"Личностно-ориентированный подход как важное условие эффективности процесса обучения"
Автор: Сокол Лариса Юрьевна Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ Новониколаевская ООШ
Населённый пункт: с.Новониколаевка
Наименование материала: Описание опыта
Тема: "Личностно-ориентированный подход как важное условие эффективности процесса обучения"
3.Обоснование актуальности и перспективности опыта, его
практическая значимость.
4.Ведущая педагогическая идея опыта.
5.Теоретическая база опыта.
6.Новизна опыта.
7.Технология опыта.
8.Результативность, условия и возможности применения данного опыта.
9.Список литературы
1. ПАСПОРТ
Тема : «Личностно-ориентированный подход как важное условие
эффективности процесса обучения»
Адресация: Учащиеся МОУ Новониколаевская ООШ
Руководитель: Сокол Л.Ю.
Участники: Учащиеся начальных классов
Возрастная группа учащихся: 6,5 лет – 10,5 лет
Особенности типа проекта:
по доминирующей деятельности учителя – практико-ориентированный
по продолжительности:
для детей – от 6,5 лет до 10,5 лет,
для учителя – долгосрочный
Цель: выявить особенности личностно-ориентированного подхода к
учащимся в процессе обучения в начальной школе.
Задачи:
изучить теоретическую литературу по проблеме исследования;
дать определение понятиям: «личностно-ориентированный подход»,
«личность», «индивидуальность», «самостоятельность», «развитие»,
«творчество»;
выявить особенности современных личностно-ориентированных
технологий;
раскрыть особенности личностно-ориентированного урока,
познакомиться с технологией его проведения.
2. Условия возникновения, становления опыта.
Деятельный подход отвечает на вопрос, как развивать. Суть его
заключается в том, что способности проявляются и развиваются в
деятельности. При этом согласно личностно-ориентированному подходу
наибольший вклад в развитие человека вносит та деятельность, которая
соответствует его способностям и склонностям.
В этой связи интересно познакомится с личностно-ориентированным
подходом как таковым.
Объектом исследования является личностно-ориентированное
обучение.
Предметом исследования выступают способы реализации личностно-
ориентированного подхода в начальной школе.
Цель исследования – выявить особенности личностно-
ориентированного подхода к учащимся в процессе обучения в начальной
школе.
Были выделены следующие задачи :
изучить теоретическую литературу по проблеме исследования;
дать определение понятиям: «личностно-ориентированный подход»,
«личность», «индивидуальность», «свобода», «самостоятельность»,
«развитие», «творчество»;
выявить особенности современных личностно-ориентированных
технологий;
раскрыть особенности личностно-ориентированного урока,
познакомиться с технологией его проведения.
3. Обоснование актуальности и перспективности опыта, его
практическая значимость.
В 2006 году набрала 1 класс. Разный уровень развития первоклассников
влиял на низкую способность детей к усвоению знаний. В связи с этим моей
целью стало формирование познавательных способностей у младших
школьников как основных психических новообразований в структуре
личности. Это и стало основанием для работы по внедрению личностно-
ориентированного подхода в процессе обучения младших школьников.
Моя позиция как педагога была следующая:
В основу обучения и воспитания младших школьников был положен
личностно-ориентированный подход (ЛОП), который предполагал не просто
учёт индивидуальных особенностей учащихся, а принципиально иную
стратегию организации учебно-воспитательного процесса. Суть, которой – в
создании условий
для «запуска» внутриличностных механизмов развития личности:
рефлексия (развитость, произвольность), стереотипизация (ролевая позиция,
ценностные
ориентации) и персонализация (мотивация, «Я – концепция»).
Данный подход к ученику потребовал от меня пересмотра своих
педагогических позиций.
Для реализации ключевых идей я поставила перед собой следующие
задачи :
провести теоретический анализ психолого-педагогической
литературы на предмет современного состояния проблемы;
организовать констатирующий эксперимент для диагностики
личностных особенностей учащихся;
апробировать экспериментальную модель влияния личностно-
ориентированного подхода на эффективность процесса обучения.
Образовательный процесс строился на основе программы
«Перспективная начальная школа».
4. Ведущая педагогическая идея опыта.
В своей работе я использую следующие идеи:
идея личностного подхода к воспитаннику;
идея здоровьесберегающего обучения;
идея развивающего обучения;
идея обучения и воспитания в деятельности.
5.Теоретическая база опыта.
Современная система образования должна быть нацелена на
формирование у школьника потребностей и умений самостоятельного
освоения новых знаний, новых форм деятельности, их анализа и соотнесения
с культурными ценностями, способности и готовности к творческой работе.
Это диктует необходимость изменения содержания и технологий
образования, ориентации на личностно-ориентированную педагогику. Такая
система образования не может быть построена на пустом месте. Она берет
начало в глубине традиционной системы образования,
трудов философов, психологов, педагогов.
Изучив особенности личностно-ориентированных технологий и
сравнив традиционный урок с личностно-ориентированным, нам
представляется, что на рубеже веков модель личностно-ориентированной
школы – одна из наиболее перспективных в силу следующих причин:
в центре образовательного процесса находится ребенок как субъект
познания, что отвечает мировой тенденции гуманизации образования;
личностно-ориентированное обучение является здоровье сберегающей
технологией;
в последнее время наметилась тенденция, когда родители выбирают не
просто какие-либо дополнительные предметы, услуги, но ищут, прежде
всего, благоприятную, комфортную для своего ребенка
образовательную среду, где бы он не затерялся в общей массе, где была
бы видна его индивидуальность;
необходимость перехода к данной модели школы осознается
обществом.
Я считаю, что наиболее значимыми принципами личностно-
ориентированного урока, сформированными И. С. Якиманской являются:
использование субъектного опыта ребенка;
предоставление ему свободы выбора при выполнении задач;
стимулирование к самостоятельному выбору и использованию наиболее
значимых для него способов проработки учебного материала с учетом
разнообразия его типов, видов и форм;
накопление ЗУНов не в качестве самоцели (конечного результата), а
важного средства реализации детского творчества;
обеспечение на уроке личностно значимого эмоционального контакта
учителя и ученика на основе сотрудничества, мотивации достижения успеха
через анализ не только результата, но и процесса его достижения.
Личностно-ориентированный тип образования можно рассматривать, с
одной стороны, как дальнейшее движение идей и опыта развивающего
обучения, с другой – как становление качественно новой образовательной
системы.
Совокупность теоретических и методологических положений,
определяющих
современное личностно-ориентированное образование, представлено в
работах Е.В. Бондаревской, С В. Кульневича, Т.И. Кульпиной, В.В. Серикова,
А.В. Петровского, В.Т. Фоменко, И.С. Якиманской и других исследователей.
Объединяет этих исследователей гуманистический подход к детям,
«ценностное отношение к ребёнку и детству, как уникальному периоду жизни
человека».
В исследованиях раскрывается система ценностей личности, как
смыслов
человеческой деятельности. Задачей личностно-ориентированного
образования является насыщение личностными смыслами педагогический
процесс как среду развития личности.
Разнообразная по содержанию и формам образовательная среда даёт
возможность раскрыть себя, самореализоваться. Специфика личностно
развивающего образования выражается в рассмотрении субъективного опыта
ребёнка как личностно-значимой ценностной сферы, обогащение его в
направлении универсальности и самобытности, развития содержательных
мыслительных действий как необходимого условия творческой
самореализации, самоценных форм активности, познавательных, волевых,
эмоционально-нравственных устремлений. Учитель, ориентируясь на
социально значимую модель личности, создаёт условия для свободного
творческого саморазвития личности, опирается на самоценность детских и
юношеских представлений, мотивов учитывает динамику изменений в
мотивационно-потребностной сфере ученика.
Овладевая теорией и методико-технологической основой личностно-
ориентированного педагогического подхода и взаимодействия педагог,
обладающий высоким уровнем педагогической культуры и достигающий
вершин в педагогической деятельности в перспективе сможет и должен
использовать свой потенциал для собственного личностного и
профессионального роста.
6.Новизна опыта.
Систематическая диагностика и коррекция процесса личностного
развития каждого ученика проводится с момента поступления ребенка в
школу. В проведении диагностики и коррекции процесса личностного
развития учащихся принимают участие все учителя, классные руководители
под руководством школьного
психолога. Оценка результатов диагностики психического и
личностного развития учащихся производится главным образом с точки
зрения динамики индивидуального развития каждого ученика.
Классно-урочные, групповые занятия.
Учебные занятия в системе личностно-ориентированного образования
предполагают широкое использование различных технических средств
обучения, в том числе и персональных компьютеров, сопровождение
некоторых занятий тихой музыкой, свободное перемещение учащихся
по классу в процессе занятий, различную расстановку
индивидуальных парт для коллективных или фронтальных занятий
(круговое расположение парт,
соединение индивидуальных парт в общий стол для занятий бригадой
и т.д.).
Эстетический цикл учебных занятий
Обучения всем предметам этого цикла (рисование, пение, музыка,
хореография, танцы, лепка, живопись и т.д.) широко представляются
на различных выставках, систематически проводимых в школе, на
конкурсах самодеятельности, в выступлениях учащихся вне школы.
Внеурочная работа школы
В школе работает большое число различных кружков, хоровых и
музыкальных ансамблей, спортивных секций, других объединений
учащихся по интересам, с тем, чтобы каждый ученик мог выбрать для
себя занятие во внеурочное время.
Общешкольное ученическое самоуправление
Организует и осуществляет совместную с учителями и классными
руководителями всю внеурочную деятельность школы. Для
проведения мероприятий создаются временные творческие группы
учителей, родителей, учащихся.
Трудовое обучение и трудовая деятельность учащихся
Главный принцип, на котором строится этот компонент, состоит в
том, что
выработка у учащихся трудовых навыков и привычек производится
в процессе полезной трудовой деятельности, осуществляемой
современными научно-техническими методами.
Связь личностно-ориентированного обучения с проблемой
дифференциации детей
Поскольку в определении личностно-ориентированного обучения
подчеркивается необходимости учета особенностей его субъектов, то
для педагога становится актуальной проблема дифференциации детей.
На мой взгляд, дифференциация необходима по следующим причинам :
разные стартовые возможности детей;
разные способности, а с определённого возраста и склонности;
для обеспечения индивидуальной траектории развития.
Традиционно в основе дифференциации лежал подход по принципу
«больше-меньше», при котором лишь увеличивался объём предлагаемого
ученику материала – «сильные» получали задание больше, а «слабые» –
меньше. Такое решение проблемы дифференциации не снимало саму
проблему и приводило к тому, что способные дети задерживались в своём
развитии, а отстающие не могли преодолеть трудностей, возникавших у них
при решении учебных задач.
Создать благоприятные педагогические условия для развития личности
ученика, его самоопределения и самореализации помогла технология
уровневой дифференциации, которую я применяла на своих уроках.
Обобщим способы дифференциации:
1. Дифференциация содержания учебных заданий:
по уровню творчества;
по уровню трудности;
по объёму.
2. Использование разных приёмов организации деятельности детей на
уроке, при этом содержание заданий является единым, а работа
дифференцируется:
по степени самостоятельности учащихся;
по степени и характеру помощи учащимся;
по характеру учебных действий.
Дифференцированная работа была организована по-разному. Чаще
всего учащиеся с низким уровнем успешности и низким уровнем
обученности (по выборке школы) выполняли задания первого уровня. Дети
отрабатывали отдельные операции, входящие в состав умения и задания с
опорой на образец, рассмотренный при ознакомлении на уроке. Ученики со
средним и высоким уровнем успешности и
обученности – творческие (усложнённые) задания.
РЕЗУЛЬТАТИВНОСТЬ ИННОВАЦИОННОГО ПРОЕКТА
Я практиковала и контрольные разноуровневые задания, тем самым,
повышая требования к оценке знаний, умений и навыков учащегося. При
одинаковом объёме материала устанавливался различный уровень
требований к его усвоению. Последовательный добровольный выбор
учащимися уровня усвоения материала
позволил сформировать познавательную потребность, навыки самооценки,
планирования и регулирования своей деятельности. В оценке работ я считала
главным, личностный критерий, т.е. степень усилий прилагаемых ребёнком
для выполнения задания, а также сложность выбираемых заданий.
7.Технология опыта.
Деятельность учителя на уроке с личностно-ориентированной
направленностью
1.
Создание положительного эмоционального настроя на работу всех
учеников в ходе урока.
2.
Сообщение в начале урока не только темы, но и организации учебной
деятельности в ходе урока.
3.
Применение знаний, позволяющих ученику самому выбирать тип, вид
и форму материала (словесную, графическую, условно-
символическую).
4.
Использование проблемных творческих заданий.
5.
Стимулирование учеников к выбору и самостоятельному
использованию
6.
различных способов выполнения заданий.
7.
Оценка (поощрение) при опросе на уроке не только правильного ответа
ученика, но и анализ того, как ученик рассуждал, какой способ
использовал, почему ошибся и в чём.
8.
Обсуждение с детьми в конце урока не только того, что «мы узнали»
(чем овладели), но и того, что понравилось (не понравилось) и почему,
что бы хотелось выполнить еще раз, а что сделать по-другому.
9.
Отметка, выставляемая ученику в конце урока, должна
аргументироваться по ряду параметров: правильности,
самостоятельности, оригинальности.
10.При задании на дом называется не только тема и объем задания, но и
подробно разъясняется, как следует рационально организовать свою
учебную работу при выполнении домашнего задания.
Цель дидактического материала , применяемого на таком уроке,
состоит в том, чтобы отработать учебную программу, обучит учащихся
необходимым знаниям, умениям, навыкам.
Виды дидактического материала : учебные тексты, карточки-задания,
дидактические тесты.
Задания разрабатываются по тематике, по уровню сложности, по цели
использования, по количестве операций на основе разноуровневого
дифференцированного и индивидуального подхода с учетов ведущего типа
учебной деятельности учащегося (познавательная, коммуникативная,
творческая). В основе такого подхода лежит возможность оценки по уровню
достижения в овладении знаниями, умениями, навыками. Учитель
распределяет карточки среди учеников, зная их познавательные особенности
и возможности, и не только определяет уровень овладения знаниями, но и
учитывает личностные особенности каждого ученика, создавая оптимальные
условия для его развития путем предоставления выбора форм и способов
деятельности.
Технология личностно-ориентированного обучения предполагает
специальное конструирование учебного текста, дидактического и
методического материала к его использованию, типов учебного диалога,
форм контроля за личностным развитием ученика.
Педагогика, ориентированная на личности ученика, должна выявлять
его субъективный опыт и предоставлять ему возможность выбирать способы
и формы учебной работы и характер ответов.
При этом оценивают не только результат, но и процесс их достижений.
В
личностно-ориентированном обучении позиция ученика существенно
изменяется. Он не бездумно принимает готовый образец или инструкцию
учителя, а сам активно участвует в каждом шаге обучения – принимает
учебную задачу, анализирует способы ее решения, выдвигает гипотезы,
определяет причины ошибок и т.д. Чувство свободы выбора делает обучение
сознательным, продуктивным и более результативным. В этом случае
меняется характер восприятия, оно становится хорошим «помощником»
мышлению и воображению.
Виды заданий для развития индивидуальной личности
1. Задание на создание возможностей самопознания (позиции
учителя в обращении к школьникам в этом случае может быть выражена
фразой «Узнай себя!»):
содержательное самооценивание, анализ и самооценка школьниками
содержания проверенной работы (например, по заданному учителем
плану, схеме, алгоритму проверить выполненную работу, сделать
вывод о том, что получилось, а что не получилось, где ошибки);
анализ и самооценка использованного способа работы над
содержанием (рациональности способа решения и оформления задач,
образности, личностности плана сочинения, последовательности
действий в лабораторной работе и пр.);
оценка школьником себя как субъекта учебной деятельности по
заданным характеристикам деятельности («умею ли я ставить учебные
цели, планировать свою работу, организовывать и корректировать свои
учебные действия, организовывать и оценивать результаты»);
анализ и оценка характера своего участия в учебной работе (степень
активности, роль, позиция во взаимодействии с другими участниками
работы, инициативности, учебной изобретательности и пр.);
включение в урок или домашнее задание диагностических средств на
самоизучение своих познавательных процессов и особенностей:
внимания,
мышления, памяти и т.д. (Одним из ходов в решении этой
методической задачи может быть мотивирование ребят на диагностику
своих
познавательных особенностей как средства для выбора способа, плана
выполнения дальнейшего учебного задания);
«Зеркальные задания» – обнаружение своих личностных или учебных
характеристик в персонаже, задаваемом учебным содержанием (богаче
всего
для этого конечно, литература), или внесенными в урок
диагностическими моделями (например, описательные портреты
различных типов учеников с предложение прикинуть на себя).
2. Задание на создание возможностей для самоопределения
(обращение к школьнику – «Выбирай себя!»):
аргументированный выбор различного учебного содержания
(источников, факультативов, спецкурсов и т.д.);
выбор заданий качественной различной направленности
(креативности, теоретичности-практичности, аналитической
синтезирующей направленности и т. п);
задания, предполагающие выбор уровня учебной работы, в частности,
ориентации на тот или иной учебный балл;
задания с аргументированным выбором способа учебной работы, в
частности, характера учебного взаимодействия с одноклассниками и
учителем (как и с кем делать учебные задания);
выбор форм отчетности учебной работы (письменный – устный отчет,
досрочный, в намеченный сроки, с опозданием);
выбор режима учебной работы (интенсивное, в краткий срок,
освоение темы, распределенный режим – «работа порциями» и пр.);
задание на самоопределение, когда от школьника требуется выбор
нравственной, научной, эстетической, а может быть, и идеологической
позиции в рамках представленного учебного материала;
задание на определение самим школьником зоны своего ближайшего
развития.
3.Задание на «включение» самореализации («Проверяй себя!»):
требующие творчества в содержании работы (придумывание задач,
тем, заданий, вопросов: литературные, исторические, физические и
прочие
сочинения, нестандартные задачи, упражнения, требующие выйти в
решении,
выполнении за продуктивный уровень и т.п.);
требующие творчества в способе учебной работы (переработка
содержания в схемы, опорные конспекты: самостоятельная не по
образцу постановка опытов, лабораторных заданий, самостоятельное
планирование прохождения учебных тем и пр.);
выбор различных «жанров» заданий («Научный» отчет,
художественный текст, иллюстрации, инсценировка и т.д.);
задания, создающие возможность проявить себя в определенных
ролях: учебных, квазинаучных, квазикультурных, отражающих место,
функции человека в познавательной деятельности (оппонент, эрудит,
автор, критик, генератор идей, систематизатор);
задания, предполагающие реализацию себя в персонажах
литературных произведений, в «маске», в игровой роли (специалиста,
исторического или современного деятеля как элемента изучаемого
процесса и д.т.);
проекты, в ходе которых учебные знания, учебное содержание (разбор
проектов) реализуется во внеучебной сфере, внеучебной
деятельности, в частности, в социально-полезной.
Кроме того. Возможно мотивирование самореализации (творческой,
ролевой) оценкой. Это может быть и отметка, и содержательное оценивание
типа рецензии, мнений, анализа, важно, что это другая оценка, не за знания,
умения, навыки, а за факт, включенность, проявление своих творческих
задатков.
4. Задания, ориентированные на совместное развитие школьников
(«Твори совместно!»):
совместное творчество с применением специальных технологий и
форм
групповой творческой работы: «мозговой штурм», театрализация,
интеллектуальные командные игры, групповые проекты и пр.;
«обычные» творческие совместные задания без какого-либо
распределения учителем (!) ролей в группе и без особой технологии
или формы (совместное,
в парах, написание сочинений; совместная, в бригадах, лабораторная
работа; совместное составление сравнительной хронологии – по
истории и т.д.):
творческие совместные задания со специальным распределением
учебно-
организационных ролей, функций, позиций в группе: руководитель
«лаборант», «оформитель», экспорт-контролер и пр. – (такое
распределение ролей работает на совместное развитие, только если
каждая из ролей
воспринимается ребятами как вклад в общий результат и представляет
возможности для творческих проявлений);
творческие игровые совместные задания с распределением игровых
ролей в форме деловых игр, театрализации (важны в этом случае, как
и в предыдущем, взаимозависимость, связанность задаваемых ролей,
возможности для творческих проявлений и восприятия игрового и
творческого результатов: общих и индивидуальных);
задания, предполагающие взаимопонимание участников совместной
работы (например, совместные опыты по измерению свойств своей
нервной системы – по биологии или совместные задания типа
интервью на иностранном языке с взаимной фиксацией уровня
овладения этим умением);
совместный анализ результата и процесса работы (в этом случае
акцентировка не на взаимопонимание личностных и индивидуальных
особенностей, а деятельных, учебных, в том числе качества
совместной работы, например, совместная содержательная оценка
степени освоения учебного материала каждым участником групповой
работы и групповая оценка качества групповой работы, слаженности,
самостоятельности и т.п.);
задания, предполагающие взаимопомощь в разработке
индивидуальных учебных целей и индивидуальных планов учебной
работы (например,
совместная разработка плана осуществление индивидуальных
лабораторных работ с последующим самостоятельным,
индивидуальным ее
осуществлением или совместная проработка уровня ответа на зачете
и индивидуальных планов подготовки к такому зачету);
стимулирование, мотивирование совместной творческой работы
оценивается учителям, подчеркивающим и совместный результат, и
индивидуальные результаты, и качество процесса совместной работы:
подчеркивание при оценивании идей взаимного развития, совместного
развития.
Систематическая диагностика и коррекция процесса личностного
развития каждого ученика проводится с момента поступления ребенка в
школу. В проведении диагностики и коррекции процесса личностного
развития учащихся принимают
участие все учителя, классные руководители под руководством школьного
психолога. Оценка результатов диагностики психического и личностного
развития учащихся производится главным образом с точки зрения динамики
индивидуального развития каждого ученика.
Классно-урочные, групповые занятия.
Учебные занятия в системе личностно-ориентированного образования
предполагают широкое использование различных технических средств
обучения, в том числе и персональных компьютеров, сопровождение
некоторых занятий тихой музыкой, свободное перемещение учащихся
по классу в процессе занятий, различную расстановку
индивидуальных парт для
коллективных или фронтальных занятий (круговое расположение парт,
соединение индивидуальных парт в общий стол для занятий бригадой
и т.д.).
Эстетический цикл учебных занятий
Обучения всем предметам этого цикла (рисование, пение, музыка,
хореография, танцы, лепка, живопись и т.д.) широко представляются
на различных выставках, систематически проводимых в школе, на
конкурсах самодеятельности, в выступлениях учащихся вне школы.
Внеурочная работа школы
В школе работает большое число различных кружков, хоровых и
музыкальных ансамблей, спортивных секций, других объединений
учащихся по интересам, с тем, чтобы каждый ученик мог выбрать для
себя занятие во внеурочное время.
Общешкольное ученическое самоуправление
Организует и осуществляет совместную с учителями и классными
руководителями всю внеурочную деятельность школы. Для
проведения мероприятий создаются временные творческие группы
учителей, родителей, учащихся.
Трудовое обучение и трудовая деятельность учащихся
Главный принцип, на котором строится этот компонент, состоит в
том, что выработка у учащихся трудовых навыков и привычек
производится в процессе полезной трудовой деятельности,
осуществляемой современными научно-техническими методами.
Открытый урок литературного чтения в 3 и 4 классах.
I
. Вступление - 2 мин.
- Здравствуйте, ребята. Сегодня мы с вами посетим литературную гостиную.
В нашу гостиную приглашены две группы: группа 3 класса и группа 4 класса.
- Ребята, скажите, а кто из вас знает, что такое гостиная? А какая тема нашей
встречи?
- Но каждая группа будет знакомиться с определённым поэтом. 3 класс с
каким поэтом и каким его произведением? 4 класс?
- Но прежде чем приступить к общению, давайте скажем, что мы ждём от
нашей сегодняшней встречи?
- И назовём это «Наши ожидания»
(на доске учитель пишет, что дети ждут от встречи)
ПОЗНАКОМИТЬСЯ С…….
РАЗОБРАТЬ………………..
II.1) Подготовленные ученики рассказывают о Некрасове и Фете.
(каждая группа слушает и одного и другого) – 10 мин.
2) Раздаются карточки с биографией поэтов с пропущенными данными.
Группа выполняет, а консультируют ученики, говорившие о поэтах. – 5 мин.
3)Группы читают стихи: 3 кл. «На Волге»(с.130-131), 4 кл. «Это утро,
радость эта…»(с.115) – 5 мин.
- Прочитайте стихи и выполните задание: Подчеркните все незнакомые
вам слова в стихотворении. – 5 мин.
Проверка задания одновременно (может помочь могут ребята из соседней
группы) – 5 мин.
III. Динамическая пауза – 3 мин.
( детям раздаются карточки с именами, фамилиями, отчествами поэтов,
названиями их произведений; дети должны встать так, чтобы получились
полные имена поэтов и их произведения)
IV.Работа с учителем и самостоятельная работа.
1)3класс.
1) 4 класс.
Чтение с ответами на вопросы.
Чтение с ответами на вопросы.
(самостоятельно) – 7 мин.
(с учителем) – 7 мин.
2)Проверка задания. – 3 мин. 2)Подготовка к выразительному
чтению. (самостоятельно) – 3 мин
V. Итог урока.
Возвращаемся к «Нашим ожиданиям». Проверяем, всё ли удалось выполнить.
VI. Домашнее задание: 3 кл. : с.130 – 131 чит. выр.,
4 кл. : с.115 чит. выр.
8.Результативность, условия и возможности применения данного
опыта.
Ожидаемый результат
а) Конкретные ожидаемые результаты
повышение уровня развития письменной речи учащихся, основных
ее параметров;
психологическое благополучие и здоровье детей в учебной
деятельности;
оформление методических рекомендаций по теме проекта;
выпуск брошюры с рекомендациями для педагогов по теме проекта;
б) Результаты детской продуктивной деятельности
словотворчество учащихся;
Дальнейшее развитие проекта
В дальнейшем идеи проекта будут реализовываться, и развиваться в
направлении наработки опыта социального партнерства и опыта программ и
методик по развитию письменной речи учащихся, создания для этого вида
деятельности благоприятных условий в общеобразовательных учреждениях.
Предполагаемое использование результатов реализации проекта
1.
Распространение опыта работы по реализации проекта на
методических совещаниях педагогических работников.
2.
Трансляция «Системы развития письменной и устной речи младших
школьников».
3.
Включение проекта в Программу развития общеобразовательного
учреждения.
Список литературы
1.
Алексеев Н.А. Личностно-ориентированное обучение в школе – Ростов
н / Д: Феникс, 2006.-332 с.
2.
Асмолов А.Г. Личность как предмет психологического исследования.
М.: Изд-во МГУ, 2006. 107 с.
3.
Беспалько В.П. Слагаемые педагогической технологии. – М.:
Педагогика1999. 192 с.
4.
Жук. Н. Личностно-ориентированный урок: технология проведения и
оценки// Директор школы. № 2. 2006. – с. 53-57.
5.
Концепция модернизации российского образования на период до 2010
года // Вестник образования. № 6. 2002.
6.
Кураченко З.В. Личностно-ориентированный подход в системе
обучения математике // Начальная школа. № 4. 2004. – с. 60-64.
7.
Колеченко. А.К. Энциклопедия педагогических технологий: Пособие
для преподавателей. СПб.: КАРО, 2002. -368 с.
8.
Лежнева Н.В. Урок в личностно- ориентированном обучении // Завуч
начальной школы. № 1. 2002. – с. 14-18.
9.
Лукъянова М.И. Теоретико-методологические основы организации
личностно-ориентированного урока // Завуч. № 2. 2006. – с. 5-21.
10.Разина Н.А. Технологические характеристики личностно-
ориентированного урока // Завуч. № 3. 2004. – 125-127.
11.Селевко Г.К. Традиционная педагогическая технология и ее
гуманистическая модернизация. М.: НИИ школьных технологий, 2005.
– 144 с.
12.Якиманская И.С. Личностно-ориентированное обучение в современной
школе. – М.: Сентябрь, 1999. – 96 с.