"Нравственно-патриотическое воспитание старших дошкольников средствами физической культуры и досуговой деятельности".

Автор: Князева Екатерина Радионовна
Должность: инструктор по физической культуре
Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад "Теремок"
Населённый пункт: город Новый Уренгой Ямало-Ненецкий автономный округ
Наименование материала: методические рекомендации
Тема: "Нравственно-патриотическое воспитание старших дошкольников средствами физической культуры и досуговой деятельности".
Дата публикации: 10.02.2016







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации


МБДОУ «Детский сад «Теремок»

Нравственно - патриотическое воспитание детей

дошкольного возраста средствами физической

культуры

Подготовил:

Князева Е.Р.,

инструктор

по физической культуре

2016
Дошкольный возраст – один из наиболее ответственных периодов в жизни ребенка, когда закладываются основы всестороннего развития, происходит становление двигательных способностей организма. Патриотическое воспитание дошкольников включает в себя
решение задач не только нравственного, но и трудового, умственного, эстетического, а также физического воспитания. Среди многих факторов, оказывающих влияние на состояние здоровья и развитие детей, по интенсивности воздействия физическое воспитание занимает важное место. Одной из задач патриотического воспитания дошкольников является формирование у них активного положительного отношения к славным защитникам нашей Родины – к воинам Российской Армии. Героизм, мужество, стойкость, готовность совершать подвиги во имя Родины – эти черты российского воина понятны старшим дошкольникам, вызывают у них желание подражать воинам, быть такими же мужественными и смелыми, сильными и выносливыми, создают благоприятные условия для формирования у детей мотива («хочу быть таким, как солдат: смелым, сильным, выносливым, ловким»). Формирование у дошкольников нравственных чувств – таких как патриотизм, происходит через организацию специально разработанных физкультурных занятий и подвижных игр, тем самым прослеживается тесная связь физического воспитания с нравственным, с воспитанием в духе патриотизма. Чтобы достичь положительных результатов в формировании патриотических чувств через двигательную среду ребенка мы поставили перед собой следующие задачи:  Формировать положительное отношение к воинам Российской Армии, чувство гордости за российских солдат.  Содействовать осознанию воспитанниками общественного долга, развитию дисциплинированности.  Способствовать проявлению разумной смелости, решительности, уверенности в своих силах с помощью подбора физических упражнений, соответствующих возрастным и индивидуальным особенностям детей.  Создавать условия для выполнения физических упражнений, направленные на преодоление трудностей физического характера. Развивать у детей терпение и выносливость. Организацию детей во всех формах работы по физическому воспитанию обеспечивают строевые упражнения, которые являются хорошим средством формирования правильной осанки, воспитания дисциплинированности, готовности быстро и четко выполнять команды и распоряжения; развивают навыки пространственной ориентировки, глазомер, ловкость, быстроту реакции; содействуют воспитанию внимания, находчивости и других ценных качеств, необходимым будущим защитникам Родины. Строевые упражнения включаются в факультатив по общей физической подготовки с детьми подготовительной группы (1 раз в неделю). В строевых упражнениях различают: - построение в колонну, круг, шеренгу, врассыпную; - перестроение из колонны по одному в колонну по два, три, четыре; из колонны в круг, несколько кругов; из одной шеренги в две или несколько и т.д.; - повороты налево, направо, кругом; - размыкания и смыкания; - передвижения строем.
Методика руководства строевыми упражнениями учитывает готовность детей к выполнению упражнений определенной сложности, и стимулирует самостоятельность действий. Дети обязательно переодеваются в форменную одежду. На факультатив приглашаются родители героических профессий (милиционеры, пожарные, имеющие военную подготовку), что повышает эффективность данного мероприятия. Дети с большим удовольствием и любопытством выполняют строевые упражнения под руководством родителя, одетого в определенную форменную одежду; получают знания о разных видах строя, знают свое место в строю, умеют быстро и четко строиться, знают, как стоять, понимают значение команд и распоряжений. Понятия о разных видах строя расширяют общий и двигательный опыт детей. Словесные обозначения строевых упражнений и связанными с ними действий обеспечивают взаимопонимания взрослых и детей и делают результативным обучение навыкам строя. Строевые упражнения – обязательная составная часть каждого физкультурного занятия, это способ организации детей, но когда строевые упражнения проводит не инструктор по физической культуре, а родитель, это дает совсем другой результат. Совместное проведение факультатива с родителями дарит огромную радость от взаимного общения, развивает чувство гордости за успехи своих родителей, что является важным фактором в формировании патриотических чувств. Элементы строевой подготовки обязательно включаются в спортивные мероприятия, досуги, праздники, проводимые совместно с родителями. Когда взрослые на глазах у детей демонстрируют свое умение бегать, прыгать, соревноваться – это поучительно всем, и особенно детям, так как это создает определенный эмоциональный настрой. Опыт нашей работы показал, что двигательная активность детей на занятиях зависит от способов организации. Проведение физкультурных занятий в традиционной форме, использование подвижных игр, сюжетов, зачастую не обеспечивало на наш взгляд
высокую моторную плотность (по результатам медико-педагогической диагностики). В связи с этим возникла необходимость моделирования занятий нового типа по принципу круговой тренировки. Именно сюжетные занятия по типу круговой тренировки являются одним из универсальных способов развития выносливости детей, повышения общей физической подготовки. Система работы на развитие физической подготовленности через использование мотивации на сюжетных занятиях по принципу круговой тренировки позволило обеспечить: - высокую общую моторную плотность занятия; - формирование двигательных навыков и умений, развитие физических качеств; - индивидуальный подход к детям в зависимости от состояния их здоровья и уровня физической подготовленности; - проявление личностных качеств «Я – хочу, и я могу это сделать!». С целью формирования положительного отношения к воинам Российской Армии, развитие патриотических чувств с детьми подготовительной группы в течение года (1 раз в месяц) проводятся сюжетные занятия по принципу круговой тренировки на военную тематику: № Месяцы Тематика 1. Октябрь «Зарница» 2. Ноябрь «Летчики» 3. Декабрь «Воины-пограничники» 4. Январь «Воины-пехотинцы» 5. Февраль «Мы ребята – бравые солдаты» 6. Март «Моряки» 7. Апрель «Разведчики» 8. Май «Военный парад»
Традиционной уже формой работы в системе нравственно-патриотического воспитания дошкольников в нашем ДОУ стало мероприятие с участием родителей, педагогов и детей - военно-патриотическая игра «Зарница». Командиры (педагоги) вместе с подопечными (воспитанниками) проходят все этапы игры по заданному маршруту, который получают от генерала (заведующего ДОУ) и главного военного командующего (инструктора по Ф/К). На пути участников игры встречаются непростые испытания – «Помоги раненому бойцу», «Доставь секретный пакет в штаб», «Собери костёр» и другие. Данное мероприятие воспитывает уважение к людям военной профессии и вызывает желание подражать им, быть твердыми духом, выносливыми, смелыми, упорными, готовыми всегда прийти на помощь товарищу, воспитывает командный дух и сплоченность детского коллектива.

Положение

о проведении детской военно-спортивной игры «Зарница»

Цель:
приобщение дошкольников к историческому наследию страны, закрепление знания о военных профессиях, званиях. Воспитание патриотизма у дошкольников.
Задачи:
1. Развивать физические качества: ловкость, силу, выносливость, координацию движений. 2. Формировать мышечно-двигательные навыки. 3. Воспитывать взаимовыручку в команде, чувство ответственности.
Материальное обеспечение и экипировка команды:
1.Форма одежды: парадно-спортивная. 2.На руках у каждого участника – эмблема команды. 3. Командное снаряжение – санитарная сумка.
Оборудование для игры:

10 обручей, 2 секретных пакета, 4 фишки, 2 стульчика, 2 бинта, поленья для костра, 20 пластиковых бутылок.
Участники:
В игре участвуют 2 команды, по 8 человек (4мальчикаа и 4 девочки),
команда

«Танкисты» и команда «Десантники».
Команду возглавляет взрослый.
Сроки проведения:
30.10.2013г.
Место проведения:
площадка детского сада.
Программа военно-спортивной игры:

1.Конкурс «Строевой смотр».

Этапы соревнования:
*Построение в шеренгу *Выход из строя и доклад командира. *Девиз команды. *Выполнение команд «Равняйсь!». «Смирно!», «Разойдись!» *Повороты на месте (направо-налево, кругом). *Выполнение команд «На первый-второй рассчитайсь!» *Перестроение с колонны по одному в колонну по два в движении. *Доклад командира м возвращение в строй. Побеждает команда, допустившая наименьшее количество ошибок
.

Девиз команды «Танкисты»:
Танкисты мы – враг не пройдет, И наша цель – идти вперед!
Девиз команды «Десантники»:
Мы десанты, просто класс Победить попробуй нас! Ведущий вручает командирам маршрутные карты с заданиями. Задача команд: Выполнить задания и найти флаг (чья команда справиться быстрее). По указателям-стрелочкам команды выполняют задания.
1 этап «Болото»
Участникам команд выдаются приспособления для перехода по «болоту» (два поролоновых круга, обшитых камуфляжной тканью). По сигналу два игрока начинают движение: перекладывая поочередно с места на место круги, переходят по ним «болото», не касаясь ногами пола. Закончив переправу, быстро возвращаются на старт для передачи кругов следующему участнику. Побеждает команда, закончившая эстафету первой и не провалившаяся в «болото».
2 этап – «Сбей вражеский танк»
Перед командами устанавливаются туннели, на выходе стоят корзины с «гранатами» (мешочки из камуфляжной, ткани в форме «лимонов», наполненных крупой. На расстоянии 6м от корзин находятся объемные «танки», (склеенные из больших коробок и окрашенные в маскировочные цвета). Участники должны пролезть по туннелю, взять из корзины гранату и метнуть в танк. Побеждает команда, закончившая эстафету первой и имеющая больше попаданий в цель.

3 этап – «Доставь донесение в штаб»
Каждой команде выдается гимнастическая палка, к ней привязана веревка, длиной 8м, на которой через каждый метр закреплено донесение (конверт). На другой стороне площадки на расстоянии 10м от старта) находится командир. По сигналу первый участник эстафеты начинает быстро накручивать веревку на палку. Как только конверт коснется палки, срывает его с веревки, отдает палку следующему участнику и бежит с донесением к командиру. В момент передачи донесения следующий игрок начинает накручивать веревку. Побеждает команда, закончившая эстафету первой
4 этап «Раненый боец».
На старте по 2 медсестры, на финише 2 раненых бойца сидят на стульчиках. По сигналу первая медсестра бежит к раненому бойцу, перевязывает руку, передает эстафету следующей медсестре. Вторая бежит к раненому перевязывает ногу и возвращается в команду. Чья команда медсестер справиться быстрее.
5 этап « Минное поле».
«Саперы» находят на территории «мины» и стараются очень аккуратно разминировать «минное поле» (откручивают крышки от пластиковых бутылок.
6 этап «Собери костер»
Команды собирают костер из поленьев по образцу. В конце игры подводят итоги, награждают команду победителя и участников.