"Использование интегрированных уроков в школе для обучающихся с ОВЗ"

Автор: Шуршикова Ирина Александровна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МОУ ОШ № 5 для обучающихся с ОВЗ г.о. Орехово-Зуево Московской области
Населённый пункт: город Орехово-Зуево, Московская область
Наименование материала: Статья для учителей начальных классов
Тема: "Использование интегрированных уроков в школе для обучающихся с ОВЗ"
Дата публикации: 05.02.2016







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации

Школьники с ограниченными возможностями здоровья, а именно, с интеллектуальной недостаточностью, в отличие от нормально развивающихся детей, трудно усваивают учебный материал, у них низкая работоспособность, неустойчивое внимание, они быстро утомляются, неусидчивы, часто гиперактивны, у них слабо развита память и мышление. И поэтому у таких детей наблюдается отсутствие или значительное снижение интереса к учёбе, к окружающей среде. Они с большим трудом переносят полученные знания, умения и навыки с одного учебного предмета на другой, затрудняются в применении академических знаний в повседневной жизни. Складывающаяся картина мира у обучающихся с умственной отсталостью часто не достаточно полная и подробная. Представления о мире могут быть фрагментарными и стереотипными, понимание происходящего искаженное и однозначное. Как правило, у такой категории детей страдает и соматическое здоровье, что требует щадящего режима на уроках. Одним из способов решения данных проблем являются интегрированные уроки. Они повышают интерес детей с ограниченными возможностями здоровья к учёбе и общественной жизни, способствуют снятию перенапряжения, утомляемости обучающихся за счёт переключения их на разнообразные виды деятельности в ходе уроков. Интеграция способствует развитию воображения, внимания, памяти, мышления обучающихся. Она помогает детям с ограниченными возможностями здоровья целостно воспринимать мир, познавать красоту окружающей действительности во всём её разнообразии. Стремление к интеграции учебного материала является ведущей мировой тенденцией образования, поскольку определяется стиль научного мышления и мировоззрения современного человека. Проблема межпредметных связей, идея о единстве научных знаний находила отражение в работах Аристотеля, Демокрита, Эпикура, Платона, Г. Гегеля и И. Канта, Л. Фейербаха. Н. Г. Чернышевский, В. Г. Белинский, Л. Н. Толстой, И. Н. Крамской, И. Е. Репин, В. А. Сухомлинский высказывались о пользе комплексного воздействия различных видов искусства и предметов гуманитарного цикла на формирование духовного мира личности. Еще в XVII веке Ян Амос Коменский говорил, что начальная школа должна учить не
только чтению, письму и счету, но и полезным детям сведениям, которые входят в фонд общих знаний, основанных на интересах детей. Он выступал за взаимосвязанное изучение грамматики, философии, и литературы. К.Д. Ушинский путём интеграции двух видов речевой деятельности — письма и чтения- разработал и внедрил аналитико-синтетический метод обучения грамоте, который до сих пор используется в начальной школе. Начальная школа – это важнейший период формирования основ учебной деятельности, познавательных интересов и познавательной мотивации, в котором, при благоприятных условиях обучения, происходит становление самосознания и самооценки ребенка. Введение интеграции предметов в системы начального образования положительно влияет на развитие самостоятельности, познавательной активности и кругозора обучающихся. Применительно к системе обучения «интеграция» как понятие может принимать два значения: во-первых, это создание у школьников целостного представления об окружающем мире (здесь интеграция рассматривается как цель обучения); во-вторых, это нахождение возможности сближения предметных знаний (здесь интеграция — средство обучения). Методической основой интегрированного подхода является установление связей в понимании закономерностей всего существующего в мире. А это возможно при условии многократного возвращения к понятию с точки зрения разных наук и разных учебных предметов. За основу интеграции может быть взят любой урок с его установившейся структурой и логикой проведения. Интегрированный урок — одно из новшеств современной методики. Эта технология смело вторгается в непоколебимые школьные программы и связывает на первый взгляд несовместимые предметы. Интеграция – это объедение в целое разрозненных частей, глубокое взаимопроникновение, слияние в одном учебном материале обобщенных знаний в той или иной области. Преимущества интеграции на уроке: 1. Мир, окружающий детей, познается ими в многообразии и единстве, а зачастую предметы школьного цикла, направленные на изучение отдельных явлений этого единства, не дают представления о целом явлении, дробя его на разрозненные фрагменты.
2. Интегрированные уроки развивают потенциал самих учащихся, побуждают к активному познанию окружающей действительности, к осмыслению и нахождению причинно-следственных связей, к развитию логики, мышления, коммуникативных способностей. В большей степени, чем обычные, они способствуют развитию речи, формированию умения сравнивать, обобщать, делать выводы. 3. Форма проведения интегрированных уроков нестандартна, увлекательна. Использование различных видов работы поддерживает внимание учеников на высоком уровне, что позволяет говорить о развивающей эффективности таких уроков. Они снимают утомляемость, перенапряжение учащихся за счет переключений на разнообразные виды деятельности, резко повышают познавательный интерес, служат развитию воображения, внимания, мышления, речи и памяти школьников. 4. Интеграция дает возможность для самореализации, самовыражения, творчества учителя, способствует раскрытию способностей его учеников. Интеграция является источником нахождения новых фактов, которые подтверждают или углубляют определенные выводы, наблюдения учащихся различных предметах. Интегрированные уроки дают ученику достаточно широкое и яркое представление о мире, в котором он живет, о взаимопомощи, о существовании многообразного мира материальной и художественной культуры. Основной акцент в интегрированном уроке приходится не столько на усвоение знаний о взаимосвязи явлений и предметов, сколько на развитие образного мышления. Интегрированные уроки также предполагают обязательное развитие творческой активности учащихся. Это позволяет использовать содержание всех учебных предметов, привлекать сведения из различных областей науки, культуры, искусства, обращаясь к явлениям и событиям окружающей жизни. Структура интегрированных уроков отличается от обычных уроков следующими особенностями: предельной четкостью, компактностью, сжатостью учебного материала; логической взаимообусловленностью, взаимообязанностью материала интегрируемых предметов на каждом этапе урока; большой информативной ёмкостью учебного материала, используемого на уроке. При планировании и организации таких уроков учителю важно учитывать следующие
условия: 1. В интегрированном уроке объединяются блоки знаний двух-трех различных предметов, поэтому чрезвычайно важно правильно определить главную цель интегрированного урока. Если общая цель определена, то из содержания предметов берутся только те сведения, старые необходимы для ее реализации. 2. Интеграция способствует снятию напряжения, перегрузки, утомленности учащихся за счет переключения их на разнообразные виды деятельности в ходе урока. При планировании требуется тщательное определение оптимальной нагрузки различными видами деятельности учащихся на уроке. 3. При проведении интегрированного урока учителями (ведущими разные предметы) требуется тщательная координация действий. В форме интегрированных уроков целесообразно проводить обобщающие уроки, на которых будут раскрыты проблемы, наиболее важные для двух или нескольких предметов, но интегрированным уроком может быть любой урок со своей структурой, если для его проведения привлекаются знания, умения и результаты анализа изучаемого материала методами других наук, других учебных предметов. В интегрированном уроке из нескольких предметов один является ведущим. Чаще всего, интегрированные уроки являются спаренными и проводятся учителями совместно. Возможна разнообразная интеграция учебных предметов. В рамках коррекционной школы необходимо проводить интегрированные уроки. В начальной школе – это чтение и развитие речи, развитие речи и письмо, развитие речи и рисование, развитие речи и ОБЖ, труды и математика. Содержание интегрированного урока, обучающая деятельность учителя побуждают учащихся к обобщению знаний, относящихся к разным наукам, способности приобретать и развивать компетентности, которые могут использоваться или трансформироваться применительно к целому ряду жизненных ситуаций. Способствует овладению грамотой культуры (языковой, этической, исторической, философской). А тип культуры определяет тип сознания человека, поэтому интеграция чрезвычайно актуальна и необходима в современной начальной школе.