"Права потребителей"

Автор: Поминова Елена Владимировна
Должность: заместитель директора по воспитательной работе, учитель истории и обществознания
Учебное заведение: МБОУ "Школа № 19(25) "
Населённый пункт: город Рязань
Наименование материала: методическая разработка урока
Тема: "Права потребителей"
Дата публикации: 08.02.2016







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации


Урок по обществознанию 8 класс –учитель истории и

обществознания Поминова Е.В. МБОУ «Школа № 19(25) г.Рязани

по теме:

«Потребитель, защити свои права!»

Цель урока:

1)
Актуализация полученных знаний и умений учащихся для определения собственной позиции в общественной жизни, для решения типичных задач в области социальных отношений на основе технологии проблемно-модульного обучения.
2)
развитие экономического мышления учащихся, потребности в получении правовых знаний.
3)
формирование умения подходить к событиям общественной жизни с экономической точки зрения, используя различные источники информации, в том числе и нормативную базу
,
формирование морального сознания и компетентности в решении конкретной проблемы
Задачи:

Предметные:

-
применять закон «О защите прав потребителей» как источник для защиты своих прав
-
проводить самостоятельный поиск информации в законодательных текстах
-
описывать на примерах условия применения законодательной нормы в конкретной ситуации
Личностные:

-
приобретать опыт поведения в рыночных отношения, а именно в отношениях купли-продажи - уметь грамотно построить диалог, находить компромисс во избежание конфликтных ситуаций в различных общественных отношениях
Метапредметные:

-
научить эффективным способам решения учебных и познавательных задач
-
научить определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии и классифицировать
-
владеть устной официально-деловой речью, уметь конструктивно решать проблемы в сфере защиты прав потребителей.
Форма занятия
: деловая игра
По виду деятельности
: урок а ктуализации знаний учащихся о способах защиты прав потребителей
Характер занятия:
просветительский всеобуч.
Целевая аудитория
: учащиеся 8 класса
Время проведения:
40
-
45 минут

Оборудование:
импровизированный прилавок для продажи телефонов, трафареты для обозначения групп – участников занятия: покупатели (потребители), продавец- консультант, юристы, система голосования «Viewstar»
Этапы:

I. Формирование ролевых групп
: 3-4 учащихся – семья Ивановых, 6 учащихся – потребители, которые в процессе игры будут задавать вопросы по возникшим проблемным ситуациям, группа учащихся – юристы, дающие правовые пояснения на возникшие правоотношения в рамках прав потребителей, ведущий (им может быть учитель или ученик), вывеска супермаркета «Звёздочка», слайды со статистикой. В классе, под вывеской супермаркет «Звёздочка» сооружён импровизированный прилавок с телефонами (их можно попросить у учащихся на время игры), на этикетках к каждому телефону размещена информация о товаре. За прилавком продавец-консультант. К прилавку подходит семья Петровых…
II. Деловая игра.

Ведущий:
-Здравствуйте ,ребята! Одним из условий обеспечения экономики и выхода из кризиса на данном этапе развития рыночных отношений становится стимулирование деловой активности населения. Предпринимательская деятельность считается во всём мире важнейшим фактором экономического процесса. Но функционирование рыночной экономики невозможно без действия закона спроса, а следовательно, без такого важного субъекта экономики, как домашних хозяйств, то есть, нас, потребителей.
Вопрос участникам игры:
-Ребята, кто сможет сформулировать любые 3 значения (функции) потребителей (домашних хозяйств) в рыночной экономике?
Юристы помогают выбрать правильные ответы.

Предполагаемые ответы:
-домашние хозяйства формируют спрос, -являются собственниками факторов производства, -формируют предложение на рынке труда, -участвуют в формировании ценообразования, -инвестируют экономику Предприниматели должны удовлетворять наши потребности , не только в разнообразии ассортимента товара, но и в качестве продукции. К сожалению, наши права потребителей часто нарушаются.
Ведущий:
предлагает проанализировать социологические данные о частоте нарушений в России прав потребителей.
Как видите, ребята, более 50% граждан России подвергались нарушению своих прав как потребителей. Сегодня мы научимся защищать себя в ситуации, когда потребителю нужна помощь.
Семья Петровых:
- Мы сегодня всей семьёй Покупаем телефон. Долго мы его искали, Собирали деньги, ждали… Наконец пришли сюда, К супер-маркету «Звезда».
Вопрос от 1-го потребителя:
С какого момента гражданин считается потребителем?
Ответ 1-го юриста:
Руководствуясь понятиям «потребитель», содержащемся в преамбуле Закона РФ «О защите прав потребителей», можно сделать вывод о том, что гражданин приобретает статус потребителя с того момента, как только намеревается купить товар, заказать работу (услугу). Поэтому права потребителя могут быть нарушены отказом в заключении договора, не предоставлением необходимой информации, не соблюдением установленного режима работы и прочее, то есть до момента приобретения или заказа (заключения договора).
Семья Петровых:

-
Здесь народа просто тьма, все пришли купить сюда: телевизор и компьютер, кофемолку и утюг, ёлку, миксер, платье, полку, а кому-то и иголку…

Вопрос от 2-го потребителя:
Какая информация должна быть представлена потребителю о товаре?
Ответ дают продавец и 2-й юрист.

Продавец:
Информация о товарах (работах, услугах) в обязательном порядке должна содержать: - сведения об основных потребительских свойствах товаров ( работ) -цену в рублях и условия приобретения товаров…
2-й юрист
: … в том числе при предоставлении кредита размер кредита, полную сумму, подлежащую выплате потребителем, и график погашения этой суммы;
Продавец:
- гарантийный срок, если он установлен; -правила и условия эффективного и безопасного использования товаров - информацию об энергетической эффективности товаров…
2-й юрист
: …в отношении которых требование о наличии такой информации определено в соответствии с законодательством об энергоснабжении и о повышении энергетической эффективности
Продавец:
-срок службы или срок годности товара.
Семья Петровых:
Скоро Новый Год придёт! Всем подарки принесёт. Русский, немец и болгар, Австралиец и алан- все подарки покупают И родным потом вручают…
Вопрос от 3-го потребителя:
Являются ли потребителями иностранные граждане и лица без гражданства?
3-й юрист:
В соответствии с положениями гражданского законодательства, частью которого является и Закон РФ «О защите прав потребителей», потребителями также являются иностранные граждане и лица без гражданства.
Семья Петровых:
Наша дружная семья К телефонам подошла… Sony, Philips и Samsung Предлагают свой продукт…
Вопрос от 4-го потребителя:
Какая информация должна быть предоставлена потребителю о продавце, изготовителе?
4-й юрист:
-Потребитель имеет право получить необходимую и достоверную информацию об изготовителе, режиме его работы и реализуемых им товарах.
Изготовитель обязан довести до сведения потребителя фирменное наименование своей организации, место её нахождения и режим её работы. Продавец размещает указанную информацию на вывеске. Изготовитель – индивидуальный предприниматель – должен предоставить потребителю информацию о государственной регистрации, и наименовании зарегистрировавшего его органа, наличии и сроках лицензии.
Семья Петровых:
Пал наш выбор на Samsung. Лёгкий, прочный – лучший друг. Яркость красок нас пленила. И цена нам подходила…
Вопрос от 5-го потребителя:
Какой товар можно считать качественным?
5-й юрист:
В соответствии с положением статьи 4 Закона «О защите прав потребителей»: - товар должен соответствовать обязательным требованиям, установленным действующим законодательством; -качество товара должно соответствовать условиям заключённого договора; -если договором условие о качестве не предусмотрено, товар должен соответствовать обычно предъявляемым требованиям и быть пригодными для целей, для которых товар такого рода обычно используется; - если при заключении договора потребитель поставил продавца в известность о конкретных целях приобретения товара, продавец обязан передать потребителю товар, пригодный для использования в соответствии с этими целями.
Семья Петровых:
Отстояли мы у кассы Чтоб купить товар HI-класса. Чек, гарантия у нас. Все довольны – просто класс!
Вопрос от 6-го потребителя:
Что такое гарантийный срок?
6-й юрист:
Это период, в течение которого в случае обнаружения в товаре недостатка изготовитель, продавец, уполномоченная организация или уполномоченный индивидуальный предприниматель, импортёр обязаны удовлетворить требования потребителя. Гарантийный срок, по общему правилу, исчисляется со дня передачи товара потребителю.
Вопрос от 7-го потребителя:
Кто устанавливает гарантийный срок и обязательно ли он должен быть установлен?

7-й юрист:
Гарантийный срок устанавливае6тся изготовителем. В случае если гарантийный срок изготовителем не установлен, его устанавливает продавец. Установление гарантийного срока в любом случае не является обязательным. В случае если гарантийный срок не установлен ни изготовителем, но продавцом, действует так называемая «законная гарантия» - потребитель вправе предъявить требования, связанные с продажей ему товара ненадлежащего качества, если недостатки обнаружены в разумный срок, но не свыше 2-х лет.
Семья Петровых:
День и два Samsung в работе. Все довольны, он в почёте. Каждый в нём нашёл своё. Мама – фотки, Я – кино, Папа – игры Вот, везло!!! Но на третий день потух Наш красивенький Samsung.
Вопрос от 8-го потребителя:
Какие права предоставляются потребителям в случае продажи товара ненадлежащего качества?
8-й юрист:
Согласно статье 18 Закона РФ «О защите прав потребителей» в случае продажи товара ненадлежащего качества, по общему правилу, потребитель по своему выбору вправе: - потребовать замены на товар этой же марки - потребовать замены на товар другой марки с соответствующим перерасчётом покупной цены - потребовать соразмерного уменьшения покупной цены - потребовать незамедлительного безвозмездного устранения недостатков товара или возмещения расходов на их исправление потребителем или третьим лицом -потребовать возврата уплаченной за товар суммы Потребитель вправе потребовать также полного возмещения убытков причинённых ему вследствие продажи товара ненадлежащего качества.
Семья Петровых:
Снова встреча со «Звездой» Отвезли мы наш смартфон. Будем требовать замены! Хорошо, что есть ЗАКОН!!!
III. Заключительный этап. Рефлексия.


Ведущий:
Ребята, я предлагаю при помощи системы голосования ответить на вопрос «Как вы считаете, необходимы ли в школах уроки потребительской грамотности, имеют ли они практическую ценность в деле защиты прав потребителей? ( Ведущий или учитель комментирует результаты голосования со слайда системы голосования «Viewstar»)
Заключительное слово учителя, учитель раздаёт всем участникам

памятки с адресами организаций по защите прав потребителей.



Текст памятки.

Список адресов, телефонов, электронных адресов организаций,

куда может обратиться потребитель для защиты своих прав.

1.
Управление Роспотребнадзора по Рязанской области, город Рязань ул. Островского,д.51а
2.
Городская ассоциация Защиты прав потребителя « «Человек», Рязань, ул. Ленина, 49
3.
ОЗПП Рязань телефон 99-88-44