Напоминание

"Календарно-тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности обучающихся 7 класс"

Автор: Степаненко Татьяна Валериевна
Должность: учитель информатики и ИКТ
Учебное заведение: МБУ "Школа № 82"
Населённый пункт: г.о.Тольятти, Самарская область
Наименование материала: Рабочая программа ФГОС по информатике и ИКТ 7 класс, Н.Д.Угринович,
Тема: "Календарно-тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности обучающихся 7 класс"







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации


Пояснительная записка
Рабочая программа рассчитана на 34 часа (по 1ч. в неделю) и составлена на основе:  Федерального Государственного Образовательного Стандарта (ФГОС), утвержденного приказом Министерством образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897;  Фундаментального ядра содержания общего образования;  Н.Д. Угринович. Информатика. Программа для основной школы: 5–6 классы. 7–9 классы. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2013. Уровень рабочей программы – базовый. Срок реализации – один год. Предмет «Информатика и ИКТ» входит в предметную область « Математика и информатика». Учебник: « Информатика: учебник для 7 класса», Н.Д.Угринович - М.: Бином. Лаборатория знаний, 2013.
Общая характеристика учебного предмета. Цели и задачи курса.

Целями
изучения предмета являются:  формирование информационной и алгоритмической культуры; формирование представления о компьютере как универсальном устройстве обработки информации; развитие основных навыков и умений использования компьютерных устройств;  формирование представления об основных изучаемых понятиях: информация, алгоритм, модель, — и их свойствах;  развитие алгоритмического мышления, необходимого для профессиональной деятельности в современном обществе; развитие умений составить и записать алгоритм для конкретного исполнителя; формирование знаний об алгоритмических конструкциях, логических значениях и операциях; знакомство с одним из языков программирования и основными алгоритмическими структурами — линейной, условной и циклической;  формирование умений формализации и структурирования информации, умения выбирать способ представления данных в соответствии с поставленной задачей — таблицу, схему, график, диаграмму, с использованием соответствующих программных средств обработки данных;  формирование навыков и умений безопасного и целесообразного поведения при работе с компьютерными программами и в Интернете, умения соблюдать нормы информационной этики и права.
Общая характеристика учебного предмета, курса.
Информатика - это естественнонаучная дисциплина о закономерностях протекания информационных процессов в системах различной природы, а также о методах и средствах их автоматизации. Многие положения, развиваемые информатикой, рассматриваются как основа создания и использования информационных и коммуникационных технологий - одного из наиболее значимых технологических достижений современной цивилизации. Вместе с математикой, физикой, химией, биологией курс информатики закладывает основы естественнонаучного мировоззрения. В содержании курса информатики основной школы целесообразно сделать акцент на изучении фундаментальных основ информатики, формировании информационной культуры, развитии алгоритмического мышления, реализовать в полной мере общеобразовательный потенциал этого курса. Курс информатики основной школы является частью непрерывного курса информатики, который включает в себя также пропедевтический курс в начальной школе и обучение информатике в старших классах (на базовом или профильном уровне). В настоящей программе учтено, что сегодня, в соответствии с Федеральным государственным стандартом начального образования, учащиеся к концу начальной школы должны обладать ИКТ- компетентностью, достаточной для дальнейшего обучения. Далее, в основной школе, начиная с 5-го класса, они закрепляют полученные технические навыки и развивают их в рамках применения при изучении всех предметов. Курс информатики основной школы, опирается на опыт постоянного применения ИКТ, уже имеющийся у учащихся,
дает теоретическое осмысление, интерпретацию и обобщение этого опыта.
Описание места учебного предмета, курса в учебном плане.
Информатика изучается в V–IX классах основной школы. В качестве основного варианта рассматривается изучение информатики в VII–IX классах с общим количеством часов – 105 (три года по одному часу в неделю). В зависимости от условий, имеющихся в конкретном образовательном учреждении, возможно увеличение количества часов до 175 с целью углубленного изучения предмета (VII – один час в неделю, VIII и IX классы – по два часа в неделю) или выстраивание непрерывного курса информатики в 5–9 классах (пять лет по одному часу в неделю). Примерная программа по информатике для основного общего образования составлена из расчета часов, указанных в базисном учебном (образовательном) плане образовательных учреждений общего образования, с учетом 25 % времени, отводимого на вариативную часть программы, содержание которой формируется авторами рабочих программ. Инвариантная часть любого авторского курса информатики для основной школы должна полностью включать в себя содержание примерной программы, на освоение которой в зависимости от общего количества выделяемых часов (105/175) отводится 78/130 ч. Оставшиеся 27/45 ч авторы рабочих программ могут использовать для более глубокой проработки основного или введения дополнительного содержания обучения. Рабочая программа рассчитана на изучение информатики и ИКТ по 1 часу в неделю в 7, 8 и 2 часа в неделю в 9 классах, всего 136 часов. Программа соответствует федеральному компоненту государственного стандарта основного общего образования по информатике и информационным технологиям. Данная рабочая программа составлена на основе авторской программы Н.Д. Угриновича по информатике и ИКТ для 7-9 классов. Тем не менее, имеются некоторые структурные отличия в распределении часов по темам курса. Данные изменения представлены в таблице.


Тема

авторская программа Н.Д.

Угриновича

рабочая программа

кол-во часов

кол-во часов

всег

о

7

клас

с

8

клас

с

9

клас

с

всег

о

7

клас

с

8

клас

с

9

клас

с
1 Информация и информационные процессы 3 1 2 - 3 1 2 - 2 Компьютер как универсальное устройство обработки информации 8 7 - 1 7 7 - - 3 Кодирование текстовой и графической информации 9 2 7 - 9 2 7 - 4 Обработка текстовой информации 8 8 - - 8 8 - - 5 Обработка графической информации, цифрового фото и видео 5 5 - - 7 5 2 - 6 Кодирование и обработка числовой информации 6 - 6 - 6 - 6 - 7 Кодирование и обработка звука 2 - 2 - 2 - 2 - 8 Основы алгоритмизации и объектно- ориентированного программирования 15 - - 15 32 - - 32 9 Моделирование и формализация 8 - - 8 12 - - 12 1 0 Хранение, поиск и сортировка информации в базах данных (использование электронных таблиц) 3 - 3 - 3 - 3 - 11 Основы логики 5 - - 5 15 - - 15 1 2 Коммуникационные технологии и разработка web-сайтов 16 8 8 - 16 8 8 - 1 3 Информационное общество и информационная безопасность 3 1 - 2 4 1 - 3
Контрольные уроки и резерв 14 3 7 4 12 2 4 6 Всего 105 35 35 35 136 34 34 68 Таким образом, количество часов на раздел «Алгоритмизация и объектно-ориентированное программирование» существенно увеличено с целью подготовки учащихся к изучению языков программирования в курсе 9 и 11 классов. Существенно увеличен и раздел «Основы логики» с целью подготовки учащихся к государственной итоговой аттестации. Количество часов на остальные разделы увеличено несущественно (на 2-3 часа). Увеличился объем практических работ раздела «Алгоритмизация и программирование»: добавлены практические работы на программирование линейных алгоритмов (6 часов), практические работы на программирование алгоритмов содержащих ветвление (5 часов), циклы (5 часов) Реализация рабочей программы основана на использовании УМК Н.Д. Угриновича, обеспечивающего обучение курсу информатики в соответствии с ФГОС. Основу УМК составляют учебники завершенной предметной линии для 7-9 классов, включенные в Федеральный перечень учебников, рекомендованных Министерством образования и науки Российской Федерации:  Информатика: учебник для 7 класса, Угринович Н. Д., Бином. Лаборатория знаний, 2013  Информатика: учебник для 8 класса, Угринович Н. Д., Бином. Лаборатория знаний, 2013  Информатика: учебник для 9 класса, Угринович Н. Д., Бином. Лаборатория знаний, 2013  Информатика. УМК для основной школы: 7 – 9 классы (ФГОС). Методическое пособие для учителя,авторы: Хлобыстова И. Ю., Цветкова М. С.,Бином. Лаборатория знаний, 2013  Информатика. Программа для основной школы: 7–9 классы, Угринович Н. Д., Самылкина Н. Н., Бином. Лаборатория знаний, 2012  Информатика и ИКТ : практикум, Угринович Н. Д., Босова Л. Л., Михайлова Н. И., Бином. Лаборатория знаний, 2011  Информатика и ИКТ. Основная школа: комплект плакатов и методическое пособие, Самылкина Н. Н., Калинин И. А., Бином. Лаборатория знаний, 2011  Информатика в схемах, Астафьева Н. Е., Гаврилова С. А., Ракитина Е. А., Вязовова О. В., Бином. Лаборатория знаний, 2010  Электронное приложение к УМК В соответствии с требованиями ФГОС для реализации основной образовательной программы основного общего образования предусматривается обеспечение образовательного учреждения современной информационно-образовательной средой. Информационно-образовательная среда образовательного учреждения включает: комплекс информационных образовательных ресурсов, в том числе цифровые образовательные ресурсы, совокупность технологических средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ): компьютеры, иное ИКТ-оборудование, коммуникационные каналы, систему современных педагогических технологий, обеспечивающих обучение в современной информационно- образовательной среде. Организация учебного процесса осуществляется с использованием индивидуальных, групповых, индивидуально-групповых и фронтальных форм. Преподавание ведется в РВГ.
Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета.
Основной целью изучения информатики в начальной школе является формирование у учащихся основ ИКТ-компетентности, многие компоненты которой входят в структуру УУД. С точки зрения достижения метапредметных результатов обучения, а также продолжения образования на более высоких ступенях (в том числе, обучения информатике в среднем и старшем звене), наиболее ценными являются следующие компетенции, отражённые в содержании курса: • Основы логической и алгоритмической компетентности , в частности овладение основами логического и алгоритмического мышления, уметьм действовать в соответствии с алгоритмом и строить простейшие алгоритмы. • Основы информационной грамотности , в частности овладение способами и приёмами поиска, получения, представления информации, в том числе информации, представленной в различных видах: текст, таблица, диаграмма, цепочка, совокупность. • Основы ИКТ-квалификации , в частности овладение основами применения компьютеров (и других средств ИКТ) для решения информационных задач.
• Основы коммуникационной компетентности. В рамках данного учебного предмета наиболее активно формируются стороны коммуникационной компетентности, связанные с приёмом и передачей информации. Сюда же относятся аспекты языковой компетентности, которые связаны с овладением системой информационных понятий, использованием языка для приёма и передачи информации.
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения

конкретного учебного предмета, курса.
Сформулированные цели реализуются через образовательные ре зультаты, которые структурированы по ключевым задачам общего об разования, отражающим индивидуальные, общественные и государст венные потребности. Они включают предметные, метапредметные и личностные результаты. Образовательные результаты сформулированы в деятельностной форме, это служит основой разработки контрольных измерительных материалов основного общего образования по информатике.
Личностные образовательные результаты:
• готовность к самоидентификации в окружающем мире на осно ве критического анализа информации, отражающей различные точки зрения на смысл и ценности жизни; • владение навыками соотношения получаемой информации с принятыми в обществе моделями, например морально-этическими нормами, критическая оценка информации в СМИ; • уметь создавать и поддерживать индивидуальную информаци онную среду, обеспечивать защиту значимой информации и личную информационную безопасность, развитие чувства личной ответственности за качество окружающей информационной среды; • приобретение опыта использования информационных ресурсов общества и электронных средств связи в учебной и практической дея тельности; освоение типичных ситуаций по настройке и управлению персональных средств ИКТ, включая цифровую бытовую технику; • уметь осуществлять совместную информационную деятель ность, в частности при выполнении учебных проектов; • повышение своего образовательного уровня и уровня готовно сти к продолжению обучения с использованием ИКТ.
Метапредметные образовательные результаты:
• получение опыта использования методов и средств информати ки: моделирования, формализации и структурирования информации, компьютерного эксперимента при исследовании различных объектов, явлений и процессов; • владение навыками постановки задачи на основе известной и усвоенной информации и того, что ещё неизвестно; • планирование деятельности: определение последовательности промежуточных целей с учётом конечного результата, составление плана и последовательности действий; • прогнозирование результата деятельности и его характеристики; • контроль в форме сличения результата действия с заданным эталоном; • коррекция деятельности: внесение необходимых дополнений и корректив в план действий; • уметь выбирать источники информации, необходимые для ре шения задачи (средства массовой информации, электронные базы данных, информационно-телекоммуникационные системы, Интернет, словари, справочники, энциклопедии и др.); • уметь выбирать средства ИКТ для решения задач из разных сфер человеческой деятельности; • моделирование — преобразование объекта из чувственной фор мы в знаково-символическую модель; • выбор языка представления информации в модели в зависимо сти от поставленной задачи; • преобразование модели — изменение модели с целью адекват ного представления объекта моделирования;
• представление знаково-символических моделей на естественном, формализованном и формальном языках, преобразование одной формы записи в другую.
Предметные образовательные результаты:
в сфере познавательной деятельности: • освоение основных понятий и методов информатики; • выделение основных информационных процессов в реальных ситуациях, нахождение сходства и различия протекания информационных процессов в биологических, технических и социальных систе мах; • выбор языка представления информации в соответствии с по ставленной целью, определение внешней и внутренней формы пред ставления информации, отвечающей данной задаче диалоговой или автоматической обработки информации (таблицы, схемы, графы, диаграммы; массивы, списки, деревья и др.); • преобразование информации из одной формы представления в другую без потери её смысла и полноты; • оценка информации с позиций интерпретации её свойств чело веком или автоматизированной системой (достоверность, объективность, полнота, актуальность и т. п.); • развитие представлений об информационных моделях и важно сти их использования в современном информационном обществе; • построение моделей объектов и процессов из различных пред метных областей с использованием типовых средств (таблиц, графи ков, диаграмм, формул, программ, структур данных и пр.); • оценивание адекватности построенной модели объекту-оригиналу и целям моделирования; • осуществление компьютерного эксперимента для изучения по строенных моделей; • построение модели задачи (выделение исходных данных, резуль татов, выявление соотношений между ними); • выбор программных средств, предназначенных для работы с информацией данного вида и адекватных поставленной задаче; • освоение основных конструкций процедурного языка програм мирования; освоение методики решения задач по составлению типового на бора учебных алгоритмов: использование основных алгоритмических конструкций для построения алгоритма, проверка его правильности путём тестирования и/или анализа хода выполнения, нахождение и исправление типовых ошибок с использованием современных про граммных средств; • уметь анализировать систему команд формального исполните ля для определения возможности или невозможности решения с их помощью задач заданного класса; • оценивание числовых параметров информационных процессов (объёма памяти, необходимого для хранения информации, скорости обработки и передачи информации и пр.); • вычисление логических выражений, записанных на изучаемом языке программирования; построение таблиц истинности и упроще ние сложных высказываний с помощью законов алгебры логики; • построение простейших функциональных схем основных уст ройств компьютера; • определение основополагающих характеристик современного персонального коммуникатора, компьютера, суперкомпьютера; пони мание функциональных схем их устройства; • решение задач из разных сфер человеческой деятельности с при менением средств информационных технологий; в сфере ценностно-ориентационной деятельности: • понимание роли информационных процессов как фундамен тальной реальности окружающего мира и определяющего компонента современной информационной цивилизации; • оценка информации, в том числе получаемой из средств массо вой информации, свидетельств очевидцев, интервью; уметь отличать корректную аргументацию от некорректной; • использование ссылок и цитирование источников информации, анализ и сопоставление
различных источников; • проблемы, возникающие при развитии информационной циви лизации, и возможные пути их разрешения; • приобретение опыта выявления информационных технологий, разработанных со скрытыми целями; • следование нормам жизни и труда в условиях информационной цивилизации; • авторское право и интеллектуальная собственность; юридиче ские аспекты и проблемы использования ИКТ в быту, учебном про цессе, трудовой деятельности; в сфере коммуникативной деятельности: • осознание основных психологических особенностей восприятия информации человеком; • получение представления о возможностях получения и передачи информации с помощью электронных средств связи, о важнейших характеристиках каналов связи; • овладение навыками использования основных средств телеком муникаций, формирования запроса на поиск информации в Интерне те с помощью программ навигации (браузеров) и поисковых про грамм, осуществления передачи информации по электронной почте и др.; • соблюдение норм этикета, российских и международных законов при передаче информации по телекоммуникационным каналам; в сфере трудовой деятельности: • определение средств информационных технологий, реализующих основные информационные процессы; • понимание принципов действия различных средств информати зации, их возможностей и технических и экономических ограниче ний; • рациональное использование широко распространённых техни ческих средств информационных технологий для решения общепользовательских задач и задач учебного процесса (персональный комму никатор, компьютер, сканер, графическая панель, принтер, цифровой проектор, диктофон, видеокамера, цифровые датчики и др.), усовер шенствование навыков, полученных в начальной школе и в младших классах основной школы; • знакомство с основными программными средствами персональ ного компьютера — инструментами деятельности (интерфейс, круг ре шаемых задач, система команд, система отказов); • уметь тестировать используемое оборудование и программные средства; • использование диалоговой компьютерной программы управле ния файлами для определения свойств, создания, копирования, пере именования, удаления файлов и каталогов; • приближённое определение пропускной способности исполь зуемого канала связи путём прямых измерений и экспериментов; • выбор средств информационных технологий для решения по ставленной задачи; • использование текстовых редакторов для создания и оформления текстовых документов (форматирование, сохранение, копирова ние фрагментов и пр.), усовершенствование навыков, полученных в начальной школе и в младших классах основной школы; • решение задач вычислительного характера (расчётных и оптимизационных) путём использования существующих программных средств (специализированные расчётные системы, электронные таблицы) или путём составления моделирующего алгоритма; • создание и редактирование рисунков, чертежей, анимаций, фо тографий, аудио- и видеозаписей, слайдов презентаций, усовершен ствование навыков, полученных в начальной школе и в младших классах основной школы; • использование инструментов презентационной графики при подго товке и проведении устных сообщений, усовершенствование навыков, полученных в начальной школе и в младших классах основной школы; • использование инструментов визуализации для наглядного представления числовых данных и динамики их изменения; • создание и наполнение собственных баз данных; • приобретение опыта создания и преобразования информации различного вида, в том числе с помощью компьютера; в сфере эстетической деятельности:
• знакомство с эстетически-значимыми компьютерными моделями из различных образовательных областей и средствами их создания; • приобретение опыта создания эстетически значимых объектов с помощью возможностей средств информационных технологий (гра фических, цветовых, звуковых, анимационных); в сфере охраны здоровья: • понимание особенностей работы со средствами информатиза ции, их влияния на здоровье человека, владение профилактическими мерами при работе с этими средствами; • соблюдение требований безопасности и гигиены в работе с ком пьютером и другими средствами информационных технологий.
Содержание учебного предмета, курса.

Тема, раздел

Кол-во

часов

Содержание

Требования к знаниям, умениям,

навыкам

Информация

и

информацио

нные

процессы
1 Информация, ее представление и измерение. Техника безопасности и организация рабочего места. Знать: Чем опасен ПК, как избежать нарушения здоровья при работе, правила поведения в кабинете информатике. Роль информации в жизни людей. Уметь: Приводить примеры хранения, передачи и обработки информации
Компьютер

как

универсальн

ое средство

для

обработки

информации
7 Основные компоненты компьютера и их функции (процессор, устройства ввода и вывода информации, оперативная и долговременная память). Гигиенические, эргономические и технические условия безопасной эксплуатации компьютера. Программный принцип работы компьютера. Программное обеспечение, его структура. Операционные системы, их функции. Загрузка компьютера. Командное взаимодействие пользователя с компьютером, графический пользовательский интерфейс (рабочий стол, окна, диалоговые панели, меню). Данные и программы. Файлы и файловая система. Этика и право при создании и использовании информации. Информационная безопасность. Правовая охрана информационных ресурсов. Знать: Названия и функциональное назначение, характеристики различных устройств. Виды памяти. Приемы квалифицированного клавиатурного письма Различие между данными и программами. Назначение операционных систем и прикладного программного обеспечения. Основные элементы ОС Windows: рабочий стол, значки и окна. Меню и контекстное меню. Назначение управляющих элементов диалоговых панелей. Программный принцип работы компьютера. Знать правила создания, именования, сохранение, перенос и удаление объектов. Этика и право при создании и использовании информации. Информационная безопасность. Правовая охрана информационных ресурсов. Уметь: Вводить текстовую и числовую информацию (русская раскладка) Приводить примеры различных устройств компьютера по их характеристикам. Включать и выключать компьютер.
Получать информацию о характеристиках компьютера. Определять тип программного обеспечения. Применять «слепой» десятипальцевый метод клавиатурного письма для набора. Различать элементы ОС, определять управляющие элементы диалоговых панелей. Работать с графическим интерфейсом ОС Windows Выполнять операции с файлами Следовать требованиям техники безопасности, гигиены, эргономики и ресурсосбережения при работе со средствами информационных и коммуникационных технологий
Обработка

текстовой

информации

9
Компьютерное представление текстовой информации. Создание и простейшее редактирование документов (вставка, удаление и замена символов, работа с фрагментами текстов). Нумерация и ориентация страниц. Размеры страницы, величина полей. Колонтитулы. Проверка правописания. Создание документов с использованием мастеров и шаблонов (визитная карточка, доклад, реферат). Параметры шрифта, параметры абзаца. Включение в текстовый документ списков, таблиц, диаграмм, формул и графических объектов. Разработка и использование стиля: абзаца, заголовки Гипертекст. Состав закладок и ссылок. Запись и выделение изменений. Компьютерные словари и системы перевода текстов. Распознавание текста. Сохранение документа в различных текстовых форматах. Печать документа. Знать: Представление текстовой информации для человека и компьютера. Кодировки знаков Назначение текстовых редакторов, процессоров и настольных издательских систем. Способы создания документов. Параметры страниц Операции редактирования: копирование, перемещение и удаление фрагментов текста, поиск и замена, проверка правописания и автозамена, сохранение исправлений. Способы создания документов и использованием мастеров и шаблонов. Назначение и использование стилей форматирования Шрифт, размер, начертание и цвет символов. Назначение и применение нумерованных, маркированных и многоуровневых списков. Элементы таблицы. Формулы Выравнивание, отступы и интервалы абзацев. Стили заголовков Назначение форматов текстовых файлов в различных текстовых редакторах. Уметь: Определять числовые коды символов и вводить символы с помощью числовых кодов. Применять при работе на компьютере при вводе текста «слепой» десятипальцевый метод клавиатурного письма. Создавать многостраничные документы
Создавать документы с использованием шаблонов. Устанавливать параметры страницы, вставлять колонтитулы и номера страниц. Устанавливать в документе параметры форматирования символов, абзацев. Выполнять операции редактирования Форматировать текст, включать в документ таблицы, графики, изображения. Разрабатывать и использовать при вводе текстовой информации стили абзацев и заголовков. Приводить достоинства и недостатки различных форматов текстовых файлов. Сохранять документ в разных форматах. Печать документа.
Обработка

графической

информации,

цифрового

фото и видео.

8
Кодирование графической информации (пиксель, растр, кодировка цвета, видеопамять). Растровая и векторная графика. Интерфейс растровых графических редакторов. Форматы графических файлов. Рисунки и фотографии Компьютерные презентации. Дизайн презентации и макеты слайдов. Звуки и видеоизображения. Композиция и монтаж. Кодирование звуковой информации. Технические приемы записи звуковой и видеоинформации Использование простых анимационных графических объектов. Знать: Способы представления графической информации. Форматы графических файлов. Основные примитивы для работы с растровыми графическими объектами. Геометрические преобразования. Основные примитивы для работы с векторными графическими объектами. Знать правила конструирования графических объектов: выделение, объединение. Геометрические преобразования. Иметь представление о технических средствах при работе с графикой Иметь представление о технологии создания слайдов и презентации. Виды и назначение демонстрации. Аппаратные средства для демонстрации. Представление звуковой информации для человека и компьютера. Кодировки знаков Технические приемы записи звуковой и видео информации. Характеристики звуковых файлов. Программное обеспечение для работы и аппаратные средства Виды анимации. Назначение каждого вида, и их применение. Приемы обработки комплексного информационного объекта в виде презентации Уметь: Рассчитывать емкость графических объектов. Приводить примеры
растровых и векторных изображений. Создавать рисунки, чертежи, графические представления реального объекта, в частности, в процессе проектирования с использованием основных операций графических редакторов, учебных систем автоматизированного проектирования; осуществлять простейшую обработку цифровых изображений; Получать графическое изображение с помощью сканера или других аппаратных устройств. Создавать презентации на основе шаблонов Создавать презентации на основе шаблонов Настраивать демонстрацию для показа. Определять числовые коды символов и вводить символы с помощью числовых кодов. Вычислять информационную емкость звуковых файлов. Выбирать настройки для записи звуковых файлов Записывать изображения и звук. Настраивать анимацию объектов, слайдов.
Коммуникац

ионные

технологии.

Информацио

нное

общество

9
Процесс передачи информации, источник и приемник информации, сигнал, кодирование и декодирование, скорость передачи информации. Локальные и глобальные компьютерные сети. Информационные ресурсы и сервисы компьютерных сетей: Всемирная паутина, файловые архивы, интерактивное общение. Электронная почта как средство связи, правила переписки, приложения к письмам. Архивирование и разархивирование. Поиск информации. Компьютерные энциклопедии и справочники; информация в компьютерных сетях, некомпьютерных источниках информации. Компьютерные и некомпьютерные каталоги; поисковые машины; запросы. Знать: Назначение и функции используемых информационных и коммуникационных технологий Понятие информационного ресурса. Основные принципы работы во всемирной паутине. Понятие интерактивного общения. Правила поведение в коллективном взаимодействии: форуме, телеконференции, чате. Правила переписки, приложения к письмам Понятие файлового архива. Правила работы с программами архиваторами Правила поиска информации в различных источниках. Правила поиска информации по ключевым словам. Правила сохранения информации из различных источников (интернет) и ссылок на них. Основные понятия гипертекста, технологии World Wide Web. Основные понятия языка HTML. Знать
элементы форматирования гипертекстового документа, назначение атрибутов. Тэги таблицы и переходов в гипертекстовом документе. Уметь: Различать типы сетей, по основным параметрам. Рассчитывать скорость передачи информации при процессе передачи информации. Осуществлять серфинг по Всемирной паутине Принимать участие в коллективном взаимодействии по Всемирной паутине Регистрировать почтовый ящик электронной почты, создавать, получать и отправлять сообщения Создавать архивы файлов и раскрывать архив с использованием программы-архиватора. Загружать файлы из файлового архива Искать информацию с применением правил поиска (построения запросов) компьютерных сетях Искать информацию с использованием системы каталогов в компьютерных сетях Сохранять для индивидуального использования информационные объекты из глобальной компьютерной сети (Интернет) и ссылки на них Использовать цветовые схемы. Внедрять изображения в гипертекстовый документ. Создавать комплексный информационный объект в виде web-странички, включающей графические объекты
34



Календарно-тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности обучающихся 7 класс

№ п/п

Содержание материала

Сроки

Форма контроля

Характеристика основных видов деятельности ученика (на уровне учебных действий)

1

Информация и информационные процессы. (1 ч.)
1.1 Введение. Информация, ее представление и измерение. 1 неделя фронтальный опрос понимание роли информационных процессов в современном мире; формирование представления об основных изучаемых понятиях: информация, алгоритм, модель – и их свойствах; уметь оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения; владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности; формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности.
2

Компьютер как универсальное устройство для работы с информацией. (7 ч.)
2.1 Устройство компьютера. Общая схема. Процессор, память. 2 неделя визуальная проверка заданий в рабочей тетради, фронтальный опрос. понимание принципа работы ЭВМ. Основные принципы ар-хитектуры Фон Неймона, хранения и обмена информации, оперативная и долговремнная память; понимание роли информационных процессов в современном мире; ИКТ-компетентность (основные пользовательские навыки) учиться основам прогнозирования как предвидения будущих событий и развития процесса. 1.3 Файлы и папки. Размер файла. Работаем с объектами файловой системы. 3 неделя визуальная проверка заданий в рабочей тетради, тестирование, фронтальный опрос, пошаговый контроль представления о компьютерных объектах и их признаках ИКТ-компетентность (основные пользовательские навыки) понимание значения навыков работы на компьютере для учебы и жизни 1.4 Разнообразие отношений объектов и их множеств. Отношение является элементом множества. Отношения между множествами. 4 неделя визуальная проверка заданий в рабочей тетради, фронтальный опрос, пошаговый контроль представления об отношениях между объектами ИКТ-компетентность (основные умения работы в графическом редакторе); уметь выявлять отношения, связывающие данный объект с другими объектами; понимание значения навыков работы на компьютере для учебы и жизни.
1.5 Отношение «входит в состав». Повторяем возможности графического редактора – инструмента создания графических объектов. 5 неделя визуальная проверка заданий в рабочей тетради, фронтальный опрос, пошаговый контроль представления об отношениях между объектами ИКТ-компетентность (основные умения работы в графическом редакторе); уметь выявлять отношения, связывающие данный объект с другими объектами понимание значения навыков работы на компьютере для учебы и жизни 1.6 Отношение "является разновидностью". Классификация объектов. 6 неделя визуальная проверка заданий в рабочей тетради, фронтальный опрос представление об отношении «является разновидностью» ИКТ-компетентность (основные умения работы в текстовом редакторе); умения выбора основания для классификации понимание значения навыков работы на компьютере для учебы и жизни; понимание значения логического мышления 1.7 Классификация компьютерных объектов. Повторяем возможности текстового процессора – инструмента создания текстовых объектов. 7 неделя визуальная проверка заданий в рабочей тетради, фронтальный опрос, пошаговый контроль подходы к классификации компьютерных объектов ИКТ-компетентность (основные умения работы в текстовом редакторе); умения выбора основания для классификации понимание значения навыков работы на компьютере для учебы и жизни; понимание значения логического мышления 1.8 Системы объектов. Разнообразие систем. Состав и структура системы. 8 неделя визуальная проверка заданий в рабочей тетради, фронтальный опрос, пошаговый контроль понятия системы, её состава и структуры ИКТ-компетентность (умения работы в текстовом редакторе); уверенное оперирование понятием системы; уметь анализировать окружающие объекты с точки зрения системного подхода понимание значения навыков работы на компьютере для учебы и жизни; понимание необходимости использования системного подхода в жизни 1.9 Система и окружающая среда. Система как черный ящик. Знакомимся с графическими возможностями текстового процессора. 9 неделя визуальная проверка заданий в рабочей тетради, фронтальный опрос, пошаговый контроль понятия системы, черного ящика ИКТ-компетентность (умения работы в текстовом редакторе); уверенное оперирование понятием системы; уметь анализировать окружающие объекты с точки зрения системного подхода понимание значения навыков работы на компьютере для учебы и жизни; понимание необходимости использования системного подхода в жизни. 1.10 Персональный компьютер как система. Создаем компьютерные документы. 10 неделя визуальная проверка заданий в рабочей тетради, фронтальный опрос, пошаговый контроль понятие интерфейса; представление о компьютере как системе ИКТ-компетентность (умения работы в текстовом редакторе); уверенное оперирование понятием системы; уметь анализировать окружающие объекты с точки зрения системного подхода; понимание значения навыков работы на компьютере для учебы и жизни; понимание необходимости использования системного подхода в жизни 1.11 Как мы познаем окружающий мир. 11 неделя визуальная проверка заданий в рабочей понятие интерфейса; представление о компьютере как системе ИКТ-компетентность (умения работы в текстовом редакторе); уверенное оперирование
Создаем компьютерные документы (продолжение). тетради, фронтальный опрос, пошаговый контроль понятием системы; уметь анализировать окружающие объекты с точки зрения системного подхода; уметь работать самостоятельно, оценивать свои возможности.
2

Компьютер как универсальное устройство для работы с информацией
2.1 Понятие как форма мышления. Как образуются понятия. Конструируем и исследуем графические объекты. 12 неделя визуальная проверка заданий в рабочей тетради, фронтальный опрос, пошаговый контроль представление о понятии как совокупности существенных признаков объекта владение основными логическими операциями – анализ, сравнение, абстрагирование, обобщение и синтез способность увязать учебное содержание с собственным жизненным опытом, понять значение логического мышления для современного человека 2.3 Определение понятия. Конструируем и исследуем графические объекты. 13 неделя визуальная проверка заданий в рабочей тетради, фронтальный опрос, пошаговый контроль, тестирование уметь определять понятия владение основными логическими операциями – анализ, сравнение, абстрагирование, обобщение и синтез; уметь подведения под понятие способность увязать учебное содержание с собственным жизненным опытом, понять значение логического мышления для современного человека
3

Информационное моделирование. (9 ч.)
3.1 Информационное моделирование как метод познания. Создаём графические модели. 14 неделя визуальная проверка заданий в рабочей тетради, фронтальный опрос, пошаговый контроль представления о моделях и моделировании владение знаково-символическими действиями способность увязать учебное содержание с собственным жизненным опытом, понять значение информационного моделирования как метода познания окружающей действительности. 3.2 Словесные (научные, художественные) описания. Создаём словесные модели 15 неделя визуальная проверка заданий в рабочей тетради, фронтальный опрос, пошаговый контроль представления о знаковых словесных информационных моделях; владение знаково-символическими действиями; уметь осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме; способность увязать учебное содержание с собственным жизненным опытом, понять значение информационного моделирования как метода познания окружающей действительности. 3.3 Словесные информационные модели. Математические модели. Создаём многоуровневые списки 16 неделя визуальная проверка заданий в рабочей тетради, фронтальный опрос, пошаговый контроль представления о математических моделях как разновидности информационных моделей; владение знаково-символическими действиями; уметь отрыва от конкретных ситуативных значений и преобразования объекта из чувственной формы в модель, где выделены существенные характеристики объекта; способность увязать учебное содержание с собственным
жизненным опытом, понять значение информационного моделирования как метода познания окружающей действительности. 3.4 Табличные информационные модели. Правила оформления таблиц. Создаем табличные модели. 17 неделя визуальная проверка заданий в рабочей тетради, фронтальный опрос, пошаговый контроль представления о табличных моделях как разновидности информационных моделей уметь отрыва от конкретных ситуативных значений и преобразования объекта из чувственной формы в модель, где выделены существенные характеристики объекта; умения смыслового чтения, извлечения необходимой информации, определения основной и второстепенной информации способность увязать учебное содержание с собственным жизненным опытом, понять значение информационного моделирования как метода познания окружающей действительности, понимание значения навыков работы на компьютере для учебы и жизни 3.5 Решение логических задач с помощью нескольких таблиц. Вычислительные таблицы. Создаем вычислительные таблицы в текстовом процессоре. 18 неделя визуальная проверка заданий в рабочей тетради, фронтальный опрос, пошаговый контроль представления о видовом составе моделей; уметь решать логические задачи табличным способом умения смыслового чтения, извлечения необходимой информации, определения основной и второстепенной информации понимание значения навыков работы на компьютере для учебы и жизни, способность увязать учебное содержание с собственным жизненным опытом, понять значение логического мышления для современного человека 3.6 Зачем нужны графики и диаграммы. Наглядное представление процессов изменения величин. Создаем модели — графики и диаграммы. 19 неделя визуальная проверка заданий в рабочей тетради, фронтальный опрос, пошаговый контроль представление о диаграммах и графиках; уметь строить диаграммы и графики преобразование табличной модели в образную и смешанную понимание значения навыков работы на компьютере для учебы и жизни, способность увязать учебное содержание с собственным жизненным опытом , уметь оперировать ранее полученными знаниями 3.7 Наглядное представление о соотношении величин. Создаем модели — графики и диаграммы (продолжение). 20 неделя пошаговый контроль представление о диаграммах и графиках; уметь строить диаграммы и графики уметь смыслового чтения, нахождение и извлечение необходимой информации понимание значения навыков работы на компьютере для учебы и жизни, уметь слушать, высказывать свое мнение, ответственность за выполняемую работу, аккуратность при выполнении 3.8 Многообразие схем и сферы их применения. Создаём информационные модели – схемы, графы, деревья. 21 неделя визуальная проверка заданий в рабочей тетради, фронтальный опрос, пошаговый контроль представление об основах графического моделирования уметь читать схемы, строить графы в различных предметных областях понимание значения навыков работы на компьютере для учебы и жизни, способность увязать учебное содержание с собственным жизненным опытом
3.9 Информационные модели на графах. Использование графов при решении задач. 22 неделя визуальная проверка заданий в рабочей тетради, фронтальный опрос, пошаговый контроль представление об основах графического моделирования уметь читать схемы, строить графы в различных предметных областях, строить иерархические модели (деревья) понимание значения навыков работы на компьютере для учебы и жизни, способность увязать учебное содержание с собственным жизненным опытом
4

Алгоритмика (10 ч.)
4.1 Что такое алгоритм. 23 неделя визуальная проверка заданий в рабочей тетради, фронтальный опрос представление об алгоритмах, последовательности действий, уметь строить и применять алгоритмы в различных предметных областях(математика, русский язык). понимание значимости данной темы в жизни, уметь планировать действия в жизненных ситуациях. 4.2 Исполнители вокруг нас. 24 неделя визуальная проверка заданий в рабочей тетради, фронтальный опрос представление об исполнителях, его основных характеристиках, типах исполнителя(формальный и неформальный), представление о процессе автоматизации уметь строить и применять и выполнять (т. е. быть исполнителем алгоритма) алгоритмы в различных предметных областях( понимание значимости данной темы в жизни, уметь правильно читать и исполнять алгоритмы в жизненных ситуациях. 4.3 Формы записи алгоритмов. 25 неделя визуальная проверка заданий в рабочей тетради, фронтальный опрос представление о способах записи алгоритмов (словесный, графический, табличный, блок- схема и программа) уметь применять алгоритмы, записанные в любой форме в различных предметных областях. понимание значимости данной темы в жизни, уметь правильно читать и исполнять алгоритмы, записанные в любой форме в жизненных ситуациях, 4.4 Линейные алгоритмы. Создаем линейную презентацию «Часы». 26 неделя визуальная проверка заданий в рабочей тетради, фронтальный опрос, пошаговый контроль представление о линейном алгоритме, его блок-схеме и словесном описании. уметь строить и применять линейные алгоритмы в различных предметных областях. уметь создавать компьютерную презентацию для сопровождения выступлений. понимание значения навыков работы на компьютере для учебы и жизни, уметь планировать свои действия 4.5 Алгоритмы с ветвлениями. Создаем презентацию с гиперссылками «Времена года». 27 неделя визуальная проверка заданий в рабочей тетради, фронтальный опрос, пошаговый контроль представление о ветвлении, разветвляющемся алгоритме, его блок-схеме и словесном описании. представление о гиперссылках. уметь строить и применять разветвляющиеся алгоритмы в различных предметных областях. уметь создавать компьютерную презентацию с гиперссылками для сопровождения выступлений. понимание значения навыков работы на компьютере для учебы и жизни, уметь планировать свои действия, делать выбор 4.6 Алгоритмы с повторениями. Создаем 28 неделя визуальная проверка заданий в рабочей представление о цикле, об алгоритмах с повторениями, о зацикливании уметь строить и применять циклические алгоритмы в различных предметных областях.
циклическую презентацию «Скакалочка» тетради, фронтальный опрос, пошаговый контроль уметь создавать циклическую презентацию, исполнять алгоритмы с повторениями по блок-схеме понимание значения навыков работы на компьютере для учебы и жизни, уметь планировать свои действия 4.7 Исполнитель Чертежник. Пример алгоритма управления Чертежником. 29 неделя визуальная проверка заданий в рабочей тетради, фронтальный опрос представление об исполнителе чертежник, его командах, абсолютном и относительном смещении, о типах ошибок (синтаксические и логические) представление о координатах точек, отрезках, векторах, фигурах уметь ориентироваться в координатах 4.8 Чертежник учится, или Использование вспомогательных алгоритмов. 30 неделя визуальная проверка заданий в рабочей тетради, фронтальный опрос представление о вспомогательном алгоритме, его необходимости для решения задач уметь применять вспомогательные алгоритмы к классу задач. применение алгоритмов для рисования 4.9 Конструкция повторения. 31 неделя визуальная проверка заданий в рабочей тетради, фронтальный опрос представление о цикле повторить n раз уметь применять циклические алгоритмы для рисования, оценивать вид фигуры по алгоритму применение алгоритмов для рисования 32-34 Итоговое повторение. 32-34 неделя визуальная проверка заданий в рабочей тетради, фронтальный опрос представление об объектах и системах, моделировании, алгоритмах. уметь применять знания и навыки, полученные на уроках для решения различных задач уметь применять знания и навыки, полученные в жизни