"Организация взаимосвязи в работе логопеда и родителей"

Автор: Секретова Ирина Петровна
Должность: учитель- логопед
Учебное заведение: СП ГБОУ СОШ № 3 им.М. Ф. Леонова с. Приволжье (Детский сад "Волна")
Населённый пункт: с. Приволжье Приволжский район Самарской области
Наименование материала: Семинар для родителей
Тема: "Организация взаимосвязи в работе логопеда и родителей"
Дата публикации: 09.02.2016







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации

Структурное подразделение государственного бюджетного общеобразовательного учреждения Самарской области средней общеобразовательной школы №3 имени М. Ф. Леонова с. Приволжье муниципального района Приволжский Самарской области (детский сад Волна») Старшая группа
Семинар для родителей на тему:

«Организация взаимосвязи в работе логопеда и родителей»

Автор:
Секретова Ирина Петровна Учитель-логопед 2015г.
Тема:
Организация взаимосвязи в работе логопеда и родителей.
Цель:
Выработка системы направленной работы с родителями, вовлечение их в разные формы работы (с приоритетными формами активного участия) в процессе коррекционного воздействия в условиях специализированного ДОО

Задачи:
Социальная диагностика семей с целью изучения их особенностей; Просвещение родителей с целью расширения представлений об особенностях развития речи; Выработка методов дифференцированной помощи родителям, учитывая уровни родительской мотивации; Определение форм сотрудничества ДОО с семьёй – родители активные участники коррекционного сопровождения;
Оборудование и материалы:
ноутбук, проектор, экран.
Общая продолжительность мероприятия:
40 минут
Ход мероприятия:
Общеизвестно, что детство – это уникальный период в жизни ребенка, именно в это время формируется здоровье, происходит становление личности. Какие бы значительные позитивные изменения в речи ребенка ни происходили на занятиях с логопедом, они приобретут значение для ребенка лишь при условии их переноса в реальную жизненную ситуацию. Семья - первоисточник и образец формирования межличностных отношений ребенка, а мама и папа – образцы для подражания. Не существует другого такого института, кроме института семьи, так точно предопределяющего закономерности формирования будущего человека. За поведенческими проблемами, особенностями детских взаимоотношений видны взрослые – их взгляд на мир, их позиция, их поведенческие стереотипы. В соответствии с новым законом «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012г. 273-ФЗ одной из основных задач, стоящих перед детским дошкольным учреждением является «взаимодействие с семьей для обеспечения полноценного развития личности ребенка». Успех в воспитании 2
и обучении детей в дошкольном учреждении во многом зависит от того, как организовано педагогическое просвещение родителей. Слайд №1 Работа с детьми, имеющими недоразвитие речи, включает в себя, коррекционно-воспитательное воздействие со стороны дошкольного учреждения и родителей. Сегодня я хочу рассказать вам подробнее о возможностях сотрудничества и предлагаю вашему вниманию презентацию на тему: «Организация взаимосвязи учителя-логопеда и родителей». 3
Слайд №2 Особая роль в воспитании и обучении ребенка с интеллектуальными нарушениями принадлежит семье. Воспитание ребенка с отклонениями в развитии является коррекционным, т.е. оно направлено на современные тенденции в организации учебно-педагогического процесса. Существует весьма распространенная версия среди родителей, о возможности магического, "волшебного" разрешения всех проблем развития и воспитания ребенка только в результате посещения им коррекционных занятий - это категорически неправильно! Хочу вам подчеркнуть, что, какие бы значительные позитивные изменения в речи ребенка не происходили на занятиях с логопедом, они приобретут значение для ребенка лишь при условии их переноса в реальную жизненную ситуацию. В процессе обучения и реабилитации детей с ОНР семья должна занимать центральное место. К сожалению анализ моей практики работы свидетельствует об обратном. Семья часто выступает в виде наблюдателя, а не участника образовательного процесса. Одной из причин такого отношения, на мой взгляд, является неосведомленность родителей о структуре коррекционного процесса, основных направлений работы, низкий уровень педагогических знаний. Поэтому сегодня я вас подробно познакомлю с возможностями тесного сотрудничества, при котором вы будете представлены в качестве равноправных с педагогом участников коррекционного процесса. 4
Слайд №3 Целью которого, является выработка системы направленной работы с родителями, вовлечение их в разные формы работы (с приоритетными формами активного участия) в процессе коррекционного воздействия в условиях специализированного ДОО. Слайд №4. Данная система включает в себя реализацию диагностического, коррекционно-педагогического мониторингового и консультационно- просветительского направлений деятельности учителя-логопеда ДОО. Поскольку нарушения речи у детей носят системный характер, то логопедическая коррекционно-образовательная работа затрагивает все 5
компоненты речи. Для определения стратегии коррекционной помощи детям дошкольного возраста необходимо проведение обследования дошкольников и диагностики их родителей. Диагностика позволяет выявить степень готовности родителей к сотрудничеству, определить уровень родительской мотивации в отношении сотрудничества с логопедом, а также изучить детско- родительские отношения и внутрисемейный климат. Для изучения детско- родительских отношений и внутрисемейного климата используются анкетирование. По результатам анкетирования составляется социальная характеристика данных семей. Определяется и оцениванивается уровень родительской мотивации в плане сотрудничества с логопедом. Готовность родителей к сотрудничеству осуществляется по следующим параметрам: - адекватность оценки родителями состояния речи своего ребенка в данный период его развития; - готовность к полноценному сотрудничеству с логопедом в процессе коррекционной работы, понимание его важности и необходимости; -степень инициативы родителей в плане сотрудничества. Слайд №5 В основе работы логопеда с родителями лежат следующие принципы: -принцип комплексного подхода к организации коррекционно- педагогического процесса. В работе с ребёнком необходимо участие разных специалистов, таких, как психиатр, психолог, музыкальный руководитель и другие. 6
- принцип единства диагностики и коррекционно-педагогического процесса. Обследование ребёнка разными специалистами проводится в целях выявления (определения) его актуального и потенциального уровней развития, соматического состояния и т. д. и определяет пути коррекционно- педагогической работы в виде составления индивидуальной программы развития; - принцип сотрудничества между родителями и логопедом, родителями и детьми. Необходимо подчеркнуть, что родители будут искать поддержку и помощь специалиста, прислушиваться к нему и следовать его советам только тогда, когда профессионал видит в родителях не «объект своего воздействия», а равноправного партнёра по коррекционному процессу. Точно так же отношения между логопедом и ребёнком, родителями и ребёнком должны строиться по принципу личностно-ориентированной педагогики – на «уровне глаз» ребёнка, используя приём «глаза в глаза»; - принцип учёта интересов или принцип решения задач через интерес, что означает поддержку заинтересованности родителей в сотрудничестве; - принцип ведущей деятельности. В работе с родителями необходимо согласование действий в коррекционной деятельности различных специалистов, «ведущих» семью, например, психолога. Слайд 6 Именно логопед должен предпринять все, чтобы сделать семью партнером в своей работе, так как её участие в значительной степени определит эффективность коррекции. Основными формами взаимодействия логопеда с родителями являются: 7
 индивидуальные и групповые консультации;  семинары, обучающие методам коррекционной работы в домашних условиях;  практикумы, которые проходят для родителей в форме "Открытых занятий";  организация совместной работы взрослых и детей;  тренинги. Алгоритм действий логопеда включает в себя:  Организовать экскурсию родителей и детей в логопедический кабинет для ознакомления с местом проведения дальнейших занятий.  Знакомить родителей с методами и формами логопедической коррекции;  Знакомить родителей с дидактической базой логопедического кабинета и теми вспомогательными средствами, которые можно использовать в коррекции общего недоразвития речи, как во время занятий у логопеда, так и для продолжения логопедической работы с ребенком дома.  формировать информационную готовность родителей к проведению эффективной коррекционно-логопедической работы с детьми.  определить роль родителей в предстоящей коррекционно- логопедической работе. 8
Слайд 7 Обучение родителей педагогическим технологиям необходимо проводить непосредственно на занятиях с детьми, демонстрируя способы их применения, обеспечивая тем самым непрерывность педагогического процесса. Так, например, обучение навыкам элементарных форм фонематического анализа и синтеза осуществляется на совместных занятиях, где родители и дети предлагают друг другу игровые задания и ищут пути решения, используя разнообразные дидактические пособия: "Поющие лягушки", "Веселые звукарики", "Пирамида", "Слоговой поезд", компьютерная программа «Игры для Тигры» и др. Проведение совместных занятий с участием ребенка и родителя является наиболее эффективной, эмоционально яркой, часто используемой формой работы. На занятиях по постановке, автоматизации, дифференциации звуков предполагается включение в работу игр, изготовленных совместно родителями и детьми. Это оказывает положительный эффект на продуктивность занятия. В ходе сотрудничества с родителями широко используются вспомогательные (наглядные) средства: специальные "логопедические уголки"; тематические выставки, представленные аннотациями к книгам, по закреплению правильного звукопроизношения, обучению элементам грамоты; папки- передвижки с заданиями для домашнего выполнения с родителями и т.п. Если на организационном этапе их содержание составляла популярная информация о видах и причинах речевых нарушений, задачах коррекционно- логопедической и профилактической работы с детьми, то на основном этапе рассматриваются конкретные приемы закрепления у дошкольников, например, навыков правильного звукопроизношения, совершенствования грамматических средств речи, обучения элементам грамоты, которые рекомендуется использовать в семье. 9
Слайд 8 Так, на теоретических и практических семинарах, посвященным развитию мелкой моторики рук, родителям рассказывается об оказании благотворного влияния упражнений на развитие речевой функции; проводится обучение "играм с пальчиками", приемам массажа: поглаживанию, растиранию, разминанию, выжиманию; комплексу пассивной и активной гимнастики, завершающейся упражнениями на синхронизацию движений пальцев и речи. Речевой материал, для проведения домашних заданий, предлагается родителям на тренингах, открытых занятиях, на совместных занятиях родителя и ребенка. Так, на занятиях по развитию физиологического дыхания, силе и направлению воздушной струи родители могут вносить элемент соревнования, тем самым стимулируя детей к правильному выполнению упражнений "Кто спрятался?", "На чьем деревце танцуют листочки?" и т.д. Таким образом, осуществляется включение родителей в коррекционно-образовательный процесс, в решение его непосредственных задач по преодолению ОНР, заложенных в индивидуальных и групповых коррекционных программах. Слайд №9 Эффективность взаимодействия с родителями определяется психологическим настроем, возникающим у них в процессе постоянных контактов с логопедом, который проводит с ними  дифференцированную работу (с отдельными подгруппами родителей, выделяемыми в соответствии с различиями в речевом развитии детей и уровнем коррекционно-педагогической подготовки родителей), 10
 индивидуализированную работу, ориентированную на культурный и образовательный ценз каждой семьи, отношение ее членов к речевым трудностям ребенка и пр.,  помогает установлению между логопедом и родителями системы непрерывной и эффективной обратной связи,  превращению семьи в активного субъекта коррекционного процесса и осуществлению контроля за ходом и качеством проведения необходимой работы в семье. Слайд №10 Спасибо за внимание. Литература: 1. Бачина О.В., Самородова Л.Н. Взаимодействие логопеда и семьи ребенка с ОНР. М. «Сфера», 2009. 2. Давыдова О.И., Богославец Л.Г., Майер А.А. Работа с родителями в детском саду. Этнопедагогический подход. М. «Сфера», 2006. 3. Козина И.Б. Формирование мотивации к коррекционным занятиям у дошкольников. М., 2005 4. Миронова С.А. Развитие речи дошкольников на логопедических занятиях. М., 2007. 5. Степанова О.А. Организация логопедической работы в ДОУ. М., 2007 11
6. Перчаткина Е. Сотрудничество логопеда и родителей // Дошкольное воспитание. 1998г. № 11, с.47-49. 7. Журнал "Дошкольное воспитание" №12-2005 год. 8. Научно-методический журнал "Логопед" №1-2006 год. 9. Библиотека журнала "Логопед" О.В. Бачина, Л.Н. Самородова. 12