"Одушевленные и неодушевленные имена существительные".
Автор: Ермолина Елена Николаевна Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МБОУ СОШ № 3
Населённый пункт: пгт. Тымовское
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "Одушевленные и неодушевленные имена существительные".
Урок русского языка в 5 классе
Тема : Имена существительные одушевленные и неодушевленные
Цель урока :
Расширить понимание категории одушевленности в имени
существительном;
прививать навык ее определения, опираясь на разные лексические
значения;
развивать языковое чутье;
воспитывать уважение к русскому языку.
Оборудование: тексты (рабочие материалы на каждую парту)
Тип урока : комбинированный урок
Ход урока
I. Организационный момент.
- Здравствуйте, ребята. Присаживайтесь, пожалуйста.
Сегодня чудесный, солнечный день. Надеюсь, настроение ваше
соответствует погоде?! Чтобы урок прошел интересно и продуктивно,
подарим улыбки друг другу и приступим к работе.
II. Актуализация опорных знаний.
- Откройте рабочие тетради и запишите сегодняшнее число. Отступите
строчку и выполните следующую работу.
Задание : на доске записаны слова с пропущенными орфограммами,
спишите их в тетрадь, вставьте пропущенные буквы, выделите
орфограммы, существительные подчеркните.
Цыган, разбег, расти, слагать, морской, цветущий, расщелина,
парашютист, чашка, пчелка, положить.
Вы подчеркнули семь существительных. Возьмите любое из них и
докажите, что данное слово - имя существительное (работа по
алгоритму «Рассуждение с доказательством»)
Слово цыган - имя существительное.
Во – первых, оно обозначает предмет, к нему можно задать вопрос
КТО?
Во – вторых, слово цыган относится к одному из трех родов. А именно
к мужскому.
В –третьих, слово цыган склоняется, то есть изменяется по падежам и
числам (цыган- цыгане; Р.п.- Цыган, В.п.- цыган, Д.п- цыганам, Т.п –
цыганами, П.П – о цыганах.
В – четвертых, в предложении оно будет являться либо подлежащим,
либо дополнением.
Итак, мы доказали, что слово цыган – имя существительное, потому
что оно обладает всеми признаками данной части речи.
Задание : поставьте к существительным вопрос и разбейте их на две
группы. Что у вас получилось?
1группа: цыган, парашютист, пчелка (кто?)
2 группа: разбег, расщелина, чашка (что?)
Обучающиеся делают вывод, что существительные разбиты на
одушевленные и неодушевленные.
??? Какова тема нашего сегодняшнего урока?
Тема: Имена существительные одушевленные и неодушевленные.
Запись в тетради темы урока.
III. Постановка целей и задач урока:
Сформулируйте цель урока, которую вы должны перед собой
поставить.
- Повторить изученный на предыдущих уроках материал (повторили
много орфограмм, повторили алгоритм рассуждения, доказывая, что
слово цыган имя существительное)
- Изучить тему «Имена существительные одушевленные и
неодушевленные»
Что знали?
Хотите узнать новый материал по этой теме?
В конце урока вы должны будете ответить на вопрос: «Что вы узнали?»
- Закрепить изученный материал, выполняя упражнения.
- Пополнить словарный запас
- Развивать диалогическую и монологическую речь.
IV. Работа над темой урока.
- Еще раз вспомните. Как вас учили определять одушевленность-
неодушевленность у существительных в начальной школе?
Посмотрим, все ли вы вспомнили, откройте учебники на 50 странице.
Теоретический материал в учебнике рассказал вам что –то новое об
одушевленных и неодушевленных именах существительных?(нет)
Следовательно, источником открытий по этой теме будут
дополнительные задания, предложенные учителем.
- Закрепим навык определения данной категории, выполняя
упражнение № 485
1. Произведите выборочную работу: в первый столбик выпишите
одушевленные существительные, во второй- неодушевленные, слова,
которые повторяются, дважды не выписывайте. Два человека работают
у доски, вместе проверяем.
О: царь Салтан, Пушкин, Арина Родионовна, царевич, корабельщиков,
Султану Султановичу, государю, муху, жену, детей.
Н: имени, сказках, слов, пропуск, конец, сказки, остров, домой.
Обратите внимание, к какому роду относятся одушевленные имена
существительные, выписанные вами из текста? (м.р., ж.р.)
Вывод :
- Выполняя упражнение, какой навык закрепили?
(Различать части речи, определять категорию одушевленности –
неодушевленности)
Какие трудности испытывали, выполняя упражнение?
2 . Чаще всего одушевленными бывают существительные женского
(ученица, лошадь, синица) и мужского (тигр, парень, павлин) рода,
реже среднего рода (насекомое, страшилище)
Формула одушевленности:
Родительный падеж = Винительному падежу.
Формула неодушевленности:
Именительный падеж = Винительному падеж. ( слайд 1)
Паде
ж
Одушевленные
Неодушевленные
И.п.
Ученик
Учебник
Р.п.
ученика
учебника
Д.п.
ученику
учебнику
В.п.
ученика
учебник
Т.п.
учеником
учебником
П.п.
ученике
учебнике
Послушайте сказку Льва Успенского:
По реке плывет плот. На берегу сидит неподвижно толстый ленивый Кот..
Плот спрашивает у Кота:
- Ты живой?
- Живой.
- А чем докажешь?
- Двигаюсь.
- Я плыву, а ты сидишь.
- Захочу — буду шевелиться.
- Я — великий плот, живой, а коты - неодушевленные. Ты вещь, а я
существую.
Кот подумал и говорит:
- Я тебе грамматически (с точки зрения русского языка) точно докажу, кто
есть кто, а что есть что. Я тебя винительным падежом убью. Твой
именительный не устоит против моего винительного.
Рассудите спор кота и плота. 1 ряд- кот; 2 ряд – плот.
- а как вы думаете, слова: стая, армия, народ, толпа, молодежь,
человечество, войско являются одушевленными? Ведь составляющие
этих слов живые существа, организмы?
Задание: каждый вариант получает слово для проведения небольшого
исследования. Необходимо ответить на вопрос – Является ли данное
существительное одушевленным? В своей работе используйте формулу
одушевленности - неодушевленности
Вывод:
Собирательные существительные типа стая, армия, народ, толпа,
молодежь, человечество, войско - неодушевленные.
3. Работа с текстом.
(Текст карточки на каждой парте)
Карточка с текстом.
Задание: прочитайте и озаглавьте текст. Запишите второй абзац. Над
одушевленными существительными напишите букву О, над
неодушевленными – Н.
Туманным весенним утром шел лесом, возвращаясь с глухариного тока
человек. Он отправился в лес с вечера и коротал ночь у костра.
Мужчина глядел в огонь, прислушивался к звукам: тихо ворохнулся
прошлогодний листик – это шмыгнула под валежину лесная мышь; легкими
скачками умчалась в темноту небольшая зверушка – это ласка завернула «на
огонь», испугалась сидевшего у костра охотника; подала голос утка.
(В. Чернышев.)
(Ночь у костра. На охоте).
Словарь: (на доске)
Глухариный ток(ток- место, где токуют птицы, токовать - особым криком
подзывать самку)
Коротать – заполнять чем – нибудь время.
Ворохнулся- зашуршал.
Валежина –сухие сучья, деревья, упавшие на землю.
(Коллективная проверка с учителем. Текст с правильными ответами
презентован на слайде.)
Мужчина (О) глядел в огонь (Н), прислушивался к звукам (Н): тихо
ворохнулся прошлогодний листик (Н) – это шмыгнула под валежину (Н)
лесная мышь (О); легкими скачками (Н) умчалась в темноту (Н) небольшая
зверушка (О) – это ласка (О) завернула «на огонь», испугалась сидевшего у
костра охотника (О); подала голос (Н) утка (О).
- Вам встретилось слово ласка.
- Какое лексическое значение у этого слова в тексте?
- К каким существительным относится это слово? Почему?
- Верно! Это одушевлённое имя существительное, потому что отвечает на
вопрос кто?
- А если бы это слово вы прочли в словосочетании Материнская ласка и
любовь, и оно имело значение чувства (ласка – ласковый), то к каким
существительным мы бы его отнесли?
(Это неодушевлённое имя сущ., так как отвечает на вопрос что?)
(Пример: В коллективе ее звали красиво и уважительно – Любовь.
Любовь- прекрасное чувство, в котором нуждаются все)
Вывод : В русском языке много таких слов, которые бывают одушевлённые и
неодушевлённые. Они меняют своё лексическое значение в зависимости от
предложения, в котором употребляются. Найти такие слова – и будет 1-м из
заданий на дом.
4. Грамматическая игра «Третий лишний». Самостоятельная работа с
взаимопроверкой в классе по карточке.
Карточка с заданием.
Найдите «лишнее» слово. Подчеркните его.
Кошка, ковшик, черепаха,
Туфли, тапочки, собака,
Лук, кабанчик, кабачок,
Платье, белка, пиджачок.
5. На доске даны предложения из сказки А.С. Пушкина «Сказка о мертвой
царевне и о семи богатырях» (слайд)
Задание : прочтите предложения и выпишите в тетрадь те существительные,
которые в данных предложениях являются одушевленными? К каким
неодушевленным предметам, как к одушевленным, обращаются герои
сказки?( слайд)
Злая царица обращается к зеркальцу: «Свет мой, зеркальце! Скажи да всю
правду доложи»
Королевич Елисей обращается к … :
«Свет на солнышко! Ты ходишь
Круглый год по небу, сводишь
Зиму с теплою весной…»
Королевич Елисей обращается к …:
«Месяц, месяц, мой дружок,
Позолоченный рожок!»
Королевич Елисей обращается к … :
«Ветер, ветер! Ты могуч,
Ты гоняешь стаи туч…»
Вывод: В художественной литературе, в фольклорных произведениях иногда
неодушевленные предметы выступают как одушевленные: это прием
олицетворения
Какую синтаксическую роль , кроме подлежащего и дополнения, могут
играть одушевленные существительные? Являются ли обращения членами
предложения? Какие знаки препинания ставятся при обращении?
V. Домашнее задание.
Параграф 90; упражнение 486 (письменно); найти слова, которые в
зависимости от лексического значения могут быть одушевленными и
неодушевленными.
VI. Вывод
Какую тему изучали?
Что нового узнали?
VII. Рефлексия
Понравился вам урок?
В чем испытывали затруднения?
Как оценим работу одноклассников?
Одушевлённые
Неодушевлённые
Названия богов и мифических существ
Кентавр, циклоп, русалка, леший
Существительные, обозначающие совокупность живых
существ
Стая, батальон, народ, войско
Названия шахматных и карточных фигур
Король, пешка, ферзь, дама, валет, туз.
Собирательные существительные
Молодежь, человечество, крестьянство
Существительные, называющие игрушки
Кукла, пупсик, матрешка
Существительные, обозначающие растения
Цветок, дерево
Мертвец, покойник
Труп