"Что такое патриотизм? Роль педагога в патриотическом воспитании детей"

Автор: Попова Галина Николаевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: Детский сад "Солнышко" г. Нефтегорска
Населённый пункт: город Нефтегорск, Самарская область
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "Что такое патриотизм? Роль педагога в патриотическом воспитании детей"
Дата публикации: 10.02.2016







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации


Методическая разработка

«Что такое патриотизм? Роль педагога в

патриотическом воспитании детей»
Воспитатель: Попова Галина Николаевна
Патриотизм
– это и преданность своему Отечеству, и стремление сделать все возможно, чтобы сохранить культурную самобытность каждого народа, входящего в состав России.
Актуальность проблемы
заключается в том, что современные дети мало знают о родном городе, стране, особенностях народных традиций, часто равнодушны к близким людям, в том числе к товарищам по группе, редко сострадают чужому горю. Явно недостаточной является работа с родителями по проблеме нравственно-патриотического воспитания в семье.
Задача педагогов и родителей
– как можно раньше пробудить в детях любовь к родной земле, формировать у них такие черты характера, которые помогут стать достойным человеком и достойным гражданином своей страны, воспитывать любовь и уважение к родному дому, детскому саду, родной улице, городу формировать чувство гордости за достижения страны, любовь и уважение к армии, гордость за мужество воинов, развивать интерес к доступным ребенку явлениям общественной жизни. Мировоззрение педагога, его личный пример, взгляды, суждения, активная жизненная позиция – самые эффективные факторы воспитания. Если мы хотим, чтобы наши дети полюбили свою страну, свой город, нам нужно показывать их с привлекательной стороны. К.Д. Ушинский писал: «Ребенку нечего отрицать, ему нужна положительная пища, кормить его ненавистью, отчаянием и презрением может только человек, не понимающий потребности детства». Но никакие знания воспитателя не дадут эффекта, если сам он не будет любить свою страну, свой город, свой народ. В воспитании все должно основываться на личности воспитателя. 0
В работе мы используем разнообразные методы и приемы патриотического воспитания с учетом психологических особенностей дошкольника (эмоциональное восприятие окружающего, образность и конкретность мышления, глубина и обостренность первых чувств, незнание истории, непонимание социальных явлений и др.). Педагоги стремятся учитывать, что воспитывать любовь к Родине, родному городу – значит связывать воспитательную работу с социальной жизнью, которая окружает ребенка. В своей работе мы используем наиболее интересные и результативные формы работы – прогулки, экскурсии, наблюдения, объяснения, побуждающие детей к различной деятельности (игровой, словесной, продуктивной и др.). Патриотическое воспитание пронизывает все виды детской деятельности в повседневной жизни и на занятиях. Воспитатели стараются формировать у детей потребность участвовать в делах на благо окружающих людей и живой природы, помогают им осознать себя неотъемлемой частью малой родины. Чтобы правильно выстроить работу по патриотическому воспитанию, мы опираемся на следующие документы: o Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2001–2005 годы». o Закон Российской Федерации «Об образовании». o Закон «О днях воинской славы (победных днях) России». o Закон «Об увековечении памяти погибших при защите Отечества». Для оказания методической помощи и повышения профессионального мастерства педагогов по проблеме нравственно-патриотического воспитания дошкольников нами был составлен план поэтапной работы. Анализ годового плана ДОУ и его корректировка в соответствии с поставленными задачами. 1
Анкетирование воспитателей по темам «Готовность к работе по патриотическому воспитанию», «Формирование представлений детей о родном городе» на предмет выяснения их знаний культурно-исторического наследия нашего города, владения вопросами методики приобщения детей к истокам национальной региональной культуры. Результаты анализа анкет выявили необходимость повысить образовательные, профессиональные, теоретические и практические знания педагогов по проблеме нравственно- патриотического воспитания дошкольников. Работа с воспитателями по проблеме нравственно-патриотического воспитания дошкольников: o Мероприятия, проводимые с детьми по проблеме нравственно- патриотического воспитания. o Тематическая проверка работы воспитателей и ее оценка. o Обобщение опыта работы творческих воспитателей по патриотическому воспитанию дошкольников.
Работа с воспитателями по проблеме нравственно-патриотического

воспитания дошкольников

Задачи.
Использовать комплекс средств (ближайшее окружение, изобразительная деятельность, музыка, рукотворный мир народов Якутии) в целях формирования личностного отношения к родному городу, к современной действительности. Привлекать воспитателей к проведению краеведческой работы, изучению состояния окружающей среды. Стимулировать деятельность воспитателей по изученюя традиций, истории и культуры своего народа и родного края. Выявить инновационные формы и методы по экологическому воспитанию дошкольников. Привлекать детей и педагогов к охране памятников исторического и культурного наследия народа в городе Нефтегорск. Мероприятия для решения поставленных задач: o Педсоветы 2
o Консультации o Семинары-практикумы. o Музеи патриотического воспитания дошкольников o Участие детей в знаменательных мероприятиях, посвящённых дата родного города, края и т.д. Особой формой повышения профессионального мастерства являются встречи воспитателей в творческой гостиной «Край мой родной – Нефтегорск». Большое значение придается изучению воспитателями государственной символики Республики России, животному и растительному миру родного края (подготовлены соответствующие наглядные пособия). В целях обогащения предметно-игровой среды в ДОУ изготовлены настольные макеты русской избы, русской старинной церкви. Для развития познавательной деятельности детей решено разместить в каждой группе макет русской избы предметами быта народов Поволжья. В группах среднего и старшего дошкольного возраста созданы мини-музеи родного края. Приобретаются изделия народно-прикладного искусства России. 3

Литература:
1. Александрова Е.Ю., Гордеева Е.П., Постникова М.П. Система патриотического воспитания в ДОУ, планирование, педагогические проекты, разработки тематических занятий и сценарии мероприятий. М.: Учитель, 2007. 2. Баранникова О.Н. Уроки гражданственности и патриотизма в ДОУ: практическое пособие. М.: АРКТИ, 2007. 3. Белая К.Ю. Художественно-эстетическое и социально-нравственное воспитание дошкольника, М.: Школьная пресса, 2007. 4. Зеленова Н.Г. Мы живем в России: старшая группа. Мы живем в России: подготовительная к школе группа. М.: Скрипторий. 2003, 2008. 5. Кондрыкинская Л.А. С чего начинается Родина? Опыт работы по патриотическому воспитанию в ДОУ. М.: Сфера, 2005. 6. Логинова Л.В. Что может герб нам рассказать… Нетрадиционные формы работы с дошкольниками по патриотическому воспитанию. М.: Скрипторий 2003, 2008. 4