Автор: Меркулова Светлана Викторовна Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "Центр развития ребенка - детский сад № 123"
Населённый пункт: город Воронеж, Воронежская область
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: "Путешествие в Англию"
детей среднего дошкольного возраста»
по теме: «Путешествие в Англию»
Меркулова Светлана Викторовна,
педагог дополнительного образования,
высшая квалификационная категория
Воронеж
2016
1
Оглавление:
1.
Введение 3
2.
Основная часть – конспект непосредственно образовательной
деятельности педагога с детьми среднего дошкольного возраста по теме
«Путешествие в Англию» 5
3.
Заключение 13
4.
Список используемой литературы 15
5.
Приложения:
Приложение 1: тематическое слайд-шоу к занятию «Путешествие в Англию»
Приложение 2: защита концепции педагогической деятельности педагога
дополнительного образования по английскому языку
Меркуловой С.В. (презентация)
Приложение 3: подборка рифмовок на английском языке
Приложение 4: эссе «Моя педагогическая инициатива»
Введение
2
В наши дни отмечается высокая востребованность раннего обучения
английскому языку. Это обусловлено тем, что многие образовательные
учреждения включают в учебные планы изучение английского языка уже с 1-
2 класса. Раннее обучение иностранному языку создает прекрасные
возможности для того, чтобы вызвать интерес к языковому и культурному
многообразию мира, уважение к языкам и культуре других народов. Язык для
детей становится, прежде всего, средством развития, познания и воспитания.
Учеными установлено и подтверждено, что обучение языкам
благоприятно именно в дошкольном возрасте (с 4 лет). Дети этого возраста
очень пытливы, любознательны, им свойственна неисчерпаемая потребность
в новых впечатлениях, жажда исследования. Они
легко и прочно запоминают
небольшой по объему языковой материал и хорошо его воспроизводят.
Накопленный багаж из слов, рифмовок, описаний, диалогов позволяет
выпускникам нашего учреждения обеспечить более комфортное вхождение в
учебный процесс начальной школы, снизить уровень стресса, сформировать
положительную мотивацию для дальнейшего изучения английского языка,
что и подтверждают учителя иностранного языка близлежащих школ.
Вовлечь ребенка в мир
другого языка , уметь проникнуть в этот мир,
стать человеком, открывающим малышам красоту непонятного,
неизведанного, расширить его кругозор – вот такие задачи ставлю перед
собой, как педагог, работающий с детьми-дошкольниками.
Хотя дошкольный возраст является наиболее благоприятной зоной в
овладении иностранным языком, но он имеет и свои сложности: реакции
детей спонтанны, эмоции бьют через край, внимание постоянно
переключается с одного предмета на другой. Это требует от педагога умения
владеть разнообразными методами и приемами.
В своей работе я использую различные педагогические принципы и
методы обучения: принцип доступности, индивидуализации,
систематичности, сознательности и активности, повторяемости материала,
наглядности и новизны. Но особое предпочтение отдаю
методу
3
«погружения» и созданию естественной положительной мотивации
к
изучению языка. Их сущность в том, что педагог не опускается до уровня
ребенка, а поднимает его до своего, составляя фразы не только из знакомых,
но и из незнакомых слов, рифмуя и обыгрывая их жестами и интонацией. В
изучении рифмовок я активно использую прием
«расскажи стихи руками» ,
где жесты и движения помогают лучше запомнить новые стихи и песенки.
Дети играют в английский язык: прыгают, бегают, танцуют, поют и смеются.
Это очень важно, т.к. эмоциональное настроение ребенка тесно связано с
познавательными процессами. Здесь все имеет значение: интонация, взгляд,
настроение и даже внешний вид. Ребенка легко ранить окриком, грубым
словом, бестактным замечанием. Каждый ребенок должен знать, что его
любят, понимают, в него верят. Даже самая маленькая победа должна быть
замечена и оценена! Ведь интерес к обучению языку чаще всего теряется
тогда, когда пропадает чувство успеха.
Я горжусь тем, что мои воспитанники с неподдельным интересом и
энтузиазмом справляются со всеми заданиями; с радостью проговаривают и
пропевают приветствия, рифмовки, песенки, случайно встретившись со мной
в коридоре или на улице; самостоятельно организуют игры на английском
языке в свободной деятельности; с нетерпением ждут на утренниках и
развлечениях моего появления в роли Мэри Поппинс на волшебном зонтике.
Все это – как награда для меня за то, что я ценю ребенка как личность,
стараюсь каждому уделить внимание, похвалить, приободрить, поддержать в
нем чувство успеха.
Тема: «Путешествие в Англию!»
Цель:
через знакомство со структурой « What is your name?», « I am glad to
see you!», названиями некоторых животных, счетом в пределах от 1 до 3-х –
создать положительную эмоциональную атмосферу, в которой каждый
4
ребенок чувствует себя успешным и желает дальше познавать английский
язык.
Образовательные задачи:
- научить элементарной диалогической речи
- формировать навык правильного произношения английских звуков
- расширять словарный запас детей («dog», «frog», «bear» и другие)
Развивающие задачи:
- развивать интонационный слух, память, внимание, воображение, умение
слушать и другие познавательные процессы
- развивать и совершенствовать интегративные качества детей:
любознательность, активность, эмоциональную отзывчивость, способность
управлять своим поведением
Воспитательные задачи:
- воспитывать культуру общения и чувство принадлежности к мировому
сообществу
- формировать толерантное отношение к культуре и традициям англоязычной
страны
Оборудование:
- мультимедийное оборудование для просмотра тематического слайд-шоу
- лазерная указка
- музыкальный центр с подборкой аудиозаписей
- настольные силуэты цифр
- мягкие игрушки (собака, лягушка, медведь)
- резиновый мяч
- декорированный чемодан, зонтик для Мери Поппинс
Раздаточный материал:
- пластиковые тарелочки с овсяной крупой
- салфетки
- раскраски с изображением Винни-Пуха
5
Предварительная работа:
- беседа с воспитателями группы об индивидуальных особенностях детей и
обустройстве образовательного пространства группы
- знакомство со структурами: «What is your name?», «I am glad to see you!»
- закрепление счета в пределах от 1 до 3-х
- подбор музыкального и визуального сопровождения непосредственно
образовательной деятельности с детьми.
Содержание интеграции с образовательными областями при
организации непосредственно-образовательной деятельности:
«Познание» : знакомство с цифрами и счетом в пределах от 1 до 3-х;
культурой и традициями Англии; различными возможностями
использования овсяной крупы «Геркулес»
«Коммуникация»: развитие свободного общения со взрослыми и
детьми; обогащение словарного запаса
«Социализация»: создание ситуации, формирующей чувство эмпатии
к товарищам; развитие игровой деятельности; формирование
гендерного воспитания и патриотических чувств
«Здоровье» : организация смены видов деятельности и положительно-
эмоционального настроя; активное использование жестов и движений,
снимающих мышечное напряжение, зажатость; использование
элементов артикуляционной гимнастики и динамических пауз;
соблюдение правильной осанки при посадке и прочее
«Физическая культура» : формирование потребности в двигательной
активности
«Чтение художественной литературы»: формирование интереса к
русским народным сказкам и английским литературным персонажам
П. Треверс «Мери Поппинс», А.А. Милна «Винни-Пух и все-все-все»
«Музыка»: использование музыкальных фрагментов М. Дунаевского из
кинофильма «Мери Поппинс, до свидания!»
«Художественное творчество»:
знакомство с нетрадиционной
техникой рисования с использованием овсяной крупы «Геркулес»
6
Виды детской деятельности:
Коммуникативная, игровая, двигательная активность, познавательно-
исследовательская с элементами художественного творчества
Формы организации совместной деятельности:
Инсценировка сюжетов общения, подвижная игра, беседа о
достопримечательностях Лондона и некоторых традициях англичан, мини-
викторина по сказкам
Содержание непосредственно образовательной деятельности:
Сюрпризный момент с элементами театрализованной деятельности:
выход педагога к детям в роли литературного персонажа «Мэри Поппинс»
под музыкальное сопровождение.
-Hello! I am from England!
- Я прилетела к вам на волшебном зонтике из
далекой страны Англии.
-My name is Mary Poppins! - Меня зовут Мери Поппинс.
-Hello! Hello!
-А как вы сегодня приветствовали взрослых и друг друга
? (Доброе утро,
добрый день, здравствуйте, привет)
- А хотите узнать, как приветствуют друг друга в Англии? Повторяйте за
мной: Good morning! Good morning!
Good morning to you!
Good morning! Good morning!
Glad to see you! – Доброе утро! Рада видеть вас!
/Проговаривание рифмовки сопровождается выразительными жестами
руками для снятия мышечного напряжения, эмоционально-положительного
настроя и лучшего запоминания/
Знакомство с детьми в игровой форме с использованием мяча:
7
Мэри Поппинс предлагает детям сесть полукругом на ковер:
- Мне бы очень хотелось познакомиться с каждым из вас! У вас такие
красивые, добрые, умные глазки!
- What is your name? – Как тебя зовут?
- My name is … - Меня зовут…
/Знакомство с детьми сопровождается перекатыванием мяча и
эмоциональной поддержкой ответов детей и друг друга/
Подвижная игра «Самолеты» с элементами артикуляционно-
дыхательной гимнастики:
– Вы запомнили в английском языке самое главное - слова приветствия и
знакомства друг с другом, поэтому мы можем совершить путешествие в
Англию на самолете. Хотите? (Да)
С детьми проводится подвижная игра «Самолеты»: педагог предлагает
«накачать шины самолета» - имитация действий с насосом, «завести
моторы» энергичными круговыми движениями рук и изобразить полет
самолета движением детей в заданном направлении с широко
разведенными руками. Все движения детей сопровождаются
артикуляционно-дыхательной гимнастикой с последовательным
произнесением звуков, соответствующих изображаемым действиям: «ш-ш-
ш», «р-р-р», «у-у-у».
Познавательно-игровая ситуация с использованием тематического
слайд-шоу об Англии:
- Вот мы и оказались в Англии.
/Показ тематического слайд-шоу о достопримечательностях Лондона
сопровождается кратким диалогом, цель которого – ввести в пассивный
словарь детей новые слова и словосочетания:
цвета Английского флага – «red», «blue», «white»
8
Лондонские туманы, сырость – «
It’s
cold» (проговаривание
предложения сопровождается потиранием плеч и кистей рук для
изображения сырой холодной погоды)/
- Я предлагаю вам подойти к знаменитому Лондонскому «Колесу обозрения»,
присесть как истинным леди и джентльменам, и ознакомиться с
достопримечательностями Лондона.
/Мэри Поппинс следит за правильной посадкой детей на стульях и
продолжает комментировать слайды с изображением Лондона, расширяя
пассивный словарь детей новыми словами и словосочетаниями: «
Big Ben»,
«red buses», «bridge», «river Thames», «palace», «queen»/
Физкультминутка на английском языке:
Мэри Поппинс предлагает детям встать:
- Давайте разомнем свои ножки и ручки, и сделаем это по-английски!
/рифмовка сопровождается выполнением основных движений и
подбадриванием детей/:
- Clap, clap, сlap your hands!
Clap your hands together!
/Дети хлопают в ладоши все вместе/
Jump, jump, jump with me!
Jump with me together!
/Дети прыгают все вместе/
Fly, fly, fly with me!
Fly with me together!
/Дети изображают полет/
Swim, swim, swim with me!
Swim with me together!
9
/Дети изображают плавание/
Рассказывание (слушание) сказки с элементами артикуляционной
гимнастики и показом настольных силуэтов цифр от 1 до 3-х:
– Послушайте, пожалуйста, сказку о веселом английском язычке!
(фрагмент
сказки)
…Язычок часто забывает закрывать двери своего домика и они хлопают –
получается звук «w»!
… Веселый и озорной язычок любит прыгать «по потолку» (небу) –
получается звук «t»!
…А если язычок захочет посвистеть – то получится звук «th»!
/Дети с удовольствием и интересом повторяют действия-звуки язычка и
упражняются в проговаривании названий цифр «one», «two», «three»/
/Артикуляционная сказка может сопровождаться как рассказом и показом
самого педагога, так и с прослушиванием аудиокассеты «Английский для
малышей» И.А. Шишкова, М.Е. Вербовская. – М.: Росмен, 2000/
Познавательно-исследовательская деятельность с элементами
художественного творчества, ФЭМП (формирование элементарных
картины мира):
– А сейчас я предлагаю вам заглянуть под салфетки. Что это? Как вы
думаете? (Предполагаемые ответы детей)
- Эта крупа называется «Геркулес», из нее варят овсяную кашу. Эту кашу
каждый день по утрам ест английская королева и все англичане, чтобы быть
здоровыми и сильными. А вы любите овсяную кашу? Молодцы!
- Займемся необычным делом - нарисуем пальчиком на крупе цифру 1,
потому что эта цифра самая почетная! И мне хочется, что бы вы всегда были
первыми во всем!
/Дети прорисовывают цифру 1 в воздухе, а потом на тарелочке с крупой /
10
-Я так люблю, когда дети занимаются увлекательным делом, можете и с
мамой на кухне порисовать таким необычным образом!
- Как вы думаете, как нам поступить с этой крупой?
(Предполагаемые
ответы детей)
-Кого можно угостить овсяной крупой? (Птиц)
Игровая деятельность по формированию активного словаря ребенка,
развитию внимания и памяти:
- Ой, ребята, я слышу какие-то звуки! Присядьте и послушайте!..
/Мери Поппинс обращает внимание детей на правильную осанку при
посадке, а затем достает из чемодана поочередно 3 мягкие игрушки - « dog»-
собака, «frog» - лягушка, «bear» - медведь.
Дети проговаривают и запоминают новые слова, считают игрушки (« one»,
«two», «three») и участвуют в игре на внимание и зрительную память «Что
изменилось?»: дети отворачиваются по просьбе Мери Поппинс, одна из
игрушек «прячется», а дети вспоминают и называют, какой игрушки не
стало/
Мини-викторина по зарубежной и отечественной литературе,
соответствующей возрасту детей:
Мери Поппинс акцентирует внимание детей на игрушке «bear»-медведь.
- Вы узнали этого литературного героя? (Винни-Пух)
- О его приключениях рассказал английский писатель Милн.
- А в каких русских народных сказках встречается медведь?
(«Маша и
медведь», «Три медведя», «Теремок», «Колобок» и др.)
Познавательная деятельность с элементами краеведения:
– А не пора ли нам возвращаться назад, в Россию, в ваш любимый детский
сад?
/Тематическое слайд-шоу сопровождается диалогом с детьми о
Российском флаге (закрепление названий цветов «
red», « blue», « white») и
родном городе Воронеже/
11
- Заводим моторы и в путь!
Подвижная игра «Самолеты» с элементами артикуляционно-
дыхательной гимнастики:
С детьми вновь проводится подвижная игра «Самолеты»
Использование музыкального материала и сюрпризного момента для
формирования положительного настроя и активного интереса к
дальнейшему изучению английского языка:
/Звучит музыка М. Дунаевского из кинофильма «Мери Поппинс, до
свидания!»/
– Я слышу звуки ветра, они зовут меня в путь. Меня ждут другие дети!
Но на память о сегодняшнем путешествии и знакомстве с вами я хочу
оставить раскраски с изображением английского литературного персонажа
-Винни-Пуха.
-Good bye! - До свидания! До новых встреч!
/Мери Поппинс под звуки музыки забирает чемодан, раскрывает зонтик и
«улетает», а дети, по желанию, переходят к столам с изобразительным
материалом (карандаши, пастель, фломастеры) и раскрашивают
контурный рисунок Винни-Пуха - подарок Мэри Поппинс/
Заключение
Концепцию своей педагогической деятельности, как педагога
дополнительного образования по обучению дошкольников английскому
языку, хотелось бы выразить словами древнегреческого философа Аврелия
Августина:
«Для изучения языка гораздо важнее свободная
любознательность, чем грозная необходимость» . Это стало моим девизом в
организации образовательной работы с детьми, в подборе методик и
программ, дидактических развивающих игр для формирования устойчивого
положительного настроя к изучениию английского языка.
Мною разработана рабочая программа «Веселый английский»
/рассчитанная на 3 года обучения детей, начиная с 4-х летнего возраста/
12
основу которой составляет программа «Английский для малышей» под
редакцией профессора Н.А. Бонк. - М.: Рученькина, 1996, а так же ряд
учебно-методических пособий:
- «Английский для дошкольников» И.В. Егорова, Л.И. Спирин. - М.: Дрофа,
2008
- «Английский для дошкольников (играем и учим)» О.Б. Уланова. - М.:
Академия, 2003
- «Учим английскому языку, играя» Д.М. Каркусова. - Ростов на Дону:
Феникс, 2007
- «Мой первый учебник» И.А. Рыжкова. - М.: Аквариум, 1998
- «Учим английский язык» Н.Ф. Рубанова. - М.: Росмэн, 2003
- «Веселые стихи» Т.В. Коновалова. - С-Пб: Литера, 2005
- «Путешествие с рифмой» А.С. Ежковова. - М.: Айрис, 1996
- «Английский в картинках» - М.: Русское энциклопедическое
товарищество, 2003
Цель: научить детей навыкам свободного общения на уровне
«начинающий» путем накапливания словарного запаса по разным темам
(«Приветствие, знакомство, «Животные и их детеныши», «Счет»,
Окружающие предметы», «Цвета», «Семья. Части тела», «Фрукты, овощи,
продукты», «Транспорт», «Времена года. Части суток», «Одежда»,
«Основные движения», «Профессии»)
Образовательные задачи:
- научить элементарной диалогической и монологической речи;
- изучить основы начальной грамматики и уметь применять знания в устной
разговорной речи;
- выработать навык правильного произношения английских звуков.
Развивающие задачи:
- развивать интонационный слух, память, мышление, воображение, волю и
другие познавательные процессы;
- расширять кругозор детей посредством знакомства с культурой и
13
традициями англоязычных стран.
Воспитывающие:
- воспитывать уважение и чувство толерантности к образу жизни и культуре
англоязычных народов (особенности празднования Нового года, знакомство
с персонажами английских литературных произведений и фольклора)
Эти цели и задачи я успешно реализую благодаря материально-
технической базе, созданной администрацией МБДОУ «ЦРР – детский сад
№123» в лице заведующего Золотилиной Д.В., заместителя заведующего по
УВР Поповой Ж.А., старшего воспитателя Ишковой Е.И., а именно:
- предоставление кабинета, оснащенного новинками методической
литературы, наглядными пособиями, дидактическими развивающими
играми и раздаточным материалом (прописи, логические задания-
штриховки и раскраски) для работы с детьми мини-группами и
индивидуально;
- приобретение аудиосистемы с подборкой материала по английскому языку
на цифровых носителях;
- возможность использования мультимедийного оборудования и
компьютерно-игрового класса (тематические слайд-шоу, развивающие
компьютерные игры по английскому языку)
Список использованной литературы:
1.
Астафьева М.Д. «Праздники для детей, изучающих английский язык» -
М: Мозайка-Синтез, 2009
2.
Вербовская М.Е., Шишкова И.А. «Английский для малышей» под ред.
профессора Н.А. Бонк. - М.: Рученькина, 1996
3.
Егорова И.В., Спирина Л.И «Английский для дошколят»: учебно-
методическое пособие - М.: Дрофа, 2008
4.
Ежковова А.С. «Путешествие с рифмой» - М.: Айрис, 1996
5.
Каркусова Д.М. «Учим английскому языку, играя» - Ростов на Дону:
Феникс, 2007
6.
Коновалова Т.В. «Веселые стихи» - С-Пб: Литера, 2005
7.
Рубанова Н.Ф. «Учим английский язык» - М.: Росмэн, 2003
8.
Рыжкова И.А. «Мой первый учебник» - М.: Аквариум, 1998
14
9.
Уланова О.Б. «Английский для дошкольников (играем и учим)» - М.:
Академия, 2003
15