Автор: Сигина Ирина Ивановна Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ СОШ №45
Населённый пункт: город Сургут, Тюменская область
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "КВН о птицах"
Внеклассное мероприятие с родителями учащихся начальных классов
«Птичий КВН».
Выполнила:
Сигина Ирина Ивановна
учитель начальных классов
МБОУ СОШ № 45
гСургут
Пояснительная записка.
Человек – часть природы, и если с детства он будет приучен заботиться о
ней, говорить о природе, как о живой, о том, что она может и грустить, и
радоваться, то вдумчивое отношение новых поколений поможет избежать
глобальных экологических катастроф.
Экологическое образование не ограничивается только уроком. Оно имеет
продолжение и во внеклассной и внешкольной работе. Проведение
внеклассных мероприятий по данной теме имеет огромное образовательное и
воспитательное значение. Дети знакомятся с разнообразием пернатых
обитателей, учатся сострадать, оказывать посильную помощь и нести
ответственность за «братьев наших меньших».
Зима для пернатых – самая тяжелая пора. В это время им часто бывает
трудно добывать корм, особенно, когда оттепели чередуются с морозами
и
все покрывается ледяной коркой. Птицы, особенно молодые, не успевают за
короткий зимний день найти достаточно корма и гибнут от голода. Чтобы
помочь зимующим птицам, необходимо постоянно подкармливать их в
течение зимы. На внеклассном занятие дети совместно с родителями
приготовят угощение для птиц и развешают кормушки. Ничто так не ценно,
как совместный труд родителей и детей на благо природы!
Цель: привлечение внимания подрастающего поколения к проблеме
подкормки зимующих птиц; создание условий для формирования у
обучающихся основ нового экологического мышления в свете требований
ФГОС т.е. способного осознавать свои действия по отношению к
окружающей среде и умению жить в относительной гармонии с
природой; воспитание положительных качеств личности: отзывчивости,
сострадания Развитие у младших школьников коммуникативных умений и
навыков работы с родителями в процессе внеурочной деятельности .
Данное мероприятие позволяет решить
основные задачи
взаимодействия с родителями по формированию коммуникативных умений
и навыков с детьми.
Задачи:
1. Вовлечение обучающихся и родителей в творческую и практическую
деятельность по охране и защите зимующих птиц.
2. Развитие коммуникативных умений и навыков со взрослыми в процессе
внеурочной деятельности.
3. Воспитание у учащихся и взрослых активной жизненной позиции в сфере
экологической и природоохранной деятельности.
Психологический анализ общения младших школьников со взрослыми
раскрывает механизм его осуществления. Общение выдвигается, как
важнейшая социальная потребность, без реализации которой замедляется, а
иногда и прекращается формирование личности. Концептуальные основы
разработки о необходимости проблемы общения младших школьников во
внеурочной деятельности со взрослыми людьми связаны с трудами
В.М.Бехтерева и Л.С.Выготского. Взрослые способствуют развитию у детей
социальных навыков: помогают разрешить конфликт, учат умению слушать
друг друга и договариваться. Семья имеет важную
роль в становлении
личности.
Инструментарий для педагогической диагностики – карта наблюдений,
результаты анкетирования.
Оценка удовлетворённости родителей через инструментарий включения
родителей в образовательный процесс путём анкетирования.
Проводимое мероприятия ориентировано на достижение
обучающимися следующих личностных, метапредметных и познавательных
результатов:
Познавательные:
- формировать умение извлекать информацию из схем, иллюстраций и
таблиц;
- формировать умение по представлению рисовать экологические листовки;
- формировать умение составлять листовки «Чем кормить птиц зимой»;
- формировать умение обобщать и классифицировать по признакам
зимующих птиц.
-формировать
Регулятивные:
- формировать умение определять успешность выполнения задания в диалоге
с родителями;
- формировать умение осуществлять познавательную и личностную
рефлексию.
Коммуникативные:
- формировать умение слушать и понимать других;
- формировать умение участвовать в диалогах с родителями , обговаривать и
реализовывать цели мероприятия.
Личностные:
- понимание необходимости заботливого отношения к зимующим птицам;
- формировать умение принимать мнение других, слушать друг друга и
договариваться;
- получать новые экологические знания, учиться быть милосердным.
Мероприятие разработано на основе следующих правовых документов:
1.
Конституция Российской Федерации.
2.
Закон «Об образовании» Российской Федерации.
3.
Федеральный государственный образовательный стандарт начального
общего образования
Продуктивность любого мероприятия во многом зависит от
включенности в процесс всех субъектов деятельности. Для
включения
родителей в данное мероприятие были предприняты следующие шаги:
1.
Побуждение к совместной деятельности.
2.
Организация участия родителей в подготовке и проведении мероприя
-
тия.
Психолого-педагогической основой коммуникации
со взрослыми
людьми служит
внеситуативно-личностная форма общения . Это общение
служит целям познания социального, а не предметного мира. Мира людей, а
не вещей. Этот вид общения существует самостоятельно и представляет
собой коммуникативную деятельность в «чистом виде». Ведущими мотивами
на этом уровне общения являются личностные мотивы. Взрослый человек
как особая человеческая личность – вот то основное, что побуждает ребенка
искать с ним контакты. При внеситуативно-личностном общении предметом
обсуждения является человек. В основе его лежит потребность ребенка в
эмоциональной поддержке, его стремление к взаимопониманию и
сопереживанию.
Психолого-педагогической основой коммуникации является :
1.Раскрытие учащимися значения коммуникативных умений;
2.Ознакомление учащихся с содержанием и структурой умений при
распределении ролей в команде.
3.Включение учащихся в выполнение совместных игровых заданий со
взрослыми.
4.Совершенствовать коммуникативные умения в проведении КВН.
Возраст обучающихся : 7-10 лет
Методы обучения , используемые при проведении мероприятия:
рассказ,
поиск информации о зимующих пернатых, конкурс листовок.
Необходимые условия для проведения мероприятия:
место проведения
внеклассного мероприятия – кабинет экологии. Кабинет вмещает большое
количество школьников и их родителей.
Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, музыкальное
сопровождение: Антонио Вивальди «Времена года» «Зима»,песня»Если б
только все земляне всё живое берегли», презентация.
Наглядные пособия:
иллюстративный материал (фотографии птиц,
экологические листовки о зимующих птицах);
раздаточный материал- лотки
с кормом для птиц),
; выставка готовых кормушек
, бейджики с эмблемой
КВН, бумага, карандаши ,листы ватмана, чучело птиц.
Методические советы на подготовительный период .
1. За две недели до проведения внеклассного мероприятия педагог дает
задание школьникам собрать материал о зимующих птицах Сургутского
района (интересные факты из жизни зимующих птиц, пословицы и
поговорки), находит музыкальное оформление мероприятия, готовит
презентацию.
2. На подготовительном этапе
младшие школьники распределяют
обязанности между собой, индивидуально подходят к выбору ролей в КВН,
выбирают капитана. На уроке технологии воспитанники заранее
изготавливают пригласительные билеты для родителей, а дома совместно с
родителями кормушки.
3. В подготовительный период в школе среди учащихся начального звена
проводится конкурс плакатов на тему «Покорми птиц и сделай зиму ярче!»,
который направлен на привлечение
пропаганды идей об охране видового
разнообразия местных зимующих птиц и эффективный способ сбора
информации о колебаниях численности популяций птиц .Предлагается детям
изготовить кормушки дома, под присмотром взрослых из подручного
материала. Проводится беседа о зимующих птицах, о видах кормушек и
питании птиц.
4. Подготовка кабинета экологии. Педагог совместно с учащимися
расставляет, украшает, подготавливает и устанавливает видео и музыкальное
сопровождение мероприятия (компьютер, мультимедийный проектор).
Эмблема КВН – летящая птица с письмом, на конверте буквы КВН.
Ход мероприятия:
Под музыку Антонио Вивальди «Времена года» выходят две команды,
рассаживаются по местам.
Педагог : Ребята и товарищи родители, сегодня мы проводим КВН, назвали
мы его птичьим, так мы хотим обратить внимание к проблемам зимующих
птиц с целью сохранения их численности и поддержания видового
разнообразия.
Педагог: В нашем КВН участвуют 2 команды. Команда “Дятел”- ребята из
кружка Экология»(10 человек) и команда “Синица”.- их родители( 10
человек). А оценивать нас будут уважаемые судьи в составе трёх человек.
Конкурсы оцениваются в 5 бальной системе.
1.Конкурс “Приветствие ”.
Педагог : По традиции соревнования между командами начинается с
приветствий. Команда “Синицы”, ваше приветствие.
Педагог: А теперь приветствие команды “Дятел”.
Педагог: Просим жюри оценить приветствие команд.
2.Конкурс « Капитанов».
Педаго г: Начнём конкурс капитанов. Пожалуйста, выйдите на середину
сцены. (Капитаны занимают указанные места.) Прежде всего проверим вашу
сообразительность. На обдумывание 30 секунд.
Зимуют ли птицы в скворечниках? (Нет)
Почему снегиря так назвали? (Прилетает с первым снегом)
Где зимуют и осенью спят вороны? (В садах, в рощах)
Какая птица выводит птенцов зимой? (Клёст)
Загадайте загадку о птице зимующей у нас в г.Сургуте.
Пропеть куплет песни, в которой поётся о птицах.
Оценивает жюри.
3.Конкурс “Знаешь ли ты птиц? ”.
Педагог : А сейчас мы проведем конкурс “Знаешь ли ты птиц?”
“Птицы – наши друзья – гласит одна из заповедей.” А знаешь ли ты птиц?
Каждой команде показывают чучело птицы. Нужно назвать птицу, коротко
рассказать о её пользе.
Жюри оценивают ответы команд.
4.Конкурс «Чем питаются птицы?
Сможете ли
правильно накормить птиц, узнаем, если
разгадаете
кроссворд «Чем кормить птиц зимой?»
В этом кроссворде зашифровано 29 слов – названий того, чем кормить птиц
зимой. Слова записаны в единственном числе. Они расположены
горизонтально и вертикально или сложены пополам, но нигде не
пересекаются. Расшифрованные слова обведите карандашом.
-Кто быстрее и больше найдет слов за 1 минуту.
«Чем кормить птиц зимой?»
Ж И Р К О Ж К Р Л Е Б А С
Н А С О В Ё К А А Д Е Р А
П О Е Н С Л А П Т В О Б Л
К Д К О Я У Б И Г О Р У О
И С О П Н Д А В Ь Л Е З П
Н О М Л К Ь Ч А Щ А В Д Ш
Ч Л О Я А К О О Р Е Х Ы Е
Е Н Е С У Х О Ф В Ё С Н Н
Ч Х Ш О М О Р Р О О С Я И
Е О И Д К Х К У П Р О Т Ц
Р Л Ш У И Л О К А В К Ы А
Т О К В Ч Е В Т Г Р И Б А
О П А А Н Б Ь С Ы Р К А Ш
5.Конкурс писателей.
Педагог: Сейчас начнём конкурс юных писателей. От каждой команды по 2
человека.
Вам предстоит написать рассказ по опорным словам птичьего содержания.
Для работы вам отводится 3 минуты. (Каждой группе выдается лист ватмана
с написанными опорными словами, бумага, карандаш.)
1 команда: Зима, голод, кормушка, зерно, ученики, холод.
2 команда: Накормить, холод, хлеб, сало, люди, кормушки.
Работа оценивается жюри.
6. Конкурс болельщиков.
Педагог: Пока наши художники и писатели выполняют задания, устроим
конкурс между болельщиками. Приглашаются по 1 болельщику от каждой
команды.
Слушайте задание: на каждый шаг (по очереди) надо назвать птицу,
зимующую в ХМАО. Шаг без названия птиц не делать. Выигрывает тот, кто
больше сделает шагов с названием птиц.
Жюри подводит итоги.
7.Конкурс “Поговорки и пословицы о птицах”.
Педагог : Начинаем конкурс между командами. “Кто больше знает поговорок,
пословиц о птицах”.
Условия конкурса: Поговорки и пословицы называет каждая команда по
очереди.
Слово жюри.
Педагог : Что страшнее для птиц зимой: холод или голод?
Действительно для птиц зимой страшнее голод. За короткий зимний день
птицы не успевают утолить голод. В зимнюю стужу голодные и ослабевшие
птицы легко замерзают. В суровую зиму из десяти синичек выживает только
одна.
- А как можно помочь птицам? Да, приготовить кормушки и угощение для
птиц.
8Конкурс «Домашнее задание».
Дома ребята при помощи родителей из подручного материала смастерили
кормушки для птиц.
Педагог : Кормушки для птиц бывают самые разные: из дерева, пластиковых
бутылок, даже из пакетов из-под сока или молока. (Учащиеся показывают
кормушки изготовленные заранее дома совместно с родителями). Жюри
оценивает работы .
9.Конкурс «Птичья столовая».
Педагог : В лотках лежит корм для птиц, вы должны приготовить птичье
угощенье и дать рецепту оригинальное название. Жюри оценивает.
Педагог : В заключение мероприятия споём песню взявшись за руки. «Если
б только все земляне всё живое берегли».
Исполняется песня
Итог мероприятия . (Слово жюри)
Педагог : А сейчас родители заполнят свою анкету , а вы , ребята свою
Анкета для родителей. Диагностика удовлетворенности родителей
( адаптированная методика Е.Н.Степанова)
Ответы: 4. Совершенно согласен, 3 – согласен, 2 – трудно сказать, 1 – не
согласен, 0 – совершенно не согласен.
1.
Тема внеклассного мероприятия актуальна.
4 3 2 1 0
2.
Мероприятие способствовало становлению основ гражданской позиции
и мировоззрения вашего ребенка
4 3 2 1 0
3.
Мероприятие способствовало духовно-нравственному развитию и вос -
питанию Вашего ребенка, принятию им моральных норм, нравствен
-
ных установок.
4 3 2 1 0
4.
Мероприятие способствовало формированию готовности Вашего ре
-
бенка самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки перед
семьей и обществом
4 3 2 1 0
5.
Учитель выбрал правильную форму организации взаимодействия с уча-
щимися и родителями
4 3 2 1 0
6.
Вы готовы принять участие в совместных с детьми мероприятиях.
4 3 2 1 0
Обработка результатов теста: удовлетворенность родителей работой
педагога определяется как частное от деления общей суммы баллов
всех ответов родителей на общее количество ответов. Если
коэффициент равен 3 или более, то это свидетельствует о высоком
уровне удовлетворенности; 2 - средний уровень. Менее 2 – низкий.
Object 3
Собрав анкеты подсчитала удовлетворённость родителей:
На внеурочном занятии присутствовало12 родителей: из них все
показали высокий уровень удовлетворённости.
Итог - родителям
внеклассное мероприятие понравилось.
Анкета для учащихся.
Было трудно
4 3 2 1 0
Было интересно
4 3 2 1 0
Было увлекательно
4 3 2 1 0
Нарисуй свое настроение
Object 5
Собрав анкеты для учащихся выяснила, что 10учеников испытывали
трудности в проведении КВН, 3 учащимся было интересно, а 2 учащимся –
увлекательно. Мероприятие учащимся понравилось: им было трудно,
интересно и увлекательно. Проанализировав анкеты можно сделать
вывод,
что цель данного мероприятия достигнута, КВН родителям и детям
понравился. В дальнейшем планирую провести ряд мероприятий
совместно с родителями.
Рефлексия:
В нашей местности рядом с человеком зимуют воробьи, дятлы, синицы,
сороки, снегири. Птицы довольно успешно могут противостоять холодам в
том случае, если вокруг много подходящего корма. Поэтому необходимо
делать и развешивать кормушки.
Главное правило : не забывать подсыпать корм в кормушки.
Листовки «Чем кормить птиц зимой» распечатали и раздали всем
участникам . Методические советы на период ближайшего
последействия .
В завершении внеклассного мероприятия школьники организованно
вместе с педагогом и родителями выходят во двор школы, развешивают
кормушки на деревьях, насыпают специальный корм для птиц .
Литература:
1. Благосклонов К. Н. Охрана и привлечение птиц. — М.: «Просвещение»,
1972. — 240 с.
2. Великанов Л.Л. « Энциклопедия для детей»; изд. «Аванта+», Москва,
1995г.
3. Жук Л.И. Я люблю эту землю. – Минск: Издательство ООО Красико-
Принт, 2000г.-128с.
4. Землянова О.В., Козлова Н.Б., Патрушева Л.И., Носова М.Н., Гарьюнг С.Г.,
Погудина Н.А. Листая экологический календарь: сценарии массовых
мероприятий, посвященных датам экологического календаря. Барнаул:
АКДЭЦ, 2003г.
5. Надель-Червинская М. А., Червинский П. П. Энциклопедический мир
Владимира Даля. — Книга первая: Птицы. — Т. 1. — Ростов-на-Дону, 1996г.
— 512 с