"Победит огонь коварный, потому, что он - пожарный!"
Автор: Моздукова Ольга Владимировна Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад № 3"
Населённый пункт: Город Белово, Кемеровская область
Наименование материала: Конспект НОД
Тема: "Победит огонь коварный, потому, что он - пожарный!"
Тема : Победит огонь коварный, потому, что он – пожарный!
Интеграция образовательных областей:
- речевое развитие,
- познавательное развитие,
- физическое развитие,
- социально – коммуникативное,
- художественно-эстетическое.
Форма проведения : интегрированное.
Цель: Формирование представления о профессии пожарный.
Формирование опыта безопасной жизнедеятельности.
Задачи.
Образовательные:
формировать знания о работе пожарных, пожарной службы;
познакомить со средствами пожаротушения;
учить набирать телефонный номер пожарной службы;
формировать навыки общения с дежурным пожарной части в
экстремальной ситуации;
учить детей действовать в случае возникновения пожара в соответствии
с правилами пожарной безопасности, закрепить эти правила на
практике в игровой ситуации, вырабатывая навыки действий при
пожаре.
2
Развивающие:
развивать познавательную активность, любознательность,
воображение, мышление;
развивать коммуникативные навыки (совершенствовать
диалогическую, монологическую речь, умение общаться со взрослыми
и сверстниками,
активизировать словарь: пожарная лестница,
огнезащитный костюм, противогаз, брандспойт).
Воспитательные:
воспитывать у детей потребность в заботе о своей безопасности;
воспитывать чувство дружбы, сплочённости;
воспитывать самостоятельность и ответственность;
воспитывать уважение к труду пожарных.
TCО : Мультимедийная доска, презентация PowerPoin на тему «Пожарная
часть»
Оборудование:
-материал к дидактическим играм «Кому что нужно для работы», «Будь
внимателен»;
- плакаты серии «Детям о правилах пожарной безопасности»;
-муляжи «огнетушитель»;
-телефоны;
3
-обручи;
- мяч;
- буклеты «Чтобы не было беды».
Предварительная работа:
-рассматривание иллюстраций о пожарных;
-чтение произведений С.Маршака «Кошкин дом», «Пожар», «Рассказ о
неизвестном герое»;
-рисование пожарной машины, изготовление муляжей «огнетушителя»;
- обыгрывание проблемных ситуаций.
Ход.
I часть. Организационная.
На мольбертах магнитами прикреплены карточки с изображением различных
предметов (глобус, стетоскоп, касса, руль, каска пожарного, брандспойт и
т.д. ) и карточки с изображением людей определенных профессий (учитель,
врач, продавец, водитель и т. д., кроме пожарного).
Воспитатель предлагает детям дидактическую игру «Найди кому что нужно
для работы».
Дети находят пары: глобус-учитель, стетоскоп-врач, касса-продавец и т.д.;
предметы, относящиеся к профессии пожарного остаются без пары.
Воспитатель: Назовите, пожалуйста, кем работают эти люди? Как это можно
назвать одним словом? (Профессии). Да, профессия – это труд, которому
человек посвящает свою жизнь.
4
Ребята, как вы думаете, оставшиеся предметы к какой профессии можно
отнести? Верно, и сегодня ребята мы с вами поговорим о профессии
«пожарный».
II часть. Основная.
С давних пор научился человек добывать огонь. Люди превратили языки
горячего пламени в своих друзей и помощников. Они поняли, что огонь - это
тепло, свет, пища, защита от врагов. Но огонь бывает не только добрый, но и
злой. Если огонь выбьется из-под власти человека, то произойдет пожар.
Огонь уничтожит все на своем пути: и леса, и жилища людей, и скот.
С силой бушующего огня очень трудно справиться. И вот тогда на помощь
приходят люди, чья профессия – побеждать огонь, спасать людей, попавших в
беду. И профессия эта называется – пожарный.
Сегодня, нам предстоит необычная экскурсия – виртуальная. Мы отправимся
в гости в пожарную часть, а я буду вашим экскурсоводом. Итак, внимание на
экран.
Презентация «Пожарная часть» сопровождается рассказом воспитателя.
- Пожарные носят специальную одежду, защищающую их от огня и дыма.
На голове у них стальная каска, штаны и куртка, сшитые из толстого
брезента, которые называются «боевка», на ногах – прочные и удобные
сапоги. Пожарный бесстрашно идет в огонь, и ему надо защитить себя такой
одеждой и обувью.
Утро пожарной части начинается с «развода», «развод» - это небольшое
утреннее совещание пожарных. Те пожарные, чья смена закончилась,
рассказывают о том, что произошло за время их дежурства, т.е. они сдают
дежурство. Но, кроме того, что пожарные сдали своё дежурство, они ещё
5
должны передать следующей смене и оборудование – пожарные
автоцистерны. Всё оборудование должно быть в полном порядке, ведь в
любую минуту где-то может случиться беда.
У пожарных есть и другое оборудование, которое они передают по смене
– это дыхательный аппарат или противогаз, который тоже проверяют каждое
утро.
А теперь отправимся вместе с пожарными в учебный класс. Обязательная
часть ежедневного распорядка дня пожарных – занятия по пожаротушению.
Чем больше знает пожарный – тем быстрее он сможет справиться с огнём.
А как ты думаешь, что делают пожарные после того, как закончились
занятия? Может быть, они идут отдыхать и ждать, когда понадобится их
помощь?
Нет, конечно! Пожарные идут на тренировку.
И мы вместе с пожарными отправимся туда. Пожарные постоянно проводят
специальные учения, занимаются в спортивных залах, чтобы во время не
учебного, а настоящего пожара суметь проявить ловкость, силу, сноровку.
Они отрабатывают возможные во время пожара ситуации. Например,
закинуть спасательную верёвку на подоконник и забраться по ней в течение
шести секунд.
Как вы думаете, а пожарными бывают только мужчины?
Чаще всего – да. Но и женщинам есть место в пожарной охране. Чаще всего
они работают диспетчерами. Давай пройдём с тобой в диспетчерскую.
Диспетчер – очень важный человек в пожарной охране. Он сидит за пультом
пожарной охраны. От их действий многое зависит. Поступает звонок, он
выясняет, что горит, где горит, есть ли на месте пожара люди. Объявляет
тревогу. Определяет по карте, где находится ближайший к месту пожара
гидрант, вычисляет кратчайший путь следования. И на всё это должно уйти
не больше минуты.
Люди с большим уважением относятся к пожарным, верят в их силу и
6
доброту. Поэтому очень часто звонят не только из-за пожара. Просят спасти
собак, упавших в ямы, или кошек, залезших на деревья. Хотя пожарные и не
спасатели, но по мере возможности, стараются помочь в любой беде.
А теперь отправимся в гараж, посмотреть на помощников пожарных –
пожарные машины. У пожарных есть специальные машины, они снабжены
цистерной с водой, баком со специальной пеной, длинными шлангами,
насадкой на шланг –брандспойтом и складной лестницей. Ещё у пожарной
машины есть сирена. А для чего же она нужна?
Ответы детей.
Всё правильно. Когда они мчатся по улицам, то все другие машины уступают
им дорогу, заслышав громкий звук пожарной сирены.
И вот машина вместе с бригадой пожарных приезжает на пожар, пожарные
приступают к тушению.
Чем же пожарные тушат огонь?
Ответы детей.
Верно! Заливают водой из специальных шлангов, их еще называют «рукава».
Воду в шланги накачивает насос, который пожарные привозят на пожарной
машине. Кроме того, пожар тушат специальной пеной, содержащейся в
огнетушителях. Пожарные бесстрашно пробираются в горящие здания,
спасают людей. Помогает им высокая складная лестница, по которой они
проникают внутрь горящего дома через окна и балконы.
Ну, вот на этом и заканчивается наша экскурсия. Всем спасибо за
внимание!
Воспитатель: - Ребята, как вы думаете, какими качествами должен обладать
пожарный?
Проводится игровое упражнение в кругу «Мяч лови – слово назови».
Воспитатель бросает мяч, ребенок ловит и называет одно из качеств
(сильные, здоровые, умные, смелые, выносливые, мужественные, храбрый,
7
ловкий, дисциплинированный, внимательный, умеющий поддерживать своих
товарищей и т. д)..
Все правильно! Для того, чтобы пожарный обладал всеми этими качествами,
ему нужно постоянно тренироваться.
Игра-эстафета «Пожарные на учении»
(Дети встают в две колонны, в руках у первого в колонне муляж
«огнетушитель» , напротив на расстоянии 2 м. – 2 обруча. Задание: взять
«огнетушитель», оббежать вокруг обруча, вернуться, передать следующему)
Воспитатель: Молодцы, ребята отлично провели тренировку.
А сейчас напомните мне, пожалуйста, по какому номеру вызывают
пожарных и спасателей? Да, это единый номер О1. Давайте попробуем
сделать вызов.
Игра – тренинг «Телефон».
(Детям нужно набрать номер «01», назвать домашний адрес,
«Возник пожар …)
- В жизни могут произойти много опасных для жизни и здоровья ситуаций. А
для того чтобы с нами не случилось беды, надо знать правила безопасности.
Дидактическая игра «Будь внимательным».
(На экран выводятся картинки с изображением различных ЧС, детям
предлагается выбрать те ситуации, которые могут привести к пожару).
Воспитатель: Молодцы, ребята, справились с заданием. А теперь
давайте попробуем представить еще такую ситуацию
Однажды Коля, Оля, Анна
Играть в пожарные взялись.
8
Воды ведро набрали в ванной,
Но вот пожара не нашли.
Тогда решили сделать сами,
Но для пожара нужно пламя.
Бумага, спички, керосин…
– Пожар готов! Тушить бежим.
Ребята бегали гурьбой,
Но вот беда – огонь не кухне
И не залить его водой!
Воспитатель : Ваши действия, ребята? А сформулировать правила
поведения вам помогут картинки-подсказки.
(На мольбертах воспитатель располагает плакаты «Детям о
противопожарной безопасности»).
Дети: Позвонить в пожарную часть по номеру 01; в окно позвать на
помощь взрослых; если дым – лечь на пол, намочить полотенце, дышать
через него.
Воспитатель: Нужно спрятаться от огня? Почему?
Дети: Если дверь не заперта – ползти к выходу.
Воспитатель: Почему нужно ползти?
Дети : Внизу дыма меньше.
Воспитатель: Если огонь только что возник, расскажите мне, что нужно
делать.
Дети : Тушить матрацем, одеялом; залить водой; если загорелась одежда
– падать и кататься, сбивать огонь.
9
Воспитатель: Молодцы! Вы верно справились с огнём. Я думаю и
надеюсь, что вы никогда не попадёте в такую ситуацию.
III часть. Заключительная
А что нового вы сегодня узнали? Какой момент занятия понравился,
запомнился вам особенно?
Ответы детей.
Воспитатель: Да, ребята, мы сегодня познакомились с нелегким трудом
работников пожарной охраны, правилами пожарной безопасности,
отлично справились с предложенными заданиями. Спасибо. На память
вам вручаются буклеты «Чтобы не было беды».
Так давайте будем стараться выполнять эти правила, чтобы не случилось
беды, чтобы не было пожаров, и мы были счастливы!
Ожидаемые результаты.
Дети активны при решении проблемно - игровых ситуаций.
Овладение правилами адекватного поведения пожароопасных
ситуациях дома, при взаимодействии с пожарными.
Овладение умением обращаться с электроприборами, предметами
повышенной пожарной опасности.
Ребенок из пассивного объекта превратится в активного субъекта
собственного здоровья и безопасности
.
10