Напоминание

"Славянская мифология" 5 класс

Автор: Пикалева Ирина Германовна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МБОУ "СОШ №35"
Населённый пункт: город Казань Республика Татарстан
Наименование материала: программа элективного курса
Тема: "Славянская мифология" 5 класс







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации


Программа элективного курса «Славянская мифология»

5 класс

Пояснительная записка
Благодаря скупым свидетельствам летописей, удивительным находкам археологов, этнографов, записям средневековых хроник — как славянских авторов, так и посторонних наблюдателей — мы имеем возможность воссоздать своеобразную систему верований древних славян. Кроме письменных памятников, особое место в исследованиях ученых, таких как В. И. Даль, А. Н. Афанасьев и ряд других, в том числе современных, занимает фольклор — сказки, былины, песни, заговоры, обряды, мифы, дающие возможность проследить отголоски языческих образов в русской литературе. Из одного поколения в другое передавались предания и приметы, сохранялись игры и ритуалы. Древние славяне — дети природы, и все их праздники тесно связаны с природой, с изменениями, происходящими в ней. Восприятие мира у славян было своеобразным: будучи язычниками, они воспринимал мир как живое существо. Следствие этого — одушевление природы, олицетворение вещей и понятий, поклонение силам природы, обожествление их. Обожествлялись не только явления природы, но и души предков. Этому трепетному уважению и поклонению природе, миру, предкам сегодня можно и нужно поучиться у древних славян. Среди памятников древнеславянского восприятия мира — мифы, которые являются неделимы. Славяне в них пытались объяснить все сразу: сотворение мира и конец света, происхождение человека и животных, загробный мир, непознанные и непонятные явления природы. Но при этом мифы не существовали отдельно, они были частью религиозных верований и сопровождались определенными ритуалами, «общением» с богами и духами. Языческие верования, обычаи, определенные ритуалы жили в славянском мире очень долго. Так, даже после принятия христианства на Руси языческие ритуалы, обычаи переплетались с христианскими традициями и сохранялись на протяжении столетий. В наши дни можно наблюдать огромный интерес к прошлому древних славян, к тому наследию, которое они нам оставили, к их умению жить в гармонии с природой, к огромному уважению ко всему, что их окружало. На основе вышеизложенного и в рамках этнокультурного направления разработана программа элективного курса «Славянская мифология» для учащихся 5 классов с этнокультурным русским компонентом. Курс призван способствовать пробуждению интереса к истокам возникновения литературного творчества, культуре и истории древних славян, научить видеть вековые традиции, беречь культурное наследие предков, гордиться им, призывает к толерантности в восприятии культуры других народов. Элективный курс рассчитан на 35 аудиторных часов и предполагает знакомство с традициями и верованиями древних славян, древним восприятием мира, изучение славянских мифов и преданий, выявление их образной системы, разнообразия жанров русского фольклора.
Основные
цели
курса «Славянская мифология»:  дать учащимся адаптированное к их возрасту представление о языческих верованиях древних славян как философии и специфическом отношении человека к миру, нашедшем отражение в фольклоре;  формировать навыки работы с текстом, навыки самостоятельного анализа произведений, умение сопоставлять их с другими видами искусства;  воспитывать творческую личность, умение мыслить, сопереживать;  научить ценить свои исторические и культурные корни;  формировать интеллектуальную и коммуникативную компетенции. В процессе работы решаются следующие
задачи
:  познакомить пятиклассников с традициями и верованиями древних славян;  дать возможность прочитать, сопоставить, проанализировать мифы и предания древних славян с произведениями устного народного творчества и литературы;  развивать творческое восприятие материала;  использовать разные техники обучения на занятиях (в частности групповую технику); применять элементы проектной деятельности;  организовать научно-исследовательскую деятельность учащихся, используя ее различные формы; формировать практические навыки сбора и анализа информации, способствующих самостоятельной работе учащихся. Основными
методическими принципами
курса являются:  линейность (каждая последующая тема логически связана с предыдущей);  интегрированность курса (объединение нескольких дисциплин: истории, ИЗО, литературоведения);  разнообразие видов деятельности учителя и учащихся;  реализация творческих способностей учащихся;  насыщенность материала, дополняющего базовый литературный компонент.
Ожидаемые результаты
В результате изучения элективного курса учащиеся должны:  узнать традиции и верования древних славян, их восприятие картины мира через мифы и предания;  научиться самостоятельно обобщать и систематизировать материал;  научиться находить аналогии и проводить параллели между мифами и преданиями и произведениями фольклора, сопоставлять первоисточник и его сценическое (кино-) воплощение;  развить творческое восприятие мифов, уметь оценить произведение с позиций современности;  овладеть культурой чтения, уметь эмоционально воспринимать и оценивать произведения разных жанров.  уметь выступать с сообщением, защищать творческий проект; выразительно читать и комментировать фрагменты произведений;  использовать ИКТ и ресурсы Интернета при создании творческих проектов.
Содержание курса


Тема 1. Что такое мифология?
Мифология как ненаучный способ описания мира, система наполненных народом знаний о мире, раздел фольклора. Т
ема 2. Понятие мифа
Понятие мифа. Миф как отражение мировосприятия наших предков. Миф и сказка, их принципиальные отличия. Знакомство с книгой А. Угрюмова «Мифы и обычаи древних русичей».
Тема 3. Древо жизни славян-русов
Расселение, обычаи и верования восточных славян в древности. Восточнославянские союзы племен. Язычество восточных славян. В. Даль, «Пословицы и поговорки русского народа».
Тема 4. Особенности русской мифологии
Незавершенность системы славянских мифов вследствие принятия христианства. Устный характер мифологии. Двоеверие славян: язычество и христианство, отразившиеся в славянской культуре.
Тема 5. Почитание сил природы. Стихии в мифах древних славян
Свет и тьма в восприятии славян. Классификация богов. Боги, олицетворяющие Свет и Тьму. Белбог и Чернобог. Миф «Хрустальная гора». Род-Святовид. Миф «Семья Святовида». Отголоски преданий в сказке «Во лбу солнце, по бокам звезды, под косой месяц». Небо и земля. Мать Сыра Земля. Мокошь как богиня плодородия. Триглава. Миф «Три невесты». Стихия огня и света в ее поэтических представлениях. Сварог. Сварожичи. Дажьбог. Миф «Да станут они, яко зеркало». Хорс. Предание «Легкокрылая ладья». Волшебный свет в сказке «Василиса Прекрасная». Гроза и виды радуги. Громовержец Перун и богиня весенних гроз Перуница — Лада. Предание «Клятвопреступник». Миф «Похититель чужой жены». Ветры в представлении славян. Верховный Ветер Стрибог. Ветры-помощники. Мифы «На Свистун-горе» и «Мать Ветрова». Отголоски преданий о ветрах в образе Соловья- разбойника в былине «Илья Муромец и Соловей-разбойник». Облако и его проявления. Баба-Яга и ее помело. Сказки «Ковер-самолет», «Летучий корабль». Живая вода и Вещее слово. Вода мертвая и живая. Миф «Спасительная влага». Сказки о живой и мертвой воде. «Марья Моревна». Остров Буян и Алатырь-камень. Миф «Всем камням отец».
Тема 6. Образы птиц и зверей в славянской мифологии

Сказания о птицедевах. Вестницы печали и радости — Сирин и Алконост. Картина В.Васнецова «Сирин и Алконост». Миф «Исполнение желаний». Гамаюн — птица вещая. Сказание «Вещее пророчество». Жар-птица из Сада Ирия. Сказка «Жар-птица и Василиса-царевна». Птицы в представлениях древних славян. Орел, сокол, филин, петух, ласточка. Сказка «Перышко Финиста Ясна сокола». Рассказ «О происхождении аиста». Сказания о зверях. Зевана. Миф «Корноухий». Конь, олень, заяц, лисица и кошка. Народные приметы и поверья о зверях. Загадки о животных. Сказка «Сивка-Бурка». Небесные стада. Корова. Коровья смерть. Миф «Черная лечейка». Сказка «Крошечка Хаврошечка». Овца, козел. След от копытца. Сказка «Сестрица Аленушка и братец Иванушка». Собака, волк, свинья. Егорий — волчий пастырь. Миф «Волчий пастырь». Отголоски мифов о собаках и волках в сказках. «Сказка об Иване-царевиче, жар-птице и сером волке».
Тема 7. Мир и человек
Понимание славянами весеннего плодородия и прибытка. Ярило. Миф «На перекрестках трех дорог». Лель — божок любви. Птицы Леля. Миф «Волшебная свирель». Мороз у славян. Карачун. Миф «День Карачуна» и сказка «Морозко». Поверья и приметы о морозе. Сказка «Снегурочка». Иллюстрации В. Васнецова к пьесе А. Н. Островского «Снегурочка». Ипостаси воды у славян. «Сказ о Воде-царице». Морская Пучина — Кругом Глаза. Миф «Встреча звезд». Отголоски мифов о воде в русских былинах. «Садко». Облачные скалы и Перунов цвет. Предания о кладах. Разрыв-трава и жар-цвет. Мифы «Невидимка» и «Волшебный ключ». Сравнение со сказкой «Хрустальная гора». Предания о сотворении мира и человека. Миф «Творение мира» Ирий-сад. Мифы «Ключи от рая», «Как зародилось зло». Времена года. Миф «Небесные великаны». Парные божества. Девы судьбы. Доля и Недоля. Миф «Смирись и не ропщи!» Сказки «Лихо одноглазое», «Две доли». Представления об изменении судьбы. Великаны и карлики. Богатыри Дубыня, Горыня, Медведко. Миф «Между небом и землей». Карлик Усыня. Великан Святогор в былине «Илья Муромец и Святогор».
Тема 8. Низшие мифологические существа. Домашние и лесные духи
Огонь и домашний очаг в представлении славян. Домовые духи: домовой, шишимора, баенник, овинник. Соседство древнего человека с домовыми духами. Чур. М. Забылин, «Русский народ: Его обычаи, предания, обряды и суеверия». Бывальщина «Ходи в свой пар». Стихотворение А. С. Пушкина «Домовому». Дерево-туча и лесные духи. Дуб-великан. Миф «Мировое древо». Святобор и его свита. Леший, Туросик, Стукач, Свида, Пахма. Мифы «Я похлещу тебя вершинами берез!», «Хозяйская тропа».
Тема 9. Демонические существа

Нечистая сила. «Нечистики». Мифы «Откуда взялись бесы?» и «Искры от кремня». Богиня увядания, мора и болезненной старости Морана. Миф «Мертвая гора». Сказка «Солдат и смерть». Змей как проявление злой силы в восприятии славян. Змей Горыныч. Предание «Никита- Кожемяка». Былина «Добрыня и Змей». Кощей Бессмертный. Сказка «Кощей Бессмертный». Облачные жены и девы. Водяницы. Миф «Дана и князь». Берегини. Миф «Золото берегинь». Русалки. Картина И. Н. Крамского «Русалки». Русалии. Стихотворение М. Ю. Лермонтова «Русалка». Лебединые девы. Сказка «Иван-царевич и Морской царь». Ведуны, ведьмы, упыри и оборотни. Гадания. Мифы «Сказание о Небесных сестрах», «Чародейная сила», «Собачья жизнь». Картина И. М. Прянишникова «На Лысой горе», м/ф «Ночь на Лысой горе». Представления славян о защите от нечисти. Сказки «Солдат и ведьма», «Солдат и черти».
Тема 10. Обряды и праздники
Души усопших. Роль деревьев в загробной жизни. Мифы «Книга Чернобога» и «Береза и тополь». «Похороны руса». Народные праздники и поверья. М. Забылин «Народные праздники и поверья». Ильин день. Колядки. Масленица. Свадебный обряд. Ярилин день.
Тема 11. Сравнение славянских мифов с мифами древних народов
Сравнение славянских мифов с мифами Древней Греции, Древней Индии и другими мифами. Выявление сходства, различия, объяснение причин.
Тема 12. Значение славянской мифологии
Значение славянской мифологии в контексте историческом, культурологическом, социологическом и других
Примерное тематическое планирование
№ Тема Кол-во часов Вид учебной деятельности 1. Что такое мифология? 1 Знакомство с понятием «мифология». Составление словарной статьи. Ответ на вопрос: «Мифология как ненаучный способ описания мира». 2 Понятие мифа. 1 Составление словарной статьи «миф», создание сопоставительной таблицы «Миф и сказка», прослушивание песни фольклорных групп «Разнотравье», «Внуки Святослава».
3 Древо жизни славян-русов. 1 Прослушивание отрывка аудиозаписи, «собирание» пословиц и поговорок о родине, народе, семье, лекция с элементами беседы. Просмотр презентации. Творческий проект «Древо жизни славян-русов». 4. Особенности русской мифологии. 1 Составление таблицы: «Двоеверие славян». Влияние христианства на славянские мифы. Ответ на вопрос: «особенности русской мифологии». 5 Почитание сил природы. Стихии в мифах древних славян. 6 Творческие работы и рисунки, составление опорных схем «Классификация богов», презентации «Высшие боги» и кластера «Виды радуги», беседа, комментированное чтение, чтение по ролям, сопоставление сказок, былин и мифов, работа со словарем, проверочная работа. 6 Образы птиц и зверей в славянской мифологии. 6 Знакомство с репродукциями, «собирание» пословиц, поговорок и примет, просмотр отрывков из кинофильмов «Садко», «Финист Ясный Сокол», презентации, сообщения учащихся, викторина, художественное чтение, инсценирование, иллюстрирование, изготовление экспоната, сопоставительный анализ сказок и мифов, проверочная работа. 7 Мир и человек в представлении славян 6 Аппликации, рисунки, просмотр кинофильма, презентации, прослушивание отрывка из оперы «Снегурочка», знакомство с репродукциями картин Васнецова, коллективный журнал, рисование опорных схем, творческий практикум «Проба пера», художественное чтение, чтение по ролям, презентация героя, сравнение сказок, былин и мифов. 8 Низшие мифологические существа. Домашние и лесные духи 4 Сообщения учащихся, составление словарной статьи, кластера «Домашние духи», презентации «Домашние духи», кукольный театр, выпуск стенгазеты, сравнение сказок и мифов, работа с энциклопедиями, «библиотечный час», просмотр м/ф «Нафаня»,
проверочная работа. 9 Демонические существа. 3 Работа со справочной литературой, словарем, сообщения учащихся, комментированное чтение, презентации, составление эскиза обложки книги или костюма для спектакля, знакомство с картиной И. Н. Крамского «Русалки», стихотворением М. Ю. Лермонтова «Русалка», м/ф «Ночь на Лысой горе», творческий практикум «Проба пера». 10 Обряды и праздники 3 «Библиотечный час», знакомство с ресурсами Интернета, интернет-тестирование, презентация «Обряды», д/ф «Широкая масленица», исследовательская деятельность, изготовление рисунков, иллюстраций, аппликаций, фотографий, защита творческого проекта. 11. Сравнение славянских мифов с мифами древних народов. 1 Практическая работа. Анализ славянских мифов и мифов Древней Греции (по выбору учащихся). Выявление сходств и различий. 12 Значение славянской мифологии. 1 Подведение итогов. Выводы о значении славянской мифологии.
Оценка знаний, умений, навыков
Оценивать достижения учащихся можно как накопительной оценкой, учитывая выступления на занятиях, привлечение дополнительного материала во время ответов, выполнение домашних заданий, так и рейтинговой оценкой, отмечая творческий характер и уровень выполненных работ. Результаты работ учащихся представляются в следующих формах:  выступления с сообщениями, которые могут сопровождаться иллюстрациями разного вида, репродукциями известных художников;  творческий практикум «Проба пера»;  создание эскизов обложек книг, костюмов, иллюстраций, аппликаций;  участие в инсценировках, художественное чтение, чтение по ролям, кукольный театр;  создание понятийных словарных статей, комментариев;  устные и письменные развернутые ответы на вопросы;  создание таблиц, схем, кластеров;  зачетные мероприятия, викторины, тематическое тестирование;  выпуск коллективного журнала;  защита творческого проекта (как результат работы творческих мастерских).

Литература

Для учителя
1. Афанасьев А. Н. Мифология Древней Руси. — М.: Эксмо, 2006. 2. Афанасьев А. Н. Народные русские сказки: В 3 т. / Изд. подг.: Л. Г. Бараг и Н. В. Новиков — М.: Наука, 1984. (Лит. памятники) 3. Белова Н. Урок-мастерская: приглашение к поиску.// Частная школа. — 1997. — №1. 4. Былины / Сост. Ф. М. Селиванов. — М.: Сов. Россия, 1988 (Б-ка русского фольклора). 5. Интернет-технологии — образованию. Учебное пособие под ред. Н.В. Васильева и Л.С. Лисицыной. — СПб.: Питер, 2003. 6. Краткая энциклопедия славянской мифологии: Ок. 1 000 статей / Н. С. Шапарова. — М.: ООО «Издательство АСТ»: ООО «Издательство Астрель»: ООО «Русские словари», 2003. 7. Криничная М. А. Русская мифология: Мир образов фольклора. — М.: Академический проект, 2004. 8. Мифологический словарь / Гл. ред. Е. М. Мелетинский. — М.: Большая Рос. Энциклопедия, 1992. 9. Мифы народов мира. Энциклопедия: в 2 т. / Гл. ред. С. А. Токарев. — М.: Сов. энциклопедия, 1991. 10. Народная проза / Сост. С. Н. Азбелев. — М.: Русская книга, 1992. (Б-ка русского фольклора, т. 12)
Для учащихся
1. Грушко Е. А. Русские легенды и предания. — М.: Изд-во Эксмо, 2002. 2. Даль В. Пословицы и поговорки русского народа. Вступ. ст. В. И. Чичерова. — М., 1957. 3. Живая вода. Сборник русских народных песен, сказок, загадок. Сост. В. П. Аникин. — М., 1977. 4. Забылин М. Русский народ: Его обычаи, предания, обряды и суеверия. — М.: Эксмо, 2002. 5. Славянская мифология / Авт.-сост. Е. Ф. Конев. — М.: ООО «Харвест», 2005. 6. Смирнов Ю. И. Славянские мифы. — СПб.: Паритет, 2009. 7. Угрюмов А. Мифы и обычаи древних русичей. — Вологда: Евстолий, 1997.