"Всероссийский словарный урок посвящается дню рождения Владимира Даля"

Автор: Резникова Лилия Петровна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ "Ш-И VIII вида п.Эгвекинот"
Населённый пункт: п.Эгвекинот, Чукотский АО
Наименование материала: методическая разработка урока
Тема: "Всероссийский словарный урок посвящается дню рождения Владимира Даля"
Дата публикации: 08.02.2016







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации

Всероссийский словарный урок посвящается дню рождения Владимира Даля
Цель:
Знакомство с жизнью и творчеством Владимира Ивановича Даля
Задачи:
1) Познакомить с краткой биографией Владимира Даля 2) Расширять читательский кругозор у учащихся, обогащать их словарный запас 3) Развивать умения учащихся работать с книгами и словарями 4) Воспитывать любовь к родному языку, гордость за великий русский язык
Оборудование:
мультимедиа, презентация «Всероссийский словарный урок посвящается дню рождения Владимира Даля», портрет В.И. Даля, выставка книг В.И. Даля
Ход урока

I.

Организационный момент (2 слайд)
Прозвенел и смолк звонок. Начинаем наш урок. Сегодня в классе у ребят Урок уж очень важный. А почему он важный - Скажет каждый! 1

II.

Постановка задач и целей урока (3 слайд) – Л.П.
Прочитайте великие высказывания: «Язык есть вековой труд целого поколения» «Язык народа, бесспорно, главнейший и неисчерпаемый родник наш» О чём будем говорить сегодня на уроке? Зачем необходима эта тема? Правильно, будем говорить о языке, о русском языке, о его величии и богатстве. Каждый человек должен знать и изучать свой родной язык. Эти знаменитые высказывания были произнесены великим лексикографом Владимиром Далем, который внёс большой вклад для русского народа. 22 ноября у Владимира Даля день рождения, поэтому в этот день проводится Всероссийский словарный урок.
III.

Инсценирование. Введение в тему. – М.В.

Ира.
Андрюха, привет! Что это ты так нагрузился?
Андрей.
Да Марина Викторовна задание дала - написать творческую работу о словаре Даля.
Ира.
Обыкновенный словарь. И чего учительница так восхищалась: «Кладезь мудрости!...»
Андрей.
А я вот начал выполнять задание, открыл книгу и увидел, что тут много интересного.
Наташа.
Ну что может быть интересного в словаре? Куча обыкновенных слов….
Андрей.
Странно... Что же вы в таком случае в своих работах написали?
Ира.
{открывает тетрадь). В толковом словаре В. И. Даля собрано 200 тысяч слов. Они расположены в алфавитном порядке, ко многим подобраны однокоренные слова и синонимы. Например: слово, словарь, словник, словотолковник, словотолк, словарик, речник, лексикон, сборник слов.
Наташа.
И у меня то же самое. Только я ещё написала, что ко многим словам в качестве примеров автор подобрал пословицы, поговорки и даже загадки: « В воде родится, а воды боится» (соль), « Кочет голенаст, кланяться горазд» (топор), «Мать толста, дочь красна, сын кудреват в поднебесье ушёл» (печь, огонь, дым).
Ира.
Вот и всё. Что тут сложного. Носитесь с этим словарём, как кошка с котятами.
Андрей.
Говоришь, как кошка с котятами?... А ведь это выражение из словаря Даля! Оно поясняет значение слова «кошка». Что, по-вашему, оно означает?
Ира.
(смеётся). Ну ты даёшь! Да кто же этого не знает!
Наташа.
Тебе и трёхлетний ребёнок ответит.
Андрей.
А всё-таки?...
Ира.
(растягивает слова). Кошка - это домашнее животное.
Андрей.
И только?
Наташа.
А что же ещё?
Андрей.
А ведь Владимир Иванович Даль даёт девять толкований слова «кошка» (открывает книгу). Это домашнее животное. И якорь о четырёх лапах. И снаряд для осмотра выбоин в орудиях. И кожаный кошелёк, который носят на поясе. А ещё плётка с несколькими хвостами, коса на взморье, или отмель, рыбачий сачок, растение, игра.
Ира.
(задумчиво). Да... А что там ещё про эту кошку?
Андрей.
Тут и загадка про кошку есть: «Белая кошка лезет в окошко»? (Андрей и Наташа молчат). Свет! Вот ещё одна: «Сидят три кошки, против каждой кошки две кошки. Много ли всех»?
Наташа и Андрей
(вместе). Три!
Наташа.
Пожалуй, в кино мы сегодня не пойдём - давай лучше работу переписывать.
Ира.
Андрюшка, а что ты ещё о Дале знаешь?
Андрей.
Сегодня об этом на уроке нам расскажут Лилия Петровна и Марина Викторовна.
Вместе
. Кто же он - создатель всемирно-известного словаря? В какое время жил?
IV.

Биография Владимира Даля (5-11 слайды)

Л.П. (слайды 5, 6, 7) Родился Владимир Даль в посёлке Луганский завод (ныне — Луганск) 22 ноября 1801 года. Его семья была высокообразованной. Отец, Иван Матвеевич Даль, был врачом, лингвистом. А мать, Мария Христофоровна Фрейтаг, была пианисткой, знала несколько языков, интересовалась литературой. Неудивительно, что Владимир получил прекрасное домашнее образование. В детстве в своей биографии Владимир Даль очень привязался душой к родному краю, позже даже взял себе псевдоним Казак Луганский. М.В. (слайды 8, 9) Образование Владимир Даль получил в Петербургском Морском кадетском корпусе и на медицинском факультете в Дерптском университете. Служил морским офицером, хирургом, чиновником, но всю жизнь посвятил изучению русского языка и литературному творчеству. Он заводит знакомства и дружбу с известными писателями и поэтами: Гоголем, Пушкиным, Крыловым, Жуковским и другими. Л.П. За свою биографию Владимир Даль написал более ста очерков, в которых рассказывал о русской жизни. Он много путешествовал, поэтому отлично знал русский быт. Также Даль составил учебники «Ботаника», «Зоология». Но самой значительной и объёмной работой в биографии Владимира Даля остается «Толковый словарь», содержащий примерно 200 тысяч слов. Будучи хорошо знакомым со многими профессиями, ремёслами, приметами и поговорками, Даль все знания поместил в «Толковый словарь живого великорусского языка». М.В. В 1862 г. был опубликован уникальный сборник «Пословицы русского народа», в который вошло более 30 000 пословиц, поговорок, прибауток. Большинство из них и поныне живёт в произведениях писателей, в повседневной речи людей. В 1871 г. появились два сборника народных сказок для детей, которые были обработаны В. И. Далем. Среди них «Девочка Снегурочка», «Старик - годовик», «О дятле», «Привередница», «У тебя у самого свой ум», «Лучший певчий», «Про мышь зубастую да про воробья богатого» и др. Скончался Даль 4 октября 1872 года.
V.

Скороговорки (11 слайд) – Л.П.
Скороговорки – это не просто забава, они развивают речевой аппарат. Речь становится правильной, выразительной, чёткой, понятной. Сейчас мы потренируемся в их произношении.  Говори, говори, да не заговаривай.  На дворе трава, на траве дрова, не руби дрова, на траве двора.  Лавировали корабли, лавировали, да не вылавировали.  Везёт Сенька Саньку с Сонькой на санках.
VI.

Загадки (12-16 слайды) – М.В.
Загадки помогают развивать сообразительность, мыслить нестандартно, проявлять логику, азартно искать решение. Это учит думать, осваивать разную тематику.  Что выше лесу?
(Солнышко)
 Над бабушкиной избушкой висит хлеба краюшка.
(Месяц)
 Зимой греет, весной тлеет, летом умирает, осенью оживает
(Снег)

 Вся дорожка обсыпана горошком.
(Звёзды на небе)
 Утка в море, хвост на заборе.
(Ковш)

VII.

Пословицы (17 слайд) – Л.П.
В пословицах запечатлена история, мудрость наших предков, их представления о том, что такое хорошо и плохо. Поэтому сейчас мы поработаем с пословицами. На слайде будет начало пословицы, а вы должны вспомнить окончание и поразмышлять над смыслом.  Грамоте учиться
(всегда пригодится.)
 Азбуку учат,
(во всю избу кричат.)
 Написано пером,
(не вырубить и топором.)
 Ученье - свет,
(а неученье - тьма.)
 Не спеши языком,
(торопись делом.)

VIII.

Физкультминутка (мультимедиа – добавить в папку)

IX.

Сказки (18-21 слайды)
М.В. Сказки развивают внимание, заставляют размышлять. Прививают понятия о добре и зле. Показывают, что с трудными ситуациями можно справиться. А сейчас вспомним сказки В. Даля. Внимательно слушайте отрывок из сказки и постарайтесь угадать сказку.  А птицы были не простые. У каждой птицы по четыре крыла. В каждом крыле по семи перьев. Каждое перо тоже со своим именем.
(Старик-

годовик)
 Пустили лису. Вот поклонилась она хозяину и отдала ему на сбережение свою курочку, сама же смирнёхонько улеглась в уголок на лавку, а хвостик подвернула под лавку.
(Лиса-лапотница)

Л.П.
 Жили-были старик со старухой, у них не было ни детей, ни внучат. Вот вышли они за ворота в праздник посмотреть на чужих ребят, как они из снегу комочки катают, в снежки играют.
(Девочка Снегурочка)
 Стоит журавль один в поле, по сторонам все поглядывает, головушку поглаживает, а сам думает: "Надо-де мне хозяйством обзавестись, гнездо свить да хозяюшку добыть".
(Журавль и цапля) – Л.П.

X.

Значение слов (22-23 слайды)
М.В. Каждое слово имеет своё лексическое значение. Сейчас попробуем назвать лексическое значение старинных слов. Уста –
губы
Длань –
рука, ладонь
Очи –
глаза
Рушник –
вышитое полотенце
Чёботы –
сапоги
Жбан –
кувшин с крышкой

XI.

Синонимы (24 слайд)
Л.П. Синонимы - это слова различные по звучанию, но близкие по смыслу.
Из второго столбика подобрать синоним к словам первого столбика. Смелый –
храбрый
Весёлый –
радостный
Худой -
тощий
Трудолюбивый -
работящий
Красный -
багряный

XII.

Антонимы (25 слайд)
М.В. Антонимы - это слова, противоположные по своему лексическому значению. Из второго столбика подобрать антоним к словам первого столбика. Низкий –
высокий
Широкий -
узкий
Добрый -
злой
Грустный -
весёлый
Красивый –
багряный

XIII.

Омонимы (26-30 слайды)
Л.П. Омонимы - разные по значению, но одинаковые по звучанию и написанию единицы языка. * Коса — у девушки на голове, коса — орудие для косьбы. * Кисть — кисть — руки, кисть — ягод (кисть рябины) , кисть — кисточка (для краски). * Лук — растение, лук — оружие. * Ключ — музыкальный знак, ключ — от двери, ключ — гаечный ключ. * Бабочка — насекомое, галстук-бабочка, нож-бабочка.
XIV.

Рефлексия (31 слайд)
Идут годы. Одни слова из нашей речи исчезли, за последнее десятилетие появилась масса новых слов! Но так же, как и раньше, мы открываем замечательную книгу - «Толковый словарь живого великорусского языка» и с благодарностью вспоминаем его автора - Владимира Ивановича Даля. Человека, который собирал слова. Включаем песню «Книжкин дом».