"Обогащение словаря детей дошкольного возраста в процессе ознакомления с трудом взрослых"
Автор: Хаймина Наталия Сергеевна Должность: преподаватель
Учебное заведение: ГАПОУ СО "ВМТ" филиал с.Лая
Населённый пункт: село Большая Лая, Свердловская область
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "Обогащение словаря детей дошкольного возраста в процессе ознакомления с трудом взрослых"
Тема: ОБОГАЩЕНИЕ СЛОВАРЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В
ПРОЦЕССЕ ОЗНАКОМЛЕНИЯ С ТРУДОМ ВЗРОСЛЫХ
Преподаватель Хаймина Наталия Сергеевна
Актуальность. Развитию речи детей всегда уделялось большое внимание.
Значение речи в становлении личности ребёнка настолько велико, что задачи по
её формированию занимают особое место в воспитании.
В дошкольном возрасте
ребенок должен овладеть таким словарем, который позволил бы ему общаться со
сверстниками и взрослыми, успешно обучаться в школе, понимать литературу,
телевизионные и радиопередачи, поэтому необходимо рассматривать обогащение
словаря у детей дошкольного возраста как одну из важных задач развития речи.
Проблема развития и обогащения словаря детей дошкольного возраста нашла
своё отражение в современной психолого-педагогической науке, так, например,
Лалаева Р.И. выделила направления развития словаря. Тихеева Е.И. много
внимания уделяла обогащению содержания речи. В ее трудах представлена
система работы над словом. Изучению особенностей усвоения детьми лексики
посвящены исследования Гербовой В.В., Иваненко А.П., Ивановой Н.П.,
Ляховской Ю.С., Струниной Е.М. и др. Одновременно проводились исследования
разных сторон речевого развития детей на кафедрах педагогических вузов под
руководством Кониной М.М. и Бородич А.М., Логиновой В.И.
[20].
Важным направлением социального и познавательного развития детей
дошкольного возраста выступает ознакомление с трудом взрослых. В семье, в
детском саду, доступном ему общественном окружении – всюду ребенок
сталкивается с трудом взрослых, пользуется его результатами. Поначалу
внимание детей привлекают лишь внешние моменты, об этом говорят
Запорожец А.В., Мухина В.С.[23]. Последовательное ознакомление детей с
трудом взрослых в ближайшем окружении, а затем и за пределами детского сада
позволяет развивать у них представление о сути и значении трудовых действий,
об общественном устройстве жизни в целом. По мнению Логиновой В.И. и
Нечаевой В.Г., повседневные наблюдения ребенка за разнохарактерным трудом
людей – обязательное условие трудового воспитания, при этом детям
необходимо дать достаточно систематизированные данные о труде взрослых и
на их основе сформировать уважение к труду, его результатам, к тем, кто
работает. Знания дошкольников о труде взрослых оказывают большое влияние
на развитие у них правильного отношения к труду, однако они могут остаться
формальными, если ознакомление с трудовой деятельностью не будет
осуществляться последовательно, систематично, с опорой на образное
мировосприятие и положительные эмоции, об этом говорят Нечаева В. Г.,
Маркова Т. А. [22].
Согласно Приказу Министерства образования и науки Российской
Федерации (Минобрнауки России) от 17 октября 2013 г. № 1155 «Об
утверждении федерального государственного образовательного стандарта
дошкольного образования», содержание Программы должно обеспечивать
социально-коммуникативное развитие, которое направлено на формирование
позитивных установок к различным видам труда, а речевое развитие включает
обогащение словаря [26].
Данная проблема широко освещена в психолого-педагогической
литературе в разных аспектах, например, значение труда как фактора развития
личности ребенка раскрывали Блонский П.П., Шацкий С.Т.; такие ученые, как
Анцыферова Л.И., Буре Р.С., Цукерман Г.А., Якиманская И.С., Елизарова Н.В.
занимались изучением психолого-педагогических условий формирования
самостоятельности у детей; Павлова И.Ю.
занималась развитием и
обогащением лексики у детей дошкольного возраста.
В отечественной методике развития речи задачи словарной работы в
детском саду были определены в трудах Тихеевой Е.И., Соловьевой О.И., и
уточнены в последующие годы; значение трудовой деятельности в процессе
формирования личности ребёнка доказывали Ананьев Б.Г., Асмолов А.Г.,
Божович Л.И., Выготский Л.С. и Эльконин Д.Б.; изучением процесса
формирования положительного отношения к труду взрослых детей
дошкольного возраста занимаются Глотова В.И., Логинова В.И., Неверович Я.З.
2
Вопросы ознакомления детей с трудом взрослых нашли отражение и в
программно-методических документах. Особо отмечается работа «Родной
край» Жуковской Р.И., Виноградовой Н.Ф., Козловой С.А. [17], где раскрыты
разнообразные приемы и методы ознакомления с трудом взрослых. Среди
разнообразия методов и приемов авторы выделяют эффективное средство –
общение с человеком труда в процессе его деятельности.
Развитие словаря детей дошкольного возраста в процессе ознакомления с
трудом взрослых будет успешнее, если:
– устанавливать взаимопонимание в отношениях «педагог-ребенок»,
«ребенок-дети» (чтение художественной литературы, подбор иллюстраций,
раскрасок с профессиями, сюжетно-ролевые игры);
– развивать коммуникативно-речевую культуру, навыки общения и
сотрудничества (экскурсии-наблюдения, беседы с людьми разных профессии);
– организовывать совместную деятельность детей дошкольного возраста,
усиливающую контакты детей и создающую общие эмоциональные
переживания.
С каждым годом жизнь предъявляет все более высокие требования не
только к нам, взрослым людям, но и к детям. Неуклонно растет объем знаний,
которые нужно им передать. Цель работы педагога в том, чтобы, усвоение этих
знаний было не механическим, а осмысленным.
Одной из проблем развития речи детей дошкольного возраста является
развитие монологической речи. Ее невозможно развить без систематической
словарной работы [2]. Словарная работа в детском саду – это планомерное
расширение активного словаря детей за счет незнакомых или трудных для них
слов. Основой развития речи является знание ребенком окружающей
действительности. Каждый вновь усвоенный им предмет или явление должны
быть скреплены соответствующим словом.
Научные исследования ряда психологов и педагогов показали, что именно
дошкольное детство является особенно сензитивным к усвоению речи.
3
Следовательно, лингвистическое воспитание ребенка должно начинаться рано и
в первые годы жизни совершаться исключительно на родном языке.
Большое внимание уделял развитию речи детей чешский педагог Ян Амос
Коменский. В своей работе «Материнская школа, или о заботливом воспитании
юношества в первые шесть лет» развитию речи он посвящает целую главу и
дает рекомендации по формированию речи на основе особенностей развития
детей на протяжении первых 6 лет. До 3 лет главное внимание он уделяет
правильному произношению, на 4,5 и 6 годах – обогащению речи, названию
словом того, что ребенок видит. В качестве средства развития речи Коменский
Я.А. предлагает использовать стихи, прибаутки, художественные рассказы,
сказки о животных [5].
Иоганн Генрих Песталоцци в обучении языку выдвинул 3 основные
задачи:
1) обучение звуку, или средству развития органов речи;
2) обучение слову, или средству ознакомления с предметами;
3) обучение речи, или средству научится ясно выражаться о
предметах[13].
В первой половине ХХ века широкую известность приобрел немецкий
педагог Фридрих Фребель. Он считал, что язык ребенка развивается с раннего
детства, а предпосылкой для его развития является богатство внутренней жизни
малыша [34].
Задачу воспитания Фребель Ф. видел в обогащении содержания жизни
ребенка. Важно, чтобы ребенок все хорошо рассматривал, а педагог давал ему
необходимый словарь. Следует обозначать словом не только сами предметы, но
и их свойства, качества. Развитие речи Фребель Ф. тесно связывал с
наблюдением и игрой.
Что касается вопросов развития речи в отечественной педагогике, то
следует отметить вклад, который внес Ушинский К.Д.. Он доказал
необходимость подготовительного обучения до школы, накопления у детей
4
знаний о предметах, их окружающих, совершенствования сенсорной культуры,
развитие речи на основе развития знаний и мышления. Ушинский К.Д.
разработал и основал систему обучения родному языку, которая имеет три цели:
1. Развитие дара слова.
2.Усвоение форм языка, выработанных как народом, так и
художественной литературой.
3. Усвоение грамматики, или логики языка [4].
Методика развития речи детей дошкольного возраста стала складываться
сравнительно недавно – в 20–30-е гг. нашего столетия. Появился большой
интерес к исследованию детской речи. Развитие умения ориентироваться в
окружающем тесно связывалась с обогащением содержания речи. Обращалось
внимание на необходимость развития речи на основе ознакомления с
предметами и явлениями окружающей жизни. Были определены принципы
отбора содержания и эффективные пути развития речи.
Дошкольный возраст – период быстрого обогащения словаря. Его рост
напрямую зависит от условий жизни и воспитания. Состав словаря отражает
круг интересов и потребностей ребенка.
Однако важно не само по себе обогащение словаря, а его качественное
развитие – развитие значения слов.
Обогащение словаря включает не только расширение его объема, но и
воспитание у детей внимания к содержательной стороне слова, его семантике,
уточнение значения слов, обогащение связей слова с другими словами,
поскольку в связной речи семантика отдельного слова вступает во
взаимодействие с семантикой всего высказывания.
В отечественной методике развития речи задачи словарной работы в
детском саду были определены в трудах Тихеевой Е.И., Соловьевой О.И.,
Кониной М.М. и уточнены в последующие годы [34].
В современном дошкольном образовании принято выделять четыре
основные задачи:
5
1) обогащение словаря новыми словами, усвоение детьми ранее
неизвестных слов, а также усвоение новых значений ряда слов, уже имеющихся
в лексиконе;
2) закрепление и уточнение словаря;
3) активизация словаря – новое слово должно войти в словарь в сочетании
с другими словами, чтобы дети привыкли употреблять их в нужном случае;
4) устранение из речи детей нелитературных слов.
Согласно психолого-педагогическим исследованиям, прежде всего дети
усваивают:
бытовой словарь (название частей тела, лица);
название игрушек, посуды, мебели, одежды, предметов туалета,
пищи, помещений;
природоведческий словарь (явления неживой природы, растений,
животных);
обществоведческий словарь (слова, обозначающие явления
общественной жизни (труд людей, родная страна, национальные праздники,
армия и др.);
эмоционально-оценочную лексику (слова, обозначающие эмоции,
переживания, чувства (смелый, честный, радостный), качественную оценку
предметов (хороший, плохой, прекрасный), слова, эмоциональная значимость
которых создается при помощи словообразовательных средств (голубушка,
голосок), образование синонимов (пришли – приплелись, засмеялись –
захихикали), с помощью фразеологических сочетаний (нестись сломя голову),
слова, в собственно лексическом значении которых содержится оценка,
определяемых ими явлений, например, ветхий – очень старый;
лексику, обозначающую время, пространство, количество.
Следовательно, педагогу важно учитывать уровень усвоения и
обогащения словаря детей дошкольного возраста в процессе ознакомления с
трудом взрослых.
6
Словарная работа проводится с учетом возрастных и индивидуальных
особенностей словаря, психического развития в целом, а также текущих
воспитательных задач.
В педагогической практике применяют следующие методы и приемы
обогащения словаря детей дошкольного возраста:
1. Методы накопления содержания детской речи (методы ознакомления с
окружающим миром): рассматривание и обследование предметов, наблюдение,
осмотры помещений детского сада, целевые прогулки и экскурсии;
опосредованное ознакомление: рассматривание картин с малознакомым
содержанием, чтение художественных произведений, показ кино-,диа-,видео
фильмов, просмотр фрагментов кинопередач.
2. Методы для закрепления и активизации словаря: рассматривание
игрушек, рассматривание картин с хорошо знакомым содержанием,
дидактические игры, чтение художественных произведений, дидактические
(словарные) упражнения.
Обогащение словаря осуществляется в разных видах деятельности,
например, театрализованные игры, праздники и развлечения, участие в
концертах, утренниках способствуют активизации образного словаря.
Важно помнить, что для этого необходимо направлять процесс
обогащения и активизации словаря детей, используя разные приемы словарной
работы с учетом особенностей каждого вида деятельности. Огромное влияние
на содержание и методы работы по развитию речи оказала деятельность
Тихеевой Е.И. Теоретическую основу разработанной ею системы составляют
следующие положения:
1) развитие речи осуществляется в единстве с умственным развитием;
2) речь детей развивается в социальной среде, в процессе общения с
взрослыми и сверстниками;
3) речь развивается в деятельности и в первую очередь в игре и труде;
7
4) руководство развитием речи должно охватывать все периоды жизни
ребенка [34].
Тихеева Е.И. много внимания уделяла обогащению содержания речи. В ее
трудах представлена система работы над словом. Запас детских представлений
и словарь в системе Тихеевой закрепляются на занятиях без иллюстративного
материала, в словарных упражнениях.
Флерина Е.А. подчеркивала роль наблюдений и чувственного опыта в
развитии речи, выявила важнейшую закономерность использования
непосредственного восприятия, слова педагога и активной речи детей. Она
обращает внимание на правильное смысловое употребление слов и пополнение
словаря, развитие структуры речи, чистое произношение, на использование
художественной литературы как метода речевого развития [16].
Большое влияние оказали исследования сотрудников лаборатории
развития детской речи, которые проводились под руководством Сохина Ф.А.
Особое внимание уделялось вопросам развития семантики детской речи,
формирования языковых обобщений, элементарного осознания явлений языка и
речи.
Одновременно проводились исследования разных сторон речевого
развития детей на кафедрах педагогических вузов под руководством Кониной
М.М., Бородич А.М. и Логиновой В.И. [20]
Логинова В.И. уточнила методику обогащения словаря на основе
ознакомления детей с предметами, их признаками и качествами, материалами,
из которых они сделаны, показала влияние системы знаний о предметах на
умственное, речевое развитие. Развитие словаря детей она рассматривала в
связи с овладением детьми понятиями.
Психолого-педагогические исследования детской речи выполняются в
трех направлениях:
8
1) Структурном – исследуются вопросы формирования разных
структурных уровней системы языка: фонетического, лексического и
грамматического;
2) Функциональном – исследуется проблема формирования навыков
владения языком и коммуникативной функции;
3) Когнитивном – исследуется проблема формирования элементарного
осознания явлений языка и речи.
Изучению особенностей усвоения детьми лексики посвящены
исследования Гербовой В.В., Иваненко А.П., Ивановой Н.П., Ляховской Ю.С.,
Струниной Е.М. [20]
Итак, результаты исследований изменили подходы к содержанию и
методам обучения. Собственно речевые задачи отделяются от ознакомления с
окружающим, вычленяются знания детей об элементах языковой
действительности, языкового общения, обеспечивающие лингвистическое
развитие ребенка.
Лалаева Р. И. выделила направления развития словаря:
Расширение объема словаря
Уточнение значения слова
Развитие структуры значения слова
Формирование семантических полей и лексической системности
Расширение связей между словами в лексиконе [19].
В отечественной методике развития речи задачи словарной работы в
детском саду были определены и уточнены в последующие годы в трудах
Тихеевой Е.И., Соловьевой О.И. [34]
По мнению Бородич А.М., словарная работа в детском саду – это
планомерное расширение активного словаря детей за счет незнакомых или
трудных для них слов [7].
9
Известно, что расширение словаря дошкольников идет одновременно с
ознакомлением их с окружающей действительностью, с воспитанием
правильного отношения окружающему.
В педагогике и психологии уделяют внимание такому важному вопросу,
имеющему отношение к методике развития речи, как понятие о словаре
активном и пассивном.
Активный словарь – это слова, которые говорящий не только понимает, но
и употребляет (более или менее часто) [29].
Активный словарь во многом определяет богатство и культуру речи. В
активный словарь ребенка входит общеупотребительная лексика, но в
отдельных случаях – ряд специфических слов, повседневное употребление
которых объясняется условиями его жизни. Например, дети, живущие в
военном городке, используют слова военной терминологии: полигон, плац,
старшина, капитан и так далее. Дети лесосплавного пункта – затон, рубка,
топляк и тому подобное.
Пассивный словарь – это слова, которые говорящий на данном языке
понимает, но сам не употребляет [29].
Пассивный словарь значительно больше активного, сюда относятся слова,
о значении которых человек догадывается по контексту, которые всплывают в
сознании лишь тогда, когда их слышат.
Гербова В.В. в своих книгах упоминает, что работа по обогащению
словаря и представления дошкольника неразрывно связаны [11].
Следовательно, своевременно усвоенная ребенком точная терминология,
опирающаяся на конкретные представления, значительно повышает уровень его
речевого развития, совершенствуют культуру речевого общения.
Таким образом, обогащение словаря детей дошкольного возраста является
одним из важных факторов воспитания личности. Обогащая словарь, ребенок
коренным образом меняет все представление о себе и об окружающем мире.
Радикальным образом меняется самооценка.
10
Таким образом, ученые внесли значительный вклад в разработку
проблемы обогащения словаря детей дошкольного возраста. Однако проблема
обогащение словаря детей дошкольного возраста в процессе ознакомления с
трудом взрослых все еще остается недостаточно разработанной.
В процессе обогащения словаря активизируются физические силы и
умственная деятельность детей. Обогащая словарь у детей
дошкольного
возраста в процессе ознакомления с трудом взрослых,
педагоги помогают
каждому ребенку осознать жизненную необходимость и полезность не только
своего труда, но окружающих, вызвать стремление трудиться и интерес к
трудовой деятельности, желание принять участие в общей работе.
В процессе ознакомления с трудом взрослых для эффективного
обогащения словаря детей дошкольного возраста необходимо обеспечить
психолого-педагогические условия: взаимопонимание в отношениях «педагог-
ребёнок», «ребёнок-дети», развитие коммуникативно-речевой культуры,
навыков общения и сотрудничества и организация развивающей предметной
среды (подбор художественной литературы, иллюстраций, раскрасок с
профессиями, подбор и изготовление дидактических игр по ознакомлению с
профессиями).
Взаимопонимание является показателем социально-психологического
общения и имеет исключительное значение для групповой, общей деятельности
людей. Объективной основой взаимопонимания выступает общность интересов,
близких и отдаленных целей, взглядов.
В детском саду дети трудятся вместе. Необходимо создать условия для
совместной работы нескольких детей. В общем труде крепнут дружеские связи
между детьми, возникает желание помогать друг другу; легче предупредить
развитие таких отрицательных качеств, как хвастовство, лень, эгоизм. Общий,
совместный и особенно коллективный труд создает благоприятные условия для
формирования у детей умений согласовывать свои действия, помогать друг
другу, устанавливать единый темп работы и т.д. Объединяет общий, совместный
11
и коллективный труд общественно направленная цель детской деятельности.
Это значит, что результатом труда всегда является польза для всех. Уборка
помещения, участка, оформление групповой комнаты к празднику и др. – все
это нужно не кому-то одному из участников труда, а им всем.
Различия же заключаются в условиях для закрепления и воспитания
коллективных взаимоотношений. Общий труд предполагает такую организацию
детей, при которой при общей цели каждый ребенок выполняет какую-то часть
работы самостоятельно. Например, воспитатель предлагает детям навести
порядок в помещении группы и распределяет обязанности: «Вася и Петя, вы
сложите строительный материал в коробки. Марина и Оля, наденьте на кукол
чистые платья. Мы с Колей и Машей будем протирать стульчики» и т.д. После
окончания работы он обращает внимание детей на то, что каждый трудился
хорошо и вот результат – в комнате стало чисто и красиво. При подобной форме
организации работы каждый ребенок имеет свой участок и отвечает только за
себя. Даже если одинаковое задание дается двум детям, все равно каждый
выполняет его отдельно.
Таким образом, демонстрация навыков, умений, определенных
взаимоотношений, эмоционального состояния наблюдается не только в игровых
ситуациях, но и в процессе выполнения совместных заданий, ситуациях
свободного общения дошкольников между собой. В этих ситуациях
просматривается взаимосвязь между отношениями «педагог-ребёнок»,
«ребёнок-дети».
Второе психолого-педагогическое условие заключается в развитии
коммуникативно-речевой культуры, навыков общения и сотрудничества.
Например, наблюдения за трудом взрослых уточняют представления детей о
профессиях пробуждают любознательность, интерес к деятельности взрослых,
способствуют выработке положительного отношения, уважения к их труду.
При ознакомлении с трудом очень важно соблюдать постепенность в
расширении сведений. Следует иметь в виду, что обилие впечатлений приводит
12
к тому, что дети получают отрывочные, поверхностные сведения, мало
воздействующие на формирование правильного отношения к труду, на
выработку навыков и умений [16].
Формирование словаря находится в тесной связи с работой по
обогащению знании представлений дошкольника о предметах и явлениях
действительности. Своевременно усвоенный словарь, опирающийся на
конкретные представления, значительно повышает уровень речевого развития
ребенка, совершенствует культуру общения.
В процессе наблюдений необходимо давать небольшое количество
сведений, постепенно их, расширяя и углубляя, дополняя известное новыми
знаниями, закрепляя старое. Лишь при таком постепенном углублении детей в
познаваемое явление, возможно, выработать у них правильные представления о
труде, правильное отношение к нему.
Важно, чтобы это усложнение содержания выражалось не только в
нарастании объема познавательного материала, но и в постепенном изменении
его характера, во все большем углублении в суть наблюдаемых явлений. Детей
вначале привлекает внешняя сторона труда – видимые действия людей, орудия
труда, материалы. Сам трудящийся человек, его отношение к работе,
взаимоотношения с другими людьми обычно ускользают от внимания детей.
Чтобы новое слово запомнилось ребенку, стало достоянием его активного
словаря, необходимо создать условия для многократного повторения: вслед за
воспитателем, в ответ на его вопрос, при заучивании стихотворения [36].
В развитии словаря дошкольника важным является принцип объединения
слов в тематические группы. Единицы языка связаны между собой и зависят
друг от друга. Совокупность слов, составляющих тематический ряд, является
семантическим полем, которое располагается вокруг ядра. Так, например,
многозначное слово
игла в значении «лист хвойного дерева» входит в
семантическое поле: дерево – ствол – ветви – хвоя зеленая – пушистая, растет –
13
опадает; игла для шитья входит в другое семантическое поле: шить – зашивать –
вышивать, платье – рубашка – одежда – узор, острая – тупая – тонкая и т.п.
Таким образом, в ходе наблюдений за трудом взрослых педагогу важно
обращать внимание детей на процесс труда, на то, какими орудиями,
предметами труда пользуется взрослый, на специальную одежду, которая нужна
для разных профессий, её назначение.
Важными задачами словарной работы являются обогащение, расширение
и активизация словарного запаса. Основу обогащения детского словаря
составляет введение в языковое сознание ребенка тематических групп слов,
синонимических рядов, антонимических пар, многозначных слов [36].
Таким образом, наблюдая за окружающим и самостоятельно действуя,
получая при этом правильные словесные пояснения взрослых, ребенок все
больше познает окружающее, ориентируется в нем, осмысливает доступные его
пониманию явления и события. Под влиянием развития речи и в процессе
деятельности у детей происходит дальнейшее совершенствование психических
процессов: восприятия, внимания, памяти, начинается развиваться воображение
[37].
Третьим важным условием для развития у детей интереса к труду
взрослых является организация развивающей предметной среды. С этой целью
важно осуществлять работу по подбору художественной литературы,
иллюстраций, раскрасок с профессиями, подбор и изготовление дидактических
игр по ознакомлению с профессиями.
Читая детям художественные произведения о труде, воспитатель решает
сразу несколько важных обучающих и воспитательных задач: дети узнают о
разных профессиях, у них появляется интерес к еще одной стороне
деятельности взрослого человека, формируется отношение к ней, по крупицам
складывается образ, к которому ребенок начинает стремиться, создавая себя.
Правда, это может произойти лишь при условии, если педагог использует
художественную литературу как средство решения педагогических задач, сам
14
убежден в важности труда и наличии в личности качеств человека-труженика,
является для детей примером в этом и умеет сочетать чтение художественных
произведений с организацией собственной трудовой деятельности и
деятельности детей.
Рассматривая картины мастеров-художников, дети не только видят
процесс труда, но, что более важно, проникаются настроением картины.
В одном случае – это радость, эмоциональный подъем («Хлеб» Яблонской
Т.), в другом – тихая, спокойная передышка («Ужин трактористов» Пластова
А.), наслаждение своим трудом («Кружевница» Тропинина В.). Но труд не
всегда легок и прост. Дети должны знать это, чтобы научиться относиться к
людям, которые трудятся, с уважением, сочувствием. Поэтому со старшими
дошкольниками можно рассматривать и такие картины великих мастеров, как,
например, «Кочегар» Ярошенко Н. или «Ремонтные работы на железной
дороге» Савицкого К. и др. Воспитатель может порекомендовать родителям
сходить с детьми в картинную галерею или посмотреть репродукции дома и
побеседовать о содержании картин со своим ребенком.
Для пропаганды среди родителей содержания и методов трудового
воспитания дошкольников могут быть использованы разнообразные формы:
собрания, консультации, беседы, лекции, дни открытых дверей, тематические
стенды, выставки и многое другое.
В ходе совместной деятельности родители имеют возможность оказывать
помощь в оформлении, пополнении уголка сюжетно-ролевых игр атрибутами,
дополнительным пошивом специальной одежды.
Совместная работа педагогов и родителей с детьми по формированию
первичных представлений о труде взрослых у детей старшего дошкольного
возраста позволяет расширить:
–знания направленности и структуры конкретных трудовых процессов,
понимание ценности труда людей разных профессий;
15
– умения переносить знания о содержании и структуре труда взрослых на
собственную трудовую деятельность,
– понимание значимости своего труда.
В процессе ознакомления с трудом взрослых у детей дошкольного
возраста меняется характер игровой деятельности: легче распределяются роли,
определяется замысел игры, апробируют трудовые процессы взрослых людей в
своих играх, игра становится более насыщенная и живая.
Выполняя трудовую задачу, дети часто переключаются на игру – играют
водой во время умывания, обыгрывают трудовые действия. Не только в
младшем дошкольном возрасте отчетливо выражено стремление превратить
трудовой процесс в игру, но даже и дети старшего дошкольного возраста, пока
не овладеют трудовыми действиями или инструментами, тоже играют ими,
обыгрывают их. И всегда с удовольствием принимают игровую ситуацию,
связанную с трудом.
Таким образом, обогащение словаря детей дошкольного возраста в
процессе ознакомления с трудом взрослых обеспечивается созданием
следующих психолого-педагогических условий:
– устанавливать взаимопонимание в отношениях «педагог-ребенок»,
«ребенок-дети» (чтение художественной литературы, подбор иллюстраций,
раскрасок с профессиями, сюжетно-ролевые игры);
– развивать коммуникативно-речевую культуру, навыки общения и
сотрудничества (экскурсии-наблюдения, беседы с людьми разных профессии);
– организовывать совместную деятельность детей дошкольного возраста,
усиливающую контакты детей и создающую общие эмоциональные
переживания (уборка групповой комнаты, участка (сгребать снег, убирать
листья), труд по ремонту книг, игрушек, одежды).
Процесс ознакомления с трудом взрослых
, согласно психологическим и
возрастным особенностям детей дошкольного возраста и их основным
потребностям, является наиболее эффективным средством
обогащения словаря
16
детей дошкольного возраста
, так позволяет ребенку обогатить знания о
профессиях, на уровне собственных ощущений и чувств получить опыт.
Обогащение словаря детей дошкольного возраста является психолого-
педагогической проблемой, которая требует разрешения в связи с тем, что
современные дошкольники испытывают проблемы в обогащении словаря,
следовательно, у них возникают проблемы межличностных отношений со
сверстниками и со взрослыми. Основу обогащения детского словаря составляет
введение в языковое сознание ребенком тематических групп слов,
синонимических рядов, антонимических пар, многозначных слов.
Ознакомление с трудом взрослых является одним из эффективных путей
формирования словаря и средством социализации личности ребенка.
Проект деятельности педагога по обогащению словаря детей дошкольного
возраста в процессе ознакомления с трудом взрослых
Целью дошкольного образования является всестороннее и гармоничное
развитие детей, она не может быть достигнута вне решения задачи трудового
воспитания, так как труд является одним из универсальных средств
приобщения к человеческой культуре, социализации и формирования личности
ребёнка. Представления о труде, о профессиях обеспечивают, с одной стороны,
успешное развитие познавательной, игровой, трудовой деятельности ребенка, а
с другой – воспитание нравственных отношений к миру. Для этого необходимо
создать психолого-педагогические условия для обогащения словаря детей
дошкольного возраста в процессе ознакомления с трудом взрослых. В связи с
этим был разработан психолого-педагогический проект по обогащению словаря
детей дошкольного возраста в процессе ознакомления с трудом взрослых.
Цель: создание условий по обогащению словаря детей дошкольного
возраста в процессе ознакомления с трудом взрослых.
Задачи:
1. Развивать коммуникативно-речевую культуру, навыки общения,
расширять кругозор и обогащать словарный запас.
17
2. Организовать развивающую предметную среду (подбор
художественной литературы, иллюстраций, раскрасок с профессиями, подбор и
изготовление дидактических по ознакомлению с профессиями).
3. Познакомить детей с разными профессиями, показать значимость
профессиональной деятельности взрослых для общества и детей.
4. Создавать ситуации сотрудничества в совместной деятельности.
При реализации деятельности педагога по обогащению словаря детей
дошкольного возраста в процессе ознакомления с трудом взрослых
предполагается использование словесных (чтение, рассказ, беседа о
профессиях), наглядных (показ иллюстраций, подбор раскрасок о профессиях)
и практических (упражнения) методов. Обогащение словаря детей дошкольного
возраста в процессе ознакомления с трудом взрослых наилучшим образом
формируется при обеспечении специально организованного показа детям
разнообразного труда взрослых и объяснения его значения, а также при чтении
художественной литературы и подбора дидактических игр по ознакомлению с
профессиями. В совместной деятельности воспитателя и ребенка формируются
доброжелательные отношения к сверстникам и взрослым, развивается
коммуникативно-речевая культура, навыки общения и сотрудничества, а так же
умение управлять своими эмоциями и чувствами.
Предлагаемые задания занятий проекта способствуют активизации
познавательной деятельности у детей дошкольного возраста, снижению
конфликтных ситуаций среди сверстников, развитию у детей эмпатии,
взаимопонимания и сотрудничества, воображения, а, главное, обогащению
словаря детей в процессе ознакомления с трудом взрослых.
Педагогический проект предназначен для детей дошкольного возраста и
состоит из 10 занятий. Продолжительность каждого занятия – 30 минут.
Занятия проводятся 1 раз в неделю.
Тематический план
№
Тема занятий
Количество
занятий
18
1
Знакомство
1
2
Труд кормит, а лень портит
2
3
Кем быть?
2
4
Всё красивое – от природы, всё доброе – от человека
2
5
Профессионалы о профессиях
2
6
Много есть профессий разных, важных, нужных и
прекрасных …
1
Всего
10
Основное содержание
Тема 1: Знакомство.
Цель: Обогащение и активизация словаря по теме «Профессии»
1. Подвижная игра «Путаница».
2. Упражнение для кистей рук «Маляры».
3. Дидактическая игра «Назови профессии».
Тема 2: Труд кормит, а лень портит.
Занятие 1.
Цель: развитие активного речевого общения детей, расширение кругозора
и обогащение словарного запаса.
1. Беседа «О труде взрослых».
2. Педагогическая игра «Наш шофёр»
3. Креативный тренинг «Покупатель и продавец»
4. Создание альбома «Поговорки и пословицы о труде»
5. Игра-рисование «Угадай профессию».
Занятие 2.
Цель: развитие мышления, активизация словарного запаса.
1. Упражнение «Помощник».
2. Дидактическая игра «В магазине».
3. Беседа о профессии, при рассмотрении картины художника В.
Тропинина «Кружевница».
4. Упражнение «Подскажи словечко».
Тема 3. Кем быть?
Занятие 1.
Цель: развивать у детей интерес к различным профессиям.
19
1. Беседа «Почему так называют?».
2. Игра «Кто, что делает?».
3. Дидактическая игра «Врач».
4. Игра-рисование «Кем быть?» (выставка рисунков детей «Кем быть?»)
Занятие 2.
Цель: научить детей составлять предложения с использованием
приставочных глаголов с противоположным значением; развивать умение
быстро находить точное слово.
1. Игра «Кому, что нужно для работы?».
2. Упражнение «Мы маляры».
3. Дидактическая игра «Почта» (вырезание и раскрашивание марок).
Тема 4. Всё красивое от природы, всё доброе от человека.
Занятие 1.
Цель: развивать у детей умение понимать прямое и переносное значение
слова.
1. Игра «Мимическая гимнастика».
2. Чтение «Как вата на кусте растет» А. Ивича
3. Дидактическая игра «Салон красоты».
Занятие 2.
Цель: развивать способность детей относиться к людям, которые трудятся
с уважением и сочувствием.
1. Игра «Дружба».
2. Упражнение «Яблочки».
3. Дидактическая игра «Ферма».
4. Упражнение «Отгадай загадки».
Тема 5. Профессионалы о профессиях
Занятие 1.
Цель: активизировать знания у детей о профессиях их родителей.
1.Упражнение «Ток».
20
2. Мини-конкурс «Праздник профессий» (фото родителей разных
профессий).
3. Беседа «О происхождение профессии «Учитель».
4. Дидактическая игра «Страна профессионалов».
Занятие 2.
Цель: обобщение и активизация речевого словаря у детей и показать
значимость профессиональной деятельности взрослых для общества и детей.
1. Тематическая экскурсия «Пожарные».
2. Игра - рисование «Моя мама (папа) ….. ».
3. Упражнение «Люди к людям».
Тема 6. Много есть профессий разных, важных нужных и прекрасных.
Цель: развитие активного и пассивного словаря у детей по средством
ознакомления с трудом взрослых.
1. Беседа на тему «Мир профессий».
2. Игра-ситуация «У доктора…»
3. Дидактическая игра «Строители».
Планируемые результаты
1. Обогащение словарного запаса, развитие коммуникативно-речевой
культуры, навыков общения и сотрудничества
2. Организация развивающей предметной среды (подбор художественной
литературы, иллюстраций, раскрасок с профессиями, подбор и изготовление
дидактических по ознакомлению с профессиями).
3. Знакомство детей с разными профессиями и формирование знаний и
представлений о профессиональной деятельности взрослых для общества и
детей.
Психолого-педагогический проект направлен на обогащение словаря
детей дошкольного возраста в процессе ознакомления с трудом взрослых.
Список литературы
21
1. Акулова О. Театрализованные игры // Дошкольное воспитание. –
2005.№ 4. С. 4–15.
2. Бакина М. Современные дети, современные игры // Дошкольное
воспитание. – 2009. №4.С. 58-60.
3. Бондаренко А.К., Матусик А.И. Воспитание детей в игре (пособие для
воспитателей детского сада). – М.: Просвещение, 1997.–196 с.
4. Козлова С.А. Мой мир: Приобщение ребенка к социальному миру. – М.:
«Линка-Пресс», 2000, – 224 с.
5. Кряжева Н. Л. Развитие эмоционального мира детей. Популярное
пособие для родителей и педагогов. – Ярославль: Академия развития, 1996, –
208 с.
6. Защиринская О. В. Азбука общения: Развитие личности ребенка,
навыков общения со взрослыми и сверстниками. – «Детство-Пресс», 2000, – 192
с.
7. Петрова В. И., Стульник Т. Д. Этические беседы с детьми 4 – 7 лет:
Нравственное воспитание в детском саду. Пособие для педагогов и методистов.
– М.: Мозаика-Синтез, 2012, – 90 с.
8. Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения: Пособие
для руководителей и практических работников ДОУ/Авт.-сост.: Л. С. Киселева,
Т. А. Данилина, Т. С. Лагода, М. Б. Зуйкова.- М.: АРКТИ, 2011. С.94-96.
9. Работа с родителями: практические рекомендации и консультации по
воспитанию детей 2- -7 лет / авт.-сост. Е. В. Шитова.- Волгоград: Учитель, 2009,
– 169 с.
10.Смирнова С.Д. Метод проектирования в детском саду:
Образовательная область «Чтение художественной литературы». – М.:
Издательство «Скрипторий 2003», 2011, – 160 с.
11. Фопель К. Как научить детей сотрудничать? Психологические игры и
упражнения: Практическое пособие / Пер. с нем.; в 4-х томах. Т.4, 2-е изд., стер.
- М.: Генезис, 2001. – 160с.
22
12. Цукерман Г.А., Елизаров Н.В. О детской самостоятельности //
Вопросы психологии. - М., 1990. – №6. – С. 10-21.
13. Черепанова, И.Б. Дети взрослеют в труде / И.Б. Черепанова. - М.:
Педагогика, 1990, – 174с. - (Педагогика - родителям).
Разработанный психолого-педагогический проект направлен на
формирования у детей интереса к различным профессиям, развития активного
речевого общения детей, расширения кругозора и обогащения словарного
запаса. Таким образом, устанавливание взаимопонимание в отношениях
«педагог-ребенок», «ребенок-дети» (чтение художественной литературы,
подбор иллюстраций, раскрасок с профессиями, сюжетно-ролевые игры),
развитие коммуникативно-речевой культуры, навыки общения и сотрудничества
(экскурсии-наблюдения) и организация совместной деятельности детей
дошкольного возраста способствуют в процессе ознакомления с трудом
взрослых обогащению словаря у детей дошкольного возраста.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1.
Абашина Н. Педагогическая поддержка развития коммуникативной
культуры детей старшего дошкольного возраста в культурно-игровом
пространстве дошкольного учреждения // Дошкольное воспитание.– 2010. № 4.–
С.20-26.
2.
Алексеева М.М., Ушакова О.С. Взаимосвязь задач речевого развития
детей на занятиях.- М, 2003. - С.27-43.
23
3.
Антонова Т. В. Особенности социального поведения детей в игре.
Руководство играми в дошкольных учреждениях / Под ред. М.А.
Васильевой. –
М.: Педагогика, 2006.
4.
Антипова Ж. Что? Где? Когда?: О работе по формированию словарного
запаса у детей с ОНР // Дошкольное воспитание. – 1995. – № 9. – С. 36–38.
5.
Арушанова А.Г. Речь и речевое общение детей: Книга для
воспитателей детского сада. – М.: Мозаика-Синтез, 1999, – 272 с.
6.
Ануфриев А.Ф., Костромина С.Н. Как преодолеть трудности в
обучении детей. – М., 1997, – 224 с.
7.
Бородич А.М. Методика развития речи детей: Учеб. пособие для
студентов пединститутов. – М.: Просвещение, 1981,– 256 с.
8.
Буре Р.С.; Година, Г.Н. Учите детей трудиться: Пособие для
воспитателя детского сада / Р.С. Буре. – М.: Просвещение, 1983, – 144 с.
9.
Виноградова А.М. Нравственно – трудовое воспитание детей в детском
саду / Р. С. Буре и др. – М. : Просвещение, 1989, – 96 с.
10. Воспитание дошкольников в труде / В.Г. Нечаева, Р.С. Буре, Л.В.
Золик и др.: - 2 – е изд., перераб. и доп. – М.: Просвещение, 1980, – 208 с.
11. Гербова В.В. Развитие речи в детском саду. Наглядно-дидактическое
пособие. ФГОС – М.: Мозаика-Синтез, 2014, – 12 с.
12. Година Г.Н. Воспитание положительного отношения к труду //
Воспитание нравственных чувств у старших дошкольников / Под ред. А. М.
Виноградовой. – 2-е изд., испр. и доп.– М.: Просвещение, 1989, – 96 с.
13. Громова О.Е. Методика формирования начального детского лексикона.
- М.: Сфера, 2003, – 176 с.
14. Диалоги о воспитании. / Под ред. В. Н. Столетова. - М.: Педагогика,
1985, – 112 с.
15. Детство: Примерная основная общеобразовательная программа
дошкольного образования / Т. И. Бабаева, А. Г. Гогоберидзе, 3. А. Михайлова и
др. – СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2014, – 280 с.
24
16. Забрамная С.Д., Костенкова Ю.А. Развивающие занятия с детьми. –
М: Институт общегуманитарных исследований, 2002, – 38 с.
17. Кондрашов В.П. Введение дошкольников в мир профессий: Учебно-
методическое пособие. — Балашов: Изд. Николаев, 2004, – 52 с.
18. Котлярова С. Ознакомление с трудом взрослых // Дошкольное
воспитание. – 1974. – № 12. С. 3.
19. Лалаева Р.И., Серебрякова Н.В. Формирование правильной
разговорной речи у дошкольников. - СПб., 2004, – 224 с.
20. Логинова В.И. Формирование представлений о труде взрослых /
В.И.Логинова, Л.А. Мишарина // Дошкольное воспитание.– 1978. – № 10. С. 64–
69.
21. Макаренко А. С. Педагогическая поэма / А. С. Макаренко - М.:
Московский рабочий, 1963, – 427 с.
22. Маркова Т.Я. Воспитание трудолюбия у дошкольников: Книга для
воспитателя детского сада. – М.: Просвещение, 1991, – 108 с.
23. Мухина В. Возрастная психология: феноменология развития, детство,
отрочество/В.С. Мухина – М.: Академия, 1999, – 495 с.
24. Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка: 80000
слов и фразеологических выражений. – М.: Азбуковник, 1999, – 944 с.
25. От рождения до школы. Главная общеобразовательная программа
дошкольного образования. Веракса Н.Е., Комарова Т.С., Васильева М.А. и др.
М.: Мозаика-Синтез, 2014, – 368 с.
26. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации
(Минобрнауки России) от 17 октября 2013 г. N 1155 «Об утверждении
федерального государственного образовательного стандарта дошкольного
образования». – «РГ» - Федеральный выпуск №6241. – 25 ноября 2013 г.
27. Практикум по детской психологии / Г.А. Урунтаевой – М. : Владос,
1995, – 291 с.
25
28. Пряжников Н.С. Профессиональное и личностное самоопределение.
— М.: Изд-во Института практической психологии, 1996, – 246 с.
29. Психологическая энциклопедия. /Под редакцией Р. Корсини. 2-е изд. -
СПб.: 2006, – 1096 с.
30. Радуга: Программа воспитания, образования и развития детей
дошкольного возраста в условиях детского сада/Т.Н. Доронова, С.Г. Якобсон,
Е.В. Соловьева и др. - М.: Просвещение, 2003, – 80 с.
31. Сергеева Д.В. Воспитание детей дошкольного возраста в процессе
трудовой деятельности. – М.: Просвещение, 1987, – 96 с.
32. Сухомлинский В. А. Сердце отдаю детям. - Киев: Радянська школа,
1973, – 288 с.
33. Тарабарина Т.И. Формирование у дошкольников положительного
отношения к труду в совместной деятельности со взрослыми. / Т.И. Тарабарина.
// Ярославский педагогический вестник. – 2009. – № 2. – С. 134-138.
34.Тихеева Е.И. Развитие речи детей. / Под ред. Ф.А. Сохина. - М.:
Просвещение, 2005, – 159 с.
35.Трудовое воспитание детей дошкольного возраста/ Сост. Л.В.
Русскова. – М.: Просвещение, 1984, – 95 с.
36.Ушакова О.С., Струнина Е.М. Методики обследования развития речи
дошкольников. – М., 1997, – 285 с.
37.Ушакова О.С., Струнина Е.М. Методика развития речи детей
дошкольного возраста: учеб.-метод. пособие для воспитателей дошкольных
образовательных учреждений. – М.: Владос. 2004, – 288 с.
38.Федоренко В. Формирование представлений о профессиях./В.
Федоренко // Дошкольное воспитание. – 1978. №10. – С. 64-69.
39.Холмогорова В., Смирнова Е. Игры, направленные на формирование
доброжелательного отношения к сверстникам // Дошкольное воспитание. –
2003. – № 8. – С. 73-77.
26
40.Холмогорова В., Смирнова Е. Дошкольный возраст: формирование
доброжелательных отношений // Дошкольное воспитание. – 2003. – № 9. – С.
68-76.
41.Холмогорова В., Смирнова Е. Средний и старший дошкольный возраст
// Дошкольное воспитание. – 2003. – № 8. –
С.73-77.
42.Целенко З.С. Общение старших дошкольников в условиях совместной
деятельности. – М., 1986, – 34 с.
43.Шипицына Л.М., Защиринская О.В., Воронова А.П. Азбука общения. –
СПб. 2004, – 304 с.
44.Эльконин Д.Б. Детская психология. – М., 1960, – 328 с.
45.Эльконин Д.Б. Психическое развитие в детских возрастах. – М. –
Воронеж. НПО «МОДЭК», 2001, – 417 с.
46.Энциклопедия психологических тестов. Общение. Лидерство.
Межличностные отношения. – М. – 1997, – 304 с.
47.Яковлева Н.Г. Психологическая помощь дошкольнику. – М. «Генезис».
2002, – 208 с.
Конспекты занятий психолого-педагогического проекта по
обогащению словаря детей дошкольного возраста в процессе ознакомления
с трудом взрослых
Тема 2: «Труд кормит, а лень портит».
Занятие 1.
Цель: развитие активного речевого общения детей, расширение кругозора
и обогащение словарного запаса.
Материал для занятия:
костюм для Бабушки-Загадушки, картинки с
профессиями: столяр, строитель, дирижер; детский велосипед, знаки дорожного
движения, картонные круги (красный, жёлтый, зеленый) – для светофора;
27
спокойная и ритмичная музыка
(
«Бег», музыка Е. Тиличеевой); листы с
пословицами и поговорками; карточки с изображением посуды; листы бумаги и
карандаши для рисования; колокольчик.
Ход занятия:
Приветствие. Дети усаживаются полукругом.
Педагог: Добрый день! К нам пришла гостья, Бабушка – Загадушка,
сейчас она вам загадает загадки, а вы должны отгадать.
Бабушка – Загадушка: (после того, как дети отгадают Бабушка-Загадушка,
показывает картинку с профессией).
1.Мастер он весьма хороший,
Сделал шкаф нам для прихожей.
Он не плотник, не маляр.
Мебель делает... (столяр)
2. Кирпичи кладет он в ряд,
Строит садик для ребят
Не шахтер и не водитель,
Дом нам выстроит... (строитель)
3. Тонкой палочкой взмахнет —
Хор на сцене запоет.
Не волшебник, не жонглер.
Кто же это? (Дирижер)
4. На витрине все продукты:
Овощи, орехи, фрукты.
Помидор и огурец
Предлагает... (продавец)
– Какие вы молодцы, все мои загадки отгадали, а какие вы профессии
знаете? (Дети называют те профессии, которые им знакомы).
Педагог : Спасибо, Бабушка-Загадушка, за такие замечательные загадки, а
теперь ребятки послушайте меня:
28
Разминка.
Я прошу подняться вас – это «раз»,
Повернулась голова – это «два»,
Руки вниз, вперёд смотри – это «три».
С силой их к плечам поднять – это «пять».
Всем ребятам тихо сесть – это «шесть».
Основная часть.
– Беседа «О труде взрослых». Ребята, утром родители привели вас в
детский сад, а сами отправились куда? (На работу) У каждого из них своя
профессия! Я работаю в детском саду, а профессия моя — воспитатель.
– А кто такой шофер? Что делает шофер? Что нужно ему для работы? Что
должен знать шофер?
Дети: Шофер водит машину. Он знает разные виды машин – автомобиль,
трамвай, троллейбус, автобус, такси, метро. Он должен уметь чинить машину.
Он знает все дороги, все знаки и, конечно, все правила дорожного движения.
Педагогическая игра «Наш шофер»
Выбрать одного ребенка на роль шофера. На подготовленной дороге он
должен показать, что знает все правила дорожного движения. На место машины
можно использовать детский велосипед! (Он должен пропустить бабушку
(ребенок), которая переходит по зебре, также остановиться на красный цвет
светофора (дети держат в руках три цвета) и обратно вернуться на место).
– Креативный тренинг «Покупатель и продавец»
Ребята, а давайте сядем в круг, на корточки. (Дети сидят в кругу на
корточках, перед каждым лежит картинка с изображением товара, например
посуды. Предварительно выбирается Продавец и Покупатель).
Продавец кричит: «Продаю посуду, продаю посуду!»
Покупатель ходит по кругу, осматривает товар, останавливается около
одного ребенка.
29
Продавец нахваливает товар: «Смотри, какой чайник красивый,
блестящий, можно воду кипятить, можно цветы поливать...».
Чайник (встает): «Да, да, да, я такой, вот какой!» (изображает себя,
создает пластический образ).
Покупатель: «Покупаю!»
Чайник и Покупатель становятся спинами. После слов педагога: «Раз, два,
три, беги» — Покупатель и Чайник обегают круг, двигаясь в различных
направлениях под музыку в быстром темпе. Покупатель старается занять место
Чайника. Игра повторяется несколько раз.
– Друзья мои, сейчас я вам предлагаю, создать альбом «Поговорок и
пословиц о труде» назовите мне пословицы и поговорки о труде, а я их буду
записывать. (Дети называют, если это вызвало затруднение, то педагог-психолог
сам предлагает варианты: Терпение и труд всё перетрут, без труда не вытащишь
и рыбку из пруда и т.д.)
– Дети я вам предлагаю нарисовать профессию, с которой вы
познакомились, а затем, показывая рисунок, другие ребятки должны её угадать.
Дети делятся на команды и рисуют ту профессию, которую они
запомнили, при этом заранее договорившись. Рисунки получаются групповые.
Заключительная часть.
Педагог: Какие же вы молодцы, отлично справились с заданием (звенит
колокольчик)
Дети садятся на свои места.
– Сегодняшнюю нашу встречу мне бы хотелось закончить словами:
(Ритуал окончания занятия « Речевка» ).
Все мы дружные ребята.
Мы ребята-дошколята.
Никого не обижаем.
Как заботиться, мы знаем.
Никого в беде не бросим.
30
Не отнимем, а попросим.
Пусть всем будет хорошо,
Будет радостно, светло!
Тема 4. «Все красивое от природы, всё доброе от человека».
Занятие 2.
Цель:
развивать способность детей относиться к людям, которые
трудятся с уважением и сочувствием.
Материал для занятия: конструктор для строительства и атрибуты для
коров, пастуха, доярок, гаража, склада, кухни, детского сада; музыка,
колокольчик .
Ход занятия
Приветствие . Дети стоят в кругу.
31
Педагог: «Здравствуй, солнце золотое! Здравствуй, небо голубое!
Здравствуй, вольный ветерок! Здравствуй, маленький дубок! Мы живём в
родном краю – Всех я вас приветствую!» (Педагог здоровается с каждым
ребёнком, дети отвечают на приветствие).
Разминка.
Пальчиковая игра «Дружба».
«Дружат в нашей группе девочки и мальчики.
Мы с тобой подружим маленькие пальчики.
Раз, два, три, четыре, пять мы закончили считать.
Раз, два, три, четыре, пять начинай считать опять».
Речедвигательное упражнение «Яблочки».
«Веточки на яблоньке поникли от печали.
Яблочки на веточках висели и скучали.
Мальчики и девочки ветки раскачали,
Яблочки о землю громко застучали!»
(Движения педагог придумывает сам).
Основная часть .
Предварительно, педагогом - были распределены роли между детьми.
Дети сидят на стульчиках в кругу.
Педагог начинает заинтересованно рассматривать колокольчики на
резинке.
– Сегодня пастуху приказала подальше прогнать коров на пастбище, там
много свежей травы, но очень беспокоюсь, чтобы не потерялись. Потому и
припасла колокольчики…. Тогда пастух не потеряет ни одной коровы…. А
пастух – то вышел на работу?
Пастух: Я готов.
Педагог: вот колокольчики, уважаемый пастух, Вам пригодятся. Сумеете
коровам надеть колокольчики, уговорите, чтобы не испугались…
(Он пойдет собирать детей («коров») и приведет их к воспитателю).
32
Педагог: А где же доярки, что – то задерживаются?! А, вспомнила, они
предупреждали, что сначала отведут своих детей в детский сад. Дети «доярки»
берут кукол, прощаются с ними. (отводят в детский сад – садят на стульчики).
Педагог: Ребята, я предлагаю, пока наши доярки задерживаются поиграть.
Хороводная игра: «Мы на луг ходили».
Мы на луг ходили, хоровод водили.
Вот так, на лугу хоровод водили.
Задремал на кочке зайка в холодочке
Вот так задремал, зайка в холодочке.
Зайку мы будили, в барабаны били
Вот так на лугу в барабаны били.
Педагог: А какое сегодня время года? А какой месяц? А число и день
недели, какой? Молодцы, все знаете!
– А знаете ли вы, что делают зимой в январе коровы? (Стоят в теплых
стойлах и жуют сено, пьют воду и дают молоко.) А в какое время года коров
пастух пасет? (Весной, летом, ранней осенью). А где он их пасет? (На
пастбище.) А вы что собрались сегодня делать? (Играть в ферму и детский сад.)
А как вы думаете, где находится ферма в деревне или в городе? (В деревне.) А
почему в городе нельзя? (Потому что пастбища нет.) Так если вы живете в селе,
то, как вас можно назвать? (Сельчане.)
Педагог: А теперь и сотрудникам фермы можно готовиться к работе.
Коровушки и вам пора одеваться. (Одевают костюмы.)
Дети начинают играть (строить), педагог наблюдает за ходом игры. Когда
основные игровые действия дети выполнят, то педагог звонит в колокольчик.
Педагог: Рабочий день закончился, родители забирайте детей из детского
сада и подходите все ко мне.
– Ребята, детский сад построили, чтобы детям было хорошо и мама –
доярки могли спокойно работать. А шоферы, заезжают на заправку, чтобы было
много бензина на ней и машины быстро развозили молоко. Но сейчас нам надо
33
другим делом заниматься, поэтому придется все убрать. Девочки будут убирать
все мелкие предметы, а мальчики будут убирать конструктор. Приступайте.
Дети начинают все убирать. В конце уборки педагог собирает всех детей вместе
и предлагает выполнить упражнение «Отгадай загадку», педагог загадывает
загадки, а дети отгадывают:
1. Я землю копала – ничуть не устала. А кто мною копал, тот и устал.
(Лопата)
2. Толстый тонкого побьет, тонкий что-нибудь прибьет. (Молоток и
гвоздь)
3. Листья падают в саду, я их быстренько смету. (Грабли)
4. Ела, ела дуб, дуб. Поломала зуб, зуб. (Пила).
Заключительная часть .
Педагог: Молодцы, весело и дружно отгадывали загадки, а теперь несите
стульчики и усаживайтесь поудобнее. (Звенит колокольчик)
Дети садятся.
Педагог: Получилась игра? Интересно играли? Доярки надоили много
молока, пастух на дудочке играл, коровы были сыты. Как вы считаете доярки,
какие были? (Умелые, заботливые, добрые, корочку хлебную давали.) Да у
доярки очень трудная работа. Надо успеть вычистить стойла на ферме, бидоны
вымыть, с каждой коровой нежно поговорить, корочкой угостить, подоить.
Педагог заканчивает занятие песенкой:
Раным-рано поутру
Раным-рано поутру
Пастушок туру ру ру,
А коровки в лад ему
Затянули му-му-му.
Ты, Бурёнушка, ступай,
В чистом поле погуляй.
А вернешься вечерком,
34
Нас напоишь молочком.
Тема 5. Профессионалы о профессиях.
Занятие 1.
Цель: активизировать знания у детей о профессиях их родителей.
Материалы для занятия:
подушечки (по количеству детей); игрушка
«Матрёшка»; иллюстрации с изображением различных профессий; фото
родителей разных профессий, атрибуты для сюжетно-ролевой игры «Страна
профессий» (белый халат – врача, указка и глобус – учителя, расческа и
ножницы – стилиста, кастрюля и поварёшка – повара)
Ход занятия
Приветствие . – Добрый день! Ребята, проходите в зал, рассаживайтесь на
удобных вам местах (на подушках).
35
Я рада видеть вас! Как ваше настроение?
(Варианты детей).
Упражнение «Ток»
Давайте поприветствуем друг друга.
Мы создали круг, взялись за руки. А теперь давайте поприветствуем друг
друга рукопожатием. Начинает …. Мы помним, что пожимаем руку соседа не
сильно, но и так, что бы он почувствовал ваше пожатие.
Спасибо, вот мы и поздоровались. Стряхнули руки.
– Ребята это так здорово, что мы сегодня здесь собрались, а давайте
расскажем, друг другу, что мы умеем делать? (ответы детей)
Мини-конкурс «Праздник профессий».
На доске перед детьми
вывешены фото их родителей (профессии), детям предлагается назвать, какие
профессии они узнали (дети отвечают).
Основная часть . Дети сидят на стульчиках в кругу. Беседа «О
происхождении профессии «Учитель».
– Дети, в следующем году вы пойдёте в школу. А как вы думаете, что
нужно для поступления в школу? (Ответы детей) А чем дети занимаются в
школе? (Ответы детей)
– Ребята, давайте мы сегодня побываем на уроке в школе.
– Где проходят уроки? (в классе)
– А кто проводит уроки? (учитель)
– Кто может ответить, а когда появился первый учитель?
Педагог рассказывает кратко историю появления профессии «Учитель»
(читает фрагмент «Сказка про учителя» Павла Чистякова)
– Ребята, а сейчас я приглашаю вас в «Страну профессионалов», а
отправимся мы туда на веселом паровозике.
Упражнение «Веселый паровозик» (дети становятся за педагогом-
психологом «паровозиком», и под веселую музыку едут в страну
профессионалов).
36
– Ну, вот мы и приехали, перед вами лежат необходимые инструменты и
атрибуты различных профессий (дидактическая игра «Кому, что нужно для
работы?»)
– Повару нужны (что?) – кастрюля, поварешка … .
– Портнихе нужны (что?) – ножницы, игла.
– Учителю нужны (что?) - … .
– Продавцу нужны (что?) – …
– Врачу нужны (что?)
Дети отвечают. Затем они называют профессии, которые знают,
перечисляют необходимые инструменты для названных профессий.
Заключительная часть .
– Вот и подошло к концу наше путешествие в страну профессионалов, и
я предлагаю вам попрощаться по-разному.
Игра-упражнение «Прощаемся по-разному»
Дети встают парами.
Педагог: «Попрощаемся ладонями (локтями, коленками, спинами, лбами
и т.д.)
Педагог прощается с детьми до следующей встречи.
37