"Ролевые игры - эффективная технология обучения английскому языку на уроках."
Автор: Коппалова Ольга Вячеславовна Должность: учитель английского языка
Учебное заведение: МБОУ СОШ № 9
Населённый пункт: город Конаково Тверская область
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "Ролевые игры - эффективная технология обучения английскому языку на уроках."
Ролевые игры – эффективная педагогическая технология
обучения английскому языку на уроках.
Тема разработана
учителем английского языка
МБОУ СОШ № 9
Коппаловой О.В.
Ролевая игра – методический приём, относящийся к группе активных способов
обучения практическому владению иностранным языком. Внедрение этого приёма в
учебный процесс способствует достижению целей обучения диалогической речи и
расширенному монологическому высказыванию, активизации речемыслительной
деятельности школьников, формированию у них навыков и умений самостоятельного
выражения мысли, образованию и воспитанию учащихся средствами иностранного языка.
Ролевая игра есть одна из форм организации речевой ситуации, используемой в
учебных целях. В основе ролевой игры лежит организованное речевое общение учащихся
в соответствии с распределенными между ними ролями и игровым сюжетом.
Ролевая игра мотивирует речевую деятельность, так как обучаемые оказываются в
ситуации, когда появляется потребность что-либо сказать, спросить, выяснить, доказать,
чем-то поделиться с собеседником. В отличие от диалога или пьесы, которые обучают
тому, как сказать. Таким образом, центром внимания партнёров становится содержание
беседы, что само по себе является положительным фактором. Учащиеся наглядно
убеждаются в том, что язык можно использовать как средство общения.
Игра активизирует стремление ребят к контакту друг с другом и учителем, создаёт
условия равенства в речевом партнёрстве, разрушает традиционный барьер между
учителем и учеником.
Игра даёт возможность робким, неуверенным в себе учащимся говорить и тем самым
преодолевать барьер неуверенности. В обычной дискуссии ученики - лидеры, как правило
захватывают инициативу, а робкие предпочитают отмалчиваться. В ролевой игре каждый
получает роль и должен быть активным партнёром в речевом общении.
Практически всё учёбное время в ролевой игре отведено на речевую практику, при этом
не только говорящий, но и слушающий, максимально активен ,так как он должен понять и
запомнить реплику партнёра, соотнести её с ситуацией, определить насколько она
релевантна ситуации и задаче общения, и правильно отреагировать на реплику.
Игры положительно влияют на формирование познавательных интересов школьников,
способствуют осознанному освоению иностранного языка. Они содействуют развитию
таких качеств , как самостоятельность, инициативность, воспитанию чувства
коллективизма. Учащиеся активно, увлеченно работают, помогают друг другу,
Есть основные требования к ролевым играм:
Игра должна стимулировать мотивацию учения, вызывать у школьников интерес и
желание хорошо выполнить задание,её следует проводить на основе ситуации,
адекватной реальной ситуации общения.
Ролевая игра должна быть принята всей группой.
Она непременно проводится в доброжелательной, творческой атмосфере,
Ролевая игра вызывает у школьников чувство удовлетворения, радости. Чем свободнее
чувствует себя ученик в ролевой игре, тем инициативнее он будет в общении. Со временем
у него появится чувство уверенности в своих силах ,в том ,что он может исполнять разные
роли.
Игра организуется таким образом, чтобы учащиеся могли в активном речевом
общении с максимальной эффективностью использовать отрабатываемый языковой
материал.
Учитель сам верит в ролевую игру, в её эффективность. Только при этом условии он
сможет добиться хороших результатов.
В играх школьники овладевают такими элементами общения, как умение начать беседу,
поддержать её, прервать собеседника, в нужный момент согласиться с его мнением или
опровергнуть его, умение целенаправленно слушать собеседника, задавать уточняющие
вопросы и т. д.
Прежде чем ввести данный прием работы в учебный процесс, необходимо провести
подготовительную работу. Нельзя забывать о том, что у младших школьников нет навыков
не только иноязычного, но и русскоязычного общения на уроке. Следовательно, чтобы
организовать общение в рамках ролевой игры, необходимо сформировать эти навыки в
реальных условиях учебного процесса. Для этого я использую тренировочные
упражнения, которые привожу ниже.
Упражнения на тренировку учащихся в умении реагировать на предложенные
утверждения. Они призваны развивать умения употреблять клишированные фразы,
эквивалентные русским ”Да”, ”Нет”, ”Разве?”, “Как интересно!” и т. д.
Хорошо отработанное, бегло и выразительно предъявленное начало диалога, переходящее
из одного диалога в другой, повышает уверенность говорящих в своих силах и с самого
начала настраивает их на беглую и эмоциональную речь. Оно способствует эффективному
«подключению» очередной темы к сумме уже усвоенных школьниками знаний и навыков.
Мы, в частности, практикуем следующую традиционную «шапку»:
– Hello, Natasha. Nice to see you.
– Hi, Igor. Glad to see you, too. How are you?
– I am fine, thank you. And what about you? How are you?
– I am fine, too.
– I am glad to hear that.
.Диалог может касаться семьи, квартиры, школы ,а также интересов партнера, его
увлечений , распорядка дня, здоровья и т. д.
Упражнения на тренировку школьников в составлении микродиалогов в парах, в рамках
предложенной ситуации.
Учащимся предлагается диалог-образец, который является основой для составления их
собственного диалога. Работу над ним провожу поэтапно:
сначала читаем диалог по ролям, обращая внимание ребят на реплики, подлежащие
усвоению;
читаем диалог с целью восстановить пропущенные реплики;
инсценируем диалог, воспроизводя реплики по ролям;
самостоятельно составляем аналогичный диалог, но в другой ситуации.
Составление диалогов с опорой на ключевые слова и выражения в рамках предложенной
ситуации.
Составление небольших полилогов. Учащиеся работают в группах. На этом этапе работы
я уже использую ролевые игры.
При проведении ролевых игр я использую средства наглядности. Вывешивается
картинка, на которой изображена определенная ситуация.
Учащимся предлагается сыграть роль персонажей, изображенных на картинке, в
соответствии с ситуацией, представленной на ней.
Обсуждая проведенную игру, оценивая участие в ней школьников, учителю следует
проявить такт особенно при оценке результатов первой ролевой игры. Отрицательная
оценка деятельности её участников неизбежно приведет к снижению активности.
Желательно начать обсуждение результатов игры с удачных моментов и лишь затем
перейти к недостаткам.