АНГЛИЙСКАЯ ПЕСНЯ КАК МОТИВАЦИЯ ДЛЯ ИЗУЧЕНИЯ ЯЗЫКА.

Автор: Дудченко Ирина Алексеевна
Должность: уЧИТЕЛЬ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА
Учебное заведение: МБОУ СОШ №3
Населённый пункт: СТ КРЫЛОВСКАЯ КРАСНОДАРСКИЙ КРАЙ
Наименование материала: МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
Тема: АНГЛИЙСКАЯ ПЕСНЯ КАК МОТИВАЦИЯ ДЛЯ ИЗУЧЕНИЯ ЯЗЫКА.
Дата публикации: 11.02.2016







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации

АНГЛИЙСКАЯ ПЕСНЯ КАК МОТИВАЦИЯ ДЛЯ ИЗУЧЕНИЯ ЯЗЫКА. Не секрет, что одним из основных факторов в изучении иностранного языка является мотивация учащихся. Этой серьёзнейшей проблеме посвящены работы В.П. Кузовлева, А.Н. Леонтьева, Е.И. Пассова, Б.М. Теплова и многих других. Учащихся без мотивации к обучению просто не существует. Любая познавательная деятельность учащихся наряду с операциональными компонентами (знания, умения и навыки) включает и мотивационные (мотив, интерес, отношение).Кроме желания, необходим объект, который, отвечая потребности, являлся бы побудителем деятельности, придал бы ей определённую конкретную направленность, то есть необходим мотив. Проблема мотивации в учении возникает по каждому школьному предмету. Однако особо остро стоит проблема мотивации изучения иностранных языков на средней ступени обучения. Наличие интереса к предмету — важное условие активации познавательной деятельности учащихся в процессе обучения. Задача обеспечения условий зарождения и поддержания интереса ложится на учителя, который для решения этой задачи должен обращаться к опыту учащихся в процессе обучения. Известно, что для достижения эффективности обучения иностранному языку необходимо широко использовать эмоции учащихся в этом процессе. Одной из сфер интересов подростков является музыка. Но обычно учитель оставляет песни либо на конец урока, либо использует их как награду за хорошую работу. Песни зачастую не имеют места в самом процессе обучения, а рассматриваются только как способ расслабления. Более того, если заканчивается, например, в конце года тема в учебнике, именно песни «выпадают» из процесса обучения. Учитель может объяснить это нехваткой времени на развлечения. Однако этот вид деятельности преследует серьезные цели. Необходимо отметить плотный, доступный и систематизированный способ подачи грамматического материала в песнях, что не приводит к утомляемости учащихся от теоретического материала и способствует одновременной отработке грамматических явлений. Работа над песней развивает навыки аудирования и перевода, так как песня затрагивает жизненно важные проблемы, она знакомит с лексикой, выполняя коммуникативную функцию. Что самое важное, песня, как и любой художественный текст, дает «живые» грамматические конструкции, то есть грамматику в действии. Не менее важным является и то, что использование песни на уроке иностранного языка помогает ученику осознать, что иностранный язык ему нужен сейчас, а не пригодится когда-нибудь в будущем — ведь, как правило, дети проявляют интерес к современной англоязычной музыке и текстам. В школах древней Греции многие тексты разучивали пением, а в начальной школе Индии азбуку и арифметику изучают пением и сейчас. Разучивание и исполнение коротких, несложных по мелодическому рисунку песен с частыми повторами помогает закрепить правильную артикуляцию и произнесение звуков, правила фразового ударения, особенности ритма и т.д. На уроке иностранного языка можно использовать песни, по возможности, на всех этапах учебного процесса. Хорошим видом релаксации является песня, которая предоставляет возможность учащимся не только отдохнуть, но и служит для формирования грамматических, фонетических, лексических навыков.Прочному запоминанию песенных текстов способствует комплекс таких факторов, как рифма, лад, тональность, мелодия. Многочисленные повторы, характерные для песенного жанра, способствуют легкому и непроизвольному запоминанию лексико-грамматических конструкций, тем самым повышая эффективность тренировки.Как считают педагоги, важный этап работы — самоконтроль, который активизирует механизм обратной связи, способствует повышению
ответственности учащихся, оптимизации усвоения ими языка и, как следствие, значительному улучшению мотивированности и успеваемости. Также стимулом для бесед и дискуссий могут стать современные, популярные среди молодёжи песни. На основе песенного текста можно обсуждать проблемы молодежи, знакомясь с характерными особенностями их жизни за рубежом. Можно предложить самим учащимся принести их на урок в записи. Желательно, чтобы они были интересны по содержанию и стимулировали учащихся к последующему обсуждению, высказыванию своего отношения к песне, её содержанию и исполнению. С песнями можно также работать, как с текстами. Они должны соответствовать определенным требованиям, а именно: -быть аутентичными, доступными в информационном и языковом плане, эмоциональными, проблемными и актуальными; -отвечать возрастным особенностям учащихся. Использование песен на изучаемом языке продолжает оставаться актуальным на среднем этапе обучения иностранным языкам по следующим причинам: -песенные материалы разнообразны не только по содержанию, но и с точки зрения содержащейся в них лингвистической информации. Песни представляют все речевые жанры (рассказ, описание, рассуждение), они содержат прямую и косвенную речь, они демонстрируют образцы разных функциональных стилей речи от разговорного до возвышенного; -учащиеся приобщаются к культуре страны изучаемого языка, так как учащиеся, по мнению психологов, особенно чутки и восприимчивы к чужой культуре; -при работе с этим своеобразным лингвострановедческим материалом создается хорошая предпосылка для всестороннего развития личности учащегося; -один и тот же песенный материал может применяться для достижения различных целей обучения в зависимости от выполняемых на его основе заданий, то есть песни обладают свойством комплексного многоцелевого использования; -в качестве опоры при обучении могут использоваться различные компоненты песенных материалов (музыка, тексты, легенды); -в отличие от других аудиоматериалов, предполагающих максимум трехкратное прослушивание, песни, как правило, впоследствии разучиваются обучаемыми наизусть. Необходимо к тому же отметить, что преимущество использования песни на уроках иностранного языка состоит в том, что песни помогают более легкому и прочному усвоению и расширению лексического запаса, так как песенные тексты включают новые слова и выражения. В песнях уже знакомая лексика встречается в новом контекстуальном окружении, что способствует ее активизации. В песнях часто встречаются имена собственные, географические названия, реалии страны изучаемого языка, поэтические слова. Это способствует развитию у учащихся чувства языка, знакомству со стилистическими особенностями. Длительность же работы над песней зависит от желания, фантазии, подготовки учителя и учащихся. Совершенно необязательно на одном и том же уроке брать и грамматический, и лексический материал. Это можно делать в течение 5-6 уроков. Причем
всегда необходимо учитывать уровень знаний учащихся по иностранному языку, их интересы и эмоциональный настрой. Подводя итоги, следует сделать вывод, что наличие желания изучать иностранный язык само по себе еще не обеспечивает положительную мотивацию, Мотивация должна быть подкреплена интересом учащихся к выполнению учебной деятельности. Поэтому одна из главных задач учителя иностранного языка состоит в том, чтобы сохранить у учащихся интерес к предмету. Многие методисты и психологи отдают особое предпочтение песне как одному из эффективных и интенсивных методов обучения иностранному языку, так как именно песня позволяет достичь высоких результатов в процессе обучения, принося учащимся радость и способствуя их культурному развитию и эстетическому воспитанию. Песня является одним из наиболее сильных мотивирующих факторов при изучении такого сложного материала, как грамматика. Согласно исследованиям, применение интенсивных методов более продуктивно по сравнению с традиционными методами овладения грамматическим материалом. Благодаря песне учащиеся углубляют знания по грамматике и лексике английского языка, формируют слухопроизносительные навыки, улучшают их, совершенствуют точность в артикуляции, ритмике и интонации. При правильной организации работы с песней она может быть органично введена в урок, являясь его неотъемлемой частью и способствуя эффективному обучению иностранного языка. Благодаря широкому распространению аудио- и видеозаписи, песни наиболее популярны среди учащихся и являются объектом их особого интереса. Список используемой литературы: [1] Блонский П.П. Психология младшего школьника. — М.: Институт практической психологии, 1997. — C. 275. [2] Дубровина И.В., Данилова Е.Е., Прихожан А.М. Психология. — М. :Академия, 1999. — C. 414 [3] Зепп Э. Мы поём по-немецки. — М.: Просвещение, 1973. [4] Истратова О.Н., Эксакусто Т.В. Справочник психолога начальной школы. — Ростов-на- Дону: Феникс, 2008. — C. 61 [5] Науменко С.И. Формирование музыкальности — одна из проблем музыкального воспитания. Развитие музыкального слуха, певческого голоса и музыкально-творческих способностей учащихся общеобразовательных школ. — М., 1982. — C. 36 [6] Никитенко З.Н. Аутентичные песни как один из элементов национально-культурного компонента содержания обучения иностранному языку на начальном этапе. — ИЯШ. № 4, 1996. — C. 15