Формы взаимодействия учителя с родителями. Факультет "Содружество"

Автор: Дрынова Наталия Степановна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ Павловская СОШ № 2
Населённый пункт: город Павловск, Воронежская область
Наименование материала: статья
Тема: Формы взаимодействия учителя с родителями. Факультет "Содружество"
Дата публикации: 08.02.2016







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации

Современный классный руководитель. ( из опыта работы.) Классный руководитель сегодня - это педагог-профессионал, являющийся для растущего человека: - духовным посредником между обществом и ребенком в ус воении основ человеческой культуры, - - заинтересованным организатором отношений сотрудничества в разнообразных видах совместной деятельности классного коллектива; - - неравнодушным наблюдателем за индивидуальным развити ем школьника с целью создания благоприятных условий для фор мирования его личности, внесения необходимых педагогических корректив в систему его воспитания, осуществления (совместно с психологом) коррекции процесса его социализации; - - помощником, консультантом в организации повседневной жизни и деятельности, в осмыслении социально-экономической, политической жизни общества, в профессиональной ориентации; - - создателем благоприятной развивающей микросреды и бла гоприятного морально- психологического климата в классе, органи зующим для этого необходимые воспитательные воздействия с учетом индивидуальности своего класса; - - координатором усилий педагогов, семьи, социума - словом, всех воспитывающих сил общества, влияющих на становление и развитие личности воспитанников. Деятельность классного руко водителя является важнейшим звеном в воспитательной системе, основным механизмом организации индивидуального подхода к воспитанникам, одним из решающих элементов организуемого воспитательного процесса. - Основное назначение классного руководства обусловлено со временной задачей, которую ставит перед собой общество - мак симальное развитие каждого ребенка, сохранение его неповтори мости, раскрытие его потенциальных талантов и создание условий для нормального духовного, умственного и физического совершенствования. Анализируя принципы воспитания недалекого прошлого, становится понятно, почему зачастую результаты воспитания имели формальный характер. Школьникам предлагались готовые нормы и ценности, усвоение которых не требовало от самих учеников осмысления и анализа. Это приводило к тому, что нравственные ценности, о которых хорошо и правильно говорил взрослый, часто были незначительными и неважными для ученика, не прочувствованными и непережитыми. Воспитывая сегодня социальную активность у учащихся, необходимо помочь им убедиться в том, что те или иные ценности, которые предлагает взрослый, являются 1
для ученика значимыми. Воспитание на основе социальной активности создает условия для самостоятельного выбора и принятия решений, формирует способность противостоять внешнему давлению и отстаивать свое мнение, с вою жизненную позицию. В сегодняшних условиях необходимо формировать личность, которая способна активно менять свою позицию, но не под давлением взрослых, а в результате всестороннего анализа и изменяющихся обстоятельств. 1) Идет подготовка внеклассного мероприятия. В школе должен состояться концерт. Классные руководители с трудом «загоняют» учеников на мероприятие. Артисты с ужасом смотрят на детей, которые всем своим видом демонстрируют полное равнодушие к тому, что будет происходить на сцене. Кому нужно такое мероприятие? Какой отклик оставит оно в душе и сердце ученика? Вот поэтому одним из главных принципов воспитания является принцип мотивированности- подготовки почвы для посева и получения добрых всходов. Ребенок должен быть готов к восприятию той информации, которую готовит для него взрослый, при этом не только воспринимать, но и сопереживать происходящему, принимать решения, ставить вопрос и самостоятельно давать на него ответ. 2)Какое мероприятие будет интереснее для учащихся- на котором он ищет ответы на актуальные для него вопросы или на котором получает готовый ответ? Безусловно, в любом возрасте ребятам гораздо интереснее заниматься поиском решений, ответов, проверкой своих гипотез, чем получать готовые ответы на непоставленные вопросы. Поставленная проблема должна разбудить любознательность ученика, желание самостоятельно дойти до истины, а также научить их ставить вопросы. 3)Очень часто можно слышать в классе фразы такого типа : «Ты должен быть таким , как …» А ведь ребенок не должен быть кем-то, он должен быть самим собой. Страшной является та система воспитания, в которой дети должны мыслить одинаково, выражать свое мнение одинаково, радоваться и плакать по команде. Продуманная система воспитательной работы предполагает воспитание учащихся не по шаблону, заранее подготовленному педагогом, а с учетом индивидуальных возможностей, способностей каждой конкретной личности. 4)Иногда можно слышать от педагогов: «Только что просил прощения перед классом, не прошло и пяти минут, он опять делает то же самое..» Что это- потерянный для воспитания ребенок или взрослый, не владеющий законами воспитания детей? Почему ребенок попросил прощения у класса- он осознал свой поступок или его просто заставили признать свою ошибку? Действие, которое совершает ученик, должно быть прожито им, продуманно и осмысленно, совершено не под давлением взрослого или сверстника. Ребенок должен иметь возможность осмыслить им содеянное. Нельзя требовать от коллектива осуждения второпях, а от ребенка признания второпях. Это формирует у детей безразличие, безответственность в словах и поступках. Планируя систему воспитательной работы в школе, необходимо помнить о том, что школьный коллектив должен стать не театром кукол- марионеток в руках кукловодов- 2
взрослых людей. Воспитательная система класса и школы главным своим принципом должна считать принцип равноправного отношения к взрослым и детям в коллективе, к их мнению, аргументации их поступков и действий. Причем, жизнь детского коллектива должна быть не игрой взрослых, а значимой и нужной деятельностью самих детей. Исходя из этих задач и принципов я и строю свою работу. В этом году я работаю в 1 классе. Дети приходят в школу, все для них новое. На первом родительском собрании я знакомлюсь с детьми, родителями. Прошу родителей заполнить анкету о себе и о своем ребенке. Эта информация помогает мне в дальнейшем строить воспитательную работу в классе. С первых дней я учу детей бережно относиться к классу , в котором мы учимся, знакомлю со школой, правилами поведения для обучающихся. Причем, не просто прочитала правила и все , а все вместе стараемся разобраться, а зачем вообще их надо соблюдать, поддерживать чистоту в классе. Я никогда не начинаю урок, если в классе беспорядок как на столе, так и в классе. Каждое утро ,перед началом уроков, сообщаю детям о плане работы на день: чем будем заниматься, выделяю уроки, на которых предстоит выполнение контрольных работ, выясняю, какие у детей проблемы: самочувствие и т.д., напоминаю ученикам о классных или общешкольных мероприятиях в этот день. Особенностью младших школьников является то, что им свойственно забывать о своих классных обязанностях :дежурство, уход за цветами, смена обуви. Поэтому очень часто в терпеливой форме напоминаю детям об этом, и не просто прозношу фразу «приведите в порядок доску», а конкретно называя дежурного в классе. И опять же рассуждая, зачем нужна сменная обувь, порядок в классе. Очень много приходится работать с родителями первоклассников. Ежедневно почти со всеми я встречаюсь каждое утро. Для меня важно не оттолкнуть родителей от школы , а , наоборот, чтобы они стали моими помощниками на протяжении 4 лет обучения. На первом родительском собрании я обращаюсь к родителям : «Не бойтесь ходить в школу!» Нет такой проблемы, которую нельзя решить. Стараюсь выслушать каждого, интересуюсь поведением ребенка дома, узнаю круг его друзей, интересы, и даже то, как родители наказывают ребенка. Исходя из беседы ,строим совместно воспитательную работу. Ребенок чувствует , что о нем заботятся, что его контролируют и меняет свое поведение или отношение к учебе. Вообще я придерживаюсь правила : «Родители- твои помощники. Используй их помощь на 100%». Конечно же бывают и непонимания. Родителям иногда кажется, что и сидит его ребенок далеко, и внимания ему оказывается меньше. На родительском собрании по этому поводу я говорю следующее : «Я, так же как и вы ,заинтересована в успешном обучении ваших детей. На уроке мне виднее, где удобнее, успешнее сидеть вашему ребенку, и пересаживаю я их довольно часто. Давайте этот вопрос будем считать закрытым.» К родительским собраниям готовлюсь очень тщательно. Стараюсь о каждом ребенке сказать что-то хорошее. Не получается с математикой, зато как прекрасно он читает стихи, рисует ,танцует . Даю родителям рекомендации по формированию внимания младших школьников, развития памяти, да и конкретные советы родителям, как себя вести в той или иной ситуации. Родители интересуются взаимоотношениями между детьми. В начальной школе дети могут и обозвать и посмеяться над физическими недостатками, одеждой, ябедничают, отторгают ученика ( не играют с ним из-за поведения, плохой учебы). Важно вовремя заметить это. Если дети ко мне подходят ябедничать , я пресекаю это : « Не люблю ябед» Если кто-то обзываеся, то провожу беседу, приятно 3
ли будет ему услышать плохое слово в его адрес. Сталкиваюсь с проблемой, когда дети не хотят общаться с одним из учеников. Как быть? Опять начинаю беседу с родителями: что ребенок рассказывает дома, вместе беседуем с учеником, и , в первую очередь, стараемся найти причину в самом ребенке, его поведении. Если не хватает общения ребенку, то я из класса выбираю девочку или мальчика, кто смог бы подружиться, поддержать и наблюдаю за результатом. И опять же ежедневные встречи с родителями. В своей практике стараюсь не писать в дневник замечания типа «Ваш сын ( дочь) плохо вели себя на уроке» В таких случаях я пишу « Прошу позвонить по телефону ------ для беседы» Родители не боятся общения, звонят, и мы совместно решаем насущные проблемы. Такая тесная связь классный : руководитель- родитель- ученик дает свои результаты. Родители с удовольствием откликаются на мои просьбы в проведении совместных мероприятий, прислушиваются к моим советам, рекомендациям. % посещаемости родительских собраний за 1 класс составил 90 %. Огромным воспитательным потенциалом обладают классные часы. Они проводятся с различными воспитательными целями, их технологии могут иметь множество вариантов в зависимости от поставленной цели, возраста учащихся, опыта классного руководителя и школьных условий. Что мы делаем на классном часе? Это самое замечательное время общения классного руководителя с учениками, когда можно поговорить о самом интересном, волнующем. Готовясь к классному я продумываю такие формы участия на нем детей, чтобы помочь утвердиться во мнении « Наш класс», ощутить его каждому ученику, « Мы коллектив и мы растем»- понять и это. Наконец, почувствовать другое значение этого слова- классный: « Руководитель у нас классный И каждую неделю у нас классный час. Планируя классные часы, я исхожу из особенностей своего класса: Сплоченный ли это коллектив? Какие интересы у ребят? Каков уровень их воспитанности? Какие складываются традиции? Каждый классный час мы начинаем со слов « Кого класс может поблагодарить?» На классных часах использую совместное творчество, обоюдный обмен мнениями, созидательная беседа по строительству коллектива своего класса, а также решаем текущие проблемы, дискутируем на интересующие темы, проводим игры, готовимся к коллективным творческим делам. По каким же направлениям воспитательной работы я работаю в 1 классе: 1 Наша страна и люди, которые в ней живут. 2Учимся правильно общаться и жить с людьми. 3.Чтение - вот лучшее учение! 4Развиваем индивидуальные способности и таланты 5Моя семья. 6) Что такое хорошо и что такое плохо. 7) Люби, охраняй наш общий дом- планету Земля. 8) Спорт, забота о своем здоровье, соблюдение гигиены. 4
Большую роль уделяю духовно- нравственному воспитанию. Под духовно- нравственным воспитанием понимается передача тех знаний, которые формируют их нравственность на основе традиционной для Отечества духовности, формирование опыта поведения и жизнедеятельности на основе духовно-нравственных ценностей. Почем уже актуальна эта проблема? 1) В условиях современного общественного кризиса России, который определяется прежде всего кризисом духовных и нравственных ценностей и поэтому сопровождается такими разрушительными явлениями, как рост детской беспризорности, детской подростковой преступности, суицида, наркомании, сектанства, особое значение имеет возвращение к традиционной для нашего Отечества системе нравственных ценностей, сформированных Православием. 2) Особую важность в условиях развернувшейся с помощью СМИ наступательной вестернизации образа жизни и образа мысли наших сограждан приобретает формирование чувства патриотизма у детей и подростков, любви к Отечеству. 3) Воспитание любви к родителям, близким, изучение и сохранение семейных традиций, чувства милосердия. А сейчас хочу познакомить вас с кодексом нравственности классного руководителя . Эти правила помогают мне в работе с детьми. Может быть эти правила вам пригодятся в воспитательной работе.
I. Знакомство классных руководителей с кодексом нравственности учителя
1. Умей признавать свои ошибки и старайся не повторять их. 2. Если твои ученики совершают что-то плохое, подумай, где ты допустил ошибку. 3. Чаще вспоминай себя в детстве — легче будет понимать детей. 4. Старайся в самых конфликтных ситуациях представить себя на месте своего ученика. 0 Откажись от идеи превосходства над своим учеником. 5. Не принуждай ребенка к откровенности и не лезь к нему в душу, если он этого не хочет. Умей ждать! 6. Старайся видеть даже самые маленькие успехи своих детей и радоваться им. 7. Помни, что ты — не идеал, поэтому принимай своего ученика та ким, каков он есть. 8. Организуй работу с детьми так, чтобы они как можно больше об щались друг с другом, слышали друг друга. 9. Ничего не делай за своих учеников,но делай вместе с ними. 10. Развивай в себе умение быть смешным, смеяться над собой, своими недостатками. 11. Полезнее один раз попросить ребенка о чем-либо, чем сто раз при казывать ему что-то сделать. 12. Избегай ханжества в трудных вопросах жизни. 13. Если можно что-то не заметить, постарайся не заметить. 14. Не читай нотаций и не ищи виноватых, постарайся искать истину. 5
15. Не гонись за любовью детей, она сама тебя настигнет, если ты ее заслужишь. 16. Берись с детьми за такие дела, реальный результат которых они могут увидеть. 17. Опасайся любимчиков — это лишит тебя возможности быть справедливым. 18. Если тебе кажется, что дети тебя не любят, то так оно и есть. 19. Уважай мнение своих учеников. 6