Формы взаимодействия учителя с родителями. Факультет "Содружество"
Автор: Дрынова Наталия Степановна Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ Павловская СОШ № 2
Населённый пункт: город Павловск, Воронежская область
Наименование материала: статья
Тема: Формы взаимодействия учителя с родителями. Факультет "Содружество"
Современный классный руководитель. ( из опыта работы.)
Классный руководитель сегодня - это педагог-профессионал, являющийся для
растущего человека:
-
духовным посредником между обществом и ребенком в ус
воении основ
человеческой культуры,
-
-
заинтересованным организатором отношений сотрудничества в разнообразных
видах совместной деятельности классного коллектива;
-
-
неравнодушным наблюдателем за индивидуальным развити ем школьника с целью
создания благоприятных условий для фор
мирования его личности, внесения
необходимых педагогических корректив в систему его воспитания, осуществления
(совместно с психологом) коррекции процесса его социализации;
-
-
помощником, консультантом в организации повседневной жизни и деятельности,
в осмыслении социально-экономической, политической жизни общества, в
профессиональной ориентации;
-
-
создателем благоприятной развивающей микросреды и бла гоприятного морально-
психологического климата в классе, органи
зующим для этого необходимые
воспитательные воздействия с учетом индивидуальности своего класса;
-
-
координатором усилий педагогов, семьи, социума - словом, всех воспитывающих
сил общества, влияющих на становление и развитие личности воспитанников.
Деятельность классного руко водителя является важнейшим звеном в воспитательной
системе, основным механизмом организации индивидуального подхода к
воспитанникам, одним из решающих элементов организуемого воспитательного
процесса.
-
Основное назначение классного руководства обусловлено со
временной задачей,
которую ставит перед собой общество - мак
симальное развитие каждого ребенка,
сохранение его неповтори мости, раскрытие его потенциальных талантов и создание
условий для нормального духовного, умственного и физического совершенствования.
Анализируя принципы воспитания недалекого прошлого, становится понятно,
почему зачастую результаты воспитания имели формальный характер. Школьникам
предлагались готовые нормы и ценности, усвоение которых не требовало от самих
учеников осмысления и анализа. Это приводило к тому, что нравственные ценности, о
которых хорошо и правильно говорил взрослый, часто были незначительными и
неважными для ученика, не прочувствованными и непережитыми.
Воспитывая сегодня социальную активность у учащихся, необходимо помочь им
убедиться в том, что те или иные ценности, которые предлагает взрослый, являются
1
для ученика значимыми. Воспитание на основе социальной активности создает
условия для самостоятельного выбора и принятия решений, формирует способность
противостоять внешнему давлению и отстаивать свое мнение, с вою жизненную
позицию.
В сегодняшних условиях необходимо формировать личность, которая способна
активно менять свою позицию, но не под давлением взрослых, а в результате
всестороннего анализа и изменяющихся обстоятельств.
1)
Идет подготовка внеклассного мероприятия. В школе должен состояться концерт.
Классные руководители с трудом «загоняют» учеников на мероприятие. Артисты
с ужасом смотрят на детей, которые всем своим видом демонстрируют полное
равнодушие к тому, что будет происходить на сцене. Кому нужно такое
мероприятие? Какой отклик оставит оно в душе и сердце ученика? Вот поэтому
одним из главных принципов воспитания является принцип мотивированности-
подготовки почвы для посева и получения добрых всходов. Ребенок должен быть
готов к восприятию той информации, которую готовит для него взрослый, при
этом не только воспринимать, но и сопереживать происходящему, принимать
решения, ставить вопрос и самостоятельно давать на него ответ.
2)Какое мероприятие будет интереснее для учащихся- на котором он ищет ответы на
актуальные для него вопросы или на котором получает готовый ответ? Безусловно, в
любом возрасте ребятам гораздо интереснее заниматься поиском решений, ответов,
проверкой своих гипотез, чем получать готовые ответы на непоставленные вопросы.
Поставленная проблема должна разбудить любознательность ученика, желание
самостоятельно дойти до истины, а также научить их ставить вопросы.
3)Очень часто можно слышать в классе фразы такого типа : «Ты должен быть
таким , как …» А ведь ребенок не должен быть кем-то, он должен быть самим собой.
Страшной является та система воспитания, в которой дети должны мыслить одинаково,
выражать свое мнение одинаково, радоваться и плакать по команде. Продуманная
система воспитательной работы предполагает воспитание учащихся не по шаблону,
заранее подготовленному педагогом, а с учетом индивидуальных возможностей,
способностей каждой конкретной личности.
4)Иногда можно слышать от педагогов: «Только что просил прощения перед
классом, не прошло и пяти минут, он опять делает то же самое..» Что это- потерянный
для воспитания ребенок или взрослый, не владеющий законами воспитания детей?
Почему ребенок попросил прощения у класса- он осознал свой поступок или его
просто заставили признать свою ошибку? Действие, которое совершает ученик,
должно быть прожито им, продуманно и осмысленно, совершено не под давлением
взрослого или сверстника. Ребенок должен иметь возможность осмыслить им
содеянное. Нельзя требовать от коллектива осуждения второпях, а от ребенка
признания второпях. Это формирует у детей безразличие, безответственность в словах
и поступках.
Планируя систему воспитательной работы в школе, необходимо помнить о том, что
школьный коллектив должен стать не театром кукол- марионеток в руках кукловодов-
2
взрослых людей. Воспитательная система класса и школы главным своим принципом
должна считать принцип равноправного отношения к взрослым и детям в коллективе, к
их мнению, аргументации их поступков и действий. Причем, жизнь детского
коллектива должна быть не игрой взрослых, а значимой и нужной деятельностью
самих детей.
Исходя из этих задач и принципов
я и строю свою работу. В этом году я работаю в
1 классе. Дети приходят в школу, все для них новое. На первом родительском собрании
я знакомлюсь с детьми, родителями. Прошу родителей заполнить анкету о себе и о
своем ребенке. Эта информация помогает мне в дальнейшем строить воспитательную
работу в классе. С первых дней я учу детей бережно относиться к классу , в котором
мы учимся, знакомлю со школой, правилами поведения для обучающихся. Причем, не
просто прочитала правила и все , а все вместе стараемся разобраться, а зачем вообще
их надо соблюдать, поддерживать чистоту в классе. Я никогда не начинаю урок, если в
классе беспорядок как на столе, так и в классе. Каждое утро ,перед началом уроков,
сообщаю детям о плане работы на день: чем будем заниматься, выделяю уроки, на
которых предстоит выполнение контрольных работ, выясняю, какие у детей проблемы:
самочувствие и т.д., напоминаю ученикам о классных или общешкольных
мероприятиях в этот день. Особенностью младших школьников является то, что им
свойственно забывать о своих классных обязанностях :дежурство, уход за цветами,
смена обуви. Поэтому очень часто в терпеливой форме напоминаю детям об этом, и не
просто прозношу фразу «приведите в порядок доску», а конкретно называя дежурного
в классе. И опять же рассуждая, зачем нужна сменная обувь, порядок в классе.
Очень много приходится работать с родителями первоклассников. Ежедневно почти
со всеми я встречаюсь каждое утро. Для меня важно не оттолкнуть родителей от
школы , а , наоборот, чтобы они стали моими помощниками на протяжении 4 лет
обучения. На первом родительском собрании я обращаюсь к родителям : «Не бойтесь
ходить в школу!» Нет такой проблемы, которую нельзя решить. Стараюсь выслушать
каждого, интересуюсь поведением ребенка дома, узнаю круг его друзей, интересы, и
даже то, как родители наказывают ребенка. Исходя из беседы ,строим совместно
воспитательную работу. Ребенок чувствует , что о нем заботятся, что его контролируют
и меняет свое поведение или отношение к учебе. Вообще я придерживаюсь правила :
«Родители- твои помощники. Используй их помощь на 100%». Конечно же бывают и
непонимания. Родителям иногда кажется, что и сидит его ребенок далеко, и внимания
ему оказывается меньше. На родительском собрании по этому поводу я говорю
следующее : «Я, так же как и вы ,заинтересована в успешном обучении ваших детей.
На уроке мне виднее, где удобнее, успешнее сидеть вашему ребенку, и пересаживаю я
их довольно часто. Давайте этот вопрос будем считать закрытым.» К родительским
собраниям готовлюсь очень тщательно. Стараюсь о каждом ребенке сказать что-то
хорошее. Не получается с математикой, зато как прекрасно он читает стихи, рисует
,танцует . Даю родителям рекомендации по формированию внимания младших
школьников, развития памяти, да и конкретные советы родителям, как себя вести в той
или иной ситуации. Родители интересуются взаимоотношениями между детьми. В
начальной школе дети могут и обозвать и посмеяться над физическими недостатками,
одеждой, ябедничают, отторгают ученика ( не играют с ним из-за поведения, плохой
учебы). Важно вовремя заметить это. Если дети ко мне подходят ябедничать , я
пресекаю это : « Не люблю ябед» Если кто-то обзываеся, то провожу беседу, приятно
3
ли будет ему услышать плохое слово в его адрес. Сталкиваюсь с проблемой, когда дети
не хотят общаться с одним из учеников. Как быть? Опять начинаю беседу с
родителями: что ребенок рассказывает дома, вместе беседуем с учеником, и , в первую
очередь, стараемся найти причину в самом ребенке, его поведении. Если не хватает
общения ребенку, то я из класса выбираю девочку или мальчика, кто смог бы
подружиться, поддержать и наблюдаю за результатом. И опять же ежедневные встречи
с родителями. В своей практике стараюсь не писать в дневник замечания типа «Ваш
сын ( дочь) плохо вели себя на уроке» В таких случаях я пишу « Прошу позвонить по
телефону ------ для беседы» Родители не боятся общения, звонят, и мы совместно
решаем насущные проблемы. Такая тесная связь классный : руководитель- родитель-
ученик дает свои результаты. Родители с удовольствием откликаются на мои просьбы в
проведении совместных мероприятий, прислушиваются к моим советам,
рекомендациям. % посещаемости родительских собраний за 1 класс составил 90 %.
Огромным воспитательным потенциалом обладают классные часы. Они проводятся
с различными воспитательными целями, их технологии могут иметь множество
вариантов в зависимости от поставленной цели, возраста учащихся, опыта классного
руководителя и школьных условий. Что мы делаем на классном часе? Это самое
замечательное время общения классного руководителя с учениками, когда можно
поговорить о самом интересном, волнующем. Готовясь к классному я продумываю
такие формы участия на нем детей, чтобы помочь утвердиться во мнении « Наш
класс», ощутить его каждому ученику, « Мы коллектив и мы растем»- понять и это.
Наконец, почувствовать другое значение этого слова- классный: « Руководитель у нас
классный И каждую неделю у нас классный час. Планируя классные часы, я исхожу из
особенностей своего класса: Сплоченный ли это коллектив? Какие интересы у ребят?
Каков уровень их воспитанности? Какие складываются традиции? Каждый классный
час мы начинаем со слов « Кого класс может поблагодарить?» На классных часах
использую совместное творчество, обоюдный обмен мнениями, созидательная беседа
по строительству коллектива своего класса, а также решаем текущие проблемы,
дискутируем на интересующие темы, проводим игры, готовимся к коллективным
творческим делам. По каким же направлениям воспитательной работы я работаю в 1
классе:
1 Наша страна и люди, которые в ней живут.
2Учимся правильно общаться и жить с людьми.
3.Чтение - вот лучшее учение!
4Развиваем индивидуальные способности и таланты
5Моя семья.
6) Что такое хорошо и что такое плохо.
7) Люби, охраняй наш общий дом- планету Земля.
8) Спорт, забота о своем здоровье, соблюдение гигиены.
4
Большую роль уделяю духовно- нравственному воспитанию. Под духовно-
нравственным воспитанием понимается передача тех знаний, которые формируют их
нравственность на основе традиционной для Отечества духовности, формирование
опыта поведения и жизнедеятельности на основе духовно-нравственных ценностей.
Почем уже актуальна эта проблема?
1)
В условиях современного общественного кризиса России, который определяется
прежде всего кризисом духовных и нравственных ценностей и поэтому
сопровождается такими разрушительными явлениями, как рост детской
беспризорности, детской подростковой преступности, суицида, наркомании,
сектанства, особое значение имеет возвращение к традиционной для нашего
Отечества системе нравственных ценностей, сформированных Православием.
2)
Особую важность в условиях развернувшейся с помощью СМИ наступательной
вестернизации образа жизни и образа мысли наших сограждан приобретает
формирование чувства патриотизма у детей и подростков, любви к Отечеству.
3)
Воспитание любви к родителям, близким, изучение и сохранение семейных
традиций, чувства милосердия.
А сейчас хочу познакомить вас с кодексом нравственности классного
руководителя . Эти правила помогают мне в работе с детьми. Может быть эти
правила вам пригодятся в воспитательной работе.
I. Знакомство классных руководителей с кодексом нравственности учителя
1.
Умей признавать свои ошибки и старайся не повторять их.
2.
Если твои ученики совершают что-то плохое, подумай, где ты допустил ошибку.
3.
Чаще вспоминай себя в детстве — легче будет понимать детей.
4.
Старайся в самых конфликтных ситуациях представить себя на месте своего
ученика.
0
Откажись от идеи превосходства над своим учеником.
5.
Не принуждай ребенка к откровенности и не лезь к нему в душу, если он этого не
хочет. Умей ждать!
6.
Старайся видеть даже самые маленькие успехи своих детей и радоваться им.
7.
Помни, что ты — не идеал, поэтому принимай своего ученика та
ким, каков он
есть.
8.
Организуй работу с детьми так, чтобы они как можно больше об
щались друг с
другом, слышали друг друга.
9.
Ничего не делай за своих учеников,но делай вместе с ними.
10.
Развивай в себе умение быть смешным, смеяться над собой, своими недостатками.
11.
Полезнее один раз попросить ребенка о чем-либо, чем сто раз при
казывать ему
что-то сделать.
12.
Избегай ханжества в трудных вопросах жизни.
13.
Если можно что-то не заметить, постарайся не заметить.
14.
Не читай нотаций и не ищи виноватых, постарайся искать истину.
5
15.
Не гонись за любовью детей, она сама тебя настигнет, если ты ее заслужишь.
16.
Берись с детьми за такие дела, реальный результат которых они могут увидеть.
17.
Опасайся любимчиков — это лишит тебя возможности быть справедливым.
18.
Если тебе кажется, что дети тебя не любят, то так оно и есть.
19.
Уважай мнение своих учеников.
6