"Ролевые игры - эффективная технология обучения английскому языку на уроках."

Автор: Коппалова Ольга Вячеславовна
Должность: учитель английского языка
Учебное заведение: МБОУ СОШ № 9
Населённый пункт: город Конаково Тверская область
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "Ролевые игры - эффективная технология обучения английскому языку на уроках."
Дата публикации: 04.10.2015







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации


Ролевые игры – эффективная педагогическая технология

обучения английскому языку на уроках.

Тема разработана

учителем английского языка

МБОУ СОШ № 9

Коппаловой О.В.
Ролевая игра – методический приём, относящийся к группе активных способов обучения практическому владению иностранным языком. Внедрение этого приёма в учебный процесс способствует достижению целей обучения диалогической речи и расширенному монологическому высказыванию, активизации речемыслительной деятельности школьников, формированию у них навыков и умений самостоятельного выражения мысли, образованию и воспитанию учащихся средствами иностранного языка. Ролевая игра есть одна из форм организации речевой ситуации, используемой в учебных целях. В основе ролевой игры лежит организованное речевое общение учащихся в соответствии с распределенными между ними ролями и игровым сюжетом. Ролевая игра мотивирует речевую деятельность, так как обучаемые оказываются в ситуации, когда появляется потребность что-либо сказать, спросить, выяснить, доказать, чем-то поделиться с собеседником. В отличие от диалога или пьесы, которые обучают тому, как сказать. Таким образом, центром внимания партнёров становится содержание беседы, что само по себе является положительным фактором. Учащиеся наглядно убеждаются в том, что язык можно использовать как средство общения. Игра активизирует стремление ребят к контакту друг с другом и учителем, создаёт условия равенства в речевом партнёрстве, разрушает традиционный барьер между учителем и учеником. Игра даёт возможность робким, неуверенным в себе учащимся говорить и тем самым преодолевать барьер неуверенности. В обычной дискуссии ученики - лидеры, как правило захватывают инициативу, а робкие предпочитают отмалчиваться. В ролевой игре каждый получает роль и должен быть активным партнёром в речевом общении. Практически всё учёбное время в ролевой игре отведено на речевую практику, при этом не только говорящий, но и слушающий, максимально активен ,так как он должен понять и запомнить реплику партнёра, соотнести её с ситуацией, определить насколько она релевантна ситуации и задаче общения, и правильно отреагировать на реплику. Игры положительно влияют на формирование познавательных интересов школьников, способствуют осознанному освоению иностранного языка. Они содействуют развитию таких качеств , как самостоятельность, инициативность, воспитанию чувства коллективизма. Учащиеся активно, увлеченно работают, помогают друг другу,
Есть основные требования к ролевым играм:
 Игра должна стимулировать мотивацию учения, вызывать у школьников интерес и желание хорошо выполнить задание,её следует проводить на основе ситуации, адекватной реальной ситуации общения.  Ролевая игра должна быть принята всей группой.  Она непременно проводится в доброжелательной, творческой атмосфере, Ролевая игра вызывает у школьников чувство удовлетворения, радости. Чем свободнее чувствует себя ученик в ролевой игре, тем инициативнее он будет в общении. Со временем у него появится чувство уверенности в своих силах ,в том ,что он может исполнять разные роли.
Игра организуется таким образом, чтобы учащиеся могли в активном речевом общении с максимальной эффективностью использовать отрабатываемый языковой материал. Учитель сам верит в ролевую игру, в её эффективность. Только при этом условии он сможет добиться хороших результатов. В играх школьники овладевают такими элементами общения, как умение начать беседу, поддержать её, прервать собеседника, в нужный момент согласиться с его мнением или опровергнуть его, умение целенаправленно слушать собеседника, задавать уточняющие вопросы и т. д. Прежде чем ввести данный прием работы в учебный процесс, необходимо провести подготовительную работу. Нельзя забывать о том, что у младших школьников нет навыков не только иноязычного, но и русскоязычного общения на уроке. Следовательно, чтобы организовать общение в рамках ролевой игры, необходимо сформировать эти навыки в реальных условиях учебного процесса. Для этого я использую тренировочные упражнения, которые привожу ниже. Упражнения на тренировку учащихся в умении реагировать на предложенные утверждения. Они призваны развивать умения употреблять клишированные фразы, эквивалентные русским ”Да”, ”Нет”, ”Разве?”, “Как интересно!” и т. д. Хорошо отработанное, бегло и выразительно предъявленное начало диалога, переходящее из одного диалога в другой, повышает уверенность говорящих в своих силах и с самого начала настраивает их на беглую и эмоциональную речь. Оно способствует эффективному «подключению» очередной темы к сумме уже усвоенных школьниками знаний и навыков. Мы, в частности, практикуем следующую традиционную «шапку»: – Hello, Natasha. Nice to see you. – Hi, Igor. Glad to see you, too. How are you? – I am fine, thank you. And what about you? How are you? – I am fine, too. – I am glad to hear that. .Диалог может касаться семьи, квартиры, школы ,а также интересов партнера, его увлечений , распорядка дня, здоровья и т. д. Упражнения на тренировку школьников в составлении микродиалогов в парах, в рамках предложенной ситуации. Учащимся предлагается диалог-образец, который является основой для составления их собственного диалога. Работу над ним провожу поэтапно: сначала читаем диалог по ролям, обращая внимание ребят на реплики, подлежащие усвоению; читаем диалог с целью восстановить пропущенные реплики; инсценируем диалог, воспроизводя реплики по ролям; самостоятельно составляем аналогичный диалог, но в другой ситуации. Составление диалогов с опорой на ключевые слова и выражения в рамках предложенной ситуации. Составление небольших полилогов. Учащиеся работают в группах. На этом этапе работы я уже использую ролевые игры. При проведении ролевых игр я использую средства наглядности. Вывешивается картинка, на которой изображена определенная ситуация. Учащимся предлагается сыграть роль персонажей, изображенных на картинке, в соответствии с ситуацией, представленной на ней. Обсуждая проведенную игру, оценивая участие в ней школьников, учителю следует проявить такт особенно при оценке результатов первой ролевой игры. Отрицательная оценка деятельности её участников неизбежно приведет к снижению активности. Желательно начать обсуждение результатов игры с удачных моментов и лишь затем перейти к недостаткам.