"Социальное партнерство детского сада и семьи в формировании у дошкольников эстетической культуры и художественного творчества"
Автор: Бушуева Анастасия Александровна Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ детский сад комбинированного вида № 49
Населённый пункт: г. Апатиты, Мурманская область
Наименование материала: сообщение из опыта работы
Тема: "Социальное партнерство детского сада и семьи в формировании у дошкольников эстетической культуры и художественного творчества"
ФОРМИРОВАНИИ У ДОШКОЛЬНИКОВ ЭСТЕТИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И
ХУДОЖЕСТВЕННОГО ТВОРЧЕСТВА
Бушуева А.А., воспитатель муниципального бюджетного дошкольного
образовательного учреждения детского сада комбинированного вида №49
Многогранным и неисчерпаемым средством эстетического воспитания является
искусство. Произведения искусства являются богатым источником радости, эстетического
наслаждения, духовного обогащения.
Искусство - особая форма познания и отражения жизни в художественных образах,
важнейшая часть культуры и средство нравственно - эстетического, эмоционального и
художественного развития детей. Обучение элементарным навыкам изобразительной
деятельности перенесено на более широкие цели.
Художественно-эстетическое воспитание — это целенаправленный, систематический
процесс воздействия на личность ребенка с целью развития у него способности видеть
красоту окружающего мира, искусства и создавать ее.
Существуют различные определения понятия "художественно-эстетическое
воспитание", но, рассмотрев лишь некоторые из них, уже можно выделить основные
положения, говорящие о его сущности.
Во-первых, это процесс целенаправленного
воспитания чувства прекрасного. Во-вторых, это формирование способности воспринимать и
видеть красоту в искусстве и жизни, оценивать ее. В-третьих, задача
художественно-
эстетического воспитания заключается в формировании художественного вкуса. И, наконец,
в-четвертых, - развитие способности к самостоятельному творчеству и созданию
прекрасного, развитие умения творчески создавать продукты ручного творчества.
Своеобразное понимание сущности художественно-эстетического воспитания обусловливает
и различные подходы к его целям:
- развитие готовности личности к восприятию, освоению, оценке эстетических
объектов в искусстве и действительности;
- совершенствование эстетического сознания;
- включение в гармоничное саморазвитие;
- формирование творческих спо
собностей в области художественной, духовной,
физической культуры.
Содержание эстетического воспитания дошкольников включает в себя изучение
элементов теории эстетики; систематическое общение с художественной культурой;
организованное участие в художественном творчестве. Все это представлено в «Про
грамме
воспитания и обучения в детском саду» в следующих блоках: ху
дожественная литература
(приобщение детей к высокохудожественно литературе, формирование запаса литературно-
художественных впечатлений); изобразительное искусство (развитие способности к
изобразительной деятельности); художественная декоративная деятельность; музыка
(слушание музыки, играна музыкальных инструментах).
Каждой группе задач эстетического воспитания соответствуют свои методы. Первая
группа методов направлена на приобщение детей к ис
кусству, развитие у дошкольников
эстетического вкуса, понимание пре красного. Ведущими методами для решения этих задач
являются: показ, наблюдение, объяснение, анализ, пример взрослого. Вторая группа мето дов
направлена на формирование навыков художественной деятельно
сти. В качестве ведущих
воспитателем используются практические ме
тоды: показ, упражнение, объяснение,
моделирование, совместно-раз
дельная деятельность. Выбор форм, методов и средств
художественно-эстетического воспитания дошкольников определяется целями, задачами,
возрастными и индивидуальными особенностями детей.
Дошкольникам доступны почти все виды художественной деятельности —
составление рассказов, придумывание стихов, пение, рисование, лепка. Естественно, они
имеют у них большое своеобразие, которое выражается в наивном, непосредственном
отображении действительности, в необыкновенной искренности, в вере в правдивость
изображаемого, в отсутствии заботы о зрителях и слушателях. Уже на этом этапе происходит
развитие художественных творческих способностей детей, которые проявляются в
возникновении замысла, в претворении его в деятельности, в умении комбинировать свои
знания и впечатления, в большой искренности при выражении чувств и мыслей.
Целенаправленная работа по ознакомлению с искусством начинается со второй
младшей группы, но это не означает, что в предшествующий период в этой сфере ничего не
делается: работа по сенсорному развитию, ознакомлению с окружающим миром,
художественной литературой, музыкой составляет, по сути, подготовительный этап
ознакомления с искусством.
К концу третьего года жизни ребенок усваивает основные представления о цвете,
величине, форме; слушает сказки, заучивает песенки-потешки, учится отгадывать загадки,
знакомится с книгой и правилами обращения с ней, рассматривает иллюстрации, учится
сравнивать реальную действительность с ее изображениями на картинках, рассматривает
пейзажи, вместе с воспитателем вспоминает, что видел на прогулке. Детей этого возраста
знакомят с народной игрушкой, игрушкой — забавой из дерева (пирамидки, матрешки,
мисочки), дают малышам возможность действовать с ними (рассматривать, разбирать,
складывать).
В возрасте 1,5-2 лет можно организовать первое посещение выставки елочных
украшений, игрушек, цветов. С двух лет малышам дома или в группе детского сада можно
показывать кукольный театр — сначала при свете, а потом в полумраке. Для показа
целесообразно отбирать знакомые детям игрушки и разыгрывать мини-спектакли, как по
сказкам, так и на основе житейских ситуаций. Постепенно к показу можно при влекать самих
детей: они уже в состоянии оказать взрослому посильную помощь.
Механизмом интеграции является образ, создаваемый средствами разных видов
искусства, художественной деятельности:
– в литературе средство выразительности – слово (образные определения, эпитеты,
сравнения);
– в театрализованной деятельности выразительные средства драматизации –
движения, жесты, мимика, голос, интонация;
– в изобразительной деятельности – рисунок (форма, величина, цвет), лепка (форма,
объём, пропорции), аппликация (форма, цвет, композиция);
– в музыке – мелодия, ритм, гармония, динамика, интонация и др.
Все художественно-творческие виды деятельности выполняют терапевтическую
функцию, отвлекая детей от грустных, печальных событий, снимая нервное напряжение,
страхи, вызывают радостное приподнятое настроение, успокаивают, создают обстановку
эмоционального благополучия.
Реализация задач художественно-эстетического воспитания наиболее оптимально
будет осуществляться при следующих условиях:
1.
Максимальный учет возрастных и индивидуальных особенностей детей.
2.
Основой художественно-эстетического воспитания является искусство и окружающая
жизнь.
3.
Взаимосвязь художественно-творческой деятельности самих детей с воспитательно-
образовательной работой, дающей разнообразную пищу для развития восприятия,
образных представлений, воображения и творчества.
4.
Интеграция различных видов искусства и разнообразных видов художественно-
творческой деятельности, способст
вующая более глубокому эстетическому
осмыслению действительности, искусства и собственного художественного
творчества; формированию образных представлений, образного, ассоциативного
мышления и воображения.
5.
Уважительное отношение к результатам творчества детей, широкого включения их
произведений в жизнь дошкольного образовательного учреждения.
6.
Организация выставок, концертов, создание эстетической развивающей среды и др.
7.
Вариативность содержания, форм и методов работы с детьми по разным
направлениям эстетического воспитания.
8.
Обеспечение преемственности в художественно-эстетическом воспитании между
всеми возрастными группами детского сада, а также между детским садом и
начальной школой.
9.
Широкая опора на региональный материал, его специфику: природу, искусство — как
классическое, так и народное. Знакомство с современным искусством и его творцами,
работающими в поселке, городе, крае. Познание детьми достопримечательностей, их
окружающих, знаменательных событий.
Ведущее место в осуществлении эстетического воспитания принадлежит детскому саду.
Но велика и роль семьи. Только при единстве воздействий детского сада и семьи возможно
полноценное осуществление задач эстетического воспитания. Не каждый из детей станет
музыкантом или художником, но у каждого ребенка можно и нужно воспитывать любовь и
интерес к искусству, развивать эстетический вкус, музыкальный слух, элементарные навыки
рисования.Работа с семьей является
сложной задачей, как в организационном,
так и в психолого-педагогическом
плане.При этом используются различные
формы и методы. Это могут быть общие
родительские собрания, групповые,
тематические выставки детских работ,
конкурсные программы, проекты,
консультации и т.д.
Так, например, в рамках работы
родительского клуба «Педагогика для
всех», мы проводим собрания на различные
актуальные темы, устраиваем мастер-
классы с участием детей и родителей. Из
рисунков, выполненных дома, вместе с
родителями, создаем альбомы и книги. Все это способствует формированию активной
родительской позиции,
повышает
педагогическую компетентность родителей
, интерес
родителей к участию в различных мероприятиях вместе с детьми, помогает установить
доверительные, доброжелательные и партнерские отношения ДОУ и семьи.
Художественно эстетическое воспитание дошкольников не только формирует
художественно эстетическое отношение детей к искусству и действительности, но и
параллельно вносит весомый вклад во всестороннее развитие ребёнка. Художественно
эстетическое воспитание способствует формированию нравственности человека, расширяя
его познания об обществе, природе и мире в целом.
Умение чувствовать, понимать и ценить прекрасное не приходит само, его надо
систематически развивать с ранних лет. Стремиться к этой цели – это и значит осуществлять
эстетическое воспитание, которое способствует развитию гармонической личности.