"Формирование учебной деятельности младших школьников на уроках математики как способ взаимодействия учителя и учащихся"

Автор: Богданова Марина Валерьевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ "СОШ№55"
Населённый пункт: город Новокузнецк, Кемеровская областть
Наименование материала: Методическая разработка урока
Тема: "Формирование учебной деятельности младших школьников на уроках математики как способ взаимодействия учителя и учащихся"
Дата публикации: 10.02.2016







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации


Формирование учебной деятельности младших школьников на уроках математики как способ взаимодействия

учителя и учащихся
Учитель начальных классов: Богданова Марина Валерьевна, МБОУ «СОШ № 55»
Урок математики во 2 классе по теме «Больше в …, меньше в …»

Тип урока
Урок открытия нового знания (технология деятельностного метода)
Дидактическая

цель
Деятельностная цель: формирование способности учащихся к новому способу действия: моделирование текстовых задач, включающими новые отношения «больше в …, меньше в …» Образовательная цель: расширение понятийной базы за счет включения в нее новых элементов – больше в…, меньше в … (познакомить детей с новыми формулировками для отношений между величинами используемыми в текстовых задачах; развивать умение решать простые и составные задачи с опорой на рисунок или схему).
Планируемые

результаты
Личностные УУД: - Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности. Метапредметные: - Уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; уметь высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника; уметь работать по коллективно составленному плану; оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей (Регулятивные УУД).
- Уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других; учиться работать в группе, формулировать собственное мнение и позицию (Коммуникативные УУД). - Уметь ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке; уметь создавать модели и схемы для решения задач; моделировать, т.е. обобщенно фиксировать существенные признаки объектов (Познавательные УУД). Предметные: - Уметь различать понятия увеличить на, увеличить в несколько раз, уменьшить на, уменьшить в несколько раз. - Уметь устанавливать отношения больше в, меньше в
Основные

понятия
Больше в …, меньше в …
Ресурсы:

- основные

-

дополнительные
Рудницкая В.Н., Математика. Учебник для 2-го класса. Часть 2. - тетрадь - проектор, экран, компьютер, оценочные листы для работы в группах, маркеры - презентация
Организация

Пространства
Фронтальная работа, индивидуальная работа, групповая работа
Содержание урока

Планируемые


Этап урока и его цели

результаты

I. Мотивация к учебной

деятельности
Цели: - актуализировать требования к ученику со стороны учебной деятельности; - создать условия для возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебную деятельность; - уточнить тип урока; - наметить шаги учебной деятельности. 1. Девиз урока: «Знаешь – говори, не знаешь – слушай». 2. Значит, чему будет посвящён наш урок? (Открытию нового знания) Какие мы делаем шаги при открытии нового знания? («Что я не знаю?», «Сам найду способ») Оформлять свои мысли в устной форме (Коммуникативные УУД)
II. Актуализация и

фиксирование

индивидуального

затруднения в пробном

учебном действии.
1. Математический диктант: - увеличьте 7 на 8; - увеличьте 5 в 6 раз; - уменьшите 21 в 3 раза; - увеличьте 9 в 6 раз; - уменьшите 32 на 4; - уменьшите 56 в 8 раз; - уменьшите 42 на 7; Оформлять свои мысли в устной и письменной форме (Коммуникативные УУД)
Цели: - организовать актуализацию умений; - организует выполнение учащимися пробного учебного действия; - организовать фиксирования учащимися индивидуального затруднения; - уточнить следующий шаг учебной деятельности. - увеличьте 9 на 9. Слайд 2. Проверка. Самооценка. Как оценили себя? Почему? - Кто не допустил ни одной ошибки? 2. Фронтальное повторение теоретического материала - Что нужно знать, чтобы справиться с заданием? Слайд 3 3. Создание ситуации успеха на основе анализа чужих ошибок. Вова Колесников нарисовал 3 круга. Увеличил количество кругов в 4 раза. Вот что у него получилось. Слайд 4 Вы согласны с ним? Что значит увеличить в 4 раза, уменьшить в 4 раза? (разделить на 4 части и взять одну такую часть) 4. Сам. работа. Фиксация затруднения. Нарисуйте 2 квадрата. Ниже нарисуйте кругов 5 раз по столько же. Слайд 5 Оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки, обосновывать правильность или ошибочность результата
Что можете сказать о количестве кругов и квадратов? Как показать, сколько кругов? 2х5=10 Как показать, сколько квадратов? 10:5=2 - Что можете сказать о квадратах по отношению к кругам? - А что можете сказать о кругах, по отношению к квадратам? - Что вы замечаете? (Разные версии – возникло затруднение). - Какой следующий наш шаг (шаг учебной деятельности)? («Что я не знаю?»)
III. Выявление места и

причины затруднения
Цели: - выявить место (шаг, операция) затруднения; - зафиксировать во внешней речи причину затруднения. Физкультминутка В каком месте возникло затруднение? Почему возникло затруднение? Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя (Познавательные УУД)

IV. Открытие нового

знания.
Цели:
-
организовать постановку цели урока;
-
организовать составление совместного плана действий; - определить средства; - уточнить следующий шаг учебной деятельности. - реализовать построенный проект в соответствии с планом; - зафиксировать новое знание в речи и знаках; - организовать устранение и фиксирование преодоления затруднения; - уточнить тему урока. - Какой следующий шаг учебной деятельности? («Сам найду способ») - Наметим наш план действий: Слайд 6 1. Сделаем свои предположения. 2. Сопоставим свои предположения с учебником. С. 46 3. Устраним затруднение. 4. Упражнение в новом действии. - Работа в группах. Повторить правила работы в группе. Выбираем лидера, кто следит за временем, кто читает, подчёркивает ключевые слова в тексте учебника, даёт ответ. - Сопоставление версий решения проблемы с учебником. - Устранение затруднения. - Какая тема урока сегодня? Слайд 7 Цель урока: Научимся решать текстовые задачи, включающие отношения больше в, меньше в. -Моделирование открытого способа. (Листы А4) Если говорят больше в … раз, меньше в … раз, то вы уже знаете какой знак действия нужно применить. Уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; проговаривать последовательность действий на уроке; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей (Регулятивные УУД). Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке (Познавательные УУД). Учиться работать в группе, формулировать
Зафиксируйте новый способ при помощи схемы, модели, рисунка. Слайд 8 собственное мнение и позицию; совместно договариваться о правилах общения и следовать им (Коммуникативные УУД). Моделировать, т.е. обобщенно фиксировать существенные признаки объектов (Познавательные УУД).
VI. Первичное закрепление

с проговариванием во
Упражнение в новом действии. Продолжается работа в группах. Слайд 9 Оформлять свои мысли в устной и письменной

внешней речи
Цель:
-
организовать усвоение учениками нового способа действий с проговариванием во внешней речи. - создать, по возможности, для каждого ученика ситуацию успеха, мотивирующую его к включению в дальнейшую познавательную деятельность.
Физкультминутка
- Примените понятие «больше в, меньше в» к рисункам на слайде - Запишите при помощи числового равенства, сколько предметов во второй строке. Результат зафиксируйте на листах А 4. Вспоминаем правила работы в группах (роли: лидер, критик, оформитель, время, оцените работу в группах, критерии выберите самостоятельно). Выслушивается одна группа, остальные вносят дополнения, исправления. форме (Коммуникативные УУД).
VII. Самостоятельная

работа с самопроверкой по

эталону
Цели: - организовать выполнение учащимися самостоятельной 1. Предлагаю самостоятельно решить задачу Слайд 10 Какое новое понятие появилось в задаче? Несколько человек оформляют записи на доске с обратной стороны. Обсуждение схемы, выбор правильного варианта Если правильного варианта нет, то даётся на слайде эталон Планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей (Регулятивные УУД). Уметь создавать модели и схемы для решения задач
работы на новое знание; - организовать самопроверку по эталону; - организовать выявление места и причины затруднений, работу над ошибками. для самопроверки. Слайд 11 У кого всё правильно? У кого есть ошибки? В каком месте ошибки? В чём причина? Исправьте ошибки. 2. С.46, з.1б (дополните схему в учебнике) Слайд 12 3. Тест - запиши число, которое больше 6 в 4 раза; - меньше 64 на 8; - меньше 72 в 9 раз; - больше 9 на 6 - У коли 9 яблок, а у Кати в 5 раз больше. Сколько яблок у Кати? - Света решила 36 примеров, а Миша на 9 меньше. Сколько примеров решил Миша? Проверка по эталону на слайде 13. Самооценка (Познавательные УУД). Вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок ( Регулятивные УУД)
VIII. Рефлексия учебной

деятельности на уроке
- С каким понятием познакомились? Какую цель ставили? Достигли цели? Оценивать правильность выполнения действия на

(итог)
Цели: - зафиксировать новое содержание, изученное на уроке; - организовать рефлексию и самооценку учениками собственной учебной деятельности. - соотнести ее цель и результаты, зафиксировать степень их соответствия, и наметить дальнейшие цели деятельности. Кто не делал ошибок? Кто разобрался? Оцените свою работу на уроке в дневниках, используя один из кругов: зелёный (не было ошибок), жёлтый (были ошибки), красный (не смог выполнить ни одного задания). Д.з. С 46, з. 3 (а), 4. уровне адекватной ретроспективной оценки. (Регулятивные УУД). Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности (Личностные УУД)