Автор: Похомова Марина Анатольевна Должность: воспитатель
Учебное заведение: ДОУ детский сад №24
Населённый пункт: Ленинградская обл. Приозерский р-н. п.Плодовое
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "Наши помощники - органы чувств"
«Речевое развитие», «Физическое развитие»)
Разработка соответствует програм-
ме «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Василье-
вой. Составлена с учетом ФГОС. Образовательная деятельность для детей средней груп-
пы.
Цель:
Познакомить детей с органами чувств.
Учить бережно относится к своему здоровью, соблюдать правила личной гигиены.
Активизировать речь детей.
Материалы:
Письмо от доктора Айболита.
Карточки с цифрами от 1 – до 5.
Карточки с изображением неисправных светофоров (8 штук).
Ширма, музыкальные инструменты: бубен, барабан, погремушка, колокольчик,
деревянные ложки).
Коробочки с отверстием, где находятся продукты или вещества с запахом: (чеснок,
апельсин, лук, яблоко, духи).
Мелко разрезанные продукты, на блюдечках (яблоко, банан, морковь, капуста,
печенье, конфеты и т. п.) и зубочистка на каждого ребенка.
Модели: рот (язык), нос, глаза, уши.
Микрофон.
Использованная литература:
О.А. Воронкевич. Добро пожаловать в экологию! Санк – Петербург «ДЕТСТВО – ПРЕСС»
2006 г. С. 225.
Методический журнал для воспитателей дошкольных учреждений «Ребенок в детском
саду» № 3 2007 г. С.40. ООО Издательский дом «Воспитание дошкольника».
Образовательная деятельность.
Вносится письмо от доктора Айболита и зачитывается:
«Здравствуйте дорогие ребята! Я вас приглашаю на экскурсию в мою страну
«Здоровье». В путешествие нужно отправиться на поезде, где будут остановки, и
там вы узнаете много интересного.
Желаю вам интересной экскурсии.
(садимся на импровизированный поезд (встаем друг за другом) и под музыку «едем» к
первой остановке).
С детьми «подъезжаем» к остановке № 1: (дети садятся полукругом, вокруг стола).
Вос – ль : Чтобы узнать, на какую станцию мы приехали, вы должны отгадать загадку:
Видеть папу, видеть маму,
Видеть небо и леса
Помогают нам…. .(глаза)
Вос – ль: Да, это станция, где помощники Айболита – Доктора помогают нашим глазкам
хорошо видеть.
Как вы думаете, для чего нам нужны глаза? (ответы детей).
Представьте, если вы перестанете видеть, что тогда произойдет? (ответы детей).
А сейчас мы проверим, хорошо ли видят ваши глаза. Мы сейчас поиграем в игру: «Найди
исправный светофор»
Цель: Развивать у детей зрительное внимание, закрепить знание о цветах светофора.
Оборудование: 6 – 8 карточек со светофорами, из которых только один раскрашен
правильно, а остальные с ошибками.
Ход игры: Педагог предлагает детям рассмотреть светофоры, найти исправный светофор,
объяснить, какие ошибки допущены при раскрашивании остальных светофоров (дети
выполняют задание).
Вос – ль: Я вижу, что у вас глазки хорошо видят, замечают допущенные ошибки.
А чтобы глазки всегда хорошо видели, важно за ними ухаживать: хорошо мыть, особенно
утром, защищать, чтобы ничего в них не попадало, очень полезно делать гимнастику для
глаз:
Проводится комплекс зрительной гимнастики:
1. На 3 – 5 секунд закрыть глаза, затем широко открыть. Повторить 6 – 8 раз.
2. Быстро моргать в течение 10 – 15 секунд. Повторить упражнение 3 раза с интервалом в
7 – 10 секунд.
3. Потереть ладони друг о друга и легко, без усилий, положить их на предварительно
закрытые глаза на 30 – 40 секунд. Затем опустить руки и открыть глаза.
Затем педагог ставит карточку, с изображением глаза, на фланелеграф.
С детьми «подъезжаем» к остановке № 2: (дети садятся полукругом, вокруг стола).
Вос – ль : Чтобы узнать, на какую станцию мы приехали, вы должны отгадать загадку:
Два брата на одной голове живут
Все слышат, а друг друга не видят (уши).
Вос – ль: Да, это станция, где помощники Айболита – Доктора помогают нашим ушкам
хорошо слышать.
Как вы думаете, для чего нам нужны уши? (ответы детей)
Представьте, если вы перестанете слышать, что тогда произойдет? (ответы детей).
Вос – ль: А сейчас мы проверим, хорошо ли слышат ваши уши, мы сейчас поиграем в
игру: «Какой музыкальный инструмент звучит?».
Педагог выкладывает на стол бубен, металлофон, губную гармошку, колокольчик,
погремушку и поочередно играет на инструментах. Дети, сидя спиной к столу, пытаются
на слух определить, какой музыкальный инструмент прозвучал.
После того, как дети отгадали инструменты, нужно поговорить о важности правильного
ухода за ушами: хорошо мыть, нельзя чистить острыми предметами, нельзя в уши
вкладывать какие – либо предметы.
Затем педагог ставит карточку, с изображением уха, на фланелеграф.
С детьми «подъезжаем» к остановке № 3: (дети садятся полукругом, вокруг стола).
Вос – ль: Чтобы узнать, что изучают в этой лаборатории, вы должны отгадать загадку:
Запах хлеба, запах меда,
Запах лука, запах роз
Различить поможет….( нос)
Вос – ль: Да, это станция, где помощники Айболита – Доктора помогают нашим носикам
хорошо дышать.
Как вы думаете, для чего нам нужен нос? (ответы детей).
Представьте, если вы перестанете улавливать запахи, что тогда произойдет? (
ответы
детей).
Вос – ль: А сейчас мы проверим, хорошо ли ваш нос улавливает запахи. Поиграем в игру:
«Узнай по запаху».
Детям предлагается определить по запаху, что находится в баночках или коробочках с
отверстием (яблоко, чеснок, лук, лимон, шоколад).
После игры проводится дыхательное упражнение:
Вдохнуть глубоко через нос и медленно выдохнуть. Повторить 3- 4 раза.
После того, как дети определили по запаху пищевые продукты, нужно поговорить о
важности правильного ухода за носом: хорошо мыть, нельзя чистить острыми
предметами, нельзя в нос вкладывать какие – либо предметы.
Затем педагог ставит карточку, с изображением носа, на фланелеграф.
С детьми «подъезжаем» к остановке № 4: (дети садятся полукругом, вокруг стола).
Вос – ль: Чтобы узнать, на какую станцию мы приехали, вы должны отгадать загадку:
Чтоб попробовать компот,
Есть у человека…( рот,а во рту язык )
Вос – ль: Да, это станция, где помощники Айболита – Доктора помогают нашим язычкам
хорошо говорить и чувствовать разные вкусы.
Представьте, а если у нас не было языка, что тогда было – бы?
Поверхность языка имеет участки, каждый из которых воспринимает определенный вкус?
Скажите, что бывает сладким, соленым, горьким, кислым? (ответы детей).
Вос – ль: А сейчас мы проверим, как ваш язык правильно определяет на вкус.
Для этого поиграем в игру «Определи на вкус»:
Дети с закрытыми глазами определяют на вкус разные продукты: яблоко, банан, морковь,
печенье, конфеты и т. п. (на тарелочке разложены кусочки продуктов с зубочисткой на
каждого ребенка)
После игры проводится артикуляционная гимнастика:
«Холодно – жарко».
Приоткрыть рот, положить широкий язык на нижнюю губу
(посчитать в уме до 5), спрятать язык, закрыть рот (посчитать до 5). Повторить 3 – 4 раза.
«Качели». Приоткрыть рот, прижать кончик языка к небу и медленно двигать языком
вверх – вниз. Повторить 8 – 10 раз.
«Часы». Приоткрыть рот, коснуться кончиком языка уголка рта и медленно двигать
языком влево – вправо. Повторить 8 – 10 раз.
«Лошадка». Поцокать языком.
Затем педагог ставит карточку, с изображением языка, на фланелеграф.
После экскурсии «возвращаемся в детский сад» на импровизированном поезде, с детьми
становимся в круг и обобщаем то, что видели:
Вос – ль: Где вы сейчас были? (на экскурсии в «Стране здоровье»)
На каких станциях вы были?
А теперь расскажите, что вам больше всего понравилось, и что нового вы узнали?
(передается микрофон по кругу и каждый ребенок рассказывает об увиденном).
В конце нужно сказать, что каждый орган чувств очень важный и чтобы он вас не
подводил, за ним нужно правильно ухаживать и тренировать.