Автор: Фадеева Валентина Сергеевна Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ "СШ № 1"
Населённый пункт: город Новый Уренгой ЯНАО
Наименование материала: Статья
Тема: "Принципы здоровье сберегающих технологий"
Принципы здоровье сберегающих технологий
«Забота о здоровье ребёнка – это не просто комплекс санитарно-гигиенических
норм и правил… и не свод требований к режиму, питанию, труду, отдыху. Это прежде
всего забота о гармоничной полноте всех физических и духовных сил, и венцом этой
гармонии является радость творчества»
В.А.Сухомлинский
Образование в наши дни предъявляет большие требования к здоровью
обучающихся. Поэтому сейчас актуальны здоровье сберегающие технологии в учебно-
воспитательном процессе, при которых
формируются бережное отношение к своему
физическому и психическому здоровью, важнейшие социальные навыки,
способствующие успешной адаптации детей
в обществе. Подготовка к здоровому
образу жизни ребенка на основе здоровье сберегающих технологий должна стать
главным направлением в деятельности учителя,
работающего с детьми начальной
школы. Здоровье сберегающие технологии реализуются на основе личностно-
ориентированного подхода, относятся к тем жизненно важным факторам, благодаря
которым учащиеся учатся жить вместе.
Сохранение и укрепление здоровья
- это важнейшие составляющие работы
учителя. От жизнерадостности, бодрости детей зависит их духовная жизнь,
мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы, желание
учиться.
Здоровье сберегающие технологии основываются на следующих принципах:
1.
Создание образовательной среды, обеспечивающей снятие всех стресс
образующих факторов учебно-воспитательного процесса. Атмосфера
доброжелательности, вера в силы ребёнка, индивидуальный подход, создание для
каждого ситуации успеха необходимы не только для познавательного развития
детей, но и для нормального психофизиологического состояния.
2.
Творческий характер образовательного процесса.
3.
Возможность для реализации творческих задач достигается использованием на
занятиях, уроках и во внеурочной работе активных методов и форм обучения.
4.
Обеспечение мотивации образовательной деятельности. Ребёнок – субъект
образования и обучающего общения, он должен быть эмоционально вовлечён в
процесс социализации, что обеспечивает естественное повышение
работоспособности и эффективности работы мозга не в ущерб здоровью.
5.
Осознание ребёнком успешности в любых видах деятельности.
6.
Рациональная организация двигательной активности. Сочетание методик
оздоровления и воспитания позволяет добиться быстрой и стойкой адаптации
ребёнка к условиям школы: до 50% снижаются общая заболеваемость,
обострение хронических заболеваний, пропуски по болезни.
7.
Обеспечение адекватного восстановления сил. Смена видов деятельности,
регулярное чередование периодов напряжённой активной работы и
расслабления, смена произвольной и эмоциональной активации необходимо во
избежание переутомления детей.
8.
Обеспечение прочного запоминания. Научно обоснованная система повторения –
необходимое условие здоровье сберегающих технологий.
Здоровье сберегающие технологии подразделяются на две группы.
1 группа – это средства, организующие процесс обучения совместно с
физическими упражнениями.
2 группа – это средства, снимающие физическое напряжение,
усталость, восстанавливающие психическое равновесие, но не
связанные по содержанию с процессом обучения.
Физкультминутки являются одним из средств, снимающие физическое
напряжение, усталость, восстанавливающие психическое равновесие, но не связанные
по содержанию с процессом обучения.
Проведение физкультминуток в начальных
классах, является обязательным пунктом на каждом уроке. Физкультминутки проводят в
светлом, чистом, хорошо проветренном классе. Несвежий воздух в классе при этом
недопустим, поэтому до того, как приступить к выполнению упражнений, следует
открыть форточки.
Физкультминутки можно проводить, учитывая специфику
предмета, зачастую с музыкальным сопровождением, с элементами самомассажа и
другими средствами, помогающими восстановить оперативную работоспособность.
В состав упражнений для физкультминуток включаются:
упражнения по формированию правильной осанки,
укреплению зрения,
укрепления мышц рук,
отдых позвоночника,
упражнения для ног,
релаксационные упражнения для мимики лица,
потягивание,
массаж области груди, лица, рук, ног,
упражнения, направленные на выработку рационального дыхания.
Обязательное условие эффективного проведения физкультминуток –
положительный эмоциональный фон. Выполнение упражнений со скучающим видом,
нехотя, как бы делая одолжение учителю, желаемого результата не даст, скорее,
наоборот.
Пальчиковая гимнастика также относится к средствам второй группы здоровье
сберегающих технологий. Такие упражнения, как: гребешок, бабочка, птица, гонки
слонов, кошка выпускает коготки. Последние научные исследования выявили прямую
зависимость между развитием мелкой моторики и развитием функциональных
возможностей головного мозга. Пальчиковые игры могут помочь:
подготовить руку к письму;
предотвратить появления писчего спазма;
развить внимание, терпение;
стимулировать фантазию;
научиться управлять своим телом;
активизировать работу мозга
Большое оздоровительное значение в режиме дня учащихся имеет перемена и в
1 классе динамическая пауза. Игры – хороший отдых между уроками; они снимают
чувство усталости, тонизируют нервную систему, улучшают эмоциональное состояние
и повышают работоспособность.
«Гимнастика, физические упражнения, ходьба должны прочно войти в
повседневный быт каждого, кто хочет сохранить работоспособность, здоровье,
полноценную и радостную жизнь».
Гиппократ.
Использование здоровье сберегающих технологий в учебном процессе начальной
школы позволяет учащимся более успешно адаптироваться
в
образовательном и
социальном пространстве.
Использованная литература
1.
Коваленко В.И. Здоровье сберегающие технологии. – М., 2004 г.
2. Научно – практический журнал «Завуч начальной школы» №3 2009 г., №5 2010 г.