"Инновационные методы в преподавании литературы в средних и старших классах"

Автор: Тоирова Лилия Юрьевна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МБОУ "Хотьковская средняя общеобразовательная школа №5"
Населённый пункт: г.Хотьково, Сергиево-Посадский район, Московская область.
Наименование материала: методическая разработка-презентация
Тема: "Инновационные методы в преподавании литературы в средних и старших классах"
Дата публикации: 10.02.2016







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации


УРОК ЛИТЕРАТУРЫ

В 8 КЛАССЕ

ПО РАССКАЗУ АЛЕКСАНДРА ГРИНА «ЗЕЛЕНАЯ ЛАМПА»
Преподаватель русского языка и литературы «ХСОШ №5» Сергиево-Посадского района: Тоирова Лилия Юрьевна.

Он жил среди нас, этот сказочник

странный,

Создавший страну, где на берег

туманный

С прославленных бригов бегут на заре

Высокие люди с улыбкой обманной,

С глазами, как отсвет морей в январе.

С великою злобой, с могучей любовью,

С солёной, как море, бунтующей

кровью,

С извечной, как солнце, мечтой о

ДОБРЕ.



В.Саянов


Александр

Грин



(

Гриневский

)

1880-1932

г

.

г

.




Интерпретационные

вопросы

Почему

два

богато

одетых

господина

подошли

к

плохо

одетому

человеку

,

лежащему

на

дороге

?

Они

хотели

ему

помочь

?

Они

из

жалости

остановились

?

А

почему

собралась

толпа

?

Почему

автор

бегло

описывает

эту

сцену

?


Оценочные

вопросы

Какие

слова

(

фразу

)

вы

считаете

ключевыми

в

этом

отрывке

?

Почему

вы

их

считаете

ключевыми

?
«
Мне

надоели

обычные

развлечения

,

а

хорошо

шутить

можно

только

одним

способом

:

делать

из

людей

игрушки»

.


Творческие

вопросы

Как

вы

думаете

,

какой
«
интересный

замысел»

был

у

Стильтона

?


Практические

вопросы

Как

бы

вы

поступили

,

окажись

рядом

с

несчастным

человеком

,

упавшим

в

голодный

обморок

?

«
Древо

предсказа

ний»

Что

будет

дальше

?

Чем

закончитс

я

рассказ

?

Как

будут

развивать

ся

события

после

финала

?
Вариант № 1 Вариант № 2 Вариант № 3

Джон



Ив

Хочет

работать

,

но

в

большом

городе

трудно

найти



работу

.

Нищий

.

Поработал

на

тяжёлой

работе

.

Стильтон

Кутила

,

богат

,

циничен

,

самоуверен

.

Ведет

праздный

образ

жизни

,

развлекается

.

Бедные

люди



падаль

.

Жизнь



игра

,

люди



игрушка

.

«


зажигайте



хотя

бы

спичку»
«


лампа

,

озаряющая



темноту

ночи


» «
Если

желание

сильно

,

то

исполнение

не

замедлит»

.


Джон

Ив

Хирург

,

состоятель

ный

.

Смысл

жизни



служение

людям

.

Стильтон

Старик

,

грязный

,

истощён

,

из

притона

,

разорён

,

инвалид

.


Особенно

сти

композиц

ии
II
-

последст

вия
I
-

замысел

Нравственные

выводы

Антитеза


Идея

рассказа

Тот

,

кто

имеет

перед

собой

высокую

цель

,

может

стать

хозяином

своей

судьбы

.
• «
Осуди

их

,

Боже

,

да

падут

они

от

замыслов



своих»

(

Пс

, 5, 11)

Зло

возвращается

к

тому

,

кто

породил

его

.

Даже

у

злодея

есть

возможность

спасти

свою

душу

.

«
Издевательская

щедрость»

Щедрос

ть

Издевательс

кий

бескорыстие

богатство

оскорбительный

ОКСЮМОРОН


Уточняющие

вопросы

Как

автор

относится

к

героям

рассказа

?

В

чём

это

выражается

?

Проследите

,

какие

синонимы

к

слову
«
человек
»
использует

автор

?

Чем

вы

объясните

выбор

автора

?

Какое

средство

выразительности



основное

в

композиции

рассказа

?


Проследите

,

какие

синонимы

к

слову
«
человек
»
использует

автор

?

Богачи

двое

людей

,

толстый

джентльм

ен

,

сказал

приятелю

.

Бедня

к

человек

,

лежащий

,

падаль

,

несчастн

ый

,

лежащий

человек

.

Антитез

а


Какие

ассоциации

вызывает

у

вас

словосочетание
«
зеленая

лампа»

?

Удачно



ли

такое



название

рассказа

?

Что

может

произойти

в

рассказе

с

таким

названием

?


В

чём

особенность

названия

рассказа

?



Зелёная

лампа

-

это

символ

веры

в

безграничные

возможности

человека

,

в

оправданность

его

стремления

к

осуществлению

мечты

,

символ

надежды

,

символ

света

и

добра

.


Чем

же

явилась

зелёная

лампа

для

героев

произведения

?

Для

Стильтона

-

игрушкой

,

развлечением

,

презрением

к

людям

,

но

и

светом

,

озарением

.

Для

Джона

Ива

-

средством

выживания

,

надеждой

,

верой

в

осуществление

мечты

.


В

чём

особенность

названия

рассказа

?



Зелёная

лампа

-

это

символ

веры

в

безграничные

возможности

человека

,

в

оправданность

его

стремления

к

осуществлению

мечты

,

символ

надежды

,

символ

света

и

добра

.


Тема

рассказа

А

.

Грина
«
Зелёная

лампа»



Удивительная

судьба

бродяги

Ива

,

ставшего

знаменитым

врачом

и

обеспеченным

человеком

,

и



жизненное

падение

богача

Стильтона

.


Жанровые

особенности

рассказа

А

.

Грина

Притча

произведение

,

где

в

иносказательной

форме

автор

касается

проблем

морали

,

общечеловеческих

законов

.


Домашнее

задание
Написать эссе на тему:

«
Грин



один

из

немногих

,

кого

следует

иметь

в

походной

аптечке

против

ожирения

сердца

и

усталости



(

Д

.

Гранин

).


П

р

о

с

т

ы

е

в

о

п

р

о

с

ы

(

З

н

а

н

и

я

:

Ч

т

о

?

Г

д

е

?

К

о

г

д

а

?

З

а

ч

е

м

?

)

Ромаш

ка

Блума

Уточняющи

е

вопросы

(

Правильно

ли

я

понял

…)

И

н

т

е

р

п

р

е

т

а

ц

и

о

н

н

ы

е

в

о

п

р

о

с

ы

(

П

о

ч

е

м

у

?

)

Оценочные

вопросы

(

Что

хорошо

?

Что

плохо

?)

Творческие

вопросы

(

Предположени

е

:

что

было

бы

..?)

П

р

а

к

т

и

ч

е

с

к

и

е

в

о

п

р

о

с

ы

(

К

а

к

б

ы

в

ы

п

о

с

т

у

п

и

л

и

?

)


М. Сипер Зеленая лампа

Коричневый кубик стоит у дороги, и окна темнеют.

Замерзших деревьев в ночном полумраке возносятся лапы.

Уснули все люди…В окне небольшом пламенеет

Зеленая лампа…

Не спится, наверное, хозяевам этой обычной квартиры,

А может быть, просто забыли о лампе и тихо уснули,

Устав от уборок, покупок, размолвок и стирок…

А ветер свистит и играет беспечно вчерашней газетой,

Огни фонарей переломлены в стеклах заснеженной призмы,

И пишут в ночи за зеленою лампой поэты…

Как трудно во мраке найти свой проселок, тропинку, дорогу –

Легко ошибиться, приняв за природу простые эстампы.

И, словно маяк, к нам приходит порой на подмогу

Зеленая лампа.