"Как помочь зимой птицам"

Автор: Карпова Галина Васильевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ "Городищенская ООШ"
Населённый пункт: город Исилькуль, Омская область
Наименование материала: методическая разработка урока по окружающему миру 1 класс
Тема: "Как помочь зимой птицам"
Дата публикации: 11.02.2016







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации

Урок окружающего мира в 1 классе. Тема: «Как помочь зимой птицам» УМК «Школа России» Автор учебника: Плешаков А. А. «Окружающий мир» 1класс 1 часть. Москва «Просвещение» 2011 год. Раздел «Как, откуда и куда» Оборудование:  Презентация «Птицы зимой»  Учебник  Тетрадь на печатной основе  Ноутбук  Атлас – определитель (автор Плешаков А.А.)  Напечатанные слова – названия птиц  Пустые коробки из - под молока  Ножницы  Нитки Тип урока по целеполаганию: открытие новых знаний на основе жизненного опыта Цель урока: раскрыть необходимость оказания помощи зимующим птицам Задачи урока, направленные на формирование универсальных учебных знаний: Личностные УУД: - формирование у детей интереса к изучению родной природы; - понимать важность заботы о зимующих птицах; - повышение уровня мотивации учебной деятельности; Предметные результаты: 1) Различать по внешним признакам птиц, зимующих в наших краях; 2) Уметь правильно подбирать корм для птиц; 3) Уметь изготовить простейшую кормушку; 4) Знать правила подкормки птиц; Метапредметные результаты: Познавательные УУД: 1) Перерабатывать полученную информацию из учебных пособий, жизненного опыта и новых знаний на уроке; 2) Наблюдать и делать выводы; 3) Знать и распознавать на наглядных образцах названия птиц; 4) Работать со справочной литературой и находить нужные сведения о зимующих птицах; Коммуникативные УУД; - участвовать в диалоге по теме ( учитель-ученик, ученик-ученик.); - приводить свои примеры из жизненных ситуаций; Регулятивные УУД; - определять и формировать цель своей деятельности на каждом этапе урока; - проговаривать в логической последовательности свои действия; - Учиться делать самооценку своей подготовки к уроку. Ход урока 1 Организационный момент Цель: подготовка учащихся к предстоящей деятельности Уч-ль Какова ваша самооценка к подготовки на урок? Уч-ник С помощи керточек «Светофор» анализируют свою готовность к уроку. Уч-ль Женя, почему ты, поднял синюю карточку?
Уч-ник У меня нет карандаша. Уч-ль Юля, почему ты, подняла жёлтую карточку? Уч-ник Я забыла ножницы. Учитель раздал детям нужные предметы. Уч-ль Молодцы, теперь все готовы к уроку. Дети подняли все зелёные карточки. 2. Актуализация знаний. Примечание: предварительно перед данным уроком дети ходили вместе с учителем на экскурсию в зимнюю природу. Наблюдали изменения в живой и неживой природе зимой, сравнивали объекты наблюдения, видели птиц, прыгающих птиц у школьной кормушки. Оказалось, что не всех птиц дети смогли опознать сразу. Учитель. Дети -Каких птиц мы встретили - Синицы, воробьи, голуби, сороки. во время экскурсии? - Кто из пернатых друзей прилетают в основном - Синички, воробьи. на нашу школьную кормушку? - Каких птиц ещё вы встречали на своих - Иногда прилетали снегири. кормушках дома? - Не было ли среди птиц каких – то - Дикий голубь, дятел, свирис- необычных? тель. В ходе диалога с учащимися – названия птиц вывешиваются на доске в виде напечатанных слов. (синица, снегирь, воробьи, дикие голуби, дятел, свиристел, поползень) 3 Постановка учебной задачи. Слайд 1. «Помоги птицам зимой Учитель Дети -Зачитаем стихотворение и попробуем - Как зимой помочь птицам. сформулировать тему урока? - Какую цель поставим для себя? - Различать по названию и по внешнему виду зимующих птиц. - Знать, чем можно подкармливать птиц. - И ещё мы научимся делать простейшую кормушку. 4 Открытие новых знаний. Работа в парах. Дети выбирают карточку с названием птиц, Которые зимуют в Исилькульском районе. Учитель Дети - Проведём исследовательскую работу. Из дополнительной литературы Найдём краткое описание внешнего дети выбирают краткий материал, вида выбранной птицы по плану. мини-сообщение о птицах.
На доске вывешивается план сообщения. Литература: 1 Название птицы. 2. Внешний вид. Атлас-определитель, раздел 3. Особые повадки. «Птицы». 4. Где обитает. (еловые леса, сосновая чаща, «Зелёные страници» Плешаков А. бор, вблизи жилья) 5 Чем питается. 6 Как можно помочь птицам. Учитель выступает в роли консультанта, сообщение сопровождается слайдом. ДЕТИ Слайд 2 Воробей. Слайд 3 Синица Слайд 4 Дятел Слайд 5 Поползень Слайд 6 Снегирь Слайд 7 Свирестель. В результате исследовательско – поисковой работы дети познакомились с некоторыми зимующими птицами нашей местности. Физминутка Учитель называет птиц, если птица перелётная – ученики хлопают в ладоши, если птица зимующая – ученики приседают. 5 Работа по учебнику. Учитель Дети -Рассмотрим рисунки в учебнике на с. 74, Ответы детей. прочитаем названия птиц и назовём отличительные признаки каждой птицы? 2.- Отгадайте загадку? Избушка новая Для всех столовая - Кормушка Зовёт обедать Крошек отведать. Учитель показывает простейшую кормушку. - Зимой птица холодно и голод - Рассмотрим кормушки в учебнике но и голодно, поэтому им надо - Для чего птица зимой нужны кормушки? помочь. - Что же можем положить в эту кормушку? Учитель предлагает рассмотреть разные виды корма на столе: семена подсолнечника, семена тыквы, сухарики, конфеты (мелкие), кусочки сала, пшено, ягоды рябины. Дети подходят и выбирают корм и кладут в кормушку. -На с. 75 учебника проверим Дети самостоятельно выбранные вами варианты? рассматривают, зачитывают про себя , делают вывод.
Слайд 8 Учитель Дети - Сделаем вывод? - Семена подсолнечника, тыквы лучше давать раздавленными, крошки хлеба лучше давать от серого хлеба, кусочки сала свежие. 3 Работа в рабочих тетрадях. - №1 с.53 выполним задание Дети соединяют линиями рисунки С их названиями. -Задание №2 Что нужно сделать? Раскрасить птиц, закрасить кружки возле тех птиц, которых доводилось видеть в природе. (Дети выполняют самостоя- тельно) Выполним задание №3 Дети работают в парах Изготовим простейшую кормушку самостоятельно. по схеме – инструкции в рабочих тетрадях. Презентация кормушек. - Что необходимо сделать помимо - Приготовить корм и не кормушки, чтобы помочь перезимовать забывать класть его в птицам? кормушку. 4 Тест. Дети выполняют самостоятельно. 1. Почему птицы осенью улетают на юг? 1) становится холодно 2) земля покрывается снегом 3) нет корма 4) дни становятся короче 2. Почему снегири прилетают на кормушки к нам зимой? 1) они питаются ягодами 2) они любят снег 3) на севере холодно 4) они выводят у нас птенцов 3. Какие птицы ждут у кормушки кусочки сала?
1) снегири 2) вороны 3) синицы 4)воробьи 4. Какой корм могут найти птицы зимой в природе? 1) ягоды рябины 2) семена клёна 3) хлебные крошки 4) желуди 5. Как помочь зимой птицам 1) развести костёр 2) сделать кормушку 3) устроить тёплое жильё 4) расчистить землю от снега Тесты выполнили и отложили на край парты. 5. Рефлексия - Оценим свои достижения с помощью смайликов Дети показывают смайлики и объясняют свой выбор. - Молодцы, каждый оценил свою работу правильно. 6. Итог урока. Учитель. Дети - Какие учебные задачи мы ставили в начале урока? Ответы детей. - Вспомните, что вы узнали и чему Научились на уроке? Слайд 9 - Прочтите стихотворение и подумайте, Справились ли мы с поставленной Ответы детей. задачей? - Кормушки, которые вы изготовили на уроке, надо вместе с взрослыми повесить на деревья и всю зиму добавлять в них корм. Литература: Максимова Т. Н. Окружающий мир 1 класс Поурочные разработки. Учебник «Окружающий мир» 1 класс 1часть А. А. Плешаков.