"Весёлый математик"

Автор: Березкина Людмила Владимировна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МКОУ "Большедворская ООШ"
Населённый пункт: д. Большой Двор, Бокситогорский район, Ленинградская область
Наименование материала: Рабочая программа внеурочной деятельности
Тема: "Весёлый математик"
Дата публикации: 10.02.2016







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации

Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение "Большедворская основная общеобразовательная школа"
Согласовано
Руководитель методического объединения начальных классов _______________Березкина Л. В. "___" _________ 2015г.
Утверждаю
Директор школы ______________ О.А. Явственная "___" _________ 2015г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
«Весёлый математик» Срок реализации программы: 4 года Возраст обучающихся: 7 – 10 лет Березкина Людмила Владимировна учитель начальных классов 2015 - 2016 учебный год

1. Пояснительная записка
Рабочая программа внеурочной деятельности «Веселый математик» разработана на основе факультативного курса «Математика и конструирование» для 1-4 классов на основе Примерной программы начального общего образования, авторской программы С.И. Волковой «Математика и конструирование» 2012 г., в соответствии с требованиями федерального государственного стандарта начального образования 2009 г. Факультативный курс «Математика и конструирование» разработан как дополнение к курсу «Математика» в начальной школе. Для реализации программного содержания используются: 1. Математика и конструирование 1 кл. Пособие для учащихся общеобразовательных органи- заций /С. И. Волковой, О. Л. Пчёлкиной.- М. Просвещение, 2015 2. Математика и конструирование 2 кл. Пособие для учащихся общеобразовательных органи- заций /С. И. Волковой, О. Л. Пчёлкиной.- М. Просвещение, 2015 3. Математика и конструирование 3 кл. Пособие для учащихся общеобразовательных органи- заций /С. И. Волковой, О. Л. Пчёлкиной.- М. Просвещение, 2015 4. Математика и конструирование 4 кл. Пособие для учащихся общеобразовательных органи- заций /С. И. Волковой, О. Л. Пчёлкиной.- М. Просвещение, 2015
Общая характеристика курса
Рабочая программа ориентирована на усвоение обязательного минимума математического образования, позволяет работать без перегрузок в классе с детьми разного уровня обучения
Цель курса -
расширение и уточнение геометрических представлений и знаний уча щихся по формированию и развитию конструкторских и графических умений, по развитию воображения и основ мышления учащихся; понимание общих признаков и законов, лежащих в основе изучаемых математических фактов; осознание связей, которые существуют между рассматриваемыми явлениями; пробуждение у учащихся интереса к занятиям математикой; формирование знаний, умений, навыков и соответствующего уровня развития детей.
Задачи,
решаемые при реализации рабочей программы:  развитие образного и логического мышления, воображения;  формирование предметных умений и навыков, необходимых для успешного решения учеб- ных и практических задач, продолжения образования;  освоение основ математических знаний, формирование первоначальных представлений о математике;  воспитание интереса к математике, стремления использовать математические знания в по- вседневной жизни;  создать условия для формирования и развития у школьников: - творческих способностей и интереса к выполнению заданий; - умения самостоятельно приобретать и примерять знания на практике; - коммуникативных навыков, которые способствуют развитию умений работать в парах, группах; - общеучебных умений и навыков (развитие логического мышления, обучение умению самостоятельно пополнять знания, работа с книгой, со справочной литературой). В целом программа внеурочной деятельности «Веселый математик» будет способствовать математическому развитию младших школьников: развитию умений использовать математические знания для описания и моделирования пространственных отношений, формированию способности к продолжительной умственной деятельности и интереса к умственному труду, развитию элементов логического и конструкторского мышления, стремлению использовать математические знания в повседневной жизни. Программа учитывает возрастные особенности младших школьников и поэтому предусматривает организацию подвижной деятельности учащихся, которая не мешает умственной работе. С этой целью включены подвижные математические игры, предусмотрена
последовательная смена одним учеником «центров» деятельности в течение одного занятия; передвижение по классу в ходе выполнения математических заданий на листах бумаги, расположенных на стенах классной комнаты и др. Во время занятий важно поддерживать прямое общение между детьми (возможность подходить друг к другу, переговариваться, обмениваться мыслями). При организации занятий целесообразно использовать принцип игр «Ручеёк», «Пересадки», принцип свободного перемещения по классу, работу в парах постоянного и сменного состава, работу в группах. Некоторые математические игры и задания могут принимать форму состязаний, соревнований между командами.
В работе с детьми нами будут использованы следующие методы:
 словесные  наглядные  практические  исследовательские  проектные Для развития различных сторон мышления в программе предусмотрены разнообразные
виды учебных действий
, которые разбиты на три большие группы: репродуктивные, продуктивные (творческие) и контролирующие.
К репродуктивным
относятся: а) исполнительские учебные действия, которые предполагают выполнение заданий по образцу, б) воспроизводящие учебные действия направлены на формирование вычислительных и графических навыков. Ко второй группе относятся три вида учебных действий - это обобщающие мыслительные действия, осуществляемые детьми под руководством учителя при объяснении нового материала в связи с выполнением заданий аналитического, сравнительного и обобщающего характера. Поисковые учебные действия, при применении которых дети осуществляют отдельные шаги самостоятельного поиска новых знаний. Преобразующие учебные действия, связанные с преобразованием примеров и задач и направленные на формирование диалектических умственных действий. Контролирующие учебные действия направлены на формирование навыков самоконтроля.
Описание места в учебном плане
Программа внеурочной деятельности «Веселый математик» для начальной школы рассчитана на 33 ч (1 ч в неделю) в 1 классе и на 34 ч (1 ч в неделю) для 2 - 4 классов.
Описание ценностных ориентиров.

Ценностными ориентирами содержания
данного курса являются:  формирование умения рассуждать как компонента логической грамотности;  освоение эвристических приемов рассуждений;  формирование интеллектуальных умений, связанных с выбором стратегии решения, анализом ситуации, сопоставлением данных;  развитие познавательной активности и самостоятельности учащихся;  формирование способностей наблюдать, сравнивать, обобщать, находить простейшие закономерности, использовать догадку, строить и проверять простейшие гипотезы;  формирование пространственных представлений и пространственного воображения;  привлечение учащихся к обмену информацией в ходе свободного общения на занятиях. 1.
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения курса внеурочной

деятельности

Личностные результаты
 развитие любознательности, сообразительности при выполнении разнообразных заданий проблемного и эвристического характера;
 развитие внимательности, настойчивости, целеустремленности, умения преодолевать трудности – качеств весьма важных в практической деятельности любого человека;  воспитание чувства справедливости, ответственности;  развитие самостоятельности суждений, независимости и нестандартности мышления.
Метапредметные результаты
 Ориентироваться в понятиях «влево», «вправо», «вверх», «вниз».  Ориентироваться на точку начала движения, на числа и стрелки 1→ 1↓ и др., указывающие направление движения.  Проводить линии по заданному маршруту (алгоритму).  Выделять фигуру заданной формы на сложном чертеже.  Анализировать расположение деталей (танов, треугольников, уголков, спичек) в исходной конструкции.  Составлять фигуры из частей. Определять место заданной детали в конструкции.  Выявлять закономерности в расположении деталей; составлять детали в соответствии с заданным контуром конструкции.  Сопоставлять полученный (промежуточный, итоговый) результат с заданным условием. Объяснять (доказывать) выбор деталей или способа действия при заданном условии. Анализировать предложенные возможные варианты верного решения.  Моделировать объёмные фигуры из различных материалов (проволока, пластилин  и др.) и из развёрток.  Осуществлять развернутые действия контроля и самоконтроля: сравнивать  построенную конструкцию с образцом.
Предметные результаты
 Пространственные представления. Понятия «влево», «вправо», «вверх», «вниз». Маршрут передвижения. Точка начала движения; число, стрелка 1→ 1↓, указывающие направление движения. Проведение линии по заданному маршруту (алгоритму): путешествие точки (на листе в клетку). Построение собственного маршрута (рисунка) и его описание.  Геометрические узоры. Закономерности в узорах. Симметрия. Фигуры, имеющие одну и несколько осей симметрии.  Расположение деталей фигуры в исходной конструкции (треугольники, таны, уголки, спички). Части фигуры. Место заданной фигуры в конструкции.  Расположение деталей. Выбор деталей в соответствии с заданным контуром конструкции. Поиск нескольких возможных вариантов решения. Составление и зарисовка фигур по собственному замыслу.  Разрезание и составление фигур. Деление заданной фигуры на равные по площади  части.  Поиск заданных фигур в фигурах сложной конфигурации.  Решение задач, формирующих геометрическую наблюдательность.  Распознавание (нахождение) окружности на орнаменте. Составление (вычерчивание) орнамента с использованием циркуля (по образцу, по собственному замыслу).  Объёмные фигуры: цилиндр, конус, пирамида, шар, куб. Моделирование из проволоки. Создание объёмных фигур из разверток: цилиндр, куб, конус, параллелепипед, пирамида.
Универсальные учебные действия
 Сравнивать разные приемы действий, выбирать удобные способы для выполнения конкретного задания.  Моделировать в процессе совместного обсуждения алгоритм решения числового кроссворда; использовать его в ходе самостоятельной работы.  Применять изученные способы учебной работы и приёмы вычислений для работы с числовыми головоломками.  Анализировать правила игры. Действовать в соответствии с заданными правилами.  Включаться в групповую работу. Участвовать в обсуждении проблемных вопросов, высказывать собственное мнение и аргументировать его.  Выполнять пробное учебное действие, фиксировать индивидуальное затруднение в пробном действии.
 Аргументировать свою позицию в коммуникации, учитывать разные мнения,  Использовать критерии для обоснования своего суждения.  Сопоставлять полученный (промежуточный, итоговый) результат с заданным условием. Контролировать свою деятельность: обнаруживать и исправлять ошибки.
3. Основное содержание курса
Основное содержание курса представлено двумя крупными разделами: «Геометрическая составляющая курса» и «Конструирование».
1.

Геометрическая составляющая

Точка. Линия. Линии прямые и кривые.
Линии замкнутые, незамкнутые. Прямая линия. Свойства прямой. Отрезок. Деление отрезка пополам. Луч. Взаимное расположение отрезков на плоскости и в пространстве. Геометрическая сумма и разность двух отрезков. Угол. Виды углов: прямой, острый, тупой, развёрнутый. Ломаная. Вершины, звенья ломаной. Дли на ломаной.
Многоугольник
— замкнутая ломаная. Углы, вершины, стороны многоугольника. Виды многоугольников: треугольник, четырёхугольник, пятиугольник и т. д. Периметр много угольника. Виды треугольников: по соотношению сторон: разносторонний, равнобедренный (равносторонний); по углам: прямоугольный, остроугольный, тупоугольный, разносторонний. Построение треугольника по трём сторонам с использованием циркуля и неоцифрованной линейки. Прямоугольник. Квадрат. Диагонали прямоугольника (квадрата) и их свойства. Построение прямоугольника (квадрата) с использованием свойств его диагоналей. Периметр многоугольника. Площадь прямоугольника (квадрата), площадь прямоугольного треугольника. Обозначение геометрических фигур буквами.
Окружность. Круг
. Центр, радиус, диаметр окружности (круга). Взаимное расположение прямоугольника (квадрата) и окружности. Прямоугольник, вписанный в окружность; окружность, описанная около прямоугольника (квадрата). Вписанный в окружность треугольник. Деление окружности на 2, 4, 8 равных частей. Деление окружности на 3, 6, 12 равных частей. Взаимное расположение окружностей на плоскости. Кольцо.
Прямоугольный параллелепипед
. Грани, рёбра, вершины прямоугольного параллелепипеда. Свойства граней и рёбер прямоугольного параллелепипеда. Развёртка прямоугольного параллелепипеда. Куб. Грани, рёбра, вершины куба. Развёртка куба. Изображение прямоугольного параллелепипеда (куба) в трёх проекциях. Треугольная пирамида. Грани, рёбра, вершины треугольной пирамиды. Прямой круговой цилиндр.
Шар. Сфера
. Осевая симметрия. Фигуры, имеющие одну, две и более осей симметрии 2.
Конструирование
.
Виды бумаги.
Основные приёмы обработки бумаги: сгибание, складывание, разметка по шаблону, разрезание ножницами, соединение деталей из бумаги с использованием клея. Разметка бумаги по шаблону. Конструирование из полосок бумаги разной длины. Изготовление заготовок прямоугольной формы заданных размеров. Преобразование листа бумаги прямоугольной формы в лист квадратной формы. Изготовление аппликаций с использованием различных многоугольников. Изготовление набора «Геометрическая мозаика» с последующим его использованием для конструирования различных геометрических фигур, бордюров, сюжетных картин. Знакомство с техникой «Оригами» и изготовление изделий с использованием этой техники.
Чертёж. Линии на чертеже
: основная (изображение видимого контура), сплошная тонкая (размерная и выносная), штрихпунктирная (обозначение линий сгиба). Чтение чертежа, изготовление аппликаций и изделий по чертежу.
Технологический рисунок
. Изготовление аппликаций по технологическому рисунку.
Технологическая карта
. Изготовление изделий по технологической карте.
Набор «Конструктор»:
название и назначение деталей, способы их крепления: простое, жёсткое, внахлестку двумя болтами, шарнирное; рабочие инструменты. Сборка из деталей «Конструктора» различных моделей геометрических фигур и изделий.
Развёртка
. Модель прямоугольного параллелепипеда, куба, треугольной пирамиды, цилиндра, шара и моделей объектов, имеющих форму названных многогранников.

Изготовление игр геометрического содержания «Танграм», «Пентамино».
Изготовление фигур, имеющих заданное количество осей симметрии.
1 класс (33 часа)

Геометрическая составляющая
Точка, линия, линии прямые и кривые, линии замкнутые и незамкнутые. Прямая линия. Вычерчи- вание прямой. Свойства прямой. Отрезок. Вычерчивание отрезков. Сравнение отрезков по длине (на глаз, наложением). Различное расположение отрезков на плоскости: пересекающиеся и непересекающиеся отрезки. Вертикаль - ное, горизонтальное, наклонное расположение отрезков. Графическое изображение результатов сравнения групп предметов по их количеству с использова- нием отрезков (схематический чертеж). Луч. Обозначение геометрических фигур буквами. Длина. Единицы длины: сантиметр, дециметр. Соотношение между сантиметром и дециметром. Измерение длин отрезков и вычерчивание отрезков заданной длины. Сравнение длин отрезков с помощью линейки с делениями (с помощью измерения) и с использо- ванием циркуля. Геометрическая сумма и разность двух отрезков. Угол. Развернутый угол. Прямой угол. Виды углов: прямой, острый, тупой. Вычерчивание на клет- чатой бумаге прямого, острого, тупого углов. Ломаная. Вершина, звено ломаной. Изготовление моделей ломаной из счетных палочек. Длина ломаной. Вычерчивание ломаной по заданному числу звеньев и их длине. Многоугольник – замкнутая ломаная. Углы, вершины, стороны многоугольника. Виды многоуголь- ников: треугольник, четырехугольник, пятиугольник и др. Виды треугольников: разносторонний, равнобедренный. Прямоугольник. Квадрат. Вычерчивание прямоугольника (квадрата) на бумаге с клетчатой разли- новкой. Деление многоугольника на части. Составление многоугольника из двух частей с выбором из трех предложенных.
Конструирование
Знакомство с видами бумаги: тонкая, толстая; гладкая, шероховатая; белая, цветная и др. – и их на- значением. Основные приемы обработки бумаги: сгибание, складывание, разметка по шаблону, резание бума- ги ножницами, соединение деталей из бумаги с помощью клея, технологии выполнения этих опе- раций. Правила безопасной работы с инструментами: ножницами, гладилкой, циркулем. Организация рабочего места. Практические работы с бумагой: сгибание бумаги – получение прямой, пересекающихся и непере - секающихся прямых, практическое выявление основного свойства прямой (через две точки можно провести прямую и при том только одну); изготовление моделей развернутого, прямого, тупого и острого углов. Обозначение на чертеже линии сгиба. Разметка бумаги по шаблону: основные приемы и правила разметки. Разметка бумаги с помощью линейки с делениями. Конструирование из полосок бумаги разной длины моделей «Самолет», «Песочница». Изготовление заготовок прямоугольной формы заданных размеров. Преобразование прямоугольника в квадрат и квадрата в прямоугольник. изготовление аппликаций с использованием различных видов многоугольников («Елочка», «До- мик», «Лодочка» и др.). Изготовление набора «Геометрическая мозаика» и конструирование из его деталей плоскостных моделей различных объектов («Ракета», «Машина», «Домик», «Чайник» и др.) в рамках заданного контура и по словесному описанию. Составление из деталей 2Геометриче- ской мозаики» различных геометрических фигур, бордюров, сюжетных картин.
Знакомство с технологией оригами. Изготовление способом оригами изделий: «Гриб», «Бабочка», «Рыба», «Зайчик».
2 класс (34 часа)

Геометрическая составляющая
Угол. Построение прямого угла на нелинованной бумаге с помощью чертежного треугольника. От- резок. Середина отрезка. Деление отрезка пополам. Прямоугольник (квадрат). Диагонали прямоугольника (квадрата) и их свойства. Построение пря- моугольника на нелинованной бумаге с использованием свойств его диагоналей. Треугольник. Соотношение сторон треугольника. Окружность. Круг. Центр, радиус, диаметр окружности (круга). Построение прямоугольника, вписанного в окружность, окружности, описанной около прямо- угольника (квадрата). Деление фигур на части и составление фигур из частей. Преобразование фигур по заданным усло- виям.
Конструирование
Изготовление моделей прямоугольного треугольника, прямоугольника (квадрата) путем сгибания бумаги. Практическая работа по выявлению равенства противоположных сторон прямоугольника; построе- ние прямоугольника на нелинованной бумаге с использованием равенства его противоположных сторон с помощью чертежного треугольника и линейки. Линии разных типов: основная (изображение видимого контура), сплошная тонкая (размерная и выносная), штрихпунктирная (обозначение линий сгиба). Технологическая карта. Изготовление по технологической карте изделий (пакет для мелких пред- метов). Технологический рисунок. Изготовление изделий по технологическому рисунку (подставка для ки- сточки). Изготовление модели круга. Кольцо, составление технологической карты для его изготовления. Изготовление изделий на базе кругов (ребристые шары). Изготовление по чертежу изделий и аппликаций (закладка для книги, аппликация «Цыпленок»). Оригами. Изготовление способом оригами изделий («Воздушный змей», «Щенок», «Жук»). Изготовление по чертежу аппликаций технических машин («Трактор с тележкой», «Экскаватор»). Работа с набором «Конструктор». Ознакомление с видами деталей: их названием, назначением, способами сборки, способами крепления и рабочими инструментами. Организация рабочего места и правила безопасной работы при работе с набором «Конструктор». Виды соединений: простое, жесткое, внахлестку двумя болтами, шарнирное. Сборка из деталей набора «Конструктор» различных изделий: моделей геометрических фигур, мо- делей дорожных знаков, игрушек «Петрушка», «Настольная лампа» и др. Изготовление моделей двухосной тележки и аптекарских весов. Разборка изготовленных изделий.
3 класс (34 часа)

Геометрическая составляющая
Построение отрезка, равного данному, с использованием циркуля и линейки без делений. Виды треугольников по сторонам: разносторонний, равнобедренный, равносторонний. Виды треугольников по углам: прямоугольный, тупоугольный, остроугольный. Построение треугольника по трем сторонам с использованием циркуля и линейки без делений. Треугольная правильная пирамида. Элементы треугольной пирамиды: грани, ребра, вершины. Периметр многоугольника, в том числе прямоугольника (квадрата). Свойства диагоналей прямо- угольника. Построение прямоугольника на нелинованной бумаге с использованием свойств его диагоналей. Свойства диагоналей квадрата. Площадь. Единицы площади. Площадь прямоугольника (квадрата). Площадь прямоугольного тре- угольника,
Деление окружности на 2, 4, 8 равных частей. Деление окружности на 3, 6, 12 равных частей. Взаимное расположение двух окружностей на плоскости. Деление отрезка пополам с использованием циркуля и линейки без делений Вписанный и окружность треугольник,
Конструирование
Изготовление моделей треугольником различных видов. Изготовление модели правильной треугольной пирамиды равными способами: склеиванием из раз- вертки, сплетением из двух полос бумаги, состоящих из четырех равносторонних треугольников. Изготовление геометрической игрушки («гнущийся многоугольник») из бумажной полосы, состоя- щей из 10 равных разносторонних треугольников. Изготовление по чертежам аппликаций («Дом», «Бульдозер») и чертежей по рисункам аппликаций («Паровоз»), Изготовление композиций «Яхты и море». Изготовление цветка на основе деления круга на 8 равных частей Изготовление модели часов. изготовление набора для геометрической игры «Танграм». Изготовление изделия «Лебедь» способом оригами. Техническое моделирование и конструирование. Транспортирующие машины: их особенности и назначение. Изготовление из деталей набора «Конструктор» модели подъемного крана и модели транспортера.
4 класс (34 часа)

Геометрическая составляющая
Прямоугольный параллелепипед. Элементы прямоугольного параллелепипеда: грани, ребра, вер- шины. Свойства граней и ребер. Развертка прямоугольного параллелепипеда. Куб. Элементы куба: грани, ребра, вершины. Свойства граней и ребер куба. Развертка куба. Площадь. Единицы площади. Площадь прямоугольного треугольника. Площадь параллелограмма и равнобочной трапеции. Изображение прямоугольного параллелепипеда (куба) в трех проекциях. Соотнесение модели, развертки и чертежа прямоугольного параллелепипеда. Чертежи в трех проекциях простых композиций из кубов одинакового размера. Осевая симметрия. Фигуры, имеющие одну, две и более осей симметрии. Представления о прямом круговом цилиндре, шаре, сфере. Развертка прямого кругового цилиндра. Деление на части плоскостных фигур и составление фигур из частей.
Конструирование
Изготовление каркасной и плоскостной моделей прямоугольного параллелепипеда (куба). Изготов- ление модели куба сплетением из полосок. Изготовление моделей объектов, имеющих форму прямоугольного параллелепипеда (платяной шкаф, гараж). Изготовление моделей цилиндра, шара. Изготовление моделей объектов, имеющих форму цилиндра (карандашница, дорожный каток). Вычерчивание объектов, симметричных заданным, относительно оси симметрии.
Основные требования к знаниям, умениям и навыкам учащихся:

К концу 1 класса
учащиеся должны уметь ориентироваться в пространственных понятиях «влево», «вправо», «вверх», «вниз» и т.д., проводить задания по заданному алгоритму, составлять целое из частей и видеть части в целом, уметь анализировать ход решения задач.
К концу 2 класса
учащиеся должны знать термины: точка, прямая, отрезок, угол, ломаная, треугольник, прямоугольник, квадрат, длина, луч, четырехугольник, диагональ, сантиметр, а также название и назначение инструментов и приспособлений (линейка, треугольник). Иметь представление и узнавать в фигурах и предметах окружающей среды простейшие геометрические
фигуры: отрезок, угол, ломаную линию, прямоугольник, квадрат, треугольник. Учащиеся должны уметь: измерить длину отрезка, определить, какой угол на глаз, различать фигуры, строить различные фигуры по заданию учителя. Учащиеся усвоят новые понятия, такие как периметр, круг, окружность, овал, многоугольник, циркуль, транспортир, «центр», «радиус», «диаметр». Иметь представление и узнавать в окружающих предметах фигуры, которые изучают в этом курсе.
К концу 3 класса
учащиеся должны владеть терминами, изученными во втором классе. Также учащиеся продолжат работать с понятиями, такими как периметр, круг, окружность, овал, многоугольник, циркуль, транспортир, «центр», «радиус», «диаметр». Иметь представление и узнавать в окружающих предметах фигуры, которые изучают в этом курсе. Учащиеся должны уметь с помощью циркуля построить окружность, а также начертить радиус, провести диаметр, делить отрезок на несколько равных частей с помощью циркуля, делить угол пополам с помощью циркуля, знать и применять формулы периметра различных фигур, строить углы заданной величины с помощью транспортира и измерять данные, находить сумму углов треугольника, делить круг на (2, 4, 8), (3, 6, 12) равных частей с помощью циркуля.
К концу 4 класса
учащиеся должны владеть терминами: высота, длина, куб, пирамида, параллелепипед, шар, сфера, цилиндр, палетка, площадь.. Учащиеся должны уметь: строить различные виды треугольников, параллелепипед, а также проводить диагонали. Строить ромб, находить центр. Иметь различие в периметре и площади, находить площадь с помощью палетки и формул. Различать и находить сходство: (квадрат, куб, строить куб), (треугольник, параллелепипед, строить параллелепипед), (круг, прямоугольник и цилиндр, строить цилиндр).
Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение курса

1.Печатные пособия.
5. Программы общеобразовательных учреждений. Начальные классы (1-4) 2ч.
6. Авторская программа «Математика и конструирование» Авторы С.И.Волкова, О.Л.Пчелкина. Москва, Просвещение, 2012. 7. Математика и конструирование 1 кл. Пособие для учащихся общеобразовательных органи- заций /С. И. Волковой, О. Л. Пчёлкиной.- М. Просвещение, 2015 8. Математика и конструирование 2 кл. Пособие для учащихся общеобразовательных органи- заций /С. И. Волковой, О. Л. Пчёлкиной.- М. Просвещение, 2015 9. Математика и конструирование 3 кл. Пособие для учащихся общеобразовательных органи- заций /С. И. Волковой, О. Л. Пчёлкиной.- М. Просвещение, 2015 10. Математика и конструирование 4 кл. Пособие для учащихся общеобразовательных органи- заций /С. И. Волковой, О. Л. Пчёлкиной.- М. Просвещение, 2015
2.Информационно-коммуникативные средства.
1. Мультимедийное оборудование 2. Компьютер 3. Интерактивная доска 4. Цифровые образовательные ресурсы 5. Ресурсы Интернета  school-collection.edu  int-edu  school-informatica
3. Наглядные пособия.
1. Наборы геометрических фигур «Геометрические тела» 2. Таблицы «Геометрические фигуры» 3. Набор чертежных инструментов (метр, чертежный треугольник, циркуль, транспортир)

Тематическое планирование курса

1 класс (33 часа)



Тема

Кол-во

часов

Основные виды деятельности обучающихся

Дата

проведе

ния
1 Знакомство учащихся с основным содержанием курса 1 2 Точка. Линия, изображение точки и линий на бумаге. Линии: прямая, кривая, взаимное расположение линий на плоскости. Замкнутая и незамкнутая кривая 1
Ставить
точки,
проводить
линии.
Чертить
прямую по линейке.
Различать
замкнутые и незамкнутые кривые 3 Виды бумаги: тонкая, толстая, гладкая, шероховатая, белая, цветная и др. и их назначение. Основные приёмы обработки бумаги: сгибание, складывание, разметка по шаблону, резание бумаги ножницами, соединение деталей из бумаги с помощью клея 1
Размечать
бумагу по шаблону,
резать
бумагу ножницами.
Склеивать
бумажные детали 4-5 Практическая работа с бумагой: получение путём сгибания бума- ги прямой, пересекающихся и непересекающихся прямых. Основное свойство прямой: через две точки можно провести прямую, и притом только одну. Линейка, использование которой необходимо при проведении прямой. Различные положения прямых на плоскости и в пространстве; вертикальные, горизонтальные, наклонные прямые 2
Получать
перегибанием бумаги прямую, пересекающиеся и непере- секающиеся прямые.
Иллюстрировать
основное свойство пря- мой.
Проводить
прямую по линейке.
Показывать
на чертеже различные расположения прямых на плоскости 6 Отрезок. Вычерчивание отрезка с использованием линейки. Преобразование фигур, составленных из счётных палочек, по заданным условиям 1
Чертить
отрезки,
находить
отрезки в составе различных фигур 7-9 Обозначение геометрических фигур буквами. Изготовление бумажных полосок разной длины. Конструирование модели «Самолёт» из бумажных полосок. Изготовление аппликации «Песочница» из бумажных полосок 3
Обозначать
буквами изученные геометрические фигуры.
Вырезать
по заготовкам бумажные полоски разной длины.
Конструировать
модели объектов по образцам.
Конструировать
модели объектов по образцам, когда требуется изготовление дополнительных деталей 10 Луч. Вычерчивание луча. Сравнение прямой, отрезка и луча 1 Чертить луч 11 Сантиметр. Сравнение отрезков по длине разными способами. Упорядочивание отрезков по длине 1
Сравнивать
и
упорядочивать
отрезки по длине 12 Циркуль. Геометрическая сумма и разность двух отрезков 1
Чертить
отрезок-сумму и отрезок-разность двух отрезков 13-14 Угол. Прямой угол. Непрямые углы. Изготовление модели пря- мого угла. Чертёжный треугольник. Виды углов: прямой, острый, тупой, развёрнутый. Изготовление моделей различных углов 2
Изготавливать
из бумаги непрямоугольной формы модели прямого угла.
Изготавливать
из бумаги модели острого и тупого угла.
Выделять
углы разных видов в разных фигурах
15-16 Ломаная. Замкнутая, незамкнутая ломаная. Вершины, звенья ломаной. Изготовление модели ломаной из проволоки. Длина ломаной. Два способа определения длины ломаной 2
Распознавать
и
чертить
ломаные.
Определять
длину ломаной разными способами 17-18 Многоугольник. Углы, стороны, вершины многоугольника. Тре- угольник, четырёхугольник, пятиугольник и др. Классификация многоугольников по числу сторон 2
Распознавать
и
называть
многоугольники разных видов: треуголь- ник, четырёхугольник, пятиугольник и др., их углы, стороны и вершины 19-21 Прямоугольник. Свойство противоположных сторон прямо- угольника. Изображение прямоугольника на бумаге в клетку. Изготовление заготовок прямоугольной формы задан- ных размеров. Соотнесение реальных предметов с моделями прямоугольников. Квадрат. Преобразование прямо- угольника в квадрат и квадрата в прямоугольник. Чертёж. Обозначение на чертеже линии сгиба 3
Выделять
прямоугольник из множества четырёхугольников,
изобра-

жать
прямоугольник на клетчатой бумаге.
Изготавливать
заготовки прямоугольной формы заданных размеров.
Выделять
квадраты из множества прямоугольников,
чертить
квадрат на клетчатой бумаге,
преобразовывать
бумажную модель прямо- угольника в модель квадрата 22-23 Единицы длины: дециметр, метр. Соотношения между единицами длины 2
Работать
с бумагой 24-31 Изготовление геометрического набора треугольников. Изготов- ление аппликаций «Домик», «Чайник», «Раке- та» с использованием геометрического набора треугольников. Изготовление набора «Геометрическая мозаика». Изготовление аппликаций с использованием набора «Геометри- ческая мозаика». Изготовление аппликации с использованием заготовки, данной в Приложении 7. Изготовление узоров, составленных из геометрических фигур, по заданному образцу и по воображению 8
Изготавливать
аппликации по образцу из подготовленных элементов (геометрических фигур).
Определять
правило, по которому составлен узор, и продолжать его с использованием вырезанных геометрических фигур 32-33 Знакомство с техникой оригами. Изготовление изделий в технике оригами с использованием базовой заготовки — квадрата 2
Читать
схемы и
изготавливать
изделия в технике оригами
2 класс (34 часа)



Тема

Кол-во

часов

Основные виды деятельности обучающихся

Дата

проведен

ия
1-2 Повторение геометрического материала: отрезок, угол, ломаная, прямоугольник, квадрат. Изготовление изделий в технике оригами – «Воздушный змей» 2 3 Треугольник. Соотношение длин сторон треугольника. Треугольник. Соотношение длин сторон треугольника 1
Определять
, из каких трёх отрезков можно построить треугольник
4-8 Прямоугольник. Практическая работа «Изготовление модели складного метра». Свойство противоположных сторон прямо- угольника. Диагонали прямоугольника и их свойства. Квадрат. Диагонали квадрата и их свойства. Построение прямоугольника на нелинованной бумаге с помощью чертёжного треугольника. 5
Изготавливать
модель складного метра.
Вычерчивать
прямоугольник (квадрат) на клетчатой бумаге.
Строить
прямоугольник на нелинованной бумаге с помощью чертёжного треугольника 9-10 Середина отрезка 1
Находить
середину отрезка с помощью циркуля и неоцифрованной линейки (без измерений) 11 Построение отрезка, равного данному, с помощью циркуля 1
Строить
отрезок, равный данному, с использованием циркуля (без измерения его длины) 12-14 Практические работы: «Изготовление пакета для хранения счётных палочек», «Изготовление подставки для кисточки», «Преобразование фигур по заданному правилу и по воображению» 3
Изготавливать
изделия с использованием заготовок, имеющих форму прямоугольника (квадрата) 15-19 Окружность. Круг. Центр, радиус, диаметр окружности (круга). Построение прямоугольника, вписанного в окружность 5
Чертить
окружность (круг), прямоугольник, вписанный в окружность 20-22 Практические работы: «Изготовление ребристого шара», «Изготовление аппликации „Цыплёнок“» 1
Вырезать
круги и использовать их для изготовления описанного изделия.
Изменять
изготовленное изделие по предложенному условию 23 Деление окружности на 6 равных частей. Вычерчивание «розеток» 1
Делить
окружность на 6 равных частей с использованием циркуля 24-25 Чертёж. Практическая работа «Изготовление закладки для кни- ги» по предложенному чертежу с использованием в качестве эле- ментов прямоугольников, треугольников, кругов. Технологиче- ская карта. Составление плана действий по технологической карте (как вырезать кольцо) 2
Читать
и
использовать
простейший чертёж для изготовления предложенного изделия.
Читать
технологическую карту и выполнять по ней действия 26-27 Чтение чертежа. Соотнесение чертежа с рисунком будущего изделия. Изготовление по чертежу аппликации «Автомобиль». Изготовление чертежа по рисунку изделия 2
Читать
чертёж и изготавливать по чертежу несложные изделия.
Вносить
изменения в изделие по изменениям в чертеже и наоборот.
Выполнять
чертёж по рисунку изделия 28-29 Изготовление по чертежу аппликаций «Трактор с тележкой», «Экскаватор» 2
Дополнять
чертёж недостающим размером 30-31 Оригами. Изготовление изделий «Щенок», «Жук» 2
Изготавливать
по чертежу несложные изделия.
Работать
в паре:
рас-

пределять
обязанности,
обсуждать
результат,
исправлять
допущенные ошибки 32-34 Работа с набором «Конструктор». Детали, правила и приёмы работы с деталями и инструментами набора. Виды соединений. Конструирование различных предметов с использованием 3
Собирать
несложные изделия из деталей набора «Конструктор» по рисункам готовых образцов
деталей набора «Конструктор». Усовершенствование изготовленных изделий 3 класс (34 часа)


Тема занятий

Кол-во

часов

Основные виды деятельности обучающихся
1-2 Повторение геометрического материала: отрезок, ломаная, многоугольник 2 3-6 Треугольник. Виды треугольников по сторонам: разносто- ронний, равнобедренный, равносторонний. Построение тре- угольника по трём сторонам. Виды треугольников по углам: прямоугольный, остроугольный, тупо- угольный. Конструирование моделей различных треугольников 4
Различать
треугольники по сторонам и по углам.
Строить
треугольник по трём сторонам с использованием циркуля и линейки.
Изготавливать
модели треугольников разных видов 7-9 Правильная треугольная пирамида. Изготовление модели пра- вильной треугольной пирамиды сплетением из двух одинаковых полосок, каждая из которых разделена на 4 равносторонних тре- угольника. Изготовление каркасной модели правильной тре- угольной пирамиды из счётных палочек. Вершины, грани и рёбра пирамиды. Изготовление гео- метрической игрушки «Флексагон» (гнущийся многоугольник) на основе полосы из 10 равносторонних треугольников. Пери- метр многоугольника, в том числе прямоугольника (квадрата) 3
Изготавливать
различные модели правильной треугольной пирамиды 10 Периметр многоугольника 1
Вычислять
периметр многоугольника 11-13 Построение прямоугольника на нелинованной бумаге с исполь- зованием свойств его диагоналей. Построение квадрата на нели- нованной бумаге по заданным его диагоналям 3
Строить
прямоугольник на нелинованной бумаге с использованием свойств диагоналей прямоугольника (квадрата) 14-18 Чертёж. Изготовление по чертежам аппликаций «Домик», «Бульдозер». Составление аппликаций различных фигур из раз- личных частей определённым образом разрезанного квадрата. Технологический рисунок 5
Изготавливать
по чертежу различные аппликации 19-20 Изготовление по технологическому рисунку композиции «Яхты в море» 2
Выстраивать
композиции по технологическому рисунку 21-22 Площадь. Единицы площади. Площадь прямоугольника (квад- рата), различных фигур, составленных из прямоугольников и 2
Определять
площадь прямоугольника (квадрата)
квадратов 23-25 Разметка окружности. Деление окружности (круга) на 2, 4, 8 равных частей. Изготовление модели цветка с использованием деления круга на 8 равных частей 3
Делить
окружность (круг) на 2, 4, 8 равных частей 26-27 Деление окружности на 3, 6, 12 равных частей. Изготовление модели часов 2
Делить
окружность (круг) на 3, 6, 12 равных частей 28 Взаимное расположение окружностей на плоскости 1
Чертить
пересекающиеся, непересекающиеся (в том числе концен- трические) окружности 29 Деление отрезка пополам без определения его длины (с исполь- зованием циркуля и линейки без делений) 1
Выполнять
деление отрезка пополам с использованием циркуля и линейки без делений 30 Получение практическим способом треугольника, вписанного в окружность (круг) 1
Строить
практическим способом треугольник, вписанный в круг 31 Изготовление аппликации «Паровоз», геометрической игры «Танграм» и аппликаций фигур из частей игры «Танграм» 1
Изготавливать
аппликации из частей игры «Танграм» 32 Оригами. Изготовление изделия «Лебедь» 1
Работать
в технике оригами 33-34 Техническое конструирование из деталей набора «Конструк- тор». Изготовление по приведённым рисункам моделей «Подъ- ёмный кран» и «Транспортёр» 2
Конструировать
по рисункам модели из деталей набора «Конструк- тор» 4 класс (34 часа)


Тема урока

Кол-во

часов

Основные виды деятельности обучающихся

Дата

проведен

ия
1-5 Прямоугольный параллелепипед. Элементы прямоугольного па- раллелепипеда: грани, рёбра, вершины. Развёртка прямоугольно- го параллелепипеда. Изготовление модели прямоугольного парал- лелепипеда из развёртки и каркасной модели из кусков проволоки 5
Изготавливать
модели прямоугольных параллелепипедов с использованием развёрток и каркасной модели из кусков проволоки
6-9 Куб. Элементы куба: грани, рёбра, вершины. Развёртка куба. Изготовление моделей куба с использованием развёртки и каркасной модели из счётных палочек. Изготовление модели куба из трёх одинаковых полосок, каждая из которых разделена на 5 равных квадратов 4
Изготавливать
модели куба с использованием развёрток и каркасной модели из счётных палочек 10 Практическая работа «Изготовление модели платяного шкафа» по приведённому чертежу 1
Изготавливать
по чертежу модели объектов 11-15 Изображение прямоугольного параллелепипеда на чертеже в трёх проекциях. Чтение чертежа прямоугольного параллелепипеда в трёх проекциях, соотнесение чертежа и рисунка прямоугольного параллелепипеда 5
Читать
чертёж прямоугольного параллелепипеда, заданный в трёх проекциях 16-18
Читать
чертёж прямоугольного параллелепипеда, заданный в трёх проекциях 2
Читать
чертёж куба, заданный в трёх проекциях. 19 Практическая работа «Изготовление по чертежу модели гаража», имеющего форму прямоугольного параллелепипеда 1
Изготавливать
по чертежу модели объектов 20-27 Осевая симметрия. Выделение фигур, имеющих и не имеющих оси симметрии. Повторение геометрического материала 8
Проводить
практическими и графическими способами оси симметрии в фигурах 28 Представление о цилиндре. Соотнесение цилиндра и предметов окружающей действительности, имеющих форму цилиндра. Изготовление модели цилиндра 1
Находить
в окружающей действительности предметы цилиндрической формы 29 Изготовление по чертежу подставки под карандаши, имеющей форму цилиндра 1
Изготавливать
по чертежу модели объектов, имеющих цилиндрическую форму 30 Знакомство с шаром и сферой 1 31 Практическая работа «Изготовление модели асфальтового катка» 1 32 Изготовление набора «Монгольская игра» 1 33 Оригами — «Лиса и журавль» 1
Работать
в группе: распределение объектов для изготовления, составления композиции 34 Знакомство со столбчатыми диаграммами. Чтение и построение столбчатых диаграмм 1
Читать
и
строить
столбчатые диаграммы