Напоминание

"КВН о птицах"

Автор: Сигина Ирина Ивановна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ СОШ №45
Населённый пункт: город Сургут, Тюменская область
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "КВН о птицах"







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации


Внеклассное мероприятие с родителями учащихся начальных классов

«Птичий КВН».
Выполнила: Сигина Ирина Ивановна учитель начальных классов МБОУ СОШ № 45 гСургут
Пояснительная записка.
Человек – часть природы, и если с детства он будет приучен заботиться о ней, говорить о природе, как о живой, о том, что она может и грустить, и радоваться, то вдумчивое отношение новых поколений поможет избежать глобальных экологических катастроф. Экологическое образование не ограничивается только уроком. Оно имеет продолжение и во внеклассной и внешкольной работе. Проведение внеклассных мероприятий по данной теме имеет огромное образовательное и воспитательное значение. Дети знакомятся с разнообразием пернатых обитателей, учатся сострадать, оказывать посильную помощь и нести ответственность за «братьев наших меньших». Зима для пернатых – самая тяжелая пора. В это время им часто бывает трудно добывать корм, особенно, когда оттепели чередуются с морозами и все покрывается ледяной коркой. Птицы, особенно молодые, не успевают за короткий зимний день найти достаточно корма и гибнут от голода. Чтобы помочь зимующим птицам, необходимо постоянно подкармливать их в течение зимы. На внеклассном занятие дети совместно с родителями приготовят угощение для птиц и развешают кормушки. Ничто так не ценно, как совместный труд родителей и детей на благо природы!
Цель:
привлечение внимания подрастающего поколения к проблеме подкормки зимующих птиц; создание условий для формирования у обучающихся основ нового экологического мышления в свете требований ФГОС т.е. способного осознавать свои действия по отношению к окружающей среде и умению жить в относительной гармонии с природой; воспитание положительных качеств личности: отзывчивости, сострадания Развитие у младших школьников коммуникативных умений и навыков работы с родителями в процессе внеурочной деятельности . Данное мероприятие позволяет решить
основные задачи

взаимодействия с родителями
по формированию коммуникативных умений и навыков с детьми.
Задачи:
1. Вовлечение обучающихся и родителей в творческую и практическую деятельность по охране и защите зимующих птиц. 2. Развитие коммуникативных умений и навыков со взрослыми в процессе внеурочной деятельности.
3. Воспитание у учащихся и взрослых активной жизненной позиции в сфере экологической и природоохранной деятельности. Психологический анализ общения младших школьников со взрослыми раскрывает механизм его осуществления. Общение выдвигается, как важнейшая социальная потребность, без реализации которой замедляется, а иногда и прекращается формирование личности. Концептуальные основы разработки о необходимости проблемы общения младших школьников во внеурочной деятельности со взрослыми людьми связаны с трудами В.М.Бехтерева и Л.С.Выготского. Взрослые способствуют развитию у детей социальных навыков: помогают разрешить конфликт, учат умению слушать друг друга и договариваться. Семья имеет важную роль в становлении личности. Инструментарий для педагогической диагностики – карта наблюдений, результаты анкетирования.
Оценка удовлетворённости
родителей через инструментарий включения родителей в образовательный процесс путём анкетирования. Проводимое мероприятия ориентировано на достижение обучающимися следующих личностных, метапредметных и познавательных результатов:
Познавательные:
- формировать умение извлекать информацию из схем, иллюстраций и таблиц; - формировать умение по представлению рисовать экологические листовки; - формировать умение составлять листовки «Чем кормить птиц зимой»; - формировать умение обобщать и классифицировать по признакам зимующих птиц. -формировать
Регулятивные:
- формировать умение определять успешность выполнения задания в диалоге с родителями; - формировать умение осуществлять познавательную и личностную рефлексию.
Коммуникативные:
- формировать умение слушать и понимать других; - формировать умение участвовать в диалогах с родителями , обговаривать и реализовывать цели мероприятия.
Личностные:
- понимание необходимости заботливого отношения к зимующим птицам; - формировать умение принимать мнение других, слушать друг друга и договариваться; - получать новые экологические знания, учиться быть милосердным.
Мероприятие разработано на основе
следующих правовых документов:
1. Конституция Российской Федерации. 2. Закон «Об образовании» Российской Федерации. 3. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования Продуктивность любого мероприятия во многом зависит от включенности в процесс всех субъектов деятельности. Для
включения

родителей
в данное мероприятие были предприняты следующие шаги: 1. Побуждение к совместной деятельности. 2. Организация участия родителей в подготовке и проведении мероприя - тия.
Психолого-педагогической основой коммуникации
со взрослыми людьми служит внеситуативно-личностная форма общения . Это общение служит целям познания социального, а не предметного мира. Мира людей, а не вещей. Этот вид общения существует самостоятельно и представляет собой коммуникативную деятельность в «чистом виде». Ведущими мотивами на этом уровне общения являются личностные мотивы. Взрослый человек как особая человеческая личность – вот то основное, что побуждает ребенка искать с ним контакты. При внеситуативно-личностном общении предметом обсуждения является человек. В основе его лежит потребность ребенка в эмоциональной поддержке, его стремление к взаимопониманию и сопереживанию.
Психолого-педагогической основой коммуникации является
: 1.Раскрытие учащимися значения коммуникативных умений; 2.Ознакомление учащихся с содержанием и структурой умений при распределении ролей в команде. 3.Включение учащихся в выполнение совместных игровых заданий со взрослыми. 4.Совершенствовать коммуникативные умения в проведении КВН.
Возраст обучающихся
: 7-10 лет
Методы обучения
, используемые при проведении мероприятия: рассказ, поиск информации о зимующих пернатых, конкурс листовок.
Необходимые условия
для проведения мероприятия: место проведения внеклассного мероприятия – кабинет экологии. Кабинет вмещает большое количество школьников и их родителей.
Оборудование:
компьютер, мультимедийный проектор, музыкальное сопровождение: Антонио Вивальди «Времена года» «Зима»,песня»Если б только все земляне всё живое берегли», презентация.
Наглядные пособия:
иллюстративный материал (фотографии птиц, экологические листовки о зимующих птицах); раздаточный материал- лотки
с кормом для птиц), ; выставка готовых кормушек , бейджики с эмблемой КВН, бумага, карандаши ,листы ватмана, чучело птиц.
Методические советы на подготовительный период
. 1. За две недели до проведения внеклассного мероприятия педагог дает задание школьникам собрать материал о зимующих птицах Сургутского района (интересные факты из жизни зимующих птиц, пословицы и поговорки), находит музыкальное оформление мероприятия, готовит презентацию. 2. На подготовительном этапе младшие школьники распределяют обязанности между собой, индивидуально подходят к выбору ролей в КВН, выбирают капитана. На уроке технологии воспитанники заранее изготавливают пригласительные билеты для родителей, а дома совместно с родителями кормушки. 3. В подготовительный период в школе среди учащихся начального звена проводится конкурс плакатов на тему «Покорми птиц и сделай зиму ярче!», который направлен на привлечение пропаганды идей об охране видового разнообразия местных зимующих птиц и эффективный способ сбора информации о колебаниях численности популяций птиц .Предлагается детям изготовить кормушки дома, под присмотром взрослых из подручного материала. Проводится беседа о зимующих птицах, о видах кормушек и питании птиц. 4. Подготовка кабинета экологии. Педагог совместно с учащимися расставляет, украшает, подготавливает и устанавливает видео и музыкальное сопровождение мероприятия (компьютер, мультимедийный проектор). Эмблема КВН – летящая птица с письмом, на конверте буквы КВН.
Ход мероприятия:
Под музыку Антонио Вивальди «Времена года» выходят две команды, рассаживаются по местам.
Педагог
: Ребята и товарищи родители, сегодня мы проводим КВН, назвали мы его птичьим, так мы хотим обратить внимание к проблемам зимующих птиц с целью сохранения их численности и поддержания видового разнообразия.
Педагог:
В нашем КВН участвуют 2 команды. Команда “Дятел”- ребята из кружка Экология»(10 человек) и команда “Синица”.- их родители( 10 человек). А оценивать нас будут уважаемые судьи в составе трёх человек. Конкурсы оцениваются в 5 бальной системе.
1.Конкурс “Приветствие
”.
Педагог
: По традиции соревнования между командами начинается с приветствий. Команда “Синицы”, ваше приветствие.
Педагог:
А теперь приветствие команды “Дятел”.
Педагог:
Просим жюри оценить приветствие команд.
2.Конкурс « Капитанов».


Педаго
г: Начнём конкурс капитанов. Пожалуйста, выйдите на середину сцены. (Капитаны занимают указанные места.) Прежде всего проверим вашу сообразительность. На обдумывание 30 секунд.  Зимуют ли птицы в скворечниках? (Нет)  Почему снегиря так назвали? (Прилетает с первым снегом)  Где зимуют и осенью спят вороны? (В садах, в рощах)  Какая птица выводит птенцов зимой? (Клёст)  Загадайте загадку о птице зимующей у нас в г.Сургуте.  Пропеть куплет песни, в которой поётся о птицах. Оценивает жюри.
3.Конкурс “Знаешь ли ты птиц? ”.

Педагог
: А сейчас мы проведем конкурс “Знаешь ли ты птиц?” “Птицы – наши друзья – гласит одна из заповедей.” А знаешь ли ты птиц? Каждой команде показывают чучело птицы. Нужно назвать птицу, коротко рассказать о её пользе. Жюри оценивают ответы команд.
4.Конкурс «Чем питаются птицы?
Сможете ли правильно накормить птиц, узнаем, если разгадаете кроссворд «Чем кормить птиц зимой?» В этом кроссворде зашифровано 29 слов – названий того, чем кормить птиц зимой. Слова записаны в единственном числе. Они расположены горизонтально и вертикально или сложены пополам, но нигде не пересекаются. Расшифрованные слова обведите карандашом. -Кто быстрее и больше найдет слов за 1 минуту. «Чем кормить птиц зимой?» Ж И Р К О Ж К Р Л Е Б А С Н А С О В Ё К А А Д Е Р А П О Е Н С Л А П Т В О Б Л К Д К О Я У Б И Г О Р У О И С О П Н Д А В Ь Л Е З П Н О М Л К Ь Ч А Щ А В Д Ш Ч Л О Я А К О О Р Е Х Ы Е Е Н Е С У Х О Ф В Ё С Н Н Ч Х Ш О М О Р Р О О С Я И Е О И Д К Х К У П Р О Т Ц Р Л Ш У И Л О К А В К Ы А Т О К В Ч Е В Т Г Р И Б А О П А А Н Б Ь С Ы Р К А Ш
5.Конкурс писателей.

Педагог:
Сейчас начнём конкурс юных писателей. От каждой команды по 2 человека. Вам предстоит написать рассказ по опорным словам птичьего содержания. Для работы вам отводится 3 минуты. (Каждой группе выдается лист ватмана с написанными опорными словами, бумага, карандаш.)
 1 команда: Зима, голод, кормушка, зерно, ученики, холод.  2 команда: Накормить, холод, хлеб, сало, люди, кормушки. Работа оценивается жюри.
6. Конкурс болельщиков.

Педагог:
Пока наши художники и писатели выполняют задания, устроим конкурс между болельщиками. Приглашаются по 1 болельщику от каждой команды. Слушайте задание: на каждый шаг (по очереди) надо назвать птицу, зимующую в ХМАО. Шаг без названия птиц не делать. Выигрывает тот, кто больше сделает шагов с названием птиц. Жюри подводит итоги.
7.Конкурс “Поговорки и пословицы о птицах”.

Педагог
: Начинаем конкурс между командами. “Кто больше знает поговорок, пословиц о птицах”. Условия конкурса: Поговорки и пословицы называет каждая команда по очереди. Слово жюри.
Педагог
: Что страшнее для птиц зимой: холод или голод? Действительно для птиц зимой страшнее голод. За короткий зимний день птицы не успевают утолить голод. В зимнюю стужу голодные и ослабевшие птицы легко замерзают. В суровую зиму из десяти синичек выживает только одна. - А как можно помочь птицам? Да, приготовить кормушки и угощение для птиц.
8Конкурс «Домашнее задание».
Дома ребята при помощи родителей из подручного материала смастерили кормушки для птиц.
Педагог
: Кормушки для птиц бывают самые разные: из дерева, пластиковых бутылок, даже из пакетов из-под сока или молока. (Учащиеся показывают кормушки изготовленные заранее дома совместно с родителями). Жюри оценивает работы .
9.Конкурс «Птичья столовая».

Педагог
: В лотках лежит корм для птиц, вы должны приготовить птичье угощенье и дать рецепту оригинальное название. Жюри оценивает.
Педагог
: В заключение мероприятия споём песню взявшись за руки. «Если б только все земляне всё живое берегли». Исполняется песня
Итог мероприятия
. (Слово жюри)
Педагог
: А сейчас родители заполнят свою анкету , а вы , ребята свою
Анкета для родителей.
Диагностика удовлетворенности родителей ( адаптированная методика Е.Н.Степанова)
Ответы:
4. Совершенно согласен, 3 – согласен, 2 – трудно сказать, 1 – не согласен, 0 – совершенно не согласен.
1.
Тема внеклассного мероприятия актуальна.
4 3 2 1 0
2.
Мероприятие способствовало становлению основ гражданской позиции и мировоззрения вашего ребенка 4 3 2 1 0
3.
Мероприятие способствовало духовно-нравственному развитию и вос - питанию Вашего ребенка, принятию им моральных норм, нравствен - ных установок. 4 3 2 1 0
4.
Мероприятие способствовало формированию готовности Вашего ре - бенка самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки перед семьей и обществом 4 3 2 1 0
5.
Учитель выбрал правильную форму организации взаимодействия с уча- щимися и родителями 4 3 2 1 0
6.
Вы готовы принять участие в совместных с детьми мероприятиях. 4 3 2 1 0 Обработка результатов теста: удовлетворенность родителей работой педагога определяется как частное от деления общей суммы баллов всех ответов родителей на общее количество ответов. Если коэффициент равен 3 или более, то это свидетельствует о высоком уровне удовлетворенности; 2 - средний уровень. Менее 2 – низкий.
Object 3
Собрав анкеты подсчитала удовлетворённость родителей: На внеурочном занятии присутствовало12 родителей: из них все показали высокий уровень удовлетворённости.
Итог
- родителям внеклассное мероприятие понравилось.
Анкета для учащихся.

Было трудно 4 3 2 1 0 Было интересно 4 3 2 1 0 Было увлекательно 4 3 2 1 0 Нарисуй свое настроение
Object 5
Собрав анкеты для учащихся выяснила, что 10учеников испытывали трудности в проведении КВН, 3 учащимся было интересно, а 2 учащимся – увлекательно. Мероприятие учащимся понравилось: им было трудно, интересно и увлекательно. Проанализировав анкеты можно сделать
вывод,

что цель данного мероприятия достигнута, КВН родителям и детям

понравился. В дальнейшем планирую провести ряд мероприятий

совместно с родителями.

Рефлексия:
В нашей местности рядом с человеком зимуют воробьи, дятлы, синицы, сороки, снегири. Птицы довольно успешно могут противостоять холодам в том случае, если вокруг много подходящего корма. Поэтому необходимо делать и развешивать кормушки.
Главное правило
: не забывать подсыпать корм в кормушки. Листовки «Чем кормить птиц зимой» распечатали и раздали всем участникам .
Методические советы на период ближайшего

последействия
.
В завершении внеклассного мероприятия школьники организованно вместе с педагогом и родителями выходят во двор школы, развешивают кормушки на деревьях, насыпают специальный корм для птиц
.

Литература:
1. Благосклонов К. Н. Охрана и привлечение птиц. — М.: «Просвещение», 1972. — 240 с. 2. Великанов Л.Л. « Энциклопедия для детей»; изд. «Аванта+», Москва, 1995г. 3. Жук Л.И. Я люблю эту землю. – Минск: Издательство ООО Красико- Принт, 2000г.-128с. 4. Землянова О.В., Козлова Н.Б., Патрушева Л.И., Носова М.Н., Гарьюнг С.Г., Погудина Н.А. Листая экологический календарь: сценарии массовых мероприятий, посвященных датам экологического календаря. Барнаул: АКДЭЦ, 2003г. 5. Надель-Червинская М. А., Червинский П. П. Энциклопедический мир Владимира Даля. — Книга первая: Птицы. — Т. 1. — Ростов-на-Дону, 1996г. — 512 с