"Наши помощники - органы чувств"

Автор: Похомова Марина Анатольевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: ДОУ детский сад №24
Населённый пункт: Ленинградская обл. Приозерский р-н. п.Плодовое
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "Наши помощники - органы чувств"
Дата публикации: 08.02.2016







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации


Конспект непосредственно

образовательной деятельности

«Наши помощники - органы чувств»

(авторское, воспитатель Похомова М.А.)

(средняя группа)

(«Познавательное развитие», «Социально – коммуникативное развитие»,

«Речевое развитие», «Физическое развитие»)
Разработка соответствует програм- ме «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Василье- вой. Составлена с учетом ФГОС. Образовательная деятельность для детей средней груп- пы.
Цель:
 Познакомить детей с органами чувств.  Учить бережно относится к своему здоровью, соблюдать правила личной гигиены.  Активизировать речь детей.
Материалы:
 Письмо от доктора Айболита.  Карточки с цифрами от 1 – до 5.  Карточки с изображением неисправных светофоров (8 штук).  Ширма, музыкальные инструменты: бубен, барабан, погремушка, колокольчик, деревянные ложки).  Коробочки с отверстием, где находятся продукты или вещества с запахом: (чеснок, апельсин, лук, яблоко, духи).  Мелко разрезанные продукты, на блюдечках (яблоко, банан, морковь, капуста, печенье, конфеты и т. п.) и зубочистка на каждого ребенка.  Модели: рот (язык), нос, глаза, уши.  Микрофон.
Использованная литература:
О.А. Воронкевич. Добро пожаловать в экологию! Санк – Петербург «ДЕТСТВО – ПРЕСС» 2006 г. С. 225.
Методический журнал для воспитателей дошкольных учреждений «Ребенок в детском саду» № 3 2007 г. С.40. ООО Издательский дом «Воспитание дошкольника».
Образовательная деятельность.
Вносится письмо от доктора Айболита и зачитывается:
«Здравствуйте дорогие ребята! Я вас приглашаю на экскурсию в мою страну

«Здоровье». В путешествие нужно отправиться на поезде, где будут остановки, и

там вы узнаете много интересного.

Желаю вам интересной экскурсии.
(садимся на импровизированный поезд (встаем друг за другом) и под музыку «едем» к первой остановке).
С детьми «подъезжаем» к остановке № 1:
(дети садятся полукругом, вокруг стола).
Вос – ль
: Чтобы узнать, на какую станцию мы приехали, вы должны отгадать загадку:
Видеть папу, видеть маму,

Видеть небо и леса

Помогают нам….
.(глаза)
Вос – ль:
Да, это станция, где помощники Айболита – Доктора помогают нашим глазкам хорошо видеть. Как вы думаете, для чего нам нужны глаза? (ответы детей). Представьте, если вы перестанете видеть, что тогда произойдет? (ответы детей). А сейчас мы проверим, хорошо ли видят ваши глаза. Мы сейчас поиграем в игру:
«Найди

исправный светофор»

Цель:
Развивать у детей зрительное внимание, закрепить знание о цветах светофора.
Оборудование:
6 – 8 карточек со светофорами, из которых только один раскрашен правильно, а остальные с ошибками.
Ход игры:
Педагог предлагает детям рассмотреть светофоры, найти исправный светофор, объяснить, какие ошибки допущены при раскрашивании остальных светофоров (дети выполняют задание).
Вос – ль:
Я вижу, что у вас глазки хорошо видят, замечают допущенные ошибки. А чтобы глазки всегда хорошо видели, важно за ними ухаживать: хорошо мыть, особенно утром, защищать, чтобы ничего в них не попадало, очень полезно делать гимнастику для глаз:
Проводится комплекс зрительной гимнастики:
1. На 3 – 5 секунд закрыть глаза, затем широко открыть. Повторить 6 – 8 раз.
2. Быстро моргать в течение 10 – 15 секунд. Повторить упражнение 3 раза с интервалом в 7 – 10 секунд. 3. Потереть ладони друг о друга и легко, без усилий, положить их на предварительно закрытые глаза на 30 – 40 секунд. Затем опустить руки и открыть глаза. Затем педагог ставит карточку, с изображением глаза, на фланелеграф.
С детьми «подъезжаем» к остановке № 2:
(дети садятся полукругом, вокруг стола).
Вос – ль
: Чтобы узнать, на какую станцию мы приехали, вы должны отгадать загадку:
Два брата на одной голове живут

Все слышат, а друг друга не видят
(уши).
Вос – ль:
Да, это станция, где помощники Айболита – Доктора помогают нашим ушкам хорошо слышать. Как вы думаете, для чего нам нужны уши? (ответы детей) Представьте, если вы перестанете слышать, что тогда произойдет? (ответы детей).
Вос – ль:
А сейчас мы проверим, хорошо ли слышат ваши уши, мы сейчас поиграем в
игру: «Какой музыкальный инструмент звучит?».
Педагог выкладывает на стол бубен, металлофон, губную гармошку, колокольчик, погремушку и поочередно играет на инструментах. Дети, сидя спиной к столу, пытаются на слух определить, какой музыкальный инструмент прозвучал. После того, как дети отгадали инструменты, нужно поговорить о важности правильного ухода за ушами: хорошо мыть, нельзя чистить острыми предметами, нельзя в уши вкладывать какие – либо предметы. Затем педагог ставит карточку, с изображением уха, на фланелеграф.
С детьми «подъезжаем» к остановке № 3:
(дети садятся полукругом, вокруг стола).
Вос – ль:
Чтобы узнать, что изучают в этой лаборатории, вы должны отгадать загадку:
Запах хлеба, запах меда,

Запах лука, запах роз

Различить поможет….(
нос)
Вос – ль:
Да, это станция, где помощники Айболита – Доктора помогают нашим носикам хорошо дышать. Как вы думаете, для чего нам нужен нос? (ответы детей). Представьте, если вы перестанете улавливать запахи, что тогда произойдет? ( ответы детей).

Вос – ль:
А сейчас мы проверим, хорошо ли ваш нос улавливает запахи. Поиграем в
игру:

«Узнай по запаху».
Детям предлагается определить по запаху, что находится в баночках или коробочках с отверстием (яблоко, чеснок, лук, лимон, шоколад). После игры проводится
дыхательное упражнение:
Вдохнуть глубоко через нос и медленно выдохнуть. Повторить 3- 4 раза. После того, как дети определили по запаху пищевые продукты, нужно поговорить о важности правильного ухода за носом: хорошо мыть, нельзя чистить острыми предметами, нельзя в нос вкладывать какие – либо предметы. Затем педагог ставит карточку, с изображением носа, на фланелеграф.
С детьми «подъезжаем» к остановке № 4:
(дети садятся полукругом, вокруг стола).
Вос – ль:
Чтобы узнать, на какую станцию мы приехали, вы должны отгадать загадку:
Чтоб попробовать компот,

Есть у человека…(
рот,а во рту язык
)

Вос – ль:
Да, это станция, где помощники Айболита – Доктора помогают нашим язычкам хорошо говорить и чувствовать разные вкусы. Представьте, а если у нас не было языка, что тогда было – бы? Поверхность языка имеет участки, каждый из которых воспринимает определенный вкус? Скажите, что бывает сладким, соленым, горьким, кислым? (ответы детей).
Вос – ль:
А сейчас мы проверим, как ваш язык правильно определяет на вкус. Для этого поиграем в
игру «Определи на вкус»:
Дети с закрытыми глазами определяют на вкус разные продукты: яблоко, банан, морковь, печенье, конфеты и т. п. (на тарелочке разложены кусочки продуктов с зубочисткой на каждого ребенка) После игры проводится
артикуляционная гимнастика:

«Холодно – жарко».
Приоткрыть рот, положить широкий язык на нижнюю губу (посчитать в уме до 5), спрятать язык, закрыть рот (посчитать до 5). Повторить 3 – 4 раза.
«Качели».
Приоткрыть рот, прижать кончик языка к небу и медленно двигать языком вверх – вниз. Повторить 8 – 10 раз.
«Часы».
Приоткрыть рот, коснуться кончиком языка уголка рта и медленно двигать языком влево – вправо. Повторить 8 – 10 раз.
«Лошадка».
Поцокать языком. Затем педагог ставит карточку, с изображением языка, на фланелеграф.
После экскурсии «возвращаемся в детский сад» на импровизированном поезде, с детьми становимся в круг и обобщаем то, что видели:
Вос – ль:
Где вы сейчас были? (на экскурсии в «Стране здоровье») На каких станциях вы были? А теперь расскажите, что вам больше всего понравилось, и что нового вы узнали? (передается микрофон по кругу и каждый ребенок рассказывает об увиденном). В конце нужно сказать, что каждый орган чувств очень важный и чтобы он вас не подводил, за ним нужно правильно ухаживать и тренировать.