Автор: Закиева Венера Мирфаязовна Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ "СОШ № 3"
Населённый пункт: г.Альметьевск, Республика Татарстан
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Классный час "Мы вместе!"
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №3» г. Алметьевск РТ
Мероприятие «Мы вместе»
Провела учитель
начальных классов
Закиева Венера Мирфаязовна
февраль,2016год
Тема: Мы вместе!
Цель: Воспитание подрастающего поколения в духе гражданской
солидарности и толерантности.
Задачи:
формировать толерантное и уважительное отношение к личности;
учить находить компромисс в решении конфликтных ситуаций;
развивать навыки разрешения конфликтов;
стимулировать воображение участников в поисках собственного понимания
толерантности.
Ожидаемые результаты:
метапредметные:
1.
Оптимизация межличностного общения учащихся.
2.
Осознание учащимися значимости каждой личности и его роли в
социуме.
предметные:
1.
Познакомить учащихся с понятием «толерантность».
2.
Умение находить компромисс в решении конфликтных ситуаций;
3.
Воспитывать уважительное отношение к окружающим.
личностные :
1.
Активизация личностной позиции и взгляда учащегося на
рассматриваемую на занятии проблему.
2.
Актуализация и коррекция нравственных и этических установок
школьников.
3.
Учить анализировать себя и свои поступки.
коммуникативные:
1.
Формирование умения аргументировать, высказывать собственное
мнение, отстаивать свою позицию.
2.
Учиться работать в группах.
Оборудование: мультимедийное оборудование,
презентация «Мы вместе»,
карточки – задания, класс разделен на 4 рабочие группы.
Ход мероприятия.
1.
Организация начала мероприятия..
Учитель: Ребята, сегодня мы с вами поговорим об очень важном и нужном
качестве, которое есть в каждом человеке. Без него на земле было бы, пожалуй, не
так ярко, тепло. Послушайте, пожалуйста, стихотворение.
Чтение стихотворения заранее подготовленным ребенком.
Л. Татьяничева
Не для себя деревья плодоносят,
И реки чистых вод своих не пьют,
Не просят хлеба для себя колосья,
Дома не для себя хранят уют.
Себя мы с ними сравнивать не будем,
Но каждый знает, эту жизнь, любя,
Что чем щедрее отдаешь ты людям,
Тем радостней живешь и для себя.
- Вдумайтесь в смысл этого стихотворения, о чем оно?
( Человек пришел в этот мир для того, чтобы жить с другими людьми в согласии,
оказывать им поддержку, не прося ничего взамен. И каждый хороший поступок,
доброе дело, совершенное для других, приносит радость и людям, и тебе самому)
Учитель: - Наше мероприятие называется «Мы вместе!». (Слайд 1.) Пройдет он под
девизом «Мы разные, но мы вместе!» (Слайд 2 ) И эпиграфом к нему будут такие
слова английского писателя Бернарда Шоу: « Теперь, когда мы умеем летать по
небу, как птицы, плавать по воде, как рыбы, нам осталось только одно: научиться
жить на земле, как люди». Слайд 3.
- Как вы понимаете значение данного высказывания?
(Часто люди негативно относятся к другим, которые не такие как он. Проявляет
злость по отношению к слабым, беспомощным, больным и др. То есть не может
быть терпеливым и внимательным).
Учитель: Правильно. Мы сегодня поговорим о бережном, добром отношении людей
друг к другу. И будем выполнять различные задания, которые помогут нам понять
смысл слов: терпение и уважение, взаимопомощь и дружеское отношение друг к
другу.
Первое задание: Из букв необходимо собрать слово. Будьте внимательны, не
должно остаться ни одной лишней буквы. (у каждой группы свои разрезные буквы)
-Какое слово у вас получилось?
-ТОЛЕРАНТНОСТЬ. (Слайд 4)
Может быть, оно кому-то пока незнакомо, но в современном мире, где вам
предстоит жить, вы не раз услышите его. И наверняка, почувствуете себя неловко,
если не будете знать смысла этого слова.
- Где можно точнее узнать, что оно обозначает? ( В словаре, интернете).
(Чтение значения слова ученицей)
-Толерантность- имеет латинское происхождение и означает терпение, терпимость.
- Толерантность просто необходима! Каждый человек это отдельный мир, со своими
эмоциями и чувствами, взлетами и падениями. Было бы очень здорово, если бы все
люди относились друг к другу терпимее, не наносили боль и вред другим.
- А знаете ребята, чтобы люди всегда помнили об этих словах и совершали хорошие
поступки во многих странах мира 16 ноября отмечают Международный день
Толерантности. (Слайд 5)
Второе задание . Работа в группах
-С помощью таблицы определите качества, которыми вы должны обладать, а
качества, которые мешают жить в мире и согласии друг с другом, зачеркните
.
УМНЫЙ
ГЛУПЫЙ
ЗЛОЙ
ТЕРПЕЛИВЫЙ
СМЕЛЫЙ
ВЕСЕЛЫЙ
ВЕРНЫЙ
ОТЗЫВЧИВЫЙ
ГРУБЫЙ
ДОБРЫЙ
НЕЧЕСТНЫЙ
РЕШИТЕЛЬНЫЙ
-Каким словом можно заменить все эти качества? (толерантность).
Третье задание. Игра «Какие мы…»
-А теперь давайте обратимся к нашему девизу. Ребята, а как вы его понимаете :
«Мы разные, но мы вместе»? (Ответы учащихся)
- Наш класс – это тоже маленькая дружная семья. А вот какая она, чем увлекаются
ребята, мы сейчас узнаем из игры «Какие мы…».
Итак,
- поднимите руки, кто любит играть в футбол;
- встаньте те, у кого светлые волосы;
- а теперь встаньте те, у кого тёмные волосы;
- похлопайте те, кто любит рисовать;
- потопайте ножками те, у кого карие глаза;
- скажите «у-у-у» те, у кого много друзей;
- покачайте головой те, кто любит животных;
- помашите руками те, у кого сегодня хорошее настроение.
Учитель. - Подумайте и скажите: «Какие все мы?». (ответы детей)
-Мы все разные, но все-таки мы - вместе! (Слайд 6)
- Мы ходим с вами в одну школу, учимся в одном классе, отмечаем вместе
праздники, любим конфеты. Если люди будут дружные, будут совершать добрые
поступки, тогда не будет раздора в семьях, а в стране не будет войны.
- Человек должен жить в добре. Эта сфера добра в значительной степени
создается им самим из его добрых дел, добрых чувств, воздействий на
окружающую среду, памяти на добро.
Четвёртое задание. Тестирование (практическая работа)
Быть толерантным – означает уважать других, невзирая на различия. Это означает
быть внимательным к другим и обращать внимание на то, что нас сближает.
Давайте попробуем проверить себя, с помощью теста.
Вам предложены несколько вопросов, Вам нужно выбрать только один,
совпадающий с вашим мнением. Затем мы подсчитаем количество баллов,
полученных за ответы, и выясним уровень вашей толерантности.
1. Саша плохо одет...
А). Это неважно – 3б
Б). Ты подсмеиваешься над ним- 0б
2. Пожилая женщина медленно идет.
А). Ты отталкиваешь ее, чтобы обогнать- 0б
Б). Ты помогаешь ей и придерживаешь дверь – 3б
3. На твоих глазах на кого-то нападают...
А). Ты пытаешься защитить его- 3б
Б). Ты делаешь вид, что ничего не замечаешь -0б
4. Цвет кожи у Джо отличается от твоего...
А). Ты стремишься лучше узнать его -3 б
б). Ты говоришь: "Все люди твоего цвета кожи –для меня не существуют". – 0 б
5. К тебе подходит ребенок-инвалид...
А). Ты естественным образом разговариваешь с ним. – 3б
Б).Ты отходишь от него и не знаешь, что сказать. – 0б
– Если вы набрали 12 балов. Поздравляю, вы проявляете большую
толерантность. Прекрасно! Вы уверены в себе, можете выразить свое мнение. И
вы понимаете, что ваша свобода заканчивается там, где начинается свобода
других.
Если вы набрали 6 баллов, вы не очень толерантен. Вы недостаточно уверены в
себе для того, чтобы делиться и выражать свое мнение.
Если вы набрали 3 балла и менее: Вы совсем не толерантны! Если вы
попытаетесь лучше понять себя, какой вы есть, то можете стать более
счастливым!
Пятое задание Работа в группах.
Учитель: Толерантным быть нелегко, но этому можно и нужно учиться.
Сегодня мы с вами проведем занятие «Учимся быть толерантными».
Давайте поучимся проявлять толерантность в разных ситуациях.
Каждая группа получает задание с описанием ситуации. Вам нужно
посоветоваться, постараться услышать каждого и высказать общее решение, как
вести себя в различных случаях.
1 ситуация.
На перемене Петя и Коля играли в догонялки, а Катя у окна читала книгу.
Вдруг мальчики, пробегая мимо, толкнули девочку. Катя упала и, сильно
ударившись, заплакала.
-Чего тут стоишь на дороге? - возмущенно сказал Петя!
- Сама виновата! Рева! – поддакнул своему другу Коля. – Попробуй только
учительнице пожалуйся. – И показал ей кулак.
Подумайте:
1. Как вы оцениваете поступок мальчиков? Толерантно ли они вели себя по
отношению к Кате? Хотели бы вы оказаться на месте Кати?
2. Как, по вашему мнению, должны были поступить мальчики?
2 ситуация.
На перемене в классе ребята показывали друг к другу свои мобильные
телефоны!
-Смотрите, какой у меня крутой телефон, - хвастался Генка. – Мне папа вчера
купил!
-У меня не хуже твоего, между прочим, - сказала Таня.
-А у меня зато самый большой!- закричал Олег.
-А у меня самый дорогой, - радостно сообщил Сережа.
Тут все посмотрели на Колю, который сидел за партой с опущенной головой.
Ему нечем было похвастаться, так как их семья не могла позволить себе купить
ему дорогой телефон.
- Колян, - а ты чего не хвастаешься, - закричал ему Генка. – У тебя –то телефон
вообще крутой! Из прошлого века!
И все засмеялись!
Подумайте:
1. Одобряете ли вы поступки ребят? Почему? Толерантно ли они себя вели по
отношению к своему однокласснику? Хотели бы вы оказаться на месте Коли?
Почему?
2. Что бы вы посоветовали ребятам?
3 ситуация.
Петя в классе был самым слабым учеником, все школьные предметы давались
ему очень сложно. Но он старался.
На перемене Ваня, пробегая мимо парты Пети, ловко схватил его дневник,
открыл и начал на весь класс комментировать отметки:
- Посмотрите-ка, как учится наш «отличник»! По русскому два, по математике
2, по технологии два! – ехидничал Ваня.
- О, смотрите, а по физкультуре «трояк»- заглядывая в дневник, сказала Лера.
- Видать, учитель перепутал двойку с тройкой.
-Отдайте дневник, - обиженно сказал Петя.
-Сейчас! – засмеялся Ваня и перебросил дневник Вадику, который сидел через
ряд.
-Как вам не стыдно, - сказала Марина, забирая дневник у Вадика. –На свои
оценки посмотрите. Сами-то лучше?
Подумайте:
1. На чьей вы стороне: на стороне Марины или остальных одноклассников?
Почему? Толерантно ли они себя вели? Хотели бы вы оказаться на месте Пети?
2.Какой совет вы могли бы дать ребятам?
4 ситуация.
В классе появился новенький мальчик. Его звали Никита. Он был очень
маленького роста, да к тому, же еще и заикался от волнения.
-Привет, коротышка, приветствовали его мальчишки, встречая у школы.- Что –
то ты совсем не подрос со вчерашнего дня.
Никита, ничего не отвечая, проходил мимо.
- Ишь, какой, не слышит, - больше всех позировал Степка. – Эй, коротышка, мы
к тебе обращаемся!
–Ко-ко-который час? – Дразнили мальчишки его вдогонку и громко смеялись.
Подумайте:
1.Как вы оцениваете поведение мальчиков? Согласны ли вы с тем, что они
ведут себя не толерантно по отношению к однокласснику? Хотелось бы вам
оказаться на месте Никиты?
2.Что бы вы посоветовали мальчишкам ?
Дети обсуждают в группах ситуации, выбирают представителя (с помощью
учителя) и высказывают общее решение группы.
Шестое задание: Цветок толерантности.
- Я вам принесла необычные цветы. Называются цветы толерантности. Помогите
мне его собрать? (Раздаю карточки по группам со словами – сострадание,
милосердие, доброта, злость, грубость, драка, сотрудничество, уважение, терпимость,
а они выбирают те слова, которые подходят к цветку, и откладывают в сторону те,
которые лишние. Дети приклеивают к лепесткам таблички с толерантными словами, в
серединке цветка уже написано слово толерантность.)
- Что общего в этих словах? (они толерантны).
- А оставшиеся слова, почему не подходят? (эти слова не толерантные). (
Далее
вывешивают на доску цветы толерантности по одному представителю от каждой
команды помогают у доски)
- Наши цветы такие красивые и разноцветные.
Посмотрите, какую красивую картину толерантности, мы с вами изобразили
(Слайд 7)
Толерантность – это терпимость
Толерантность – это доброта души
Толерантность – это милосердие
Толерантность – это сострадание
Толерантность – это уважение
Толерантность – это дружба
Толерантность – путь к миру и согласию
Подведение итогов.
Учитель: - В конце мне хочется сказать, что класс – это маленькая семья. И
хочется, чтобы в этой семье всегда царили доброта, уважение, взаимопонимание и
не было ссор.
(Слайд 8)
Я надеюсь, что мы с вами будем толерантными людьми. Оттого, какими мы будем–
зависит, каким будет мир вокруг нас и только в наших руках сделать этот мир
лучше.