"Здоровьесберегающие технологии на уроке математики в 3 классе".
Автор: Турова Светлана Юрьевна Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ СОШ №23 им.Ю.И.Батухтина
Населённый пункт: город Нижний Тагил Свердловская область
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "Здоровьесберегающие технологии на уроке математики в 3 классе".
ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ НА УРОКАХ
МАТЕМАТИКИ.
УРОК МАТЕМАТИКИ В 3 КЛАССЕ
ТЕМА: «ЗАКРЕПЛЕНИЕ ЗНАНИЯ ТАБЛИЦЫ УМНОЖЕНИЯ.
РЕШЕНИЕ ЗАДАЧ»
Цели:
Закреплять знания и умения при решении составных задач, нахождение
суммы двух произведений;
Совершенствовать вычислительные навыки, знание таблицы умножения;
Развивать умение рассуждать, анализировать, умение сравнивать, решать
уравнения; делать выводы, принимать правильные решения, отстаивать свою
точку зрения;
Воспитывать в детях стремление вести здоровый образ жизни.
Оборудование:
Плакат-схема «Дерево решений», этапы урока, таблички для выбора
решений, карточки для проверки таблицы умножения, сигнальные
карточки(красный – синий)
на доске: Девиз : Я умею думать, я умею рассуждать,
Что полезно для здоровья, то и буду выбирать!
схема записи на доске:
Дерево решений
Этапы урока в файлах (с
обратной стороны
заложены карточки с
выбором решения)
21 декабря
Классная работа
Девиз:
Я умею думать, я
умею рассуждать,
Что полезно для здоровья, то
и буду выбирать!
Материал для устного
счёта
Мудрый человек
предотвращает болезни, а
не лечит их.
(древнее
китайское изречение)
Ход урока:
I. Организационный момент.
Откройте тетради, пропишите образцы цифр и запишите число( 21 декабря).
II. Сообщение темы урока.
Сегодня на уроке мы будем закреплять знание таблицы умножения, умение
решать уравнения, закреплять умение решать новые задачи.
А ещё мы с вами поговорим о здоровом образе жизни.
На доске вы видите девиз нашего урока, прочитаем его вместе:
Я умею думать, я умею рассуждать,
Что полезно для здоровья, то и буду выбирать!
Вот перед вами «Дерево решений»(наших с вами решений).
Здоровый образ жизни это ...
Устный
›‹
Решение Решение при- Решение Самостоятель-
счёт
=
задачи № 2 меров «цепоч- уравнений ная работа
кой»
д/з №5, Итог
с. 76 урока
Это волшебное дерево. На нём могут созреть любые плоды, а может, не
вырасти ничего. Всё зависит от нас и от того, как мы будем работать.
Итак, мы сегодня будем выполнять математические задания, и делать выбор в
пользу нашего здоровья.
III. Устный счёт(показываю на первый этап урока)
1. Таблица умножения (2мин)
Повторим таблицу умножения. Возьмите карточки, которые лежат у вас на
партах, свой вариант. Записываем в тетради только ответы.
В -1
9 • 6 42 : 7 4 • 4 32 : 4
6 • 6 32 : 8 6• 7 8 : 1
9 • 3 54 : 9 3 • 6 54 : 6
В - 3
8 • 6 36: 6 9 • 1 9 : 9
6 • 5 35 : 5 8 • 3 50 : 10
5 • 9 48 : 8 7 • 5 36: 4
В-2
2 · 5 5 : 1 7 · 7 6 : 1
5 · 9 20 : 4 5 · 3 16 : 8
4 · 8 18 : 6 8 · 3 35 : 5
В - 4
6 · 6 42 : 6 9 · 9 72 : 8
8 · 7 36 : 9 8 • 7 63 : 9
7 · 9 28 : 7 6 • 9 60 : 10
2. Игра « Верно – неверно» ( сигнальные карточки: красный – зелёный)
o В прямоугольнике все углы прямые?(з.)
o В любом прямоугольнике все стороны равны?(к)
o У квадрата все углы прямые?(з)
o Число 40 не делится на 8? (к)
o 100 – самое маленькое трёхзначное число? (з)
o При умножении на 1 любого числа, получится 1? (к)
o При умножении 0 на любое число получится 0? ( з)
o При умножении любого числа на 1 получается то же самое число? (з)
o При делении числа на само себя получается 1 (з)
3. Найдите «лишнее» число:
-Найдите в каждом столбике «лишнее» число.
6 23
18 28
24 16
22 29
30 24
( в 1-м – 6 (оно однозначное); 30 (круглое); 22 (не делится на 6); во 2-м – 16 (1
десяток); 23 (единицы нечётное число))
4. Решение задач в стихах:
a. У речки гуляли 4 утёнка
И 24 весёлых гусёнка
Во сколько раз больше было гусят?
Во сколько раз меньше было утят? ( в 6 раз)
- Как узнали во сколько больше гусят, чем утят? Какое правило знаем?
(чтобы узнать во сколько одно число больше другого нужно большее
разделить на меньшее)
b. Сорока прожить может 27 лет
В три раза короче у ласточки век
Ворона на 40 лет больше живёт...
Кто быстро считает, тот скажет ответ
Сколько старейшей вороне той лет? (27: 3=9(лет) – ласточке,
27 +40 = 67(л.) – вороне
-Сколько сорока может прожить? (27) Что сказано о ласточке? (9)
- А о вороне? (67)
Устный счёт мы закончили. Посмотрим, какое нам ещё нужно принять
решение?
За этапом урока – две таблички с решениями:
Соблюдай Чистота - не
главное!
чистоту!
- Каков ваш выбор?
Что нужно нам для нашего здоровья? ( вешаем на дерево)
- Почему? (Содержать в чистоте нужно своё тело, одежду, жилище. Здоровый
образ жизни начинается с чистоты! Но чистоты телесной и чистоты в одежде
мало для здоровья. Надо ещё беречь чистоту в душе, не марать её злыми
мыслями и делами. В русской народной пословице говорится: « Железо ржа
съедает, а завистливый от зависти погибает»)
II. Сравним выражения:
на доске:
1 • 17 * 17 • 1 68 • 1 * 68 • 0
33 • 0 * 0 • 33 0 • ( 32 – 8) * ( 32 – 8) • 0
35 : 35 * 35 • 1 0 : 9 * 0 • 9
- Первый вариант записывает первый столбик, второй вариант второй
столбик. (два ученика к доске)
Какое правило, мы вспомнили, когда умножали на 1?
Какое правило, мы вспомнили, когда умножали на 0?
- Итак, этот этап урока мы выполнили, посмотрим, какое ещё нам нужно
принять решение? (переворачиваю)
Я выбираю Я выбираю
питание богатое здоровое
сладостями питание
- Почему мы выбрали здоровое питание?
- Какое питание можно считать здоровым?(разнообразное, богатое
витаминами и фруктами, регулярное, без спешки)
- В народе говорят: «Что пожуёшь, то и поживёшь». Как вы понимаете эти
слова?
III. Решение задачи.
- переходим к решению задачи. Откройте учебники на странице 76.
Прочитайте задачу №2.
- Кто расскажет задачу? Что привезли в детский сад?
- Сколько килограммов конфет привезли в детский сад? ( 4 кор. по 9 кг)
- Сколько килограммов печенья привезли в детсад? ( 3 кор. по 8 кг)
- Какой вопрос в задаче? (ученик у доски)
?
К. - ? 4 кор. по 9 кг
П. - ? 3 кор. по 8 кг
1) 9 • 4 = 36 (кг) – конфет
2) 8 • 3 = 24 ( кг) – печенья
3) 36 + 24 = 60 (кг) – всего
Ответ: 60 кг
- Как можно было решить задачу по-другому? (выражением)
- Какое нам нужно принять решение?
Движение – Без лекарств -
это жизнь не жизнь
- Выбираем, что нужно для нашего здоровья. Почему выбираем «Движение –
это жизнь»
- Почему нужно больше двигаться? Малоподвижный образ жизни вредит
здоровью
- Что значит много двигаться? ( делать зарядку, играть в подвижные игры,
заниматься физкультурой, закаляться.)
Ф/М
- Пришло время физминутки.
Утром рано умывались (вращение головой)
Полотенцем растирались (ножницы)
Ножками топали,
Ручками хлопали,
Вправо, влево наклонялись (наклоны)
И друг другу улыбались (повороты)
Вот здоровья в чём секрет (потягиваемся)
Всем друзьям физкультпривет! ( машем руками)
IV. Решение примеров с комментированием.( №6 (2, 3 столбик), стр. 75)
-примеры вида: 60 – (16 – 9) • 4
56 : (13-5) + 9 и т. д.
- Переходим к выбору в пользу здоровья.
- Что выберем из предложенных высказываний?
Нет вредным Человеку
привычкам можно всё!
- Какие привычки называют вредными?(курение, употребление спиртного и
наркотиков)
- Почему они вредные?
- Почему же тогда многие заводят эти привычки?
(простое любопытство, следовать моде, пример сверстников, родителей)
Пословица: Курить – здоровью вредить!
- Нужно уметь правильно отвечать на предложение покурить. Если вам
предложат, как бы вы ответили.
Начинайте так: Я бы мог попробовать, но ...(придумайте!)
( например: но я сегодня не хочу, но у меня болит голова, я уже пробовал, мне
не понравилось)
V. Решение уравнений.
- Переходим к решению уравнений(у доски)
- Найдите № 7 с. 77
- Что найти в уравнении? Как найти?
75 + х = 90 80 – к = 42 6 • n = 54
х = 15 к = 38 n = 6
- Приступаем к выбору.
Отдых и труд – Труд кормит,
рядом идут а лень портит
- Что выбираем?
- Почему?( Во все времена люди умели чередовать труд и отдых, чтобы не
надорваться. Праздники тоже помогают чередовать труд и отдых)
Пословица: Делу время, а потехе час.
VI. Самостоятельная работа (придумайте задачу по краткой записи)
на доске а – 8 м
в - ? в 2 раза меньше
Р - ?
S - ?
- Что нужно найти в задаче?
Как найти периметр?(сумма длин сторон) Как найти площадь?(а • в)
1) 8: 2 = 4 (м) – в
2) 8 • 2 + 4 • 2 = 24 (м) – Р
3) 8 • 4 = 32 (м
2
) – S
Ответ : 24 м, 36 м
2
Проверка (за доской ученик решает)
- Какой выбор сделаем?
Хорошее Своя
настроение – жизни рубашка ближе
продолжение к телу
- Почему выбрали хорошее настроение? ( жизнерадостный человек быстрее
справляется с трудностями)
- Какие причины могут влиять на настроение? (кто-то сказал обидные слова,
стыдно, плохое самочувствие)
- Можно ли исправить настроение?( хорошими мыслями, уверенностью в
себе, улыбка – залог хорошего настроения)
VII. Д/З №5. с. 76
- Посмотрите на задание, что непонятно?
VIII. Итог урока.
- Какие математические задания выполняли?
- Закончите предложение:
Здоровый образ жизни это - ... ( на доске, над деревом решений записано)
- Соблюдение правил здорового образа жизни укрепляет здоровье и
воспитывает волю и характер человека.
на доске Мудрый человек предотвращает болезни, а не лечит их. (Древнее
китайское изречение)
IX. Рефлексия.
- Если вам урок понравился, то можно подойти и на память взять памятки о
здоровом образе жизни.