"Применение приемов технологии развития критического мышления для формирования мыслительной деятельности"

Автор: Седова Надежда Богдановна
Должность: учитель математики
Учебное заведение: МБОУ Тазовская СОШ
Населённый пункт: п.Тазовский Тюменская обл.
Наименование материала: Статья: Обобщение педагогического опыта
Тема: "Применение приемов технологии развития критического мышления для формирования мыслительной деятельности"
Дата публикации: 05.02.2016







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации

Обобщение педагогического опыта учителя математики Седовой Надежды Богдановны по теме:
«Применение приемов технологии развития критического мышления для

формирования мыслительной деятельности»
Китайская мудрость гласит: “Я слышу – я забываю, я вижу – я запоминаю, я делаю – я усваиваю”. В настоящее время школа находится в активном процессе реформирования, введения новых Федеральных образовательных стандартов (ФГОС второго поколения), которые предполагают формирование у подрастающего поколения определенных качеств, вызванных требованием времени. Стандарты ориентированы на становление личностных характеристик выпускника. Среди них согласно заявленной теме можно выделить следующие актуальные качества выпускника школы:  активно и заинтересованно познающий мир, осознающий ценность труда, науки и творчества;  умеющий учиться, осознающий важность образования и самообразования для жизни и деятельности, способный применять полученные знания на практике. Кроме этого, новый Стандарт устанавливает требования и к результатам обучения. Так
метапредметные результаты
освоения основной образовательной программы основного общего образования должны отражать: -
умение
самостоятельно определять цели своего обучения, - ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, - развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности; -
умение
определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы; - у
мение
организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; - работать
индивидуально и в группе:
находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение. Школьные учебники становятся всё толще. Количество предметов, которые изучают современные ученики, всё больше. А уровень знаний и уровень общеучебных умений современных учеников, по мнению многих учителей, всё ниже. Моя педагогическая деятельность направлена на реализацию ФГОС, цель которой заключается в формировании у обучающихся гражданской ответственности, духовности и культуры, самостоятельности, инициативности, способности к успешной социализации в обществе. Веления времени требуют от современного педагога выработать у учащихся умение критически мыслить и принимать взвешенные решения, сопоставляя в процессе решения сложных проблем альтернативные точки зрения. Каким же образом я внедряю эту систему? Я верю, что каждый учитель – кладезь идей, со своей системой, методами, способами. Думаю, что многим знакомо то, о чем я
буду говорить, но и считаю, что многие смогут воспользоваться некоторыми моими наработками. Как построить урок, чтобы научить ученика размышлять над неизвестным, задавать вопросы и находить ответы, совершать открытия и радоваться процессу поиска? Здесь на помощь мне приходят
приемы технологии развития критического мышления.
Современные исследователи в области методов развития критического мышления, как на Западе (К.Мередит, Д.Стилл, Ч.Темпл, С.Уолтер и др.), так и в России (М.В.Кларин, С.И.Заир-Бек, И.О.Загашев, И.В.Муштавинская и др.) под критическим мышлением понимают совокупность качеств и умений, обусловливающих высокий уровень исследовательской культуры ученика и учителя. Главная цель технологии развития критического мышления – развитие интеллектуальных способностей ученика, позволяющих ему учиться самостоятельно. Под критическим мышлением понимают проявление детской любознательности, выработку собственной точки зрения по определенному вопросу, способность отстоять ее логическими доводами, использование исследовательских методов. Каким образом технология развития критического мышления связана с формированием мыслительной деятельности? Многие слишком буквально понимают её и потому связывают исключительно с начальной школой. А ведь многие приемы и служат для анализа, сравнения, сопоставления и оценивания того, что мы уже знаем, и неизвестного. В основу технологии положен базовый дидактический цикл, состоящий из трех этапов (стадий): I фаза (10 минут) Вызов (пробуждение имеющихся знаний, интереса к получению новой информации) II фаза (25 минут) Осмысление содержания (получение новой информации) III фаза (10 минут) Рефлексия (осмысление, рождение нового знания) Приёмы технологии «Развития критического мышления» Технологические этапы Деятельность учителя Деятельность обучающихся Возможные приемы и методы
I. Вызов:
- актуализация имеющихся знаний; - пробуждение интереса к получению новой информации; - постановка учеником собственных целей обучения. Направлена на вызов у обучающихся уже имеющихся знаний по изучаемому вопросу, активизацию их деятельности, мотивацию к дальнейшей работе Ученик «вспоминает», что ему известно по изучаемому вопросу (делает предположения), систематизирует информацию до изучения нового материала, задает вопросы, на которые хочет получить ответы. Составление списка «известной информации»: рассказ-предположение по ключевым словам; систематизация материала (графическая): кластеры, схемы, таблицы; верные и неверные утверждения; перепутанные логические цепочки; мозговая атака; проблемные вопросы, и т.д. Информация, полученная на стадии вызова, выслушивается, записывается, обсуждается. Работа ведется индивидуально, в парах или группах.
II. Осмысление

содержания:
Направлена на сохранение интереса к Ученик читает (слушает) текст, Ведение различных записей типа двойных дневников,
- получение новой информации; -корректировка учеником поставленных целей обучения. теме при непосредственной работе с новой информацией, постепенное продвижение от знания «старого» к «новому» делает пометки на полях или ведет записи по мере осмысления новой информации бортовых журналов; диспуты; поиск ответов на поставленные в первой части урока вопросы На стадии осмысления содержания осуществляется непосредственный контакт с новой информацией (текст, фильм, лекции, материал параграфа). Работа ведется индивидуально или в парах. В групповой работе должны присутствовать два элемента – индивидуальный поиск и обмен идеями, причем личный поиск непременно предшествует обмену мнениями.
III. Рефлексия:
-размышление, рождение нового знания; -постановка учеником новых целей обучения. Учителю следует: вернуть учащихся к первоначальным записям- предположениям; внести изменения; дать творческие, исследовательские или практические задания на основе изученной информации Учащиеся соотносят «новую» информацию со «старой», используя знания, полученные на стадии осмысления содержание. Заполнение схем, кластеров, таблиц. Установление причинно- следственных связей между блоками информации. Возврат к ключевым словам, верным и неверным утверждениям. Ответы на поставленные вопросы. Организация устных и письменных круглых столов. Организация различных видов дискуссий, диалогов. Написание творческих работ. Исследования по отдельным вопросам темы и т.д. На стадии рефлексии осуществляется анализ, творческая переработка, интерпретация изученной информации. Работа ведется индивидуально, в парах или в группах. Например, в классе VII вида не все приемы и стратегии технологии развития критического мышления применимы. Но многие приемы проходят, как говорится, просто «на ура». В организации практической деятельности на уроках мною были выбраны наиболее оптимальные приёмы ТРКМ, использование которых на определённых этапах урока способствует развитию УУД обучающихся: «Кластер», «Синквейн», таблица ЗХУ, «Тонкие и толстые» вопросы, «Веришь – не веришь», «Корзина идей».
Прием “Корзина идей”
Это прием организации индивидуальной и групповой работы на начальной стадии урока, когда идет актуализация знаний и опыта. Этот прием позволяет выяснить все, что знают учащиеся по обсуждаемой теме урока. На доске прикрепляется значок корзины, (можно и саму корзину с листами - заготовками) в которую условно собирается то, что ученики знают об изучаемой теме. Алгоритм работы: 1. Каждый ученик вспоминает и записывает в тетради (или на листах – заготовках) все, что знает по теме (индивидуальная работа продолжается 1-2 минуты).
2. Обмен информацией в парах или группах. 3. Далее каждая группа называет какое-то одно сведение или факт, не повторяя ранее сказанного. 4. Все сведения кратко записываются в “корзине идей”, даже если они ошибочны. 5. Все ошибки исправляются по мере освоения новой информации. Например, при изучении отрицательных чисел Учитель ставит перед детьми проблему: - Напишите за 1 минуту, все, что вы знаете о действии вычитания натуральных чисел? - Обмен информацией в группах. - Сбрасывание информации в корзину, запись на доске или ватмане. Обсуждение собранной информации. Обобщение, вывод.
Прием “Составление кластера”
Смысл этого приема заключается в попытке систематизировать имеющиеся знания по той или иной проблеме. Он связан с приемом «корзина», поскольку систематизации чаще всего подлежит содержание «корзины». Кластер - это графическая организация материала, показывающая смысловые поля того или иного понятия. Слово кластер в переводе означает пучок, созвездие. Составление кластера позволяет учащимся свободно и открыто думать по поводу какой-либо темы. Ученик записывает в центре листа ключевое понятие, а от него рисует стрелки-лучи в разные стороны, которые соединяют это слово с другими, от которых в свою очередь лучи расходятся далее и далее. Кластер может быть использован на самых разных стадиях урока. На стадии вызова - для стимулирования мыслительной деятельности. На стадии осмысления - для структурирования учебного материала. На стадии рефлексии - при подведении итогов того, что учащиеся изучили.
Прием

Прием “Верные и неверные утверждения”

функция
формула зависимость переменны е строиться аргумент
Этот прием может быть началом урока. Учитель предлагает ряд утверждений по определенной теме. Учащиеся выбирают “верные” утверждения, полагаясь на собственный опыт или интуицию. В любом случае они настраиваются на изучение темы, выделяют ключевые моменты, а элемент соревнования позволяет удерживать внимание до конца урока. На стадии рефлексии возвращаемся к этому приему, чтобы выяснить, какие из утверждений были верными. Например, при изучении признаков равенства прямоугольных треугольников Возьмите листочки с утверждениями. Работа с ними необходима нам для лучшего восприятия и осознания нового материала. В течение 2 минут изучите утверждения и выразите свое согласие или несогласие в колонке «ДО» (поставьте + или - ). ДО УТВЕРЖДЕНИЯ ПОСЛЕ 1. Все прямоугольные треугольники равны. 2. В прямоугольном треугольнике все углы острые. 3. Гипотенуза прямоугольного треугольника лежит против прямого угла. 4. Если гипотенуза и острый угол одного прямоугольного треугольника соответственно равны гипотенузе и острому углу другого треугольника, то такие треугольники равны. 5. Стороны треугольника, образующие прямой угол, называются катетами. 6. Если гипотенуза и катет одного треугольника равны гипотенузе и катету другого треугольника, то такие треугольники равны. 7. Если катеты треугольников равны, то эти треугольники равны.
Прием “Знаю – хочу узнать – узнал”
Прием “Знаю – хочу узнать – узнал” - это работа с таблицей. При изучении темы на стадии вызова учащимся можно предложить разбиться на пары, посовещаться и заполнить 1 графу таблицы (это могут быть какие-то ассоциации, конкретные исторические сведения, предположения). После обсуждения полученных результатов в классе учащиеся сами формулируют цели урока: что я хочу узнать? Для устранения пробелов в собственных знаниях и заполняют 2 графу. После изучения темы соотносят полученную информацию с той, что была у них в начале урока. Знаю (вызов) Хочу узнать (вызов) Узнал (реализация смысла или рефлексия) Работа в паре: что я знаю о теме урока? Формулирование целей Соотношение старой и новой информации Или, например: Учащиеся читают, делают пометки карандашом в учебнике, заполняют таблицу в тетради. После индивидуальной работы идет процесс обсуждения, учитель фиксирует версии учащихся на доске. Уже знал (V) Узнал новое (+) Думал иначе (–) Есть вопросы (?)
-Многоугольник -Вершина многоугольника -Диагональ многоугольника -Угол многоугольника -Противоположные стороны, вершины четырехугольника. -Внутренняя, внешняя область многоугольника -Выпуклый многоугольник: (n– 2)
.
180° Определение многоугольника Не понял, как получили формулу
Прием “Написание синквейна”
Синквейн - самая легкая форма стихотворений по алгоритму. В переводе “синквейн” означает стихотворение, состоящее из пяти строк, которое пишется по определенным правилам.
Строка

Вопрос

Слова
1-я строка Кто? Что? 1 существительное 2-я строка Какой? 2 прилагательных 3-я строка Что делает? 3 глагола 4-я строка Что автор думает о теме? Фраза из 4 слов 5-я строка Кто? Что? (Новое звучание темы) 1 существительное Дети всех возрастов с удовольствием сочиняют синквейны. Например: Геометрия многомерная сферическая измеряет, использует, рассматривает изучающая пространственные отношения и формы наука
Прием “ Толстые и тонкие вопросы”
Прием “Толстые и тонкие вопросы” может быть использован на любой стадии урока: на стадии вызова – это вопросы до изучения темы; на стадии осмысления – вопросы по ходу чтения, слушания; на стадии рефлексии (размышления) – демонстрация понимания пройденного. “Толстые и тонкие вопросы” могут быть оформлены в виде таблицы. «Тонкие» «Толстые» Кто...? Что...? Когда...? Может...? Будет...? Могли...? Как звать...? Было ли...? Согласны ли вы...? Верно ли...? Дайте три объяснения: почему? Объясните: почему...? Почему вы думаете...? Почему вы считаете...? В чем различие...? Предположите: что будет, если...? Что, если...?
Тонкие вопросы Толстые вопросы Что такое уравнение? Для чего нужны уравнения? Где применяется уравнение? Как «обозначается» уравнение? Почему уравнение так называется? Чем уравнение отличается от примера? В чём отличие уравнения от формулы? Что будет, если из нашей жизни «исчезнут» уравнения?
Прием “Ключевые слова”
Стадию вызова на уроке можно осуществить многими методами, в том числе и хорошо известными, например, "ключевые слова", по которым можно придумать рассказ или расставить их в определенной последовательности, а затем, на стадии осмысления искать подтверждение своим предположениям, расширяя материал.
Прием “Лови ошибку”
Учитель заранее подготавливает задание, содержащее ошибочную информацию, и предлагает учащимся выявить допущенные ошибки. Важно, чтобы задание содержало в себе ошибки 2 уровней:  явные, которые достаточно легко выявляются учащимися, исходя из их личного опыта и знаний;  скрытые, которые можно установить, только изучив новый материал. Учащиеся анализируют предложенное задание, пытаются выявить ошибки, аргументируют свои выводы. Затем изучают новый материал, после чего возвращаются к тексту и исправляют те ошибки, которые не удалось выявить в начале урока.
Выводы
Применение элементов технологии критического мышления дает возможность вырабатывать у обучающихся умение:  работать в группе;  графически оформить текстовый материал;  творчески интерпретировать имеющуюся информацию;  распределить информацию по степени новизны и значимости;  обобщить полученные знания;  формирование культуры чтения, включающей в себя умение ориентироваться в источниках информации, пользоваться разными стратегиями чтения, адекватно понимать прочитанное, сортировать информацию с точки зрения ее важности, «отсеивать» второстепенную, критически оценивать новые знания, делать выводы и обобщения. Мысль в подарок: «Умеющие мыслить – умеют задавать вопросы» Э.Кинг Список литературы 1. Бустром Р. Развитие творческого и критического мышления. СПб: Издательство «Альянс «Дельта», 2003. - 134 с. 2. Загашев И.О., Заир-Бек С.И. Критическое мышление: технология развития. - СПб: Издательство «Альянс «Дельта», 2003. - 284с. 3. Загашев И.О., Заир-Бек С.И., Муштавинская И.В. Учим детей мыслить критически. - СПб., 2003. - 192 с. 4. Заир-Бек С.И., Муштавинская И.В. Развитие критического мышления на уроке. М.: Просвещение, 2004. - 175 с.
6. Программа формирования универсальных учебных действий // Планируемые результаты начального общего образования / Под ред. Г.С. Ковалевой, О.Б. Логиновой. М., 2009. 7. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования второго поколения. М., 2009. 8. О.Б. Епишева. Технология обучения математике на основе деятельностного подхода. Просвещение Москва 2003.