"Синквейн как форма свободного творчества на уроках в начальной школе"
Автор: Корсунова Татьяна Николаевна Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МКОУСОШ №1
Населённый пункт: город Россошь, Воронежская область
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "Синквейн как форма свободного творчества на уроках в начальной школе"
Синквейн как форма свободного творчества учащихся на уроках в начальной школе»
Тип мастер-класса: комбинированное занятие.
Цель –
повысить мотивацию коллег к овладению рефлексивной деятельностью учащихся.
Задачи:
- Познакомить коллег с понятием "синквейн”.
- Дать представление о классификации синквейнов.
- Показать конкретные варианты составления синквейнов на уроках.
- Создать условия для активного взаимодействия ведущего мастер – класс и участников мастер – класса
Планируемый результат
Участники научатся:
• Составлять различные виды заданий на формирование коммуникативных УУД
• Использовать полученные знания на практике
Участники получат возможность научиться:
• Самостоятельно по предложенному алгоритму составлять задания на формирование коммуникативных УУД
Формы работы – фронтальная и групповая.
Необходимое техническое оснащение:
интерактивная доска, проектор, презентации Power Point,
видеоролик, карточки с картинками, бумага, карандаши.
Ход мастер-класса
Этапы мастер класса
Деятельность учителя
Деятельность участников
Осуществляемые действия
коммуникативная
Осуществляемые действия
Формируемые умения
1
2
3
4
1. Актуализация
знаний и постановка
цели и задачи мастер-
класса
1. - Уважаемые коллеги, здравствуйте! Я рада приветствовать
вас на своём мастер – классе.
- Покажите свое настроение соответствующей карточкой. (Я
тоже показываю)
- А теперь давайте возьмемся за руки и я пущу вам импульс
положительных эмоций, рабочей атмосферы и творческой
деятельности, надеюсь, вы поделитесь этим импульсом и со
мной (импульс возвращается). Спасибо, мы теперь одна
команда. Начинаем работу...
1. Во фронтальном режиме
взаимодействуют с учителем
Личностные: формирование
учебного мотива.
Регулятивные: саморегуляция-
как способность к
мобилизации сил.
2. Предлагаю посмотреть одну поучительную притчу.
ВИДЕО «Все в твоих руках»
В наших руках ребенок, и наша задача как учителя, чтобы
ребенок чувствовал себя любимым нужным, а главное,
успешным.
Во фронтальном режиме
взаимодействуют с учителем
Понимать и воспринимать на
слух объяснение учителей
В основе моей работы с учащимися по развитию творческих
способностей лежит изречение Сократа: «В каждом ребенке
есть солнце, только дайте ему светить», которое представлено в
виде авторского педагогического кредо:
«Как научить ребенка мир любить?
Как показать, что жизнь крылата?
Попробуй научить детей творить –
И крылья обретут ребята!»
Одним из эффективных методов творческого развития ребенка,
который позволяет быстро получить результат, является работа
над созданием нерифмованного стихотворения, синквейна.
2. Практическая часть
1. Формулирование темы
В переводе с французского слово «синквейн» обозначает
стихотворение из пяти строк. В начале ХХ века форму
синквейна разработала американская поэтесса Аделаида
Крэпси, опиравшаяся на японские миниатюры –хокку.
С помощью учителя
формулируют тему занятия
Коммуникативные УУД:
Умение слушать собеседника
и вступать в диалог при
обсуждении проблемы.
2. Технология написания дидактического синквейна
Синквейн пишется по определенным правилам.
Первая строка — тема синквейна, заключает в себе
одно слово (обычно существительное или местоимение),
которое обозначает объект или предмет, о котором пойдет
речь.
Вторая строка — два слова (чаще всего прилагательные
или причастия), они дают описание признаков и свойств
выбранного в синквейне предмета или объекта.
Третья строка — образована тремя глаголами или
Во фронтальном режиме
слушают теоретический
материал по теме
Уметь в коммуникации
воспринимать на слух ответы
участников
деепричастиями, описывающими характерные действия
объекта.
Четвертая строка — фраза из четырёх слов,
предложение, крылатое выражение или цитата,
выражающее свое отношение к теме
Пятая строка - одно слово, обычно существительное, с
помощью которого человек выражает свои чувства,
ассоциации, связанные с данным понятием.
При работе с данным приёмом учитель начальных
классов решает сразу множество важнейших задач:
- изученный на уроке материал приобретает некую
эмоциональную окраску, что способствует его более глубокому
усвоению,
- отрабатываются знания о частях речи,
- знания о предложении,
- умение соблюдать интонацию,
- расставлять знаки препинания,
- значительно активизируется словарный запас ребёнка,
- совершенствуется навык использования в речи синонимов,
антонимов,
- активизируется и развивается мыслительная деятельность,
- совершенствуется умение высказывать собственное отношение
к чему-либо.
3. Примеры синквейнов, написанные учащимися 4
класса
Написание синквейна является формой свободного
творчества, требующей от автора умения находить в
В группах по 4 человека
обсуждают задание,
кооперируют усилия по
решению учебной задачи
Приходить к общему решению
в совместной деятельности,
понимать на слух ответы
участников
информационном материале наиболее существенные элементы,
делать выводы и кратко их формулировать.
Т.е. процесс написания синквейна позволяет учителю
гармонично сочетать элементы всех образовательных систем:
информационной, деятельностной и личностно-
ориентированной. И к тому же, работа над созданием синквейна
развивает образное мышление.
Предлагаю вашему вниманию синквейны, написанные
учениками.
4. Работа в группах
А сейчас мы с вами будем учиться составлять синквейны.
Будем работать группами. Каждой группе я предлагаю
составить синквейн на определённую тему, которая записана на
карточке. УЧЕНИК - , ТВОРЧЕСТВО - ( выполняется задание и
затем прочитывают)
А теперь составьте синквейн на свою тему. (выполняется
задание и затем прочитывают)
Составляя синквейн, работая по синквейну, учащиеся реализуют
свои личностные способности: интеллектуальные, творческие,
образные и т.п. Правильно составленный синквейн имеет ярко
выраженную эмоциональную окраску.
В группах чсотавляю
синквейны
Группы обмениваются листами
с ответами для контроля.
Выделить лидера,
договариваться и приходить к
общему решению в
совместной деятельности. В
том числе в ситуации
столкновения интересов; в
коммуникации строить
понятные для партнера
высказывания; понимать на
слух ответы участников,
адекватно использовать
речевые средства для решения
коммуникативной задачи
5. На основании вышеизложенного, можно сделать
следующие выводы:
Фронтально выполняют
задание, отвечают сами и
Уметь слушать других
участников, строить
1.В центре процесса работы над синквейном находится
учащийся, его познавательная и творческая деятельность,
креативное мышление, умения учебного сотрудничества.
2. Роль учителя в данном процессе важна, но она иная, чем при
традиционном обучении.
3. Ответственность за успешный результат учащиеся в большой
степени берут на себя.
4. Главная цель такой работы — развитие интеллектуальных и
творческих способностей учеников, с тем, чтобы ученик школы
был способен к самореализации, самостоятельному мышлению.
слушают ответы участников.
монологическое
высказывание, отвечая на
вопрос
3. Подведение итогов
Итак, синквейн:
-обогащает словарный запас;
-подготавливает к краткому пересказу;
-учит формировать идею (ключевую фразу);
- позволяет почувствовать себя творцом;
-получается у всех.
Составьте синквейн к слову СЕМИНАР
РЕФЛЕКСИЯ МАСТЕР – КЛАССА.
А теперь предлагаю нарядить нашу елочку. У вас три игрушки:
зелёная, жёлтая и красная. Если вам понравился мой мастер-
класс: это было актуально, полезно, интересно и вы будете это
использовать в своей работе – повесьте на елку зеленую
игрушку, если информация вам не нова и вы применяете этот
метод в своей работе - повесьте на елку желтую игрушку, ну а
если это всё вас совсем не тронуло – украсьте елку красной
игрушкой.
Всем большое спасибо!
Участники строят
монологическое высказывание
по теме, слушают других
участников
Осознанно строят речевые
высказывания, понятные для
участников; рефлексия своих
действий (полное
отображение предметного
содержания и условий
осуществляемых действий)