Классный час "Конфликт и выход из него"

Автор: Ефименко Татьяна Валерьевна
Должность: учитель математики
Учебное заведение: МБОУ СОШ №2
Населённый пункт: город Жуковка, Брянская область
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Классный час "Конфликт и выход из него"
Дата публикации: 11.02.2016







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации


Открытый классный час

«Конфликт и выход из него»

Автор:
Ефименко Татьяна Валерьевна учитель математики и классный руководитель 7 кл.
МБОУ Жуковская СОШ №2

г. Жуковка, Брянская обл.

Цель:
развитие адекватных форм межличностных отношений, освоение способов разрешения конфликтов.
Задачи:

Обучающие:
− обучить и овладеть приемам межличностного взаимодействия; способам разрешения конфликтов (коммуникативные УУД).
Развивающие:
− способствовать развитию личностных качеств и умений; снятию барьеров, мешающих реальным и продуктивным действиям (личностные УУД); − способствовать развитию социально-психологической компетентности подростков; − способствовать развитию навыков коммуникации.
Воспитательные:
− формировать умение устанавливать взаимоотношения со сверстниками и взрослыми; −формировать адекватные формы поведения, способы взаимодействия.
Целевая группа:
обучающиеся 7 класса
Оборудование:
парты расставлены на 4 группы, доска магнитная, видеопроектор, компьютер.
Продолжительность занятия:
45 минут.
Методы обучения:
беседа, дискуссия, игры, упражнения на применение знаний на практике, проверка усвоения информации по данной теме.
Формы обучения:
работа в команде, в группах.

Подготовка
 Найти соответствующий материал по теме.  Отрепетировать сценки конфликтных ситуаций.  Перед началом проведения классного часа весь класс разделить на 4 группы.
Ход мероприятия.

I.

Организационный момент. Эмоционально - психологический

настрой на учебную деятельность.
(Вначале классного часа все встают, приветствуя учителя.) - Добрый день, ребята! Как я рада вновь приветствовать вас на нашем очередном классном часе. Давайте встанем в круг и скажем: «Здравствуйте!» руками (по кругу здороваются руками). Скажем: «Здравствуйте!» глазами (по кругу кивают друг другу головой). Скажем: «Здравствуйте!» мы ртом, станет радостно кругом. - Садитесь. (разыгрывается сценка «Один стул на двоих») Один мальчик, который был пошустрее, хватает стул, садится на него и говорит своему соседу по парте: «Это мой стул. А ты сходи и поищи себе другой». «Нет, это мой стул!» - кричит второй мальчик и толкает одноклассника. Тот тоже бросается на товарища. - Спасибо, ребята - Что же произошло между мальчиками? (Спор, ссора, драка, конфликт ) - -Правильно, произошел конфликт. Дети, сможете ли вы теперь назвать тему нашего классного часа?
II. Работа с понятиями

Классный руководитель.
В толковом словаре слово “конфликт” означает “столкновение, серьезное разногласие, спор”. Давайте поработаем с этим понятием в группах. Первая группа объяснит, кого мы называем “конфликтным человеком”? Вторая группа объяснит, что значит “ конфликтовать”. Третья группа найдет значение выражения “конфликтная ситуация”.
Четвертая группа пояснит значение слова “компромисс”. (В течение 2 мин. Дети обсуждают задания в группах.)
Классный руководитель.
Теперь предлагаю высказаться (Дети высказываются)
III. Восстановление логических цепочек. “Угадай стратегию!”

Классный руководитель
. Конфликт – это столкновение интересов. И. как любое столкновение, конфликт может принести и радость победы, и горечь поражения. Поведение людей в конфликтных ситуациях изучает наука конфликтология. С точки зрения этой науки, есть 4 стратегии поведения в конфликтах: приспособление, избегание, сотрудничество, соперничество. Их характеристики занесены в таблицу (показывает на экран)
Приспособление

Избегание

Соперничеств

о

Сотрудничество
Поиск решения, устраивающего обе стороны Стремление добиться своего за счет другого Принесение в жертву собственных интересов ради интересов другого Уклонение от принятия решений Сильные, зрелые, уверенные в себе люди Люди, уверенные в себе, агрессивные, амбициозные Мирные, уступчивые люди Люди, неуверенные в себе Только все позиции в этой таблице перепутались. Нам нужно восстановить логические цепочки и стрелочками указать правильное Расположение позиции. Угадайте по описанию, о какой стратегии поведения идет речь. (Учитель читает описание поведения, дети угадывают) Принесение в жертву собственных интересов ради интересов другого. Эта стратегия характеризует мирного, уступчивого человека. (Приспособление.) Уклонение от принятия решений. Чаще всего стратегию используют люди, неуверенные в себе. (Избегание.)
Поиск решения, устраивающего обе стороны. Этой стратегии обычно придерживаются сильные, зрелые, уверенные в себе люди. (Сотрудничество.) Конкуренция – стремление добиться своего за счет другого. Чаще всего эту стратегию используют люди, уверенные в себе, агрессивные, амбициозные, (Сотрудничество.) Какова же результативность этих стратегии? Какая стратегия приведет к конструктивному решению конфликта? А какая только осложнит его или заведет в тупик? Определите по описанию результативности, о какой стратегии идет речь. (учитель читает описание поведения, дети угадывают.) Эта стратегия используется, когда цена вопроса невелика или нужна пауза для принятия решения. При таком типе поведения в конфликте сохраняются отношения, ни одна из сторон не получает преимущества, конфликт не разрешен, а только притушен. (Избегание.) Эта стратегия является самой эффективной, потому что в этом случае выигрывает обе стороны. Стратегия укрепляет отношения и дает взаимные выгоды (Сотрудничество.) Эта стратегия оправдана в критических ситуациях, когда решаются жизненные вопросы, а также в том случае, если вас используют в своих интересах. Выигрывает тот, кто сильней. Цена победы – разрыв отношений, страдания проигравшего. (Соперничество.) Эта стратегия уместна, когда ради сохранения отношений человек готов жертвовать своей выгодой. В этом случае сторона, идущая на уступки, проигрывает другой стороне. Сохранение истинных партнерских отношений в этом случае проблематично. (Приспособление.) Таким образом, при избегании ни одна из сторон не достигает успеха. При соперничестве и приспособлении одна сторона оказывается в выигрыше, а другая проигрывает. И только при сотрудничестве в выигрыше оказываются обе стороны.
IV. Ролевая игра “Контакты и конфликты”.
(Шуточная сценка)

Трое сыновей

Ведущий:
За горами, за лесами, За широкими морями, В простой русской деревушке Тракторист жил-был — Галушкин. Было у него три сына. Старший — в рост почти мужчина, Был подростком средний брат, Младший был акселерат. Братья все учились в школе, «Хорошо» и «уд» — не боле. Словом, жизнь, сказать не грех, Не труднее, чем у всех. В долгом времени, аль вскоре, Приключилось им горе: Вдруг отец с последних сил Их воспитывать решил. Братья этакой печали Отродяся не видали, Ведь какая ни семья Жизнь у каждого своя: Старший бицепсы качает, Средний молнией летает, Оседлав мотоциклет, Младший с самых юных лет Грудь цепями обвивал И внезапно запевал Изо всей дурацкой мочи «Хэви металл» среди ночи Это присказка, пожди, Сказка будет впереди.
Вот как стало лишь смеркаться, Начал старший брат сбираться В атлетический кружок. Вдруг отец:
Отец:
Постой, дружок! Для чего тебе, Данило, Эта мускульная сила? Ты ж не видишь ничего Из-за трицепса свово? Всюду штанги, всюду гири. Нет проходу по квартире, Посредине ты сидишь И рельефом шевелишь. Что за глупое занятье? На тебя же смотрят братья, Ты же старший у меня!
Ведущий:
И пока отец в сенях Перед старшим распинался. Средний к двери пробирался, От волненья весь дрожал. И в охапке шлем держал. Да на грех впотьмах споткнулся, Бух с крыльца — и растянулся. И отец ему тогда:
Отец:
Стой, Таврило, Подь сюда! Из милиции Таврило Две телеги прикатило, Кой же черт мне угодил, Что я рокера родил?! С кем связался ты, Таврило?
Чтоб их всех передавило! Я скажу те, как отец: Ты, Таврило, молодец! Ты вот, так сказать примерно, Жизнь свою закончишь скверно. На тебе ж в пятнадцать лет Уж живого места нет! Ну-ка шлем клади на полку, А не то намылю холку! Я с тобою не шучу: Враз колеса откручу!
Ведущий:
Рокер голову повесил. В это время бодр и весел, Весь в заклепках и цепях, Младший сын возник в дверях.
Отец:
Гляньте, Ваня воротился! Часом ты не заблудился? Ну, теперь печали прочь – Будет музыка всю ночь! Дорогой сынок Ванюша, Измотал мою ты душу, Всю я ноченьку не спал Под грохочущий металл! Ну, обвешались цепями. Ну, остриглись — Леший с вами! Ну раскрасили вихор; Но с каких, скажите, пор Это музыкой зовется?! Хоть сигай на дно колодца От симфонии такой
И сиди там день-деньской! В общем, так скажу вам, дети, Прекращайте штуки эти. Образумьтесь наконец, Вам советует отец!
Ведущий
: И все трое отвечали:
Братья:
Мы один совет слыхали — Перестать да прекратить; А ты можешь предложить, Чем бы нам другим заняться, Чтоб с тобою не ругаться?
Ведущий:
Тут отец наморщил лоб, Полчаса в затылке скреб, После несколько смутился, К потолку оборотился. И доселе у отца Нет ответа молодцам.
Примерные вопросы учителя:
- Можно ли назвать эту ситуацию конфликтной? - Есть ли из нее выход? - При каких условиях возможен конструктивный выход из этой ситуации?
Выводы и комментарий
• Вмешательство родителей в увлечения детей в таком возрасте уже не имеет смысла. • Остается только самим родителям немного больше узнать и понять предмет увлечения их детей. • Однако родителям необходимо остерегать свои чада от нарушения законов и норм человеческого общежития. • Впрочем, такие взрослые дети сами должны осознавать правила и нормы поведения. • В основе этого конфликта лежит почти неизбеж ное недовольство
старшего поколения образом жизни и поступками молодых — будь то свои дети или чужие.
2. Анализ ситуаций. Групповая работа по карточкам
Дети работают в группах, проанализируют конфликты, определяют причины их возникновения. После этого, представители каждой группы должны зачитать свою карточку и представить результаты своей работы.
Карточка № 1
. – Петя, я сломал твою ручку, - тихо и робко сказал Сережа. - Что ты наделал?! И вообще, ты мне больше не друг! – закричал Петя и убежал. А Сережа даже не успел ему сказать, что взамен сломанной ручке, он купил новую и хотел отдать ее другу. Проанализируйте и определите, по какой причине возникла конфликтная ситуация между мальчиками?
Карточка № 2.
На соревнованиях мальчики проигравшей команды стали выкрикивать грубые слова выигравшим. Те ответили тем же. Затем в ход пошли кулаки. - Как вы считаете, почему возник конфликт? В чем причина?
Карточка № 3
В кабинете учителя иностранного языка
Учитель.
Я пригласил вас, чтобы выяснит, почему ваш сын пропускает уроки английского языка.
Мама ученика.
А что ему делать на ваших уроках? Неправильные глаголы учить? Вы знаете, что он у меня профессионально футболом занимается. Пусть он лучше поспит лишний часок или погуляет.
Учитель.
Но вы понимаете, что оценка по английскому языку в аттестат будет стоять не за его спортивные успехи. Он получит то, что заслуживает.
Мама ученика
. Ой, только не надо нас пугать. Думаете, на вас управа не найдется? - Как вы считаете, почему возник конфликт? Права ли мама ученика?
Карточка № 4
Папа ругает дочь за то, что она пришла поздно с прогулки домой, хотя обещала прийти вовремя. Дочь говорит, что она уже большая и ничего страшного с ней не случится. После этого папа вообще запретил ей
гулять по вечерам. Проанализируйте и определите, по какой причине возникла конфликтная ситуация между папой и дочкой?
V. Проблемная ситуация «Шесть шагов к миру»

Классный руководитель
. Если не остановить конфликт, он разгорается как пожар. И потушить его иногда бывает невозможно. А если это конфликт между народами, он может закончиться непримиримой войной. Тогда в район конфликта приходят миротворцы, которые пытаются погасить вражду и ненависть, восстановить диалог между народами. Для погашения конфликта психологи придумали специальное противопожарное правило - «Шесть шагов к миру». Предлагаю вам выступить в роли миротворцев. В нашем классе недавно вспыхнул конфликт между {имена, фамилии). Попробуем погасить этот конфликт с помощью шести шагов. Для начала приглашаю конфликтующие стороны к доске. (Дети выходят к доске и становятся с двух сторон от учителя, причем Учитель просит их встать подальше друг от друга.) Ребята, нам кажется, что этот конфликт надоел уже и вам самим, но никто не хочет первым делать шаги к примирению. Мы вам предлагаем сделать целых шесть шагов. Чтобы сделать эти шаги, вам нужно честно и четко ответить на мои вопросы. Итак, сделайте первый шаг! (Дети делают один шаг навстречу друг другу.) А теперь дайте честный и точный ответ на вопросы: «Какое мое желание привело к конфликту?» и «Чего хочет человек, с которым у меня конфликт?» (Дети по очереди отвечают.) Так, теперь нужно сделать шаг второй... (Дети делают один шаг навстречу друг другу.) ...и ответить на вопросы: «Из-за чего возник конфликт? Нам обоим хочется получить одно и то же? Или мы хотим, чтобы что-то разное происходило одновременно?» (Дети отвечают.)
Делаем третий шаг. (Дети делают один шаг навстречу друг другу.) Спросите себя: «Могу ли я придумать решение, при котором мы оба получим то, чего хотим? Какое это может быть решение? (Дети отвечают.) А теперь спросите себя: «Сколько таких решений мы можем придумать вместе с моим противником?» (Дети отвечают.) А какие решения вам могут подсказать одноклассники? (Дети, сидящие за партами, поднимают руки, отвечают.) Когда возможные компромиссы найдены, пора делать четвертый шаг. (Дети делают один шаг навстречу друг другу.) Подумайте, какое из этих решений самое лучшее? К чему приведет каждое из предлагаемых решений? Буду ли я доволен их результатами? Будет ли доволен мой противник? (Дети отвечают.) Мы уже почти погасили конфликт-делаем пятый шаг. (Дети делают один шаг навстречу друг другу.) Отвечаем, какие решения устроят нас обоих? Будем ли мы выполнять эти решения? (Дети отвечают.) Остался один шаг! (Дети делают один шаг навстречу друг другу.) Нужно дать ответ на последний вопрос: «С чего начать наше перемирие? Что покажет нам, что мы не ошиблись?» (Нужно пожать друг другу руки.) (Пожимают руки.) Вот мы и погасили этот конфликт - перемирие состоялось. Но не всегда будет рядом с вами учитель или взрослый. В таких случаях каждый из вас может выступить миротворцем и попытаться погасить конфликт или хотя бы развести конфликтующие стороны подальше друг от друга.
VI. Дискуссия «Нужны ли нам миротворцы?»


Классный руководитель.
Как вы считаете, ребята, помогут эти 6 шагов примирить противников? Нужно ли вообще устанавливать перемирие? Может быть, у вас есть какие-то другие способы выхода из конфликтных ситуаций?
Примерные ответы детей:
- Даже и 10 шагов не помирят тех, кто презирает друг друга. - А если один из них поступил подло и некрасиво? Я считаю, что тогда не нужно им мириться. - Да они через 2 дня уже забудут, из-за чего подрались, и не нужно будет никакого перемирия. - Можно сцепиться мизинцами: «Мирись, мирись, мирись... и т. д.» - это будет гораздо лучше, а главное - короче. - Если они захотят помириться, они это сделают и без б шагов. А если кто- то из них не захочет, и сто шагов не помогут. - Есть пословица: «Двое дерутся, третий не лезь!» Станешь их мирить, сам двух врагов наживешь. - Способы выхода из конфликта в каждой ситуации разные. Можно осудить обе стороны, можно наказать (если, например, дети подрались), можно каждому объяснить, в чем он неправ. - В конфликте неправы оба, нужно просто им объяснить это, а ни в коем случае не вставать на сторону одного.
VII. Заключительное слово
Классный руководитель. В обществе нельзя жить без противоречий, люди всегда будут отличаться взглядами, вкусами и пристрастиями. Но эти противоречия нельзя доводить до конфликтов. Чтобы сохранить душевное, психическое и физическое здоровье, нужно научиться предотвращать конфликты, а если конфликт уже разгорелся, нужно уметь из него выйти.
VIII. Подведение итогов (рефлексия)

Классный руководитель
. Какое впечатление оставил классный час? Прибавилось ли уверенности в своих силах? Появилось ли желание воспользоваться способами предотвращения и погашения конфликтов?
Примерные ответы детей:

- Впечатление хорошее, появилась уверенность, что смогу избежать конфликтов. - Пока все понятно, а когда сам попадешь в конфликтную ситуацию, может быть, все окажется сложнее. - Очень хорошее впечатление, если бы все так научились разговаривать, не было бы конфликтов. - Я уверена, что смогу избежать конфликтов. - Умный человек никогда не доведет дела до конфликта. (Классный руководитель просит учащихся всегда помнить закон жизни) Для справедливого разрешения конфликта необходима Правда. Справедливость выше Правды, но выше Справедливости – Милосердие. Если бы наше общество жило по закону “око за око”, весь мир был бы незрячим.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Разработка урока психологии по теме «Конфликт. Стили разрешения конфликтов» Полетыкина С.В. 2. Андреев В.И. Саморазвитие культуры разрешения конфликтов (Хрестоматия по социальной психологии)-М., Международная педагогическая академия, 1994 3. Основы психологии для старшеклассников. Пособие для педагога, М., Просвещение,2005 4. Фопель К. Как научить детей сотрудничать? Психологические игры и упражнения. Практическое пособие. В 4-х томах. М., 2001