"Духовная культура как средство воспитания детей и молодежи".
Автор: Коженкова Надежда Владимировна Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МАОУ СОШ п. Витим
Населённый пункт: п. Витим, Ленский район, САХА ЯКУТИЯ
Наименование материала: Опыт работы классным руководителем
Тема: "Духовная культура как средство воспитания детей и молодежи".
Духовная культура как средство воспитания детей и молодежи.
Образование без воспитания - дело ложное.
И.Ильин
Д.А. Медведев, в посланиях к Федеральному собранию отметил: «Духовное единство
народа и объединяющие нас моральные ценности — это такой же важный фактор
развития, как политическая и экономическая стабильность… , и общество лишь тогда
способно ставить и решать масштабные национальные задачи, когда у него есть общая
система нравственных ориентиров, когда в стране хранят уважение к родному языку, к
самобытной культуре и к самобытным культурным ценностям, к памяти своих предков, к
каждой странице нашей отечественной истории. Именно это национальное богатство
является базой для укрепления единства и суверенитета страны, служит основой нашей
повседневной жизни, фундаментом для экономических и политических отношений»
Проблема воспитания подрастающего поколения всегда остается актуальной,
ответственность за духовно - нравственное состояние общества возложено на образование.
Одной из главных воспитательных задач работы МОУ СОШ п. Витим является
духовно-нравственное воспитание школьников, формирование и развитие патриотических
чувств.
Работая не один десяток лет с детьми среднего и старшего возраста, наблюдаю, как
стремительно меняется юное поколение. Изменились приоритеты: любовь, дружба, семья,
совесть, образованность, ответственность, милосердие уступили место меркантильности.
Все меряется деньгами. Зачем мечтать, когда родители «за ценой не постоят»! Я очень
хочу в своих учениках видеть другие нравственные качества: ответственность, творчество,
инициативность, компетентного гражданина России.
Воспитательное пространство объемно - это семья, школа, средства массовой
информации, сегодня оно выходит за рамки школьного урока. Главную роль в становлении
личности ребенка, в формирование его жизненных ценностей играет школа и конкретно
классный руководитель.
В этом году я вновь стала классным руководителем 5 б класса! Ежедневно 25 пар глаз
моих учеников смотрят на меня! К моей радости, в их глазах любопытство, жажда
совместных открытий!
Какими они будут гражданами России, во многом зависит от
школы, а значит и от меня.
Работая над воспитательной программой классного коллектива,
поставила цель:
гармоничное духовное развитие личности школьника и привитие
ему основополагающих принципов нравственности на основе патриотических, культурно-
исторических традиций России.
Создание условий для саморазвития и самореализации
личности учащихся.
В реализации этой цели ставлю следующие задачи:
- Воспитывать уважение к нравственным формам морали, учить различать добро и зло,
любить добро, творить добро.
- Формировать чувство любви к Родине на основе изучения национальных культурных
традиций.
- Способствовать формированию основ культуры общения и построения межличностных
отношений.
- Создавать необходимые условия для проявления творческой индивидуальности
каждого ученика.
- Формировать духовно-нравственные ориентиры на основе традиционных
общечеловеческих ценностей.
Процесс воспитания осуществляется в различных формах при помощи разнообразных
методов, приёмов и воспитательных средств. Они различны в зависимости от возраста
ребёнка.
Формы и методы воспитания различны: весь класс,
группы, отдельные ученики. Большую роль отвожу
совместной работе с родителями.
Работа классного руководителя – это система
внеурочных мероприятий, где он выступает как
основной организатор духовно-нравственного
воспитания учащихся.
Традиционной формой этой организации являются: классные часы, на которых мы
рассуждаем о трудолюбии, бережливости, дружбе, справедливости, доброте и
отзывчивости, непримиримости к равнодушию, скромности, толерантности и др.
Основное требование всегда – это активное участие в нём всего классного коллектива.
Темы разнообразны: «Толерантность, что это?», «Дни воинской славы России», «Подвиги
героев ВОВ», «Реликвии моей семьи», «В жизни всегда есть место подвигу»,
« Святые заступники Земли», «Нет сквернословию», «Что я читаю». Такая тематика
обогащает детей моральными представлениями и понятиями, мотивирует их на
положительные поступки и действия, вырабатывается оценочное отношение к своему
поведению и поведению других людей.
В воспитании духовной культуры у моих учеников большую роль играют общешкольные
мероприятия: конкурсы, концерты, проекты, спортивные соревнования,
благотворительные ярмарки, где дети раскрываются по -
особенному: творческими, раскованными.
Моя работа как классного руководителя в полной мере связана с
направлением воспитательной работы всей школы. Реализация
проектов, проведение мероприятий различного уровня и
направленности помогают воспитывать гармонично развитую
личность на всех уровнях духовно-нравственного воспитания.
Больше всего детям нравятся праздники, это свойственно их возрасту!
Праздник – это состояние детской души, без праздников немыслима жизнь. Каждый
праздник хранит историю времени и народа,
рассказывает нам о том, как жили наши предки.
Традиции празднования передаются нам из поколения в
поколение.
Одним из самых ярких праздников для детей является
Новый год и Рождество. Совместно с родительским
комитетом класса было принято решение создать
творческий проект «Счастливое Рождество». Проектная деятельность позволяет
вовлечение учащихся в совместную познавательную, творческую и социально-значимую
деятельность, объединяющую классный коллектив, родителей и стимулирующую к
активным действиям. Результатом реализации такого проекта всегда высокая социальная
активность учащихся и родителей, высокая духовность
личности.
Большую роль в воспитании духовной культуры
играют экскурсии в музей. Нам повезло: у нас в школе
есть прекрасный музей, созданный силами учителей и
учеников. На экскурсиях дети непосредственно видят,
слышат, осязают окружающий мир, воспринимают его
в более ярких, эмоционально насыщенных,
запоминающихся образах, чем те, которые предстают
перед ними со страниц книг и учебных пособий, воспитывается любовь к Родине, её
культуре, её природе, истории, людям. Совместно с руководителем музея мы планируем
не только тематические экскурсии, но и школьные викторины к знаменательным датам,
Часы мужества, встречи с ветеранами, знаменитыми земляками, дети занимаются
проектной деятельностью.
Да, воспитательное пространство огромное, есть все
условия для воспитания духовной культуры
подрастающего поколения граждан России.