"Повышение качества коррекционного процесса, через реализацию авторских интерактивных игр на индивидуально-подгрупповой коррекционно-развивающей деятельности с дошкольниками с ТНР 5-7 лет."
Авторы: Сидорова Таисия Сергеевна, Кантур Татьяна Георгиевна Должности: учитель-логопед, учитель-логопед
Учебное заведение: МБДОУ детский сад № 2
Населённый пункт: Краснодарский край, станица Каневская
Наименование материала: авторский практический материал
Тема: "Повышение качества коррекционного процесса, через реализацию авторских интерактивных игр на индивидуально-подгрупповой коррекционно-развивающей деятельности с дошкольниками с ТНР 5-7 лет."
Учителя-логопеды: Т.С.Сидорова, Т.Г.Кантур высшей категории МБДОУ детский сад №2 Краснодарский край, станица Каневская.
«Повышение качества коррекционного процесса, через реализацию авторских интерактивных игр по автоматизации и
дифференциации нарушенных звуков на индивидуально-подгрупповой коррекционно-развивающей деятельности с дошкольниками с
ТНР 5-7 лет.»
Данные авторские интерактивные игры являются практическим руководством по развитию фонетико-фонематической стороны речи, и
тонкой ручной моторики по развитию и закреплению навыков в КТ пользования мышью, клавиатурой
у дошкольников 5-7 лет с нарушением речи. Интерактивные игры систематизированы и созданы по разделам «Автоматизация
свистящих звуков С, Сь, З, Зь, Ц»; шипящих звуков Ш,Ж,Ч,Щ , сонорных Л, Ль, Р, Рь и других. Дифференциация звуков С-Ш, З-Ж, Л-
Ль, Р-Л, Р-Рь ,С-Ц, С-Ч, и другие , «Образовательная область «Речевое развитие», «Ориентировка в пространстве» (образовательная
область «Познание»), «Конструирование»( (образовательная область «Познание»), «Логика» «Классификация» ( (образовательная
область «Познание»). При создании авторских интерактивных игр учитывался ряд требований ФГОС. Игры соответствуют высокому
техническому уровню: развивают, дают знания, обучают в незатейливой игровой форме;
и направлены на становление правильного
звукопроизношения, развития фонематического восприятия, зрительного восприятия,
соответствуют возрастным особенностям,
занимательны; в них создана ситуации успеха; достижение цели; носят исследовательский характер, развивают широкий спектр
навыков и представлений; задания интересны, понятны, просты в управлении; — текст задания озвучиваться взрослым; объекты,
воспроизводимые на экране достаточны по размеру, знакомы детям;
Использование авторских интерактивных игр на автоматизацию и дифференциацию нарушенных звуков и интерактивных методов
будет яркой, полезной и увлекательной формой сотрудничества и станет залогом укрепления положительных взаимоотношений
родителей с детьми и педагогами, и повысит качество коррекционного процесса.
Игры представляют хорошо продуманную систему, основанную на психологических закономерностях развития ребенка.
Использование интерактивных игр на автоматизацию и дифференциацию нарушенных звуков и интерактивных методов будет яркой,
полезной и увлекательной формой сотрудничества и станет залогом укрепления положительных взаимоотношений родителей с детьми
и педагогами, будет способствовать мотивации детей на поисковую деятельность, дифференцирует обучение с учётом особенностей
ребёнка, повысит качество коррекционного процесса.
Компьютер несёт в себе образный тип информации, наиболее близкий и понятный дошкольникам. Движение, звук, созданные
сюжеты, предметные картинки с заданным звуком и без него привлекают внимание детей. Дети получают эмоциональный и
познавательный заряд, вызывающий у них желание действовать, играя автоматизировать и дифференцировать поставленные учителем-
логопедом нарушенные звуки. Использование компьютерных технологий в работе с детьми дошкольного возраста особо актуально.
В «Федеральных государственных требованиях к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования»
говорится о том, что основная общеобразовательная программа должна предусматривать решение программных образовательных задач
в совместной деятельности взрослого и детей и самостоятельной деятельности детей не только в рамках непосредственно
образовательной деятельности, но и при проведении режимных моментов в соответствии со спецификой дошкольного образования;
предполагать построение образовательного процесса на адекватных возрасту формах работы с детьми. А основной формой работы с
детьми дошкольного возраста и ведущим видом деятельности для них является игра.
Интерактивные игры- совместный и признанный метод обучения и воспитания, обладающий образовательной, развивающей и
воспитывающей функциями, которые действуют в органическом единстве. К сожалению, в этой области очень мало систематических
исследований и широких наблюдений. Одна из главных задач интерактивных игр- способствовать ребёнку стать активным субъектом, а
не пассивным объектом педагогического и родительского воздействия. Это позволяет ребёнку осознанно усваивать знания. Применение
интерактивных методов обучения позволяет реализовать дифференцированный подход к детям разного уровня подготовленности.
Использование новых непривычных приёмов закрепления, тем более в игровой форме, повышает непроизвольное внимание детей,
помогает развить произвольное внимание. Информационные технологии обеспечивают личностно-ориентированный подход.
Возможности компьютера позволяют увеличить объём предлагаемого для ознакомления материала. Кроме того, у дошкольников с
ТНР один и тот же программный материал должен повторяться многократно, и большое значение имеет многообразие форм подачи.
Авторские компьютерные игры приучают к самостоятельности, развивают навык самоконтроля. Предлагая ребёнку интерактивную
игру, мы тем самым дарим ему совершенно особое время. В ходе игры дети получают новые впечатления, приобретают социальный
опыт и общаются . Исходя из того, что современные родители достаточно хорошо владеют компьютерными технологиями, дети тоже в
домашних условиях легко общаются с компьютером, мы предположили, что взрослым не составит труда использовать интерактивные
игры для закрепления материала программы, реализуемой в детском саду. Мы нашли интерактивным играм применение и в виде
семейной медиатеки. На первых этапах игры включаем в индивидуально-подгрупповой коррекционный процесс. Каждому ребёнку в
коррекционной деятельности подбираются интерактивные игры на тот или иной нарушенный звук ,который автоматизируется или
дифференцируется (учитывается уровень развития звукопроизношения и только потом предлагается игры на закрепление или
расширение слов с заданным звуком стимулирующие продвижение вперёд, ориентированные на зону ближайшего развития.