"Письма с фронта"- НПК школьников

Автор: Хисматуллина Гульнара Ришатовна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ СОШ№1 с.Серафимовский
Населённый пункт: г. Туймазы, Туймазинский район, с.Серафимовский
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "Письма с фронта"- НПК школьников
Дата публикации: 06.02.2016







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации


Содержание
Введение…………………………………………………………………………3стр. Глава І. Жизненный и боевой путь Гизатуллина Бадрея Салаховича..……...5стр. Глава ІІ. Фронтовые письма……………………………………………………6стр. Заключение………………………………………………………………………8стр. Литература……………………………………………………………………….9стр. Приложение 2

Введение

Дорогая моя, на переднем у нас передышка,

Спят в окопах друзья, тишина на другом берегу.

Дорогая моя, поцелуй ты крепче сынишку,

Знай, что вас от беды я всегда сберегу.
(Из стихотворения Андрея Дементьева.) Сегодня на карте нет державы с названием Союз Советских Социалистических Республик, но останется в памяти народов многих стран ее наивысшее достижение – решающее участие в победе над фашизмом. Невозможно рассказать обо всем: как сражались, как работали в тылу.… Но мы должны помнить тех, чей голос, хотя бы в письмах и стихах, дошел до нас из огненных лет. У моей соседки по подъезду, старенькой бабушки Светланы Бадреевны есть бесценные вещи. Она хранит их со времён Великой Отечественной войны. Это не золотые украшения, не старинные монеты. Это в сто раз ценнее. В её шкатулочке лежат письма с фронта. Еще сохранились пожелтевшие, потертые на изгибах, фронтовые треугольники, написанные в перерывах между боями выцветающими сегодня чернилами или простым карандашом, письма-подлинники, которые уже трудно читать, ибо тексты угасают. Это – письма - памятники, письма - реликвии, объединенные общим патриотическим чувством, говорящим о героизме многомиллионного народа, которым была охвачена вся страна во время войны. В этом году исполнилось 70 лет, как закончилась Великая Отечественная война. Но до сих пор сжимается сердце, и наворачиваются слезы, когда читаешь эти письма с фронта. Фотографии, документы, письма прошлых лет! Аккуратно сложенные в папку, они являются немыми свидетелями всех событий, которые происходили в нашей стране. На одной из фотографий был запечатлен Гизатуллин Бадрей Салахович. Интересно, каким человеком он был? Как складывалась его жизнь до войны? Задавая все эти вопросы, я решила попробовать найти ответы, используя семейные документы семьи Гизатуллиных, которых, как оказалось, не так уж и много.
Цель:
Исследовать боевой путь нашего земляка, стрелка-красноармейца Гизатуллина Бадрея Салаховича.
Задачи:
- изучить письма Гизатуллина Бадрея Салаховича из фронта; 3
- увековечить память рядового участника войны, нашего земляка Гизатуллина Бадрея Салаховича.
Актуальность
исследования заключается в том, что необходимо сохранить память защитников Родины.
Новизна исследования:
Предпринята попытка отслеживания боевого пути участника Великой Отечественной войны Гизатуллина Бадрея Салаховича.
Методы:
Работа с Интернет-ресурсами, встреча с дочерью Хисматуллиной Светланы Бадреевны, работа с письмами фронтовика. Данное исследование имеет и
практическую значимость
, т. к. выявленные материалы можно использовать при проведении классных часов в школе, подготовке школьного сайта, изучении истории и литературы, написании творческих работ. Надеемся, что наше исследование поможет нравственному и патриотическому воспитанию подрастающего поколения.
Глава 1. Жизненный и боевой путь Гизатуллина Бадрея Салаховича.
4
Итак, Гизатуллин Бадрей Салахович родился 15 июня 1908 года в городе Стерлитамак Республики Башкортостан.Он окончил 7 классов. Работал в милиции. Женился. В семье подрастали пятеро детей. Планов у молодой семьи было немало. Но все планы сломала война. Летом 1942 г. Бадрей Салахович добровольцем ушел на фронт. В архивах семьи сохранились письма, датированные 1942- 1943 годом. Бадрей Салахович погиб в Витебской области, в д.Аргунь. По словам сослуживцев, «Во время шквального огня как парторг батальона поднял солдат с окопов в атаку, встал первым со словами «За Родину» и получил две пули в голову. Мгновенная смерть. Похоронен в братской могиле около деревни Аргунь» В 50-е годы брат Талгат пытался найти могилу через военкомат. На что получил ответ: было перезахоронение солдатских могил, точное место не известно… 5

Глава 2.Фронтовые письма.
Они писали друг другу часто. Иногда письма задерживались в далеком пути, иногда не было возможности отправить письмо, и оно запаздывало, но, тем не менее, всегда приходило к адресату, иногда несколько штук одновременно. В них отражены личные переживания за жену, своих детей, в них выражена тревога за семью, ведь самому младшему был только год. Кроме того, это письма о впечатлениях человека в военных условиях о другой стороне, о том, как жил и воевал человек в непростых условиях, что ел, как выживал. По причинам секретности о военных событиях в письмах сведений немного, порой только намеки. Он писал и о своей любви, признавался в тоске по родному краю, по семье. Письма покорили меня с первых строк. Я бережно держу в своих руках пожелтевшие листочки, на которых от времени выцвели чернила и затерлись некоторые слова. Каждое письмо о чём- то своём, но все они начинаются и заканчиваются одинаково, примерно так:
«Добрый день, дорогая жена Галя. Шлю тебе привет и мой горячий

поцелуй привет детям…. Сам жив здоров. 1.11.1943г»

«Ну пока скучаю о Вас. С приветом Ваш Б.С»
Бадрей Салахович в каждой строчке своих писем выражал беспокойство за родных и близких ему людей. Особое беспокойство было выражено детям. «
Ким и Роза! Учитесь хорошо. Слушайте маму и помогайте ей по

дому. Почему Ким ты не пишешь мне письма. Видимо не хочешь

разговаривать
.
19.11.1943г»

«Как чувствуют себя мои цыплята. Я о них сильно скучаю…

28.02.1943г»
Бадрей Салахович будучи даже на передовой оказывал материальную поддержку родным.
«Галя! Сегодня получил зарплату за декабрь и Вам сегодня перевел 400

рублей. С получением сообщите. Галя! Письма Розы мне понятны. Прошу

набраться терпения и мужества, бодрости и выйти из создавшегося

положения. Сено, дров и т.д……. Я готов прилететь к Вам на крыльях и

устранить

Ваше

положение,

но

не

имею

возможности

по

обстоятельствам……4.12.1943г»
Бадрей Салахович делился своими заслугами.
«Сегодня у меня было торжественное собрание. Где зачитали приказ

НКО о присвоение звания повышения в должности. Был лейтенантом, а

теперь старший лейтенант.30.04.1943г»
6

«Вечером 6.11 мне сообщили и поздравили, что есть приказ свыше о

награждении меня орденом «Красной звезды», так что скоро награду

получу….07.11.1943г»

«Посылаю Вам отрезок из нашей фронтовой газеты где помещена

моя статья.30.11.1943г»

«Галя! Как я уже тебе писал, что ожидаю 2 ордена, все это нечего

только бы вернуться живым домой. 02.12.1943г»


Все письма были просмотрены «военной цензурой». Поэтому в них многие факты заштрихованы. Бадрей Салахович пускался на хитрость писал на арабском и на латинском языках. Последние письмо было датировано 20.12.1943г.
«Не могу опомниться

так как вчера был в одном переплете, что думал, пришел конец и мысленно

со всеми попрощался. Пришлось уничтожать все документы кроме

партбилета…»
Вскоре он погиб. Остались только письма как священная реликвия. Как напоминание нам, живым, о той страшной войне, которая унесла миллионы жизней… В ходе работы я провела анкетирование среди учащихся 3-4 классов и задавала следующие вопросы: 1. Знаете ли вы, в какие годы шла Великая Отечественная война? 2. Участвовали ли ваши родственники в Великой Отечественной войне? 3. Есть ли у вас семейная реликвия? 4. Если есть. Что это? Данное анкетирование показало , что не все дети знакомы с историей Великой отечественной войны. На вопрос «Знаете ли вы, в какие годы шла Великая Отечественная война?» только 79% учащихся ответили что знают. На вопрос «Участвовали ли ваши родственники в Великой Отечественной войне?» 73% ответили, что участвовали. На вопрос « Есть ли у вас семейная реликвия?» 40% ответили, что есть. Раньше я не задумывалась, есть ли у моих ровесников и у других детей семейные реликвии, насколько хорошо они знают историю жизни своих родственников: прабабушек, прадедушек, бабушек, дедушек; да и вообще, своей семьи, и страны, в которой живут. Но как оказалось, они не только знают, но и очень заинтересованы этой темой. Из результатов моего анкетирования я узнала, что почти в каждой семье есть своя реликвия. Эти ценности разные: часы, старинные фотографии, награды, письма с фронта, книги, ордена, медали; каждая из них очень дорога своим владельцам как ценность, и как воспоминание. Сегодня почти в каждой семье есть шкатулка, где хранятся фронтовые письма, фотографии и боевые награды. У каждой семьи своя история. Но всех объединяет одно – общая причастность к трагическим событиям Второй мировой войны. До сих пор письма с фронта трогают нас до глубины души. 7

Заключение
С помощью моей работы я хотела показать и напомнить, как непросто жилось людям в годы Великой Отечественной войны, а так же, чтобы мы представили то нелегкое время, вспомнили своих родных, живших или погибших тогда, их поломанные судьбы, мечты и надежды. Сейчас эти письма и фотографии - семейная реликвия семьи Светланы Бадреевны. Она бережно хранит их, чтобы показывать своим детям и внукам, в память о предках, защищавших нашу Родину в Великой Отечественной войне. Ведь это единственное, что осталось от ее отца… Я осторожно расправила письмо, а потом аккуратно сложила по линиям сгиба. У меня получился треугольник. Обычный лист из тетради сначала загибали справа, потом слева направо. Оставшуюся полоску бумаги вставляли внутрь треугольника. Меня до глубины души потрясли эти письма. Мы не вправе забывать о тех, кто погиб за наше счастливое сегодня. Вечная слава героям! 8

Литература
1. Воспоминания дочери Светланы Бадреевны 2. Автобиография 3. Фото из семейного архива 4. Статья «Письма с фронта помогали выжить» газеты «Спутник» от 7 мая 2011 года. 5. Письма родным и близким солдата Гизатуллина Б.С. 1. Письмо от 14.05.1942 г. 2. Письмо от 03.07.1942 г. 3. Письмо от 07.07.1942 г. 4. Письмо от 30.11.1942 г. 7. Письмо комиссара ст. политрука 19.06.1942 г. 8. Извещение Военного комиссариата города 9
Приложение Гизатуллин Бадрей Салахович
Письмо Гизатуллина Бадрея Салаховича жене Гале 11
Письма, прошедшие цензуру 12