"Организация взаимосвязи в работе логопеда и родителей"
Автор: Секретова Ирина Петровна Должность: учитель- логопед
Учебное заведение: СП ГБОУ СОШ № 3 им.М. Ф. Леонова с. Приволжье (Детский сад "Волна")
Населённый пункт: с. Приволжье Приволжский район Самарской области
Наименование материала: Семинар для родителей
Тема: "Организация взаимосвязи в работе логопеда и родителей"
Структурное подразделение государственного бюджетного
общеобразовательного учреждения Самарской области средней
общеобразовательной школы №3 имени М. Ф. Леонова с. Приволжье
муниципального района Приволжский Самарской области (детский сад
Волна»)
Старшая группа
Семинар для родителей на тему:
«Организация взаимосвязи в работе логопеда и родителей»
Автор: Секретова Ирина Петровна
Учитель-логопед
2015г.
Тема: Организация взаимосвязи в работе логопеда и родителей.
Цель:
Выработка системы направленной работы с родителями, вовлечение
их в разные формы работы (с приоритетными формами активного участия) в
процессе коррекционного воздействия в условиях специализированного ДОО
Задачи:
Социальная диагностика семей с целью изучения их особенностей;
Просвещение родителей с целью расширения представлений об
особенностях развития речи;
Выработка методов дифференцированной помощи родителям, учитывая
уровни родительской мотивации;
Определение форм сотрудничества ДОО с семьёй – родители активные
участники коррекционного сопровождения;
Оборудование и материалы: ноутбук, проектор, экран.
Общая продолжительность мероприятия: 40 минут
Ход мероприятия:
Общеизвестно, что детство – это уникальный период в жизни ребенка,
именно в это время формируется здоровье, происходит становление
личности. Какие бы значительные позитивные изменения в речи ребенка ни
происходили на занятиях с логопедом, они приобретут значение для ребенка
лишь при условии их переноса в реальную жизненную ситуацию. Семья -
первоисточник и образец формирования межличностных отношений ребенка,
а мама и папа – образцы для подражания. Не существует другого такого
института, кроме института семьи, так точно предопределяющего
закономерности формирования будущего человека. За поведенческими
проблемами, особенностями детских взаимоотношений видны взрослые – их
взгляд на мир, их позиция, их поведенческие стереотипы.
В соответствии с новым законом «Об образовании в Российской
Федерации» от 29.12.2012г. 273-ФЗ одной из основных задач, стоящих перед
детским дошкольным учреждением является «взаимодействие с семьей для
обеспечения полноценного развития личности ребенка». Успех в воспитании
2
и обучении детей в дошкольном учреждении во многом зависит от того, как
организовано педагогическое просвещение родителей.
Слайд №1
Работа с детьми, имеющими недоразвитие речи, включает в себя,
коррекционно-воспитательное воздействие со стороны дошкольного
учреждения и родителей. Сегодня я хочу рассказать вам подробнее о
возможностях сотрудничества и предлагаю вашему вниманию презентацию
на тему: «Организация взаимосвязи учителя-логопеда и родителей».
3
Слайд №2
Особая роль в воспитании и обучении ребенка с интеллектуальными
нарушениями принадлежит семье. Воспитание ребенка с отклонениями в
развитии является коррекционным, т.е. оно направлено на современные
тенденции в организации учебно-педагогического процесса. Существует
весьма распространенная версия среди родителей, о возможности
магического, "волшебного" разрешения всех проблем развития и воспитания
ребенка только в результате посещения им коррекционных занятий - это
категорически неправильно! Хочу вам подчеркнуть, что, какие бы
значительные позитивные изменения в речи ребенка не происходили на
занятиях с логопедом, они приобретут значение для ребенка лишь при
условии их переноса в реальную жизненную ситуацию. В процессе обучения
и реабилитации детей с ОНР семья должна занимать центральное место. К
сожалению анализ моей практики работы свидетельствует об обратном.
Семья часто выступает в виде наблюдателя, а не участника образовательного
процесса. Одной из причин такого отношения, на мой взгляд, является
неосведомленность родителей о структуре коррекционного процесса,
основных направлений работы, низкий уровень педагогических знаний.
Поэтому сегодня я вас подробно познакомлю с возможностями тесного
сотрудничества, при котором вы будете представлены в качестве
равноправных с педагогом участников коррекционного процесса.
4
Слайд №3
Целью которого, является выработка системы направленной работы с
родителями, вовлечение их в разные формы работы (с приоритетными
формами активного участия) в процессе коррекционного воздействия в
условиях специализированного ДОО.
Слайд №4.
Данная система включает в себя реализацию диагностического,
коррекционно-педагогического мониторингового и консультационно-
просветительского направлений деятельности учителя-логопеда ДОО.
Поскольку нарушения речи у детей носят системный характер, то
логопедическая коррекционно-образовательная работа затрагивает все
5
компоненты речи. Для определения стратегии коррекционной помощи детям
дошкольного возраста необходимо проведение обследования дошкольников и
диагностики их родителей. Диагностика позволяет выявить степень
готовности родителей к сотрудничеству, определить уровень родительской
мотивации в отношении сотрудничества с логопедом, а также изучить детско-
родительские отношения и внутрисемейный климат. Для изучения детско-
родительских отношений и внутрисемейного климата используются
анкетирование. По результатам анкетирования составляется социальная
характеристика данных семей. Определяется и оцениванивается уровень
родительской мотивации в плане сотрудничества с логопедом.
Готовность родителей к сотрудничеству осуществляется по следующим
параметрам:
- адекватность оценки родителями состояния речи своего ребенка в данный
период его развития;
- готовность к полноценному сотрудничеству с логопедом в процессе
коррекционной работы, понимание его важности и необходимости;
-степень инициативы родителей в плане сотрудничества.
Слайд №5
В основе работы логопеда с родителями лежат следующие принципы:
-принцип комплексного подхода к организации коррекционно-
педагогического процесса. В работе с ребёнком необходимо участие разных
специалистов, таких, как психиатр, психолог, музыкальный руководитель и
другие.
6
- принцип единства диагностики и коррекционно-педагогического процесса.
Обследование ребёнка разными специалистами проводится в целях
выявления (определения) его актуального и потенциального уровней
развития, соматического состояния и т. д. и определяет пути коррекционно-
педагогической работы в виде составления индивидуальной программы
развития;
- принцип сотрудничества между родителями и логопедом, родителями и
детьми. Необходимо подчеркнуть, что родители будут искать поддержку и
помощь специалиста, прислушиваться к нему и следовать его советам только
тогда, когда профессионал видит в родителях не «объект своего воздействия»,
а равноправного партнёра по коррекционному процессу. Точно так же
отношения между логопедом и ребёнком, родителями и ребёнком должны
строиться по принципу личностно-ориентированной педагогики – на «уровне
глаз» ребёнка, используя приём «глаза в глаза»;
- принцип учёта интересов или принцип решения задач через интерес, что
означает поддержку заинтересованности родителей в сотрудничестве;
- принцип ведущей деятельности. В работе с родителями необходимо
согласование действий в коррекционной деятельности различных
специалистов, «ведущих» семью, например, психолога.
Слайд 6
Именно логопед должен предпринять все, чтобы сделать семью партнером в
своей работе, так как её участие в значительной степени определит
эффективность коррекции.
Основными формами взаимодействия логопеда с родителями являются:
7
индивидуальные и групповые консультации;
семинары, обучающие методам коррекционной работы в домашних
условиях;
практикумы, которые проходят для родителей в форме "Открытых
занятий";
организация совместной работы взрослых и детей;
тренинги.
Алгоритм действий логопеда включает в себя:
Организовать экскурсию родителей и детей в логопедический кабинет
для ознакомления с местом проведения дальнейших занятий.
Знакомить родителей с методами и формами логопедической
коррекции;
Знакомить родителей с дидактической базой логопедического кабинета
и теми вспомогательными средствами, которые можно использовать в
коррекции общего недоразвития речи, как во время занятий у логопеда,
так и для продолжения логопедической работы с ребенком дома.
формировать информационную готовность родителей к проведению
эффективной коррекционно-логопедической работы с детьми.
определить роль родителей в предстоящей коррекционно-
логопедической работе.
8
Слайд 7
Обучение родителей педагогическим технологиям необходимо проводить
непосредственно на занятиях с детьми, демонстрируя способы их
применения, обеспечивая тем самым непрерывность педагогического
процесса. Так, например, обучение навыкам элементарных форм
фонематического анализа и синтеза осуществляется на совместных занятиях,
где родители и дети предлагают друг другу игровые задания и ищут пути
решения, используя разнообразные дидактические пособия: "Поющие
лягушки", "Веселые звукарики", "Пирамида", "Слоговой поезд",
компьютерная программа «Игры для Тигры» и др. Проведение совместных
занятий с участием ребенка и родителя является наиболее эффективной,
эмоционально яркой, часто используемой формой работы. На занятиях по
постановке, автоматизации, дифференциации звуков предполагается
включение в работу игр, изготовленных совместно родителями и детьми. Это
оказывает положительный эффект на продуктивность занятия.
В ходе
сотрудничества
с родителями широко используются вспомогательные
(наглядные) средства: специальные "логопедические уголки"; тематические
выставки, представленные аннотациями к книгам, по закреплению
правильного звукопроизношения, обучению элементам грамоты; папки-
передвижки с заданиями для домашнего выполнения с родителями и т.п. Если
на организационном этапе их содержание составляла популярная
информация о видах и причинах речевых нарушений, задачах коррекционно-
логопедической и профилактической работы с детьми, то на основном этапе
рассматриваются конкретные приемы закрепления у дошкольников,
например, навыков правильного звукопроизношения, совершенствования
грамматических средств речи, обучения элементам грамоты, которые
рекомендуется использовать в семье.
9
Слайд 8
Так, на теоретических и практических семинарах, посвященным развитию
мелкой моторики рук, родителям рассказывается об оказании благотворного
влияния упражнений на развитие речевой функции; проводится обучение
"играм с пальчиками", приемам массажа: поглаживанию, растиранию,
разминанию, выжиманию; комплексу пассивной и активной гимнастики,
завершающейся упражнениями на синхронизацию движений пальцев и речи.
Речевой материал, для проведения домашних заданий, предлагается
родителям на тренингах, открытых занятиях, на совместных занятиях
родителя и ребенка. Так, на занятиях по развитию физиологического
дыхания, силе и направлению воздушной струи родители могут вносить
элемент соревнования, тем самым стимулируя детей к правильному
выполнению упражнений "Кто спрятался?", "На чьем деревце танцуют
листочки?" и т.д. Таким образом, осуществляется включение родителей в
коррекционно-образовательный процесс, в решение его непосредственных
задач по преодолению ОНР, заложенных в индивидуальных и групповых
коррекционных программах.
Слайд №9
Эффективность взаимодействия с родителями определяется психологическим
настроем, возникающим у них в процессе постоянных контактов с
логопедом, который проводит с ними
дифференцированную работу (с отдельными подгруппами родителей,
выделяемыми в соответствии с различиями в речевом развитии детей и
уровнем коррекционно-педагогической подготовки родителей),
10
индивидуализированную работу, ориентированную на культурный и
образовательный ценз каждой семьи, отношение ее членов к речевым
трудностям ребенка и пр.,
помогает установлению между логопедом и родителями системы
непрерывной и эффективной обратной связи,
превращению семьи в активного субъекта коррекционного процесса и
осуществлению контроля за ходом и качеством проведения
необходимой работы в семье.
Слайд №10
Спасибо за внимание.
Литература:
1.
Бачина О.В., Самородова Л.Н. Взаимодействие логопеда и семьи
ребенка с ОНР. М. «Сфера», 2009.
2.
Давыдова О.И., Богославец Л.Г., Майер А.А. Работа с родителями в
детском саду. Этнопедагогический подход. М. «Сфера», 2006.
3.
Козина И.Б. Формирование мотивации к коррекционным занятиям у
дошкольников. М., 2005
4.
Миронова С.А. Развитие речи дошкольников на логопедических
занятиях. М., 2007.
5.
Степанова О.А. Организация логопедической работы в ДОУ. М., 2007
11
6.
Перчаткина Е. Сотрудничество логопеда и родителей // Дошкольное
воспитание. 1998г. № 11, с.47-49.
7.
Журнал "Дошкольное воспитание" №12-2005 год.
8.
Научно-методический журнал "Логопед" №1-2006 год.
9.
Библиотека журнала "Логопед" О.В. Бачина, Л.Н. Самородова.
12