачи:
1. Формировать культуру исполнительской деятельности 2. Воспитывать этические и нравственные качества учащихся 3. Поддерживать интерес к хореографическому искусству, формировать духовную культуру, активизировать танцевальные возможности детей
Содержание модуля.

Первый год обучения-12 часов
1.Концертное выступление (5 часов) 2.Постановочная работа(5 часов) 3.Репетиционная работа(2 часа)
Второй год обучения-12 часов
1.Концертное выступление (5 часов) 2.Постановочная работа ( 5 часов) 3.Репетиционная работа (2 часа)
Третий год обучения-12 часов
1.Концертное выступление (5 часов) 2.Постановочная работа (5 часов) 3.Репетиционная работа (2 часа)
Четвертый год обучения-12 часов
1.Концертное выступление (5 часов) 2.Постановочная работа (5 часов) 3.Репетиционная работа (2 часа)
6.КАЛЕНДАРНЫЙ УЧЕБНЫЙ ГРАФИК

Месяц

1 год обучения

2 год обучения

3 год обучения

4 год обучения

количество занятий
сентябрь 8 8 8 8 октябрь 8 8 8 8 ноябрь 8 8 8 8 декабрь 8 8 8 8 январь 6 6 6 6 февраль 8 8 8 8 март 6 6 6 6 апрель 8 8 8 8 май 6 8 8 8 итого 66 66 66 66
7.МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ

Техническое обеспечение и оборудование:
17
Хореографический зал, станки, зеркала, фортепиано «Владимир», магнитофон SONY, музыкальные компакт диски, коврики для занятий на полу, мат для гимнастических упражнений.
Танцевальные костюмы:

Русские народные костюмы:
платья для лирического танца (7-9 лет) - 12 штук, платья и рубахи для танца «Калинка»( 8-9 лет) - 16 штук, платья и рубахи для танца «Ладушки»( 9-10 лет) - 14 штук, платье и рубаха для танца «Русский сувенир» (5-6 лет) - 9штук, платья и рубахи для танца «Белая берёза» ( 9-10 лет) - 14 штук, разноцветные хороводные сарафаны (15-16 лет) - 8 штук, синие сарафаны «Думы» (15-16 лет) - 6 штук ,белые платья для танца «Лето красное» (16-17 лет) - 6 штук, костюмы для украинского танца «Несёт Галя воду» мужкой костюм(рубаха, пояс, шаровары) - 8комплектов, женский костюм (платье юбка, сапоги)- 8 комплектов.
Костюмы для стилизованных танцев
: цыганские женские костюмы (14-15 лет) 3штуки, матросские женские и мужские рубахи и юбки (11-12 лет) - 16 штук, военные гимнастёрки мужские (15-16 лет)- 7 штук, военные женские и мужские гимнастёрки на танец «Катюша» (12 -13 лет) - 12 штук, вальсовые платья для военного танца (15-16 лет) - 7 штук, бальные платья (14-15 лет) - 7 штук, платья для танца «Мамины руки» 7 штук, платья для танца «Чёрное-белое» - 6 штук, костюмы для танца рок-н-ролл (12-13 лет) - 7 рубашек, 7 юбок с подъюбниками, костюмы для танца «Сюрприз» (9-10 лет)- 8 платьев, 8 шорт, костюмы для цветочной фантазии (8-10 лет) юбки - 12 штук,
Аттрибуты:
сапоги, веночки, трости, шляпы, коромысла с вёдрами, платки.
7.ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ
Организационно-педагогические условия обеспечены одним педагогом дополнительного образования с средне - специального образование и высшей квалификационной категорией.
Примерный репертуар:

Народные танцы:
- русский хоровод «Берёзка» - русский танец «Калинка» - украинский танец «Несёт Галя воду» - русский танец «Балалаечка» - русский танец «Люба» - русский танец « Завалинка» - русский танец «Яблочко»
Современные танцы:
- «Мы маленькие дети» - «Тусовка зайцев» - «Клоуны» - «Сюрприз» - «Мотыльки» 18

Историко-бытовой, бальный танцы:
- «Полечка» - « Менуэт» - « Вальс»
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ДЛЯ ПЕДАГОГА
1.Барышникова Т. «Азбука музыкального движения», Рольф Москва, 1999год 2. Базарова Н. «Азбука классического танца» Москва, 1964год 3. Боброва Г. « Искусство грации», Ленинград, 1986год 4. Блазис К. «Искусство танца» Москва, 1934год 5. Ваганова А. «Основы классического танца» Ленинград, 1934год 6.Климов А. «Основы русского танца» Москва, 1994год 7. Кэтрэк Н. «Хочу танцевать» Москва, 1998год 8. Методическое пособие по хореографии 9. Роот З. «Танцы в детском саду» Москва, 2004год 10.Васильева Е.Д. Танец. М., 1968. 11.Васильева - Рождественская М. Историко-бытовой танец. М., 1968 г. 12.Великова Э. Здесь танцуют. Рассказы о танцах. Л. 1974. 13.Воронина Н. Историко- бытовой танец. М. 1980. 19