"Интегрированные занятия по математике в средней группе детского сада"

Автор: Тимощенко Екатерина Сергеевна
Должность: старший воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ №1 "Аленький цветочек"
Населённый пункт: город Подольск, Московская область
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "Интегрированные занятия по математике в средней группе детского сада"
Дата публикации: 06.10.2015







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации

Существенной стороной подготовки ребенка к школе является воспитание у него внутренней потребности в знаниях, проявляющимся в познавательном интересе. Наша задача позаботиться о прочном усвоении детьми знаний предусмотренных программой и что особенно важно, развить у детей интерес к знаниям, самостоятельности и гибкости мышления, смекалки и сообразительности, умение делать простые обобщения и доказывать правильность тех или иных суждений. Для решения этих задач каждый педагог выбирает наиболее, на его взгляд, приемлемую форму проведения занятий (комплексное, комбинированное и т.п.), так поступала и я, но в 2006- 2007 учебном году – получив тему городского методического объединения, я столкнулась с новой формой занятий «интегрированными». Цель данной работы: изучить целесообразность проведения интегрированных занятий с детьми дошкольного возраста. Из этой цели вытекают следующие задачи:  Изучить и конкретизировать представления об интегрированных занятиях с детьми дошкольного возраста;  Апробировать интегрированное обучение через занятия по развитию элементарных представлений с детьми среднего дошкольного возраста;  Выявить особенности интегрированных занятий с детьми дошкольного возраста. В отечественной литературе представлено несколько трактовок понятия «интеграция»: В толковом словаре Ожегова предлагают следующую трактовку понятия «интеграция» (от латинского - восстановление, восполнение, от integer – целый). 1.) Понятие, означающее состояние отдельных дифференцирующих частей и функции системы организма в целом, а так же процесс, ведущий к такому состоянию. 2) процесс сближения и связи наук, происходящий наряду с процессами их дифференциации. Педагогическая энциклопедия предлагает следующие объяснения данного понятия: «интеграция – сторона процесса развития, связанная с объединением в целое ране разрозненных частей и элементов. Интеграция характеризуется ростом объема и интенсивностью взаимосвязей и упорядочиванием и самоорганизацией в некое целое образование с появлением качественно новых связей». Готовясь к данной теме, мы начали с анализа имеющийся педагогической литературы. Но источников оказалось не много и не в одном четкого определения мы не нашли.
Хотя понятие «интегрированное обучение» само по себе и не ново, общий смысл того что мы называем «интегрированным обучением» встречается еще в философских работах А.Ахлибинского, П.В.Конника, В.Г.Левина, Б.Р.Юдина других определены контуры понятия «интеграция», выделены характеристики интегрированных процессов и целостностей. В исследованиях В.В.Ванслова, Ю.Б.Борева, М.С.Кагана описаны способы интеграции, лежащие в основе механизма образования различных целостностей. В качестве психологического обоснования проблемы интегрированного обучения выступают идеи развивающего обучения Л.А.Венгера, П.Я.Гальперина, А.В.Запорожца, и других, основанные на учении Л.С.Выготского о соотношении обучения и развития, концепции амплификации психического развития дошкольника, однако интегрированные занятия специально не исследовались как форма интегрированного обучения, а исследовались в рамках проблемы взаимосвязи содержания разделов учебной деятельности. Таким образом, прежде чем начать работу с детьми через интегрированные занятия, перед нами встала необходимость развести три понятия: «комплексное», «комбинированное» и «интегрированное» занятия.
Комплексное занятие -
одновременно несколько дидактических задач, связанных единым содержанием.
Интегрированное занятие
- (это более глубокая форма взаимосвязи разных видов деятельности). В интегрированных занятиях не все компоненты включены в занятие на равных основаниях, что-то выступает стержнем, вокруг которого объединяются остальные.
Комбинированное занятие
– имеет несколько частей, и каждая часть имеет свою цель в рамках одного вида деятельности (занятие по математике: количество и счет, геометрические фигуры, ориентировка в пространстве). Опираясь на требования инструктивно-методического письма «О гигиенических требованиях к максимальной нагрузке на детей дошкольного возраста в организованных формах обучения» от 14.03.00, в котором говорится, что «Целесообразно использовать преимущество интегрированных занятий, которые позволяют гибко реализовать в режиме дня различные виды детской деятельности…», я начала изучать проблему интегрированного обучения, которая является новой моделью обучения, направленной на потенциальное развитие личности, личностно-ориентированного обучения и воспитания детей, с учётом их склонностей и способностей. Интегрированный подход соответствует одному из основных требований дошкольной дидактики: занятие должно быть небольшим по объему, но ёмким.
Интегрированное обучение позволяет увидеть и понять любое явление целостно, в детском саду существует предметная система обучения и часто получается, что знания остаются разрозненными, искусственно расчлененными по предметному принципу, а в результате дети не всегда целостно воспринимают всю картину окружающего мира. Интегрированные занятия представляют собой объединение нескольких видов деятельности. Так, на занятии по развитию математических представлений у детей среднего дошкольного возраста (4 -5 лет) детям предлагались задания разного характера: 1) математические (дети помогали Незнайке расставлять 3 предмета по высоте, опираясь на образец, в порядке возрастания (убывания) высоты, и обозначать свои действия словами высокая, выше, ниже, самая низкая) 2) задания направленные на развитие музыкальных и двигательных способностей детей (дети играли в музыкально – подвижную игру «Каравай», так же использовались приемы театрализованной деятельности). 3) Продуктивная деятельность детей (дети делают для матрешек картины с изображением домиков разных по высоте). В своей работе, на личном опыте, я убедилась, что занятия интегрированного характера вызывают интерес, способствуют снятию перенапряжения, перегрузки и утомляемости за счёт переключения их на разнообразные виды деятельности. В рамках интегрированного подхода то или иное явление, событие дети рассматривают с разных сторон, выделяя и изучая разные аспекты:  социальные, в том числе нравственно-этические;  эмоционально-чувственные, включая музыкальные, художественно- эстетические;  логико-математические;  естественнонаучные. Интеграция содержания учебного материала происходит вокруг определённой темы. Занятия, построенные на основе тематического принципа, более результативны, так как у детей отмечается повышенный интерес к содержанию тех задач, которые решаются на этих занятиях; у детей проявляется особая широта интересов – что в последующем может стать основой многообразного опыта. Это можно просмотреть при построении занятия по Истории культуры России. Целью данного занятия было продолжение знакомства детей с городецкой росписью, включать городецкую роспись в творческую работу детей.
Вначале занятия я напомнила детям об истории возникновения данной росписи. Вместе с детьми вспомнили об основных элементах городецкой росписи, рассматривая образцы изделий данного народного промысла. Затем дети под аккомпанемент музыкального руководителя исполнили «Частушки о Городце» с элементами русского народного танца (импровизация). В заключение детям было предложено исполнить в данной технике работу (по выбору детей). На таких занятиях происходит взаимопроникновение материала из разных разделов воспитания и обучения через разные виды деятельности. Так на одном занятии могут быть использованы задачи речевого, математического развития и изодеятельности, на другом – экологического, социального воспитания и театрализованной деятельности. Так, например, на занятии по ознакомлению с окружающим, в первой части занятия я проводила с детьми беседу, с использованием наглядного материала, о перелетных и зимующих птицах. Во второй части дети играли в подвижную игру «Птицы в гнезда», а в третий части детям было необходимо изобразить на своем рисунке птиц, прилетевших на кормушку. Реализация задач происходит через проблемные ситуации, экспериментальную работу, дидактические игры и др. Связующим звеном выступает тема (образ), рассматриваемая на занятии. Интегрированное построение занятий даёт ребёнку возможность реализовать свои творческие способности, развивает коммуникативные умения, так как на каждом занятии надо уметь свободно высказать свою мысль, поделиться впечатлениями, а главное, у детей развивается познавательный интерес и активность, поскольку любая тема требует от детей активизации опыта реальной жизни в ситуации интегрированного занятия. Количество занятий определяет каждый воспитатель сам, они не имеют чёткой структуры, но имеют отличительные особенности:  необходима предельная чёткость, компактность, большая информативность учебного материала;  логическая взаимообусловленность, взаимосвязь интегрированных предметов;  свободное размещение наглядного материала;  смена динамических поз;  привлечение к проведению занятий узких специалистов. Так, часть занятий по развитию элементарных математических представлений проводится совместно с музыкальным руководителем (музыкально – подвижная игра «Каравай», девочки исполняли частушки про матрешек разных по высоте…)
Длительность интегрированного занятия:  младший возраст – 30- 40 минут,  старший возраст 40 – 60 минут. Наблюдение и анализ педагогического процесса в детском саду показали, что воспитатели испытывают значительные трудности при конструировании содержания интегрированных занятий с детьми дошкольного возраста. Разработка методики интегрированных занятий осуществляется в лучшем случае интуитивно, зачастую компоненты учебной деятельности соединяются механически на основе общей темы. Со слабой степенью изученности интегрированных занятий связаны отсутствие в содержании образования подготовки педагогов и не разработанности этой проблемы в дошкольной педагогике. Работа по данной теме проводится второй год, и теперь уже можно сделать некоторые выводы: 1.Занятия интегрированного характера способствуют формированию целостной картины мира, так как предмет или явление рассматривается с нескольких сторон: теоретической, практической, прикладной; 2.У детей формируется познавательный интерес, и занятия дают высокую результативность; 3.Переход от одного вида деятельности на другой позволяет вовлечь каждого ребёнка в активный процесс; 4.Интегрированные занятия объединяют детей общими впечатлениями, переживаниями, способствуют формированию коллективных взаимоотношений; 5.Такие занятия способствуют более тесному контакту всех специалистов и. в результате образуется детско-взрослое сообщество; 6.Интеграция помогает сократить количество занятий, освободить время для игровой деятельности и прогулок, что способствует укреплению здоровья детей.

Литература:
1. ..Инструктивно-методическое письмо «О гигиенических требованиях к максимальной нагрузке на детей дошкольного возраста в организованных формах обучения» - М., 2000 г. 2. Программа воспитания и обучения в детском саду // под редакцией Васильевой М.А., гербовой В.В., Комаровой Т.С.., М., Изд. дом « Воспитание дошкольника», 2004 г. 3. Ж. Управление ДОУ статья К. Белая, И. Павленко и др. «Интеграция – как инструмент создания новой модели ДОУ» - М., № 4-03 год. 4. С.И.Ожегов, Н.Ю. Шведова «Толковый словарь русского языка» - М.; Азъ Lid. , 1992г. 5. Педагогическая словарь М., «Академия педагогических наук», 1960 г. 6. Педагогическая энциклопедия. М., «Советская энциклопедия»., 1968 г. 7. М.А. Рунова, А.В. Бутилова «Ознакомление с природой через движение»; - М., Мозаика-Синтез; 2006г. 8. Т.С.Комарова, М.Б. Зацепина «Художественная культура. Интегрированные занятия с детьми 5-7 лет»; М., Аркти, 2001г. 9. Ж. «Дошкольное воспитание» статья «изобразительная деятельность: интеграция и взаимосвязь видов»; М., - № 2, 2006г.