"Инновационные методы в преподавании литературы в средних и старших классах"
Автор: Тоирова Лилия ЮрьевнаДолжность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МБОУ "Хотьковская средняя общеобразовательная школа №5"
Населённый пункт: г.Хотьково, Сергиево-Посадский район, Московская область.
Наименование материала: методическая разработка-презентация
Тема: "Инновационные методы в преподавании литературы в средних и старших классах"
Вернуться назад
Перейти в раздел
Текстовая часть публикации
УРОК ЛИТЕРАТУРЫ
В 8 КЛАССЕ
ПО РАССКАЗУ АЛЕКСАНДРА ГРИНА «ЗЕЛЕНАЯ ЛАМПА»
Преподаватель
русского языка и литературы
«ХСОШ №5»
Сергиево-Посадского района:
Тоирова Лилия Юрьевна.
Он жил среди нас, этот сказочник
странный,
Создавший страну, где на берег
туманный
С прославленных бригов бегут на заре
Высокие люди с улыбкой обманной,
С глазами, как отсвет морей в январе.
С великою злобой, с могучей любовью,
С солёной, как море, бунтующей
кровью,
С извечной, как солнце, мечтой о
ДОБРЕ.
В.Саянов
Александр
Грин
(
Гриневский
)
1880-1932
г
.
г
.
Интерпретационные
вопросы
•
Почему
два
богато
одетых
господина
подошли
к
плохо
одетому
человеку
,
лежащему
на
дороге
?
Они
хотели
ему
помочь
?
•
Они
из
жалости
остановились
?
•
А
почему
собралась
толпа
?
•
Почему
автор
бегло
описывает
эту
сцену
?
Оценочные
вопросы
•
Какие
слова
(
фразу
)
вы
считаете
ключевыми
в
этом
отрывке
?
•
Почему
вы
их
считаете
ключевыми
?
«
Мне
надоели
обычные
развлечения
,
а
хорошо
шутить
можно
только
одним
способом
:
делать
из
людей
игрушки»
.
Творческие
вопросы
•
Как
вы
думаете
,
какой
«
интересный
замысел»
был
у
Стильтона
?
Практические
вопросы
•
Как
бы
вы
поступили
,
окажись
рядом
с
несчастным
человеком
,
упавшим
в
голодный
обморок
?
«
Древо
предсказа
ний»
Что
будет
дальше
?
Чем
закончитс
я
рассказ
?
Как
будут
развивать
ся
события
после
финала
?
Вариант № 1
Вариант № 2
Вариант № 3
Джон
Ив
Хочет
работать
,
но
в
большом
городе
трудно
найти
работу
.
Нищий
.
Поработал
на
тяжёлой
работе
.
Стильтон
Кутила
,
богат
,
циничен
,
самоуверен
.
Ведет
праздный
образ
жизни
,
развлекается
.
Бедные
люди
–
падаль
.
Жизнь
–
игра
,
люди
–
игрушка
.
«
…
зажигайте
…
хотя
бы
спичку»
«
…
лампа
,
озаряющая
темноту
ночи
…
»
«
Если
желание
сильно
,
то
исполнение
не
замедлит»
.
Джон
Ив
•
Хирург
,
состоятель
ный
.
Смысл
жизни
–
служение
людям
.
Стильтон
•
Старик
,
грязный
,
истощён
,
из
притона
,
разорён
,
инвалид
.
Особенно
сти
композиц
ии
II
-
последст
вия
I
-
замысел
Нравственные
выводы
Антитеза
Идея
рассказа
•
Тот
,
кто
имеет
перед
собой
высокую
цель
,
может
стать
хозяином
своей
судьбы
.
•
«
Осуди
их
,
Боже
,
да
падут
они
от
замыслов
своих»
(
Пс
, 5, 11)
•
Зло
возвращается
к
тому
,
кто
породил
его
.
•
Даже
у
злодея
есть
возможность
спасти
свою
душу
.
«
Издевательская
щедрость»
Щедрос
ть
Издевательс
кий
бескорыстие
богатство
оскорбительный
ОКСЮМОРОН
Уточняющие
вопросы
•
Как
автор
относится
к
героям
рассказа
?
•
В
чём
это
выражается
?
•
Проследите
,
какие
синонимы
к
слову
«
человек
»
использует
автор
?
•
Чем
вы
объясните
выбор
автора
?
•
Какое
средство
выразительности
основное
в
композиции
рассказа
?
Проследите
,
какие
синонимы
к
слову
«
человек
»
использует
автор
?
Богачи
двое
людей
,
толстый
джентльм
ен
,
сказал
приятелю
.
Бедня
к
человек
,
лежащий
,
падаль
,
несчастн
ый
,
лежащий
человек
.
Антитез
а
Какие
ассоциации
вызывает
у
вас
словосочетание
«
зеленая
лампа»
?
Удачно
ли
такое
название
рассказа
?
Что
может
произойти
в
рассказе
с
таким
названием
?
В
чём
особенность
названия
рассказа
?
Зелёная
лампа
-
это
символ
веры
в
безграничные
возможности
человека
,
в
оправданность
его
стремления
к
осуществлению
мечты
,
символ
надежды
,
символ
света
и
добра
.
Чем
же
явилась
зелёная
лампа
для
героев
произведения
?
Для
Стильтона
-
игрушкой
,
развлечением
,
презрением
к
людям
,
но
и
светом
,
озарением
.
Для
Джона
Ива
-
средством
выживания
,
надеждой
,
верой
в
осуществление
мечты
.
В
чём
особенность
названия
рассказа
?
Зелёная
лампа
-
это
символ
веры
в
безграничные
возможности
человека
,
в
оправданность
его
стремления
к
осуществлению
мечты
,
символ
надежды
,
символ
света
и
добра
.
Тема
рассказа
А
.
Грина
«
Зелёная
лампа»
Удивительная
судьба
бродяги
Ива
,
ставшего
знаменитым
врачом
и
обеспеченным
человеком
,
и
жизненное
падение
богача
Стильтона
.
Жанровые
особенности
рассказа
А
.
Грина
•
Притча
•
произведение
,
где
в
иносказательной
форме
автор
касается
проблем
морали
,
общечеловеческих
законов
.
Домашнее
задание
Написать эссе на тему:
«
Грин
–
один
из
немногих
,
кого
следует
иметь
в
походной
аптечке
против
ожирения
сердца
и
усталости
”
(
Д
.
Гранин
).
П
р
о
с
т
ы
е
в
о
п
р
о
с
ы
(
З
н
а
н
и
я
:
Ч
т
о
?
Г
д
е
?
К
о
г
д
а
?
З
а
ч
е
м
?
)
Ромаш
ка
Блума
Уточняющи
е
вопросы
(
Правильно
ли
я
понял
…)
И
н
т
е
р
п
р
е
т
а
ц
и
о
н
н
ы
е
в
о
п
р
о
с
ы
(
П
о
ч
е
м
у
?
)
Оценочные
вопросы
(
Что
хорошо
?
Что
плохо
?)
Творческие
вопросы
(
Предположени
е
:
что
было
бы
..?)
П
р
а
к
т
и
ч
е
с
к
и
е
в
о
п
р
о
с
ы
(
К
а
к
б
ы
в
ы
п
о
с
т
у
п
и
л
и
?
)
М. Сипер Зеленая лампа
Коричневый кубик стоит у дороги, и окна темнеют.
Замерзших деревьев в ночном полумраке возносятся лапы.
Уснули все люди…В окне небольшом пламенеет
Зеленая лампа…
Не спится, наверное, хозяевам этой обычной квартиры,
А может быть, просто забыли о лампе и тихо уснули,
Устав от уборок, покупок, размолвок и стирок…
А ветер свистит и играет беспечно вчерашней газетой,
Огни фонарей переломлены в стеклах заснеженной призмы,
И пишут в ночи за зеленою лампой поэты…
Как трудно во мраке найти свой проселок, тропинку, дорогу –
Легко ошибиться, приняв за природу простые эстампы.
И, словно маяк, к нам приходит порой на подмогу
Зеленая лампа.