рассказ Е,А. Пермяка "Несгораемая скатерть"

Автор: Лукина Марина Дмитриевна
Должность: учитель слуховой работы
Учебное заведение: ГОКУ"СКШИ г. Чермхово"
Населённый пункт: город Черемхово, Иркутская область
Наименование материала: разработка урока чтения в 3 классе
Тема: рассказ Е,А. Пермяка "Несгораемая скатерть"
Дата публикации: 08.02.2016







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации

Государственное общеобразовательное казенное учреждение Иркутской области «Специальная (коррекционная) школа-интернат для обучающихся с нарушениями слуха г. Черемхово»
Чтение рассказа Е.А. Пермяка

«Несгораемая скатерть»
( 3 г класс, для глухих детей) разработала и провела учитель слуховой работы Лукина Марина Дмитриевна 2016 г.



Чтение рассказа Е.А, Пермяка «Несгораемая скатерть»

Цель урока
Познакомить учащихся с новым рассказом Е. Пермяка «Несгораемая скатерть». Учить детей отгадывать загадки, выделять слова и предложения в рассказе, определять основную мысль произведения, совершенствовать навыки чтения. Развитие воображения и творческих способностей.
I.

Организационный момент

-
Добрый день. Весёлый час. Начинаем наш урок сейчас! - Какой будет урок? - Что будем делать? -Назовите дежурные звуки.
II.

Фонетическая зарядка
ше-же ши-жи шта-што-шту- што Жда-жду-жди-ждё • Плюшевому мишке Даша штопает штанишки. • Жук упал и встать не может, ждёт он, кто ему поможет? А) Хоровое чтение. Б) Чтение по очереди.
III. Речевая зарядка. Отгадывание загадки.
Кто стоит в столовой нашей, Подпирая миску с кашей? Вышит кружевом подо Кто залез сейчас на стол?
(
Хоровое чтение. Чтение учащимися) - Что стоит в столовой? - Что вышито кружевом? - Как вы думаете, что это? Угадай-те о какой профессии эта загадка? Летают пальцы птицами – Поток струится ситцевый. Летают пальцы пчёлками – Поток струится шёлковый. - Как вы думаете, о какой профессии эта загадка? - Что делают ткачихи?
- Кто изображён на картинки? (пряхи) - Что делают пряхи?
IY. Беседа об Евгении Андреевиче Пермяке
- Кто изображён на иллюстрации? (Евгений Андреевич Пермяк) - Кто такой Евгений Андреевич Пермяк? - Когда родился Е. А. Пермяк? (31 октября 1902 года) - В каком городе родился Е.А. Пермяк? (в городе Перми на Урале) - Где учился Е.А.Пермяк? (сначала в школе, прогимназии, гимназии в Воткинске) - Кто воспитывал писателя в детстве? - Когда умер Е.А. Пермяк? - Какие рассказы Пермяка вы читали? (Пичугин мост) - О чём этот рассказ?
Y. Физминутка.

YI. Сообщение темы урока
- Мы будем читать рассказ Е.А. Пермяка - Чтобы узнать название рассказа, вы должны угадать словосочетание. еонсгармеая ьсактрет -Рассказ «Несгораемая скатерть» - А зачем нужна скатерть? - Расскажите, какие скатерти есть у вас дома?
Словарная работа
- Как понимаете словосочетание «Несгораемая скатерть»? - Как понимаете выражение говорливой уральской речонки Шелковой - Как понимаете выражение невиданное воло кно - Как понимаете выражение: приказа л испробо вать волокно пряха? 1. Первичное восприятие рассказа «Несгораемая скатерть. 2. Чтение первой части рассказа подготовленным учеником с показом презентации. 3. Чтение первой части рассказа цепочкой. 4. Что было непонятно в рассказе?
5.
Работа в парах.
Ответы на вопросы по прочитанному тексту. А) Где происходят описанные в рассказе события? Б) Что обнаружил крестьянин Сорга около речки Шелковой? В) Кому принёс необычный камень Сорга? Показ учителем портрета царя Петра Первого - Кто это изображён на иллюстрации? - Ребята это царь Пётр Первый. Он жил очень давно в 18 веке. 5. Чтение второй части рассказа учителем с показом презентации. 6. Чтение второй части рассказы по рядам. - Что было непонятно в рассказе? 7. Ответы на вопросы второй части рассказа. А) Что приказал Демидов? В) Кому Демидов повёз необычную скатерть? Г) Что случилось за обедом у царя Петра? Д) Что изготавливают из асбестового волокна сейчас? 8. Назовите главных героев рассказа «Несгораемая скатерть». 9. Как бы вы назвали этот рассказ? Домашнее задание Саше, Маше, Вики, Марине, Вали – пересказать 1 часть Денису, Никите, Ульяне, Вове, Артёму – пересказать 2 часть
YII. Рефлексия
1. Какой был урок? 2. Какой рассказ мы читали? 3. Кто автор рассказа «Несгораемая скатерть»? - Я думаю, когда вы вырастите, то тоже найдёте, что-нибудь необычное, но очень необходимое людям. - Спасибо ребята вам за урок!
Е.А. Пермяк

Несгораемая скатерть
Крестьянин по фамилии Сорга шел в Тагил. Устав, он решил отдохнуть около говорливой уральской речонки Шелковой. Тут и заметил Сорга в срезе горы странный камень. С виду он походил на кусок разваренного мяса, которое отделяется ниточками. Только цвет был не обычным, а золотистым. Сорга стал разрывать нити и мшить их пальцами: что за диковина ─ у него в руках нити обернулись тончайшим белоснежным волокном. ─ Снесу-ка я Демидову это чудо,─ решил Сорга. Известный основатель многих уральских заводов Демидов жил в Нижнем Тагиле в большом доме на берегу заводского пруда. Удивился Демидов невиданному волокну и приказал испробовать его пряхам. Когда пряхи пряли ─ диву дались. И на лен похож и не лен. Может быть, шерсть? Решили попробовать огнем. Тлеющую шерсть легко отличить по запаху.
И тут произошло небывалое. Белые нитки, нагреваясь докрасна, не сгорали. Попробовали на костре. Не горят. Кинулись к Демидову: ─ Батюшка барин, негоримое это волокно. Колдовское. Демидов уже многие чудеса повидал на Урале. ─ Не колдовское это волокно, пряхи, а каменное. Каменный лен, вот и не горит. Приказал Демидов набрать больше льна и соткать из него скатерть. А когда скатерть была готова, Демидов поехал к царю, к Петру. Повез простой с виду подарок. Царь покрыл скатертью стол и решил угостить Демидова царским обедом. А за обедом Демидов будто нечаянно опрокинул на скатерть жирное блюдо и пролил кубок с красным вином. ─ Что ж ты, Демидов, испачкал свой же подарок? ─ Я испачкал, государь, я и выстираю, ─ и, недолго думая, бросил скатерть в пылающий камин. ─ Что ж ты, Демидов, жжешь подаренную мне скатерть? ─ Не беспокойся, государь, ─ ответил Демидов, вынимая щипцами раскаленную докрасна скатерть. ─ Огонь выстирал ее. Посмотрел Петр: скатерть целехонька, белехонька, а жирные и красные пятна выгорели. ─ Из чего ж она соткана? ─ Из каменного льна, государь, который на Урале в горе растет. ─ Куда же, кроме скатерти, можно пустить этот лен? ─ Не знаю, государь. ─ А ты подумай, и вы подумайте, ─ обратился царь к гостям. Долго думали и не придумали, что из каменного льна соткать. Некуда было применить тогда это чудесное негоримое волокно. И только в наши дни больших машин, горячих печей нашли негоримому волокну асбесту такое применение, что асбестовые рудники на Урале не успевают добывать и перерабатывать его. И живет теперь горный лен в тысячах изделий. Не обойтись рабочему в горячем цеху без асбестовых рукавиц, а пожарнику без несгораемого костюма. Трактор, автомобиль, самолет, поезд ─ мало ли где преграда жару-пламени нужна, там и выручат асбестовый картон и бумага, шнуры и канаты или брезент и фанера. Даже кровельный шифер и водопроводные трубы научились делать из асбеста. Тут уж другая смекалка да хитрость понадобились. Узнали мастера, что каменный лен не только хорошо прядется, огня не боится, но и ржавчины не знает, воды не пропускает и никакой мороз ему не страшен... Вот о каком удивительном льне любит рассказывать говорливая уральская речка Шелковая.