"Одарённые дети и формы работы с ними".

Автор: Миронова Юлия Леонидовна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МАОУ "Гимназия №1"
Населённый пункт: город Бугуруслан
Наименование материала: статья
Тема: "Одарённые дети и формы работы с ними".
Дата публикации: 07.02.2016







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации


Городской семинар методического объединения

учителей начальных классов.

Доклад на тему «Одаренные дети и формы работы с ними».
Федеральные государственные образовательные стандарты нового поколения требует использования в образовательном процессе технологий деятельностного типа, а методы и приемы проектно- исследовательской деятельности определены как одно из условий реализации основной образовательной программы начального общего образования. Современные развивающие программы начального образования включают проектную деятельность в содержание различных курсов и внеурочной деятельности. В соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования (ФГОС НОО) основная образовательная программа начального общего образования реализуется образовательным учреждением в том числе и через внеурочную деятельность. В гимназии внеурочная деятельность организуется по следующим направлениям: А) общеинтеллектуальное; Б) духовно- нравственное; В) социальное; Г) спортивно-оздоровительное; Д) общекультурное. Внеурочная деятельность в моем классе имеет социальное направление и осуществляется через программу «Юный краевед- исследователь».
Цель:
формирование активной гражданской позиции, чувств любви к прошлому, настоящему и будущему страны, родного края, своего города, формирование поисково-исследовательских и коммуникативных умений младших школьников. Для достижения цели должны решаться следующие
задачи
: Миронова Юлия Леонидовна , учитель начальных классов муниципального автономного общеобразовательного учреждения « Гимназия №1» муниципального образования « город Бугуруслан »
1. Формирование системы ценностных ориентаций: а) уважение к истории родного края; б) утверждение нравственных ценностей; в) воспитание любви к малой родине, гордость за её достижения, уважения к традициям старших поколений. 2. Развитие устной коммуникативной способности учащихся: а) развитие умения вести устный диалог на заданную тему ; б) развитие умения составить самостоятельно вопросник на заданную тему; в) развитие умения участвовать в работе ученических конференций. 3.Формирование умений и навыков самостоятельной исследовательской деятельности: а) умения сформулировать проблему исследования; б) овладеть методикой сбора, оформления материала; в) мотивировать учащихся на выполнение учебных задач, требующих усер - дия и самостоятельности; г) познакомить учащихся со структурой исследовательской деятельности, со способами поиска информации; д) прививать навыки организации научного труда, работы со словарями энциклопедиями; е) выявление наиболее способных к творчеству учащихся и развитие у них познавательных интересов, интеллектуальных, творческих и коммуни - кативных способностей и прививать интерес к исследовательской деятельности. Система занятий ориентирована не столько на передачу «готовых знаний», сколько на формирование активной личности, мотивированной к самообразованию, обладающей начальными навыками самостоятельного поиска, отбора, анализа и использования информации. Важнейшим приоритетом начального образования является формирование общеучебных умений и навыков, которые в значительной мере Миронова Юлия Леонидовна , учитель начальных классов муниципального автономного общеобразовательного учреждения « Гимназия №1» муниципального образования « город Бугуруслан »
предопределяют успешность всего последующего обучения ребенка. Развитие личностных качеств и способностей младших школьников опирается на приобретение ими опыта разнообразной деятельности: учебно- познавательной, практической, социальной. Занятия курса разделены на теоретические и практические. Причем проектная деятельность может носить как групповой, так и индивидуальный характер. Проектно-исследовательская деятельность младших школьников при изучении курса «Юный краевед- исследователь» имеет отличительные особенности: • имеет практическую направленность, которую определяет специфика содержания и возрастные особенности детей; • в большинстве случаев проекты имеют краткосрочный характер, что обу - словлено психологическими особенностями младших школьников; • проектная деятельность осуществляется в школе, дома, не требуя от учащихся самостоятельного посещения без сопровождения взрослых отдельных объектов, что связано с обеспечением безопасности учащихся; • проектная деятельность носит групповой характер, что будет способ - ствовать формированию коммуникативных умений, таких как умение распределять обязанности в группе, аргументировать свою точку зрения и др.; • проектная деятельность предполагает работу с различными источниками информации, что обеспечивает формирование информационной компетентности, связанной с поиском, анализом, оценкой информации; • в содержание проектной деятельности заложено основание для сотруд- ничества детей с членами своей семьи, что обеспечивает реальное взаимодей- ствие семьи и школы; • реализует задачу выявления творческих способностей, одаренности и склонности к различным видам деятельности.
Принципы обучения.
Миронова Юлия Леонидовна , учитель начальных классов муниципального автономного общеобразовательного учреждения « Гимназия №1» муниципального образования « город Бугуруслан »

Принцип системности.
Реализация задач через связь внеурочной деятель - ности с учебным процессом.
Принцип гуманизации.
Уважение к личности ребенка. Создание благоприят - ных условий для развития способностей детей.
Принцип опоры.
Учет интересов и потребностей учащихся; опора на них.
Принцип совместной деятельности детей и взрослых.
Привлечение родителей и детей на всех этапах исследовательской деятельности: планирование, обсуждение, проведение.
Принцип обратной связи.
Каждое занятие должно заканчиваться рефлекси - ей. Совместно с учащимися необходимо обсудить, что получилось и что не получилось, изучить их мнение, определить их настроение и перспективу.
Принцип успешности.
И взрослому, и ребенку необходимо быть значимым и успешным. Степень успешности определяет самочувствие человека, его отношение к окружающим его людям, окружающему миру. Если ученик будет видеть, что его вклад в общее дело оценен, то в последующих делах он будет еще более активен и успешен. Очень важно, чтобы оценка успешности ученика была искренней и неформальной, она должна отмечать реальный успех и реальные достижения.
Принцип стимулирования.
Включает в себя приемы поощрения и вознаграждения. Курс «Юный краевед - исследователь» содержит элементарные, доступные для восприятия учащихся младшего школьного возраста сведения о живой и неживой природе; человеке, его биологической природе и социальной сущности; обществе, его истории и культуре. Главной задачей курса является формирование целостной картины природного и социального мира со всем многообразием его явлений, формирование представления о месте и роли в нем человека, развитие эмоционально-ценностного отношения к нему. Миронова Юлия Леонидовна , учитель начальных классов муниципального автономного общеобразовательного учреждения « Гимназия №1» муниципального образования « город Бугуруслан »
В ходе изучения курса «Юный краевед-исследователь» младшие школьники на доступном для них уровне овладевают методами познания природы, включая наблюдение, эксперимент. Программа «Юный краевед- исследователь» включает два блока, связанных между собой логикой формирования подлинного патриота Родины. Организация социального развития и духовно-нравственного воспитания обучающихся осуществляется по следующим
направлениям
:
В области формирования семейной культуры:

1 класс

«Семья вся вместе – и душа на месте».
Задачи: воспитывать в детях уважение и любовь к семье; формировать чувства ответственности перед будущей семьей. Предполагаемый результат деятельности: формирование у учащихся семейных ценностей, воспитание семьянина; приобщение семьи к процессу воспитания детей; укрепление связи школы и семьи в интересах развития ребенка.
В области формирования ценностного отношения к природе, окру

-

жающей среде (экологическое воспитание):

2 класс

«Мой край: природа и экология»
. Задачи: формировать осознанное правильное отношение к объектам природы, находящимся рядом; вырабатывать потребность учащихся в постоянном пополнении своих знаний об окружающем мире; воспитывать бережное отношение к окружающей среде, необходимость рационально относиться к компонентам неживой природы; Миронова Юлия Леонидовна , учитель начальных классов муниципального автономного общеобразовательного учреждения « Гимназия №1» муниципального образования « город Бугуруслан »
прививать любовь к природе, желание о ней заботиться; воспитывать сознательное , развивать познавательную активность; способствовать развитию основных процессов мышления (анализ, синтез, сравнение); развивать творческое воображение, познавательные возможности детей.
Основные методы и технологии.
Методы проведения занятий: беседа, игра, практическая работа, эксперимент, наблюдение, экспресс-исследование, коллективные и индивидуальные исследования, самостоятельная работа, защита исследовательских работ, мини-конференция, консультация. Методы контроля: консультация, доклад, защита исследовательских работ, выступление, выставка, презентация, мини-конференция, научно- исследовательская конференция, участие в конкурсах исследовательских работ.
Технологии, методики:
Ø уровневая дифференциация; Ø проблемное обучение; Ø моделирующая деятельность; Ø поисковая деятельность; Ø информационно-коммуникационные технологии; Ø здоровьесберегающие технологии.
Формы организации внеурочной деятельности
Форма организации работы по программе – коллективная, групповая, в парах, индивидуальная формы работы, работа с привлечением родителей. Теоретические занятия (урочная, внеурочная, внешкольная) Практические занятия (урочная, внеурочная, внешкольная)  Беседы  Творческие конкурсы Миронова Юлия Леонидовна , учитель начальных классов муниципального автономного общеобразовательного учреждения « Гимназия №1» муниципального образования « город Бугуруслан »
 Сообщения  Встречи с интересными людьми  Литературно – музыкальные композиции  Просмотр и обсуждение видеоматериала  Экскурсии (урочная, внеурочная, внешкольная)  Поездки, походы по историческим и памятным местам  Выставки декоративно- прикладного искусства  Коллективные творческие дела  Показательные выступления  Праздники  Викторины  Интеллектуально- познавательные игры  Мониторинги  Тренинги  Наблюдение учащихся за событиями в городе, стране  Обсуждение, обыгрывание проблемных ситуаций  Заочные путешествия  Исследовательская практика  Творческие проекты, исследовательские работы, презентации  Проведение выставок семейного художественного творчества, музыкальных вечеров  Сюжетно - ролевые игры гражданского и историко- патриотического содержания (урочная, внеурочная, внешкольная) Миронова Юлия Леонидовна , учитель начальных классов муниципального автономного общеобразовательного учреждения « Гимназия №1» муниципального образования « город Бугуруслан »
Программа реализуется образовательным учреждением в постоянном взаимодействии и тесном сотрудничестве с семьями обучающихся, библиотеками города, краеведческим музеем и драматическим театром имени Гоголя. Обучение путем исследований в современной образовательной практике рассматривается как один из эффективных способов познания окружающего мира ребёнком. Решить практические задачи исследовательского обучения младших школьников поможет пособие А.И. Савенкова «Методика исследовательского обучения младших школьников». В данном пособии представлены тренировочные задания, направленные на знакомство детей с методикой поиска, сбора и представления информации. Мои первоклассники делают первые шаги в исследовании. Мы учимся формулировать тему, ставить проблему, выдвигать гипотезы, проверять их, пользуясь методами исследования: наблюдение, опрос, работа с текстовой информацией. Ребята учатся создавать проекты, представлять их и даже анализировать работу одноклассников. Конечно, большую помощь в создании проекта оказывают родители. Но с родителями есть договоренность, что работают они совместно с детьми.

В результате прохождения программного материала
к концу 1 класса

обучающиеся должны
Знать: 1.Родословную своей семьи. 2.Происхождение своей фамилии и значение своего имени. 3.Семейные традиции. 4.Владеть информацией о профессии своих родителей. 5.Разнообразие и особенности профессий. 6.Права и обязанности родителей и детей. 7.Вклад своей семьи в историю города, страны. 8.Правила этики и культуры речи. Миронова Юлия Леонидовна , учитель начальных классов муниципального автономного общеобразовательного учреждения « Гимназия №1» муниципального образования « город Бугуруслан »
9.Что такое «проект», «проблема», «гипотеза» Уметь: 1.Уважительно относиться к родителям, старшим, сверстникам и младшим. 2.Давать правильную оценку поступков литературных героев и сверстников, уметь мысленно ставить себя в аналогичную ситуацию. 3.Вести рассказ от начала до конца; 4.Творчески применять знания в новых условиях, проводить элементарные опыты. 5.Работать с источниками информации (книгами), пытаясь выбрать материал с определённой целевой установкой. 6.Слушать и читать на основе поставленной цели и задачи . 7.Прогнозировать, ставить проблему, выдвигать гипотезу. 8.Ставить вопросы для решения проблемы. Считаю, что программа педагогически целесообразна, так как способствует более разностороннему раскрытию индивидуальных способностей ребенка, которые не всегда удаётся рассмотреть на уроке, развитию у детей интереса к различным видам деятельности, желанию активно участвовать в продуктивной, одобряемой обществом деятельности, умению самостоятельно организовать своё свободное время. Каждый вид внеурочной деятельности: творческой, познавательной, трудовой, игровой – обогащает опыт коллективного взаимодействия школьников в определённом аспекте, что в своей совокупности даёт большой воспитательный эффект. Миронова Юлия Леонидовна , учитель начальных классов муниципального автономного общеобразовательного учреждения « Гимназия №1» муниципального образования « город Бугуруслан »