Автор: Каменских Валентина Александровна Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МАОУ "СОШ №91"
Населённый пункт: Пермский край, г. Пермь
Наименование материала: разработка урока
Тема: "Мягкий согласный звук [ч’], буквы Ч, ч"
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 91» города Перми
Технологическая карта урока обучения грамоте
по теме: «Мягкий согласный звук
[
ч’
]
, буквы Ч, ч»
1 «Б» класс
Программа: Школа России
Урок разработала:
Каменских Валентина Александровна
учитель начальных классов
первой квалификационной категории
Учитель: Каменских Валентина Александровна
МАОУ «СОШ № 91» г. Перми
Класс: 1б
Система учебников (УМК): Школа России
Ресурсы урока:
Азбука. 1 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений с приложением на электронном
носителе. В 2 ч. Ч.2/ В.Г.Горецкий, В.А.Кирюшкин, Л.А.Виноградская, М.В.Бойкина. М.:
Просвещение, 2012;
Презентация Microsoft Office PowerPoint
Согласный звук
ч’
, буквы Ч, ч
Педагогическая цель
Создать условия для ознакомления учащихся с согласным звуком
ч’
, буквами Ч, ч, развития речи,
памяти, логического мышления:
- развивать фонематический слух учащихся,
-способствовать формированию правильного, сознательного, плавного, выразительного и беглого
чтения;
- воспитывать умение ценить время и рационально его использовать;
- формировать навык самоконтроля;
- создать условия благоприятного психологического климата.
Тип урока
Решение учебной задачи
Планируемые результаты
(предметные)
Устанавливают, что звук
ч’
всегда мягкий, глухой; читают предложения с интонацией и паузами в
соответствии со знаками препинания; владеют навыками правописания ча, чу; раскрывают значение
многозначных слов
Личностные результаты
Проявляют положительное отношение и интерес к процессу познания
Универсальные учебные
действия
(метапредметные)
Регулятивные: планируют решение учебной задачи под руководством учителя.
Познавательные: общеучебные – воспроизводят по памяти информацию, необходимую для решения
учебной задачи; логические – характеризуют согласный звук
ч’
.
Коммуникативные: формирование умений:
- договариваться и приходить к общему решению в совместной учебной деятельности, в том числе в
ситуации столкновения интересов;
- оформлять диалогическое высказывание в соответствии с грамматическими нормами речи.
Основное содержание
темы, понятия и термины
Согласный звук
ч’
, мягкий; заглавная, строчная, печатная и письменная буквы Ч, ч; правописание
чу; многозначные слова
Образовательные
ресурсы
Предметные картинки, счетные палочки
Метапредметные результаты и деятельность учащихся:
Познавательные:
Общеучебные – объяснение выбора букв для обозначения согласного звука; уяснение особенностей
звука [ч’]; применения правила написания гласных после шипящих в буквосочетаниях ча-чу.
Логические – сопоставление согласных звуков и отражение их характеристики в модели слова;
осуществление анализа предложения на наличие в них слов с словосочетаниями ча-чу.
Регулятивные : формирование умений:
ставить учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что еще не
известно; выстраивать последовательность необходимых операций; сопоставлять свою работу с
представленным образцом; вносить необходимые коррективы.
Коммуникативные : формирование умений:
договариваться и приходить к общему решению в совместной учебной деятельности, в том числе в
ситуации столкновения интересов; оформлять диалогическое высказывание в соответствии с
грамматическими нормами речи.
Личностные : понимать границы собственного знания не знания; выражать готовность к преодолению
трудностей в постижении новой информации и освоении практических навыков в письме и чтении.
Тип урока: урок открытия новых знаний.
Форма проведения: урок – практикум
Ведущий вид деятельности : индивидуальная, фронтальная
Методы работы: иллюстративно-словесные, частично – поисковые, словесные, наглядные,
практические.
Функция учителя : организатор сотрудничества, консультант, управляющий поисковой работой.
Предполагаемый контроль:
самостоятельная работа с последующей самопроверкой по эталону.
Этапы урока
Ход урока
(деятельность учителя и учащихся)
Формирование УУД
1.Мотивирование к
учебной деятельности
(организационный
момент)
II. Постановка учебной
задачи
Ход урока
I. Орг. момент: (релаксация). Урок начинается
с взаимного приветствия учащихся и гостей.
Долгожданный дан звонок,
Начинается … урок!(ответ детей)
Настроение каково? Во!(показывают большим
пальцем руки)
Настрой на урок Упражнение на релаксацию
Закройте глаза, представьте себя на берегу
лесной речки. Плещется вода в реке, где-то
стрекочет кузнечик, кукушка считает года. Вы
чувствуете теплые лучики солнца. Лучики
согревают ваши руки, ноги, лицо. Один из лучей
коснулся ваших губ и нарисовал вам улыбку. Вам
приятно от этих прикосновений. Вы ощущаете
себя частью природы. Эту улыбку вы пронесете и
подарите своим друзьям… Потяните руки вверх,
вдохните и откройте глаза на счет «три».
Начинаем урок.
II. Введение в тему урока.
Что за братцы?
мотивационная
готовность к учебной
деятельности
Познавательные УУД:
- формируем умение
выявлять сущность,
особенности объектов;
- формируем умение на
основе анализа объектов
делать выводы;
- формируем умение
III. Актуализация и
фиксирование
индивидуального
затруднения в пробном
учебном действии
Их пересчитал-
Год пропал.
Годы идут, а они не растут. Как тех братцев зовут?
Двенадцать братьев
Друг за другом бродят,
Друг друга не обходят. (месяцы)
Прошло семь дней –
Конец и ей. (Неделя)
- Какая тема объединяет эти загадки? (время)
- Как вы понимаете слово время?
- Какой предмет помогает людям определить
время? (часы)
- Поднимите руку кто уже умеет определять время
по часам?
К своему и чужому времени нужно относиться
бережно. Потому что время бежит только вперёд
и никогда не возвращается назад. И если на уроке
на какое-то время отвлечётесь, пропустите
объяснение материала, вам будет сложнее его
усвоить. Да и чувствовать вы себя будете
неудобно, когда учитель станет задавать вопросы,
а вы не будете знать, что ответить.
Я надеюсь, что вы будете ценить время и не
отвлекаться на уроках
Вы помните тот день, когда впервые
пришли в школу?
Слайд 1
А на следующий день вы познакомились с
первым школьным учебником. Как он
называется? («Азбука»)
Прошло время, и вы полностью изучили
содержание первой части «Азбуки».
Слайд 2
- Посчитайте, сколько всего букв вы
изучили? (20)
- Сколько среди них гласных? Назовите их.
- Когда буквы Я, Е обозначают два звука?
- Когда буквы Я, Е указывают на мягкость
согласного звука?
- Сколько согласных? Назовите их. Что вы
знаете о согласных?
Слайд 3
Разделите слова на 2 группы: 1 – где
буквы Я, Е указывают на мягкость согласного
звука; 2 - обозначают два звука
Слайд 4 Проверка
обобщать и
классифицировать по
признакам.
Регулятивные УУД:
- формируем умение
оценивать учебные
действия в соответствии
с поставленной задачей
Коммуникативные УУД:
- формируем умение
слушать и понимать
других;
- формируем умение
строить речевое
высказывание в
соответствии с
поставленными
задачами.
Слайд 5, 6
Определите сколько букв и сколько звуков
в словах
- Какие согласные бывают только
звонкими?
Вот мы и повторили всё, что вы узнали
пока работали по первой части Азбуки.
IV. Постановка целей и
определение темы
урока
Слайд 7
–Ребята, я предлагаю вам сыграть со мной игру
«Я беру тебя с собой». В моём чемодане есть
предметы, я буду их называть, а вы отгадайте по
какому признаку я их вместе собираю?
(чайник, чемодан, чучело, чашка, часы)
- они начинаются на [ч]
-Молодцы, угадали. Тогда добавьте мне ещё
предметы.
- Ребята, а как вы думаете, почему эти предметы
пожаловали к нам сегодня?
Слайд 8
-будем знакомиться со звуком [ч] и буквой.
Слайд 9, 10
- Какие цели поставим перед собой?
V. Открытие нового
знания (построение
проекта выхода из
затруднения)
III. Изучение нового материала.
Слайд 11, 12, 13, 14, 15
Отгадайте загадку:
Я скачу и молчу.
Упаду, не закричу.
Мне не нужен даже врач.
Угадайте, кто я?
Проведите звуко-буквенный анализ слова мяч,
часы (выберите схему к слову)
Звук
ч’
всегда мягкий, твёрдым в
русском языке он не бывает.
Звук
ч’
обозначается буквами Чч.
На что похожа буква ч ?
Слайд 16
Чтение слогов
Регулятивные УУД:
- формируем умение
высказывать своё
предположение на
основе работы с
материалом учебника;
- формируем умение
оценивать учебные
действия в соответствии
с поставленной задачей;
- формируем умение
контролировать и
оценивать свои действия.
Физкультминутка
Слайд 16
Раз, два, три, четыре, пять –
Все мы встали
поиграть.
Ручками похлопаем,
Ножками потопаем
И попрыгаем скорей,
Чтобы стало веселей.
Ветер дует сильный,
сильный
И качается сосна.
Нам зарядка помогает
Быть здоровыми всегда.
V. Первичное
закрепление
Работа в парах .
- Прочитайте слова.(Чита, Челябинск)
- Может быть кто – нибудь знает эти
названия? Это города России.
- Разделите слова на слоги, поставьте ударение.
Сможет ли кто-нибудь выполнить задание на
доске? Сравните свою работу с доской.
Игра на внимание «Любопытный» Я задаю
вопросы, а вы отвечаете словом, которое
начинается со звука ч:
-Где рубашка? (в чемодане)
- Где стрелки? ( в часах)
- Где ложка? (в чашке)
- Где чай? (в чайнике)
- Кто в клетке? (чижик)
- Кто над морем? (чайки)
- Кто в песке? (черепахи)
- Что в лесу? (черника)
- Что в саду? (черешня)
-Какой день недели?(четверг)
-Кто в земле? (червяк) -и т.д. (можно предложить
детям придумать вопросы, чтоб ответ начинался
на данный звук, задаёт ряд ряду)
р- Кто живёт в сказке? (Чебурашка, Чипполино)
Познавательные УУД
- формируем умение на
основе анализа объектов
делать выводы;
- формируем умение
контролировать действия
партнера;
- формируем умение
контролировать и
оценивать свои
действия.
VI. Усвоение новых
знаний
V. Усвоение новых знаний.
- Послушайте рассказ Г. Юдина и запомните слова
со звуком [ ч ].
Я знаю, что чайки живут около моря, чабаны – в
горах, а чайники – на кухне. Черепахи живут в
песке, червяки – в земле, а чучело – на огороде.
Кроме того, я знаю, что чиж живёт в гнезде,
сверчок – на чердаке, а в старом чемодане –
мыши. Я даже знаю, хотя ни разу не видел, что в
чёрном чулане живёт какое – то черное чудовище.
Я слышал, как оно там чешется и чихает от
сырости. Но кто живёт в часах, я до сих пор не
Коммуникативные УУД
- умение слушать и
понимать других;
- формируем умение
строить речевое
высказывание в
соответствии с
поставленными
задачами.
знаю. Сколько раз их не развинчивал, ничего,
кроме колёсиков и винтиков, там нет. Кто же там
так тикает? Чудеса!
- Назовите слова, которые начинаются с буквы Ч.
Давайте проверим, все ли слова вы назвали.
(чайки, чабаны, чайники, черепахи, червяки,
чучело, чиж, чердак, чемодан, чёрный чулан,
чудовище, чешется и чихает, часы, чудеса)
- Молодцы.
Регулятивные УУД:
- умение оценивать
учебные действия в
соответствии с
поставленной задачей;
по признакам;
- умение контролировать
и оценивать свои
действия.
Закрепление.
VI. Работа в паре
Смайлик принес вам текст. Как вы думаете, какое
задание он вам хочет дать?
(Прочитать, подчеркнуть слова с буквой ч,
посчитать и написать сколько их )
Карточка №1
Ач оч уч ыч ич ча
чо чу чи че
Чак чон чуд чит леч
ряч меч буч
Пич счу члы чга чко
рче вчи чпу
Часы матч пачка
почта очки
Четверг чемпион
Карточка №2
На-сту-пил ве-чер.
МА-ма при-го- то- ви-
ла вкус-ны-е пон-чи-
ки. Че-бу-ре-ки и мо-
лоч-ко с чер-нич-ным
по-вид-лом.све-та и
па-па встре-ча-ют де-
ду-лю и ба-бу-лю. Се-
год-ня у нас ча-е-пи-
ти-е!
, но работать будем в паре. Давайте вспомним
правила, по которым нам надо учиться работать в
паре. Выполняют и проверяют по эталону. У
какой пары также? У кого 1 ошибка, две…
Молодцы, потрудились все, я вас хочу за это
поблагодарить
Коммуникативные УУД
- формируем умение
строить речевое
высказывание в
соответствии с
поставленными
задачами.
Регулятивные УУД:
- умение контролировать
и оценивать свои
действия.
VII. Рефлексия учебной
деятельности на уроке
(итог)
- С какой буквой мы познакомились сегодня?
- Что узнали об этой букве? Что узнали о звуке
[ч]?
- Мы учились писать буквы Ч,ч. Посмотрите на
странички, где сегодня работали, и отметьте те
строчки, на которых вам особенно удались буквы,
получились особенно красивыми.
Регулятивные УУД
- формируем умение
осуществлять
познавательную и
личностную рефлексию.
– Какое за
дание показалось наиболее
интересным?
– А какое задание заставило задуматься?
– Кто доволен сегодня своей работой?
– Кто хотел бы что-то исправить? Что? Что для
этого нужно сделать?
– А каким словом вы бы ОЦЕНИЛИ свою работу?
Почему?
- Каким словом вы бы назвали наше путешествие:
чудесное, чрезвычайно интересное, очень
трудное, чересчур сложное?
Психологическая оценка настроения учащихся