Автор: Хохлова Елена Николаевна Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад комбинированного вида № 49"
Населённый пункт: город Апатиты, Мурманская область
Наименование материала: Конспект ООД
Тема: "Мои верные помощники".
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад комбинированного вида № 49»
МКУ «Управление образования Администрации города Апатиты Мурманской области»
КОНСПЕКТ ООД
С ЭЛЕМЕНТАМИ ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЯ
ДЛЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
«МОИ ВЕРНЫЕ ПОМОЩНИКИ»
ХОХЛОВА ЕЛЕНА НИКОЛАЕВНА,
ВЫСШАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ КАТЕГОРИЯ
ПО ДОЛЖНОСТИ «ВОСПИТАТЕЛЬ»
Апатиты
2016
Образовательные области: познавательное развитие;
социально – коммуникативное;
физическое развитие.
Задачи:
1. Продолжить формирование интереса к познанию своего тела;
элементарных представлений о роли органов чувств ( глаза, уши, нос) в
жизни человека; способностей анализировать результаты наблюдений и
экспериментов, опираясь на данные, полученные с помощью сенсорного
восприятия.
2. Закрепить знания гигиены органов слуха, зрения, дыхания и бережного
отношения к ним.
3. Развивать быстроту мышления, творческое воображение.
4. Воспитывать бережное и заботливое отношение к своему организму.
Предварительная работа:
- беседы об органах чувств у животных и человека;
- рассматривание плаката «Строение человека»;
- рассматривание и чтение энциклопедии для малышей «Я и мое тело»;
- чтение художественной литературы: «Мойдодыр», «Доктор Айболит»
К. И. Чуковского, «Неболейка» И. Семеновой, «Про нос и язык»
рассказ Е. Пермяка;
- сюжетно-ролевые игры «Больница», «Кабинет окулиста».
Демонстрационный материал и оборудование :
• шарф для завязывания глаз, книга, «чудесный мешочек», набор мелких
Предметов;
• ширма, бумага, ножницы, 2 стакана с водой, поднос с
ароматизированными предметами, салфетка;
• мультимедийная установка, ноутбук, экран.
Ход ООД
1 слайд - заголовок
Воспитатель: Дети, послушайте загадку: ( 2 слайд)
Два братца через дорогу живут,
А друг друга не видят (глаза)
( 3 слайд):
Природа заботливо оберегает глаза: они расположены в специальных
углублениях — глазницах (домиках). Закрывает этот «дом» специальная
«дверца» под названием — веко. А если появится опасность, веки по
приказу мозга молниеносно захлопнутся. Только тогда, когда глаза
прикрыты веками, они находятся в покое. Когда же глаза открыты, человек
постоянно рассматривает то, что находится перед ним. Они движутся то
влево, то вправо, то вверх, то вниз, как бы ощупывая изображение.
Воспитатель:
-Ребята, давайте вспомним, зачем человеку глаза?
Дети:
- Чтобы видеть, читать книги.
Воспитатель:
- Послушайте стихотворение: ( 4 слайд)
Разберемся вместе, дети,
Для чего глаза на свете?
И зачем у всех у нас
На лице есть пара глаз?
Чтоб текла из них слеза?
Ты закрой глаза ладошкой,
Посиди совсем немножко,
Где кроватка, где окно?
Странно, скучно и обидно-
Ничего вокруг не видно.
Нужно помнить каждый час,
Как важны глаза для нас!
Воспитатель:
- Как называют человека, который не видит?
Дети:
- Слепой
Воспитатель:
- Как можно помочь этому человеку?
Дети:
- Помочь перейти дорогу, подать руку, предметы, почитать ему книги.
Воспитатель предлагает детям выяснить с помощью эксперимента, трудно ли человеку
обходиться без глаз. Предлагает закрыть крепко глаза (завязать шарфиком).
Воспитатель:
- Скажите, что у меня в руках?
(дети не видят)
Воспитатель:
- А что я делаю? (воспитатель делает 2-3 бесшумных действия.).
(дети этих действий не видят и ничего о них сказать не могут).
В - ль: Теперь снимите шарф и скажите: зачем человеку глаза?
(ответы детей).
В - ль: А сейчас давайте убедимся еще раз, можно ли обойтись без глаз?
Мы с вами поиграем. Встанем беспорядочно в группе. Завяжем Артему
глаза и
попросим пройти от двери до окна, обходя товарищей, даже если постарался
запомнить их расположение.
Воспитатель: А теперь Артем выполнит другое задание: возьмет конфету
и съест ее.
(Артем легко выполняет задание).
В - ль: Видите, ходить по комнате не мог, а мимо рта не проносит.
Далее воспитатель проводит игру «Чудесный мешочек»
(ребенок должен рукой на ощупь отгадать предмет).
Игра повторяется 3 раза, проводится стоя.
Затем воспитатель предлагает сесть на свои стульчики.
В - ль: Как бы мы жили, если бы у человека не было глаз?
Дети: Нам пришлось бы плохо.
Когда человек много работает или играет за компьютером, смотрит
телевизор, глаза устают и начинают слезиться. Для отдыха глаз существует
зрительная гимнастика, которую нужно выполнять ежедневно.
Выполняется зрительная гимнастика: (5 слайд)
Читает загадку: (6 слайд)
Дети слушают в лесу,
Как кричат кукушки,
А для этого нужны
Нашим детям… (ушки)
( 7 слайд):
В отличие от глаз, которые закрываются веками, наши уши постоянно
открыты, а значит, они постоянно слышат, улавливают какие-то звуки, даже
когда человек спит. Поэтому, уши одни из первых могут сообщить нам об
опасности, они очень хорошо слышат разные звуки: кто как кричит и
разговаривает, как шумит море, деревья, шуршит листва и т.д
В - ль:
- Сколько ушей у человека?
Дети:
- Два уха
В - ль:
- Как называют человека, который не слышит?
Дети:
- Глухой
В - ль:
- Как ему можно помочь?
Дети:
- Врачи выписывают слуховые аппараты, можно написать слова на
листочке, показать жестами действия.
В- ль:
- Как нужно беречь уши, чтобы они не болели и не пропал слух?
Дети :
- Нельзя ходит зимой без шапки, засовывать острые предметы в уши.
Нельзя громко кричать в ухо, слушать громко музыку. Нельзя, чтобы
вода в уши попадала при купании. (8 слайд)
Затем в – ль предлагает объяснить поговорку: «В одно ухо влетело, а из
другого вылетело».
Далее проводит игру «Угадай меня по голосу». Игра повторяется 2-3
раза.
Детям предлагается еще одна игра на анализ слуховых раздражителей.
В - ль:
- А теперь послушаем тишину. Кто больше услышит в ней звуков?
(Дети замолкают и слушают звуки на улице, раздающиеся в здании, участке
детского сада).
Вывод: Какие хорошие у вас уши.
В – ль : Мы с вами знаем, что звуки бывают разными. Попробуйте
определить, что я сейчас буду делать.
(Спрятав руки за ширму, воспитатель производит действия,
сопровождающиеся звуковыми явлениями: переливает воду из одной банки
в другую, шелестит бумагой, стучит ложками, мешает чайной ложкой в
стакане, разрывает бумагу).
Дети должны каждый раз определить источник звука.
В – ль: Ребята, на наших опытах вы убедились, как трудно жить не имея
слуха и зрения и почувствовали, чего лишен человек, который из-за болезни
или несчастного случая потерял зрение или слух. Эти люди живут среди нас
и мы должны не только сострадать им, но и помогать всем, чем можем.
( 9 слайд):
Совсем недавно в Сочи завершились зимние олимпийские игры. Сначала
соревновались здоровые спортсмены, а потом открылись паралимпийские
игры для спортсменов – инвалидов. Они завоевали очень много золотых и
серебряных медалей в разных зимних видах спорта, не смотря на то, что
многие были слепыми, глухими или не имели рук или ног.
(10 слайд): Эти спортсмены показали удивительно большую силу воли,
мужество, выносливость, смелость. Они доказали всему миру, что тяжелые
болезни не должны мешать человеку добиваться высоких результатов и
жить интересной полноценной жизнью в обществе.
воспитатель проводит с детьми физкультминутку , стоя в кругу:
Есть в большом лесу избушка
Стоит задом наперед
(наклоны с поворотом вокруг себя)
В той избушке есть старушка
Бабушка Яга живет,
(приседания с хлопками)
Нос крючком,
(показ руками вперед себя)
Глаза большие,
(круговые вращения рук в стороны)
Словно искорки горят,
(сжимание и разжигание пальцев в кулаки)
Уши старые, глухие,
Но подслушать все хотят.
(наклоны вправо, влево с выставлением ладоней возле ушей).
Дети садятся на свои стульчики. В – ль читает загадку (11 слайд):
Вот гора, а у горы
Две глубокие норы.
В этих норах воздух бродит,
То заходит, то выходит (нос)
( 12 слайд):
Некоторые считают, что нос - это только украшение лица. Другие думают,
что природа дала нам нос, чтобы задирать его кверху. Есть даже выражения:
«Ишь, ты, нос задрал!» или «Ну, что, ты, нос повесил?» Это шутка. На
самом деле даже самый маленький нос весьма важная часть тела.
В - ль:
- Для чего человеку нужен нос?
Дети:
- Чтобы дышать, нюхать запахи.
Вот это мы сейчас с вами и проверим.
В – ль проводит игру «Определи по запаху».
На большом подносе на тарелочках лежат ароматные предметы (апельсин,
чеснок, кофе). В – ль завязывает ребенку глаза платком и подносит к носу
любую тарелочку. Ребенок должен определить по запаху, что лежит в этой
тарелочке.
В – ль: Молодцы, легко определили все предметы по запаху. Но если
человек болен, простужен, у него насморк и заложен нос, то запахи ему
трудно различать, да и дышать трудно. Поэтому нужно беречь себя от
болезней.
А давайте проверим, знаете ли вы остальные части тела.
Игра «Покажи части тела».
Дети встают в круг. В – ль сначала называет и показывает части тела
правильно, затем - неправильно, следя за реакцией и внимательностью
детей. показывает такие части тела: руки, ноги, голова, шея, уши, нос,
глаза, рот, щеки, веки, ресницы, брови, подбородок, лоб, волосы и т. д.
В - ль подводит итог занятия.
В - ль: Ребята, сегодня на занятии вы много узнали о своих помощниках –
органах чувств человека и с помощью экспериментов убедились, как
сложно, трудно жить без хорошего зрения, слуха, обоняния. Поэтому, надо
беречь наших помощников (уши, глаза, нос) от болезней и травм и
внимательно относиться к своему здоровью.