"Духовная культура как средство воспитания детей и молодежи".

Автор: Коженкова Надежда Владимировна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МАОУ СОШ п. Витим
Населённый пункт: п. Витим, Ленский район, САХА ЯКУТИЯ
Наименование материала: Опыт работы классным руководителем
Тема: "Духовная культура как средство воспитания детей и молодежи".
Дата публикации: 07.02.2016







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации

Духовная культура как средство воспитания детей и молодежи. Образование без воспитания - дело ложное. И.Ильин Д.А. Медведев, в посланиях к Федеральному собранию отметил: «Духовное единство народа и объединяющие нас моральные ценности — это такой же важный фактор развития, как политическая и экономическая стабильность… , и общество лишь тогда способно ставить и решать масштабные национальные задачи, когда у него есть общая система нравственных ориентиров, когда в стране хранят уважение к родному языку, к самобытной культуре и к самобытным культурным ценностям, к памяти своих предков, к каждой странице нашей отечественной истории. Именно это национальное богатство является базой для укрепления единства и суверенитета страны, служит основой нашей повседневной жизни, фундаментом для экономических и политических отношений» Проблема воспитания подрастающего поколения всегда остается актуальной, ответственность за духовно - нравственное состояние общества возложено на образование. Одной из главных воспитательных задач работы МОУ СОШ п. Витим является духовно-нравственное воспитание школьников, формирование и развитие патриотических чувств. Работая не один десяток лет с детьми среднего и старшего возраста, наблюдаю, как стремительно меняется юное поколение. Изменились приоритеты: любовь, дружба, семья, совесть, образованность, ответственность, милосердие уступили место меркантильности. Все меряется деньгами. Зачем мечтать, когда родители «за ценой не постоят»! Я очень хочу в своих учениках видеть другие нравственные качества: ответственность, творчество, инициативность, компетентного гражданина России. Воспитательное пространство объемно - это семья, школа, средства массовой информации, сегодня оно выходит за рамки школьного урока. Главную роль в становлении личности ребенка, в формирование его жизненных ценностей играет школа и конкретно классный руководитель. В этом году я вновь стала классным руководителем 5 б класса! Ежедневно 25 пар глаз моих учеников смотрят на меня! К моей радости, в их глазах любопытство, жажда совместных открытий!
Какими они будут гражданами России, во многом зависит от школы, а значит и от меня. Работая над воспитательной программой классного коллектива, поставила цель: гармоничное духовное развитие личности школьника и привитие ему основополагающих принципов нравственности на основе патриотических, культурно- исторических традиций России. Создание условий для саморазвития и самореализации личности учащихся. В реализации этой цели ставлю следующие задачи: - Воспитывать уважение к нравственным формам морали, учить различать добро и зло, любить добро, творить добро. - Формировать чувство любви к Родине на основе изучения национальных культурных традиций. - Способствовать формированию основ культуры общения и построения межличностных отношений. - Создавать необходимые условия для проявления творческой индивидуальности каждого ученика. - Формировать духовно-нравственные ориентиры на основе традиционных общечеловеческих ценностей. Процесс воспитания осуществляется в различных формах при помощи разнообразных методов, приёмов и воспитательных средств. Они различны в зависимости от возраста ребёнка. Формы и методы воспитания различны: весь класс, группы, отдельные ученики. Большую роль отвожу совместной работе с родителями. Работа классного руководителя – это система внеурочных мероприятий, где он выступает как основной организатор духовно-нравственного воспитания учащихся.
Традиционной формой этой организации являются: классные часы, на которых мы рассуждаем о трудолюбии, бережливости, дружбе, справедливости, доброте и отзывчивости, непримиримости к равнодушию, скромности, толерантности и др. Основное требование всегда – это активное участие в нём всего классного коллектива. Темы разнообразны: «Толерантность, что это?», «Дни воинской славы России», «Подвиги героев ВОВ», «Реликвии моей семьи», «В жизни всегда есть место подвигу», « Святые заступники Земли», «Нет сквернословию», «Что я читаю». Такая тематика обогащает детей моральными представлениями и понятиями, мотивирует их на положительные поступки и действия, вырабатывается оценочное отношение к своему поведению и поведению других людей. В воспитании духовной культуры у моих учеников большую роль играют общешкольные мероприятия: конкурсы, концерты, проекты, спортивные соревнования, благотворительные ярмарки, где дети раскрываются по - особенному: творческими, раскованными. Моя работа как классного руководителя в полной мере связана с направлением воспитательной работы всей школы. Реализация проектов, проведение мероприятий различного уровня и направленности помогают воспитывать гармонично развитую личность на всех уровнях духовно-нравственного воспитания. Больше всего детям нравятся праздники, это свойственно их возрасту! Праздник – это состояние детской души, без праздников немыслима жизнь. Каждый праздник хранит историю времени и народа, рассказывает нам о том, как жили наши предки. Традиции празднования передаются нам из поколения в поколение. Одним из самых ярких праздников для детей является Новый год и Рождество. Совместно с родительским комитетом класса было принято решение создать творческий проект «Счастливое Рождество». Проектная деятельность позволяет вовлечение учащихся в совместную познавательную, творческую и социально-значимую деятельность, объединяющую классный коллектив, родителей и стимулирующую к
активным действиям. Результатом реализации такого проекта всегда высокая социальная активность учащихся и родителей, высокая духовность личности. Большую роль в воспитании духовной культуры играют экскурсии в музей. Нам повезло: у нас в школе есть прекрасный музей, созданный силами учителей и учеников. На экскурсиях дети непосредственно видят, слышат, осязают окружающий мир, воспринимают его в более ярких, эмоционально насыщенных, запоминающихся образах, чем те, которые предстают перед ними со страниц книг и учебных пособий, воспитывается любовь к Родине, её культуре, её природе, истории, людям. Совместно с руководителем музея мы планируем не только тематические экскурсии, но и школьные викторины к знаменательным датам, Часы мужества, встречи с ветеранами, знаменитыми земляками, дети занимаются проектной деятельностью. Да, воспитательное пространство огромное, есть все условия для воспитания духовной культуры подрастающего поколения граждан России.