"Развитие интеллектуального и творческого потенциала у детей предшкольного возраста в условиях реализации ФГОС ДО"

Автор: Зензина Надежда Ивановна
Должность: старший воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад комбинированного вида № 49"
Населённый пункт: г.Апатиты,Мурманская область
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: "Развитие интеллектуального и творческого потенциала у детей предшкольного возраста в условиях реализации ФГОС ДО"
Дата публикации: 11.02.2016







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации


РАЗВИТИЕ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОГО И ТВОРЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА

ДЕТЕЙ ПРЕДШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ

ФГОС ДО
Любому обществу нужны одаренные люди, и задача общества состоит в том, чтобы рассмотреть и развить способности всех его представителей. О дним из направлений реализации национальной образовательной инициативы является система поддержки талантливых детей. В ФГОС До прописан социальный заказ общества, ориентированный на творческую, активную личность, способную проявить себя в нестандартных условиях, гибко и самостоятельно использовать приобретенные знания в разнообразных жизненных ситуациях. Это находит отражение в создании новых условий обучения как школьников так и предшкольников, направленных на оптимальное развитие интеллектуально – творческого потенциала детей. Для развития интеллектуально - творческого потенциала детей, я ставлю перед собой следующие цель и задачи:
Цель
: создание условий для развития интеллектуального и творческого потенциала воспитанников.
Задачи:
1) развитие познавательных интересов, потребностей и способностей; 2) формирование умений принимать нестандартные решения; 3) создание условий для раскрытия личностного потенциала детей, их оптимального самоопределения и самореализации.

Одним из условий в работе с детьми предшкольного возраста является создание атмосферы доброжелательности и доверия, которые побуждают у них потребность в творческом самовыражении. Важным приемом развития креативности у детей является опора на чувство удивления, новизны, необычайная внимательность, ненасытное любопытство. Сегодня необходимо гармонично сочетать учебную деятельность, в рамках которой формируются базовые знания, умения и навыки, с деятельностью творческой. На развитие интеллектуально - творческого потенциала личности должны быть направлены развивающие методы и приемы обучения и воспитания, которые осуществляются в процессе учебной деятельности.
Методы и приемы:
1.
Словесные методы:
– объяснение – описание – разъяснение 2.
Наглядные методы:
– наблюдения (натуральных объектов в реальных условиях и в групповых условиях); 1
– иллюстрация (фото, рисунки, схемы, плоских моделей, плакатов); – видео метод. 3.
Практическиеметоды:
– упражнения – синхронное рисование – самостоятельный показ детьми известного способа работы – прием «пассивных» движений с неуверенными детьми – частичный показ способа работы 4.
Игровой метод.
Интеллектуальное развитие детей предшкольного возраста должно способствовать не только усвоению и закреплению знаний, но и быть направленным на активизацию мыслительной деятельности предшкольников.
Упражнения для развития интеллектуальных способностей детей
1. Составление рассказа или истории по картинкам. 2. Узнавание предметов по ряду признаков. 3. Сравнение двух или нескольких предметов. 4. Подобрать к предмету подходящую пару, которая будет связана с ним логически. 5. Решение логических задач. 6. Анализ понятий и выделение признаков у предметов. 7. Подобрать слово противоположного значения. Одновременно с развитием интеллектуального потенциала развивается и творческий потенциал предшкольников.



Работа эта должна начинаться с раннего детства и осуществляться разными средствами, среди которых особое место принадлежит изобразительной деятельности. Изобразительная деятельность рано начинает привлекать внимание детей. У детей развиваются мыслительные процессы: сравнение, анализ, синтез, обобщение. Однако эти возможности могут быть реализованы лишь тогда, когда дети будут постепенно овладевать этой деятельностью в соответствии с возрастными особенностями и будут получать удовлетворение от нее. В связи с этим стоит задача найти пути оптимизации деятельности с целью увеличения творческого потенциала. Условия, способствующие развитию творческого потенциала у детей: 1. Планирование содержания и методов обучения, учитывая взаимосвязь всех видов деятельности. 2. Педагогический процесс на основе интеграции видов работ с детьми , способствующих накоплению впечатлений, эмоций, опыта. 3. Предоставление ребенку возможности творить самостоятельно, доступность любого материала для деятельности. 2
4. Создание творческой, доброжелательной атмосферы на каждом занятии, тактичное, внимательное отношение к каждому ребенку, уважение к его творчеству. 5. Возможность для совместного творчества. 6. Обогащение эмоционально-интеллектуального опыта детей. 7. Нестандартные подходы в организации творческой деятельности удивляют и восхищают детей, тем самым вызывая стремление заниматься таким интересным делом. 8. Использование разнообразных нетрадиционных техник рисования. Нетрадиционные техники развивают фантазию, уверенность в себе, наблюдательность, импровизацию. Эти техники детям очень нравятся, и они их применяют в самостоятельной деятельности. 9. Изготовление поделок из различного материала. Успех в работе может быть достигнут только при тесном контакте с родителями воспитанников, поскольку те знания, которые ребенок получает в группе предшкольной подготовки, должны подкрепляться в условиях семьи. В результате этой работы у многих детей появилось положительное отношение к заданиям творческого, проблемно-поискового характера. Они постепенно начали проявлять более высокую степень самостоятельности, уверенности. У детей изменилось отношение к собственным ошибкам и затруднениям. Таким образом, можно заключить, что применение системы творческих заданий на занятиях способствует развитию интеллектуально- творческого потенциала предшкольников. 3