Напоминание

"Учебная программа по истории 7 класс ФГОС".

Автор: Каткова Светлана Владимировна
Должность: учитель истории и обществознания
Учебное заведение: МОУ СОШ №2
Населённый пункт: город Вязьма, Смоленская область
Наименование материала: учебная программа
Тема: "Учебная программа по истории 7 класс ФГОС".







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации


Раздел № 1 ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Преподавание истории в 7 классе рассчитано на 68 часов – 2 часа в неделю. Предполагается, что в начале идет изучение всеобщей истории, которая представлена Новой историей, I часть (конец XV – конец XVIII веков). Во втором полугодии изучается история России со второй половины XVI века до конца XVIII века. Далее отдельно разбираются особенности преподавания этих курсов. Рабочая программа по Новой истории разработана на основе программы курса и тематического планирования С.В. Агафонова и О.В. Дмитриевой к учебнику О.В. Дмитриевой «Всеобщая история. История Нового времени». Программа полностью соответствует стандарту основного общего образования (5-9 кл.) На изучение истории Нового времени отведено 28 часов. Преподавание курса «Всеобщая история» в 7 классе ве дется по учебнику О.В. Дмитриевой, входящего в предметную линию учебни ков, выпущенных издательством «Русское слово - РС». Это обеспечивает системность и преемственность знаний по всемирной истории, позволяет сформи ровать целостное представление о мировой цивилизации и исторических про цессах. Данный учебно- методический комплекс входит в федеральный перечень учебников на 2014-2015 учебный год и рекомендован МО РФ. Преподавание курса «История России. XVII – XVIII века» в 7 классе ведется по учебнику Е.В. Пчелова, который входит в федеральный перечень учебников на 2014-2015 учебный год и рекомендован МО РФ. Кроме того, он логически продолжает курс истории России с древнейших времен до конца Х VI века, способствуя формированию у учащихся целостно го представления об истории нашей Родины, приобщении их к культурным и националь ным традициям России, воспитанию патриотизма. Данная программа составлена на основе программы курса Пчелова Е.В. и полностью соответствует стандарту основного общего образования. На изучение истории России отведено 40 часов, включая 4 часа резервного времени, необходимого для изучения эпохи правления Ивана Грозного и закрепления изученного материала.
Цели курса:

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ:

Познакомить учащихся 7 класса с:
 хронологическими рамками и основными периодами раннего Нового времени;  основными путями развития государств в раннее Новое время;  ключевыми событиями изучаемого периода;  выдающимися деятелями политики, религии и культуры и их деятельностью;  культурой, культурными нормами и ценностями различных слоев на селения в различных государствах и их эволюцией.  основными этапами развития российского государства ХVII - XVIII веков;
ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ:

Способствовать:
воспитанию уважения к истории и традициям различных народов, к правам и свободам человека, демократическим принципам общественной жизни;  формированию ценностных ориентаций в ходе ознакомления с исторически сложившимися культурными, религиозными, этно-национальными традициями;  применению знаний и представлений об исторически сложившихся системах социальных норм и ценностей для жизни в поликультурном, полиэтничном И много конфессиональном обществе, участию в межкультурном взаимодейст вии, толерантного отношения к представителям других народов и стран.
РАЗВИВАЮЩИЕ:

Содействовать:
 развитию информационной культуры;  развитию мыслительных операций: анализ, сравнение, обобщение;  развитию навыков самостоятельной работы с различными видами источников;  развитию навыков подготовки сообщений, докладов и представления своих работ.
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС

1. Дмитриева О.В. Новая история. Конец Х V-XVIII век: Учебник для 7 класса. М.: 000 «ТИД «Русское слово - РС», 2013 2. Пчелов Е.В. История России. Х VII - Х VIII века. Учебник для 7 класса основ ной школы. М.: 000 «Торгово-издательский дом «Русское слово - РС», 2014 3. Пчелов Е.В. Программа курсов «История России с древнейших времен до конца XVIII века». Для 6-7 классов основной школы. М.: 000 «Торгово издательский дом «Русское слово - РС», 2006 4. С.В. Агафонова, О.В. Дмитриева «Программа курса и тематическое планирование к учебнику О.В. Дмитриевой «Всеобщая история. История Нового времени. 7 класс», Москва «Русское слово» 2007 5. С.В. Агафонов «Схемы по всеобщей истории.7 класс к учебнику О.В. Дмитриевой «Новая история. Конец XV-XVIII вв.», Москва «Русское слово» 2008 6. С.В. Агафонов «Схемы по истории России. 7 класс. К учебнику Е.В. Пчелова «История России. XVII-XVIII вв.», Москва «Русское слово», 2008
Раздел № 2 Тематическое планирование

№ раздела (главы) Наименование темы, раздела Всего часов По авторской программе Сроки прохожд ения Кол-во контрольных, практических, лабораторных работ
История Нового времени

28

часов

28-29

часов
1
Введение в новую историю
1 1 2
Часть I Раннее Новое время
16 15 Проверочная работа 3
Часть II Эпоха Просвещения
8 7 Проверочная работа 4
Часть III Страны Востока в XVI-XVII вв.
2 2 5
Итоговое повторение.
1 1 Контрольная работа
Примечание
: на изучение тем «Раннее Новое время» и «Эпоха Просвещения» добавлены 2 часа резерва, предусмотренных авторской программой на реализацию регионального компонента и компонента образовательного учреждения
История России

40

часов

36 часов
1
Тема №1 Российское государство в XVI

веке.
4 1 Проверочная работа 2
Тема №2 Смутное время
6 6 Проверочная работа 3
Тема №3. Россия при первых Романовых
8 8 Проверочная работа 4
Тема №4 Эпоха реформ Петра I
8 8 Проверочная работа 5
Тема №5. Россия после Петра Великого
5 5 Проверочная работа 6
Тема №6 «Золотой век» Екатерины

Великой
8 8 Проверочная работа 7
Итоговое повторение
1 Контрольная работа
Примечание
: в рабочую программу добавлены часы резерва на изучение темы «Российское государство в XVI веке», связанные с изучением правления Ивана Грозного в соответствии со стандартом основного общего образования и один час на итоговое повторения курса. В некоторые темы по истории России включен материал по историческому краеведению, в связи с тем, что с 2014-2015 года в 9-м классе нет отдельного предмета «Историческое краеведение» и основные темы согласно планированию по этому предмету включены в курс истории России с 6-го по 9-й класс. В поурочно- тематическом планировании эти темы помечены курсивом.


Раздел № 3 Календарное поурочно-тематическое планирование курса Новая история

(28 часов)

№ урока Тема Федеральный компонент государственного образовательного стандарта, примерная программа на основе стандарта основного общего образования Кол-во часов УМК § Проверочные, контрольные работы Дата план факт 1 Введение в новую историю Новая история – период Всеобщей истории. Хронологические рамки Новой истории. Периодизация Новой истории 1 Стр.6-8
Раздел I Раннее Новое

время
16 часов Гл. 1. Великие географические открытия
.
2 2 Великие географические открытия Путешествия В. да Гамы, Х. Колумба, Ф. Магеллана. Открытие европейцами Америки, торговых путей в Азию. Захват и освоение европейцами Нового Совета. Порабощение населения завоеванных территорий. Э. Кортес. Ф. Писарро. Начало создания колониальных империй. Пиратство. Ф. Дрейк. Новый и Старый Свет: время перемен. 1 1 3 Начало колониальных захватов и создания колониальных империй. 1 2 Гл.2. Меняющийся облик Европы. 3 часа 4,5 Развитие техники и изменение образа жизни людей в Новое время 2 3,5 6 Зарождение капиталистических отношений. Начало процесса модернизации в Европе в XVI-XVII вв. Зарождение капиталистических отношений. Буржуазия и наемные рабочие. Совершенствование техники. Возникновение мануфактур, развитие товарного производства. Торговые компании 1 4

Календарное поурочно-тематическое планирование курса истории России

(40 часов+история и культура Смоленщины 17 часов)



урока

Тема
Федеральный компонент государственного образовательного стандарта, примерная программа на основе стандарта основного общего образования
Кол-во

часов

УМК

§

Проверочные,

контрольные

работы

Дата

План

Факт

Тема №1 Создание

Московского царства.

10

часов
1 Завершение объединения русских земель. Условия развития страны XV в.: территория, население, характер экономики. Предпосылки централизации страны. Василий III. 1 1 2,3 Внутренняя политика России в XVI веке при Иване Грозном Иван IV Грозный. Установление царской власти. Реформы 50-60-х гг. XVI в. Земские соборы. 2 2 4,5 Внешняя политика России в XVI веке Расширение территории государства (присоединение Казанского и Астраханского ханств, Западной Сибири). Ермак. Освоение Дикого поля. Казачество. Борьба за Балтийское побережье. Ливонская война. Разгром Ливонского ордена. Итоги войны. 2 3-4
6 Опричнина: причины, сущность, последствия. Конец династии Рюриковичей. Опричнина. Становление самодержавной сословно-представительной монархии. Конец династии Рюриковичей. 1 5
1

Смоленские земли в

составе Московского

государства.

Смоленщина и Ливонская война.

1

15

2

Строительство

Смоленской крепостной

стены.

Ф. Конь. Б. Годунов. «Ожерелье

земли русской»

1

16
7 8,9 Русская православная церковь. Русская культура в XVI веке. Влияние централизации страны на культурную жизнь. Публицистика. «Сказание о князьях Владимирских». Летописные своды. Начало русского книгопечатания. Иван Федоров. Оборонительное зодчество. Строительство шатровых храмов. Дионисий. Быт и нравы. «Домострой». 1 2 6 7-8 10 Повторительно-обобщающий урок. 1 Повт р.1 Урок-викторина
Тема №2 Смутное время

9 часов
11,12 В преддверии Смуты. Смутное время. Царь Федор Иванович. Пресечение династии Рюриковичей. Б.Годунов. Установление крепостного права. Династические, социальные и международные причины Смуты. 2 9 13 Лжедмитрий Первый Самозванство и его истоки. 1 10 14,15 Царь Василий Шуйский В. Шуйский. Восстание И. Болотникова. Агрессия Речи Посполитой и Швеции. 2 11 16 Лжедмитрий Второй. Вторжение . 1 12
17 Междуцарствие Семибоярщина. 1 13 18,19 Второе ополчение и освобождение Москвы. Итоги развития государства после Смутного времени. Борьба против внешней экспансии. К.Минин. Д.Пожарский. Окончание Смуты. 2 14 Проверочная работа Проверочная работа
3

Смоленщина в начале 17

века.

Гражданская война. Оборона

Смоленска 1609-1611гг.

1

17

Тема №3. Россия при первых

Романовых

21 час
20,21 Правление Михаила Федоровича Ликвидация последствий Смуты. Земский Собор 1613 г.: воцарение Романовых. Царь Михаил Федорович. Патриарх Филарет. Восстановление органов власти и экономики страны. Соглашения с Речью Посполитой и Турцией. Смоленская война. 2 15 22,23 Царь Алексей Михайлович Царь Алексей Михайлович. Шаги к абсолютизму. «Соборное Уложение» 1649 г. Центральное и местное управление. Приказная система. Окончательное оформление крепостного права. Прикрепление городского населения к посадам. 2 16 24,25 Россия в XVII веке.. Развитие торговых связей. Новоторговый устав. Начало складывания всероссийского рынка. Ярмарки. Развитие мелкотоварного производства. Мануфактуры. 2 17-18 26 Русская деревня в 17 веке. Развитие сельского хозяйства. Зарождение капиталистических черт. 1 19 27,28 Присоединение Украины к России Основные направления внешней политики России во второй половине XVII в. Запорожская сечь. Освободительная война 1648-1654 гг. под руководством Б. 2 20
Хмельницкого. Переяславская Рада. Вхождение Левобережной Украины в состав России. Русско-польская война. Русско-шведские и русско-турецкие отношения во второй половине XVII в. 29 Раскол в русской православной церкви. Раскол в русской православной церкви. Никон и Аввакум. 2 21 30 Народные волнения в 1660- 1670-е гг. Социальные движения второй половины XVII в. Медный бунт. Восстание С.Разина. 1 22 31,32 Наследники Алексея Михайловича. Начало правления Петра I Царь Федор Алексеевич. Отмена местничества. Предпосылки реформ первой четверти XVIII в. Стрелецкие восстания. Регентство Софьи Воцарение Петра I. Азовские походы. Создание флота и регулярной армии. Строительство мануфактур и заводов. Великое посольство. 2 23 33,34 Освоение Сибири и Дальнего Востока в XVII веке. Территория и хозяйство России в первой половине XVII в. Освоение Сибири, Дальнего Востока, Дикого Поля. Завершение присоединения Сибири 2 24 34,35 Просвещение, литература и театр в XVII веке. Обмирщение культуры в XVII в. Быт и нравы допетровской Руси. Расширение культурных связей с Западной Европой. Славяно-греко-латинская академия. Русские землепроходцы. Последние летописи. Новые жанры в литературе. «Дивное узорочье» в зодчестве XVII в. Московское барокко. Симон Ушаков. Парсуна. 2 25 36,37 Искусство XVIIвека: архитектура, живопись, литература, прикладные виды искусства. 2 26 38 Жизнь и быт различных сословий. Семейные отношения в России. 1 27

4,5

Смоленское воеводство в

составе Речи

Посполитой.

Развитие хозяйства.

Магдебургское право. Религия и

культура.

2

18

6,7

Борьба за Смоленск.

Присоединение

смоленских земель к

России.

Смоленская война 1632-1634гг.

Присоединение смоленских земель

к России.

2

19

8,9

Смоленский край во

второй половине 17 века.

Развитие хозяйства и появление

новых черт.

2

20

Тема №4 Эпоха реформ

Петра I

8 часов

10

Смоленский край в 1

половине 18в.

Северная война. Образование

Смоленской губернии.

1

21

11

Культурное развитие

Смоленщины во 2 пол.

17-1пол.18века.

Просвещение,

градостроительство, искусство.

1

22

12,13

Экономическое развитие

края во 2 пол 18в.

Развитие промышленности.

Отхожие промыслы крестьян.

2

23

04.04

14

Социально-

политическое развитие

во 2 пол 18в.

Административное устройство.

Крестьянские выступления.

Тайный кружок Каховского.

1

24

08.04

15

«Усерднейший сын

Отечества»

Г.А.Потёмкин.

1

25

11.04

16

Культура 2 пол 18 в.

1

26

18.04

17

Итоговое повторение.

1

22.04
39,40 Повторительно-обобщающие уроки. Повторение, учебная игра «История России 16-17 веков» 2
Раздел № 4 Требования к уровню подготовки семиклассников:


В результате изучения новой истории, часть 1 (конец ХV - конец XVIII в.в.) ученик должен:

знать/понимать:
 основные этапы и ключевые события всеобщей истории и истории России с конца Х V по ко нец Х VIII века; выдающихся деятелей всеобщей истории изучаемого периода;  важнейшие достижения культуры и системы ценностей, сформировавшиеся в ходе исторического развития;  изученные виды исторических источников;
уметь:
 соотносить даты событий всеобщей истории с веком; определять последова тельность и длительность важнейших событий всеобщей истории нового времени;  использовать текст исторического источника при ответе на вопросы, реше нии различных учебных задач; сравнивать свидетельства разных источников;  показывать на исторической карте территории расселения народов, границы государств, города, места значительных исторических событий;  рассказывать о важнейших исторических событиях и их участниках, показы вая знание необходимых фактов, дат, терминов; давать описание историче ских событий и памятников культуры на основе текста и иллюстративного материала учебника, фрагментов исторических источников; использовать приобретенные знания при написании творческих работ (в том числе сочи нений), отчетов об экскурсиях, рефератов;  соотносить общие исторические процессы и отдельные факты; выявлять су щественные черты исторических процессов, явлений и событий; группировать исторические явления и события по заданному признаку; объяснять смысл изученных исторических понятий и терминов, выявлять общность и различия сравниваемых исторических событий и явлений; определять на ос нове учебного материала причины и следствия важнейших исторических событий;  объяснять свое отношение к наиболее значительным событиям и личностям всеобщей истории изучаемого периода, достижениям мировой культуры;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
 понимания исторических причин и исторического значения событий и явлений современной жизни;  высказывания собственных суждений об историческом наследии народов мира;  объяснения исторически сложившихся норм социального поведения;  использования знаний об историческом пути и традициях народов мира в общении с людьми другой культуры, национальной и религиозной принадлежности.
Общие требования к уровню подготовки семиклассников:

В результате изучения истории России и Всеобщей истории ученики должны
: 1) определять и объяснять исторические понятия;
2) выделять главную мысль, идею в учебнике, рассказе учителя, документе; 3) обобщать исторические явления и события, устанавливать их взаимосвязь, определять их причины и следствия; 4) анализировать исторические источники; 5) определять личную точку зрения, уметь ее формулировать и аргументировать; 6) обладать необходимыми коммуникативными умениями: владеть устной и письменной речью, вести диалог, монологическую речь, участвовать в дискуссии, выступать с сообщениями и докладами; 7) знать даты, исторические события и давать им оценку; 8) уметь работать с исторической картой, извлекать из нее необходимую информацию; 9) участвовать в групповых формах работы, в ролевых играх.