Напоминание

"Я вижу тебя, мой далёкий Ямал"

Автор: Исланова Эльвира Витальевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "Крепыш"
Населённый пункт: г. Ноябрьск ЯНАО
Наименование материала: Проект по патриотическому воспитанию для детей старшего дошкольного возраста.
Тема: "Я вижу тебя, мой далёкий Ямал"







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации


МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «КРЕПЫШ»

МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОД НОЯБРЬСК

(МБДОУ «Крепыш»)

ОКПО 44703441, ОГРН 1028900710849, ИНН/КПП 8905026465/890501001

Проспект Мира, дом 65а, город Ноябрьск, ЯНАО, Россия, 629800

тел.(3496) 42-47-99, 42-48-25 Email:

krepysh07@inbox.

ru

Проект по патриотическому воспитанию детей

дошкольного возраста

«

Я вижу тебя, мой далёкий Ямал

»
Соствитель: Исланова Э.В
. Где б я ни бодрствовал, где бы ни спал, Я вижу тебя, мой далёкий Ямал. Я вижу тебя наяву и во сне. Дыхание твоё пламенеет во мне. Строкою и песней к тебе я спешу. Я имя твоё в своём сердце ношу. Леонид Лапцуй, ненецкий поэт. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА В дошкольном возрасте начинает формироваться чувство патриотизма: любовь и привязанность к Родине, преданность ей, ответственность за нее, желание трудится на ее благо, беречь и умножать богатство. Патриотическое воспитание дошкольников включает в себя передачу им знаний и организацию доступной деятельности. Базовым этапом формирования у детей любви к Родине следует считать накопление ими социального опыта жизни в своем городе (селе, поселке). Усвоение принятых в нем норм поведения, взаимоотношений, приобщение к миру его культуры. Любовь к Отчизне начинается с любви к своей малой родине - месту, где родился человек. В этой связи, как нам представляется, огромное значение имеет ознакомление дошкольников с историческим, культурным, национальным, географическим, природно-экологическим своеобразием родного региона. Краеведческий подход в образовании дошкольников дает возможность гуманизировать воспитательный процесс, выбрать образовательный маршрут для воспитанников не только в информационно-просветительском, но и в эмоциональном плане. Знакомясь с родным городом, его достопримечательностями, ребенок учится осознавать себя живучим в определенный временной период, в определенных этнокультурных условиях и в то же время приобщаться к богатствам национальной и мировой культуры. Центральным звеном социализации - «процесса развития человека во взаимодействии с окружающим миром» - является гуманистическое воспитание ребенка с опорой на общечеловеческие ценности, на любовь к родителям, семье, месту, где он вырос, и, безусловно, к Родине. Накапливаемый при этом опыт касается как позиции и преобразования той или иной области действительности, так и отношения к ним , что соответствует одному из принципов личностно- ориентированной В этой связи успешность развития дошкольников при знакомстве с родным городом станет возможным только при условии их активного взаимодействия с окружающим миром эмоционально-практическим путем, т.е. через игру, предметную деятельность, общение, труд, обучение, разные виды деятельности, свойственные дошкольному возрасту. И нам захотелось помочь детям узнать, чем красив, богат край, который носит такое гордое имя, сформировать у детей крупинки уважительного отношения к людям труда; к истории, культуре, обычаем и традициям родного края.
ЦЕЛЬ ПРОЕКТА: Воспитывать патриотические чувства, гордости за место, где они живут, за «малую» Родину ОСНОВНЫЕ ЗАДАЧИ: - Формировать любовь к родному городу и интерес к прошлому и настоящему родного края. - Развивать эмоционально- ценностное отношение к семье, дому, улице, краю, стране. - Воспитывать чувства гордости за своих земляков, ответственности за все, что происходит в городе, сопричастности к этому. - Развивать бережное отношение к городу (достопримечательностям, культуре, природе). - Формировать умение ориентироваться в ближнем природном и культурном окружении и отражать это в своей деятельности. - Зажечь любовь и интерес к жизни народа в разные исторические эпохи, к его культуре, к родному краю. - Показать самобытность русского народа, проявляющееся в творчестве народных умельцев, в устном народном творчестве. - Воспитывать уважительное отношение к местному фольклору, «традициям» родного края. - Создавать эмоциональное настроение, оставить яркие впечатления от рассказов и бесед, экскурсий и прогулок. - Формировать творческое воображение через поэзию и восприятие картин местных писателей и художников. Условия реализации проекта Ознакомление дошкольников с родным городом должно естественно «входить» в целостный образовательный процесс, выстраиваемый на основе определения доминирующих целей базовой программы, решаемых на фоне краеведческого материала. Введение краеведческого материала в работу с детьми с учетом принципа постепенного перехода от более близкого ребенку личностно-значимого, к менее близкому- культурно- историческим фактам. Формирование личного отношения к фактам, событиям, явлениям в жизни города, создание условий для активного приобщения детей к социальной действительности, повышение личностной значимости для них того, что происходит вокруг. Развитие музейной педагогики дающий возможность наладить диалог ребенка с культурным наследием прошлого и настоящего. Осуществление деятельностного подхода в приобщении детей к истории, культуре, природе родного города, т.е. выбор ими самими той деятельности, в которой они хотели бы передать свои чувства, представления об увиденном и услышанном (творческая игра, составление рассказов, изготовление поделок, сочинение загадок, аппликация, лепка, рисование, деятельность по благоустройству города, охране природы и т.д.) Привлечение детей к участию в городских праздниках с тем, чтобы они имели возможность окунуться в атмосферу общей радости и веселья (масленица, пасха, и др.). Познакомиться с жителями города - носителями социокультурных традиции в области ремесел, песен, танцев и т.п. Создание такой развивающей в группе и ДОУ, которая способствовала бы развитию личности ребенка на основе народной культуры с опорой на краеведческий материал (мини-музея русского быта, предметы декоративно-прикладного искусства, фольклор, музыка и др.) Организация работы с родителями под девизом: их знания и любовь к Куртамышу должны передаваться детям.
ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН РАБОТЫ СО СТАРШИМИ ДОШКОЛЬНИКАМИ I раздел «Город, что сердцу дорог» Старшая группа 5-6 лет Подготовительная группа 6-7 лет § Посещение краеведческого музея. § Улицы города: название и расположение. § Места отдыха горожан. § Рассматривание альбома «наша малая Родина г. Ноябрьск» § Посещение библиотеки «На Крайнем Севере пролегла сторона родная» § Беседа: «Где работают родители» § Экскурсия на почту, магазин, в школу. § Рассказ-беседа «Романтика обычной профессии» (с приглашением родителей) § Создание альбома о профессиях на Ямале § Создание в группе уголка «Ненецкое жилье – чум» § Рассматривание карты г. Ноябрьск § Экскурсия по улице Ленина § Посещение библиотеки «Исторический калейдоскоп» § Экскурсия в Ресурсный центр.. § Занятия из цикла «Путешествие в Ноябрьск» § Занятия «История нашего города» § Знакомство с гербом и гимном нашего города. § Создание и рассматривание альбома «Страницы прошлого» § Создание альбома «Достопримечательности города» § Фотовыставка «Наш город сегодня» § Выставка детских работ «Мой любимый город» § Создание в группе мини–музея. II раздел «Природа ЯНАО» Старшая группа 5-6 лет Подготовительная группа 6-7 лет § Целевая прогулка в Детский парк § Беседа о жизни животных и птиц в лесу (лиса, волк, заяц, лось, кабан) § Посещение краеведческого музея. § Праздник осени § Познавательная беседа «Как зимуют в лесу: лось. Медведь, кабан» § Экскурсия в зимний лес § Рассматривание иллюстраций о зиме. § Беседа «Помощь зимующим птицам», изготовление кормушек. § Беседа «Жизнь животных и птиц весной. § Беседа «Первоцветы ЯНАО» § Беседа «Мы грибочки соберем» § Беседа «По тропинке мы пойдем» § Рассказ–беседа «Лекарственные растения ЯНАО» § Целевая прогулка «Сравнение лиственных и хвойных деревьев» . По тропинке мы пойдем. 217. Заяц в гости пригласил. § Обобщающая экскурсия в Детский парк. § Сравнительная беседа о подготовке зиме домашних и диких животных § Беседа «Как зимуют в лесу: куропатка, песец, рысь. § Составление зимних коллажей. § Сравнительная экскурсия в лес разную погоду (метель, мороз, оттепель, снегопад). § Рассматривание пейзажей местных художников. § Подкармливание птиц на территории детского сада. § Беседа «Хоровод осенних цветов» § Экскурсия в лес , парк при разных погодных условиях. § Беседа «.Олени – северные животные. П./и «Оленьи упряжки § Занятия «Лес - многоэтажный дом». § Беседа «Опасные двойники (полезные и вредные ягоды и грибы) III раздел «Культурное наследие ЯНАО»
Старшая группа 5-6 лет Подготовительная группа 6-7 лет § .Знакомство с ненецкой народной сказкой «Ягода – голубика». 2.«Ягода голубика» - сказка на фланелеграфе. 3.Знакомство с ненецкой народной сказкой «Кукушка». 4 Экскурсия в библиотеку § Знакомство с творчеством местных художников (занятия в музее) § Встречи с интересными людьми (работники библиотеки, местные художники). . Знакомство со сказкой «Айога» 5.Лось. («Человек, который хотел легко жить») § Просмотры диафильмов, видеофильмов. § Рассказ о художниках ЯНАО § Посещение выставок местных художников в музее. § знакомство с творчеством ямальского поэта Леонидом Лапцуй § Встречи с увлеченным человеком. § Знакомство с пейзажами.ЯНАО IV раздел «Народное декоративное искусство» Старшая группа 5-6 лет Подготовительная группа 6-7 лет § Знакомство ненецкими игрушкой § Знакомство с ненецкой росписью. § Знакомство с украшениями народного ненецкого костюма (мужской и женский) § Посещение выставок декоративно- прикладного искусства в музее. § Встречи с интересными людьми. § Кружковая работа. § Знакомство с ненецким орнаментом § Посещение выставок декоративно- прикладного искусства в музее. § Выставка народно-прикладного искусства детей и родителей. § Встречи с интересными людьми. § Прекрасное - своими руками (кружковая работа). V раздел «Фольклор народов Севера» Старшая группа 5-6 лет Подготовительная группа 6-7 лет § Знакомство с русскими народными инструментами. § Знакомство с ненецкими народными песнями. § Игротека «Игры народов Севера» (с приглашением родителей). § Фольклорный праздник «Посиделки» § Знакомство с культурными традициями «Масленица», «Рождество». § Праздник «День птиц». § Развлечение «На лесной полянке». § Разучивание хороводов, народных песен. § Встречи с увлеченными людьми. § Знакомство с народным ненецким фольклором: загадки, потешки, заклички, считалки, пословицы, ненецкие песни и хороводы. § Традиционная кухня народов Серева. § Рождественские гадания. § Развлечения «Святки», «Масленица», «Троица». § Праздник «Русской березки».. § Разучивание с детьми хороводов, народных песен. ПЛАН РАБОТЫ С РОДИТЕЛЯМИ
1. Работа клуба для бабушек «У самовара» 2. Консультация для родителей «О художниках Курганской области» «Промыслы Зауралья» «Знаменитые люди г. Ноябрьска» 3. Семейная гостиная «Мой светлый город Ноябрьск». 4. Выпуск газеты для семейного чтения. 5. Совместные праздники и развлечения. 6. Участие родителей в организации и проведении экскурсий в музей, детскую художественную школу, в лес.. 7. Посещение городских праздников: Новый год, Масленица, и др., участие в народных гуляниях. 8. Сбор краеведческого материала с участием родителей. 9. Помощь в создании уголка «Ненецкое жилье – чум»» в ДОУ, мини-музея. 10. Привлечение родителей к оформлению наглядного материала. 11. Организация встреч с интересными людьми. 12. Помощь в оформлении альбомов «Страницы истории», «Все работы хороши» 13. Рассказ-беседа «Романтика обычной профессии» 14. Выставка семейных реликвий». 15. Проведение игротек «Игры народов Севера», «Народные игры». 16. Папка-раскладушка «Прогулки по городу». 17. Выставки народно-прикладного искусства детей и родителей. 18. Познавательная игра совместно с родителями «Что? Где? Когда?». 19. Совместные проекты «Традиции семьи». ПЛАН РАБОТЫ С ПЕДАГОГАМИ 1. Консультации «Страницы истории», «Памятные места на карте Куртамыша» 2. Совместная работа по проекту, участие воспитателей в составлении перспективных планов, разработка конспектов. 3. Лекции для воспитателей «Художники ЯНАО» «Писатели – наши земляки». 4. Встречи с работниками библиотеки и музея. 5. Сбор краеведческого материала. 6. Организация фотовыставки «Наш город». 7. Проведение развлечений, праздников. 8. Проведение открытых мероприятий. 9. Семинары для воспитателей. 11. Проведение с детьми кружковой работы. ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ 1. Дети имеют представления о городе, в котором они живут. Знают, что их малая родина, испытывают чувство гордости за свой край. 2. Знают историю возникновения родного города, его достопримечательности. 3. Имеют представления об исторических памятниках. 4. Проявление интереса к родному краю, который находит отражение в детских рисунках, рассказах. 5. Дети знают культуру, обычаи и традиции родного края; Дети могут назвать имена местных писателей, художников и их произведения. 6. Дети знают праздники и традиции, которые отмечаются в городе и семье. 7. Дети могут назвать ремесла, которыми владели наши предки и народных умельцев наших дней. 8. Дети знают традиции, игры народов Севера, забавы, песни.
ЛИТЕРАТУРА
1.

Методическая литература:
 Няруй В.Н., Сэрпиво В.М «Ненцы уроки предков» научно-методическое пособие для педагогов и родителей. ООО «Миралл» Санкт-Петербург 2005г.
2.

Научно популярная литература для воспитателей:
 Барков А. «Кто на Севере живет».  М.Болобан. «Ознакомление дошкольников с традициями народов Севера». Ж. « Дошкольное воспитание» №12, 1989г.  Елкина Н.В, Тарабарина Т.И. 1000 загадок. Популярное пособие для родителей и педагогов.– Ярославль: «Академия развития», «Академия К0», 1999.  Костюченов В.Н. «В мире целебных растений» - Смоленское обл. книжное издательство «Смядынь», 1995.  Комитет по культуре Администрации Пуровского района ЯНАО «Земля Пуровская» издат. « Кладезь». 1996.  Миловский А.С. «Песнь жар-птицы»: Рассказы о народных праздниках. - М.:»Детская литература».,1987.  Преловский А. «Сибирские истоки». М.: Молодая гвардия. 1984.  Селезнева З.Л « Ознакомление дошкольников с природой Крайнего Севера». Ж» Дошкольное воспитание»№8.  Сангин. В. М. «Второе рождение»: Произведения зачинателей литератур народностей Севера и Дальнего Востока. М.: - Современник, 1983.  Тишков В.А. «Народы России»:/ энциклопедия/ - М.: Большая российская энциклопедия.  Шаламов М. Золотая чаша: Сказки - Пермь: Стрелец,1996.  Шебеко. А. «Съедобные растения тундры» Полярный круг. Издательство «Мысль» 1986.