"Социальное партнерство детского сада и семьи в формировании у дошкольников эстетической культуры и художественного творчества"

Автор: Бушуева Анастасия Александровна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ детский сад комбинированного вида № 49
Населённый пункт: г. Апатиты, Мурманская область
Наименование материала: сообщение из опыта работы
Тема: "Социальное партнерство детского сада и семьи в формировании у дошкольников эстетической культуры и художественного творчества"
Дата публикации: 09.02.2016







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации


СОЦИАЛЬНОЕ ПАРТНЕРСТВО ДЕТСКОГО САДА И СЕМЬИ В

ФОРМИРОВАНИИ У ДОШКОЛЬНИКОВ ЭСТЕТИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И

ХУДОЖЕСТВЕННОГО ТВОРЧЕСТВА
Бушуева А.А., воспитатель муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детского сада комбинированного вида №49 Многогранным и неисчерпаемым средством эстетического воспитания является искусство. Произведения искусства являются богатым источником радости, эстетического наслаждения, духовного обогащения. Искусство - особая форма познания и отражения жизни в художественных образах, важнейшая часть культуры и средство нравственно - эстетического, эмоционального и художественного развития детей. Обучение элементарным навыкам изобразительной деятельности перенесено на более широкие цели. Художественно-эстетическое воспитание — это целенаправленный, систематический процесс воздействия на личность ребенка с целью развития у него способности видеть красоту окружающего мира, искусства и создавать ее. Существуют различные определения понятия "художественно-эстетическое воспитание", но, рассмотрев лишь некоторые из них, уже можно выделить основные положения, говорящие о его сущности. Во-первых, это процесс целенаправленного воспитания чувства прекрасного. Во-вторых, это формирование способности воспринимать и видеть красоту в искусстве и жизни, оценивать ее. В-третьих, задача художественно- эстетического воспитания заключается в формировании художественного вкуса. И, наконец, в-четвертых, - развитие способности к самостоятельному творчеству и созданию прекрасного, развитие умения творчески создавать продукты ручного творчества. Своеобразное понимание сущности художественно-эстетического воспитания обусловливает и различные подходы к его целям: - развитие готовности личности к восприятию, освоению, оценке эстетических объектов в искусстве и действительности; - совершенствование эстетического сознания; - включение в гармоничное саморазвитие; - формирование творческих спо собностей в области художественной, духовной, физической культуры. Содержание эстетического воспитания дошкольников включает в себя изучение элементов теории эстетики; систематическое общение с художественной культурой; организованное участие в художественном творчестве. Все это представлено в «Про грамме воспитания и обучения в детском саду» в следующих блоках: ху дожественная литература (приобщение детей к высокохудожественно литературе, формирование запаса литературно- художественных впечатлений); изобразительное искусство (развитие способности к изобразительной деятельности); художественная декоративная деятельность; музыка (слушание музыки, играна музыкальных инструментах). Каждой группе задач эстетического воспитания соответствуют свои методы. Первая группа методов направлена на приобщение детей к ис кусству, развитие у дошкольников эстетического вкуса, понимание пре красного. Ведущими методами для решения этих задач являются: показ, наблюдение, объяснение, анализ, пример взрослого. Вторая группа мето дов направлена на формирование навыков художественной деятельно сти. В качестве ведущих воспитателем используются практические ме тоды: показ, упражнение, объяснение, моделирование, совместно-раз дельная деятельность. Выбор форм, методов и средств художественно-эстетического воспитания дошкольников определяется целями, задачами, возрастными и индивидуальными особенностями детей.
Дошкольникам доступны почти все виды художественной деятельности — составление рассказов, придумывание стихов, пение, рисование, лепка. Естественно, они имеют у них большое своеобразие, которое выражается в наивном, непосредственном отображении действительности, в необыкновенной искренности, в вере в правдивость изображаемого, в отсутствии заботы о зрителях и слушателях. Уже на этом этапе происходит развитие художественных творческих способностей детей, которые проявляются в возникновении замысла, в претворении его в деятельности, в умении комбинировать свои знания и впечатления, в большой искренности при выражении чувств и мыслей. Целенаправленная работа по ознакомлению с искусством начинается со второй младшей группы, но это не означает, что в предшествующий период в этой сфере ничего не делается: работа по сенсорному развитию, ознакомлению с окружающим миром, художественной литературой, музыкой составляет, по сути, подготовительный этап ознакомления с искусством. К концу третьего года жизни ребенок усваивает основные представления о цвете, величине, форме; слушает сказки, заучивает песенки-потешки, учится отгадывать загадки, знакомится с книгой и правилами обращения с ней, рассматривает иллюстрации, учится сравнивать реальную действительность с ее изображениями на картинках, рассматривает пейзажи, вместе с воспитателем вспоминает, что видел на прогулке. Детей этого возраста знакомят с народной игрушкой, игрушкой — забавой из дерева (пирамидки, матрешки, мисочки), дают малышам возможность действовать с ними (рассматривать, разбирать, складывать). В возрасте 1,5-2 лет можно организовать первое посещение выставки елочных украшений, игрушек, цветов. С двух лет малышам дома или в группе детского сада можно показывать кукольный театр — сначала при свете, а потом в полумраке. Для показа целесообразно отбирать знакомые детям игрушки и разыгрывать мини-спектакли, как по сказкам, так и на основе житейских ситуаций. Постепенно к показу можно при влекать самих детей: они уже в состоянии оказать взрослому посильную помощь. Механизмом интеграции является образ, создаваемый средствами разных видов искусства, художественной деятельности: – в литературе средство выразительности – слово (образные определения, эпитеты, сравнения); – в театрализованной деятельности выразительные средства драматизации – движения, жесты, мимика, голос, интонация; – в изобразительной деятельности – рисунок (форма, величина, цвет), лепка (форма, объём, пропорции), аппликация (форма, цвет, композиция); – в музыке – мелодия, ритм, гармония, динамика, интонация и др. Все художественно-творческие виды деятельности выполняют терапевтическую функцию, отвлекая детей от грустных, печальных событий, снимая нервное напряжение, страхи, вызывают радостное приподнятое настроение, успокаивают, создают обстановку эмоционального благополучия. Реализация задач художественно-эстетического воспитания наиболее оптимально будет осуществляться при следующих условиях: 1. Максимальный учет возрастных и индивидуальных особенностей детей. 2. Основой художественно-эстетического воспитания является искусство и окружающая жизнь. 3. Взаимосвязь художественно-творческой деятельности самих детей с воспитательно- образовательной работой, дающей разнообразную пищу для развития восприятия, образных представлений, воображения и творчества. 4. Интеграция различных видов искусства и разнообразных видов художественно- творческой деятельности, способст вующая более глубокому эстетическому осмыслению действительности, искусства и собственного художественного
творчества; формированию образных представлений, образного, ассоциативного мышления и воображения. 5. Уважительное отношение к результатам творчества детей, широкого включения их произведений в жизнь дошкольного образовательного учреждения. 6. Организация выставок, концертов, создание эстетической развивающей среды и др. 7. Вариативность содержания, форм и методов работы с детьми по разным направлениям эстетического воспитания. 8. Обеспечение преемственности в художественно-эстетическом воспитании между всеми возрастными группами детского сада, а также между детским садом и начальной школой. 9. Широкая опора на региональный материал, его специфику: природу, искусство — как классическое, так и народное. Знакомство с современным искусством и его творцами, работающими в поселке, городе, крае. Познание детьми достопримечательностей, их окружающих, знаменательных событий. Ведущее место в осуществлении эстетического воспитания принадлежит детскому саду. Но велика и роль семьи. Только при единстве воздействий детского сада и семьи возможно полноценное осуществление задач эстетического воспитания. Не каждый из детей станет музыкантом или художником, но у каждого ребенка можно и нужно воспитывать любовь и интерес к искусству, развивать эстетический вкус, музыкальный слух, элементарные навыки рисования.Работа с семьей является сложной задачей, как в организационном, так и в психолого-педагогическом плане.При этом используются различные формы и методы. Это могут быть общие родительские собрания, групповые, тематические выставки детских работ, конкурсные программы, проекты, консультации и т.д. Так, например, в рамках работы родительского клуба «Педагогика для всех», мы проводим собрания на различные актуальные темы, устраиваем мастер- классы с участием детей и родителей. Из рисунков, выполненных дома, вместе с родителями, создаем альбомы и книги. Все это способствует формированию активной родительской позиции, повышает педагогическую компетентность родителей , интерес родителей к участию в различных мероприятиях вместе с детьми, помогает установить доверительные, доброжелательные и партнерские отношения ДОУ и семьи. Художественно эстетическое воспитание дошкольников не только формирует художественно эстетическое отношение детей к искусству и действительности, но и параллельно вносит весомый вклад во всестороннее развитие ребёнка. Художественно эстетическое воспитание способствует формированию нравственности человека, расширяя его познания об обществе, природе и мире в целом. Умение чувствовать, понимать и ценить прекрасное не приходит само, его надо систематически развивать с ранних лет. Стремиться к этой цели – это и значит осуществлять эстетическое воспитание, которое способствует развитию гармонической личности.