"Что такое патриотизм? Роль педагога в патриотическом воспитании детей"
Автор: Попова Галина Николаевна Должность: воспитатель
Учебное заведение: Детский сад "Солнышко" г. Нефтегорска
Населённый пункт: город Нефтегорск, Самарская область
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "Что такое патриотизм? Роль педагога в патриотическом воспитании детей"
патриотическом воспитании детей»
Воспитатель: Попова Галина Николаевна
Патриотизм – это и преданность своему Отечеству, и стремление
сделать все возможно, чтобы сохранить культурную самобытность каждого
народа, входящего в состав России.
Актуальность проблемы заключается в том, что современные дети
мало знают о родном городе, стране, особенностях народных традиций, часто
равнодушны к близким людям, в том числе к товарищам по группе, редко
сострадают чужому горю. Явно недостаточной является работа с родителями
по проблеме нравственно-патриотического воспитания в семье.
Задача педагогов и родителей – как можно раньше пробудить в детях
любовь к родной земле, формировать у них такие черты характера, которые
помогут стать достойным человеком и достойным гражданином своей
страны, воспитывать любовь и уважение к родному дому, детскому саду,
родной улице, городу формировать чувство гордости за достижения страны,
любовь и уважение к армии, гордость за мужество воинов, развивать интерес
к доступным ребенку явлениям общественной жизни.
Мировоззрение педагога, его личный пример, взгляды, суждения,
активная жизненная позиция – самые эффективные факторы воспитания.
Если мы хотим, чтобы наши дети полюбили свою страну, свой город, нам
нужно показывать их с привлекательной стороны. К.Д. Ушинский писал:
«Ребенку нечего отрицать, ему нужна положительная пища, кормить его
ненавистью, отчаянием и презрением может только человек, не понимающий
потребности детства». Но никакие знания воспитателя не дадут эффекта,
если сам он не будет любить свою страну, свой город, свой народ. В
воспитании все должно основываться на личности воспитателя.
0
В работе мы используем разнообразные методы и приемы
патриотического воспитания с учетом психологических особенностей
дошкольника (эмоциональное восприятие окружающего, образность и
конкретность мышления, глубина и обостренность первых чувств, незнание
истории, непонимание социальных явлений и др.).
Педагоги стремятся учитывать, что воспитывать любовь к Родине, родному
городу – значит связывать воспитательную работу с социальной жизнью,
которая окружает ребенка. В своей работе мы используем наиболее
интересные и результативные формы работы – прогулки, экскурсии,
наблюдения, объяснения, побуждающие детей к различной деятельности
(игровой, словесной, продуктивной и др.).
Патриотическое воспитание пронизывает все виды детской
деятельности в повседневной жизни и на занятиях. Воспитатели стараются
формировать у детей потребность участвовать в делах на благо окружающих
людей и живой природы, помогают им осознать себя неотъемлемой частью
малой родины.
Чтобы правильно выстроить работу по патриотическому воспитанию,
мы опираемся на следующие документы:
o
Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан
Российской Федерации на 2001–2005 годы».
o
Закон Российской Федерации «Об образовании».
o
Закон «О днях воинской славы (победных днях) России».
o
Закон «Об увековечении памяти погибших при защите Отечества».
Для оказания методической помощи и повышения профессионального
мастерства педагогов по проблеме нравственно-патриотического воспитания
дошкольников нами был составлен план поэтапной работы.
Анализ годового плана ДОУ и его корректировка в соответствии с
поставленными задачами.
1
Анкетирование воспитателей по темам «Готовность к работе по
патриотическому воспитанию», «Формирование представлений детей о
родном городе» на предмет выяснения их знаний культурно-исторического
наследия нашего города, владения вопросами методики приобщения детей к
истокам национальной региональной культуры. Результаты анализа анкет
выявили необходимость повысить образовательные, профессиональные,
теоретические и практические знания педагогов по проблеме нравственно-
патриотического воспитания дошкольников.
Работа с воспитателями по проблеме нравственно-патриотического
воспитания дошкольников:
o
Мероприятия, проводимые с детьми по проблеме нравственно-
патриотического воспитания.
o
Тематическая проверка работы воспитателей и ее оценка.
o
Обобщение опыта работы творческих воспитателей по
патриотическому воспитанию дошкольников.
Работа с воспитателями по проблеме нравственно-патриотического
воспитания дошкольников
Задачи. Использовать комплекс средств (ближайшее окружение,
изобразительная деятельность, музыка, рукотворный мир народов Якутии) в
целях формирования личностного отношения к родному городу, к
современной действительности. Привлекать воспитателей к проведению
краеведческой работы, изучению состояния окружающей среды.
Стимулировать деятельность воспитателей по изученюя традиций, истории и
культуры своего народа и родного края. Выявить инновационные формы и
методы по экологическому воспитанию дошкольников. Привлекать детей и
педагогов к охране памятников исторического и культурного наследия народа
в городе Нефтегорск.
Мероприятия для решения поставленных задач:
o
Педсоветы
2
o
Консультации
o
Семинары-практикумы.
o
Музеи патриотического воспитания дошкольников
o
Участие детей в знаменательных мероприятиях, посвящённых дата
родного города, края и т.д.
Особой формой повышения профессионального мастерства являются
встречи воспитателей в творческой гостиной «Край мой родной –
Нефтегорск».
Большое значение придается изучению воспитателями
государственной символики Республики России, животному и растительному
миру родного края (подготовлены соответствующие наглядные пособия).
В целях обогащения предметно-игровой среды в ДОУ изготовлены
настольные макеты русской избы, русской старинной церкви. Для развития
познавательной деятельности детей решено разместить в каждой группе
макет русской избы предметами быта народов Поволжья. В группах среднего
и старшего дошкольного возраста созданы мини-музеи родного края.
Приобретаются изделия народно-прикладного искусства России.
3
Литература:
1.
Александрова Е.Ю., Гордеева Е.П., Постникова М.П. Система
патриотического воспитания в ДОУ, планирование, педагогические
проекты, разработки тематических занятий и сценарии мероприятий. М.:
Учитель, 2007.
2.
Баранникова О.Н. Уроки гражданственности и патриотизма в ДОУ:
практическое пособие. М.: АРКТИ, 2007.
3.
Белая К.Ю. Художественно-эстетическое и социально-нравственное
воспитание дошкольника, М.: Школьная пресса, 2007.
4.
Зеленова Н.Г. Мы живем в России: старшая группа. Мы живем в России:
подготовительная к школе группа. М.: Скрипторий. 2003, 2008.
5.
Кондрыкинская Л.А. С чего начинается Родина? Опыт работы по
патриотическому воспитанию в ДОУ. М.: Сфера, 2005.
6.
Логинова Л.В. Что может герб нам рассказать… Нетрадиционные формы
работы с дошкольниками по патриотическому воспитанию. М.:
Скрипторий 2003, 2008.
4