"Формирование патриотических чувств дошкольников на принципе совместной деятельности детского сада и семьи".
Автор: Рязанцева Наталья Викторовна Должность: музыкальный руководитель
Учебное заведение: СП ГБОУ СОШ № 3 им М. Ф. Леонова с. Приволжье (Детский сад "Волна")
Населённый пункт: с. Приволжье, Приволжского района, Самарской области
Наименование материала: Статья
Тема: "Формирование патриотических чувств дошкольников на принципе совместной деятельности детского сада и семьи".
структурное подразделение государственного бюджетного
общеобразовательного учреждения Самарской области средней
общеобразовательной школы №3 имени М. Ф. Леонова с. Приволжье
муниципального района Приволжский Самарской области (Детский сад
«Волна»)
Рязанцева Наталья Викторовна
музыкальный руководитель
Формирование патриотических чувств дошкольников на принципе
совместной деятельности детского сада и семьи.
1 сентября 2013 г. вступил в силу федеральный закон "Об образовании в
Российской федерации" № 273-ФЗ, а так же Совет Министерства образования
и науки РФ утвердил федеральный государственный стандарт дошкольного
образования. Этот документ регламентирует становление новой системы
дошкольного образования и деятельности ДОО. Новый документ
ориентирован на социализацию и индивидуализацию развития личности
детей дошкольного возраста. Художественно – эстетическое развитие в
музыкальной деятельности становится условием и средством
вхождение
ребёнка в мир социальных отношений, открытия и презентация своего « Я»
социуму.
Как ребёнок будет входить в мир музыки, как будет воспринимать
представленный материал, какова будет его музыкальная эрудиция и культур?
Его отношение к русским традициям и праздникам зависит от
компетентности музыкального руководителя, ведь язык музыки многогранен,
он может рассказать ребёнку и об окружающем мире, и о природе, и о
человеческих эмоциях.
Мы все знаем о том, что становление личности
ребёнка происходит в дошкольном возрасте. Какой багаж знаний мы
заложим в детском саду, с таким ребёнок и пойдёт по жизни. В дошкольном
детстве происходит формирование патриотического чувства: любви и
привязанности, преданности и ответственности, желания трудиться на благо
родного края, беречь и умножать его богатство. А родной край у ребёнка
начинается с того, что он видит, чему он радуется, что его удивляет и
восхищает. В первую очередь это его самые любимые люди мама, папа,
сестрёнка, братишка, бабушка, дедушка его семья - его Родина. Для каждого
человека его семья самое главное богатство, которым он дорожит. Маленький
ребёнок ещё не осознаёт всей значимости происходящего в своём сознании,
1
но это уже играет свою роль в становлении его личности, его
патриотического чувства любви и уважения к своей Родине. Страна и её
народ существует, пока существует язык. Значит и судьба народа – это судьба
языка. В современном мире всё чаще наблюдается процесс упрощения,
оскудения русского языка, исчезает его красота, образность. Скуден и
примитивен становится язык большинства взрослых, умение общаться в
соцсетях короткими смс сообщениями становится нормой. В воспитании
особенно нравственно – патриотическом значение имеет пример взрослого, а
самые близкие взрослые люди это семья. И детский сад в своей работе
должен опираться на родителей, как на равноправных участников в
формировании и развитии детской личности. Все вместе должны идти в
одном направлении, установить тесную взаимосвязь, отбирать тот материал,
который доступен детям, вызывает у детей заинтересованность и интерес.
Если мы взрослые сами будем знать и любить историю своего села, своей
страны, то сумеем правильно донести эти знания, вызвать у детей чувство
восторга и гордости. Но если мы будем безразличны ко всему происходящему
рядом с нами, не будем гордиться и любить свою страну, тогда никакие
знания не дадут положительного результата.
Формирование патриотических чувств - проходит эффективнее, если детский
сад устанавливает тесную связь с семьёй. Взаимодействие семьи и
дошкольного образовательного учреждения необходимо осуществлять на
основе принципа единства координации усилий ДОО, семьи и
общественности, принципа совместной деятельности воспитателей и семьи.
Важнейшим условием обеспечения целостного развития личности ребёнка
является развитие конструктивного взаимодействия с семьёй. Основной
задачей в своей работе по взаимодействию с семьёй поставила:
- создание условий для разнообразного по содержанию и формам
сотрудничества, способствующего развитию конструктивного
взаимодействия педагогов и родителей с детьми.
- информирование друг друга об актуальных задачах воспитания и обучения
детей и о возможностях детского сада и семьи в решении поставленных
задач.
- привлечение семей воспитанников к участию в совместных с педагогами
мероприятиях, организуемых в детском саду и районе.
- поощрение родителей за внимательное отношение к разнообразным
стремлениям и потребностям ребёнка, создание необходимых условий для их
удовлетворения в семье.
Всё большую актуальность приобретает такая форма совместной
деятельности, как проект. Создание проектов помогает в развитии
партнёрских отношений, помогает научиться работать в «команде», овладеть
способами коллективной мыслительной деятельности; освоить алгоритм
создания проекта, отталкиваясь от потребностей ребёнка; достичь
позитивной открытости по отношениям к коллегам, воспитанникам и
2
родителям, к своей личности; объединить усилия педагогов, родителей и
детей с целью реализации проекта.
В настоящее время проектной деятельности уделяется большое внимание, так
как, по мнению ученых в таком виде деятельности у ребенка происходит
активное усвоение знаний, умений, навыков.
Метод проектов — комплексный обучающий метод, который дает
ребенку возможность проявить самостоятельность в планировании,
организации и контроле своей деятельности, достижении поставленной цели
через детальную разработку проблемы, которая завершается реальным
практическим результатом, оформленным тем или иным образом.
Метод проектов формирует у детей коммуникативные навыки, культуру
общения, умение кратко и доступно формулировать мысли, терпимо
относиться к умению партнеров по общению, развивать умение добывать
информацию из разных источников, обрабатывать ее с помощью
современных компьютерных технологий.
Дошкольное детство всегда считалось самым весёлым, активным, и
любознательным возрастом. И я поставила для себя задачу увлечь,
заинтересовать не только детей, но и их родителей, раскрыть перед ними
красоту и воспитательную ценность народного фольклора: потешек,
закличек, народных праздников, развить в каждом ребёнке творческие
возможности (потенциал). К. Д Ушинский подчёркивал, что «…воспитание,
если оно не хочет быть бессильным, должно быть народным». Он ввёл в
русскую педагогическую литературу термин «народная педагогика», видя в
фольклорных произведениях национальную самобытность народа, богатый
материал для воспитания любви к Родине.
Работу по восстановлению русских традиций начала с того, что стала
проводить праздники и развлечения, в основе которых присутствовал
русский фольклор.
На общем родительском собрании было проведена консультация на тему
«Традиции и праздники русского народа», сообщение о том, что хотим
сделать уголок русского быта, обратились с просьбой к родителям, чтобы они
помогли нам в его создании. Родители, откликнувшись на нашу просьбу
стали приносить в детский сад кувшины, крынки из глины, чугуны, ухваты,
старинные вышивки, выбитые занавески и т. Д. Был сделан уголок русской
избы. В него вошли подлинные предметы русского быта, дети с огромным
удовольствием и бережным отношением к вещам играют в нём. Воспитатели
стали чаще включать в свою работу материал на основе русского фольклора,
вместе с детьми сшили мягкие игрушки: курочки, петушка, мышки. В уголок
стали приходить дети младшей и средней группы. Предметы русского быта
используются как наглядные пособия в процессе ознакомления детей с
русским фольклором: потешки, прибаутки, загадки, песни, сказки. Такое
общение с реальными предметами становится понятным и родным, образы
3
оживают, а речь приобретает чувственную, эмоциональную окраску.
Родители с интересом принимают участие в проведении праздников и
развлечений. Шьют костюмы, пекут пироги, блины, печенья, зимой ждут
детей в гости, когда к ним придут колядовать. Традицией становится
проведение таких праздников и развлечений как: Семик, Троица, День
рождение детского сада на Иоанна Златоуста, Капустные посиделки, Коляда,
Масленица, Жаворонки, Пасха. Воспитатели обязательно рассказывают
детям о предстоящих праздниках, читают рассказы, заучивают потешки,
прибаутки и т.д. Для родителей обязательно в папке – передвижке появляется
информация о значении праздника и его проведении, проводятся небольшие
беседы на тему праздника, ведётся разговор о том, что нужно родителям
сделать к празднику, что почитать и послушать детям вечером перед сном.
Русское народное творчество формирует лучшие чувства ребёнка, вызывает
желание что – то сделать самому, воспитывает любовь к Родине, своему
народу, природе.
Работая совместно с воспитателями над проектами народных праздников
развиваем у детей воображение, фантазию, творческое мышление,
самостоятельность и другие личностные качества.
Проектная деятельность не должна быть скучной, назидательной, у
ребенка она должна вызывать яркий эмоциональный отклик.
Список литературы:
Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного
образования «От рождения до школы» Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А.
Васильевой МОЗАИКА
СИНТЕЗ Москва, 2014ББК 74.100
Журнал «Справочник музыкального руководителя» №2 2014г
Нравственно – патриотическое воспитание детей старшего дошкольного
возраста. М. Д. Маханёва Москва 2005г.
4