"Развитие моторной деятельности у дошкольников"

Автор: Грачева Людмила Ивановна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБУ детский сад №90 "Золотое зернышко"
Населённый пункт: г.Тольятти, Самарская область
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "Развитие моторной деятельности у дошкольников"
Дата публикации: 07.02.2016







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации


«Развитие моторной деятельности у дошкольников»

Воспитатель Грачева Людмила Ивановна
У ряда детей с общим недоразвитием речи наблюдается отставание в развитии двигательной сферы. Это проявляется в виде плохой координации сложных движений, их недостаточной точности и ловкости, в виде выраженных затруднений при выполнении упражнений по словесной инструкции. Характерными являются некоторая скованность, отсутствие лёгкости и грациозности при выполнении упражнений. Обращают на себя внимание и особенности мелкой моторики пальцев рук. Наблюдения за тем, как ребёнок застёгивает и расстёгивает пуговицы, завязывает и развязывает ленты, шнурки, позволяет увидеть недостаточную координацию пальцев. Названные отклонения в двигательной сфере наиболее ярко проявляются у детей с дизартрией. В нашем детском саду в работе воспитателя с детьми широко используются следующие игровые приёмы:
Задание 1. (Работа с шариками)
Перед ребёнком на столе кладётся несколько шариков. На некотором расстоянии от них ставится коробочка. Логопед показывает и объясняет, как надо катить шарик, чтобы он ударился о коробочку. Сначала взрослый помогает ребёнку в выполнении этого задания, затем постепенно ограничивает помощь и добивается того, чтобы ребёнок выполнял задание самостоятельно.
Задание 2. (Работа с кольцами)
На столе стоит деревянный стержень и лежит несколько одинаковых по размеру колец. Ребёнку предлагается надеть поочерёдно эти кольца на стержень. Предварительно взрослый объясняет и показывает, как надо выполнять эти действия.

Задание 3. (Работа с кубиками)
Перед ребёнком выставлено несколько кубиков одинакового размера. Малыш должен после объяснения и показа логопеда самостоятельно поставить кубики один на другой, чтобы получилась башенка, затем поезд, стульчик, домик.
Задание 4. (Работа с деревянными игрушками)
На столе разложены складные деревянные матрёшки, пирамидки, коробки. Логопед вместе с ребёнком внимательно рассматривает эти предметы. Затем, ребёнку показывают, как открывается игрушка, как можно её разобрать, собрать и закрыть. После объяснения и показа логопед предлагает ребёнку выполнить действия самостоятельно: А) собрать пирамиду из 5 колец; Б) собрать 4-5 кубиков в один большой кубик; В) собрать одну матрёшку из 4-5.
Задание 5.
На стол ставят пустую бутылку из-под молока, с обеих сторон от неё кладут несколько шариков. Логопед берёт один шарик, который находится с правой стороны от ребёнка, и бросает его в бутылку, а потом предлагает ребёнку сделать также. При этом необходимо определить, насколько владеет ребёнок той и другой рукой, как он схватывает шарик (одинаково правой, левой или нет), все ли шарики вкладывает, много ли рассыпает, имеется ли выраженная неловкость движений.
Задание 6.
А) «Дорожка» - выкладывание в ряд нескольких кирпичиков. Б) «Заборчик» - выкладывание на ребро нескольких кирпичиков.
В) «Скамеечка» - строится из двух кубиков и поперечной планки сверху. Г) «Столик» - делается также, как скамеечка; поперечная планка накладывается на один кубик. Д) «Ворота» - кирпичики ставятся перпендикулярно к планке. Используя строительный материал, можно предложить построить так же стульчик, кроватку, диван… и т.д.
Задание 7.
Берётся карточка, в которой в определённой последовательности сделаны отверстия. Задания: А) протянуть шерстяную нитку последовательно через все отверстия; Б) протянуть шерстяную нитку, пропуская одну дырочку; В) выполнить обычную шнуровку, как на ботиночке. Выполнению этих заданий предшествует показ и объяснение логопеда. В дальнейшем ребёнку можно предложить выполнить различные узоры, соблюдая при этом принцип постоянного усложнения задания.
Задание 8.
Легко нажимать тремя пальцами на грушу пульверизатора, направлять при этом струю воздуха на ватку так, чтобы она плавно двигалась по столу.
Задание 9.
Плавно вращать карандаш большим и указательным пальцами.
Задание 10.
Между указательным и средним пальцами натянуть тонкую круглую резинку. Перебирать эту резинку (как струны гитары) указательным и средним пальцами другой руки.
Задание 11.

На стол перед ребёнком ставится настольный звонок. Взрослый показывает ребёнку, что кнопку звонка можно нажать любым пальцем. Логопед просит ребёнка нажать на звонок поочерёдно всеми пальцами руки.
Задание 12.
Берётся игрушечная шарманка. Взрослый показывает ребёнку, как надо играть: поворачивать ручку по часовой стрелке (слева направо). Можно играть до тех пор, пока ребёнок сам не выразит желания попробовать поиграть. При этом надо следить, чтобы ребёнок не делал полоборота в одну сторону, а потом поворачивал ручку в обратном направлении. Необходимо обратить внимание на то, какой рукой он начинает вертеть ручку, нет ли различия в движениях обеих рук; доступно ли ребёнку полн6ое круговое движение, или он колеблется и переходит к обратному движению; как берётся за ручку (твёрдо или неуверенно); пытается ли поднять или опустить её.
Задание 13. Работа с мозаикой .
А) Вставить пластинку в любое отверстие мозаики. Б) Выложить несколько столбиков из пластинок одного цвета. Даётся образец, который не убирается. В) Выложить простой рисунок из пластинок мозаики, имея перед глазами образец (одноцветный). Г) Составить свой рисунок, основываясь на прошлом опыте.
Задание 14.
Воспитатель раскладывает на столе бусинки разного размера, но одного цвета (или одного размера, но разных цветов, или разных размеров и разных цветов). Предлагается самостоятельно сделать бусы, в которых чередуются большие и маленькие бусинки, или красные и синие, или красные и белые… и т.п. При выполнении этого задания важно, чтобы ребёнок не только
правильно продевал нитку в отверстия бусинок, но и соблюдал определённую последовательность нанизывания бусинок. Если выполнение задания будет вызывать у ребёнка трудности, его надо заменить более простым, например, нанизать бусинки одного цвета или одной величины.