"Синквейн как форма свободного творчества на уроках в начальной школе"

Автор: Корсунова Татьяна Николаевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МКОУСОШ №1
Населённый пункт: город Россошь, Воронежская область
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "Синквейн как форма свободного творчества на уроках в начальной школе"
Дата публикации: 05.02.2016







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации


Технологическая карта мастер-класса. Синквейн.

Учитель Корсунова Татьяна Николаевна

Дата проведения 17.12. 2015 года

Тема мастер-класса:

«

Синквейн как форма свободного творчества учащихся на уроках в начальной школе»

Тип мастер-класса:
комбинированное занятие.
Цель
– повысить мотивацию коллег к овладению рефлексивной деятельностью учащихся. Задачи: - Познакомить коллег с понятием "синквейн”. - Дать представление о классификации синквейнов. - Показать конкретные варианты составления синквейнов на уроках. - Создать условия для активного взаимодействия ведущего мастер – класс и участников мастер – класса
Планируемый результат
Участники научатся: • Составлять различные виды заданий на формирование коммуникативных УУД • Использовать полученные знания на практике Участники получат возможность научиться: • Самостоятельно по предложенному алгоритму составлять задания на формирование коммуникативных УУД
Формы работы
– фронтальная и групповая.

Необходимое техническое оснащение:
интерактивная доска, проектор, презентации Power Point, видеоролик, карточки с картинками, бумага, карандаши.
Ход мастер-класса
Этапы мастер класса Деятельность учителя Деятельность участников Осуществляемые действия коммуникативная Осуществляемые действия Формируемые умения 1 2 3 4 1. Актуализация знаний и постановка цели и задачи мастер- класса 1. - Уважаемые коллеги, здравствуйте! Я рада приветствовать вас на своём мастер – классе. - Покажите свое настроение соответствующей карточкой. (Я тоже показываю) - А теперь давайте возьмемся за руки и я пущу вам импульс положительных эмоций, рабочей атмосферы и творческой деятельности, надеюсь, вы поделитесь этим импульсом и со мной (импульс возвращается). Спасибо, мы теперь одна команда. Начинаем работу... 1. Во фронтальном режиме взаимодействуют с учителем Личностные: формирование учебного мотива. Регулятивные: саморегуляция- как способность к мобилизации сил. 2. Предлагаю посмотреть одну поучительную притчу.
ВИДЕО «Все в твоих руках»
В наших руках ребенок, и наша задача как учителя, чтобы ребенок чувствовал себя любимым нужным, а главное, успешным. Во фронтальном режиме взаимодействуют с учителем Понимать и воспринимать на слух объяснение учителей
В основе моей работы с учащимися по развитию творческих способностей лежит изречение Сократа: «В каждом ребенке есть солнце, только дайте ему светить», которое представлено в виде авторского педагогического кредо: «Как научить ребенка мир любить? Как показать, что жизнь крылата? Попробуй научить детей творить – И крылья обретут ребята!» Одним из эффективных методов творческого развития ребенка, который позволяет быстро получить результат, является работа над созданием нерифмованного стихотворения, синквейна. 2. Практическая часть 1.
Формулирование темы
В переводе с французского слово «синквейн» обозначает стихотворение из пяти строк. В начале ХХ века форму синквейна разработала американская поэтесса Аделаида Крэпси, опиравшаяся на японские миниатюры –хокку. С помощью учителя формулируют тему занятия Коммуникативные УУД: Умение слушать собеседника и вступать в диалог при обсуждении проблемы. 2.
Технология написания дидактического синквейна
Синквейн пишется по определенным правилам. 
Первая строка
— тема синквейна, заключает в себе одно слово (обычно существительное или местоимение), которое обозначает объект или предмет, о котором пойдет речь. 
Вторая строка
— два слова (чаще всего прилагательные или причастия), они дают описание признаков и свойств выбранного в синквейне предмета или объекта. 
Третья строка
— образована тремя глаголами или Во фронтальном режиме слушают теоретический материал по теме Уметь в коммуникации воспринимать на слух ответы участников
деепричастиями, описывающими характерные действия объекта. 
Четвертая строка
— фраза из четырёх слов, предложение, крылатое выражение или цитата, выражающее свое отношение к теме 
Пятая строка
- одно слово, обычно существительное, с помощью которого человек выражает свои чувства, ассоциации, связанные с данным понятием. При работе с данным приёмом учитель начальных классов решает сразу множество важнейших задач: - изученный на уроке материал приобретает некую эмоциональную окраску, что способствует его более глубокому усвоению, - отрабатываются знания о частях речи, - знания о предложении, - умение соблюдать интонацию, - расставлять знаки препинания, - значительно активизируется словарный запас ребёнка, - совершенствуется навык использования в речи синонимов, антонимов, - активизируется и развивается мыслительная деятельность, - совершенствуется умение высказывать собственное отношение к чему-либо. 3.
Примеры синквейнов, написанные учащимися 4

класса
Написание синквейна является формой свободного творчества, требующей от автора умения находить в В группах по 4 человека обсуждают задание, кооперируют усилия по решению учебной задачи Приходить к общему решению в совместной деятельности, понимать на слух ответы участников
информационном материале наиболее существенные элементы, делать выводы и кратко их формулировать. Т.е. процесс написания синквейна позволяет учителю гармонично сочетать элементы всех образовательных систем: информационной, деятельностной и личностно- ориентированной. И к тому же, работа над созданием синквейна развивает образное мышление. Предлагаю вашему вниманию синквейны, написанные учениками. 4.
Работа в группах
А сейчас мы с вами будем учиться составлять синквейны. Будем работать группами. Каждой группе я предлагаю составить синквейн на определённую тему, которая записана на карточке. УЧЕНИК - , ТВОРЧЕСТВО - ( выполняется задание и затем прочитывают) А теперь составьте синквейн на свою тему. (выполняется задание и затем прочитывают) Составляя синквейн, работая по синквейну, учащиеся реализуют свои личностные способности: интеллектуальные, творческие, образные и т.п. Правильно составленный синквейн имеет ярко выраженную эмоциональную окраску. В группах чсотавляю синквейны Группы обмениваются листами с ответами для контроля. Выделить лидера, договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности. В том числе в ситуации столкновения интересов; в коммуникации строить понятные для партнера высказывания; понимать на слух ответы участников, адекватно использовать речевые средства для решения коммуникативной задачи 5. На основании вышеизложенного, можно сделать следующие
выводы:
Фронтально выполняют задание, отвечают сами и Уметь слушать других участников, строить
1.В центре процесса работы над синквейном находится учащийся, его познавательная и творческая деятельность, креативное мышление, умения учебного сотрудничества. 2. Роль учителя в данном процессе важна, но она иная, чем при традиционном обучении. 3. Ответственность за успешный результат учащиеся в большой степени берут на себя. 4. Главная цель такой работы — развитие интеллектуальных и творческих способностей учеников, с тем, чтобы ученик школы был способен к самореализации, самостоятельному мышлению. слушают ответы участников. монологическое высказывание, отвечая на вопрос 3. Подведение итогов Итак,
синквейн:

-обогащает словарный запас;

-подготавливает к краткому пересказу;

-учит формировать идею (ключевую фразу);

- позволяет почувствовать себя творцом;

-получается у всех.

Составьте синквейн к слову СЕМИНАР
РЕФЛЕКСИЯ МАСТЕР – КЛАССА. А теперь предлагаю нарядить нашу елочку. У вас три игрушки: зелёная, жёлтая и красная. Если вам понравился мой мастер- класс: это было актуально, полезно, интересно и вы будете это использовать в своей работе – повесьте на елку зеленую игрушку, если информация вам не нова и вы применяете этот метод в своей работе - повесьте на елку желтую игрушку, ну а если это всё вас совсем не тронуло – украсьте елку красной игрушкой. Всем большое спасибо! Участники строят монологическое высказывание по теме, слушают других участников Осознанно строят речевые высказывания, понятные для участников; рефлексия своих действий (полное отображение предметного содержания и условий осуществляемых действий)