"Принципы здоровье сберегающих технологий"

Автор: Фадеева Валентина Сергеевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ "СШ № 1"
Населённый пункт: город Новый Уренгой ЯНАО
Наименование материала: Статья
Тема: "Принципы здоровье сберегающих технологий"
Дата публикации: 07.02.2016







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации


Принципы здоровье сберегающих технологий
«Забота о здоровье ребёнка – это не просто комплекс санитарно-гигиенических норм и правил… и не свод требований к режиму, питанию, труду, отдыху. Это прежде всего забота о гармоничной полноте всех физических и духовных сил, и венцом этой гармонии является радость творчества» В.А.Сухомлинский Образование в наши дни предъявляет большие требования к здоровью обучающихся. Поэтому сейчас актуальны здоровье сберегающие технологии в учебно- воспитательном процессе, при которых формируются бережное отношение к своему физическому и психическому здоровью, важнейшие социальные навыки, способствующие успешной адаптации детей в обществе. Подготовка к здоровому образу жизни ребенка на основе здоровье сберегающих технологий должна стать главным направлением в деятельности учителя, работающего с детьми начальной школы. Здоровье сберегающие технологии реализуются на основе личностно- ориентированного подхода, относятся к тем жизненно важным факторам, благодаря которым учащиеся учатся жить вместе. Сохранение и укрепление здоровья - это важнейшие составляющие работы учителя. От жизнерадостности, бодрости детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы, желание учиться. Здоровье сберегающие технологии основываются на следующих принципах: 1. Создание образовательной среды, обеспечивающей снятие всех стресс образующих факторов учебно-воспитательного процесса. Атмосфера доброжелательности, вера в силы ребёнка, индивидуальный подход, создание для каждого ситуации успеха необходимы не только для познавательного развития детей, но и для нормального психофизиологического состояния. 2. Творческий характер образовательного процесса. 3. Возможность для реализации творческих задач достигается использованием на занятиях, уроках и во внеурочной работе активных методов и форм обучения. 4. Обеспечение мотивации образовательной деятельности. Ребёнок – субъект образования и обучающего общения, он должен быть эмоционально вовлечён в процесс социализации, что обеспечивает естественное повышение работоспособности и эффективности работы мозга не в ущерб здоровью. 5. Осознание ребёнком успешности в любых видах деятельности. 6. Рациональная организация двигательной активности. Сочетание методик оздоровления и воспитания позволяет добиться быстрой и стойкой адаптации ребёнка к условиям школы: до 50% снижаются общая заболеваемость, обострение хронических заболеваний, пропуски по болезни.
7. Обеспечение адекватного восстановления сил. Смена видов деятельности, регулярное чередование периодов напряжённой активной работы и расслабления, смена произвольной и эмоциональной активации необходимо во избежание переутомления детей. 8. Обеспечение прочного запоминания. Научно обоснованная система повторения – необходимое условие здоровье сберегающих технологий. Здоровье сберегающие технологии подразделяются на две группы. 1 группа – это средства, организующие процесс обучения совместно с физическими упражнениями. 2 группа – это средства, снимающие физическое напряжение, усталость, восстанавливающие психическое равновесие, но не связанные по содержанию с процессом обучения. Физкультминутки являются одним из средств, снимающие физическое напряжение, усталость, восстанавливающие психическое равновесие, но не связанные по содержанию с процессом обучения. Проведение физкультминуток в начальных классах, является обязательным пунктом на каждом уроке. Физкультминутки проводят в светлом, чистом, хорошо проветренном классе. Несвежий воздух в классе при этом недопустим, поэтому до того, как приступить к выполнению упражнений, следует открыть форточки. Физкультминутки можно проводить, учитывая специфику предмета, зачастую с музыкальным сопровождением, с элементами самомассажа и другими средствами, помогающими восстановить оперативную работоспособность. В состав упражнений для физкультминуток включаются:  упражнения по формированию правильной осанки,  укреплению зрения,  укрепления мышц рук,  отдых позвоночника,  упражнения для ног,  релаксационные упражнения для мимики лица,  потягивание,  массаж области груди, лица, рук, ног,  упражнения, направленные на выработку рационального дыхания. Обязательное условие эффективного проведения физкультминуток – положительный эмоциональный фон. Выполнение упражнений со скучающим видом, нехотя, как бы делая одолжение учителю, желаемого результата не даст, скорее, наоборот.
Пальчиковая гимнастика также относится к средствам второй группы здоровье сберегающих технологий. Такие упражнения, как: гребешок, бабочка, птица, гонки слонов, кошка выпускает коготки. Последние научные исследования выявили прямую зависимость между развитием мелкой моторики и развитием функциональных возможностей головного мозга. Пальчиковые игры могут помочь:  подготовить руку к письму;  предотвратить появления писчего спазма;  развить внимание, терпение;  стимулировать фантазию;  научиться управлять своим телом;  активизировать работу мозга Большое оздоровительное значение в режиме дня учащихся имеет перемена и в 1 классе динамическая пауза. Игры – хороший отдых между уроками; они снимают чувство усталости, тонизируют нервную систему, улучшают эмоциональное состояние и повышают работоспособность. «Гимнастика, физические упражнения, ходьба должны прочно войти в повседневный быт каждого, кто хочет сохранить работоспособность, здоровье, полноценную и радостную жизнь». Гиппократ. Использование здоровье сберегающих технологий в учебном процессе начальной школы позволяет учащимся более успешно адаптироваться в образовательном и социальном пространстве.
Использованная литература
1. Коваленко В.И. Здоровье сберегающие технологии. – М., 2004 г. 2. Научно – практический журнал «Завуч начальной школы» №3 2009 г., №5 2010 г.