Автор: Магонова Н.и., Генералова Л.а. Должность: воспитатели
Учебное заведение: ГБОУ СОШ№1 С/П - детский сад "Теремок"
Населённый пункт: п.г.т. Суходол, Самарская область
Наименование материала: статья
Тема: "Экологическое воспитание дошкольников"
Магонова Н.И.,
Генералова Л.А.
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение
Самарской области Средняя общеобразовательная школа № 1 п.г.т.
Суходол
муниципального района Сергиевский структурное подразделение –
детский сад «Теремок»
Формирование экологической культуры у дошкольников.
В последнее время резко возрос интерес к экологии и экологическому
воспитанию. Человек - часть природы: он не может жить вне ее, не может
нарушать законы, по которым существует окружающий его мир. Только
научившись жить в полном согласии с природой, мы сможем лучше понять ее
тайны, сохранить самое удивительное творение природы - жизнь на земле.
Всё это побуждает к более интенсивному поиску способов осмысления
ценностей природы, средств развития экологического мышления у населения
планеты.
Самые маленькие жители Земли - дети дошкольного возраста. Они
объединяют вокруг себя очень многих взрослых (родителей, родственников,
воспитателей), экологическая культура которых может развиваться и
совершенствоваться в рамках практической реализации экологического
воспитания детей.
Главной целью экологического воспитания является формирование
экологической культуры, под которой следует понимать совокупность
экологического сознания, экологических чувств и экологической
деятельности.
Дошкольный возраст - оптимальный этап в развитии экологической
культуры личности. В этом возрасте ребенок начинает выделять себя из
окружающей среды, развивается эмоционально-ценностное отношение к
окружающему, формируются основы нравственно-экологических позиций
личности, которые проявляются во взаимодействиях ребенка с природой, а
также в его поведении в природе.
Исследования отечественных психологов показали, что развитие и
воспитание ребенка происходит во всех видах деятельности, но, прежде
всего, в игре.
Сущность игры как ведущего вида деятельности заключается в том, что
дети отражают в ней различные стороны жизни, особенности
взаимоотношений взрослых, уточняют свои знания об окружающей
действительности, учатся любить и беречь природу. Игра - есть, своего рода,
средство познания ребенком действительности.
В игре ребенок "живет" и следы этой жизни глубже остаются в нем, чем
следы действительной жизни. В игре ребенок учиться подчинять свое
поведение правилам игры, познает правила общения с людьми, развивает
свои умственные способности и познавательные интересы, учится строить
свои отношения с природой. Игра для ребенка - это серьезное занятие.
В период дошкольного детства происходит формирование и развитие
экологической культуры детей, и при условии качественного формирования
этой субкультуры в настоящий момент, ребенок будет любить, ценить и
беречь окружающую природу всю жизнь, передавая свои знания и умения
следующим поколениям.
В настоящее время, как и в прошлом, дидактической игре придается
большое значение. Дидактическая игра способствует развитию
познавательных способностей, получению новых знаний их обобщению и
закреплению.
Главная цель любой дидактической игры обучающая, именно поэтому
основным компонентом в ней является дидактическая задача, которая скрыта
от дошкольника игровой. Ребенок просто играет, но по внутреннему
психологическому значению - это процесс непосредственного обучения.
Игровая и дидактическая задача реализуется в игровых действиях.
Дидактическая игра отличается от игровых упражнений тем, что выполнение
в ней игровых правил направляется, контролируется игровыми действиями.
Средством решения дидактической задачи выступает дидактический
материал; результатом дидактической игры является решение игровых и
дидактических задач, решение обеих задач - показатель эффективности игры.
Руководство дидактическими играми осуществляется в трех
направлениях: подготовка дидактических игр, ее проведение и анализ.
Для того, чтобы дети овладели игровыми умениями, взрослому следует
играть вместе с ними.
Дидактическая игра может быть включена в любой раздел программы и
её возможности следует использовать как для развития экологического
сознания, экодеятельности, так и для формирования личности ребенка-
дошкольника в целом.