Напоминание

"Кутузов и Наполеон в романе Л.Н.Толстого "Война и мир"

Автор: Мартюк Елена Николаевна
Должность: преподаватель русского языка и литературы
Учебное заведение: ГБПОУ РО "НИТТ"
Населённый пункт: город Новошахтинск, Ростовская область
Наименование материала: методическая разработка урока
Тема: "Кутузов и Наполеон в романе Л.Н.Толстого "Война и мир"







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации


Тема раздела
: «Творчество Л.Н.Толстого».
Тема урока
: Кутузов и Наполеон в романе «Война и мир»
Цели:
Общеобразовательная  сформировать представление студентов о личности Кутузова и Наполеона как исторических деятелей; показать отношение Л.Н.Толстого к данным героям в романе;  раскрыть мысль писателя о роли личности в истории. Развивающая:  Продолжить развивать коммуникативные компетенции студентов;  Навыки грамотного, вдумчивого чтения;  Устную и письменную речь, память, внимание, вербально-логическое мышление, аналитико-синтетическую деятельность, умение сравнивать, обобщать, анализировать. Воспитывающая:  Продолжить воспитывать нравственные качества – патриотизм, сострадание и милосердие;  Прививать интерес к истории страны, литературе и культуре русского народа
Тип урока
: урок изучения нового материала.
Вид урока
: анализ героя художественного произведения, урок-практикум.
Методы обучения
: объяснение, демонстрация, исследовательский метод, метод художественного чтения, метод самостоятельной работы. Оборудование: компьютер с мультимедийной системой, презентация к уроку, рабочая тетрадь, эпизоды из романа-эпопеи «Война и мир», фрагменты фильма С.Бондарчука «Война и мир», фрагменты документальных фильмов о Кутузове и Наполеоне.
Ход урока:
1.
Организационный момент
(
30 сек
) слайд 1 Здравствуйте, ребята! Садитесь. Сегодня мы с вами окунемся в историю нашего государства, показанную патриархом русской литературы Львом Николаевичем Толстым в романе-эпопее «Война и мир», чтобы в очередной раз убедиться в силе русского патриотизма, почувствовать мощь и величие русского народа. Внимание на экран. (демонстрация видео) (
1 мин
) 2.
Постановка целей (30 сек
) слайд 2 - Итак, о ком же пойдет речь? - Не просто о Кутузове и Наполеоне, а об их роли в истории России и мира в целом, а также, самое главное, об отношении к ним самого автора романа. Ребята, на ваших партах лежат рабочие тетради и эпизоды из романа-эпопеи «Война и мир», относящиеся к нашей теме. С ними будем работать весь урок.
3.

Словарная работа (3 мин)
- Кому, по-вашему, Толстой отдает предпочтение?
- Кутузов – положительный герой? - А Наполеон? - «+» и «-», «добрый» и «злой», такие слова в русском языке называют? (антонимы). А в литературе их называют «антитеза» - это противопоставление героев, понятий, событий. Кроме того, Наполеона называют антиподом Кутузова. Кто такой антипод? Запишите определения этих понятий в рабочую тетрадь. Слайд 3
4.

Опережающее задание (устное выступление студентов). (4 мин)
- А сейчас мы обратимся с вами к историческим фактам и послушаем сообщения о полководцах. Слайд 4 - Какие чувства вызывают у вас эти личности и почему?
5.

Объяснение нового материала. (1 мин)
- «Война и мир» - произведение уникальное! Лев Толстой приводит достоверные исторические факты, называет реально существовавшие имена, указывает исторически значимые места и события, но вот парадокс – автор отходит от потрясающей достоверности, описывая Наполеона и Кутузова. Давайте посмотрим, как изображены эти личности на страницах романа «Война и мир». Всю информацию вы запишите в таблицу в рабочей тетради.
Работа с текстом романа. (32,5 мин)
- Зачитайте главу «Смотр в Браунау» (2 мин) слайд 5 - Какие портретные черты Кутузова вы выделите? - А каким впервые предстает перед нами Наполеон? (1 мин) слайд 6
Обсуждение (3 мин)
- Какие чувства эти персонажи вызывают у вас? -Найдите эпитеты, которые выражают отношение Толстого к своим героям? - Запишите эти определения в таблицу в строке «Протрет». Запись информации. (2 мин)  (30 сек) Значимое событие Отечественной войны 1812 года – Бородинская битва. Описывая это событие, Толстой показывает мощь французской армии и стойкость русских солдат. Но где же находятся полководцы? Что чувствуют они накануне сражения? - Зачитайте фрагмент из романа о Наполеоне.(2,5 мин) слайд 7 - А теперь перейдем на русские позиции и посмотрим, чем занят Кутузов. (1.5 мин) слайд 8
Обсуждение (2 мин)
- Что значит для Наполеона Бородинская битва? - Чем занят император? - Как настраивает подчиненных полководец? - А как Кутузов воспринимает происходящее? - Какими мыслями занят этот старец? Запишите данные выводы в таблицу (2 мин)
 Посмотрите фрагмент фильма «Война и мир» о кульминации Бородинского боя и ответьте на вопрос: «Каково поведение полководцев во время боя?» Фрагмент фильма (3 мин) слайд 9
Обсуждение (2 мин)
- Каково поведение полководцев во время боя? - Как Кутузов и Наполеон общаются с подчиненными? - Какое чувство вызывает у Толстого Бонапарт, а какое Кутузов? Запишите выводы в таблицу (2 мин)  Страшные последствия Бородинского сражения описывает автор. Что же видит читатель? (30 сек) - Зачитайте этот эпизод (1 мин) слайд 10
Обсуждение (2,5 мин)
- Зачем Наполеон отправился на прогулку по мертвому полю? - К какому выводу приходит Бонапарт? - Какие чувства вызывает у вас император в этом эпизоде?  А чем же занят Кутузов? Слайд 11
Обсуждение (5 мин)
- Чьими глазами показан секретный совет в Филях? (Малаша) - Каков смысл эпитета, который использует Толстой по отношению к Кутузову? (светлейший) - Что предлагают генералы и каков в этом смысл? (перестроить войска, чтобы дать сражение) - Почему Кутузов не согласен с ними? (войска измотаны, предвидит неудачи) - Какой вопрос больше всего волнует полководца? (сдача Москвы) - Правильно ли поступил главнокомандующий, приняв решение о сдаче Москвы без боя? - В чем заключается смысл всей деятельности Кутузова? (спасти Россию) - А чего хотел его антипод? (славы, господства) - Какие основные черты вы выделите в образе Кутузова? (скромность, простота, искренность) - А какие в образе Наполеона? (тщеславие, равнодушие, высокомерие, жестокость)
6.

Закрепление изученного материала (2 мин)
 Итак, таблица заполнена, эпизоды романа прочитаны, осталось подвести итоги. - Похожи ли герои романа на реальных исторических лиц и почему? (нет, Толстой принижает Наполеона и возвеличивает Кутузова) - Какова цель писателя в этом плане? (показать мощь простого русского народа, воспитать чувство патриотизма, показать, к какому итогу приводит безудержное желание славы).  Вот оно, личное мнение писателя о Наполеоне, ведь действительно, нет величия там, где нет простоты, добра и правды. Слайд 12
7.

Домашнее задание и оценивание. (30 сек)
- Домашнее задание в рабочей тетради. Составить синквейн и диаманту.

Кутузов

Наполеон
Портрет Тяжело ступал, слабый голос, пухлое изуродованное раной лицо Твердые, решительные шаги, круглый живот, жирные ляжки коротких ног, пухлая шея, толстые плечи. Цель деятельности Спасение своего Отечества Желание подчинить себе весь мир Отношение к солдатам По-доброму, вспоминает солдат по оружию, переживает, как избежать ненужных жертв, имеет непререкаемый авторитет Человеческая жизнь не имеет никакой ценности, солдаты – шахматы, много бездумных смертей Речь Просьба Отрывистые приказы Поведение во время Бородинского боя Спокойно созерцает, молится о солдатах, верит в солдат, направляет ход событий Относится к сражению как к игре, не может управлять ходом сражения Черты характера Скромность, простота, искренность Жажда славы, равнодушие, высокомерие, жестокость