"Формирование навыков чтения"

Автор: Курбет Мария Степановна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ "Школа-гимназия№10 им. Э. К. Покровского"
Населённый пункт: город Симферополь, Республика Крым
Наименование материала: Статья о формировании навыков чтения
Тема: "Формирование навыков чтения"
Дата публикации: 06.02.2016







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации

Курбет М. С. МБОУ «Школа-гимназия№10 им. Э. К. Покровского» г. Симферополя Формирование навыков чтения у младших школьников. Нет такого учителя, который не заинтересован в том, что бы всех детей научить хорошо читать. Научить детей правильному, беглому, осознанному, выразительному чтению – одна из главных задач начального обучения. И эта задача чрезвычайно актуальна, так как чтение играет огромную роль в образовании, воспитании и развитии человека. Чтение – это окошко, через которое дети видят и познают мир и самого себя. Умения и навыки чтения формируются не только как важнейший вид речевой и умственной деятельности, но и как сложный комплекс умений и навыков, имеющий обще- учебный характер, используемый учениками при изучении всех учебных предметов, во внеклассной и внешкольной жизни. Жизнь показывает, что если ученик научился читать в период обучения грамоте, то он в коллективе класса занимает заметное место, верит в свои силы, и, наооборот, если ребенок не овладел чтением, он чувствует какую-то ущербность, теряет веру в свои силы, в способность успешно учиться и в коллективе класса находиться в тени. По мнению психологов – скорость чтения является самым важным фактором из числа влияющих на успеваемость. Следовательно, необходима, систематическая, целенаправленная работа над развитием и совершенствованием навыка чтения от класса к классу. Осваивая навык чтения, дети закономерно проходят определённые этапы. В своей практике я обратила внимание на то, что важную роль на начальном этапе овладения чтением у детей играет развитие слуховой и зрительной памяти. Чем лучше зрительное запоминание, тем быстрее ребенок научится узнавать буквы. Чем лучше слуховое запоминание, тем быстрее ребенок научится соотносить буквенное изображение со звуковым выражением. На этапе послогового чтения важную роль играет развитие у ребенка аналитических и синтетических способностей (анализ и синтез мышления). На следующей ступени (это чтение целыми словами с нарастанием скорости чтения) требуется от ребенка развития психических процессов и функций: анализ, синтез, оперативная память, устойчивость, переключение внимания, увеличения поля зрения, общая эрудиция ребенка и развитие речи. Таким образом, на процесс формирования навыка чтения у детей оказывает влияние общее психическое и физическое развитие. Высокая степень развития внимания, памяти, мышления, речи, может стимулировать навык чтения. Понимая значимость обучения чтению в образовании, воспитании и развитии детей, вот уже много лет я ищу пути повышения качества обучения чтению. Каковы пути и условия в выработке основных форм, методов, влияющих на уровень развития техники чтения младших школьников. Скорость, осознанность, выразительность, как основные характеристики навыка чтения, зависят от методов и приёмов работы на уроках, способствующих развитию навыка чтения. Я предположила, что развитие навыков чтения будет эффективным, если соблюдать следующие условия:  Подобрать систему упражнений, которые активизируют внимание школьников, помогают с легкостью прочитать текст и понять прочитанное.  В системе проводить упражнения, способствующие развитию навыков беглого, осознанного, выразительного чтения.
 Учитывать индивидуальные особенности детей.  Дыхательная гимнастика.  Чтение блоков.  Отработка дикции.  Развитие поле зрение.  Жужжащее чтение.  Ежеурочные пятиминутки чтения.  Режим щадящего чтения.  Многократность чтения.  Приём стимулирования учащихся.  Чтение перед сном. Некоторые рекомендации давно известны, другие отличаются новизной, главное, чтобы они были полезны. Я стараюсь творчески использовать различные приёмы, упражнения, видоизменять и комбинировать их в зависимости от возраста и подготовки класса. В книге М. Р. Львова «Школа творческого мышления» говорится о том, «что нужно уметь, чтобы говорить или читать правильно» на первое место ставятся «умение ровно и глубоко дышать – владеть своим дыханием» и «умение говорить звонко, громко, но без крика». Формировать навык владения дыханием и голосом я предлагаю с помощью следующих упражнений:  Обрызгайте бельё водой (в один приём, три, пять, семь). Глубокий вдох и имитация разбрызгивания воды на бельё.  В цветочном магазине. Представьте, что вы в магазине цветов, сделайте глубокий вдох носом и выдох (два- три раза)  Использование скороговорки (хором). Как на горке, на пригорке стоят тридцать три Егорки. (глубокий вдох). Раз Егорка, два Егорка… (до полного выдоха).  Задуйте свечу. Задуть одну большую свечу. Теперь представить, что на руке три свечки. Задуть каждую свечку отдельно. Затем представить именинный пирог (много свечей). Задуть как можно больше маленьких свечей, сделав максимальное количество коротких выдохов. Только живое, эмоциональное, разнообразное по своим приёмам ведение уроков чтения привлекает и удерживает внимание детей, развивает интерес к чтению, который потом не угасает у них в последующих классах. По-моему мнению, быстрое чтение активизирует процессы мышления, внимания, памяти и являются одним из средств совершенствования учебного процесса.
Чтобы научить детей быстро читать существуют результативные приёмы рационального чтения. Такие упражнения можно проводить как коллективно, так и индивидуально, но обязательно ежедневно (5-7 минут). 1. Артикуляционная таблица 1. И-Э-А-О-Ч-Ы – тихо И-Е-Я-Ё-Ю-И – громко 2. ДИ ДЭ ДА ДО ДУ ДЫ – высоко БИ БЕ БЯ БЁ БЮ БИ – отрывисто 3. Б В Г Д З – читаем звуки П Ф К Т С – читаем звуки 4. ФТА ФТО ФТУ ФТИ ФТЫ – ускоряя 5. И-У И-У И-У – шепчем У-И У-И У-И – движенье губ 2. Слоговые таблицы. Прямые и открытые слоги.
А

О

У

Ы

И

Э

Е

Ё

Ю

Я

Н
НА НО НУ НЫ НИ НЭ НЕ НЁ НЮ НЯ
К
КА КО КУ КЫ КИ - КЕ КЁ КЮ -
Т
ТА ТО ТУ ТЫ ТИ ТЭ ТЕ ТЁ ТЮ ТЯ
С
СА СО СУ СЫ СИ СЭ СЕ СЁ СЮ СЯ
П
ПА ПО ПУ ПЫ ПИ ПЭ ПЕ ПЁ ПЮ ПЯ
Р
РА РО РУ РЫ РИ РЭ РЕ РЁ РЮ РЯ
В
ВА ВО ВУ ВЫ ВИ ВЭ ВЕ ВЁ - ВЯ
Г
ГА ГО ГУ ГЫ ГИ ГЭ ГЕ ГЁ ГЮ -
М
МА МО МУ МЫ МИ МЭ МЕ МЁ МЮ МЯ
Л
ЛА ЛО ЛУ ЛЫ ЛИ ЛЭ ЛЕ ЛЁ ЛЮ ЛЯ
Д
ДА ДО ДУ ДЫ ДИ ДЭ ДЕ ДЁ ДЮ ДЯ
З
ЗА ЗО ЗУ ЗЫ ЗИ ЗЭ ЗЕ ЗЁ ЗЮ ЗЯ
Ж
ЖА ЖО ЖУ - ЖИ - ЖЕ ЖЁ - -
Б
БА БО БУ БЫ БИ БЭ БЕ БЁ БЮ БЯ
Ф
ФА ФО ФУ ФЫ ФИ ФЭ ФЕ ФЁ - -
Ц
ЦА ЦО ЦУ ЦЫ ЦИ - ЦЕ - - -
Х
ХА ХО ХУ ХЫ ХИ ХЭ ХЕ ХЁ - -
Ч
ЧА ЧО ЧУ - ЧИ - ЧЕ ЧЁ - -
Ш
ША ШО ШУ - ШИ - ШЕ ШЁ - -
Щ
ЩА - ЩУ - ЩИ - ЩЕ ЩЁ - - 3. Скороговорки  Белые бараны били в барабаны.  Саша шапкой сбил шишку.  Кот на окне молоко лакал.  Наш Полкан попал в капкан.  Купи купу пик.  Хохлатые хохотушки хохотом хохотали.
Для развития скорости чтения вслух и молча можно использовать: 
«Губы».
К плотно сжатым губам по команде читать «про себя» дети прикладывают палец левой руки. Это помогает перейти на беззвучное чтение. 
«Финиш».
Учитель называет по учебнику слово, до которого дети должны как можно быстрее дочитать текст. Слова подбираются из второй половины текста и проверяются, чтобы они встречались в данном тексте однажды. Дочитав до задоного слова, дети поднимают руку. Существуют множество упражнений для выработки беглого навыка чтения.