Автор: Пикалева Ирина Германовна Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МБОУ "СОШ №35"
Населённый пункт: город Казань Республика Татарстан
Наименование материала: программа элективного курса
Тема: "Славянская мифология" 5 класс
Программа элективного курса «Славянская мифология»
5 класс
Пояснительная записка
Благодаря скупым свидетельствам летописей, удивительным находкам археологов,
этнографов, записям средневековых хроник — как славянских авторов, так и посторонних
наблюдателей — мы имеем возможность воссоздать своеобразную систему верований древних
славян. Кроме письменных памятников, особое место в исследованиях ученых, таких как
В. И. Даль, А. Н. Афанасьев и ряд других, в том числе современных, занимает фольклор —
сказки, былины, песни, заговоры, обряды, мифы, дающие возможность проследить отголоски
языческих образов в русской литературе.
Из одного поколения в другое передавались предания и приметы, сохранялись игры и
ритуалы. Древние славяне — дети природы, и все их праздники тесно связаны с природой, с
изменениями, происходящими в ней. Восприятие мира у славян было своеобразным: будучи
язычниками, они воспринимал мир как живое существо. Следствие этого — одушевление
природы, олицетворение вещей и понятий, поклонение силам природы, обожествление их.
Обожествлялись не только явления природы, но и души предков. Этому трепетному уважению и
поклонению природе, миру, предкам сегодня можно и нужно поучиться у древних славян.
Среди памятников древнеславянского восприятия мира — мифы, которые являются
неделимы. Славяне в них пытались объяснить все сразу: сотворение мира и конец света,
происхождение человека и животных, загробный мир, непознанные и непонятные явления
природы. Но при этом мифы не существовали отдельно, они были частью религиозных
верований и сопровождались определенными ритуалами, «общением» с богами и духами.
Языческие верования, обычаи, определенные ритуалы жили в славянском мире очень
долго. Так, даже после принятия христианства на Руси языческие ритуалы, обычаи
переплетались с христианскими традициями и сохранялись на протяжении столетий. В наши
дни можно наблюдать огромный интерес к прошлому древних славян, к тому наследию, которое
они нам оставили, к их умению жить в гармонии с природой, к огромному уважению ко всему,
что их окружало.
На основе вышеизложенного и в рамках этнокультурного направления разработана
программа элективного курса «Славянская мифология» для учащихся 5 классов с
этнокультурным русским компонентом. Курс призван способствовать пробуждению интереса к
истокам возникновения литературного творчества, культуре и истории древних славян, научить
видеть вековые традиции, беречь культурное наследие предков, гордиться им, призывает к
толерантности в восприятии культуры других народов.
Элективный курс рассчитан на 35 аудиторных часов и предполагает знакомство с
традициями и верованиями древних славян, древним восприятием мира, изучение славянских
мифов и преданий, выявление их образной системы, разнообразия жанров русского фольклора.
Основные цели курса «Славянская мифология»:
дать учащимся адаптированное к их возрасту представление о языческих верованиях
древних славян как философии и специфическом отношении человека к миру, нашедшем
отражение в фольклоре;
формировать навыки работы с текстом, навыки самостоятельного анализа произведений,
умение сопоставлять их с другими видами искусства;
воспитывать творческую личность, умение мыслить, сопереживать;
научить ценить свои исторические и культурные корни;
формировать интеллектуальную и коммуникативную компетенции.
В процессе работы решаются следующие задачи :
познакомить пятиклассников с традициями и верованиями древних славян;
дать возможность прочитать, сопоставить, проанализировать мифы и предания древних
славян с произведениями устного народного творчества и литературы;
развивать творческое восприятие материала;
использовать разные техники обучения на занятиях (в частности групповую технику);
применять элементы проектной деятельности;
организовать научно-исследовательскую деятельность учащихся, используя ее различные
формы; формировать практические навыки сбора и анализа информации,
способствующих самостоятельной работе учащихся.
Основными методическими принципами курса являются:
линейность (каждая последующая тема логически связана с предыдущей);
интегрированность курса (объединение нескольких дисциплин: истории, ИЗО,
литературоведения);
разнообразие видов деятельности учителя и учащихся;
реализация творческих способностей учащихся;
насыщенность материала, дополняющего базовый литературный компонент.
Ожидаемые результаты
В результате изучения элективного курса учащиеся должны:
узнать традиции и верования древних славян, их восприятие картины мира через мифы и
предания;
научиться самостоятельно обобщать и систематизировать материал;
научиться находить аналогии и проводить параллели между мифами и преданиями и
произведениями фольклора, сопоставлять первоисточник и его сценическое (кино-)
воплощение;
развить творческое восприятие мифов, уметь оценить произведение с позиций
современности;
овладеть культурой чтения, уметь эмоционально воспринимать и оценивать
произведения разных жанров.
уметь выступать с сообщением, защищать творческий проект;
выразительно читать и комментировать фрагменты произведений;
использовать ИКТ и ресурсы Интернета при создании творческих проектов.
Содержание курса
Тема 1. Что такое мифология?
Мифология как ненаучный способ описания мира, система наполненных народом знаний
о мире, раздел фольклора.
Т ема 2. Понятие мифа
Понятие мифа. Миф как отражение мировосприятия наших предков. Миф и сказка, их
принципиальные отличия. Знакомство с книгой А. Угрюмова «Мифы и обычаи древних
русичей».
Тема 3. Древо жизни славян-русов
Расселение, обычаи и верования восточных славян в древности. Восточнославянские
союзы племен. Язычество восточных славян. В. Даль, «Пословицы и поговорки русского
народа».
Тема 4. Особенности русской мифологии
Незавершенность системы славянских мифов вследствие принятия христианства. Устный
характер мифологии. Двоеверие славян: язычество и христианство, отразившиеся в славянской
культуре.
Тема 5. Почитание сил природы. Стихии в мифах древних славян
Свет и тьма в восприятии славян. Классификация богов. Боги, олицетворяющие Свет и
Тьму. Белбог и Чернобог. Миф «Хрустальная гора». Род-Святовид. Миф «Семья Святовида».
Отголоски преданий в сказке «Во лбу солнце, по бокам звезды, под косой месяц».
Небо и земля. Мать Сыра Земля. Мокошь как богиня плодородия. Триглава. Миф «Три
невесты».
Стихия огня и света в ее поэтических представлениях. Сварог. Сварожичи. Дажьбог. Миф
«Да станут они, яко зеркало». Хорс. Предание «Легкокрылая ладья». Волшебный свет в сказке
«Василиса Прекрасная».
Гроза и виды радуги. Громовержец Перун и богиня весенних гроз Перуница — Лада.
Предание «Клятвопреступник». Миф «Похититель чужой жены».
Ветры в представлении славян. Верховный Ветер Стрибог. Ветры-помощники. Мифы
«На Свистун-горе» и «Мать Ветрова». Отголоски преданий о ветрах в образе Соловья-
разбойника в былине «Илья Муромец и Соловей-разбойник».
Облако и его проявления. Баба-Яга и ее помело. Сказки «Ковер-самолет», «Летучий
корабль».
Живая вода и Вещее слово. Вода мертвая и живая. Миф «Спасительная влага». Сказки о
живой и мертвой воде. «Марья Моревна». Остров Буян и Алатырь-камень. Миф «Всем камням
отец».
Тема 6. Образы птиц и зверей в славянской мифологии
Сказания о птицедевах. Вестницы печали и радости — Сирин и Алконост. Картина
В.Васнецова «Сирин и Алконост». Миф «Исполнение желаний».
Гамаюн — птица вещая. Сказание «Вещее пророчество». Жар-птица из Сада Ирия.
Сказка «Жар-птица и Василиса-царевна».
Птицы в представлениях древних славян. Орел, сокол, филин, петух, ласточка. Сказка
«Перышко Финиста Ясна сокола». Рассказ «О происхождении аиста».
Сказания о зверях. Зевана. Миф «Корноухий». Конь, олень, заяц, лисица и кошка.
Народные приметы и поверья о зверях. Загадки о животных. Сказка «Сивка-Бурка».
Небесные стада. Корова. Коровья смерть. Миф «Черная лечейка». Сказка «Крошечка
Хаврошечка». Овца, козел. След от копытца. Сказка «Сестрица Аленушка и братец Иванушка».
Собака, волк, свинья. Егорий — волчий пастырь. Миф «Волчий пастырь». Отголоски
мифов о собаках и волках в сказках. «Сказка об Иване-царевиче, жар-птице и сером волке».
Тема 7. Мир и человек
Понимание славянами весеннего плодородия и прибытка. Ярило. Миф «На перекрестках
трех дорог». Лель — божок любви. Птицы Леля. Миф «Волшебная свирель».
Мороз у славян. Карачун. Миф «День Карачуна» и сказка «Морозко». Поверья и приметы
о морозе. Сказка «Снегурочка». Иллюстрации В. Васнецова к пьесе А. Н. Островского
«Снегурочка».
Ипостаси воды у славян. «Сказ о Воде-царице». Морская Пучина — Кругом Глаза. Миф
«Встреча звезд». Отголоски мифов о воде в русских былинах. «Садко».
Облачные скалы и Перунов цвет. Предания о кладах. Разрыв-трава и жар-цвет. Мифы
«Невидимка» и «Волшебный ключ». Сравнение со сказкой «Хрустальная гора».
Предания о сотворении мира и человека. Миф «Творение мира» Ирий-сад. Мифы
«Ключи от рая», «Как зародилось зло». Времена года. Миф «Небесные великаны».
Парные божества. Девы судьбы. Доля и Недоля. Миф «Смирись и не ропщи!» Сказки
«Лихо одноглазое», «Две доли». Представления об изменении судьбы.
Великаны и карлики. Богатыри Дубыня, Горыня, Медведко. Миф «Между небом и
землей». Карлик Усыня. Великан Святогор в былине «Илья Муромец и Святогор».
Тема 8. Низшие мифологические существа. Домашние и лесные духи
Огонь и домашний очаг в представлении славян. Домовые духи: домовой, шишимора,
баенник, овинник. Соседство древнего человека с домовыми духами. Чур. М. Забылин,
«Русский народ: Его обычаи, предания, обряды и суеверия». Бывальщина «Ходи в свой пар».
Стихотворение А. С. Пушкина «Домовому».
Дерево-туча и лесные духи. Дуб-великан. Миф «Мировое древо». Святобор и его свита.
Леший, Туросик, Стукач, Свида, Пахма. Мифы «Я похлещу тебя вершинами берез!»,
«Хозяйская тропа».
Тема 9. Демонические существа
Нечистая сила. «Нечистики». Мифы «Откуда взялись бесы?» и «Искры от кремня».
Богиня увядания, мора и болезненной старости Морана. Миф «Мертвая гора». Сказка «Солдат и
смерть».
Змей как проявление злой силы в восприятии славян. Змей Горыныч. Предание «Никита-
Кожемяка». Былина «Добрыня и Змей». Кощей Бессмертный. Сказка «Кощей Бессмертный».
Облачные жены и девы. Водяницы. Миф «Дана и князь». Берегини. Миф «Золото
берегинь». Русалки. Картина И. Н. Крамского «Русалки». Русалии. Стихотворение
М. Ю. Лермонтова «Русалка». Лебединые девы. Сказка «Иван-царевич и Морской царь».
Ведуны, ведьмы, упыри и оборотни. Гадания. Мифы «Сказание о Небесных сестрах»,
«Чародейная сила», «Собачья жизнь». Картина И. М. Прянишникова «На Лысой горе», м/ф
«Ночь на Лысой горе». Представления славян о защите от нечисти. Сказки «Солдат и ведьма»,
«Солдат и черти».
Тема 10. Обряды и праздники
Души усопших. Роль деревьев в загробной жизни. Мифы «Книга Чернобога» и «Береза
и тополь». «Похороны руса».
Народные праздники и поверья. М. Забылин «Народные праздники и поверья». Ильин
день. Колядки. Масленица. Свадебный обряд. Ярилин день.
Тема 11. Сравнение славянских мифов с мифами древних народов
Сравнение славянских мифов с мифами Древней Греции, Древней Индии и другими
мифами. Выявление сходства, различия, объяснение причин.
Тема 12. Значение славянской мифологии
Значение славянской мифологии в контексте историческом, культурологическом,
социологическом и других
Примерное тематическое планирование
№
Тема
Кол-во
часов
Вид учебной деятельности
1.
Что такое мифология?
1
Знакомство с понятием «мифология».
Составление словарной статьи. Ответ на
вопрос: «Мифология как ненаучный способ
описания мира».
2
Понятие мифа.
1
Составление словарной статьи «миф», создание
сопоставительной таблицы «Миф и сказка»,
прослушивание песни фольклорных групп
«Разнотравье», «Внуки Святослава».
3
Древо жизни славян-русов.
1
Прослушивание отрывка аудиозаписи,
«собирание» пословиц и поговорок о родине,
народе, семье, лекция с элементами беседы.
Просмотр презентации. Творческий проект
«Древо жизни славян-русов».
4.
Особенности русской
мифологии.
1
Составление таблицы: «Двоеверие славян».
Влияние христианства на славянские мифы.
Ответ на вопрос: «особенности русской
мифологии».
5
Почитание сил природы.
Стихии в мифах древних
славян.
6
Творческие работы и рисунки, составление
опорных схем «Классификация богов»,
презентации «Высшие боги» и кластера «Виды
радуги», беседа, комментированное чтение,
чтение по ролям, сопоставление сказок, былин
и мифов, работа со словарем, проверочная
работа.
6
Образы птиц и зверей в
славянской мифологии.
6
Знакомство с репродукциями, «собирание»
пословиц, поговорок и примет, просмотр
отрывков из кинофильмов «Садко», «Финист
Ясный Сокол», презентации, сообщения
учащихся, викторина, художественное чтение,
инсценирование, иллюстрирование,
изготовление экспоната, сопоставительный
анализ сказок и мифов, проверочная работа.
7
Мир и человек в
представлении славян
6
Аппликации, рисунки, просмотр кинофильма,
презентации, прослушивание отрывка из оперы
«Снегурочка», знакомство с репродукциями
картин Васнецова, коллективный журнал,
рисование опорных схем, творческий практикум
«Проба пера», художественное чтение, чтение
по ролям, презентация героя, сравнение сказок,
былин и мифов.
8
Низшие мифологические
существа. Домашние и лесные
духи
4
Сообщения учащихся, составление словарной
статьи, кластера «Домашние духи»,
презентации «Домашние духи», кукольный
театр, выпуск стенгазеты, сравнение сказок и
мифов, работа с энциклопедиями,
«библиотечный час», просмотр м/ф «Нафаня»,
проверочная работа.
9
Демонические существа.
3
Работа со справочной литературой, словарем,
сообщения учащихся, комментированное
чтение, презентации, составление эскиза
обложки книги или костюма для спектакля,
знакомство с картиной И. Н. Крамского
«Русалки», стихотворением М. Ю. Лермонтова
«Русалка», м/ф «Ночь на Лысой горе»,
творческий практикум «Проба пера».
10
Обряды и праздники
3
«Библиотечный час», знакомство с ресурсами
Интернета, интернет-тестирование, презентация
«Обряды», д/ф «Широкая масленица»,
исследовательская деятельность, изготовление
рисунков, иллюстраций, аппликаций,
фотографий, защита творческого проекта.
11.
Сравнение славянских мифов
с мифами древних народов.
1
Практическая работа. Анализ славянских мифов
и мифов Древней Греции (по выбору учащихся).
Выявление сходств и различий.
12
Значение славянской
мифологии.
1
Подведение итогов. Выводы о значении
славянской мифологии.
Оценка знаний, умений, навыков
Оценивать достижения учащихся можно как накопительной оценкой, учитывая
выступления на занятиях, привлечение дополнительного материала во время ответов,
выполнение домашних заданий, так и рейтинговой оценкой, отмечая творческий характер и
уровень выполненных работ.
Результаты работ учащихся представляются в следующих формах:
выступления с сообщениями, которые могут сопровождаться иллюстрациями разного
вида, репродукциями известных художников;
творческий практикум «Проба пера»;
создание эскизов обложек книг, костюмов, иллюстраций, аппликаций;
участие в инсценировках, художественное чтение, чтение по ролям, кукольный театр;
создание понятийных словарных статей, комментариев;
устные и письменные развернутые ответы на вопросы;
создание таблиц, схем, кластеров;
зачетные мероприятия, викторины, тематическое тестирование;
выпуск коллективного журнала;
защита творческого проекта (как результат работы творческих мастерских).
Литература
Для учителя
1.
Афанасьев А. Н. Мифология Древней Руси. — М.: Эксмо, 2006.
2.
Афанасьев А. Н. Народные русские сказки: В 3 т. / Изд. подг.: Л. Г. Бараг и Н. В. Новиков
— М.: Наука, 1984. (Лит. памятники)
3.
Белова Н. Урок-мастерская: приглашение к поиску.// Частная школа. — 1997. — №1.
4.
Былины / Сост. Ф. М. Селиванов. — М.: Сов. Россия, 1988 (Б-ка русского фольклора).
5.
Интернет-технологии — образованию. Учебное пособие под ред. Н.В. Васильева и Л.С.
Лисицыной. — СПб.: Питер, 2003.
6.
Краткая энциклопедия славянской мифологии: Ок. 1 000 статей / Н. С. Шапарова. — М.:
ООО «Издательство АСТ»: ООО «Издательство Астрель»: ООО «Русские словари»,
2003.
7.
Криничная М. А. Русская мифология: Мир образов фольклора. — М.: Академический
проект, 2004.
8.
Мифологический словарь / Гл. ред. Е. М. Мелетинский. — М.: Большая Рос.
Энциклопедия, 1992.
9.
Мифы народов мира. Энциклопедия: в 2 т. / Гл. ред. С. А. Токарев. — М.: Сов.
энциклопедия, 1991.
10. Народная проза / Сост. С. Н. Азбелев. — М.: Русская книга, 1992. (Б-ка русского
фольклора, т. 12)
Для учащихся
1.
Грушко Е. А. Русские легенды и предания. — М.: Изд-во Эксмо, 2002.
2.
Даль В. Пословицы и поговорки русского народа. Вступ. ст. В. И. Чичерова. — М., 1957.
3.
Живая вода. Сборник русских народных песен, сказок, загадок. Сост. В. П. Аникин. —
М., 1977.
4.
Забылин М. Русский народ: Его обычаи, предания, обряды и суеверия. — М.: Эксмо,
2002.
5.
Славянская мифология / Авт.-сост. Е. Ф. Конев. — М.: ООО «Харвест», 2005.
6.
Смирнов Ю. И. Славянские мифы. — СПб.: Паритет, 2009.
7.
Угрюмов А. Мифы и обычаи древних русичей. — Вологда: Евстолий, 1997.