Автор: Малышева Елена Анатольевна Должность: учитель-логопед
Учебное заведение: МОГКОУ С(К)Ш VIII вида № 19 дошкольное подразделение
Населённый пункт: город Магадан, Магаданская область
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: "Как Красная Шапочка с гласными поссорилась"
для детей старшей и подготовительной к школе групп
Действующие лица:
Красная Шапочка, гласные звуки А, О, У, И, Ы, Э, бабушка, пираты
Оборудование:
Плоскостные картинки: дом, дым, эхо, ухо, мишка, мышка, лук, лак, подписи
к картинкам, детали гласных букв на липучках, коврограф, мольберт,
корзинка с письмом, сладости
Место проведения: музыкальный зал МДОУ № 55 г. Магадан
Бабушка (ведущая)
Здравствуйте, ребята! Сегодня я расскажу вам сказку о том, как Красная
Шапочка с гласными поссорилась. Слушайте! В некотором царстве, в
некотором государстве жила была добрая женщина, и была у нее доченька,
которая всегда и
везде ходила в красной шапочке. За что ее и прозвали –
Красная Шапочка.
Звучит песня из кинофильма «Про Красную Шапочку», под музыку в зал
входит Красная Шапочка. Пританцовывая, делает круг по залу,
останавливается посередине.
Бабушка:
Написала как-то мама письмо, и попросила Красную Шапочку отнести его
бабушке. Взяла Красная Шапочка корзинку с письмом и побежала по
тропинке через лес. (Звучит второй куплет песни)
Красная Шапочка:
Здравствуйте, ребята! Мама написала для бабушки письмо. Вот оно!
Интересно, что в нем написано?
Красная шапочка открывает письмо, достает из него буквы (гласные и
согласные), роняет буквы на пол.
Красная шапочка:
Ой! Что же я наделала! Все буквы спутались, надо бы их собрать!
Игра: «Помоги Красной Шапочке собрать гласные» Гласные (красные) и
согласные (синие и зеленые) отдельно.
Красная Шапочка:
Вот и замечательно! Синие, я отнесу бабуле, а красные нам не нужны! Нам
красного цвета и так хватает! (поправляет шапочку и платье, оставляет
гласные под деревом и уходит (остается в зале).
Звучит музыка, в зал входят гласные звуки.
А : Это что же за дела! AAA?
О : Не пойму я ничего! ООО!
У: От чего, и почему? УУУ!
Ы : Мы, вдруг, стали не нужны! ЫЫЫ!
Э: ЭхЭхЭхЭ!
И : ИИИИ! Что же нам теперь делать?
К гласным подходит Красная Шапочка.
Красная шапочка:
Кто вас звал? Зачем пришли?
А : Как зачем?! Без нас нельзя! (Все звуки вместе.) Гласные звуки очень
нужные!
И : Скажите,
почему нас называют гласными?
Ответы детей (гласные звуки поют и т.д.)
Бабушка:
Правильно! Ребята старшей группы уже выучили несколько гласных звуков,
давайте попросим их рассказать стихотворения об этих гласных.
Дети старшей группы читают стихи.
А – мы ротик открываем,
У – мы в дудочку дудим,
Воздух смело пропускаем,
У – как паровоз гудим,
Голосом, голосом все поют вокруг, У – вперед мы тянем губки,
Потому что ААА – это гласный звук.
В узенькую дуем трубку.
О – мы губы округляем, Воздух свободно идет через рот,
О – мы плавно напеваем, Нет препятствий разных,
О – свободно голос льется, Голос участвует, голос поет,
О – так звонко раздается. Звук получается гласный.
О: Вот видишь мы певучие!
Э : И кричащие!
У: Без нас в лесу заблудишься и не сможешь позвать на помощь.
Бабушка:
Ребята, о каком слове говорят звуки, какое слово мы кричим, когда теряемся в
лесу? Ответы детей: АУ! АУ! АУ!
Звучит «Песенка разбойников»,
в зал вбегают Атаман и два (три)
маленьких разбойника.
Атаман:
Кто кричал в лесу АУ? Чем смогу, тем помогу! (хитрым голосом) Что смогу,
то отберу! ООО! Красная Шапочка! Что ты здесь делаешь? Опять несешь
бабульке пироги? А ну-ка, гони их сюда!
Красная Шапочка:
Ну, во-первых, здравствуйте! (делает реверанс). А во-вторых - никаких
пирогов сегодня нет! Было письмо - рассыпалось. А эти вот (показывает
на гласные) утверждают, что без них нельзя!
Атаман : А это еще кто такие?
A: AAA! Мы гласные звуки!
У: Если нас переставить местами, то получится такая пУУУУтаница!!!
О : ООО!
Э : Лучше ЭЭЭтого не делать!
И: ИИИ! Посмотрите, что получилось!
Игра: «Путаница»
Дети подготовительной группы читают слова, переставляют их «не
места».
(ЛУК, ЛАК, ДЫМ, ДОМ, УХО, ЭХО, МЫШКА, МИШКА)
Атаман: А я не верю, что гласные так уж нужны! А вы? (Обращается к
маленьким пиратам).
Пираты: А нам все равно!
Бим : Правда БОМ?
Бом: Правда, БИМ!
Бабушка: Ну, раз так, мы уберем гласные из ваших имен, и посмотрим, что
будет.
Игра: «Гласные пропали»
(убрать из слов гласные и попробовать их
прочитать) Слова: Бим, Бом, Дом, Лук, Эхо
Пираты наперебой: Не хотим мы жить без гласных! Мы на это не согласны!
Атаман: Вот это правильно! Знаешь что, Красная Шапочка, пойдем мы от
тебя подальше, а то ты научишь чему плохому! Мальчики мои, за мной! (под
музыку пиратов уходят).
Вместе с пиратами уходят и гласные (садятся на стульчики, остаются
в зале).
Красная Шапочка: Кажется, я начинаю понимать, что наделала! Гласные,
гласные! Куда же вы подевались?
Бабушка : Да!!! Гласные были очень сильно обижены на Красную Шапочку!
Красит Шапочка : А я все-таки, постараюсь их вернуть! Ребята, вы мне
поможете? Ответы детей: Да! Да!
Бабушка: Ребята, давайте мы с вами напишем «портреты гласных», может,
они и вправду вернутся!
Игра: «Портрет друга»
(дети рисуют портреты гласных звуков - БУКВЫ) По мере «написания»
буквы, возвращаются звуки.
Буква А, буква А алфавиту голова.
Знает Вова, знает Света, а похожа на ракету!
Буква У совсем проста тянет рожки из хвоста.
Молоток я раздобыл, В старом дереве дупло,
Из дощечек букву сбил. Ну, совсем как буква О.
Сколько здесь дощечек? Три!
А какая буква? И!!!
Вот топор, полено рядом. Это - Э
Получилось то, что надо: С открытым ртом
Получилась буква Ы И большущим языком.
Все мы знать ее должны!
Бабушка : Ну, что, внученька?! Не пора ли попросить прощенья у этих милых
звуков?!
Красная Шапочка : Милые, гласные! Вы простите уж меня! Я не со зла!
Гласные наперебой: Ладно, хорошо, чего уж там! Давайте лучше веселиться
и никогда не ссориться!!!
Бабушка: Тут и сказке конец, а кто слушал - молодец!
Автор сценария учитель-логопед
ДП МОГКОУ С(К)Ш VIII вида № 19
Малышева Елена Анатольевна –
стаж работы логопедом 9 лет
Участники:
дети подготовительной (комбинированной)
логопедической группы «Красная Шапочка» ДОУ № 55
Литература
1. Бондарева Л.Ю. Обучение грамоте дошкольников и младших школьников.
Упражнения на каждый день / Т.В.Башаева. – Ярославль: Академия развития,
2008. – 288 с.: ил. – (Развивающее обучение).
2. Волина В.В. Занимательное азбуковедение / В.В.Волина, М.: Просвещение,
1991.
3. Лопухина И.С. Логопедия. Звуки, буквы и слова. – 2-е изд. – СПб.:
КОРОНА принт, 2004. – 144 с., ил.