Напоминание

"Одушевленные и неодушевленные имена существительные".

Автор: Ермолина Елена Николаевна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МБОУ СОШ № 3
Населённый пункт: пгт. Тымовское
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "Одушевленные и неодушевленные имена существительные".







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации

Урок русского языка в 5 классе
Тема
: Имена существительные одушевленные и неодушевленные
Цель урока
:  Расширить понимание категории одушевленности в имени существительном;  прививать навык ее определения, опираясь на разные лексические значения;  развивать языковое чутье;  воспитывать уважение к русскому языку.
Оборудование:
тексты (рабочие материалы на каждую парту)
Тип урока
: комбинированный урок
Ход урока

I. Организационный момент.
- Здравствуйте, ребята. Присаживайтесь, пожалуйста. Сегодня чудесный, солнечный день. Надеюсь, настроение ваше соответствует погоде?! Чтобы урок прошел интересно и продуктивно, подарим улыбки друг другу и приступим к работе.
II. Актуализация опорных знаний.
- Откройте рабочие тетради и запишите сегодняшнее число. Отступите строчку и выполните следующую работу.
Задание
: на доске записаны слова с пропущенными орфограммами, спишите их в тетрадь, вставьте пропущенные буквы, выделите орфограммы, существительные подчеркните. Цыган, разбег, расти, слагать, морской, цветущий, расщелина, парашютист, чашка, пчелка, положить. Вы подчеркнули семь существительных. Возьмите любое из них и докажите, что данное слово - имя существительное (работа по алгоритму «Рассуждение с доказательством») Слово
цыган
- имя существительное. Во – первых, оно обозначает предмет, к нему можно задать вопрос КТО? Во – вторых, слово цыган относится к одному из трех родов. А именно к мужскому.
В –третьих, слово цыган склоняется, то есть изменяется по падежам и числам (цыган- цыгане; Р.п.- Цыган, В.п.- цыган, Д.п- цыганам, Т.п – цыганами, П.П – о цыганах. В – четвертых, в предложении оно будет являться либо подлежащим, либо дополнением. Итак, мы доказали, что слово цыган – имя существительное, потому что оно обладает всеми признаками данной части речи.
Задание
: поставьте к существительным вопрос и разбейте их на две группы. Что у вас получилось? 1группа: цыган, парашютист, пчелка (кто?) 2 группа: разбег, расщелина, чашка (что?) Обучающиеся делают вывод, что существительные разбиты на одушевленные и неодушевленные. ??? Какова тема нашего сегодняшнего урока?
Тема: Имена существительные одушевленные и неодушевленные.
Запись в тетради темы урока.
III. Постановка целей и задач урока:
Сформулируйте цель урока, которую вы должны перед собой поставить. - Повторить изученный на предыдущих уроках материал (повторили много орфограмм, повторили алгоритм рассуждения, доказывая, что слово цыган имя существительное) - Изучить тему «Имена существительные одушевленные и неодушевленные» Что знали? Хотите узнать новый материал по этой теме? В конце урока вы должны будете ответить на вопрос: «Что вы узнали?» - Закрепить изученный материал, выполняя упражнения. - Пополнить словарный запас - Развивать диалогическую и монологическую речь.
IV. Работа над темой урока.
- Еще раз вспомните. Как вас учили определять одушевленность- неодушевленность у существительных в начальной школе? Посмотрим, все ли вы вспомнили, откройте учебники на 50 странице. Теоретический материал в учебнике рассказал вам что –то новое об одушевленных и неодушевленных именах существительных?(нет)
Следовательно, источником открытий по этой теме будут дополнительные задания, предложенные учителем. - Закрепим навык определения данной категории, выполняя упражнение № 485
1.
Произведите выборочную работу: в первый столбик выпишите одушевленные существительные, во второй- неодушевленные, слова, которые повторяются, дважды не выписывайте. Два человека работают у доски, вместе проверяем. О: царь Салтан, Пушкин, Арина Родионовна, царевич, корабельщиков, Султану Султановичу, государю, муху, жену, детей. Н: имени, сказках, слов, пропуск, конец, сказки, остров, домой. Обратите внимание, к какому роду относятся одушевленные имена существительные, выписанные вами из текста? (м.р., ж.р.)
Вывод
: - Выполняя упражнение, какой навык закрепили? (Различать части речи, определять категорию одушевленности – неодушевленности) Какие трудности испытывали, выполняя упражнение?
2
. Чаще всего одушевленными бывают существительные женского (ученица, лошадь, синица) и мужского (тигр, парень, павлин) рода, реже среднего рода (насекомое, страшилище)
Формула одушевленности:

Родительный падеж = Винительному падежу.

Формула неодушевленности:

Именительный падеж = Винительному падеж. ( слайд 1)
Паде ж Одушевленные Неодушевленные И.п. Ученик Учебник Р.п. ученика учебника Д.п. ученику учебнику В.п. ученика учебник Т.п. учеником учебником П.п. ученике учебнике Послушайте сказку Льва Успенского:
По реке плывет плот. На берегу сидит неподвижно толстый ленивый Кот.. Плот спрашивает у Кота: - Ты живой? - Живой. - А чем докажешь? - Двигаюсь. - Я плыву, а ты сидишь. - Захочу — буду шевелиться. - Я — великий плот, живой, а коты - неодушевленные. Ты вещь, а я существую. Кот подумал и говорит: - Я тебе грамматически (с точки зрения русского языка) точно докажу, кто есть кто, а что есть что. Я тебя винительным падежом убью. Твой именительный не устоит против моего винительного. Рассудите спор кота и плота. 1 ряд- кот; 2 ряд – плот. - а как вы думаете, слова: стая, армия, народ, толпа, молодежь, человечество, войско являются одушевленными? Ведь составляющие этих слов живые существа, организмы? Задание: каждый вариант получает слово для проведения небольшого исследования. Необходимо ответить на вопрос – Является ли данное существительное одушевленным? В своей работе используйте формулу одушевленности - неодушевленности
Вывод:
Собирательные существительные типа стая, армия, народ, толпа, молодежь, человечество, войско - неодушевленные.
3.
Работа с текстом. (Текст карточки на каждой парте) Карточка с текстом. Задание: прочитайте и озаглавьте текст. Запишите второй абзац. Над одушевленными существительными напишите букву О, над неодушевленными – Н. Туманным весенним утром шел лесом, возвращаясь с глухариного тока человек. Он отправился в лес с вечера и коротал ночь у костра.
Мужчина глядел в огонь, прислушивался к звукам: тихо ворохнулся прошлогодний листик – это шмыгнула под валежину лесная мышь; легкими скачками умчалась в темноту небольшая зверушка – это ласка завернула «на огонь», испугалась сидевшего у костра охотника; подала голос утка. (В. Чернышев.) (Ночь у костра. На охоте).
Словарь:
(на доске) Глухариный ток(ток- место, где токуют птицы, токовать - особым криком подзывать самку) Коротать – заполнять чем – нибудь время. Ворохнулся- зашуршал. Валежина –сухие сучья, деревья, упавшие на землю. (Коллективная проверка с учителем. Текст с правильными ответами презентован на слайде.) Мужчина (О) глядел в огонь (Н), прислушивался к звукам (Н): тихо ворохнулся прошлогодний листик (Н) – это шмыгнула под валежину (Н) лесная мышь (О); легкими скачками (Н) умчалась в темноту (Н) небольшая зверушка (О) – это ласка (О) завернула «на огонь», испугалась сидевшего у костра охотника (О); подала голос (Н) утка (О). - Вам встретилось слово ласка. - Какое лексическое значение у этого слова в тексте? - К каким существительным относится это слово? Почему? - Верно! Это одушевлённое имя существительное, потому что отвечает на вопрос кто? - А если бы это слово вы прочли в словосочетании
Материнская ласка и

любовь,
и оно имело значение чувства (ласка – ласковый), то к каким существительным мы бы его отнесли? (Это неодушевлённое имя сущ., так как отвечает на вопрос что?) (Пример: В коллективе ее звали красиво и уважительно – Любовь. Любовь- прекрасное чувство, в котором нуждаются все)
Вывод
: В русском языке много таких слов, которые бывают одушевлённые и неодушевлённые. Они меняют своё лексическое значение в зависимости от предложения, в котором употребляются. Найти такие слова – и будет 1-м из заданий на дом.

4.
Грамматическая игра «Третий лишний». Самостоятельная работа с взаимопроверкой в классе по карточке. Карточка с заданием. Найдите «лишнее» слово. Подчеркните его. Кошка, ковшик, черепаха, Туфли, тапочки, собака, Лук, кабанчик, кабачок, Платье, белка, пиджачок.
5.
На доске даны предложения из сказки А.С. Пушкина «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях» (слайд) Задание : прочтите предложения и выпишите в тетрадь те существительные, которые в данных предложениях являются одушевленными? К каким неодушевленным предметам, как к одушевленным, обращаются герои сказки?( слайд) Злая царица обращается к зеркальцу: «Свет мой, зеркальце! Скажи да всю правду доложи» Королевич Елисей обращается к … : «Свет на солнышко! Ты ходишь Круглый год по небу, сводишь Зиму с теплою весной…» Королевич Елисей обращается к …: «Месяц, месяц, мой дружок, Позолоченный рожок!» Королевич Елисей обращается к … : «Ветер, ветер! Ты могуч, Ты гоняешь стаи туч…»
Вывод:
В художественной литературе, в фольклорных произведениях иногда неодушевленные предметы выступают как одушевленные: это
прием

олицетворения
Какую синтаксическую роль , кроме подлежащего и дополнения, могут играть одушевленные существительные? Являются ли обращения членами предложения? Какие знаки препинания ставятся при обращении?
V. Домашнее задание.
Параграф 90; упражнение 486 (письменно); найти слова, которые в зависимости от лексического значения могут быть одушевленными и неодушевленными.
VI. Вывод

Какую тему изучали? Что нового узнали?
VII. Рефлексия
Понравился вам урок? В чем испытывали затруднения? Как оценим работу одноклассников?
Одушевлённые

Неодушевлённые

Названия богов и мифических существ
Кентавр, циклоп, русалка, леший
Существительные, обозначающие совокупность живых

существ
Стая, батальон, народ, войско
Названия шахматных и карточных фигур
Король, пешка, ферзь, дама, валет, туз.
Собирательные существительные
Молодежь, человечество, крестьянство
Существительные, называющие игрушки
Кукла, пупсик, матрешка
Существительные, обозначающие растения
Цветок, дерево Мертвец, покойник Труп