Напоминание

"Мягкий согласный звук [ч’], буквы Ч, ч"

Автор: Каменских Валентина Александровна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МАОУ "СОШ №91"
Населённый пункт: Пермский край, г. Пермь
Наименование материала: разработка урока
Тема: "Мягкий согласный звук [ч’], буквы Ч, ч"







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 91» города Перми Технологическая карта урока обучения грамоте по теме: «Мягкий согласный звук [ ч’ ] , буквы Ч, ч» 1 «Б» класс Программа: Школа России Урок разработала: Каменских Валентина Александровна учитель начальных классов первой квалификационной категории

Учитель: Каменских Валентина Александровна

МАОУ «СОШ № 91» г. Перми
Класс:

Система учебников (УМК):
Школа России

Ресурсы урока:
 Азбука. 1 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений с приложением на электронном носителе. В 2 ч. Ч.2/ В.Г.Горецкий, В.А.Кирюшкин, Л.А.Виноградская, М.В.Бойкина. М.: Просвещение, 2012;  Презентация Microsoft Office PowerPoint
Согласный звук

ч’

, буквы Ч, ч

Педагогическая цель
Создать условия для ознакомления учащихся с согласным звуком  ч’  , буквами Ч, ч, развития речи, памяти, логического мышления: - развивать фонематический слух учащихся, -способствовать формированию правильного, сознательного, плавного, выразительного и беглого чтения; - воспитывать умение ценить время и рационально его использовать; - формировать навык самоконтроля; - создать условия благоприятного психологического климата.
Тип урока
Решение учебной задачи
Планируемые результаты

(предметные)
Устанавливают, что звук  ч’  всегда мягкий, глухой; читают предложения с интонацией и паузами в соответствии со знаками препинания; владеют навыками правописания ча, чу; раскрывают значение многозначных слов
Личностные результаты
Проявляют положительное отношение и интерес к процессу познания
Универсальные учебные

действия

(метапредметные)

Регулятивные:
планируют решение учебной задачи под руководством учителя.
Познавательные:
общеучебные – воспроизводят по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи; логические – характеризуют согласный звук  ч’  .
Коммуникативные:
формирование умений: - договариваться и приходить к общему решению в совместной учебной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов; - оформлять диалогическое высказывание в соответствии с грамматическими нормами речи.
Основное содержание

темы, понятия и термины
Согласный звук  ч’  , мягкий; заглавная, строчная, печатная и письменная буквы Ч, ч; правописание чу; многозначные слова
Образовательные

ресурсы
Предметные картинки, счетные палочки
Метапредметные результаты и деятельность учащихся:

Познавательные:
Общеучебные – объяснение выбора букв для обозначения согласного звука; уяснение особенностей звука [ч’]; применения правила написания гласных после шипящих в буквосочетаниях ча-чу. Логические – сопоставление согласных звуков и отражение их характеристики в модели слова; осуществление анализа предложения на наличие в них слов с словосочетаниями ча-чу.
Регулятивные
: формирование умений:
ставить учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что еще не известно; выстраивать последовательность необходимых операций; сопоставлять свою работу с представленным образцом; вносить необходимые коррективы.
Коммуникативные
: формирование умений: договариваться и приходить к общему решению в совместной учебной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов; оформлять диалогическое высказывание в соответствии с грамматическими нормами речи.
Личностные
: понимать границы собственного знания не знания; выражать готовность к преодолению трудностей в постижении новой информации и освоении практических навыков в письме и чтении.
Тип урока:
урок открытия новых знаний.
Форма проведения:
урок – практикум
Ведущий вид деятельности
: индивидуальная, фронтальная
Методы работы:
иллюстративно-словесные, частично – поисковые, словесные, наглядные, практические.
Функция учителя
: организатор сотрудничества, консультант, управляющий поисковой работой.
Предполагаемый контроль:
самостоятельная работа с последующей самопроверкой по эталону.
Этапы урока

Ход урока

(деятельность учителя и учащихся)

Формирование УУД
1.Мотивирование к учебной деятельности (организационный момент) II. Постановка учебной задачи
Ход урока

I. Орг. момент: (релаксация).
Урок начинается с взаимного приветствия учащихся и гостей. Долгожданный дан звонок, Начинается … урок!(ответ детей) Настроение каково? Во!(показывают большим пальцем руки) Настрой на урок Упражнение на релаксацию Закройте глаза, представьте себя на берегу лесной речки. Плещется вода в реке, где-то стрекочет кузнечик, кукушка считает года. Вы чувствуете теплые лучики солнца. Лучики согревают ваши руки, ноги, лицо. Один из лучей коснулся ваших губ и нарисовал вам улыбку. Вам приятно от этих прикосновений. Вы ощущаете себя частью природы. Эту улыбку вы пронесете и подарите своим друзьям… Потяните руки вверх, вдохните и откройте глаза на счет «три». Начинаем урок.
II. Введение в тему урока.
Что за братцы? мотивационная готовность к учебной деятельности Познавательные УУД: - формируем умение выявлять сущность, особенности объектов;
-
формируем умение на основе анализа объектов делать выводы; - формируем умение
III. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии Их пересчитал- Год пропал. Годы идут, а они не растут. Как тех братцев зовут? Двенадцать братьев Друг за другом бродят, Друг друга не обходят. (месяцы) Прошло семь дней – Конец и ей. (Неделя) - Какая тема объединяет эти загадки? (время) - Как вы понимаете слово время? - Какой предмет помогает людям определить время? (часы) - Поднимите руку кто уже умеет определять время по часам? К своему и чужому времени нужно относиться бережно. Потому что время бежит только вперёд и никогда не возвращается назад. И если на уроке на какое-то время отвлечётесь, пропустите объяснение материала, вам будет сложнее его усвоить. Да и чувствовать вы себя будете неудобно, когда учитель станет задавать вопросы, а вы не будете знать, что ответить. Я надеюсь, что вы будете ценить время и не отвлекаться на уроках Вы помните тот день, когда впервые пришли в школу?
Слайд 1
А на следующий день вы познакомились с первым школьным учебником. Как он называется? («Азбука») Прошло время, и вы полностью изучили содержание первой части «Азбуки».
Слайд 2
- Посчитайте, сколько всего букв вы изучили? (20) - Сколько среди них гласных? Назовите их. - Когда буквы Я, Е обозначают два звука? - Когда буквы Я, Е указывают на мягкость согласного звука? - Сколько согласных? Назовите их. Что вы знаете о согласных?
Слайд 3

Разделите слова на 2 группы:
1 – где буквы Я, Е указывают на мягкость согласного звука; 2 - обозначают два звука
Слайд 4 Проверка
обобщать и классифицировать по признакам. Регулятивные УУД: - формируем умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей Коммуникативные УУД: - формируем умение слушать и понимать других; - формируем умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.

Слайд 5, 6
Определите сколько букв и сколько звуков в словах - Какие согласные бывают только звонкими? Вот мы и повторили всё, что вы узнали пока работали по первой части Азбуки. IV. Постановка целей и определение темы урока
Слайд 7
–Ребята, я предлагаю вам сыграть со мной игру «Я беру тебя с собой». В моём чемодане есть предметы, я буду их называть, а вы отгадайте по какому признаку я их вместе собираю? (чайник, чемодан, чучело, чашка, часы) - они начинаются на [ч] -Молодцы, угадали. Тогда добавьте мне ещё предметы. - Ребята, а как вы думаете, почему эти предметы пожаловали к нам сегодня?
Слайд 8
-будем знакомиться со звуком [ч] и буквой.
Слайд 9, 10
- Какие цели поставим перед собой? V. Открытие нового знания (построение проекта выхода из затруднения)
III. Изучение нового материала.

Слайд 11, 12, 13, 14, 15

Отгадайте загадку:
Я скачу и молчу. Упаду, не закричу. Мне не нужен даже врач. Угадайте, кто я? Проведите звуко-буквенный анализ слова мяч, часы (выберите схему к слову) Звук 
ч’

всегда мягкий, твёрдым в

русском языке он не бывает.
Звук 
ч’

обозначается буквами Чч.
На что похожа буква ч
?

Слайд 16

Чтение слогов
Регулятивные УУД: - формируем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника; - формируем умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей; - формируем умение контролировать и оценивать свои действия.
Физкультминутка
Слайд 16
Раз, два, три, четыре, пять – Все мы встали поиграть. Ручками похлопаем, Ножками потопаем И попрыгаем скорей, Чтобы стало веселей. Ветер дует сильный, сильный И качается сосна. Нам зарядка помогает Быть здоровыми всегда. V. Первичное закрепление
Работа в парах
. - Прочитайте слова.(Чита, Челябинск) - Может быть кто – нибудь знает эти названия? Это города России. - Разделите слова на слоги, поставьте ударение. Сможет ли кто-нибудь выполнить задание на доске? Сравните свою работу с доской. Игра на внимание «Любопытный» Я задаю вопросы, а вы отвечаете словом, которое начинается со звука ч: -Где рубашка? (в чемодане) - Где стрелки? ( в часах) - Где ложка? (в чашке) - Где чай? (в чайнике) - Кто в клетке? (чижик) - Кто над морем? (чайки) - Кто в песке? (черепахи) - Что в лесу? (черника) - Что в саду? (черешня) -Какой день недели?(четверг) -Кто в земле? (червяк) -и т.д. (можно предложить детям придумать вопросы, чтоб ответ начинался на данный звук, задаёт ряд ряду) р- Кто живёт в сказке? (Чебурашка, Чипполино) Познавательные УУД - формируем умение на основе анализа объектов делать выводы; - формируем умение контролировать действия партнера; - формируем умение контролировать и оценивать свои действия. VI. Усвоение новых знаний
V. Усвоение новых знаний.
- Послушайте рассказ Г. Юдина и запомните слова со звуком [ ч ]. Я знаю, что чайки живут около моря, чабаны – в горах, а чайники – на кухне. Черепахи живут в песке, червяки – в земле, а чучело – на огороде. Кроме того, я знаю, что чиж живёт в гнезде, сверчок – на чердаке, а в старом чемодане – мыши. Я даже знаю, хотя ни разу не видел, что в чёрном чулане живёт какое – то черное чудовище. Я слышал, как оно там чешется и чихает от сырости. Но кто живёт в часах, я до сих пор не Коммуникативные УУД - умение слушать и понимать других;
-
формируем умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.
знаю. Сколько раз их не развинчивал, ничего, кроме колёсиков и винтиков, там нет. Кто же там так тикает? Чудеса! - Назовите слова, которые начинаются с буквы Ч. Давайте проверим, все ли слова вы назвали. (чайки, чабаны, чайники, черепахи, червяки, чучело, чиж, чердак, чемодан, чёрный чулан, чудовище, чешется и чихает, часы, чудеса) - Молодцы. Регулятивные УУД: - умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей; по признакам; - умение контролировать и оценивать свои действия. Закрепление.
VI. Работа в паре
Смайлик принес вам текст. Как вы думаете, какое задание он вам хочет дать? (Прочитать, подчеркнуть слова с буквой ч, посчитать и написать сколько их ) Карточка №1 Ач оч уч ыч ич ча чо чу чи че Чак чон чуд чит леч ряч меч буч Пич счу члы чга чко рче вчи чпу Часы матч пачка почта очки Четверг чемпион Карточка №2 На-сту-пил ве-чер. МА-ма при-го- то- ви- ла вкус-ны-е пон-чи- ки. Че-бу-ре-ки и мо- лоч-ко с чер-нич-ным по-вид-лом.све-та и па-па встре-ча-ют де- ду-лю и ба-бу-лю. Се- год-ня у нас ча-е-пи- ти-е! , но работать будем в паре. Давайте вспомним правила, по которым нам надо учиться работать в паре. Выполняют и проверяют по эталону. У какой пары также? У кого 1 ошибка, две… Молодцы, потрудились все, я вас хочу за это поблагодарить Коммуникативные УУД
-
формируем умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами. Регулятивные УУД: - умение контролировать и оценивать свои действия. VII. Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог) - С какой буквой мы познакомились сегодня? - Что узнали об этой букве? Что узнали о звуке [ч]? - Мы учились писать буквы Ч,ч. Посмотрите на странички, где сегодня работали, и отметьте те строчки, на которых вам особенно удались буквы, получились особенно красивыми. Регулятивные УУД
-
формируем умение осуществлять познавательную и личностную рефлексию.
– Какое за дание показалось наиболее интересным? – А какое задание заставило задуматься? – Кто доволен сегодня своей работой? – Кто хотел бы что-то исправить? Что? Что для этого нужно сделать? – А каким словом вы бы ОЦЕНИЛИ свою работу? Почему? - Каким словом вы бы назвали наше путешествие: чудесное, чрезвычайно интересное, очень трудное, чересчур сложное?
Психологическая оценка настроения учащихся

при помощи смайликов