"Познание внутреннего мира другого человека и самопознание"
Автор: Карпова Наталья Александровна Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МАОУ СОШ №4
Населённый пункт: г. Новый Уренгой, ЯНАО
Наименование материала: разработка классного часа "Кто мы есть?"
Тема: "Познание внутреннего мира другого человека и самопознание"
Разработка личностно - ориентированного
классного часа
для учащихся начальных классов
«Кто мы есть?»
Выполнила учитель начальных классов
МАОУ СОШ №4
с углубленным изучением английского языка
г. Новый Уренгой
Карпова Наталья Александровна
2015 год
Цели классного часа:
формировать у учащихся представление о характере;
побуждать к познанию внутреннего мира другого человека и к самопозна-
нию;
способствовать осознанию детьми черт своего характера.
Оформление и оборудование:
стулья в классной комнате расставлены по кругу;
оборудованные места для работы 2 микрогрупп;
красочный зонтик;
белая и чёрная бумага, клей, ножницы;
карточки с названиями черт характера (положительных и отрицательных),
вырезанные из цветной бумаги лепестки цветка (тёплые цвета – для поло -
жительных качеств, холодные цвета – для отрицательных);
Ход классного часа
1. Психологический настрой.
Учащиеся и учитель садятся на стулья, которые располагаются по кру
-
гу в классной комнате.
Вступительное слово классного руководителя:
- Ребята, поздоровайтесь глазками, улыбнитесь. У каждого из вас сейчас
своё настроение: кто-то возбуждён, кто-то может быть огорчён. Давайте от
-
влечёмся. Нам поможет в этом “зонтик настроений”.
(Дети, побывав несколько
минут под зонтиком, передают его друг другу).
- Теперь у вас прекрасное настроение. Попробуем пронести его через всё
наше занятие.
2. Введение в тему классного часа (беседа).
- Сегодня мы попробуем разобраться в себе. Сейчас каждый из вас мыс
-
ленно поставит перед собой вопрос и попытается на него ответить
(учитель
спрашивает несколько человек).
- Кто я? (дети отвечают: человек).
- Кто мы? (дети отвечают: люди).
- Какой я? (дети дают разные варианты ответов).
- Ребята, вы ничего не заметили? Отвечая на вопрос “кто я?”, вы все отве -
тили – “человек”, а на вопрос “какой я?”, вы отвечаете по-разному. О чём это
говорит? (дети отвечают: что все мы разные).
Высокие, низкие, далёкие, близкие,
Гиганты, гномы, малыши,
Слабыши и крепыши,
Блондины, брюнеты, шатены,
Всякие аборигены,
И папы, и мамы, и дети –
Роднее их нет на свете.
Все вроде разные на вид,
Но почему – вопрос
У каждого руки, и ноги, и рот,
Два уха, два глаза и нос.
- Мы все разные, но в тоже время у нас много общего. Очень легко от
-
личить человеческие существа от животных или каких-либо других предметов.
В самом деле, вы никогда не перепутаете ребёнка с котом или мячом. Похожи
люди друг на друга формой своего тела. Мы похожи друг на друга, но не одина -
ковые.
- Чем же мы отличаемся? (ответы детей).
- У нас есть как внешние отличия (рост, вес, цвет глаз, волос и т.д.), так и
“внутренние”.
- Что это за “внутренние” отличия? Почему один человек добрый, а дру
-
гой – не очень; один жадный, а другой щедрый? (ответы детей).
- Это происходит потому, что у каждого из нас свой характер. А доброта,
щедрость, жадность – это черты характера.
- Какие ещё черты характера вы знаете? (ответы детей).
- Кто у нас в классе самый весёлый? непослушный? честный? воспитан
-
ный? храбрый? ответственный?
3. Работа в группах.
учащиеся рассаживаются по группам;
- Характер, словно цветочный букет, состоит из множества черт характера.
Сколько их? Психологи подсчитали: около 1300, т.е., составляя словесный
портрет человека, можно назвать, не повторяя, более тысячи качеств.
- Представьте размеры букета, состоящего из тысячи самых разных цветов.
Многие из них – лекарственные, полезные; многие – просто красивые, ими
хочется любоваться, восхищаться. Но будут и такие цветы, от которых захо -
чется избавиться. Они ядовитые, отравляют другие цветы и портят весь пре -
красный букет.
на доске – 2 цветка, в каждом по 7 лепестков. Каждая группа полу
-
чает карточки с названиями черт характера.
- Какие качества вырастают на лекарственных, полезных цветах, а какие –
на ядовитых?
в группах идёт обсуждение. Далее представители от каждой группы
высказывают свои суждения и приклеивают карточки к лепесткам
выбранного цветка.
- На самом деле, разделение людей на плохих и хороших бывает только в
сказках. Все люди имеют в себе прямо противоположные качества. Они
не просто живут рядом. Эти качества сражаются. Например, честность и
ложь; жадность и щедрость; лень и трудолюбие; зависть и доброжела
-
тельность. Приведите свои примеры.
ученики в группах проигрывают ситуации.
- Итак, мы с вами выяснили, что в любом человеке – живут два совершен -
но противоположных существа. Они всё время находятся в противостоя
-
нии. И здесь всё зависит от самого человека. Существо Чёрное не дрем
-
лет. Задумался человек, расслабился, перестал себя контролировать…
Чёрное и подтолкнёт его на всякие нехорошие поступки. А через некото
-
рое время человек удивляется себе: “Как это я мог такое совершить?!”
Даже стыдно.
каждая группа получает задание: из бумаги чёрного цвета вырезать
образ Чёрного существа. Выступление представителей.
- А другое существо. Назовём его условно – Белым. Оно мешает Чёрно
-
му действовать.
задание группам: из бумаги белого цвета вырезать образ Белого су
-
щества. выступление представителей.
4. Заключительное слово классного руководителя.
- Сейчас, пока ещё у вас не сформирован, не окреп характер, ваше Белое
существо нуждается в постоянной помощи, поддержке. Идёт неравный
бой: плохие и глупые поступки совершаются сами по себе. А хорошие –
требуют усилий.
- Эти два существа и есть черты характера. И смотря, какие черты будут
преобладать в вашем характере, о вас будут говорить ‘хороший человек’
или “плохой человек”.
5. Рефлексия.
- Что вам понравилось?
- Что было особенно интересно?
- Что я сегодня уношу с классного часа? (моё открытие…)
Литература
1.
Воспитание. Первый класс: Пособие для педагогов/ Под общ. ред. М.П.
Осиповой.- Минск: Интерпрессервис; “Экоперспектива”, 2002. – 431с.
2.
Воспитание. Второй класс: Пособие для учителей начальных классов,
воспитателей групп продлённого дня/ Под общ. ред. М.П. Осиповой.-
Минск: Интерпрессервис; “Экоперспектива”, 2003. – 416с.
3.
Инсценированные классные часы в начальной школе: как быть
здоровым / авт.-сост. О.В.Белоножкина. – Волгоград: Учитель, 2006. –
126с.
4.
Классному руководителю о классном часе. Технология подготовки и про -
ведения личностно-ориентированного классного часа / Под ред. Е.Н.Сте -
панова, М.А.Александровой. – Москва: ТЦ Сфера. 2002. – 128с.