"Познание внутреннего мира другого человека и самопознание"

Автор: Карпова Наталья Александровна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МАОУ СОШ №4
Населённый пункт: г. Новый Уренгой, ЯНАО
Наименование материала: разработка классного часа "Кто мы есть?"
Тема: "Познание внутреннего мира другого человека и самопознание"
Дата публикации: 12.02.2016







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации

Разработка личностно - ориентированного классного часа для учащихся начальных классов
«Кто мы есть?»




Выполнила учитель начальных классов МАОУ СОШ №4 с углубленным изучением английского языка г. Новый Уренгой Карпова Наталья Александровна 2015 год
Цели классного часа:

 формировать у учащихся представление о характере;  побуждать к познанию внутреннего мира другого человека и к самопозна- нию;  способствовать осознанию детьми черт своего характера.
Оформление и оборудование:
 стулья в классной комнате расставлены по кругу;  оборудованные места для работы 2 микрогрупп;  красочный зонтик;  белая и чёрная бумага, клей, ножницы;  карточки с названиями черт характера (положительных и отрицательных), вырезанные из цветной бумаги лепестки цветка (тёплые цвета – для поло - жительных качеств, холодные цвета – для отрицательных);
Ход классного часа

1. Психологический настрой.
Учащиеся и учитель садятся на стулья, которые располагаются по кру - гу в классной комнате. Вступительное слово классного руководителя: - Ребята, поздоровайтесь глазками, улыбнитесь. У каждого из вас сейчас своё настроение: кто-то возбуждён, кто-то может быть огорчён. Давайте от - влечёмся. Нам поможет в этом “зонтик настроений”. (Дети, побывав несколько минут под зонтиком, передают его друг другу). - Теперь у вас прекрасное настроение. Попробуем пронести его через всё наше занятие.
2. Введение в тему классного часа
(беседа). - Сегодня мы попробуем разобраться в себе. Сейчас каждый из вас мыс - ленно поставит перед собой вопрос и попытается на него ответить (учитель спрашивает несколько человек). - Кто я? (дети отвечают: человек). - Кто мы? (дети отвечают: люди). - Какой я? (дети дают разные варианты ответов). - Ребята, вы ничего не заметили? Отвечая на вопрос “кто я?”, вы все отве - тили – “человек”, а на вопрос “какой я?”, вы отвечаете по-разному. О чём это говорит? (дети отвечают: что все мы разные). Высокие, низкие, далёкие, близкие, Гиганты, гномы, малыши, Слабыши и крепыши, Блондины, брюнеты, шатены, Всякие аборигены, И папы, и мамы, и дети – Роднее их нет на свете. Все вроде разные на вид, Но почему – вопрос У каждого руки, и ноги, и рот,
Два уха, два глаза и нос. - Мы все разные, но в тоже время у нас много общего. Очень легко от - личить человеческие существа от животных или каких-либо других предметов. В самом деле, вы никогда не перепутаете ребёнка с котом или мячом. Похожи люди друг на друга формой своего тела. Мы похожи друг на друга, но не одина - ковые. - Чем же мы отличаемся? (ответы детей). - У нас есть как внешние отличия (рост, вес, цвет глаз, волос и т.д.), так и “внутренние”. - Что это за “внутренние” отличия? Почему один человек добрый, а дру - гой – не очень; один жадный, а другой щедрый? (ответы детей). - Это происходит потому, что у каждого из нас свой характер. А доброта, щедрость, жадность – это черты характера. - Какие ещё черты характера вы знаете? (ответы детей). - Кто у нас в классе самый весёлый? непослушный? честный? воспитан - ный? храбрый? ответственный?
3. Работа в группах.
 учащиеся рассаживаются по группам; - Характер, словно цветочный букет, состоит из множества черт характера. Сколько их? Психологи подсчитали: около 1300, т.е., составляя словесный портрет человека, можно назвать, не повторяя, более тысячи качеств. - Представьте размеры букета, состоящего из тысячи самых разных цветов. Многие из них – лекарственные, полезные; многие – просто красивые, ими хочется любоваться, восхищаться. Но будут и такие цветы, от которых захо - чется избавиться. Они ядовитые, отравляют другие цветы и портят весь пре - красный букет.  на доске – 2 цветка, в каждом по 7 лепестков. Каждая группа полу - чает карточки с названиями черт характера. - Какие качества вырастают на лекарственных, полезных цветах, а какие – на ядовитых?  в группах идёт обсуждение. Далее представители от каждой группы высказывают свои суждения и приклеивают карточки к лепесткам выбранного цветка. - На самом деле, разделение людей на плохих и хороших бывает только в сказках. Все люди имеют в себе прямо противоположные качества. Они не просто живут рядом. Эти качества сражаются. Например, честность и ложь; жадность и щедрость; лень и трудолюбие; зависть и доброжела - тельность. Приведите свои примеры.  ученики в группах проигрывают ситуации. - Итак, мы с вами выяснили, что в любом человеке – живут два совершен - но противоположных существа. Они всё время находятся в противостоя - нии. И здесь всё зависит от самого человека. Существо Чёрное не дрем - лет. Задумался человек, расслабился, перестал себя контролировать… Чёрное и подтолкнёт его на всякие нехорошие поступки. А через некото -
рое время человек удивляется себе: “Как это я мог такое совершить?!” Даже стыдно.  каждая группа получает задание: из бумаги чёрного цвета вырезать образ Чёрного существа. Выступление представителей. - А другое существо. Назовём его условно – Белым. Оно мешает Чёрно - му действовать.  задание группам: из бумаги белого цвета вырезать образ Белого су - щества. выступление представителей.
4. Заключительное слово классного руководителя.
- Сейчас, пока ещё у вас не сформирован, не окреп характер, ваше Белое существо нуждается в постоянной помощи, поддержке. Идёт неравный бой: плохие и глупые поступки совершаются сами по себе. А хорошие – требуют усилий. - Эти два существа и есть черты характера. И смотря, какие черты будут преобладать в вашем характере, о вас будут говорить ‘хороший человек’ или “плохой человек”.
5. Рефлексия.
- Что вам понравилось? - Что было особенно интересно? - Что я сегодня уношу с классного часа? (моё открытие…)
Литература
1. Воспитание. Первый класс: Пособие для педагогов/ Под общ. ред. М.П. Осиповой.- Минск: Интерпрессервис; “Экоперспектива”, 2002. – 431с. 2. Воспитание. Второй класс: Пособие для учителей начальных классов, воспитателей групп продлённого дня/ Под общ. ред. М.П. Осиповой.- Минск: Интерпрессервис; “Экоперспектива”, 2003. – 416с. 3. Инсценированные классные часы в начальной школе: как быть здоровым / авт.-сост. О.В.Белоножкина. – Волгоград: Учитель, 2006. – 126с. 4. Классному руководителю о классном часе. Технология подготовки и про - ведения личностно-ориентированного классного часа / Под ред. Е.Н.Сте - панова, М.А.Александровой. – Москва: ТЦ Сфера. 2002. – 128с.