"Подготовка детей к школе"

Автор: Цыганова Светлана Викторовна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ "СОШ №3"
Населённый пункт: город Осташков, Тверская область
Наименование материала: методический материал
Тема: "Подготовка детей к школе"
Дата публикации: 06.10.2015







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации


Как подготовить ребенка к школе
Поступление в школу – очень ответственный момент в жизни ребенка. Из беззаботного малыша он превращается в школьника, у которого есть свои важные дела, свои обязанности. Веселые игры, которым дошкольник посвящал почти все свое свободное время, сменяются необходимостью ежедневно в школе работать в течение 3-4 часов и дома прилежно готовить уроки. Это требует от ребенка усидчивости, внимания, напряжения. Без подготовки ему это дается с трудом. И первоначальные успехи будут зависеть в значительной мере от того, как он воспитывался в семье до поступления в школу. Но поговорим о подготовке к школе поконкретнее. И начнем с того, как относится ребенок к учению. Хочет ли он стать умнее, узнать то, что раньше не знал? Понимает ли, что без учебы этого не достичь? Просит ли научить его чему-либо «школьному» - читать, писать, считать? Задает ли вопросы об окружающем: «Почему дует ветер?» или «Откуда взялась река?». Выслушивает ли ответы, уточняя то, что ему непонятно, или, задав вопрос, тут же забывает о нем? Если познавательные интересы сформированы недостаточно, то не помогут никакие нотации и поучения. Бессмысленно объяснять ребенку, что «без знаний нельзя стать ни доктором, ни продавцом», что «все должны учиться» и т.д. Стремления к знаниям от этого не появится. Другое дело – интересные и содержательные занятия, беседы, наблюдения. Старайтесь всегда отвечать на вопросы, которые задает ребенок. Общение с родителями – огромная ценность для малыша. Если своим вниманием вы поддерживаете интерес к познанию, то он будет развиваться, крепнуть. К сожалению,наблюдения последних лет показывают, что иногда родители, вместо того, чтобы поддержать детскую любознательность, отмахиваются от надоевших вопросов. Сын пытается выяснить у папы, почему плывут по небу облака. «Смотри под ноги, а не на небо» - раздраженно отвечает папа. После нескольких подобных ответов охота спрашивать пропадает. А если сын при этом неважно учится, родители недоумевают : «Отчего он такой пассивный, ничем не интересуется?»
Родителям надо включить ребенка в осмысленную деятельность, в процессе которой он мог бы сам обнаруживать все новые и новые свойства предметов. Замечать их сходство и различие. Мощный источник познавательной деятельности – детская игра. Она направляет интересы ребенка на мир человеческих отношений. В игре он знакомится с разными профессиями- не формально, по рассказам и описаниям, а по-настоящему, «вживаясь» в образ». И в той же игре сталкивается с недостаточностью своих знаний и умений. Для формирования правильного отношения к учителю очень полезны игры «в школу». В процессе этой игры ребенок знакомится с правилами поведения ученика, тренируется в их выполнении. Поэтому нужно обязательно помочь малышу чередовать исполнение ролей учителя и ученика, включаясь в игру с ним. Большое значение имеет и то, насколько сформировано у ребенка общее уважительное отношение ко взрослым. Если он привык перебивать их, когда они разговаривают, не умеет выслушивать просьбы и указания, обращается на «ТЫ», то, конечно, ему будет трудно усваивать школьные требования. Общее неуважительное отношение к взрослым будет переноситься и на учителя. Важно, чтобы ребенок к школе был умственно развит. Долгое время об умственном развитии ребенка судили по количеству умений, знаний, по объему его «умственного инвентаря», который выявляется в словарном запасе. Еще и теперь некоторые думают, что чем больше слов знает ребенок, тем он больше развит. Это не совсем так. Следует учесть, что изменились условия жизни. В каждом доме есть радио, телевизор, а теперь уже практически у всех – компьютер, мы не мыслим себя без мобильного телефона. Дети буквально купаются в потоке информации, как губка, впитывают новые слова и новые выражения. Словарь их резко увеличивается, но это не значит, что такими же темпами развивается и мышление. Тут нет прямой зависимости. Конечно же, определенный кругозор, запас конкретных знаний о живой и неживой природе, людях и технике, общественной жизни необходимы ребенку как фундамент, основа того, что будет в дальнейшем освоено в школе.
«Пустая голова не рассуждает, - справедливо заметил советский психолог П.П.Блонский, - чем больше опыта знаний имеет голова, тем больше способна она рассуждать.» Однако ошибочно думать, что словарный запас, специальные умения и навыки – это определяющее и единственное мерило интеллектуальной готовности ребенка к школе. Существуют программы, их усвоение потребует у ребенка умения сравнивать, анализировать, обобщать, делать самостоятельные выводы, потребуют достаточно развитых познавательных процессов, внимания. Готов ли ваш ребенок к этому? К 6-7 годам дошкольник должен хорошо знать свой адрес, название города, где он живет, название нашей страны, её столицы. При правильном воспитании дети знают не только имена, но и отчества своих родителей, кем они работают и понимают, что их бабушка – чья-то мама: отца или матери. Они ориентируются во временах года, их последовательности и основных признаках. Знают месяцы, дни недели, текущий год. Знают основные виды деревьев, цветов, отличают домашних и диких животных. Чтобы полученные об окружающем мире сведения ребенком не забывались, будет нелишним обсудить с ним просмотренный кинофильм или даже мультфильм, задать несколько вопросов по прочитанной сказке, рассказу, чтобы убедиться в том, что ребенок понял произведение, как он понял определенные явления природы, поступки животных, людей, сказочных персонажей. Если дети верят, что подарки в Новый год приносит Дед Мороз, то не надо торопиться с объяснениями – до этой «истины» они доберутся сами. Но если городской ребенок считает, что домашние животные – это те, которые живут дома, и поэтому относит к ним мышей, белок, ежей и даже крокодила, плавающего в ванной, то имеет смысл объяснить ребенку смысл понятия «домашние животные». Отделить его от понятия «дикие животные» и, может быть, закрепить это в игре типа викторины или лото. Это учит детей думать и рассуждать. Как правило, дети очень наблюдательны, им только не всегда хватает жизненного опыта, чтобы правильно оценить и истолковать замеченное явление. А иногда приходится специально обращать их внимание на что-то давно привычное. Простой пример. С малых лет все знают и читают сказку
«Репка» Но если внезапно спросить, кто в этой сказке самый сильный, нередко можно услышать в ответ: «Мышка». И только после наводящих вопросов дети делают правильный вывод. Родители могут сами проверить, как ребенок умеет думать на некоторых простых заданиях. Например, попросите ребенка сравнить два предмета, имеющих между собой сходство и различие (мяч и воздушный шар), два явления (дождь и град), два понятия(город и деревня). Выполняя эти задания, дети, как правило, устанавливают сначала различие, а потом сходство, что для них является более трудной задачей. Такие задания не только дают родителям информацию об интеллектуальных возможностях ребенка, но и расширяют его словарный запас, учат более точно формулировать свои мысли и рассуждать вслух. Возьмите мяч и играйте с ребенком в игру «Съедобное-несъедобное», «Бывает – не бывает». Подобные игры, в которых ребенок и взрослый поочередно выполняют роль ведущего, приучают внимательно слушать то, о чем говорится, быстро реагировать. Не так уж важно, во что играет ваш ребенок, лишь бы игра была достаточно развернутой, с богатым развитым сюжетом. Это обязательно скажется на умственном развитии ребенка. Большое значение для умственного развития имеют и другие виды детской деятельности: рисование, конструирование, лепка, аппликация. В этих занятиях развиваются детские представления о мире, о том, как устроены предметы, животные, люди. Для нас с вами очевидно, что руки человека начинаются от плеч, что между туловищем и головой есть шея. А вот трехлетний ребенок рисует человека: голова и отходящие от нее две палочки – ноги. Что же, в этом возрасте малыш не знает, что у человека есть и руки, и туловище, и шея? Конечно, знает. Но обобщенный образ человека, существующий в его представлении, по-видимому, сходен с нарисованным. Все остальное воспринимается как второстепенные детали, не очень понятным образом связанные с основными. Так же, как инженеру, чтобы представить себе устройство какого-либо механизма, нужно сделать его чертеж, схему, ребенку, чтобы понять «устройство» предмета, нужно его нарисовать. Кстати, детские рисунки вообще ближе к чертежу или схеме, чем к реалистическому рисунку взрослого.
Из этого можно сделать вывод: как можно раньше знакомить ребенка с изображением самых разных объектов, сделать используемые им схемы как можно более полными и правильными. Для развития образного мышления очень полезно конструирование. Например, из кубиков. Как сделать, чтобы дом не падал, крыша не проваливалась? Как сделать, чтобы двери открывались? Какой высоты должен быть мост, чтобы под ним свободно проплывала игрушечная лодка? Ребенок отвечает на эти вопросы по ходу строительства, переделывая и совершенствуя неудачные сооружения. В школе ребенок будет учиться писать. Очень важно, чтобы рука была достаточно к этому подготовлена. Карандаш и ручка – очень сложные инструменты. Чтобы легко управляться с ними, надо уметь совершать тонкие и точные движения кистью руки и пальцами. Как научить этому малыша? Начальные навыки управления мелкими движениями формируются у ребенка при использовании различных инструментов. Это отвертка и гаечный ключ, молоток и плоскогубцы, карандаш и кисточка. Для овладения письмом очень важна и лепка, хотя она осуществляется по преимуществу без инструментов. Но в лепке из пластилина или глины ребенок осваивает чрезвычайно тонкие и сложные движения. Если малыш не видит клеточек ( не может найти 2-3, найти их пересечение), помогут занятия мозаикой, маленькими фишечками. «Выстраивайте» мозаики ежедневно. Пусть дома ребенок рисует разными инструментами: фломастерами ( тонкими и толстыми), карандашами, акварельными красками, гуашью. Обводите фигуры, рисуйте по точкам, штрихуйте, раскрашивайте. Эти упражнения помогут подготовить ребенка к овладению письмом. К моменту поступления в школу ребенок должен уметь считать до10 и обратно, сравнивать «больше» и «меньше», «выше» и «ниже», давать правильные ответы, прибавляя 1,2,3 к любому числу от 1 до 7 и вычитая1,2,3 из любого числа от 4 до 10. Если счетные операции сформированы в пределах 5-6, то это тоже не страшно. Хуже, если ребенок вообще не способен проводить эти операции, не видя одного из слагаемых,- если ему обязательно нужно самому пересчитать спички, лежащие в коробке. Дело тут не в том, что он не верит взрослому на слово. Просто он не может себе
представить указанное количество, не произведя пересчета. В этом случае для него окажется очень сложным решение текстовых задач – особенно косвенных. Несколько простых заданий позволят проверить, насколько ваш ребенок владеет арифметическими операциями. Прежде всего проверьте, умеет ли он пересчитывать предметы в пределах 10. Разложите на столе счетные палочки или карандаши. Возьмите 2 палочки и предложите ребенку: -Возьми столько же палочек, сколько у меня. Изменяйте количество «своих» палочек и каждый раз предлагайте ребенку брать столько же. Не должны идти подряд количества, различающиеся на единицу. Так, после двух палочек возьмите 4, затем – 3,6,8,5,10,7,9.Если ребенок не пересчитывает палочки, а берет «на глазок», скажите: -Пересчитай, одинаково у нас или нет. Следующие задания помогут выяснить, насколько хорошо ваш ребенок владеет операциями сложения и вычитания. Возьмите коробок спичек и скажите: -Здесь лежат 3 спички. Покажите ему еще 2 спички, спросите, сколько их. Получив ответ «две», у него на глазах положите спички в коробок и спросите: -Сколько спичек теперь в коробке? Проделайте эту процедуру с разными количествами. Затем скажите: -В коробке 6 спичек. На глазах у ребенка выньте 2 спички и спросите, сколько их осталось. Не запрещайте играть девочкам в куклы, а мальчикам в машинки. Играя в детский сад, в магазин, в автохозяйство, они освоят счет и задачи . Хорошо, если играть они будут со своими сверстниками. При обучении счету используйте гладкие, красивые камешки, еловые и сосновые шишки, желуди, орехи, игрушки. И о чтении. Неплохо, если ребенок умеет читать, придя в школу. Но навык чтения повышает уровень готовности ребенка к школе только при условии,
что он строится на основе фонематического слуха и осознания звукового состава слова, а само чтение является слитным или послоговым. Побуквенное чтение, нередко встречающееся у дошкольников, затрудняет работу учителя, т.к. ребенка приходится переучивать. Поэтому лучше не спешить с обучением до школы, чем научить неправильно. Будем помнить, что суть развитого, сформированного чтения состоит не в воссоздании звуковой формы слова – в конкретном предложении, в контексте, в целостном тексте. Современная методика начального обучения чтению строится на основе звукового состава слова. Поэтому важно научит ребенка вычленять из слова нужный звук. В этом помогут звуковые игры. Например, кто придумает больше слов на звук Р или любой другой. Или: «Я называю слово, ты слушаешь, на какой звук оно кончается, и отвечаешь мне другим словом, которое начинается с этого звука. Другая игра -«Грузовик». Дети «нагружают машины». У каждого - карандаш и бумага. Каждый грузовик может взять самые разнообразные предметы, но все они должны начинаться на нужный звук. В грузовик «М» ребенок может погрузить (нарисовать) мыло, мармелад, мост, мышку и отправиться в Москву, к маме, в магазин. Итак, как ребенок будет учиться, станет ли радостным и счастливым этот период в жизни семьи или вскроет ранее невидимые трудности, все это зависит от подготовленности ребенка и его семьи к новым условиям. Опыт обучения первоклассников показывает, что если у ребенка сформирована общая готовность к школе и готовность руки к овладению письмом, то особых трудностей в обучении не возникает. -