"Формирование патриотических чувств дошкольников на принципе совместной деятельности детского сада и семьи".

Автор: Рязанцева Наталья Викторовна
Должность: музыкальный руководитель
Учебное заведение: СП ГБОУ СОШ № 3 им М. Ф. Леонова с. Приволжье (Детский сад "Волна")
Населённый пункт: с. Приволжье, Приволжского района, Самарской области
Наименование материала: Статья
Тема: "Формирование патриотических чувств дошкольников на принципе совместной деятельности детского сада и семьи".
Дата публикации: 08.02.2016







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации

структурное подразделение государственного бюджетного общеобразовательного учреждения Самарской области средней общеобразовательной школы №3 имени М. Ф. Леонова с. Приволжье муниципального района Приволжский Самарской области (Детский сад «Волна») Рязанцева Наталья Викторовна музыкальный руководитель
Формирование патриотических чувств дошкольников на принципе

совместной деятельности детского сада и семьи.
1 сентября 2013 г. вступил в силу федеральный закон "Об образовании в Российской федерации" № 273-ФЗ, а так же Совет Министерства образования и науки РФ утвердил федеральный государственный стандарт дошкольного образования. Этот документ регламентирует становление новой системы дошкольного образования и деятельности ДОО. Новый документ ориентирован на социализацию и индивидуализацию развития личности детей дошкольного возраста. Художественно – эстетическое развитие в музыкальной деятельности становится условием и средством вхождение ребёнка в мир социальных отношений, открытия и презентация своего « Я» социуму. Как ребёнок будет входить в мир музыки, как будет воспринимать представленный материал, какова будет его музыкальная эрудиция и культур? Его отношение к русским традициям и праздникам зависит от компетентности музыкального руководителя, ведь язык музыки многогранен, он может рассказать ребёнку и об окружающем мире, и о природе, и о человеческих эмоциях. Мы все знаем о том, что становление личности ребёнка происходит в дошкольном возрасте. Какой багаж знаний мы заложим в детском саду, с таким ребёнок и пойдёт по жизни. В дошкольном детстве происходит формирование патриотического чувства: любви и привязанности, преданности и ответственности, желания трудиться на благо родного края, беречь и умножать его богатство. А родной край у ребёнка начинается с того, что он видит, чему он радуется, что его удивляет и восхищает. В первую очередь это его самые любимые люди мама, папа, сестрёнка, братишка, бабушка, дедушка его семья - его Родина. Для каждого человека его семья самое главное богатство, которым он дорожит. Маленький ребёнок ещё не осознаёт всей значимости происходящего в своём сознании, 1
но это уже играет свою роль в становлении его личности, его патриотического чувства любви и уважения к своей Родине. Страна и её народ существует, пока существует язык. Значит и судьба народа – это судьба языка. В современном мире всё чаще наблюдается процесс упрощения, оскудения русского языка, исчезает его красота, образность. Скуден и примитивен становится язык большинства взрослых, умение общаться в соцсетях короткими смс сообщениями становится нормой. В воспитании особенно нравственно – патриотическом значение имеет пример взрослого, а самые близкие взрослые люди это семья. И детский сад в своей работе должен опираться на родителей, как на равноправных участников в формировании и развитии детской личности. Все вместе должны идти в одном направлении, установить тесную взаимосвязь, отбирать тот материал, который доступен детям, вызывает у детей заинтересованность и интерес. Если мы взрослые сами будем знать и любить историю своего села, своей страны, то сумеем правильно донести эти знания, вызвать у детей чувство восторга и гордости. Но если мы будем безразличны ко всему происходящему рядом с нами, не будем гордиться и любить свою страну, тогда никакие знания не дадут положительного результата. Формирование патриотических чувств - проходит эффективнее, если детский сад устанавливает тесную связь с семьёй. Взаимодействие семьи и дошкольного образовательного учреждения необходимо осуществлять на основе принципа единства координации усилий ДОО, семьи и общественности, принципа совместной деятельности воспитателей и семьи. Важнейшим условием обеспечения целостного развития личности ребёнка является развитие конструктивного взаимодействия с семьёй. Основной задачей в своей работе по взаимодействию с семьёй поставила: - создание условий для разнообразного по содержанию и формам сотрудничества, способствующего развитию конструктивного взаимодействия педагогов и родителей с детьми. - информирование друг друга об актуальных задачах воспитания и обучения детей и о возможностях детского сада и семьи в решении поставленных задач. - привлечение семей воспитанников к участию в совместных с педагогами мероприятиях, организуемых в детском саду и районе. - поощрение родителей за внимательное отношение к разнообразным стремлениям и потребностям ребёнка, создание необходимых условий для их удовлетворения в семье. Всё большую актуальность приобретает такая форма совместной деятельности, как проект. Создание проектов помогает в развитии партнёрских отношений, помогает научиться работать в «команде», овладеть способами коллективной мыслительной деятельности; освоить алгоритм создания проекта, отталкиваясь от потребностей ребёнка; достичь позитивной открытости по отношениям к коллегам, воспитанникам и 2
родителям, к своей личности; объединить усилия педагогов, родителей и детей с целью реализации проекта. В настоящее время проектной деятельности уделяется большое внимание, так как, по мнению ученых в таком виде деятельности у ребенка происходит активное усвоение знаний, умений, навыков. Метод проектов — комплексный обучающий метод, который дает ребенку возможность проявить самостоятельность в планировании, организации и контроле своей деятельности, достижении поставленной цели через детальную разработку проблемы, которая завершается реальным практическим результатом, оформленным тем или иным образом. Метод проектов формирует у детей коммуникативные навыки, культуру общения, умение кратко и доступно формулировать мысли, терпимо относиться к умению партнеров по общению, развивать умение добывать информацию из разных источников, обрабатывать ее с помощью современных компьютерных технологий. Дошкольное детство всегда считалось самым весёлым, активным, и любознательным возрастом. И я поставила для себя задачу увлечь, заинтересовать не только детей, но и их родителей, раскрыть перед ними красоту и воспитательную ценность народного фольклора: потешек, закличек, народных праздников, развить в каждом ребёнке творческие возможности (потенциал). К. Д Ушинский подчёркивал, что «…воспитание, если оно не хочет быть бессильным, должно быть народным». Он ввёл в русскую педагогическую литературу термин «народная педагогика», видя в фольклорных произведениях национальную самобытность народа, богатый материал для воспитания любви к Родине. Работу по восстановлению русских традиций начала с того, что стала проводить праздники и развлечения, в основе которых присутствовал русский фольклор. На общем родительском собрании было проведена консультация на тему «Традиции и праздники русского народа», сообщение о том, что хотим сделать уголок русского быта, обратились с просьбой к родителям, чтобы они помогли нам в его создании. Родители, откликнувшись на нашу просьбу стали приносить в детский сад кувшины, крынки из глины, чугуны, ухваты, старинные вышивки, выбитые занавески и т. Д. Был сделан уголок русской избы. В него вошли подлинные предметы русского быта, дети с огромным удовольствием и бережным отношением к вещам играют в нём. Воспитатели стали чаще включать в свою работу материал на основе русского фольклора, вместе с детьми сшили мягкие игрушки: курочки, петушка, мышки. В уголок стали приходить дети младшей и средней группы. Предметы русского быта используются как наглядные пособия в процессе ознакомления детей с русским фольклором: потешки, прибаутки, загадки, песни, сказки. Такое общение с реальными предметами становится понятным и родным, образы 3
оживают, а речь приобретает чувственную, эмоциональную окраску. Родители с интересом принимают участие в проведении праздников и развлечений. Шьют костюмы, пекут пироги, блины, печенья, зимой ждут детей в гости, когда к ним придут колядовать. Традицией становится проведение таких праздников и развлечений как: Семик, Троица, День рождение детского сада на Иоанна Златоуста, Капустные посиделки, Коляда, Масленица, Жаворонки, Пасха. Воспитатели обязательно рассказывают детям о предстоящих праздниках, читают рассказы, заучивают потешки, прибаутки и т.д. Для родителей обязательно в папке – передвижке появляется информация о значении праздника и его проведении, проводятся небольшие беседы на тему праздника, ведётся разговор о том, что нужно родителям сделать к празднику, что почитать и послушать детям вечером перед сном. Русское народное творчество формирует лучшие чувства ребёнка, вызывает желание что – то сделать самому, воспитывает любовь к Родине, своему народу, природе. Работая совместно с воспитателями над проектами народных праздников развиваем у детей воображение, фантазию, творческое мышление, самостоятельность и другие личностные качества. Проектная деятельность не должна быть скучной, назидательной, у ребенка она должна вызывать яркий эмоциональный отклик. Список литературы: Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой МОЗАИКА … СИНТЕЗ Москва, 2014ББК 74.100 Журнал «Справочник музыкального руководителя» №2 2014г Нравственно – патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста. М. Д. Маханёва Москва 2005г. 4